Будет ли Россия компенсировать жителям Донбасса вклады в Сбербанке СССР? | Личные деньги | Деньги

Алексей Макурин

Примерное время чтения: 2 минуты

875

Категория:  Деньги от государства

С 2019 г. жители Донецкой и Луганской народных республик могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Приобретают ли они в этом случае право на получение от России компенсации по старым советским вкладам?

«Независимые государства, образовавшиеся на месте СССР, разделили его банковскую инфраструктуру, и каждая страна взяла на себя обязательства по вкладам, оформленным на ее территории, — описал «АиФ» предысторию вопроса председатель совета Финпотребсоюза Игорь Костиков. — По российскому законодательству право на компенсацию имеют граждане РФ, которые до 20 июня 1991 г. оформили вклад в одном из учреждений Сбербанка в границах РСФСР. Но на людей, разместивших свои сбережения в филиалах, в то время расположенных на Украине или в других республиках, эта норма не распространяется. Сейчас после вхождения Крыма в состав России и образования независимых государств в Донбассе появилась политическая необходимость отдельно изучить, есть ли возможность распространить компенсацию на граждан РФ, которые там проживают. Но ответ на этот вопрос зависит не от нынешнего Сбербанка России, а от Минфина и правительства».

На Украине правопреемником республиканского банка Сбербанка СССР стал Ощадбанк. С 1997 г. вкладчики советских времен получают через него частичную компенсацию съеденных инфляцией сбережений.

В 2017 г. член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Дмитрий Белик разработал законопроект, в котором предложил российскому правительству взять на себя выплату советских долгов по вкладам жителям двух новых субъектов России — Республики Крым и города Севастополь.

Но это предложение не превратилось в закон. Поэтому в бюджете РФ на 2022 г. не предусмотрены деньги для вкладчиков, которые больше 30 лет назад завели сберкнижки на полуострове.

Не могут по действующему российскому законодательству восстановить свои вклады и новые граждане РФ. Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» распространяется только на тех, кто имел российский паспорт к 10 мая 1995 г., когда он вступил в силу.

В то же время шанс вернуть какую-то часть своих сбережений с помощью российского бюджета у крымчан и севастопольцев остается. По информации Госсовета Республики Крым, Министерству финансов РФ было поручено дать прогноз — каких расходов потребует реализация этой инициативы. Но ДНР и ЛНР Россия признала независимыми государствами, и в этой логике изыскивать деньги на выплаты советским вкладчикам теперь должны правительства этих республик.

Однако даже если вкладчики Крыма и Донбасса получат установленные в России права, они не смогут полностью восстановить свои сбережения.

Максимально возможная в РФ компенсация по советским вкладам в Сбербанке выплачивается в пропорции 3:1. То есть на каждый рубль, обесценившийся 30 лет назад, можно получить только 3 современных российских рубля.

СССРкомпенсации вкладчикамДонбасс

Следующий материал

Новости СМИ2

Как получить деньги по вкладам сбербанка СССР — Міністерство фінансів України — Ощадбанк

         

Автор: RBC.UA

В Украине за два месяца проведения компенсационных выплат около 2,1 млн вкладчиков Сбербанка бывшего СССР уже получили компенсацию на общую сумму 1 млрд 962 млн грн. Об этом сообщил заместитель председателя правления «Ощадбанка» Антон Тютюн, передает пресс-служба «Ощадбанка».

В Украине за два месяца проведения компенсационных выплат около 2,1 млн вкладчиков Сбербанка бывшего СССР уже получили компенсацию на общую сумму 1 млрд 962 млн грн. Об этом сообщил заместитель председателя правления «Ощадбанка» Антон Тютюн, передает пресс-служба «Ощадбанка».

Компенсационные выплаты проводятся с 1 июня 2012 г. и продлятся до 25 декабря т.г. На сегодня уже почти 3,8 млн вкладчиков получили дату и время актуализации своих данных, из них около 3,3 млн ее осуществили.

«Компенсационные выплаты проходят по графику. Каждый вкладчик приходит в банк в определенное только для него время и получает компенсацию… С 1 сентября т.г. начнется регистрация тех вкладчиков, кто еще не проходил регистрацию своих данных и компенсационных счетов», — рассказал Тютюн.

Отметим, Минфин направил «Ощадбанку» в июле 1,5 млрд грн для выплат компенсаций бывшим вкладчикам Сбербанка СССР за обесцененные сбережения. Напомним, по данным «Ощадбанка», на конец июня свои выплаты получили 12% вкладчиков Сбербанка СССР. Банк также прогнозировал завершение расчетов до декабря 2012 г.

Как сообщалось, 27 июня с.г. Президент Украины Виктор Янукович подписал закон о «простом» механизме возврата вкладов Сбербанка СССР. В частности, документ устанавливает «простой и не затратный механизм» возврата гражданам обесцененных вкладов путем наличного или безналичного расчета через учреждения АО «Ощадбанк Украины».

Напомним, с 1 июня с.г. в Украине начались выплаты вкладчикам, которые вложили свои деньги в Сбербанк СССР до 2 января 1992 г. Планируется, что к концу 2012 г. компенсацию получат около 6 млн вкладчиков. По состоянию на 5 июня 2012 г. 93 тыс. человек получили по 1 тыс. грн компенсации вкладов бывшего Сбербанка СССР.

Ранее Янукович заявил, что Украина с 1 июня и до конца 2012 г. вернет гражданам вклады Сбербанка СССР. Инициировала возвращение вкладов граждан в Сбербанке СССР Юлия Тимошенко в 2007 г., когда занимала пост премьер-министра. На 2008 г. правительство Тимошенко обещало выплатить около 20 млрд грн утраченных вкладов. При этом, прямыми выплатами — 6 млрд, остальные — за счет долгов. В начале 2008 г. вкладчикам начали выдавать по 1 тыс. грн.

Выплаты осуществлялись в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 9 января 2008 г. № 1 «О выплате в 2008 г. гражданам Украины компенсации потерь от обесценивания денежных сбережений, вложенных до 2 января 1992 г. в учреждениях Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, что действовали на территории Украины, и облигации Государственной беспроцентной ссуды 1990 г., государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные на территории Украинской ССР». Однако в итоге получить обещанные деньги смогли далеко не все вкладчики. Затем возвращение вкладов и вовсе прекратилось.

По состоянию на 2 января 1992 г. остатки проиндексированных вкладов составили 124 млрд 190 млн грн, в том числе 2 млрд 290 млн грн — ценные бумаги бывшего СССР.

         

Читайте РБК-Україна в Google News

Міністерство фінансів України Ощадбанк

Тайная операция «Сбербанк» – Загадка Россия

Чрезвычайная сделка по продаже контрольного пакета акций Сбербанка Банком России (Центральным банком) Министерству финансов готовилась как «спецоперация», а не как обычная иметь дело. Кстати, номинально она является второй по величине сделкой в ​​истории российского рынка: 40 млрд долларов США, уступая лишь сделке Роснефти и ТНК ВР в 2013 году на сумму 55 млрд долларов США. Такого рода «операции» становятся чуть ли не привычкой после странной приватизации «Роснефти» в 2016 г. или резкого повышения пенсионного возраста в 2018 г. При описании подобных операций в России нельзя не использовать термин «схема» (с некоторым местные наблюдатели даже вспомнили негативно нагруженное банковским жаргоном слово «

схематоз «).

Действительно, что думают обычные люди, когда видят, как крупный актив перекладывается из кармана одного государства в другое? Скорее всего, они спросят: «Какой смысл? Сбербанк 30 лет принадлежал ЦБ, так почему его вдруг продают государству? И почему правительство хочет заплатить полную цену Центральному банку вместо того, чтобы просто забрать актив?»

Справедливости ради, Минфин и ЦБ как никогда активно реагировали на лавину вопросов журналистов. Тем не менее, некоторые вопросы все еще остаются, спустя две недели после объявления о сделке. Словом, коммуникационная политика российских властей всегда оставляет желать лучшего.

Почему бы, например, не опубликовать что-то вроде списка часто задаваемых вопросов по сделке или организовать совместный публичный брифинг Минфина и ЦБ, чтобы объявить об этой «сделке века»?

Формально это можно рассматривать как нормальную сделку, даже разумную. До 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявляла России, что «странно» то, что крупнейший банк принадлежит Центральному банку, а не правительству, как сообщил в октябре заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Российские власти признают наличие «потенциального конфликта интересов» в отношении владения Центральным банком Сбербанка и регулирования всего банковского сектора, на что указывал Международный валютный фонд (МВФ) в 2013 году. Однако, выполнив одну рекомендацию международных организаций, Российские власти тут же нарушили еще один. Вопреки совету МВФ, они решили использовать номинированные в иностранной валюте нефтегазовые сбережения Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования текущих расходов бюджета.

