8 самых успешных христианских бизнесменов
В то время, как многие люди спорят о том, хочет ли Бог чтобы мы процветали, другие взяли и доказали, что процветание можно использовать на благо.
Сегодня я хотел бы представить вашему вниманию 8 самых влиятельных христианских бизнесменов, которые, применяя Божьи принципы в бизнесе, смогли достичь не только великих результатов, но и стать примером даяния и служения людям.
John Rockefeller
Сегодня имя Рокфеллер является синонимом таким словам, как успех, слава и деньги. А как же по-другому? Ведь в конце 19-го столетия Джон Рокфеллер сколотил себе состояние, которое сегодня равно 253 миллиардам американских долларов! В часы пик он контролировал 90 процентов всей американской нефти, что, по данным журнала Fortune, делает его самым богатым человеком в истории Америки (и всего мира, соответственно).
Но мало кто знает, что Джон Рокфеллер был заядлым баптистом, пожертвовал свою первую десятину в 16 лет, и никогда в своей жизни не пробовал алкоголь и сигареты.
Начав свой бизнес с керосина и во время перестроившись на бензин, Джон Рокфеллер смог сколотить себе состояние, которое было равно 1.5% экономики всей страны! Но, несмотря на всё своё богатство и славу, Джон Рокфеллер продолжал служить Богу в своей церкви Eire Street Baptist Mission Church, преподавая там в воскресной школе на протяжении всей своей карьеры. Для него религия была движущей силой и он считал, что вера является источником его дохода. «Я верю, что сила делать деньги это Божий дар. Это моя обязанность, как христианина, во-первых делать деньги, а во-вторых делать как можно больше денег, для того, чтобы раздавать нуждающимся…»
Подробнее о жизни и служении Джона Рокфеллера вы можете прочитать в моем блоге здесь.
James Penney
James Cash Penney (известный больше как J. C. Penney) родился в семье баптистского пастора и с детства регулярно посещал церковь. В молодом возрасте ему удалось открыть свой собственный магазин, которому он дал христианское название The Golden Rule store. Его девиз был такой: как хочешь чтобы люди с тобой поступали, так и ты поступай с ними.
Со временем, поменяв название магазина с Golden Rule на J.C. Penney, Джеймс расширил компанию, открыв свои магазины практически в каждом крупном городе Америки.
Суета, слава, и деньги отвлекли молодого Джеймса от Бога, и он перестал ходить в церковь. Но в 1929 году после крушения биржы жизнь Джеймса была разрушена не только финансово, но и эмоционально. Кто-то из друзей, видя его депрессивное состояние, посоветовал ему взять отпуск и поехать отдохнуть в христианском санатории, что Джеймс и сделал. Там в один день, прогуливаясь по коридору санатория, Джеймс услышал доносящееся пение из комнаты: God will take care of you.
Джеймс приоткрыл дверь и, к его большому удивлению, он обнаружил, что доктора и медсестры этого санатория вместе пели христианские песни. Джеймс тихонечко сел сзади и вслушивался в песни, которые когда-то пели в церкви его отца. Внезапно он осознал, что все это время, гоняясь за успехом, он потерял самое важное — мир, радость и счастье. И тогда он сразу же решил помолиться молитвой покаяния. По его собственному описанию, никогда в жизни он не испытывал ничего подобного. Его вдруг наполнил внутренний мир, который был намного ценнее тех миллионов, которыми он обладал. Джеймс вышел с той комнаты другим человеком и сразу решил поменять свой образ жизни.
Вторую половину своей жизни James Cash посвятил служению Богу и людям, став большим филантропом. И когда однажды его спросили: какое событие является отправной точкой в вашем бизнесе, Джеймс, не стесняясь, рассказал о своей встрече с Богом в больничной комнате старого санатория.
Мой блог о жизни J. C. Penney вы можете прочитать здесь.
Sam Walton
Мало кто знает, что основатель самой крупной в мире сети гипермаркетов Wal-Mart Сэм Волтон был посвящённым христианином. Работая какое-то время на своего друга J. C. Penney, Сэм в 1962 году решает открыть свой собственный магазин, построенный на христианских принципах.
Всегда отличаясь нестандартным мышлением, Сэм Волтон решил и в бизнесе воплощать новые идеи. В то время, когда супермаркеты были только в крупных городах Америки, Сэм решил рискнуть и начать открывать магазины в маленьких городах и отдалённых селениях. Вторым ноу-хау было то, что он первый придумал идею супермаркета, где покупатели могли заходить внутрь магазина и сами выбирать себе товар, а потом рассчитываться за него на кассе.
Применяя христианские принципы в бизнесе, Сэм Волтон смог достичь огромного успеха и построить самую крупную торговую сеть в Америке! А по итогам журнала Форбс, в 2010 году гипермаркет Wal-Mart стал самой крупной корпорацией в мире, опередив Microsoft, Exxon Mobil и Apple!
Сэм Волтон был примером не только в бизнесе, но и в семье. Он всю жизнь прожил с одной женой (в отличии от многих сегодняшних религиозных лидеров), водил старый форд пикап и жил в посредственном доме. И это все притом, что в 1985 году журнал Форбс назвал его самым богатым человеком Америки.
По недавнему исследованию BusinessWeek, сегодня семья Walton входит в 50 самых крупных филантропов Америки, жертвуя на благотворительность миллионы долларов.
Henry Heinz
Henry Heinz — крупный христианский бизнесмен 19-го столетия, известный как изобретатель кетчупа и основатель одноименной компании Heinz.
Henry Heinz всегда утверждал, что его успех это прямой результат веры в Бога. Однажды, посещая Англию по продвижению своего бизнеса, Генри решил сделать паломнический тур по местам захоронения религиозных лидеров: Isaac Watts, Джон Буньян и Джон Уэсли. Посетив церквушку, в которой проповедовал Джон Уэсли, Генри написал: «Было такое ощущение, что я стоял на святой земле».
Когда Генри умирал, то его завещание начиналось словами: «Сегодня, в согласии с Его волей, хочу сделать заявление о том, что Иисус Христос — мой Спаситель!»
Сегодня компания Heinz стоит 12 миллиардов долларов, продавая 650 миллионов упаковок кетчупа в год!
Cher Wang
Cher Wang — тайваньская бизнес-леди и основатель компании HTC, которая специализируется на выпусках смартфонов. Являясь дочерью служителя и бизнесмена Wang Yung-Ching, с самого начала она строила свой бизнес на христианских принципах. Однажды в интервью китайским СМИ, Cher Wang смело заявила, что Библия это наилучшая книга по бизнесу. Её лозунгом в жизни является перефразированный стих из книги пророка Осии: «Человек должен иметь видение, или он погибнет и потеряется среди конкурентов».
В мае 2011 года журнал Форбс назвал Cher Wang и её мужа Wen Chi Chen самыми богатыми людьми Тайваня.
Jin Sook
Jin Sook и её муж Do Won Chang занимают 79 место из 400 в списке самых богатых людей Америки. В 1981 году эта семейная пара переехала из Кореи в Америку, где первое время они работали уборщиками и заправщиками на заправке. Пытаясь сводить концы с концами, супругам пришла идея начать шить модную одежду европейского стиля для корейской диаспоры. Так в 1984 году в Лос Анджелесе был открыт их первый магазин под названием
Применяя библейские принципы, всего лишь за короткое время супруги уже смогли вывести компанию в лидеры модных брендов.
На сегодняшний день Forever 21 занимает 5 место в Америке в своей сфере бизнеса, насчитывая 600 магазинов в Америке, Европе, Азии и на Ближнем Востоке.
Интересным фактом этой компании является то, что в самом начале на всех пакетах Forever 21 были написаны слова John 3:16.
Truett Cathy
Труэт Кэти является основателем ресторана быстрого питания Chick-fil-A. Будучи служителем баптистской церкви (он преподавал в воскресной школе более 50 лет) в 1946 году Труэт открыл ресторан, который работал по библейским принципам.
Он говорил: «Если я не хочу работать по воскресеньям, то я не могу заставить это делать и своих сотрудников». С самого начала эта бизнес модель казалась мало перспективной и подвергалась большой критике. Как ресторан, который закрыт в воскресенье, сможет преуспевать? Ведь именно выходные дни считаются самыми прибыльными в ресторанном бизнесе! Но Труэт стоял на своём… Через пару лет он не только выдержал конкуренцию и устоял на плаву, но и смог вывести свою компанию в десятку самых крупных компаний ресторанного бизнеса! Сегодня Chick-fil-A имеет 1900 ресторанов и присутствует в большинстве стран мира! Когда в 2014 году Труэт Кэти умер, его состояние оценивалось в 4.2 миллиарда долларов.
Читайте подробную историю Труэта Кэти в моем блоге.
David Green
На сегодняшний день Дэвид Грин занимает 80 место в списке самых богатых людей Америки. Он является основателем магазина Hobby Lobby — самой крупной компании в сфере поделок, насчитывая 520 магазинов в 42 штатах.
Дэвид Грин открыл свой первый магазин в 1972 году и всегда строил свой бизнес на двух принципах:
1) Вести бизнес в гармонии с Божьими законами и
2) Фокусировать бизнес больше на людях, а не на деньгах.
Все магазины Hobby Lobby:
— закрываются рано вечером, чтобы рабочие могли проводить время со своей семьёй;
— закрыты по воскресеньям;
— играют христианскую музыку.
По данным журнала Форбс, на сегодняшний день Дэвид Грин пожертвовал более 500 миллионов долларов на благотворительность и религиозную деятельность. Интересным фактом является то, что Дэвид был главным спонсором You Version Bible app, одной из самых популярных электронных Библий. На данный момент Дэвид владеет самой крупной частной коллекцией библейского антиквара и в скором времени планирует открыть музей Библии.
Автор: Роман Савочка \ Romansavochka.com
-
Почему нельзя хоронить Ленина
< Назад -
Власти взялись за баптистов. В России начинается конфискация Домов…
Вперёд >
Верующий значит богатый :: Общество :: Газета РБК
Как религия влияет на благосостояние

Фото: Getty Images
Ни одна религия не одобряет стяжательство. Однако зачастую верующие оказываются богаче неверующих — это подтвердил, в частности, опрос американского центра изучения общественного мнения Pew Research, проведенный в 2014 году. Социологи опросили около 35 тыс. американцев, исповедующих разные религии. Их средний годовой доход составил $30,5 тыс. Число богатых (годовой доход превышает $100 тыс.) оказалось больше всего среди последователей трех религий — иудаизма (44%), индуизма (36%) и православия (29%). Среди тех, кто не верит в Бога, доля богатых людей составила всего 21%.
По числу относительно бедных (доход меньше $30 тыс. в год) лидируют афроамериканские протестанты и «Свидетели Иеговы» — таких 53 и 48% соответственно. Бедных атеистов — 33%, но это меньше, чем бедных буддистов, католиков, евангелистов и мусульман.
Это исследование касается только США. Но тенденцию, когда иудеи получают больше последователей других религий, можно заметить и в России, говорит глава Федерации еврейских общин России Александр Борода. По его мнению, этому способствуют несколько факторов: «В иудаизме не возбраняется, а наоборот, приветствуется занятие бизнесом и обеспечение достойного уровня жизни; система обучения в иудаизме предполагает гибкость ума, неординарность мышления и способность к принятию решений». «Кроме того, в Талмуде есть советы делить сбережения на три равные части: одну держать в накоплениях, другую вкладывать в недвижимость, а третью инвестировать в бизнес. Практикующие иудеи стараются придерживаться этой стратегии», — рассуждает Борода.
Православие также не утверждает, что зарабатывать деньги — это обязательно плохо. «Православные предприниматели могут и достойно вести бизнес, и быть успешными», — говорит генеральный секретарь Клуба православных предпринимателей Павел Шашкин. — Жизненный настрой искренне верующих предпринимателей, а не тех, кто веру лишь декларирует, мотивирован нравственными установками из Священного Писания».
Заработки мусульман тоже можно объяснить особенностями этой религии. «Ислам не одобряет расточительство, когда человек живет не по средствам, позволяет себе излишества. При этом существование богатых и бедных людей для ислама — норма: Всевышний всем определил разный достаток, но злоупотреблять этим нельзя», — говорит руководитель департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина.
Как религия влияет на финансовое поведение?
Количество долгов
Верующие люди имеют более высокий кредитный рейтинг и меньше долгов, чем атеисты, выяснил профессор американского Тихоокеанского университета Сиэтла Даниэль Хесс. В исследовании «Влияние религиозности на принятие финансовых решений» он сравнил уровень религиозности в разных штатах США и степень закредитованности местных жителей.
Уровень религиозности определялся по шкале от 0 до 100%. Для этого были использованы результаты опроса Института Гэллапа, который в течение двух лет интервьюировал американцев по всей стране. Каждому задавали около двух десятков вопросов, например: «Причисляете ли вы себя к какой-либо религии?» или «Посещаете ли вы религиозные мероприятия еженедельно?» и др. Наиболее «набожным» признали округ Прово-Орем в штате Юта, где очень религиозными себя считают 77% жителей. Наименее — Берлингтон в штате Вермонт. Там верующих оказалось всего 19%.
Затем на эту виртуальную карту были наложены данные бюро кредитных историй Experian, которое с 1970 года отслеживает, как заемщики расплачиваются по кредитам. Выяснилось, что в более религиозных районах скоринговый балл (то есть уровень кредитоспособности) жителей выше. Причем если религиозных людей в округе больше на 1%, то кредитный рейтинг выше на 1,82 балла.
С учетом того что средний кредитный рейтинг в исследовании составляет 741 балл, экономический эффект для большинства округов не слишком большой. Однако если взять самый «набожный» регион (в Юте) и самый «неверующий» (в Вермонте), то средний кредитный рейтинг их жителей будет различаться на 105 баллов, или примерно на 15%. А это уже существенно.
Кроме того, долги по кредитным картам у верующих меньше. Так, в регионах с высокой степенью религиозности заемщик должен вернуть банку в среднем $4050, со средней — $4150, а с низкой — $4250.
Верующие любой конфессии склонны рисковать меньше, чем неверующие, и поэтому они берут кредиты только в том случае, когда уверены, что смогут вернуть долг банку, считает Хесс. Стоит отметить еще раз, что это исследование аудитории в США, и, скорее всего, его результаты неприменимы к России. Впрочем, Борода говорит, что в общем согласен с выводами Хесса: «Религиозные люди действительно более ответственно относятся к выплатам по кредитам, потому что в основе любой религии лежат законы, которые предписывают не обманывать».
Накопления
Верующие в большинстве своем открывают сберегательные счета чуть чаще, чем нерелигиозные люди, узнали исследователи из германского Университета Люнебурга. Они проанализировали собранную в ходе переписи населения информацию о 13,5 тыс. жителей Германии и установили: католики заводят накопительные счета на 8%, а протестанты — на 5,6% чаще, чем атеисты и агностики.
Мусульмане же, напротив, открывают такие счета на 2% реже, чем те, кто не относит себя к
Джон Рокфеллер — самый богатый человек в истории и посвященный верующий
Вконтакте
Google+
Когда Джон Рокфеллер был молод, он говорил, что у него есть две мечты – заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет. Он умер, не дожив 2 месяцев до своего 98 дня рождения. Но с первой задачей Рокфеллер справился отлично.
Джон Рокфеллер до сих пор считается самым богатым человеком в истории. Если сравнивать доллар того времени, и сегодняшний, то Уоррен Баффет, при всем к нему уважении, даже и рядом не стоял с самым знаменитым нефтяным магнатом в истории.
Многие люди обожали Рокфеллера за то, что тот, будучи набожным человеком, изрядную долю своего дохода тратил на благотворительность. В это же время для многих Рокфеллер ассоциировался с дьяволом, который всегда брал то, что ему нужно в бизнесе.
Клерк, ставший миллиардером
О богатстве Джона Рокфеллера ходят легенды. Так, в 1917 году его состояние составляло 2,5% от всего валового продукта США. Рокфеллер мог легко финансировать все государство, при этом, не находясь на грани разорения.
Для сравнения, несколько цифр:
- Весь федеральный бюджет США в 1917 году составлял 715 миллионов долларов;
- Состояние Рокфеллера в этом же году оценивается в сумму от 900 до 1 миллиарда долларов.
Начало работы
А начиналось все с работы в должности клерка. Джон Рокфеллер родился в Нью-Йорке в 1839 году. Правда, пожить долго в этом городе ему не удалось, так как семья достаточно быстро переехала в Пенсильванию. Надо сказать, что это был ключевой момент для будущего Рокфеллера, так как земля штата Пенсильвания оказалась чрезвычайно богата нефтяными залежами. Если говорить о семье Рокфеллера, то мать была достаточно набожной женщиной, а отец скорее помешанным на женщинах гулякой, который появлялся дома крайне редко. Все это способствовало тому, что молодой Джон с детства проникся верой в Бога и религиозными ценностями. Кроме того, он дал себе зарок, что никогда не будет вести такую расточительную и пустую жизнь, как его отец.
Так как Джон Рокфеллер был старшим ребенком в семье, то уже в возрасте 16 лет он отправился искать работу. К тому времени он уже достаточно неплохо знал математику и даже закончил трехмесячные курсы по бухгалтерии в Кливленде. Однако найти работу оказалось не так просто. 6 недель поисков прошли впустую. Пока Джона, наконец, не взяли ассистентом бухгалтера в компанию Hewitt and Tuttle. Стоит отметить, что это было такое время, что первые три месяца Рокфеллер скорее учился, чем работал. Т.е. делал все совершенно бесплатно.
Однако учеба приносила Рокфеллеру истинное удовольствие. Он начинал рабочий день в 6:30 утра, а заканчивал уже позднее 10 вечера. Учеба в Hewitt and Tuttle многое дала будущему нефтяному магнату. Джон Рокфеллер, в целом, достаточно быстро смог зарекомендовать себя, как грамотный профессионал. И как только управляющий компании покинул свой пост, на его место сразу же назначили Джона.
Рокфеллеру было только 19 лет, но у него уже был определенный стартовый капитал, заработанный за 3 года работы. Кроме того, он одолжил некоторую сумму у своего эгоистичного отца. Это было сделано для того, чтобы организовать небольшой бизнес с партнерами. Бизнес заключался в продаже муки, зерна, свинины и прочих продуктов. Если ваша единственная цель — стать богатым, вы никогда ее не достигнитеЭто был 1858 год. Далее в истории Джона Рокфеллера идет небольшой пробел. Доподлинно неизвестно, как обстояли его дела с 20 лет до 31 года. Коммерция, скорее всего, не стала для него своим делом. Как бы то ни было, настоящие деньги ему должна была принести нефть.
Однако давайте подумаем, чем была нефть в то время? Это было что-то новое, что использовалось для производства промышленного керосина (идея братьев Лукасевич из России). Кроме того, люди поняли, что керосин может быть применим для получения света. Это был ключевой фактор. Заметьте, что речи о бензине еще даже и не было. Это середина 19 века.
В 1865 году Джон Рокфеллер знакомится с химиком (имя неизвестно), который рассказывает тому про керосин. Так была основана компания Standard Oil. Рокфеллер занялся поисками нефти. В начале своей деятельности будущий миллионер заметил, что весь нефтяной бизнес представляет собой какую-то сумбурную машину. Он понимал, что, только наведя порядок в работе, можно будет думать о каком-то коммерческом успехе. Этим он и занялся. Для начала был создан устав фирмы. Для того чтобы мотивировать сотрудников Рокфеллер на первых порах решил отказаться от заработной платы, премируя их акциями. Он считал, что благодаря этому они будут активнее работать, ведь будут считать себя частью компании. Да и их конечный доход будет зависеть от успешности бизнеса.
Бизнес стал приносить доходы, а Рокфеллер стал медленно скупать другие нефтяные компании. По одному, небольшие предприятия, которые не могли стоить слишком дорого. Такая стратегия не нравилась многим американцам. В прессе Рокфеллера даже называли не иначе как «пират». Говорят, что Рокфеллер во многом сам виноват, что общество настороженно к нему относилось. Он никогда не отвечал на нападки. Даже если это была откровенная клевета. А молчание люди воспринимали, как знак признания своей вины.
Как бы там ни было, а уже к 1880 году, благодаря многочисленным мелким и средним слияниям в руках Рокфеллера оказалось 80% всего нефтяного бизнеса США. Standard Oil становится в это время крупнейшей компанией в мире. Правда, ненадолго. Уже через 10 лет выйдет знаменитый закон Шермана против монополий. Рокфеллер отреагирует на него, разбив Standard Oil на 34 мелких компании (во всех у него будет контрольный пакет акций). Благодаря этому закону Джон Рокфеллер становится еще богаче, чем прежде. Кстати, стоит заметить, что почти все текущие крупные нефтяные компании пошли именно от Standard Oil. Например, это можно сказать про таких гигантов, как Mobile, Exxon, Chevron и других.
Секрет успеха
Тем временем в начале XX века электричество становится тем фактором, который, как казалось многим, мог уничтожить весь нефтяной бизнес. Но нет. Этого не произошло, благодаря появлению автомобилей. Божественный дар?
Успех Рокфеллера во многом связан с его семьей. Я не знаю ничего более презренного и жалкого, чем человек, который посвящает все свое время тому, чтобы делать деньги ради самих денегРелигиозные ценности серьезно помогли Джону в нефтяном бизнесе, где властвовал настоящий беспорядок: проституция прямо на рабочих местах, разбой, кражи, взрывы шахт по недосмотру и многое другое. Кроме того, Джон в поисках выгоды для своей компании умел столкнуть других против друг друга. Так он смог заключить выгодную транспортную сделку, столкнув между собой несколько железнодорожных компаний и представителей водного транспорта. Standard Oil благодаря этому могла перевозить баррели нефти в 1,5 раза дешевле, чем конкуренты.
Наконец, Джон достаточно успешно женился. Его женой стала учительница Лора Спелман, по мнению Рокфеллера, обладавшая практическим складом ума. Позже Рокфеллер заметит, что если бы не она, то ,возможно, он никогда бы и не стал богатым.
Благотворительность
Джон Рокфеллер был одним из крупнейших филантропов в истории Америки. Правда, так как он искренне верил в Бога, то старался не афишировать свою деятельность. С конца 19 века Джон все больше уделяет внимания благотворительности, передавая управление бизнесом надежным партнерам.
За это время он многое сделает для страны. Он жертвует огромные средства на создание Фонда Рокфеллера, благодаря которому была изобретена вакцина от жёлтой лихорадки и профинансированы многие исследования в области социологии. Создаёт Чикагский университет, который является на сегодняшний день одним из самых престижных в мире, из его стен вышло 79 нобелевских лауреатов. Рокфеллер финансирует создание Университета имени Рокфеллера, в котором были сделаны такие важные открытия, как обнаружение групп крови, и создан целый раздел современной науки — клеточная биология.
Рокфеллер всю свою жизнь будет платить церковную десятину. 10% от своего месячного дохода, эта сумма составляла около 100 миллионов долларов в год! Джон Рокфеллер говорил, что никогда не имел бы такого состояния, если бы не отдал десятину со своего первого доллара. Я не думаю, что есть другое качество, столь необходимое для успеха любого рода, как настойчивость. Настойчивость может преодолеть все, даже законы природыКроме этого, он построит Колледж Спелмана, Музей Современного Искусства, Институт Рокфеллера Медицинских Исследований и множество монастырей.
При всей своей изощренности Рокфеллер никогда не стал бы Рокфеллером, если бы у него не было чувства собственной миссии, убежденности в том, что, умножая свое богатство, он осуществляет Божье предначертание, и Бог на его стороне. «Я верил, — признавался он, — что способность делать деньги — дар Божий… Будучи наделен этим даром, я был убежден, что мой долг — делать деньги и еще больше денег и использовать их на благо моих собратьев в соответствии с тем, что диктовала моя совесть».
В 1917 году Джон Рокфеллер передаст все свои дела старшему сыну. А спустя 20 лет нефтяной магнат умрет. Правда, не умрет его благотворительный фонд, который существует до сих пор, принося людям пользу.
Всю жизнь Рокфеллер проповедовал здоровый образ жизни, в частности, полный отказ от алкоголя и табакокурения. Он умер в 97 лет и на момент смерти владел состоянием $1.4 млрд. С учётом инфляции, по данным Forbes, состояние Рокфеллера оценивается более чем в $300 млрд. Никогда до и никогда после такой капитал не находился в руках одного человека, таким образом Рокфеллер, является самым богатым человеком всех времён.
Андрей Бакала
Богатые тоже верят. Почему бизнесменам нужна религия
Исследование международного агентства New World Wealth показало, что более двух третей миллионеров мира являются религиозными людьми, причем более половины из них христиане. «ДП» попытался разобраться, во что верят российские предприниматели.
По опросам Фонда общественного мнения, в воскресение после смерти верят 26% россиян. При этом предприниматели верят чаще, чем в среднем по стране, — 43%. Вообще, со статистикой есть определенные проблемы. Например, по данным «Левада–центра», к православным себя причислили 80% россиян, в то время как регулярно посещают церковные службы не более 7%.
Непереводимая игра слов: о чем чаще всего говорят кандидаты в президенты России Выборы-2018Непереводимая игра слов: о чем чаще всего говорят кандидаты в президенты России
Есть еще замеры Международной ассоциации Рональда Инглхарта, согласно которым Россия движется в сторону традиционных ценностей вопреки общеевропейскому тренду. В своей теории постмодернизма американский социолог Рональд Инглхарт доказывает, что, несмотря на локальные войны и стычки, человечество в целом становится более толерантным и милосердным. Особенно это видно по развитым странам, граждане которых в большей степени ориентируются на ценности самовыражения и сотрудничества. Традиционные ценности в исследовании социолога в большей степени ассоциируются с ценностями выживания, насилия и жадности. По мнению социолога, именно в таких обществах наибольшее количество религиозных людей.
Здесь возникают парадоксы. С одной стороны, наиболее богатые страны те, которые смогли перерасти традиционные ценности и преодолеть национальные и религиозные барьеры недоверия. С другой стороны, самые богатые люди религиозны. Наибольшее количество миллиардеров живет в США, Китае, Индии и России. Богатая в общей массе Скандинавия похвастаться большим числом миллиардеров не может — прогрессивная налоговая шкала позволяет распределять средства относительно равномерно.
В то же время Скандинавия — регион протестантских стран, много лет возглавляющих рейтинг государств с самым высоким ВВП на душу населения. Из 25 первых позиций в этом рейтинге 17 позиций занимают протестантские страны, четыре — конфуцианско–буддистские, две — католические и по одной — иудейская и мусульманский Катар, экономика которого держится исключительно на экспорте углеводородов. По сути, рейтинг наглядно демонстрирует, что наиболее эффективными для современной экономики оказались страны, связанные с протестантской этикой. Собственно, протестантизм и есть капитализм, именно в недрах этой религии сформировались ценности, заложившие основу экономического рационализма.
Наиболее к ним близки буддистско–синтоистская и конфуцианская этики со специфическим отношением к труду как к обязанности, долгу и призванию человека.
Слово и дело
В ходе опроса, проведенного автором, оказалось, что религиозность предпринимателя прямо пропорциональна размеру его бизнеса: чем крупнее бизнес, тем выше религиозный пафос.
Представители малого и среднего бизнеса о своей вере говорить и вовсе стесняются и еще меньше склонны связывать религиозность человека с его этичностью. «Люди, до неприличия активно демонстрирующие неистовое отношение к религии, чаще других не соблюдают деловую этику, — делится своими наблюдениями Ольга Косец, руководитель швейного производства «Софиано». — Я считаю, что порядочное ведение бизнеса и твердость купеческого слова никакого отношения к религии не имеют. Человек либо соблюдает взятые на себя обязательства, либо нет».
Бизнесмены & блогеры. Как может выглядеть видеоблог предпринимателя ОбзорБизнесмены & блогеры. Как может выглядеть видеоблог предпринимателя
Владелица паломнического гостевого дома «Путь пилигрима» рядом с Псковско–Печерским монастырем Гуля Гурдус уточняет, что «православные ценности не помогают и не мешают в бизнесе». «Православие формирует отношение человека к Богу, к жизни и ближнему, к самому себе, — уточняет Гуля, — здесь главное не нравственное совершенствование, а спасение души, восстановление общения с Богом. Поэтому православие — это не категория бизнеса».
Сергей Поздняков из компании Futuretrends, в свою очередь, считает, что православие влияет на манеру ведения бизнеса в России, хотя зачастую мало кто это факт осознает. По его наблюдениям, мешают бизнесу не православные ценности, а неверная их интерпретация. Например, русские люди проявляют терпение там, где это делать не нужно: «Эта черта русского характера особенно пагубно может повлиять на ведение бизнеса, поскольку нам сложно провести грань между ситуацией, где надо терпеть, и ситуацией, где этого делать не надо. Когда я учился на EMBA, нам часто приводили примеры из фильма «Американцы», где один из сотрудников отдела продаж в конце года всегда будет уволен. Это специально делается для повышения конкуренции внутри компании. У нас это считается жестоким обращением с персоналом».
Некоторые опрошенные предприниматели считают, что религиозность чаще используется как инструмент конкурентной борьбы — для манипуляций и новых знакомств, чем для духовной основы ведения бизнеса. «Мы живем в очень интересное время, — обращает внимание на этот аспект петербургский писатель Виктор Семенов, — когда православные ценности используются для корпоративных войн, переделов сфер влияния, добычи политических козырей. Ты открываешь с утра новостную ленту и читаешь серьезный материал о том, как какой–то неблагонадежный застройщик незаконно убрал со своего земельного участка деревянный крест, вбитый ночью представителями возмущенной общественности в место, где в XIX веке находился православный храм».
Теория
В современном мире на деятельность человека в равной степени влияют система ценностей, социальные нормативы и трудовые традиции, сложившиеся на протяжении истории того или иного народа. Об этом много и обстоятельно писал немецкий социолог Макс Вебер. Традиционная трактовка мотивации к экономической деятельности как «корыстной заинтересованности» уступила теории социального действия. Социолог Толкотт Парсонс доказывал, что объяснение предпринимательства рациональным стремлением к выгоде ошибочно и к тому же такой подход закрывает собой сложный узел нравственных, социальных, культурных и иных неосознаваемых факторов. Автор теории потребностей Дэвид Маклеланд говорил о том, что «бизнесмен и новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль. Чтобы сдвинуть горы рутины и предубеждения, необходима вера».
Макс Вебер первым выделил в мировых религиях этический компонент, то есть «коренящиеся в психологических и прагматических религиозных связях практические импульсы к действию». Он рассматривал важные для хозяйственной этики черты религий по отношению к экономическому рационализму, который в качестве одного из компонентов «буржуазной рационализации жизни» закрепил свое господство на Западе начиная с XVI века. Это явление Вебер назвал «протестантской этикой» и присвоил ей статус одного из факторов становления эффективной капиталистической экономики.
Причину Вебер видит в понятии «призвание», важном для протестантского мировоззрения, так как возвышает предпринимательство до «богоугодного дела». Идеал протестантизма — кредитоспособный добропорядочный человек, основной целью которого является приумножение своего капитала.
Постепенно веберовский анализ корней капиталистического развития был поставлен под сомнение исследователями, указавшими, как сообщает социолог Мануэль Кастельс, «на альтернативные исторические формы, поддерживающие капитализм не менее эффективно, чем англосаксонская культура, хотя и в ином институциональном оформлении». Историк в качестве примера приводит успешное развитие буддистско–синтоистской Японии и конфуцианского Китая.
Исключение составляет лишь Россия, пишет в работе «Русская культура труда и управления» социолог Овсей Шкаратан, «столетиями примеряющая на себя иностранные кальки менеджмента, не заморачиваясь на трудоемкое отделение универсальных черт организации экономики от культурной специфики страны».
Наши протестанты
В России протестантов никогда не было много, зато в XIX–XX веках мировую известность получили предприниматели–старообрядцы Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Рябушинские. В то время в России существовал механизм, позволяющий отсеивать недобросовестных коммерсантов. В каждом городе действовало купеческое сообщество, без рекомендации которого предприниматель не мог войти в купеческую гильдию. Совестный суд мог навсегда лишить купца права заниматься предпринимательством. В обиход прочно вошли такие понятия, как «слово — вексель», «торгую правдой, больше барыша будет», «не оскудеет рука дающего»
В нашем повседневном восприятии, сформированном на основе советских фильмов о Петре I, старообрядческая ветвь воспринимается как консервативное религиозное направление, результат социальной реакции на петровские реформы, протест, защиту старины, противопоставление традиционного крестьянства и купечества новым феодальным отношениям. Ну и еще они активно занимались самосожжением.
Впрочем, отдельные историки давно высказывали мнение, отличное от традиционного клише. «Старообрядчество обеспечило создание целых отраслей промышленности в национальном масштабе, прежде всего крупнейшей в стране — текстильной, — сообщает профессор РУДН Валерий Керов. — Еще более важным результатом старообрядческого предпринимательства, использовавшего капиталистическую организацию свободного труда и экономический рационализм, явилось возникновение задолго до отмены крепостного права вольнонаемного промышленного рабочего класса и слоя предпринимателей, не связанного сословными, финансовыми и иными узами с государством».
В Петербурге доля старообрядцев среди купцов первой и второй гильдий не превышала 1,5% от общего числа купцов города, однако они контролировали 27% лаковаренного и 10% кожевенного производства столицы. По словам академика Дмитрия Лихачева, на старообрядцах держались уральская промышленность, чугунолитейная промышленность и рыболовство на Севере. Старообрядец Василий Кокорев, владелец банков и нефтяных промыслов, строитель нескольких железных работ, еще в XIX веке написал работу «Экономические провалы», в которой говорил о необходимости осмысления отечественного опыта экономической жизни, вместо того чтобы засорять ее «насильственными иностранными пересадками».
В чем секрет коммерческого успеха старообрядцев? По мнению одних исследователей, дело в православном принципе «соработничества» Бога и человека, по убеждению других — в социальной организации живущих общежитием старообрядцев. Это и уверенность старообрядцев в том, что человек своими силами может избежать пороков и делать всякое добро, которую официальные архипастыри определяли как «самомнение» и «мудрование». Это и просветительская деятельность идеолога старообрядчества Аввакума, утверждавшего, что человек создан по образу Божьему не буквально, но в своей активной деятельности может приблизиться к нему, «трудясь Господа ради». О переходе от веры–ожидания к вере–деятельности свидетельствует и значение в системе понятий Аввакума категории «страдание–терпение», которое сближается не со «смирением–кротостью», но со «стойкостью в вере» и даже «противлением гонителям — борьбой за веру».
Старообрядцы считали себя «Божьими доверенными по управлению собственностью», им было не чуждо осознание высокой роли личности «хозяина», который является ответственным за свое богатство, свою судьбу, судьбы других людей перед собой, Богом и обществом. Принудительное отделение от государства в XVII веке дало староверам духовные преимущества перед теми, кто машинально следовал за строго регламентированным империей православием. Для грамотного раскольника церковная книжность была умственной гимнастикой, необходимой для успеха в торгово–промышленной сфере.
Традиции
Русский национальный менталитет, по мнению профессора НИУ ВШЭ Владимира Карачаровского, сформировало переплетение трех традиций: язычества, византийского православия и русского сектантства. Каждая из них занимает свое место в формировании духовного склада россиянина.
С экономической точки зрения православие часто критикуется за «слабость» и непродуктивность» трудовой этики в противовес протестантизму. Даже конфуцианская этика со своей традицией методичного самоиспытания оказалась ближе по духу к протестантской, чем православная с ее постулатом «равенства на финише», противоречащая основам капитализма. Православная доктрина предлагает особый путь к богоизбранности — через идею одномоментного достижения результата посредством чуда. То есть человек молится, молится, и вдруг результат, что означает не просто успех, но «богоизбранность». Ежедневный труд, профессиональная деятельность не освещались высшим смыслом служения Богу и ближнему.
Религиовед Татьяна Коваль обращает внимание на византийскую традицию совершенствовать мастерство ремесленника, не уделяя должного внимания инструментарию. Православие по–своему поддерживало этот тезис, считая, что орудия бесполезны без искусника, способного преобразовать сырье в шедевр. Так возникло гедонистическое отношение к труду, который признавался ценным, только если приносил удовольствие мастеру. Другая составляющая трудовой мотивации — труд как источник прибыли — православной этикой была в значительной степени блокирована.
Несколько лет назад Иван Забаев, исследователь Высшей школы экономики, провел масштабное включенное наблюдение за трудовой жизнью в русском монастыре и выделил четыре составляющие, на которых строится православная этика хозяйствования: «Божья воля» (неудача, как и удача, успешная реализация трудовых усилий зависит от Божьей воли, это должно в равной степени снижать и радость от полученных результатов, и огорчение от провала), «послушание», «смирение» (которые надлежит проявлять по отношению к работе и по отношению к результатам этой работы) и «благословение». «Задача труда в православной практике, — считает Иван Забаев, — обеспечить возможность молитвы, а одна из задач молитвы — обеспечить возможность труда».
Источники
По мнению исследователя из Башкирской академии государственной службы и управления Гульназ Муллагуловой, если в дореволюционной России деловая этика опиралась на этические нормы православного христианства, то сейчас она практически утрачена: «Зарождающаяся этика российского бизнеса оказалась под влиянием двух культур делового поведения, которые существовали при социализме». Первая культура, согласно исследованию экономиста, связана с административно–командной системой, господствовавшей с начала 1930–х годов. Вторая основана на жесткой культуре теневой криминальной и полукриминальной экономики. От первой мы взяли с собой традицию «кормления» при государстве, от второй — паразитирование на недостатках системы. Исследователь отмечает и существование третьей группы — людей, пришедших в бизнес из «нормальной жизни», интересующихся дореволюционными традициями российского предпринимательства и пытающихся их восстановить с учетом принятых в мировой практике норм деловой жизни. Но деятельность этих людей, как правило, лежит в сфере мелкого бизнеса.
Подлинные этические основы российскому бизнесу только предстоит сформировать. Этическое поведение в конечном итоге всегда оказывается более эффективным, чем победа с использованием «неспортивных» методов.
Татьяна Мейлахс Все статьи автора30 марта 2018, 16:31 124051
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
10 самых богатых мировых религий — Денга
Источник: therichest.com
10 самых богатых религий в мире
Многие люди верят в существование Бога, который поможет спасти душу человека. Однако содержание учреждения, которое может помочь вам поверить в Бога, требует много денег. Здесь представлены 10 самых богатых мировых религий.
10. Церковь Саентологии
Церковь Саентологии посвящена продвижению системы верований под названием Саентология. Л. Рон Хаббард основал эту религию в 1952 году, сменив ею более раннюю созданную им систему самопомощи «Дианетика». Церковь была основана на следующий год в Нью-Джерси. Она завоевала сердца некоторых знаменитостей, наиболее известным из которых является Том Круз. Религия основана на подписке, с членами которые поднимаются в ранге, после оплаты необходимого взноса. Самый высокий действующий ранг — Титан VIII, который стоит около $256,000. Церковь когда-то потратила более 3 миллионов долларов, чтобы купить золото в слитках и более 14,1 млн. долларов США на круизный лайнер.
9. Масонство
Хотя масонство-это не религия в подлинном смысле этого слова, ее члены обязаны верить в высшее существо. Подавляющее большинство его членов — богатые и состоятельные люди. Некоторые люди считают, что масонство-это на самом деле самая богатая организация в мире. Ее члены являются могущественными людьми, а их знак появился даже на долларовой купюре и печати Соединенных Штатов. Масонские ложи можно найти по всему миру
8. Протестантство
Протестантизм — это ответвление христианства. Он фактически включает в себя любую деноминацию христианского мира, которая отрицает власть папы в Риме. Он поддерживает принципы Реформации и верит в первичность Библии как единственный источник истины. Сегодня существует, вероятно, более 33 000 протестантских деноминаций, а все началось в 1517 году, когда Мартин Лютер выступил против средневековой доктрины и практики Католической Церкви. Исследования в США показывают, что протестантизм находится в середине с точки зрения богатств, накопленных его верующими.
7. Телеевангелизм
Телеевангелизм — это не совсем религия, а, скорее, элемент христианства, где верующие общаются с пасторами посредством телевизионных передач. Он также придерживается христианских принципов, но особое внимание уделяется личной нравственности с точки зрения проповедников. Телеевангелизм зависит, в основном от рекламы, пожертвований и товаров; все это не облагается налогом. Телевизионные евангелисты, как известно, живут роскошной жизнью, строят дорогие дома и путешествуют на частных самолетах. Считается, что это — бизнес стоимостью 2,3 миллиарда долларов.
6. Епископальная Церковь
Епископальная Церковь ведет свое происхождение от Церкви Англии в американских колониях. Это 14-ая по величине конфессия в США с почти двумя миллионами членов. Церковь отделились от Англиканства, когда духовенство Церкви Англии должно было присягнуть на верность Британской монархии. Помимо Соединенных Штатов, она имеет епархии в странах Латинской Америки, Карибского бассейна, Европы и Тайваня. Считается, что ее члены достигли наибольшего богатства среди всех христиан в США.
5. Церковь Англии
Церковь Англии также является одной из форм протестантизма. Она была образована только из-за желания короля Англии, Генриха VIII развестись с Екатериной Арагонской. Это было то, что Католическая церковь не разрешала ему сделать. Также известная как Англиканство, она была самым крупным землевладельцем в Великобритании. Она продала большую часть земли, чтобы создать инвестиционный портфель-6,7 млрд.$,который зарабатывает более 255 миллионов долларов каждый год. Она также получает более $320 млн в качестве пожертвований и 400 миллионов долларов США в рамках мероприятий и услуг.
4. Церковь Иисуса Христа святых последних дней
Церковь Иисуса Христа святых последних дней является одной из самых быстрорастущих и самых богатых религий в мире. Ее членов называют мормонами и их можно найти везде, от Скандинавии до Японии. На рубеже 21-го века, активы мормонов уже оценивались более чем в 30 миллиардов долларов. Она также имеет годовой доход в 6 миллиардов долларов, причем почти 90 процентов от этой суммы, поступает от членских взносов называемых десятина, в которую члены Церкви обязаны отдавать 10 процентов от всего их дохода.
3. Иудаизм
Те, кто исповедует иудаизм, говорят, накопили самое большое богатство среди всех религиозных верующих в США. Согласно профильному стереотипу, евреи известны как знатоки бизнеса. Это на самом деле подтверждается социологическими исследованиями, проведенными в стране. Хотя иудаизм является монотеистической религией, он не является однородным, так как у него есть много разных взглядов. Крупнейшие движения — это Раввинский иудаизм, ортодоксальный иудаизм, консервативный иудаизм и реформистский иудаизм. Помимо своей родины, Израиля, ее члены также имеют достаточное экономическое влияние в США для того чтобы сформировать мощное лобби, которое может влиять и влияет на решения политических лидеров.
2. Ислам
Ислам-это монотеистическая религия, которая является второй по величине и одной из самых быстрорастущих религий в мире. Хотя мусульмане живут по всему миру, большинство из них живут в Африке к югу от Сахары, Индонезии, Южной Азии и на Ближнем Востоке. В итоге мусульмане имеют контроль над огромными запасами нефти на Ближнем Востоке. Некоторые из самых богатых стран в мире соблюдают строгие исламские законы. По экспертным оценкам в 2012 году общий актив Исламской финансовой индустрии составляет почти $1,6 трлн.
1. Католицизм
Католическая церковь владеет некоторыми из величайших когда-либо сделанных произведений искусства. Она также имеет обширные запасы золота и миллиарды долларов в активах. Она также получает значительную сумму доходов от туристического сектора, так как Ватикан является независимым городом-государством. Она также имеет более миллиарда последователей по всему миру.
http://www.therichest.com/rich-list/world/the-10-richest-religions-in-the-world/
8,007 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Бог и деньги: как относились к богатству протестанты и староверы | Миллиардеры
«Я не замечаю того, — писал Лютер, — чтобы купцы приносили в страну множество хороших обычаев. И Бог по этой причине в старину повелел народу Израиля жить вдали от моря и не увлекаться торговлей».
Но со временем взгляды изменились — благодаря учению о предопределении и концепции призвания. Эти взгляды были присущи второму поколению реформаторов, наиболее известным из которых был Жан Кальвин, признававший все профессии равными в призвании, к которому человек «поставлен Богом» и через которое им «действует» Святой Дух. Кальвин фактически не отвергал и торговлю, подчеркивая, что «нет дела нечистого и презренного, которое не засияло бы перед Богом и не стало бы драгоценным, если, выполняя его, мы служим нашему призванию».
Это учение стало получать распространение во второй половине XVI века. Вышедшие из кальвинизма идеологи (пуритан, квакеров, баптистов и пр.) подчеркивали, что прибыль как результат успешного предпринимательства является следствием благочестия и добродетели. Получение предпринимательской прибыли было не только оправдано, но и предписано — как проявление Божьего благословения. А бедность и нищенство, наоборот, стали восприниматься как следствие неизбранности и греха.
Кроме того, на основе тезиса о божественном происхождении всех земных благ, в кальвинизме уточнялась концепция собственности. Кальвин, ссылаясь на апостолов Луку и Павла, утверждал, что «все наши дары суть имущество Бога», а мы — «распорядители всего, что Господь дал нам». Эта мысль позже развивалась духовными руководителями пуританизма: «…Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божией, он подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге». В отличие от дореформенном христианства, Кальвин из тезиса о Божьей собственности фактически вывел принцип священной частной собственности. «Бог велел нам прилагать все свои усилия к сохранению достояния каждого человека, — писал Кальвин. — Мы должны усвоить, что имущество человека достается ему не случайно, но по воле Того, кто является полновластным хозяином и Господином всего, и поэтому никто не вправе красть у кого бы то ни было его богатство, дабы не нарушить установленное Богом распределение».
При этом в новой концепции сохранялись социальные аспекты. Обязательным условием подтверждения избранности и благодатного происхождения богатства считалось правильное использование результатов профессиональной деятельности. Осуждая стяжательство католической церкви, Кальвин подчеркивал, что «постановления и каноны часто говорят о том, что все, чем владеет Церковь — будь то земля или деньги, — есть достояние бедных». В неменьшей степени это относится и к богатствам, получаемым избранными. Они должны были проявлять свою подверженность Благодати любовью к ближнему, а значит и к Богу. Поначалу в протестантизме допускалось осуществлять любовь к ближнему посредством милостыни, на что прямо указывал Кальвин. Но позже, в ходе дальнейшей рационализации вероучения, милостыня была строго запрещена. Уже в XVII веке лозунгом стали слова «Подаяние — не милосердие» (как назвал одну из своих работ выпускник пуританской духовной академии Даниэль Дефо, более известный нам как автор книги «Робинзон Крузо»). Богу стало «угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого человека и общества в целом. Аскеза требовала от богатых людей <…> такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям».
Таким образом, в протестантизме произошло переосмысление положений раннего христианства о частной собственности и богатстве. Богатство для протестантов стало следствием сакрализованной профессиональной деятельности. Важнейшим результатом стало и то, что, по словам Макса Вебера, вера протестантов освобождала «приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу <…> занятие».
Богатство как труд
А что же в России? Первое время после церковного раскола XVII века в старообрядчестве были распространены традиционные взгляды на нестяжание и богатство. Как и в синодальной церкви, в староверии были приняты тезисы о том, что спасти душу могут и богатые, «если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных». Но в XVIII-XIX веках в ходе широкой предпринимательской практики произошла эволюция этих взглядов. С начала XVIII века староверами развивалась идея богоданности богатства. Интересные рассуждения о предпринимательстве и вере ходили в среде купцов-беспоповцев Владимирской губернии в начале XVIII века. Они считали, что соблюдение религиозных норм своего согласия служит залогом богатства. А на некоторых старообрядческих иконах Николы Угодника встречаются клейма не только о спасении от бед, но и об обретении богатства.
Окончательно оправдание богатства вербализовалось на рубеже XIX-XX веков в работах и проповедях выдающихся начетчиков. Один из самых влиятельных старообрядческих архиереев епископ Арсений Уральский указывал, что спасение души зависит от благочестия, исполняемого каждым «противу его состояния». Соответственно, для некоторых «истинно верующих» управление собственностью — это путь к спасению.
Владыка Арсений, полностью оправдывая обладание собственностью, отмечал: подвиг «богатого» — «миловать нищих», а вот нищие должны помнить, что собственность на небо не унесешь, исполнение Христовых заповедей ими заключается в том, «чтобы с благодарением переносить судьбу свою».
В итоге, по свидетельству самих старообрядческих предпринимателей, купцу из староверов «и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым перед людьми», лишь перед Богом, но не за некую греховность обладания, а за то, «что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» и обществу. Традиционный тезис о возвращении Богом данного богатства ближнему не просто сохранялся в старообрядчестве. В староверии сложился культ милостыни.
Тезис об оправдании богатства милосердием ярко проявился в старообрядческих сборниках, где содержится множество упоминаний о том, что для душевного спасения «расточи имение нищим». Ни один сборник поучений не обходился без текстов, убеждавших в необходимости подачи милостыни. Без этого хозяйственная деятельность не имеет смысла, она, как утверждал один из сборников, «лютое стяжание и пагубное богоненавистное немилосердие». Милостыней, в ряде случаев, богатство не просто оправдывалось, но и даже мотивировалась его необходимость для служения другим людям, особенно неимущим. Староверы считали, что щедрость в милостыне соответствует тезису о Божественном подобии тварного человека — «добродетель сия подражает Бога». Неважно, по какой причине человек подает милостыню: один «творит милостыню яко да спасется корабль его, и Бог спасает корабль его, другой творит за чад своих, и Бог спасает чад своих, другой творит за еже прославитися, и Бог прославляет его и не отметает Бог никого».
Другим условием спасительности имения и важнейшим условием оправдания стяжательства являлся трудовой характер нажитого.
Даже милостыня должна была подаваться от богатства, заработанного праведным трудом.
Для староверов в большей степени, чем в синодальной церкви, собственность «была, в первую очередь, правом труда, а не капитала». Как и в крестьянской среде вообще, у староверов было распространено представление о том, что праведная собственность не может сложиться без приложения личного труда собственника. Исследователи в старообрядческой духовной и хозяйственной культуре уже конца XVII- XVIII веков обнаруживают дальнейшее сплетение «трудовых и собственнических начал». «Никто не может стяжать что благо аще со многим трудом», — многократно повторяли старообрядческие нравоучительные сборники.
Такие положения во многом снимали нравственный конфликт при ведении предпринимательской деятельности. Если собственность уже не была губительной в любом случае, то милостыня в различных ее формах представлялась не выкупом, а обязанностью Божьего управляющего. Требовалось максимизировать «возврат» средств общине и единоверцам, прежде всего сирым и убогим, сохранить предпринимательство именно как материальную базу гонимого и преследуемого старообрядчества. Собирание капитала, стяжание только ради наживы, только для обеспечения своих личных потребностей находились вне системы ценностей староверов.
Таким образом, в старообрядчестве сложилась новая концепция собственности с ориентацией на функцию обеспечения сообщества. Наиболее важным в системе представлений старообрядцев различных согласий о собственности стало, то, что предприниматели-староверы, как и протестанты, были уверены: они не являются полными и безраздельными собственниками. Но российские «Божьи доверенные по управлению собственности», в отличие от протестантов, не получали имение непосредственно от Господа, но зарабатывали его своим праведным трудом, и право на собственность фиксировалось благочестивым распоряжением ею в интересах общества, малоимущих и церкви.
Почему протестанты богаче православных верующих — Рамблер/новости
Отношение к достатку, богатству и финансовой стабильности в разных странах отличается. Экономисты отмечают, что уровень жизни в «протестантских» странах выше, чем в государствах с православной традицией. Попробуем понять причины.
Статистика о религиях
Вопрос о вредности влияния православной религии на экономику и, наоборот, полезных для денежных потоков установок протестантства, особенно остро стал в нашей стране после знаменитого высказывания ведущего Владимира Познера, который процитировал Чаадаева, сказав, что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Альтернативой, по его мнению, может служить пример протестантов, так как именно в тех странах, где распространена эта религия, наиболее эффективные экономики. Православные приняли этот тезис в штыки. Но что об этом говорит официальная статистика?На первой позиции в рейтинге стран по номинальному ВВП в 2013 году находится преимущественно протестантская страна — США с показателем в 16800 млрд долларов. Среди стран, находящихся в первой двадцатке по доле ВВП на душу населения по состоянию на 2013 год, Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада, итого восемь стран — являются главным образом протестантскими. При этом в двадцатке нет ни одной православной страны. Так в чем же дело? Стоит ли довериться статистике, или необходимо выяснить более глубинные причины такого положительного влияния протестантизма на экономику? Возможно ли, что совпадения такого рода случайны? Для ответа на эти вопросы мы охарактеризуем протестантизм и внутренние предпосылки к влиянию на экономику.
Религия и экономика
Слово протестантизм происходит, по одной из версий, от латинского protestans — публично заявляющий, так как сторонники Реформации протестовали против преследования лютеран. По другой версии, «протестант» происходит от словосочетания pro testament — за Завет, то есть, за чистоту восприятия Священного Писания. Став результатом борьбы с устаревшими воззрениями католичества, протестантизм достаточно быстро распространился по Европе в ходе Реформации, и уже с XVI века становится ведущей мировой религией.
Протестантизм включает в себя множество направлений, таких как англиканство, лютеранство, кальвинизм, последователи-евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и другие. Некоторые исследователи включают в их число также сектантов-мормонов и свидетелей Иегова. Всем этим различным ветвям протестантизма характерно отрицание толкования Библии, икон, монашества, культа святых.
Связь протестантской религии с высокими экономическими показателями стали традиционно проводить после выхода фундаментальной работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», вышедшей в 1905 году. Ученый обратил внимание на то, что успехи развития европейской цивилизации чаще всего были связаны именно с тем типом менталитета, который привнесли в культурное поле именно протестанты. Трудовая этика протестантизма — это религиозная доктрина, говорящая о благости труда и необходимости работать честно и усердно. Даже в Библии протестанты находят основы трудового кодекса: такие фразы, как «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», по их мнению, являются четкой установкой договора между работодателем и работником. [С-BLOCK]
Вебер оперировал конкретными фактами, и помимо того, что привел в пример хорошо развивающиеся протестантские страны, США, Англию и Голландию, показал на примере Германии, в которой равно распространены как католики, так и протестанты, что именно последние составляют основную массу предпринимателей или хорошо обученных профессионалов. Именно рвение и рационализация работы, свойственные протестантам любого социального класса, стали, по мнению Вебера, причинами развития капитализма. Так как для протестантов труд и коммерция — не только выгодная экономически деятельность, но и добродетельность, их экономика росла быстрее. Таким образом, стремление хорошо заработать и создать прибыльное дело воспринималась протестантами как выполнение божественного долга. Если доходы увеличиваются и богатство растет — это признак благословения. При этом роскошь с точки зрения протестантизма бессмысленна — ведь доходность и есть уже само по себе божья благодать. Вебер писал по этому поводу: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком — либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».
Так установка не на мгновенное получение дохода, а на медленное, но верное приближение к богатству как божьей благодати, становится одной из основных установок протестантизма.
Благодаря внедрению протестантизма или его ценностных категорий, согласно теории Вебера, страна может улучшить свои экономические показатели. К примеру, в Латинской Америке в последние годы все больше людей переходят из католичества в протестантизм, и исследования демонстрируют, что уровень жизни этих людей неуклонно растет. Это связывается, опять же, с нравственной установкой протестантов на благость предпринимательской деятельности, полезной не только в миру, но и для спасения души. Однако почему установка на качественный труд и умножение капитала не возникла задолго до появления протестантизма? Вебер в своей работе показал, что капитализм мог возникнуть еще в античности, однако именно ранняя протестантская традиция содержала те основы новой идеологии, а именно — идею долга, в том числе, профессионального, которые сформировали поколения людей с новой ментальностью. Вебер, основываясь на статистике, показывает, что капитализм наилучшим образом развивался именно в протестантских страна, Англии, Германии и Америке, жители которых до сих пор славятся своими пунктуальностью, бережливостью и трудолюбием. Менталитет остался, а вера постепенно становилась все менее определяющим фактором в экономических вопросах.
Православие vs протестантизм
Если взглянуть на ту же статистику ВВП на душу населения за 2013 год, мы не увидим ни одной православной страны не только в первой двадцатке, но и среди первых сорока стран. На 43-м месте находится Греция, на 45-м — Россия, на 64-м и 69 соответственно — Румыния и Болгария. Имеем ли мы в данном случае проводить параллели с господствующей в государстве религией и порожденной ей ментальностью? Конечно, необходимо учитывать исторические особенности всех этих стран, но и рассматривая только ментальные категории можно обнаружить много интересного. Православие как наиболее консервативная и ортодоксальная ветвь христианства, не пошла по пути модернизации и рационализации, который выбрал протестантизм. Если протестантизм осуждал желание быть бедным, считая его сродни желанию быть больным, в православной традиции материальная бедность традиционно противопоставлялась духовному богатству. Профессиональные обязанности для протестанта — это долг и перед богом, и перед обществом, для католика — искупление первородного греха. Для православного труд в первую очередь должен быть духовным, а материальный труд, если он связан с жаждой выгоды или гордыней, признается суетным.
Русское православие также во многом было связано со своей ролью официальной религии в жестких условиях монархического строя. Так накопление духовного символического капитала стало для простых мирян превалирующим, а думы о материальном благе в условиях крепостного права и примата государства над частной предпринимательской деятельностью зачастую были безрадостными.
Welcome to our blog!