Глава 7. Уклонение от налогов Сущность и причины уклонения от налогов

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведе­ния многих хозяйствующих субъектов. В результате не­достаточно финансируется общественный сектор хо­зяйства из-за сокращения поступления средств в госу­дарственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняю­щимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полу­ченные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.

Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.

По своей экономической сущности налоги выступа­ют в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуе­мые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного реше­ния затруднена по нескольким причинам.

Часть II. «Вторая» («беловоротпичковая») теневая экономика 81

Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Не­которые индивиды могут считать целесообразным укло­няться от уплаты налогов, надеясь на то, что их дейст­вия в составе большой группы налогоплательщиков ос­танутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

Во-вторых, по техническим причинам принятие ре­шений в больших группах на основе единогласия невоз­можно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дис­криминации и побуждает пострадавших налогоплатель­щиков к уклонению от участия в финансировании об­щественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.

В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффек­тивность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской дея­тельности. Поэтому в данных условиях естественной ре­акцией налогоплательщиков выступает оппортунисти­ческий тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в фи­нансировании общественных товаров.

Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогооб­ложения, а вполне конкретными соображениями о ве­личине риска: насколько сумма налога выше, чем санк­ции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения неве­лика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовав­шись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышен-

82Теневая экономика

ным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).

Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его на­рушения и слабость контроля. А распространенные ут­верждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хо­тя действительно существует предельный уровень нало­гообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплатель­щики не постараются платить еще меньше.

Рассматривая мотивы уклонения от налогов, необхо­димо остановиться на различиях между «новыми рус­скими» и директорами бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения послед­них предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминаль­ная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законо­послушными гражданами, хотя бы для того, чтобы об­рести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть госу­дарство, включая налоговый контроль, тем раньше про­изойдет их психологическое созревание.

Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользо­вались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, пред­приятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за рез­кого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной рынку и населению продукции. Многие управляющие

Причины возникновения уклонения от уплаты налогов

Библиографическое описание:

Сидоров А. А. Причины возникновения уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/259/59453/ (дата обращения: 02.02.2020).



Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

  1. Политические причины. Проявляются в тех случаях, когда государство в своём стремлении пополнить казну начинает ущемлять интересы граждан, путём использования налоговых механизмов. В данной ситуации человеку, да и населению в целом, видится предпочтительным вариант уклонения от уплаты налога, для удовлетворения своих нужд. Ещё один важный фактор, играющий значительную роль в причинах уклонения от уплаты налога, это несправедливое перераспределение аккумулированных денежных средств. На сегодняшний день, практически не осуществляется регулирование некоторых видов деятельности, в виду, которого происходит чрезвычайно высокий рост организаций, связанных с добычей различного рода сырья, в виду своей относительной простоты и минимизации затрат. Итогом служит огромная зависимость государства от данного вида деятельности и динамики стоимости этого ресурса. Заслуживает внимания и тот факт, что большинство ученых и практиков считают, уклонение от уплаты налогов проявлением неэффективной налоговой системы. Своё подтверждение данный аргумент находит в исследованиях Д. Р. Песковой, которая считает, что весомой причиной ухода фирм в тень является несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством [2, 14].
  2. Экономические причины. Наиболее полно проявляется в секторах экономики связной с производством сельскохозяйственной продукции. Данный вид деятельности специфичен, во-первых, своей сезонностью, во-вторых, непрогнозируемость. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, не могут точно просчитать ожидаемую прибыль, так как зависят от ряда факторов (отсутствие в определённые периоды оборотных активов), в том числе и непредвиденных (погодные условия, плодородность почвы и т. д.). Однако налоговое бремя не учитывает эти особенности, что затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. В случае неполучения государственным бюджетом спрогнозированных денежных сумм, правительство будет вынуждено вносить непредвиденные корректировки, связанные с ограничением реализации некоторых государственных программ (например, не выплата заработной платы работникам, находящимся на государственном обеспечении). Также следует отметить одни из самых актуальных причин уклонения от уплаты налогов в России — нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни [3, 267].
  3. Социальные причины. Основной задачей налогов является обеспечение существования и деятельности государства, выполнение им своих функций. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1, статья 7) [7]. Следовательно, аккумулированные денежные средства должны не только покрывать расходы государства, но и удовлетворять интересы граждан, служить инструментом социальной политики. По мнению В. Ю. Бурова и В. С. Потаева, «… налоговая система должна выполнять регулирующую функцию и служить инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Эффективная налоговая система позволяет оптимизировать деятельность малых предприятий и привлекать инвестиции. В связи с тем, что действующая система налогообложения не отвечает требованию развития малого бизнеса, возникает необходимость ее реформирования» [4, 120]. Следует иметь ввиду, что посильность налогового бремени обуславливается приносимой пользой. Иными словами, при перераспределении доходов, полученных от налогообложения, направленном на функционирование социальных служб, здравоохранения, обеспечение правопорядка и прочее, налогоплательщик усматривает личную заинтересованность в данном процессе. Что, в конечном итоге, снижает сопротивление против уплаты налогов.
  4. Психологические причины. Как уже было отмечено выше, пренебрежение данными причинами является, по моему субъективному мнению, ошибкой. Именно поэтому в данном исследовании будет проведён разбор указанного фактора. Налоги являются одни из важнейших критериев существования государства, выполнение возложенных на него задач и функций, в том числе в социальной среде. Однако неэффективность выполнение данных обязанностей подрывает у населения доверие к власти. Налоговое бремя реально умешает совокупный доход граждан, может привести к ситуации, которая изменит социальное положение. Отсюда возникает стремление избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. Но не стоит думать, что такая ситуация сложилась исключительно в нашем государстве. Во всем мире, никто не любит платить налоги. Хорошим примером, хоть и не научного характера, может служить творчество Терри Пратчетта, английского писателя. В своём произведении «Мрачный жнец» высказана следующая мысль: «Есть смерть и есть налоги, только налоги гораздо хуже, потому что смерть случается один раз в жизни, а налоги — каждый год». Приведённый пример служит следующей цели: он иллюстрирует тот факт, что налоги обременяют жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от страны их проживания. Отсюда следует вопрос: почему проблема уклонения от уплаты налогов так остро стоит именно в нашем государстве? Причин тому несколько. Первая — низкая правовая культура. Вторая — частые изменения налоговых постановлений, которые и не дают гражданам определиться с их отношением к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.
  5. Технические причины. Находят своё отражение в налоговом контроле: методах и формах его проведения. Как отмечает Карцева М. С., налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчётность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщика возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет [5]. Нельзя не согласиться с мнением Сивцевой И. И. и Ноевой Е. Е. что, на государственном уровне следует решить назревшие проблемы для создания справедливой налоговой системы с целью реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и предотвращения потерь бюджета за счет уклонения от уплаты налоговых платежей [3, 267].