Как выяснилось, почти половина денег, которые Минфин уплатит Банку России в качестве вознаграждения за Сбербанк, вернется в бюджет правительства. Эти деньги помогут профинансировать новейшие популистские инициативы Владимира Путина.

Конфликт интересов

Так какова была истинная цель сделки? Исчерпывающего ответа на этот вопрос пока нет ни у кого. Но мы считаем, что у сделки две основные цели: политическая и экономическая.

Официальное объяснение Минфина заключается в том, что сделка устранит давний «потенциальный конфликт интересов» Банка России как акционера Сбербанка (на долю которого приходится треть всех активов банковской системы России) и как мегарегулятор всего финансового сектора. Это противоречие существовало давно, но в разной степени. 15–20 лет назад Сбербанк был еще архаичным «банком для пенсионеров», неповоротливой машиной, сохраняющей советский менталитет, — и, наверное, имело смысл поддерживать его в ущерб бурно развивающимся новым банкам.

Но теперь Сбербанк действительно стал мощным финансовым гигантом с интересами в различных технологических бизнесах. Десять лет назад тогдашний зампред ЦБ Сергей Голубев признал, что владение Сбербанком было «тяжелой проблемой» для Банка России: Сбербанк «совершает множество нарушений» и ЦБ «ничего не может с этим поделать». С тех пор противоречия между Сбербанком и его основным акционером только обострились.

Агентство Reuters сообщило, что президент Сбербанка Герман Греф вступил в конфликт с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной из-за того, что Сбербанк не подчинился некоторым требованиям ЦБ. В последнее время интересы ЦБ и Сбербанка несколько раз сталкивались: например, в вопросе системы быстрых платежей (Сбербанк создавал свой механизм, а ЦБ настаивал на единой системе для рынка и даже штрафовал Сбербанк за задержку с подключением к этой системе), а также банковские более широкие «экосистемы» (Греф видит развитие такой системы своей главной задачей, в то время как ЦБ категорически против). Кажется, что эти противоречия дошли до того, что цивилизованный развод является лучшим решением. Судя по его, казалось бы, очень позитивной встрече с премьер-министром Михаилом Мишусиным, Греф был скорее доволен результатом.

Спорные дивиденды

Экономическую цель сделки можно объяснить следующим образом: до 2016 года Сбербанк выплачивал дивиденды своему основному акционеру — ЦБ, а последний полностью включал их в свой чистый доход. Тогда ЦБ выплачивал правительству 75% годовой чистой прибыли (до 2014 года было 50%).

Но в 2016 году правительство приняло антикризисный годовой бюджет (в отличие от обычных трехлетних бюджетных планов). С этого момента была принята «временная» мера, обязывающая ЦБ перечислять собранные от Сбербанка дивиденды напрямую в бюджет, минуя баланс регулятора. Это позволило федеральному бюджету привлечь дополнительные сотни миллиардов рублей, оставив Центробанку дополнительную статью расходов — дивиденды Сбербанка, выплачиваемые в бюджет.

Между тем, с 2017 года ЦБ фиксирует чистые убытки (даже до учета дивидендов Сбербанка), которые последний раз видел в 1998 году. Это связано с так называемым структурным профицитом ликвидности в банковской системе: ЦБ Банк тратит больше за счет процентов, выплачиваемых по депозитам коммерческих банков, и, соответственно, меньше зарабатывает за счет процентов, полученных от кредитования банков. При прежнем рутинном подходе к дивидендам Сбербанк вообще ничего не платил бы в бюджет, поскольку полученные от банка дивиденды не покрывали убытков от основной деятельности.

В 2019 году Набиуллина заявила, что перечисление дивидендов Сбербанка напрямую в бюджет — «не очень нормальная практика». Сбербанк ведь по-прежнему был собственностью ЦБ, отметила она. Ненормальным было то, что Центральный банк в целом продолжал нести бремя обязательств по этому активу, но доход, полученный от этого актива, шел правительству. Она дала понять, что необходимо вернуться к докризисному стандарту, когда дивиденды Сбербанка оставались у Банка России. В противном случае государство должно выкупить долю в Сбербанке. «На наш взгляд, для государства было бы логичным выкупить нашу долю в Сбербанке, если оно хочет получать дивиденды на постоянной основе», — заявила Набиуллина агентству «Интерфакс» в декабре.

13 февраля министр финансов Антон Силуанов подтвердил наличие «своего рода логического конфликта» между правительством и ЦБ по поводу дивидендов Сбербанка. Но теперь разногласия по поводу «временной» меры устранены: дивиденды Сбербанка будут поступать в Минфин на постоянной основе. Точнее, в Фонд национального благосостояния, который формально будет держать акции банка на своем балансе в течение длительного времени. За три года, с 2020 по 2022 год, в бюджет планируется собрать 754 миллиарда рублей (11,9 доллара США).млрд) дивидендов от Сбербанка, при этом на банк распространяется общепринятая ставка дивидендов для государственных компаний в размере 50% от их чистой прибыли по МСФО. Сбербанк становится самой крупной дойной коровой для бюджета среди всех госкомпаний по дивидендам, опережая даже Газпром.

Нефтегазовая выручка мгновенно превращается в ненефтегазовую

Сделка со Сбербанком имеет еще одно экономическое измерение, которое скорее связано с «креативной отчетностью» со стороны государства, тактикой, к которой правительство прибегло в очередной раз. Подобное произошло в 2016 году, когда государство приватизировало пакет акций крупнейшей нефтяной компании «Роснефть», но оказалось, что по крайней мере на первом этапе сделки власти продали пакет практически за свои деньги. Первоначально краткосрочный кредит иностранным покупателям акций «Роснефти» предоставил госбанк ВТБ. Тогда часть сделки профинансировали российские банки. На этот раз правительство путем изящной комбинации превращает деньги, подлежащие выплате ЦБ, в расходы собственного бюджета.

Эта многоходовая схема выглядит следующим образом: ЦБ фиксирует доход от продажи акций Сбербанка в размере 2,45 трлн руб. Но 1,25 трлн руб. из этой суммы (19,6 млрд долл.) будут возвращены в бюджет в течение нескольких лет. Дополнительно ЦБ также перечислит в бюджет долговые требования к Сбербанку и госкорпорации ВЭБ.РФ на сумму 0,5 трлн рублей. Все потому, что по российскому законодательству ЦБ перечисляет 75% своей прибыли правительству.

Бюджетное правило, строго охраняемое Министерством финансов, обычно позволяет увеличивать государственные расходы на сумму любых дополнительных доходов, не связанных с нефтью и газом. Прибыль Центробанка, перечисляемая в федеральный бюджет, как раз и относится к ненефтегазовым доходам — даже несмотря на то, что она будет получена за счет доходов, депонированных в Фонд национального благосостояния, и полученных от добычи и экспорта нефти и газа (что обычно не должны расходоваться из текущего государственного бюджета). Доходы, возвращенные Центральным банком, обеспечат до половины расходов, необходимых для покрытия масштабных социальных обещаний президента Путина в 2020–2022 годах.

Неизвестно, входило ли это творческое решение в первоначальный замысел архитекторов продажи Сбербанка. Я лично так не думаю. Ведь, по утечкам в СМИ, переговоры между Минфином и ЦБ начались еще в сентябре 2019 года. Это было до того, как дорогостоящие инициативы Путина по борьбе с бедностью и демографическим кризисом, озвученные в его парламентском послании в январе 2020 года, были отменены. раскрывается даже государственным чиновникам. Скорее всего, решение направить деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) в бюджет через сделку со Сбербанком было скорее импровизацией после того, как Путин поручил правительству найти источники финансирования его обещаний, связанных с социальным обеспечением. Это кажется особенно вероятным, учитывая, что решение полностью и автоматически согласуется с бюджетным правилом или, по крайней мере, с буквой правила.

Однако схема явно противоречит духу бюджетного правила. Ранее Минфин выступал против отнесения волатильных нефтегазовых доходов на текущие расходы бюджета. МВФ рекомендовал российским властям воздержаться от «квазибюджетных» операций со средствами ФНБ. Если бы российские чиновники хотели этого избежать, они должны были бы согласиться, например, с тем, чтобы ЦБ перечислял в бюджет 75% своей прибыли, исключая выручку от продажи Сбербанка; или, как вариант, ЦБ переводил прибыль обратно в ФНБ вместо того, чтобы направлять ее в бюджет. В этом случае никакой дополнительной рублевой ликвидности через расходный канал бюджета не высвобождается, а ЦБ не нужно будет разрабатывать план продажи накопленной от сделки валюты в течение нескольких лет после ее «стерилизации» этой ликвидности.

Недостаточно денег до сих пор

Еще одна причина, по которой только что состоялась мега-сделка на 40 миллиардов долларов, заключается в том, что теперь у правительства наконец-то появились деньги на приобретение. Очевидно, что ЦБ не мог себе позволить бесплатно отдать Сбербанк. По закону о ЦБ , завладение имуществом ЦБ без его согласия запрещено, и маловероятно, что ЦБ добровольно отдал бы Сбербанк правительству.

Кроме того, Сбербанк является публичной компанией, 48% акций которой находятся в свободном обращении (в том числе 45% принадлежат иностранным инвесторам). Проведение такой сделки по рыночной стоимости стало возможным только после накопления достаточной суммы в резервных фондах. Пострадав от санкций и низких цен на нефть, Россия с 2015 г. растрачивала свои валютные сбережения, но в 2017 г. снова начала их пополнять. В результате с 2018 г. по январь 2020 г. ФНБ.

Сделку можно назвать «спецоперацией» еще и потому, что часть выручки, как сообщается, будет направлена ​​на реструктуризацию банковских кредитов, выданных компаниям ВПК (более 300 млрд рублей, по данным Reuters; правительство не комментирует это ). Проблемные долги российского оборонно-промышленного комплекса — давняя проблема: еще в 2016 году правительство использовало замороженные пенсионные накопления граждан для погашения кредитов оборонно-промышленного комплекса. В январе 2020 года глава банка ВТБ Андрей Костин неожиданно обмолвился о том, что недавно Путин подписал секретный указ о реструктуризации долгов в оборонном секторе и проблема «в целом решается» при «активном участии бюджет». Возможно, глава ВТБ уже был в курсе решения по Сбербанку.

В конечном счете, главная проблема сделки со Сбербанком не в том, что обещания Путина улучшить благосостояние граждан России будут финансироваться за счет нефтегазовых резервов ФНБ «в виде исключения». Ведь эти деньги государством честно заработаны, а не украдены. Проблема в том, что система универсальных правил, которые нельзя нарушать даже ради, казалось бы, блага, в России до сих пор не работает. Вместо этого правила игры постоянно переписываются или отменяются для учета «особых случаев» (обратите внимание, обязательное предложение миноритариям Сбербанка будет в виде исключения делать ЦБ, а не правительство, плюс еще какие-то исключения). Между тем, эти «особые случаи» происходят с поразительной регулярностью.

PM обеспечивает хранение вкладов в сейфе Сбербанка

Банкноты в несколько сотен евро, сложенные по номиналу. Концепция евро деньги. Рулоны банкнот евро. Евро валюта. Объявлено об аннулировании банкнот в пятьсот евро. Банкноты уложены друг на друга в разных положениях. Тонированное фото.

Любляна. Премьер-министр Янез Янша заверил граждан Словении, у которых есть депозиты в словенской дочерней компании Сбербанка, в том, что их сбережения в безопасности после того, как европейское подразделение российского банка было вынуждено приостановить операции.

«Министерство финансов работает с Banka Slovenije и учреждениями ЕС, чтобы перерыв в работе и перевод сберегательных вкладов новому владельцу заняли как можно меньше времени», — цитирует Яншу Управление по связям с общественностью в понедельник.

Янша таким образом отреагировал на сбои в банковской системе из-за санкций, наложенных на Россию из-за вторжения в Украину после того, как Европейский центральный банк и Единый совет по урегулированию решили приостановить операции Sberbank Europe, у которого также есть дочерняя компания в Словении.

Banka Slovenije, центральный банк Словении, сообщил, что был введен мораторий на поиск быстрого и конструктивного решения для словенской дочерней компании, чтобы позволить клиентам возобновить операции без сбоев.

До утра среды снятие наличных и платежи ограничены суммой в 400 евро. Более подробная информация будет представлена ​​во вторник.

Центральный банк рассматривает несколько возможных путей разрешения ситуации. По данным газеты «Финансы», это продажа или передача активов, обязательств и клиентов банка; передача активов и обязательств банка новому юридическому лицу, частично или полностью принадлежащему государству, т. е. своего рода плохому банку; или, как вариант, полный перевод в такой плохой банк.

Неофициальная информация, полученная Финансовым управлением, заключается в том, что первый из трех сценариев, то есть попытка перевода клиентов, возможно, в NLB или Gorenjska Banka, в настоящее время разыгрывается в Словении. Во вторник должно быть известно, действительно ли эти два банка подадут заявки.

ЕЦБ примет решение о разрешении потенциального перевода клиентов в другой банк с применением «сверхбыстрой процедуры», сообщает Финанс.

После того, как против Сбербанка были введены санкции, министр финансов Андрей Ширцель заявил, что разрабатываются решения, гарантирующие безопасность вкладчиков.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *