Содержание

Список центральных банков — Википедия

Валюта Страна Центральный банк Наднациональный орган
AED Объединённые Арабские Эмираты Центральный банк Объединённых Арабских Эмиратов (араб. مصرف الإمارات العربية المتحدة المركز‎)
AFN Афганистан Да Афганистан банк (пушту د افغانستان بانک‎, дари بانک مرکزی افغانستان)
AMD Армения Центральный банк Республики Армения (арм. Հայաստանի Հանրապետության Կենտրոնական բանկ)
AUD Кокосовые острова (Австралия) отсутствует Резервный банк Австралии
Остров Рождества (Австралия)
AZM Азербайджан Центральный банк Азербайджанской Республики (азерб. Azərbaycan Respublikasının Mərkəzi Bankı)
BDT Бангладеш Банк Бангладеш (бенг. বাংলাদেশ ব্যাংক)
BHD Бахрейн Центральный банк Бахрейна (араб. مصرف البحرين المركزي‎)
BND Бруней
Сингапур
Управление денежного обращения Брунея (малайск. Autoriti Monetari Brunei Darussalam)
BTN Бутан Королевское валютное управление Бутана (дзонг-кэ བྲུག་རྒྱལ་གཞུང་དངུལ་ལས་དབང་འཛིན་)
CNY Китай Народный банк Китая (кит. 中国人民银行)
EUR Республика Кипр Центральный банк Кипра (греч. Kεντρική Τράπεζα της Κύπρου, тур. Kıbrıs Merkez Bankası) Европейская система центральных банков
GEL Грузия Национальный банк Грузии (груз. საქართველოს ეროვნული ბანკი)
HKD Гонконг (Китай) Управление денежного обращения Гонконга (кит. 香港金融管理局, англ. Hong Kong Monetary Authority)
IDR Индонезия Банк Индонезии (индон. Bank Indonesia)
ILS Израиль Банк Израиля (ивр. ‏בנק ישראל‏‎, араб. بنك إسرائيل‎)
INR Индия Резервный банк Индии (хинди भारतीय रिज़र्व बैंक, англ. Reserve Bank of India)
IQD Ирак Центральный банк Ирака (араб. البنك المركزي العراقي‎)
IRR Иран Центральный банк Исламской Республики Иран (перс. بانک مرکزی جمهوری اسلامی ایران‎)
JOD Иордания Центральный банк Иордании (араб.  البنك المركزي الأردني‎)
JPY Япония Банк Японии (яп. 日本銀行)
KGS Киргизия Национальный банк Кыргызской Республики (кирг. Кыргыз Республикасынын Улуттук банкы)
KHR Камбоджа Национальный банк Камбоджи (кхмер. ធនាគារជាតិនៃកម្ពុជា)
KPW
КНДР Центральный банк Корейской Народно-Демократической Республики (кор. 조선민주주의인민공화국중앙은행)
KRW Республика Корея Банк Кореи (кор. 한국은행)
KWD Кувейт Центральный банк Кувейта (араб. بنك الكويت المركزي‎)
KZT Казахстан Национальный банк Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі)
LAK Лаос Банк Лаосской Народно-Демократической Республики (лаос. ທະນາຄານແຫ່ງ ສປປ ລາວ)
LBP Ливан Банк Ливана (араб. مصرف لبنان‎)
LKR Шри-Ланка Центральный банк Шри-Ланки (Central Bank of Sri Lanka, ශ්‍රී ලංකා මහ බැංකුව, இலங்கை மத்திய வங்கி)
MMK Мьянма Центральный банк Мьянмы (Central Bank of Myanmar, mjəmà nàinŋàndɔ̀ bəhòʊbàn)
MNT Монголия Банк Монголии (Монголбанк, Bank of Mongolia)
MOP Макао (Китай) Управление денежного обращения Макао (Autoridade Monetária de Macau, 澳門金融管理局)
MVR Мальдивы Мальдивское управление денежного обращения (Maldives Monetary Authority)
MYR Малайзия Банк Негара Малайзия (Bank Negara Malaysia)
NPR Непал Непал Растра банк (नेपाल राष्ट्र बैंक, Nepal Rastra Bank)
OMR Оман Центральный банк Омана (Central Bank of Oman, البنك المركزي العماني)
PHP Филиппины Центральный банк Филиппин (Central Bank of the Philippines, Bangko Sentral ng Pilipinas)
PKR Пакистан Государственный банк Пакистана (State Bank of Pakistan)
QAR Катар Центральный банк Катара (Qatar Central Bank)
RUB Абхазия Национальный банк Республики Абхазия (абх. Аҧсны Аҳәынҭқарра Амилаҭтә банк Банк России
Южная Осетия Национальный банк Республики Южная Осетия (осет. Республикæ Хуссар Ирыстоны националон банк)
SAR Саудовская Аравия Агентство денежного обращения Саудовской Аравии (Saudi Arabian Monetary Agency)
SGD Сингапур Денежно-кредитное управление Сингапура (Monetary Authority of Singapore)
SYP Сирия Центральный банк Сирии (Central Bank of Syria, مصرف سوري المركزي)
THB Таиланд Банк Таиланда (Bank of Thailand, ธนาคารแห่งประเทศไทย)
TJS Таджикистан Национальный банк Таджикистана (Бонки миллии Тоҷикистон)
TMM Туркмения Центральный банк Туркменистана (Türkmenistanyň Merkezi banky)
TRY Турция Центральный банк Турецкой Республики (Türkiye Cumhuriyet Merkez Bankası)
USD Восточный Тимор Центральный банк Тимор-Лесте (Banco Central de Timor-Leste, Central Bank of Timor-Leste) Федеральная резервная система США
Британская территория в Индийском океане (Великобритания)
UZS Узбекистан Центральный банк Республики Узбекистан (O’zbekiston Respublikasi Markaziy Banki
/
Ўзбекистон Республикаси Марказий Банки)
VND Вьетнам Государственный банк Вьетнама (State Bank of Vietnam, Ngân hàng nhà nước Việt Nam)
YER Йемен Центральный банк Йемена (Central Bank of Yemen)

Федеральная резервная система — Википедия

Федера́льная резе́рвная систе́ма (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом

[1].

С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке. В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен, которая в течение двух лет работала его заместителем[2]. С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл.

Федеральная резервная система ответственна за создание благоприятных условий для максимальной занятости, сохранение низкой и стабильной инфляции, а также безопасной и эффективной финансовой системы.

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Гамильтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник — в 1873, 1893 и 1907 годах, — создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

Создание третьего центрального банка[править | править код]

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве[править | править код]

Сенатор Нельсон Олдрич (англ.)русск. основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) — для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему, и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими как Дж. П. Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США[4].

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном резерве

[5][6], принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год — для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год — на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год — сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год — после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors) ФРС, состоящего из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролёр денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) [7].

Современная история ФРС[править | править код]

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен. С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке. В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен.

Закон о Федеральном резерве определяет, что ФРС состоит из региональных федеральных резервных банков, которые имеют статус самостоятельного юридического лица, но управление которыми осуществляет назначенный президентом США Совет управляющих ФРС.

В целом, вся система ФРС является независимым федеральным агентством правительства США.

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.)русск.). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • поддержка роста денежно-кредитных агрегатов, соответствующего в долгосрочной перспективе экономическому потенциалу увеличения производства
  • содействие эффективному достижению целей по максимизации занятости
  • поддержание стабильности цен и обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне[8].

Структура ФРС[править | править код]

Основной источник: [9]
  • 12 региональных федеральных резервных банков — обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства. Они обслуживают счета депозитарных институтов и обеспечивают различный сервис выплат, включая инкассацию чеков, электронный перевод денежных средств, занимаются распределением и сбором наличных денежных средств (банкнот и монет). Для федерального правительства резервные банки действуют в качестве фискальных агентов (учреждений, осуществляющих управление денежными фондами государства, в том числе: управляющих счетами государства, выделенными для отражения налоговых и иных поступлений в бюджет, а также для осуществления государственных расходов; хранящих официальные государственные резервы; управляющих внешним и внутренним государственным долгом, в частности, организующих размещение государственных облигаций и иных подобных государственных ценных бумаг; роль такого агента выполняет центральный банк страны)[10].
  • Банки-члены — юридически обязаны подписаться на акции их региональных федеральных резервных банков в размере 6 процентов от их капитала, причём 3 процента должны быть выплачены сразу, а ещё 3 должны быть выплачены по первому требованию совета управляющих. Согласно закону, за эти акции они ежегодно получают фиксированные дивиденды в размере 6 процентов и также имеют право принимать участие в выборе членов (класс А и класс В) совета директоров резервных банков[10].
  1. Национальные банки — банки, которые получают чартер (право на осуществление банковской деятельности) от федерального правительства. На 19 января 2012 года общее количество составляет 1933 банка[11]. Эти банки по закону являются членами ФРС[12].
  2. Банки штатов — банки, зарегистрированные властями штата и ведущие операции в его пределах. На 19 января 2012 года общее количество составляет 5430 банков штатов, из них членами ФРС являются 829 банков[11].
  1. Потребительский консультативный совет (англ.)русск.
  2. Консультативный совет общества депозитарных институтов (англ.)русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.)русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Высшее руководство[править | править код]

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий[14]. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий[6].

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета. Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году[15].

На 2015 год в системе ФРС работало 18 574 человека[16].

На 5 февраля 2018 года членами Совета являются:

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне.

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки[править | править код]

Карта региональных отделений ФРС

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих[17], состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом[18]:

  • три управляющих класса A выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей (один от крупных банков[19], один от средних, один от малых).
  • три управляющих класса B выбираются банками-членами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых). Ни один из управляющих класса В не может быть должностным лицом, управляющим или служащим любого другого банка.
  • три управляющих класса C назначаются советом управляющих ФРС. Также как и управляющие класса В, они не имеют права быть должностным лицом, управляющим, служащим, а также акционером любого другого банка[20].

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку[править | править код]

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов[21]:

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ — избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырёх групп:
  1. Бостон, Филадельфия (англ.)русск., и Ричмонд (англ.)русск.
  2. Кливленд (англ.)русск.и Чикаго (англ.)русск.
  3. Атланта (англ.)русск., Сент-Луис (англ.)русск., и Даллас (англ.)русск.
  4. Миннеаполис, Канзас-Сити (англ.)русск., и Сан-Франциско

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях и оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС[22]. Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены[править | править код]

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

На 19 января 2012 года:

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов — 5430 банков, из которых 829 банков являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Списки банков, входящих в состав ФРС, опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений.

Особенности ФРС как центрального банка[править | править код]

Форма собственности капитала[править | править код]

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд — 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС[23].

Операционная прибыль[править | править код]

Выплаты Федеральной резервной системы казначейству США в 2002—2015 гг.[24]

ФРС осуществляет денежную эмиссию, которую в основном направляет на покупку обязательств (облигаций) казначейства США (лишь в особых случаях покупаются другие активы). Таким образом, обменные операции с долларами основаны лишь на доверии к правительству США и финансовой системе США в целом.

Помимо части сеньоража в виде процентных выплат по облигациям казначейства, доход ФРС составляют доходы от платёжных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.

Члены и правление ФРС не становятся государственными служащими, но размер их вознаграждения устанавливает Конгресс США[25]. В 2008 году годовая зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих Совета — 172 200 долларов США.

После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям ФРС перечисляет остаток прибыли на счета казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета.

Например, в 2010 году ФРС получила чистый доход 81,689 млрд долларов США, из которых 1,583 млрд было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 884 млн, выплаты казначейству США составили 79,268 млрд[26].

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность[править | править код]

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговорённых рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год — перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office) или крупных независимых аудиторских фирм национального уровня[27]. Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов[28]. Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями[28][29]. В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий[30], но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года[29][31]. 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против»[32]. Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате, при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона[33].

Составляющие денежной массы США с устранением сезонных колебаний с января 1959 года по февраль 2016 года (в миллиардах долларов)[34] Составляющие денежной массы США с устранением сезонных колебаний с февраля 1996 года по февраль 2016 года (в миллиардах долларов)[34]

Отчёт о текущих показателях денежной массы в обращении[34] регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает также динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3[34], из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчёта показателей определяется ФРС[35]:

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше[36].

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков. Например, в январе 2007 года количество денег центрального банка было 750,5 миллиардов долларов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) составляло 6,33 триллиона долларов.

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.)русск..

  • По мнению Германа Грефа, значительную роль в наступлении кризиса 2008—2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты»[37]. Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин, и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина.
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов» (англ.) во время слушаний (англ.)русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.)русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.)русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман[38] о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) — овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов[39]. Это значит, что хотя общая сумма кредитов и составила за эти годы несколько триллионов долларов, величина кредита в любой текущий момент составляла в среднем лишь несколько миллиардов. Программа PDCF была закрыта 1 февраля 2010 г., и все кредиты были полностью возвращены Федрезерву. В настоящий момент информация о получателях кредитов PDCF доступна на сайте совета управляющих ФРС (англ.).)

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно. В любом случае очевидно, что Центробанк — это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.

В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три — четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур. Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин ( с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013). А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.

Эльвира Сахипзадовна Набиуллин

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое — Президентом РФ, ещё трое — федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя). Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.

Независимость центрального банка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Независимость центрального банка (англ. central bank independence) — в экономической литературе институциональная характеристика центрального банка, описывающая степень его свободы от прямого политического или правительственного влияния при проведении денежно-кредитной политики[1].

Унифицированного определения независимости центрального банка в экономической литературе не сложилось. Ее определяют как способность центрального банка самостоятельно применять инструменты денежно-кредитной политики[2]. Как характеристика правил, ограничивающих влияние правительства на денежно-кредитную политику центрального банка[3]. Как делегирование полномочий и ответственности за денежно-кредитную политику неизбранным должностным лицам, на которых правительство может оказывать ограниченное влияние[4].

Классификация форм независимости центрального банка[править | править код]

Витторио Грилли, один из авторов идеи политической независимости центрального банка

Экономист Витторио Грилли (министр экономики Италии в 2012—13 годах) совместно с соавторами в 1991 году предложил понятия политической независимости центрального банка (англ. political independence) и его экономической независимости (англ. economic independence). В оригинальной работе они определяют политическую независимость как способность центрального банка выбирать конечную цель денежно-кредитной политики, такую как инфляция или уровень экономической активности[5]. Она зависит от порядка назначения руководства центрального банка, характера взаимосвязей между центральным банком и правительством, а также формальной ответственности (мандата) центрального банка. Экономическая независимость в их понимании представляет собой способность центрального банка выбирать инструменты для достижения своих целей. Она определяется степенью влияния правительства на свои заимствования (через кредиты или покупку государственных ценных бумаг) у центрального банка и природой инструментов, находящихся под управлением центрального банка. Если правительство может определять объем и условия, на которых оно привлекает займы у центрального банка, оно влияет на создание денежной базы и уменьшает экономическую независимость центрального банка.

Стэнли Фишер внес существенный вклад в популяризацию независимости центрального банка

Аналогичную простую классификацию форм независимости центрального банка предложили Стэнли Фишер (председатель Банка Израиля в 2005—2013 годах и вице-председатель ФРС США 2014—2017 годах) и Гай Дебелл (будущий заместитель председателя Резервного банка Австралии) в 1994 году. Они описали две формы независимости денежных властей. Первая представляла собой независимость цели деятельности общественного института (англ. goal independence), которая предполагает наличие у центрального банка цели, отличной от цели фискальных властей.  Вторая представляет собой независимость инструмента экономической политики (англ. instrument independence), что означает, что денежные власти должны располагать независимыми, то есть собственными инструментами для достижения своей цели[6].

Старший экономист МВФ Тонни Лыбек расширил их определение, включая независимость целей денежно-кредитной политики, операционную независимость и независимость денежно-кредитных инструментов[7]. Независимость целей денежно-кредитной политики представляет собой самостоятельную постановку центральным банком своей конечной цели. Операционная независимость (или независимость в выборе целевых переменных денежно-кредитной политики (англ. target autonomy)) означает, что центральный банк самостоятельно подбирает перечень промежуточных и операционных целей, которые будут использоваться для достижения конечной цели денежно-кредитной политики. Независимость денежно-кредитных инструментов или инструментальная независимость предполагает свободу выбора и применения инструментов денежно-кредитной политики.

  1. Walsh C. Central bank independence. — The New Palgrave Dictionary of Economics. — London: Palgrave Macmillan, 2018. — С. 1467. — ISBN 978-1-349-95188-8.
  2. Bernhard W. Banking on Reform. Political Parties and Central Bank Independence in the Industrial Democracies. — Michigan: University of Michigan Press, 2002. — С. 21.
  3. Garriga A. Central Bank Independence in the World: A New Data Set // International Interactions. — 2016. — Т. 5. — С. 849-850.
  4. de Haan J. and Eijffinger S. The Politics of Central Bank Independence // EBC Discussion Paper. — 2016. — № 4. — С. 2.
  5. Vittorio Grilli, Donato Masciandaro, Guido Tabellini, Edmond Malinvaud, Marco Pagano. Political and Monetary Institutions and Public Financial Policies in the Industrial Countries // Economic Policy. — 1991. — Т. 6, № 13. — С. 342-392.
  6. Fischer S. Modern Central Banking / Capie F., Fischer S., Goodhart C., and Schnadt N.. — The Future of Central Banking. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — С. 262–308.
  7. Lybek T. Elements of Central Bank: Autonomy and Accountability // IMF Monetary and Exchange Affairs Department Operational Paper. — 1998. — № 1.

Центробанк РФ Википедия

Центральный банк
Российской Федерации
(Банк России)
CBRF logo.svg
Moscow RussiaCentralBank M00.jpg
Расположение Moscow RussiaCentralBank M00.jpg Россия
МоскваCoat of Arms of Moscow.svg Москва
ул. Неглинная, 12
Дата основания 13 июля 1990 года
Президент (председатель) Эльвира Набиуллина
Валюта Российский рубль
Резервы
Базовая учётная ставка 6,25 % (с 16 декабря 2019 года)[3]
Веб-сайт Официальный сайт
Предшественник Государственный банк СССР
Аудитор Счётная палата РФ;
годовой фин. отчётности — Ernst & Young и ФинЭкспертиза[4]
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Commons-logo.svg

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о