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

Литература:

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Основные термины (генерируются автоматически): уплата налогов, вид деятельности, уплата налога, причина, налог, Российская Федерация, мое мнение, налоговое бремя, интерес граждан, причина уклонения.

Глава 7. Уклонение от налогов Сущность и причины уклонения от налогов

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведе­ния многих хозяйствующих субъектов. В результате не­достаточно финансируется общественный сектор хо­зяйства из-за сокращения поступления средств в госу­дарственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняю­щимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полу­ченные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.

Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.

По своей экономической сущности налоги выступа­ют в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуе­мые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного реше­ния затруднена по нескольким причинам.

Часть II. «Вторая» («беловоротпичковая») теневая экономика 81

Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Не­которые индивиды могут считать целесообразным укло­няться от уплаты налогов, надеясь на то, что их дейст­вия в составе большой группы налогоплательщиков ос­танутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

Во-вторых, по техническим причинам принятие ре­шений в больших группах на основе единогласия невоз­можно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дис­криминации и побуждает пострадавших налогоплатель­щиков к уклонению от участия в финансировании об­щественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.

В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффек­тивность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской дея­тельности. Поэтому в данных условиях естественной ре­акцией налогоплательщиков выступает оппортунисти­ческий тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в фи­нансировании общественных товаров.

Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогооб­ложения, а вполне конкретными соображениями о ве­личине риска: насколько сумма налога выше, чем санк­ции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения неве­лика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовав­шись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышен-

82 Теневая экономика

ным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).

Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его на­рушения и слабость контроля. А распространенные ут­верждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хо­тя действительно существует предельный уровень нало­гообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплатель­щики не постараются платить еще меньше.

Рассматривая мотивы уклонения от налогов, необхо­димо остановиться на различиях между «новыми рус­скими» и директорами бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения послед­них предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминаль­ная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законо­послушными гражданами, хотя бы для того, чтобы об­рести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть госу­дарство, включая налоговый контроль, тем раньше про­изойдет их психологическое созревание.

Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользо­вались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, пред­приятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за рез­кого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной рынку и населению продукции. Многие управляющие

Часть II. «Вторая» («беловоротничковая») теневая экономика 83

разворовывают активы своих предприятий и ожидать от них расширения производства и, следовательно, увели­чения налоговой базы наивно, если они сами не станут собственниками руководимых ими государственных предприятий.

Особая ситуация с естественными монополиями, ко­торые платят или не платят налоги по договоренности с государством. Объясняется это тем, что не только они должны государству, но и оно им должно (за поставки тепла, электроэнергии государственным учреждениям, за транспортные услуги, оказываемые по решению вла­стей).




Причины и последствия уклонения от уплаты налогов

В демократическом обществе налоги представляют собой своего рода цену, уплачиваемую налогоплательщиком за общественные блага. Идеальная схема финансовых взаимоотношений – замкнутая, когда фирма платит налоги, а государство предоставляет общественные блага, эквивалентные уплачиваемым налогам. В реальности сумма востребованных от общества в виде налогов денежных средств никогда не будет эквивалентна тем услугам, которое государство оказывает обществу. Причины этого явления связаны с тремя основными проблемами. Первая проблема заключается в неэффективности государственных расходов. Часть доходов, поступающих в бюджет в виде налогов, идет на нерациональные траты. Чем они выше, тем сильнее в обществе стремление к уклонению от уплаты налогов. Вторая проблема – это так называемая проблема «безбилетника». Неисключаемость общественного блага создает для отдельных предприятий возможность пользоваться общественными благами и при этом не платить налоги. Третья проблема заключается в том, что использование средств на создание определенных общественных благ трудно проследить и количественно оценить каждому конкретному налогоплательщику. Необходимость финансирования таких затрат для него туманна, таким образом возникает проблема мотивации.

Выделяют также следующие причины уклонения от налогов: несовершенство формальных правил, указание на уклонение от налогов других хозяйственных агентов, нарушение формальными правилами принципа справедливости, экономическая целесообразность и потребность экономического выживания, давление и вымогательство со стороны бюрократических и силовых структур.

Принятие решения об уплате налогов связано с оценкой налогового риска, стоимости мероприятий по реализации налоговой схемы и величины налоговых обязательств. Если сумма всех издержек по сокращению налогов оказывается меньше, чем суммарная обязанность по уплате налогов, то в экономике складываются объективные причины для развития теневого сектора, предприятиям становится выгодно «уходить в тень». Ситуация усугубляется в условиях слабого налогового администрирования.

С точки зрения налогоплательщика налоговый риск – это вероятность понести потери в результате воздействия различных неблагоприятных факторов, связанных с процессом налогообложения.

Минимизация налогов любыми способами, в том числе незаконными, для компаний означает рост налоговых рисков, связанных с административными и уголовными санкциями, ужесточением контроля со стороны налоговых органов, потерей репутации и, как результат, снижением их рыночной стоимости. Однако даже высокие налоговые риски и более жесткие административные мероприятия не гарантируют отказ бизнеса от неуплаты налогов.

В условиях краткосрочного планирования, вызванного неустойчивостью экономической системы в целом, прерогативой деятельности компании становится достижение быстрого эффекта, т.е. получение максимальной прибыли за наиболее короткий срок. При реализации же стратегического планирования, ориентированного на достижение долгосрочных целей, важнейшее значение приобретает имидж компании, ее инвестиционная привлекательность. Поэтому менеджеры стремятся к снижению налоговых рисков, добросовестному поведению предприятия как налогоплательщика.

Вопреки весьма популярному мнению, что высокое налоговое бремя неизбежно усиливает масштабы уклонения от уплаты налогов, мировая практика доказывает обратное.

Таблица. Налоговая нагрузка и размеры теневого сектора экономики

Страны

Налоговая нагрузка, % к ВВП

Размер теневой экономики, % к ВВП

2005 г.

2006 г.

2005 г.

2006 г.

Канада

33,4

33,3

14,1

14,1

США

27,3

28,0

7,9

8,0

Австралия

30,8

30,6

12,8

13,0

Япония

27,4

27,9

8,8

8,9

Австрия

42,1

41,7

9,3

9,5

Бельгия

44,8

44,5

19,6

19,9

Дания

50,7

49,1

16,1

16,5

Финляндия

43,9

43,5

15,8

15,8

Франция

43,9

44,2

13,2

13,2

Германия

34,8

35,6

15,3

15,4

Греция

31,3

31,3

26,3

26,0

Венгрия

37,2

37,1

24,3

24,3

Исландия

40,7

41,5

14,1

14,1

Италия

40,9

42,1

23,2

23,1

Люксембург

37,8

35,9

9,3

9,4

Нидерланды

38,8

39,3

11,1

11,2

Норвегия

43,5

43,9

16,8

16,6

Польша

32,9

33,5

27,3

26,7

Словакия

31,8

29,8

18,2

18,3

Испания

35,8

36,6

20,5

20,2

Швеция

49,5

49,1

16,3

16,3

Швейцария

29,2

29,6

8,5

8,3

Турция

24,3

24,5

34,3

34,6

Великобритания

36,3

37,1

10,3

10,9

РФ

25,4

24,6

47,3

46,9

Источник: Shadow Economies and Corruption All Over the World: Revised Estimates for 120 Countries, 2009; OECD Revenue Statistics: 1965-2008, 2009; ФСГС РФ.

В ряде стран налоговая нагрузка выше, чем в России, но в меньшей степени развиты коррупция и налоговое лоббирование, действуют более совершенные демократические институты, гарантирована защита частной собственности. Размер теневой экономики в этих странах существенно ниже. Однако конечно при этом не стоит забывать, что еще А. Лаффер доказал, что чрезмерная налоговая нагрузка свыше 30-40% ВВП вредит экономике.

Уклонение от уплаты налогов имеет несколько негативных последствий. Одно из них связано со снижением поступлений доходов в бюджет. В результате ограничиваются возможности государства в финансировании важных социальных и инвестиционных программ, растут коррупция и отток капитала за границу. Другое негативное последствие связано с нарушением конкуренции, так как фирмы, уклоняющиеся от уплаты налогов, оказываются в более выгодном положении по сравнению с добросовестными налогоплательщиками. У организаций, сокращающих издержки путем неуплаты налогов, появляется конкурентное преимущество, которое не связано ни с высокой производительностью труда, ни с более совершенными технологиями. Поэтому такое снижение налоговой нагрузки не стимулирует экономическое развитие.

Чтобы справиться с уклонением от уплаты налогов, необходимо бороться не с его последствиями, а воздействовать на причины этого явления. Эффективное использование налоговых инструментов, в частности, снижение налоговых ставок, применение налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, возможно только в условиях сформировавшейся благоприятной экономической и институциональной среды, т.е. при наличии развитых финансовых рынков, гарантировании защиты собственности, здоровой конкуренции, высокой прозрачности, отсутствии административных барьеров и злоупотреблений общественной властью в корыстных интересах.

Греков Д. А.

Сущность и причины уклонения от налогов

Неуплата  налогов значительно сокращает  доходную часть бюджета и, следовательно, возможности государства в решении  социально-экономических вопросов, финансировании здравоохранения, образования, науки, правоохранительной системы и т. д. Так, расходы бюджетов Российской Федерации на социально-культурные. Недостаточное финансирование таких значимых сфер жизни индивида и общества, одной из причин которого является уклонение от уплаты налогов, в свою очередь, приводит к стагнации процессов развития важнейших сфер жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом.

      Необходимо  отметить, что количественная оценка проблемы уклонения от уплаты налогов  достаточно затруднительна, поскольку  нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью и поэтому официальные статистические данные зачастую не соответствуют действительности.

      В этом отношении не менее важными и показательными являются неколичественные характеристики проблемы, выражающиеся в разнообразии форм ухода от налогов.

      Масштабы  распространения уклонения от уплаты налогов позволяют говорить об общественной опасности проблемы: она оказывает негативное влияние на экономику, подрывает эффективность правительственных решений, расшатывает доверие населения

  Второй аспект проблемы уклонения от уплаты налогов, который мы обозначили как экономико-административный, характеризует косвенные издержки общества, связанные с тем, что наряду с экономическими мерами государственные, региональные и муниципальные органы власти используют административно-правовые способы борьбы с нарушителями налогового законодательства.

      Используемые  меры, однако, характеризуются существенными  недостатками и требуют существенного  изменения и совершенствования. К подобным недостаткам относятся  несогласованность во взаимодействии между органами налогового контроля и другими контролирующими и правоохранительными органами, а также между органами предварительного следствия и арбитражных судов.

      Кроме того, можно говорить и о несовершенстве самих форм и методов налогового контроля: сегодня типичными являются факты наложения излишних штрафных санкций налоговыми органами, незаконное привлечение к административной ответственности, безнаказанность нарушителей налогового законодательства. Во многих случаях документальные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно, а возражения налогоплательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

      Третий  аспект проблемы уклонения от уплаты налогов - исторический - предполагает характеристику стадий ее развития. В отечественной литературе чаще всего выделяется два этапа становления налоговой системы: до принятия Налогового Кодекса Российской Федерации и после него. На первом этапе налоговое поведение участников социально-экономических отношений характеризовалось практически полной свободой, то есть отсутствием существенных («непреодолимых») законодательных ограничений. Одной из наиболее важных причин этого исследователи полагают политизацию налогообложения в советское время. Представления о налоге как средстве эксплуатации трудящихся, декларации о снижении роли налогов в социалистическом обществе и возможной отмене подоходного налога с населения и т. п. не могли обеспечить осознание значимости налогообложения советскими гражданами.

      Собственно  социальный аспект проблемы уклонения  от уплаты налогов связан прежде всего с пониманием налоговых отношений как социальных. Он складывается из следующих тенденций.

      Существующие  деформации в соотношениях налоговой  нагрузки и затрат на социальную сферу  нарушают каноны социальной справедливости в распределении и перераспределении созданных в обществе благ.

      В основе уклонения от уплаты налогов  лежит взаимодействие различных социальных групп: физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налоговых инспекторов, представителей различных политических партий, органов государственной власти, общественных объединений и т. д.

      Важным  фактором уклонения от уплаты налогов  является специфическое отношение  общества и государства, выраженное в дисбалансе ожидания и действия.

      Наконец, масштабы и распространенность уклонения  от уплаты налогов способствуют формированию индивидуальной или групповой идентичности, не соответствующей декларируемым в государстве интересам и целям деятельности различных социальных групп.

      Таким образом, объективные основания  проблемы уклонения от уплаты налогов как социальной проблемы современного российского общества включают в себя финансово-экономический, экономико-административный, исторический и собственно социальный аспекты. Исходя из рассмотренных характеристик можно сделать вывод, что уклонение от уплаты налогов в современном российском обществе препятствует нормальному ходу расширенного воспроизводства, созданию условий для стабильного социального развития.

      Следовательно, по объективным характеристикам  его можно рассматривать как  социальную проблему.

      Субъективное  основание проблемы складывается из практик конструирования «проблемы» в средствах массовой информации, в политических дискуссиях, а также в научной среде. В современной российской науке и социально-экономической практике налоговые нарушения характеризуются через категориальный аппарат экономической и юридической наук, причиной чему является уже упоминаемая здесь непосредственная связь налогов с финансовой и законодательной системами государства. Сегодня именно в рамках данных научных дисциплин формируются задачи налогообложения, совершенствуются принципы и законодательное оформление налоговой системы, а также разрабатываются механизмы преодоления проблемы ухода от налогов, что, в свою очередь,

влияет  на практику управленческой деятельности области регулирования налоговых  отношений.

 

2. Уклонение от налогообложения как форма экономической преступности.

2.1  Виды уклонения от налогообложения. 

      Уклонение от налогов - это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

      В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным -нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.

      Уклонение от налогов предполагает построение специфических моделей, в которых создаются многообразные схемы уклонения и ухода от налогообложения. Они опираются на три основные стратегии.

      Первая  стратегия связана с нелегальной хозяйственной деятельностью. Она реализуется в случае отказа от легализации деятельности (от регистрации предприятия, использования его расчетного счета) или сокрытия части производящих мощностей на легализованных предприятиях. Результаты этой деятельности, естественно, не поддаются налоговому учету.

      Вторая  стратегия - освобождение от налоговых платежей - воплощается в трех различных схемах. Использование льготных режимов налогообложения предусматривает либо освобождение от налоговых платежей (предприятия зарегистрированы в оффшорных зонах), либо предоставление официальных льгот (например, предприятия, где заняты инвалиды).

      Использование налоговых льгот предполагает возможность  создания простых схем уклонения  от налогов. Примером такой схемы является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицам при перечислении средств на благотворительные цели. Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию.

      После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.

      Освободиться  от части или от всех налоговых обязательств можно также в результате политического торга с полномочными представителями власти. При этом в качестве аргументов в борьбе за предоставление налоговых льгот ссылаются на особую роль предприятия для всей страны или конкретного региона (стратегический характер продукции, обеспечение занятости, реализация социальных программ).

Наконец, средством  избежать налоговых отчислений

являются  искусственные неплатежи или задержки платежей налогов. Они сопровождаются ссылками на «объективные обстоятельства» - нарушения обязательств со стороны деловых партнеров, отсутствие средств на расчетном счете. С этой точки зрения важная часть деловой стратегии состоит в том, чтобы деньги не задерживались на расчетном счете и находились в постоянном движении. В противном случае они могут быть списаны па покрытие задолженностей по налогам.

      Ссылка  на то, что на рублевых счетах предприятия нет денег (хотя на валютных счетах их было достаточно), еще недавно была излюбленным способом ухода от налогов. Сейчас налоговые органы получили право в та-

ком случае взыскивать в бесспорном порядке недоимки, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов — по курсу, действующему на дату выставления инкассового поручения (распоряжения) на списание средств.

      Третья  стратегия является самой распространенной. Она базируется на схемах сокрытия результатов легальной деятельности.

      Коррупционные соглашения - самая «простая» из схем. Она предполагает прямой подкуп представителей налоговых служб или представителей вышестоящих органов государственной власти, которые могут оказать давление на фискальные органы.

      Институциональные фикции - это метод, основанный на организации псевдопредприятий («предприятия на бумаге» или «предприятия -однодневки», действующие в пределах трех месяцев) . Через них осуществляется обналичивание денежных средств, минуя уплату налогов. Затем они исчезают, не дожидаясь проверок со стороны налоговых органов и не сдавая бухгалтерского баланса.

      Подобным  исчезающим предприятиям выдаются кредиты, на их счета оформляется предоплата. В исчезающие банки, которые фактически прекратили свою деятельность, переводятся налоговые платежи. Во всех этих случаях вполне можно обойтись и без взяток, оплачивая лишь издержки создания и деятельности фиктивных экономических институтов.

      Игры  обмена позволяют уводить в тень часть финансовых потоков и имущества, балансируя на грани законных и незаконных действий. Так, при фиктивных операциях финансовые документы отражают несуществующее движение продуктов и услуг между предприятием и посредником или подставной фирмой. Например, переводятся деньги за продукцию, которую никто не собирался поставлять, заказываются мнимые маркетинговые услуги, осуществляется лжеэкспорт, позволяющий вернуть налог на добавленную стоимость, выплачиваются премии по договорам страхования «от насморка».

      Многие  руководители предприятий используют статус частного предпринимателя без  образования юридического лица для  существенного сокращения выплачиваемых  налогов путем получения льгот, предоставлен-

ных Федеральным законом для субъектов малого предпринимательства.  Другим примером уклонения от налогов при фиктивных операциях на грани законных и незаконных действий может быть ситуация, когда тури-стическая компания для обеспечения своей основной деятельности покупает несколько автобусов, однако оформляет их в частную собственность родственников учредителей фирмы, которые, в свою очередь, выписывают доверенность на управление автобусами нанятым водителям и при этом с туристической фирмой заключают договоры о сдаче в аренду данных транспортных средств. В итоге транспортные средства на баланс фирмы не ставятся и налоги не уплачиваются.

      Следует отметить, что больше всего нарушений  приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы. Например, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Наличие фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.

Причины и виды уклонений от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов - целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

*во-первых, активными действиями налогоплательщиков;

*во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов - форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся следующие:

воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;

организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;

осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;

осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;

Вторую группу составляют неправомерные способы:

осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) - форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте. Можно выделить следующие

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

моральные;

политические;

экономические;

правовые.

Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины - когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

*причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика и *причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики. Можно выделить

Пять основных способов и средств, с помощью которых государство борется с уклонением от уплаты налогов:

Доктрина "существо над формой" сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет значение характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

Доктрина "деловая цель" заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества недействительна, если она не достигает деловой цели.

Право на обжалование сделок налоговыми или иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими или физическими лицами.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогами должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Иначе говоря, налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт нарушений.

Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатели принимают соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Они принимаются в основном по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими предложений.

Статья: Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения

"Финансовое право", 2009, N 1
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ: ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ
И СРЕДСТВА ПРЕСЕЧЕНИЯ
Научная статья Е.В. Шередеко и В.Н. Симина "Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения" содержит комплексный анализ детерминант налоговых правонарушений и способов уклонения от уплаты налогов. Рассматриваются теоретические концепции и проблемы привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран, а также некоторые практические средства предупреждения и пресечения налоговых правонарушений.
Причины совершения налоговых правонарушений и преступлений
Прежде чем приступить к выявлению причин, которые служат основанием для уклонения от уплаты налогов, необходимо определить сущность категории "причины совершения налоговых преступлений и правонарушений". Само понятие "причина" подразумевает под собой явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление - следствие . Таким образом, категорию "причины совершения налоговых преступлений и правонарушений" можно определить как совокупность негативных экономико-политических, гражданско-правовых и социальных явлений, характерных для конкретного государства, соединение которых создает предпосылки для совершения налоговых правонарушений и преступлений.
--------------------------------
Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков и др. М., 1980. С. 1074.
Данной теме неоднократно уделялось внимание специалистов в области налогового права, причины совершения налоговых правонарушений и преступлений условно структурировались в группы по различным основаниям . По нашему мнению, наиболее обоснованной представляется следующая классификация причин: социально-экономические, политические, технические, правовые, цивилистические и организационные.
--------------------------------
См.: Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Фонд "Университет", 2000; Соловьев И.Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы: Дис. ... док. юрид. наук. М., 2004; Хоменя А.В. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения: сравнительно-правовой аспект // Соискатель. 2004. N 1. С. 108; и др.
К социально-экономическим следует отнести следующие причины: необоснованно высокое совокупное налоговое бремя, которое несет налогоплательщик; налогообложение, которое не учитывает специфику отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, ее сезонность, как, например, в сельском хозяйстве; отсутствие в определенные периоды оборотных активов, обусловленное спецификой отдельных видов деятельности, что существенно затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Большое значение имеет нестабильность экономической ситуации в стране, когда налогоплательщик осознает: государство не в силах защитить его от финансово-экономических кризисов, поэтому налогоплательщик стремится любыми, в том числе нелегальными способами максимально быстро получить прибыль, перевести ее в какие-либо активы, наименее подверженные влиянию кризиса, что позволит ему защитить свое дело от финансового стресса и возможного банкротства. В данной группе также необходимо обратить внимание, что вследствие вышеуказанных факторов, если налогоплательщик понимает, что совокупная выгода, которую он получит в результате совершения налогового правонарушения, явится для него настолько существенной, что даже правовые последствия, которые он понесет, будут иметь для него меньшее значение, т.е. сумма сокрытого налога будет большей, нежели санкции за неуплату (неполную и несвоевременную уплату) налога, налогоплательщик будет заинтересован в совершении данного противоправного деяния.
Причины политического характера прежде всего заключаются в недостаточно полной реализации государством функций налогов. Регулирование посредством налогов отдельных видов деятельности на практике практически не осуществляется, что приводит к чрезвычайно высокому уровню роста организаций, занятых в определенных высокодоходных секторах экономики, как правило, связанных с добычей различного рода сырья, ресурсов или полезных ископаемых, ввиду своей простоты и минимальности затрат, что довольно быстро приводит к полной зависимости экономики государства от динамики стоимости конкретного вида ресурса. Последствия указанного негативного явления в настоящий момент проявляются в Российской Федерации, когда наблюдается картина все большей зависимости экономики от результатов деятельности предприятий, занятых в сфере добычи нефти, колебания стоимости которой существенно отражаются на экономической стабильности. И наоборот, фактическое недоведение льгот до конечного потребителя - предприятия, например, занятого в сфере НИОКР, делает данную деятельность крайне невыгодной, что приводит к существенному сокращению количества организаций этой направленности и в конечном итоге ко все большей технологической отсталости государства.
Стимулирующая же функция налогов на практике объективно не выполняет своего назначения, так как налогоплательщик при полной реализации данной функции, помимо получения различного рода льгот в проблемных сферах финансово-хозяйственной деятельности в силу их специфики, должен быть заинтересован в тех привилегиях, которые он может получить как добросовестный налогоплательщик.
Раскрывая характер технических причин, отечественные специалисты прежде всего указывают на недостаточно отработанный механизм применения форм и методов налогового контроля. Так, действующее законодательство предусматривает значительный объем различных видов бухгалтерской отчетности по отдельным видам налогов, которая призвана сделать финансово-хозяйственные операции прозрачными для налоговых органов, но, тем не менее, своей задачи не выполняет. Таким образом, с одной стороны, налоговые органы не в состоянии контролировать все финансово-хозяйственные операции организации на основе предоставляемых им документов, с другой стороны, налогоплательщику приходится содержать существенно раздутый штат бухгалтерских сотрудников, которые так или иначе занимают дополнительные штатные ячейки в организации и на месте которых могли бы находиться иные сотрудники, непосредственно задействованные в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия и приносящие организации дополнительную прибыль. Для крупных предприятий значительный штат бухгалтерских сотрудников в принципе воспринимается как должное, но для предприятий малого и среднего бизнеса это существенное отвлечение людских ресурсов, задействованных в процессе производства прибавочной стоимости.
К данной группе также относят проблемные вопросы, связанные с фактами наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства .
--------------------------------
Кучеров И.И. Налоги и криминал. М., 2000. С. 65.
Проблемы правового характера, конечно же, проистекают из существования различных "лазеек" в действующем законодательстве, замедленного реагирования отечественного права на существенные изменения в окружающей действительности, а также размытости отечественного налогового законодательства, его разветвленности и корреспондирования с различными нормативно-правовыми актами, что порождает сложность и нестабильность налогового законодательства.
К причинам цивилистического характера, прежде всего, следует отнести складывающийся в последнее время правовой нигилизм в общественном правосознании и практически полное отсутствие налоговой культуры у граждан РФ. Налогоплательщик не ассоциирует налоги и сборы с социальными дотациями, пенсионными выплатами, заработной платой учителям, различными социально-экономическими программами, направленными, кроме всего прочего, на защиту самого налогоплательщика от различного вида угроз и негативных явлений. Уплата налогов и сборов, являясь конституционной обязанностью каждого гражданина, воспринимается как отчуждение части "потом и кровью" добытых денежных средств в пользу неопределенного субъекта. Данная коллизия в сознании налогоплательщика и провоцирует его на совершение деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов. В данную группу следует также включать и нравственно-психологический аспект.
К причинам организационного характера относятся существующие недостатки в процессуальном законодательстве, следствием которых является несогласованность в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов .
--------------------------------
Кучеров И.И. Указ. соч. С. 55.
Классификация способов уклонения от уплаты налогов
В период социально-экономических потрясений, вызванных, в частности, девальвацией российского рубля и дефолтом, произошедшим в августе 1998 г., большинство хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, потенциально в силу своей природы ориентированные на минимизацию налоговой нагрузки, разуверившись в способности государства обеспечить защиту их интересов, начали ориентироваться, прежде всего, на извлечение максимального дохода и снижение налогового бремени любым доступным путем, что в контексте имеющихся пробелов в налоговом законодательстве и складывающегося в обществе нигилистического правосознания привело к возникновению огромного числа теневых финансовых схем, используемых различными лицами с целью уклонения от уплаты налогов. По мнению М.В. Корнаухова , изначально существует коллизия между первичностью права собственности и фискальным интересом государства. Субъектам предпринимательской деятельности, которые потенциально имеют перед собой цель - систематическое извлечение прибыли, изначально присуще стремление к минимизации налогового бремени, которое, однако, граничит, с другой стороны, с необходимостью уплаты соответствующих налогов и сборов для поддержания порядка в государстве и улучшения собственных условий деятельности. В случае если субъект предпринимательской деятельности не получает необходимой защиты своих прав и свобод со стороны государства, несмотря на исполненную им обязанность по уплате налогов, данное обстоятельство становится одним из факторов, провоцирующих налогоплательщика на сокрытие денежных средств, подлежащих налогообложению, что приводит к изобретению и совершенствованию механизмов избежания уплаты налогов. По оценкам специалистов, в настоящий момент данных способов насчитывается более двухсот, в то же время по схожести оснований их совершения их можно определить в следующие группы.
--------------------------------
О проблеме разграничения оптимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 10.
1. Искажение или неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в документах и регистрах бухгалтерского учета. Данный способ подразумевает под собой непредставление в налоговые органы бухгалтерских балансов и налоговых деклараций, различные виды заключения и оплаты всевозможного рода сделок без соответствующего документального оформления и отражения в кассовых и иных бухгалтерских документах, получаемая наличность не проводится через кассу (так называемый черный нал), товарно-материальные ценности не ставятся на баланс. Также в данную группу включаются всевозможные способы необоснованного завышения стоимости приобретенного сырья и материалов и занижения стоимости реализуемой продукции или отражения в бухгалтерских документах лишь части реализуемой продукции.
2. Нарушение порядка учета экономических показателей, которое включает в себя среди прочего учет различных операций на балансовых счетах и возможные счетные ошибки, которые приводят к уменьшению налогооблагаемых сумм, в том числе на ненадлежащих счетах бухгалтерского учета, отнесение затрат по ремонту оборудования на себестоимость при наличии сформированного ремонтного фонда; неправильное списание убытков, неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия или неправильная переоценка курсовых разниц по оприходованной валюте, отнесение на затраты расходов, которые реально не были понесены в полном объеме, махинации с амортизационными отчислениями.
3. Необоснованное использование налоговых льгот и привилегий, что подразумевает под собой, в частности, представление в налоговые органы документов, на основании которых налоговыми органами предоставляются различные льготы, и на основе изучения представленных сведений не возникает юридических оснований для отказа в предоставлении различного рода налоговых выгод, которые (сведения), тем не менее, не соответствуют действительности, как, например, использование налоговых льгот предприятиями, на которых работает не менее 50% инвалидов, когда недобросовестными работодателями изготавливаются фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, или, например, предоставление освобождения от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ арендодателя по операциям по предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, когда иностранное юридическое лицо за рубежом фактически не существует, прекратило свою деятельность и наличествует в РФ только для применения данного освобождения.
4. Вовлечение в систему взаиморасчетов фиктивных или аффилированных контрагентов. Данная группа представляет наибольшую угрозу экономическим интересам Российской Федерации в связи со своей распространенностью и масштабами наносимого ущерба. Организация, заключая мнимые договора с фиктивными контрагентами, существенно завышает затратную часть производственного цикла, занижая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль. Как правило, если отражаемые в бухгалтерском учете операции подлежат обложению НДС, суммы перечисленного вышеуказанным поставщикам налога принимаются к вычету, а денежные средства впоследствии обналичиваются и выплачиваются сотрудникам фирмы в "конвертах", что является уклонением от уплаты НДФЛ. В части, касающейся взаимоотношений с аффилированными фирмами, ситуация обстоит аналогичным образом: заключаются фиктивные договоры о совместной деятельности между взаимозависимыми организациями, перечисленные денежные средства учитываются с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли, а фактическая деятельность по договорам не осуществляется. Особую популярность данный способ приобрел при использовании во взаиморасчетах офшорных фирм ввиду значительной сложности проверки реальности осуществления сделок контролирующими и надзорными инстанциями.
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в том, что подобные преступления причиняют существенный ущерб экономической безопасности государства. Это приводит к задержкам в выплате заработной платы, пенсий, пособий и в конечном итоге

Статья: Объект налога как правовое основание налогообложения (Кучеров И.И.) ('Финансовое право', 2009, n 1)  »



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *