Содержание

Социальное государство — Википедия

Социальные затраты, процент от ВВП государств ОЭСР, 2001.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat[1]) — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3].

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей

«создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»[4].

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[5][6][7]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого [8], и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально-ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.
  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов).
  • Борьба с безработицей.
  • Помощь молодым предпринимателям.

Прусский социализм[править | править код]

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер Отто фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Адольф Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния[править | править код]

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования[9].

8 января 1964 г. в США в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке (англ.)русск.» как часть программы построения «Великого общества». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

[10]

Изменение отношения к идее социального государства[править | править код]

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[11], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика. Однако на тот момент так было только в отношении Великобритании и США, а так же (на время) Голландии.

Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния. Вместо него появится «общество участия» (participation society), предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос социальных расходов на население

[12].

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)[13].

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия[14]:

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В интервью агентству РИА-Новости 14 июня 2013 президент В. Путин заявил

[15]:

… Социальная защита — одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового… И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь — неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы — вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества… Для России такой (европейский) подход неприемлем. Социально ориентированное государство — это не прихоть, а необходимость… Что касается Европы, … ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей… А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано.

К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать[16].

Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации[17]. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод

[17][18][19].

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся[20].

Многие учёные отмечают нарастающий кризис социального государства или государства всеобщего благосостояния. Это связано, в первую очередь, со стремительной модернизацией общества, его переходом на качественно новый уровень, на котором применение традиционных моделей социального перераспределения уже не представляется возможным.

Переход на новую ступень экономического и общественного развития сильно отразился на возможности сохранения социального государства. Наступающая эра экономики инноваций, а далее — экономики знаний предполагает принципиально новый способ мышления людей. Ценность индивида, его компетенций и личных навыков ставится выше ценности «индивида-винтика», следующего целям своего коллектива. Разрушение прежних коллективистских ценностей, концепции всеобщего равенства и блага, также внесло существенный вклад в обесценивание самой концепции социального государства.

Одним из факторов, ставших причиной кризиса, стал кризис национального государства и института государства в целом. В рамках современных тенденций государство как основной актор глобальных политических процессов теряет свои прежние позиции, усиляется тренд децентрализации государств, что приводит не только к устареванию концепции национального государства, но и в принципе к невозможности эффективного выполнения государством своих социальных функций. Кроме того, для осуществления полноценной социальной политики требовался значительный государственный аппарат, который имел тенденцию к разрастанию, что привело к существенным расходам государственного бюджета, его дефициту во многих социальных государствах. Это привело к дополнительным усилиям для стимулирования работы государственных органов, что также требовало определённых ресурсов и новых технологий. Помимо этого, концепция социального государства тесно связана со множеством этических вопросов. На практике же, в ходе функционирования государственных органов, появлялось стремление к подмене госслужащими социальных интересов общества внутренними интересами, реальная неэффективность их деятельности, стремление к более высокой должности и многие другие свойственные корпоративной среде явления.

Кризису способствует и продолжающийся процесс глобализации. Он является причиной кризиса национального государства, отмирание которого вызывает, как уже говорилось выше, и разрушение социальной модели государственного строя. В условиях, когда становится невозможным для ряда стран сохранять чёткие границы и обладать внешним суверенитетом, сохранение полноценного социального государства, одновременно способного контролировать и глобальных акторов финансовой деятельности для поддержания социальной справедливости, не представляется осуществимым.

Помимо практических несовершенств в ходе реализации принципов социального государства также наметился и этико-философский кризис, который обострялся по мере осуществления своей деятельности социальными государствами. Основой его стало разногласие во многих конкретных ситуациях между желанием действовать экономически эффективно и, с другой стороны, придерживаться социальной этики. Об этом кризисе говорил и П.Розанваллон, французский историк. Некоторые учёные полагают, что решение этого противоречия возможно с помощью разработки новой экономической парадигмы, в рамках которой экономическая эффективность будет оцениваться не в отрыве от человека как субъекта экономической деятельности, обладающего определёнными ценностями и совокупностью личностных качеств, но только в соотношении с социальными показателями. В данном случае можно говорить о таком феномене как социальная экономика. [21]

Помимо философского кризиса, вполне явным стал кризис, вызванный противоречием между концепциями правового и социального государства. В современных условиях первое признаётся как необходимость для существования демократического развитого государства, однако его принципы во многих аспектах противоречат методам и задачам второго. Если правовое государство говорит о контроле за деятельностью гос. структур и ограничении их власти с целью сохранения максимально возможной свободы граждан, то социальное предполагает прямое вмешательство государства в общественную жизнь ради всеобщего блага.[22]

  1. ↑ Также англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. В некотором смысле, является синонимом англо-саксонского термина «государство благосостояния» (англ. Welfare state) используют «социальное государство» (нем. Sozialstaat), прежде всего употребляемое в Германии и России, «государство-покровитель» или «государство-защитник» во Франции с. 6 (недоступная ссылка).
  2. ↑ Актуальное интервью. Социальное государство: лозунги или реальность? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 апреля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  3. ↑ http://www.imemo.ru/ru/publ/2009/09016.pdf (недоступная ссылка) с. 11
  4. ↑ Джеффри Соммерс. Прибалтийский бунт: плоды тэтчеризма.
  5. ↑ Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики
  6. ↑ Евстратов Александр Эдуардович. Генезис идеи социального государства :Историко-теоретические проблемы : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Омск, 2005
  7. ↑ Классик государственного социализма
  8. ↑ Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года. Пер. со 2-го нем. изд. Т.1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. Спб.: Тип. А.М. Котомица, 1872. С. XXVIII
  9. ↑ Роик, Валентин, 2012, с. 95.
  10. ↑ История США. Том 4 Архивировано 18 сентября 2016 года.
  11. ↑ Демократический социализм (недоступная ссылка)
  12. ↑ Король Нидерландов объявил о завершении эпохи «всеобщего благосостояния»
  13. ↑ На «круглом столе» в Госдуме: За социальное государство и достойную жизнь граждан!
  14. Дреманова М. А. Россия — социальное государство? Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
  15. ↑ Интервью информационному агентству «РИА Новости»
  16. ↑ Exposing the myths of walfare (англ.) / Centre for Labour and Social Studies
  17. 1 2 Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. ISBN 5-91066-010-1
  18. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006.
  19. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. ISBN 5-91066-007-0
  20. ↑ Шубин А. В. Социализм: «Золотой век» теории
  21. Кибардина Л. Н. Основная проблематика и факторы кризиса современного социального государства // Омский научный вестник. — 2010.
  22. Кочетков В. В., Кочеткова Л. Н. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. — 2009.

Социалистические страны — Традиция

Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, т. е. придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР[?] (ряд стран социалистического строя имели серьёзные идеологические и политические разногласия с Советским Союзом, например, социалистические Югославия, КНР и Албания).
В литературе США и их политических союзников такие страны и страны социалистической ориентации вместе как правило называли коммунисти́ческими (термин, который с конца 1980-х также используется рядом российских политологов и журналистов[кем?] для характеристики стран с подобным строем). Наряду с этим понятием также использовался термин социалисти́ческое содру́жество (соц. лагерь).

Классификация в СССР[править]

С середины 1940-х до середины 1950-х годов в СССР и ряде других стран для обозначения стран с переходным между капиталистическим и социалистическим строем использовалось определение «страны народной демократии».

К середине 1980-х годов в СССР к социалистическим относили 15 стран:

Помимо этого, целый ряд стран Третьего мира в 1960-80-е годы заявили о своей «социалистической ориентации» и начале строительства социалистического общества: Никарагуа, Гренада, Алжир, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Народная Республика Конго, Сомали, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Бенин, Зимбабве, Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, НДРЙ, Афганистан, Бирма.

Такие страны, как Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Тунис, Ирак, Сирия, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся (за исключением Ливии и Сирии) на Запад, или страны, в которых элементы социализма закреплены в конституциях, как Индия и Португалия, к социалистическим странам в СССР не причислялись.

Существующие социалистические страны[править]

В настоящее время к социалистическим странам как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

В КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.

Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.

В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.

В 2008 году в Непале коммунисты (Коммунистическая партия Непала (маоистская) одержали победу на выборах в Учредительное собрание и с тех пор формируют правительство. С 29 августа 2011 года главой правительства Непала стал главный идеолог ОКПН(м) Бабурам Бхаттараи. Однако взять в свои руки всю власть маоистам не удалось. Президентом Непала избран представитель Непальского конгресса. На сегодняшний день Непал представляет из себя страну с преобладанием в политической жизни коммунистических идей и доминированием двух основных коммунистических партий — Объединённой Коммунистической партии Непала (маоистской) (ОКПН(м)) и Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) (КПН(омл)).

Реформы кубинского социализма[править]

В конце 2010 года руководитель Кубы Рауль Кастро выдвинул радикальную программу экономических перемен. Ранее уже было принято решение о сокращении до миллиона штатных единиц в государственном секторе. Одно из направлений реформ — значительное увеличение роли частного предпринимательства. При этом Р. Кастро отметил необходимость изменения отношения к мелкому частному бизнесу в сторону его положительной оценки как со стороны населения, так и со стороны правящей коммунистической партии. В то же время Кастро подчеркнул, что «планирование, а не свободный рынок, будет отличительной чертой экономики, и не будет дозволяться концентрация собственности».[1] Рауль Кастро призвал граждан поддержать реформы, поскольку «будущее революции висит на волоске»[2].

Свобода передвижения[править]

По мнению некоторых авторов, особенностью всех социалистических стран, кроме Югославии, было отсутствие возможности для граждан свободно выезжать за границу.[?] При этом если поездки между восточноевропейскими социалистическими странами были относительно свободными (иногда даже безвизовыми, как, например, в случае ГДР и ЧССР), то советские граждане не могли свободно ездить даже и в социалистические страны[?].

Временный выезд за границу в СССР осуществлялся либо в связи со служебной командировкой, либо в составе организованной туристической группы, либо для посещения живущих за границей родственников. При этом часть граждан были «невыездными» (им разрешение на поездку за границу не выдавали) либо в связи с их доступом к секретной информации, либо в связи со слабым здоровьем, либо в связи с «неблагонадёжностью».[3]

Из-за ограничений были случаи «бегства» за границу (см. Невозвращенцы). Чаще всего люди, временно пребывающие в капиталистической стране, просили там политического убежища, которое гражданам соцстран предоставлялось автоматически.

На Кубе в 2011 году было принято решение о легализации выезда за границу.[4]

Список социальных сетей — Википедия

Имя Описание Дата запуска Аккаунтов Регистрация Перевод на русский язык Глобальный Alexa[1] рейтинг

Авааз

Социальная платформа, продвигающая действия активистов по таким вопросам, как права человека, климатические изменения и религиозные конфликты. Занимается сбором подписей на различные темы и рассылкой петиций. 2007 &&&&&&&040300000.&&&&&040 300 000+[2] Открытая Да &&&&&&&&&&&05510.&&&&&05510[3]
Латвия

Ask.fm

Сервис вопросов и ответов с элементами социальной сети. 2010 &&&&&&&090000000.&&&&&090 000 000[4] Открытая Да &&&&&&&&&&&&0176.&&&&&0176[5]
Соединённые Штаты Америки

Change.org

Онлайн-платформа для размещения петиций. 2007 &&&&&&0215000000.&&&&&0215 000 000+ Открытая Да &&&&&&&&&&&01269.&&&&&01269
Соединённые Штаты Америки

Facebook

Общего характера. февраль 2004 &&&&&02000000000.&&&&&02 000 000 000+[6] Да &&&&&&&&&&&&&&03.&&&&&03[7]
Соединённые Штаты Америки

Flickr

Хранение, обмен и использование цифровых фотографий. февраль 2004 &&&&&&&053000000.&&&&&053 000 000[8] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&085.&&&&&085[9]

Foursquare

Социальная сеть с функцией геопозиционирования, предназначенная в основном для работы с мобильных устройств. 11 марта 2009 &&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000

[10]

Открытая Да &&&&&&&&&&&&0517.&&&&&0517[11]
Соединённые Штаты Америки

Discord

Социальная сеть с упором на игры. 6 октября 2010 &&&&&01000000000.&&&&&01 000 000 000+[12] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&036.&&&&&036[13]
Соединённые Штаты Америки

Google+

Общего характера. 28 июня 2011 — 2 апреля 2019 Неизвестно Только для аккаунтов G Suite (с 2019 года) Да Неизвестно
Соединённые Штаты Америки

Last.fm

Музыкальный сервис с элементами социальной сети. 2002 &&&&&&&040000000.&&&&&040 000 000 Открытая Да &&&&&&&&&&&01642.&&&&&01642[14]
Соединённые Штаты Америки

LinkedIn

Деловая и профессиональная сеть. май 2003 &&&&&&0225000000.&&&&&0225 000 000+[15] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&&09.&&&&&09[16]
Соединённые Штаты Америки

LiveJournal

Блог-платформа. март 1999 &&&&&&&039426278.&&&&&039 426 278[17] Открытая Да &&&&&&&&&&&&0136.&&&&&0136[18]
Соединённые Штаты Америки

MySpace

Общего характера. август 2003 &&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000+[19] Открытая Нет &&&&&&&&&&&&0937.&&&&&0937[20]
Япония

Mixi

Общего характера. Популярна в Японии. февраль 2004 &&&&&&&026000000.&&&&&026 000 000+[21] Требуется приглашение Нет &&&&&&&&&&&01093.&&&&&01093[22]
Соединённые Штаты Америки

Pinterest

Международная социальная сеть, предназначенная для публикации и обмена изображениями и анимацией. 2011 &&&&&&0100000000.&&&&&0100 000 000+[23] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&030.&&&&&030[24]
Соединённые Штаты Америки

Reddit

Социальный новостной сайт. 2005 &&&&&&&036000000.&&&&&036 000 000+ Открытая Да &&&&&&&&&&&&&&07.&&&&&07

Renren

Популярна в Китае. До августа 2009 называлась 校内 (Xiaonei). декабрь 2005 &&&&&&0160000000.&&&&&0160 000 000+[25] Открытая Нет &&&&&&&&&&&&0739.&&&&&0739[26]

Sina Weibo

Общего характера. Микро-блог. 14 августа 2009 &&&&&&0500000000.&&&&&0500 000 000+[27] Открытая Нет &&&&&&&&&&&&&017.&&&&&017[28]
Соединённые Штаты Америки

SoundCloud

Социальная сеть для музыкантов и диджеев. 2010 &&&&&&&010000000.&&&&&010 000 000+[29] Открытая Нет &&&&&&&&&&&&0155.&&&&&0155[30]
Соединённые Штаты Америки

Tagged

Общего характера. октябрь 2004 &&&&&&0100000000.&&&&&0100 000 000+[31] Открытая Да &&&&&&&&&&&&0836.&&&&&0836[32]
Соединённые Штаты Америки

Tumblr

Сервис тамблелоггинга общего характера с элементами социальной сети. 2007 &&&&&&0220000000.&&&&&0220 000 000+[33] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&034.&&&&&034[34]
Соединённые Штаты Америки

Twitter

Общего характера. Микро-блог. 15 июля 2006 &&&&&01300000000.&&&&&01 300 000 000+[35] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&011.&&&&&011[36]
Россия

ВКонтакте

Общего характера. 10 октября 2006 &&&&&&0500000000.&&&&&0500 000 000+[37] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&022.&&&&&022[38]
Россия Одноклассники Общего характера. 26 марта 2006 &&&&&&0300000000.&&&&&0300 000 000+[39] Открытая Да &&&&&&&&&&&&&049.&&&&&049[40]
Соединённые Штаты Америки

Vine

Социальная сеть, позволявшая создавать короткие (длительностью 6 секунд) видеоролики. 24 января 2013 — 17 января 2017 Неизвестно Нет (сервис был закрыт в 2017 году) Неизвестно Неизвестно
Флаг США

YouTube

Сервис видеохостинга с функциями социальной сети. 2005 год 1 000 000 000+ Открытая Да &&&&&&&&&&&&&&02.&&&&&02

Qzone

Крупнейшая в Китае социальная сеть. 2005 год 700 000 000+ Открытая Нет &&&&&&&&&&&&&&09.&&&&&09
Флаг США

Classmates

Социальная сеть для студентов и школьников. 1995 год 50 000 000+ только имея адрес .edu Нет &&&&&&&&&&013127.&&&&&013 127
Флаг США

Brainly (рус. Знания)

Социальная сеть, предназначенная для студентов и преподавателей. 2009 год 100 000 000+ Открытая Да &&&&&&&&&&&04438.&&&&&04438
Россия

Мой Мир

Общего характера. 2007 год 25 000 000 Открытая Да

Бывшие социалистические страны и их особенности :: BusinessMan.ru

К середине XX века в мире образовалось две силы, противостояние которых то усиливалось до «бряцания оружием», то ослаблялось до «разрядки международных отношений».Социалистические страны Социалистические страны входили в единый лагерь, находившийся в состоянии холодной войны с капиталистическим окружением. Они не стали нерушимым монолитом с единообразной идеологией. Слишком много отличий в традициях и менталитете было у народов, которых собирались сильной рукой вести в коммунистическое будущее.

Послевоенный мир

Из Второй мировой войны Советский Союз во главе со Сталиным вышел, обладая немыслимой военной мощью и международным авторитетом. Страны Восточной Европы и страны Юго-Восточной Азии, освобожденные Советской Армией от ига германского фашизма и милитаризма Японии, видели в СССР настоящего лидера, знающего правильный путь.

Часто отношение к советским солдатам носило эмоциональный характер, переносивший доброе отношение ко всему образу жизни, который они олицетворяли. Когда освобождалась, например, Болгария, София, люди видели мощь общественного строя страны, одолевшей неимоверно грозного врага.

Еще во время войны Сталин оказывал поддержку партиям и национально-освободительным движениям, разделявшим коммунистическую идеологию. И после победы они стали ведущей политической силой государств, из которых в скором времени образовались социалистические страны. Приход к власти коммунистических лидеров облегчался присутствием советских вооруженных сил, осуществлявших какое-то время режим оккупации на освобожденных территориях.Бывшие социалистические страны

Распространение советского влияния в других частях планеты всегда вызывало жесткое противодействие. Пример – Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая республика и др. Подавление социалистических движений носило и просто антикоммунистический характер, и смысл борьбы за возвращение колоний.

Новый этап развития олицетворяла республика Куба – первое социалистическое государство западного полушария. Революция 1959 года имела романтический ореол в мире, что не помешало ей стать ареной самого горячего столкновения двух систем – Карибского кризиса 1962 года.

Раздел Германии

Символом послевоенного раздела мира стала судьба немецкого народа. По соглашению между лидерами победившей антигитлеровской коалиции, территория бывшего Третьего рейха была поделена на две части. Федеративная Республика Германия возникла на той части страны, куда вошли американские, французские и английские войска. На советской зоне оккупации в 1949 году была образована Германская Демократическая Республика. Бывшая немецкая столица – Берлин – также была поделена на Западную и Восточную части.Германская Демократическая Республика

Стена, воздвигнутая на линии соприкосновения двух новых государств в некогда едином городе, стала буквальным олицетворением раздела мира на страны социалистического лагеря и остальной мир. Так же как и разрушение Берлинской стены, и объединение Германии ровно через 40 лет ознаменовало конец эпохи «холодной войны».

Варшавский договор

Началом же «холодной войны» считается речь Черчилля в Фултоне (05.03.1946), где он призвал США и их союзников к объединению против угрозы «свободному миру» со стороны СССР. Через некоторое время появилась организационная форма для такого объединения – НАТО (North Atlantic Treaty Organization). Когда в 1955 году к этому военно-политическому блоку присоединилась ФРГ, Советский Союз и социалистические страны Европы, появившиеся к тому времени, также пришли к необходимости объединить свой военный потенциал.

В 1955 году в Варшаве был подписан Договор, давший название организации. Его участниками стали: СССР, ГДР, Чехословацкая социалистическая республика, Болгария, Польша, Венгрия, Румыния и Албания. Албания позже вышла из договора из-за идеологических разногласий, в частности из-за вторжения в Чехословакию (1968).

Руководящими органами организации были Политический консультативный комитет и Объединённое командование вооруженными силами. Вооруженные силы СССР были главной силой Варшавского договора, поэтому посты Главнокомандующих Объединенными силами и начальника Штаба всегда занимали высшие офицеры Советской армии. СССР и социалистические страны всегда декларировали исключительно оборонительное назначение своего военного союза, но это не мешало странам НАТО называть его главной угрозой для себя.

Эти взаимные обвинения были главным обоснованием для гонки вооружений, постоянного увеличения военных расходов с обеих сторон. Всё это продолжалось до 1991 года, когда бывшие социалистические страны договорились об официальном прекращении действия договора.

Военное противодействие двух общественных конструкций имело и другие формы. Социалистическая республика Вьетнам возникла в результате победы коммунистических сил в долгой войне, ставшей почти открытым противостоянием США и СССР.

Совет экономической взаимопомощи

Предшественником нынешнего Европейского союза было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Именно оно занималось сотрудничеством США и Западной Европы в производственной и финансовой сфере. Страны с общественным строем, основанным на идеях марксизма, решили создать альтернативную ЕЭС структуру для экономического и научно-технического сотрудничества. В 1949 году социалистические страны учредили Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его созыв – еще и попытка противостоять американскому «плану Маршалла» — плану восстановления европейской экономики с помощью США.

Количество участников СЭВ менялось, в середине 80-х оно было самым большим: 10 постоянных членов (СССР, Польша, ЧССР, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам), а Социалистическая Федеративная Республика Югославия участвовала только в некоторых программах. Своих наблюдателей присылали 12 стран Азии, Африки и Южной Америки с экономиками социалистической направленности, такие как Ангола, Афганистан, Никарагуа, Эфиопия и др.

Какое-то время СЭВ выполнял свои функции, и экономика европейских стран соцлагеря при помощи СССР преодолела последствия военного времени и начала набирать обороты. Но затем неповоротливость госсектора промышленности и сельского хозяйства, большая зависимость экономики СССР от мирового сырьевого рынка уменьшили выгодность Совета для его участников. Политические изменения, резкое снижение конкурентоспособности экономики и финансов СССР привели к сворачиванию сотрудничества в рамках СЭВ, и летом 1991 года он был расформирован.

Мировая система социализма

Официальные идеологи КПСС вырабатывали в разное время различные формулировки для обозначения стран родственной общественно-политической формации. До 50-х годов было принято название «страны народной демократии». Позже в партийных документах было признано существование 15-ти социалистических стран.

Страны социалистического лагеря

Особый путь Югославии

Многонациональное государственное образование – Социалистическая Федеративная Республика Югославия – существовавшее на Балканах с 1946 по 1992 год, относилось коммунистическими обществоведами к соцлагерю с большими оговорками. Напряженность в отношении коммунистических теоретиков к Югославии появилась после ссоры двух лидеров – Сталина и Иосипа Броз Тито.

Одной из причин этого конфликта называлась Болгария. София, по замыслу «вождя народов», должна была стать столицей одной из республик в составе общего с Югославией федеративного государства. Но югославский лидер отказался подчиниться сталинскому диктату. Впоследствии он стал заявлять о собственном пути к социализму, отличном от советского. Это выражалось в ослаблении государственного планирования в экономике, в свободе перемещения граждан по европейским странам, в отсутствии засилья идеологии в культуре и искусстве. После смерти Сталина в 1953 году разногласия между СССР и Югославией потеряли остроту, но своеобразие балканского социализма оставалось.

Восстание в Будапеште 1956 года

Впервые ареной народных волнений, которые были погашены советскими танками, стала еще в 1953 году Германская Демократическая Республика. Более драматические события произошли в другой стране народной демократии.

Венгрия во время Второй мировой воевала на стороне Гитлера и по решению международных организаций была обязана выплачивать контрибуцию. Это влияло на экономическую обстановку в стране. При поддержке советских оккупационных войск во главе Венгрии стали люди, копировавшие самые негативные стороны сталинской модели руководства — личную диктатуру, насильственную коллективизацию в сельском хозяйстве, подавление инакомыслия с помощью огромной армии органов госбезопасности и информаторов.СССР и социалистические страны

Акции протеста начали студенты и интеллигенция, поддержавшие Имре Надя – другого лидера коммунистов, сторонника демократизации в экономике и общественной жизни. Конфликт вышел на улицы, когда сталинисты в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся обратились к СССР с просьбой о вооруженной поддержке при смещении Надя. Танки были введены, когда начались самосуды над сотрудниками госбезопасности.

Выступление было подавлено при активном участии советского посла – будущего главы КГБ Ю. В. Андропова. Со стороны восставших были убиты более 2,5 тыс. человек, советские войска потеряли 669 человек убитыми, более полутора тысяч было ранено. Имре Надь был задержан, осужден и казнён. Всему миру была показана решимость советских лидеров применять силу при малейшей угрозе своей политической системе.

Пражская весна

Следующий заметный конфликт между сторонниками реформ и теми, кого вдохновляли образы сталинского прошлого, произошел в 1968 году в Чехословакии. Выбранный первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии Александр Дубчек был представителем нового типа руководителей. Они не ставили под сомнение правильность общего пути, по которому двигалась Чехословацкая социалистическая республика, высказывалась лишь мысль о возможности построения «социализма с человеческим лицом».

Этого было достаточно, чтобы около восточных рубежей ЧССР были начаты военные учения войск Варшавского договора, куда прислали свои войска почти все социалистические страны. При первых признаках сопротивления реформаторов приходу руководства, согласного с линией КПСС, 300-тысячный контингент перешел границу. Сопротивление носило в основном ненасильственный характер и не потребовало применения серьезных силовых методов. Но события в Праге имели большой резонанс среди сторонников перемен в Советском Союзе и странах социализма.

Разный облик культа личности

Принцип народовластия, участия широких масс в управлении всеми сторонами жизни общества лежит в основе марксистской системы построения государства. Но история показала, что именно отсутствие ответственности власти за свои решения стало причиной негативных явлений почти во всех соцстранах, это явилось одной из многих причин краха коммунистических режимов.Корейская Народно-Демократическая Республика

Ленин, Сталин, Мао Цзэдун, – отношение к этим личностям часто принимало абсурдные черты поклонения божествам. Династия Кимов, которыми в течение 60-ти лет управляется Корейская Народно-Демократическая Республика, имеет явные аналогии с фараонами Древнего Египта, хотя бы по масштабу памятников. Брежнев, Чаушеску, Тодор Живков в Болгарии и др. – почему-то в странах социализма руководящие органы становились источником застоя, превращали выборную систему народовластия в фикцию, когда десятилетиями на вершине оставались серые личности скромного масштаба.

Китайский вариант

Это одна из немногих стран, сохранивших приверженность к социалистическому пути развития и до сего дня. Китайская Народная Республика для многих приверженцев коммунистической идеи кажется мощнейшим аргументом в спорах о правильности идей марксизма-ленинизма.Китайская Народная Республика

Экономика Китая развивается темпами, самыми быстрыми в мире. Давно решена продовольственная проблема, с невиданной скоростью развиваются города, проведена незабываемая Олимпиада в Пекине, общепризнанны китайские достижения в культуре и спорте. И все это происходит в стране, где правящей с 1947 года является Коммунистическая партия Китая, а в Конституции КНР закреплено положение о демократической диктатуре народа в форме социалистического государства.

Поэтому многие указывают китайский вариант как направление, по которому следовало идти при реформе КПСС, при перестройке советского общества, в этом видят возможный путь спасения Советского союза от развала. Но даже чисто теоретические рассуждения показывают полную несостоятельность этой версии. Китайское направление развития социализма было возможно только в Китае.

Социализм и религия

Среди определяющих факторов специфики китайского коммунистического движения называют главные: огромные людские ресурсы и удивительную смесь религиозных традиций, где главная роль принадлежит конфуцианству. Это древнее учение утверждает главенство традиций и ритуалов в жизнеустройстве: человеку следует быть довольным своим положением, усердно трудиться, почитая поставленного над ним вождя и учителя.

Марксистская идеология в сочетании с догмами конфуцианства дало причудливую смесь. В ней годы невиданного культа Мао, когда политика менялась дикими зигзагами, в зависимости от личных устремлений Великого кормчего. Показательны метаморфозы отношений Китая и СССР — от песен о Великой дружбе до вооруженного конфликта на острове Даманский.

Трудно представить в другом современном обществе и такое явление, как преемственность в руководстве, какую декларирует КПК. Китайская Народная Республика в нынешнем виде – воплощение идей Дэна Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой, претворяемых в жизнь уже четвертым поколением руководителей. Суть этих постулатов привела бы в негодование истинных ревнителей коммунистических догм из середины XX века. Они не нашли бы в них ничего социалистического. Свободные экономические зоны, активное присутствие иностранного капитала, второе место в мире по количеству миллиардеров и публичные казни за коррупцию – таковы реалии социализма по-китайски.

Время «бархатных революций»

Начало горбачевских реформ в СССР дало старт изменениям политической системы социалистических стран. Гласность, плюрализм мнений, экономическая свобода – эти лозунги были подхвачены в странах Восточной Европы и быстро привели к смене общественного строя в бывших соцстранах. Эти процессы, приведшие к одинаковому результату в разных странах, имели массу национальных особенностей.

В Польше смена общественной формации началась раньше других. Она имела вид революционных выступлений независимых профсоюзов – объединения «Солидарность» — при активной поддержке очень авторитетной в стране католической церкви. Первые свободные выборы привели к поражению правящей Польской Объединенной Рабочей партии и сделали первым президентом Польши бывшего профсоюзного лидера Леха Валенсу.

В ГДР основной побудительной причиной глобальных изменений стало стремление к единству страны. Восточная Германия быстрее других влилась в экономическое и политическое пространство Западной Европы, её население скорее других народов почувствовало не только положительный эффект наступления нового времени, но и вызванные этим проблемы.

Название «бархатная революция» родилось в ЧССР. Демонстрация студентов и присоединившейся к ней творческой интеллигенции постепенно и без насилия привела к смене руководства страны, а впоследствии — к разделу страны на Чехию и Словакию.

Мирный характер был у процессов, происходивших в Болгарии и Венгрии. Правящие коммунистические партии, лишившись активной поддержки из СССР, не стали препятствовать свободному волеизъявлению радикально настроенных слоев населения, и власть перешла к силам иной политической ориентации.

Другими были события в Румынии и Югославии. Режим Николая Чаушеску решил использовать для борьбы за власть хорошо развитую систему госбезопасности – секуритате. При неясных обстоятельствах было спровоцировано силовое подавление волнений общественности, что вызвало арест, суд и расстрел четы Чаушеску.

Югославский сценарий осложнялся межнациональными конфликтами в республиках, входивших в состав федеративного государства. Долгая гражданская война привела к многочисленным жертвам и появлению на карте Европы нескольких новых государств…

В истории нет обратного хода

КНР, Куба и Корейская Народно-Демократическая республика позиционируются как соцстраны, мировая система давно ушла в прошлое. Одни горько сожалеют о том времени, другие стараются вытравить память о нем, разрушив памятники и запрещая любые упоминания. Третьи говорят о самом разумном — идти вперед, используя уникальный опыт, выпавший на долю народов бывших социалистических стран.

Европа. Видеоурок. Всеобщая история 11 Класс

Предыстория

К 1947–1948 гг. в странах Центральной и Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания) к власти пришли коммунистические партии, подчиненные Москве. Все другие партии были вытеснены из политической жизни. Был установлен режим единовластия и взят курс на строительство социализма по модели СССР.

Для стран социалистического лагеря были характерны следующие черты.

 

События

1947 г. – создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), посредством которого Москва руководила странами соцлагеря.

 

ГДР

1953 г. – восстание в ГДР из-за снижения уровня жизни.

1961 г. – строительство Берлинской стены, которая должна была предотвратить утечку кадров из Восточного Берлина (ГДР) в Западный (ФРГ).

 

Польша

1956 г. – выступления рабочих против коммунистической власти в Познани.

 

Чехословакия

1968 г. – «Пражская весна». Процессы либерализации общества в Чехословакии, которые были связаны с тем, что лидером компартии был избран А. Дубчек.

1968 г. – по просьбе консервативной части компартии Чехословакии страны ОВД ввели в страну войска. Реформы были приостановлены.

 

Венгрия

1953 г. – во главе нового правительств оказался Имре Надь, который был сторонником реформ. Были освобождены политзаключенные, решено отказаться от ускоренной коллективизации и индустриализации.

1955 г. – И. Надь смещен со своего поста.

1956 г. – многотысячная демонстрация в поддержку реформ и с требованием назначить И. Надя премьер-министром. СССР вводит в Будапешт войска. Надь объявляет Венгрию нейтральным государством и заявляет о выходе из ОВД. Восстание подавлено, И. Надь приговорен к смертной казни.

 

Участники

Александр Дубчек – чехословацкий государственный деятель, первый секретарь ЦК КП Чехословакии, один из лидеров «Пражской весны».

Имре Надь – председатель Совета министров Венгрии.

 

Заключение

Невысокий уровень жизни, отсутствие свобод приводили к волнениям в некоторых странах социалистического лагеря. Восстания были подавлены с помощью военной силы. Накапливающиеся социальные и экономические проблемы приведут в 1989–1991 гг. к распаду социалистического лагеря (см. урок «Распад социалистического лагеря. Беловежская система международных отношений»).

Установление просоветских и социалистических режимов на территории Восточной, Юго-восточной и части Центральной Европы позволило включить страны, располагавшиеся на этих территориях, в т.н. социалистический лагерь. К государствам, попавшим в орбиту СССР в Европе, относятся: Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, Албания, Югославия и Германская Демократическая республика (ГДР). Установление политических режимов советского образца повлекло за собой преобразования и реформы, скопированные с СССР. Так, во всех вышеперечисленных странах, в конце 1940 – начале 1950 гг. была проведена аграрная реформа, началось преследование диссидентов (т.е. людей, не согласных с политическим режимом), практически все сферы жизни общества были подчинены государству. Для укрепления взаимосвязей и поддержания экономики в 1949 году был основан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда вошли все государства, за исключением Югославии (Рис. 1). В 1955 году, в Варшаве, между СССР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, ГДР, Румынией и Болгарией, был подписан договор о создании военного блока, во многом для противостояния с НАТО, созданным в 1949 году. Этот блок социалистических стран получил название ОВД – Организация Варшавского договора.

Здание СЭВ в Москве

Рис. 1. Здание СЭВ в Москве (Источник)

Первые трещины в едином социалистическом лагере произошли в 1948 году, когда югославский лидер Йосип Броз Тито, желавший вести, во многом, свою политику без согласования с Москвой, в очередной раз сделал своевольный шаг, что послужило обострению советско-югославских отношений и их разрыву. До 1955 года Югославия выпала из единой системы, и больше туда целиком не возвращалась. В этой стране возникла своеобразная модель социализма – титоизм, основанная на авторитете лидера страны Тито. При нём Югославия превратилась в страну с развитой экономикой (в 1950-1970 гг. темпы производства выросли в четыре раза), авторитет Тито скреплял многонациональную Югославию. Идеи рыночного социализма и самоуправления были положены в основу югославского процветания.

После смерти в 1980 году Тито, в государстве начались центробежные процессы, что привело страну к распаду в начале 1990-х гг., войне в Хорватии, массовому геноциду сербов в Хорватии и Косово.

Второй страной, которая вышла из объединённого социалистического лагеря и больше в него не входила, была Албания. Албанский лидер и убеждённый сталинист – Энвер Ходжа (Рис. 2) – не согласился с решением ХХ съезда КПСС по осуждению культа личности Сталина и разорвал дипломатические отношения с СССР, выйдя из СЭВ. Дальнейшее существование Албании имело трагический характер. Единоличный режим Ходжи привёл страну к упадку и массовой бедности населения. В начале 1990-х гг. между сербами и албанцами стали вспыхивать национальные конфликты, выливающиеся в массовое уничтожение сербов и оккупацию исконно сербских территорий, продолжающееся по сей день.

Энвер Ходжа

Рис. 2. Энвер Ходжа (Источник)

В отношении остальных стран соцлагеря проводилась более жёсткая политика. Так, когда в 1956 году вспыхнули волнения польских рабочих, протестующих против невыносимых условий жизни, колонны были расстреляны войсками, а лидеры рабочих найдены и уничтожены. Но в свете политических преобразований, происходивших в это время и в СССР, связанных с десталинизацией общества, в Москве согласились поставить во главе Польши репрессированного при Сталине Владислава Гомулку. Позже власть перейдёт к генералу Войцеху Ярузельскому, который будет бороться с набиравшим политический вес движением «Солидарность», представлявшим рабочих и независимые профсоюзы. Лидер движения – Лех Валенса – стал лидером протеста. На протяжении 1980-х гг. движение «Солидарность» набирало всё большую популярность, несмотря на преследования властей. В 1989 году, с распадом социалистической системы, в Польше к власти пришла «Солидарность».

В 1956 году вспыхнуло восстание в Будапеште. Поводом послужили десталинизация и требование рабочими и интеллигенцией честных и открытых выборов, нежелание находиться в зависимости от Москвы. Восстание в скором времени вылилось в преследование и аресты сотрудников венгерской госбезопасности; часть армии перешла на сторону народа. По решению Москвы, в Будапешт были введены войска ОВД. Руководство Венгерской партии трудящихся, возглавляемое сталинистом Матиашем Ракоши, вынуждено было поставить на пост премьер-министра Имре Надя. Вскоре Надь заявил о выходе Венгрии из ОВД, что вызвало гнев Москвы. В Будапешт были опять введены танки, и восстание было жестоко подавлено. Новым лидером стал Янош Кадар, который репрессировал большую часть восставших (Надь был расстрелян), но стал проводить экономические реформы, способствовавшие тому, что Венгрия превратилась в одну из самых процветающих стран соцлагеря. С крушением социалистической системы, Венгрия отказалась от прежних идеалов, к власти пришло прозападное руководство.

В 1968 году в Чехословакии было избрано новое коммунистическое правительство во главе с Александром Дубчеком, который хотел провести экономические, социальные и политические преобразования. Видя послабление во внутренней жизни, вся Чехословакия была охвачена митингами. Видя то, что социалистическое государство стало тяготеть к миру капитала, лидер СССР Л.И. Брежнев приказал ввести в Чехословакию войска ОВД. Неизменяемое ни при каких обстоятельствах соотношение сил между миром капитала и социализма после 1945 года получило название «Доктрина Брежнева». В августе 1968 года войска были введены, всё руководство компартии Чехословакии было арестовано, танки открыли огонь по людям на улицах Праги (Рис. 3). Вскоре Дубчек будет заменён просоветским Густавом Гусаком, который будет придерживаться официальной линии Москвы.

Бунт в Праге

Рис. 3. Бунт в Праге (Источник)

Болгария и Румыния на протяжении всего периода существования соцлагеря будут оставаться верными Москве в своих политических и экономических преобразованиях. Болгарские коммунисты во главе с Тодором Живковым будут неукоснительно вести свою внутреннюю и внешнюю политику, оглядываясь на Москву. Румынский лидер Николай Чаушеску время от времени заставлял понервничать советское руководство. Он хотел казаться независимым политиком, на манер Тито, но быстро показывал свою слабость. В 1989 году после переворота и свержения коммунистической власти Чаушеску вместе с супругой расстреляют. С распадом общей системы, в этих странах к власти придут прозападные силы, которые будут настроены на евроинтеграцию.

Таким образом, страны «народной демократии» или страны «реального социализма» на протяжении последних 60 лет пережили трансформацию от социалистической системы к капиталистической системе во главе с США, оказавшись во многом зависимыми от влияния нового лидера.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. – М., 2011.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Холодная война (Источник).

2. Энциклопедия всемирных исторических имен, названий, событий (Источник).

3. Инновационный портал (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте Главу 18 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-6 на с. 213.

2. В чём проявилась консолидация стран соцлагеря в экономике и политике?

3. Охарактеризуйте «Доктрину Брежнева».

назовите, пож. , все социалистические страны.

К середине 1980-х годов социалистическими государствами считались 15 стран: * Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА) , * Народная Республика Болгария (НРБ) , * Венгерская Народная Республика (ВНР) * Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) , * Германская Демократическая Республика (ГДР) , * Китайская Народная Республика (КНР) , * Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) , * Республика Куба * Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) , * Монгольская Народная Республика (МНР) , * Польская Народная Республика (ПНР) , * Социалистическая Республика Румыния (СРР) , * Союз Советских Социалистических Республик (СССР) , * Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) , * Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) . В СССР не причислялись к социалистическим развивающиеся страны с марксистско-ленинскими режимами: Афганистан, Народная Демократическая Республика Йемен, Кампучия, Ангола, Народная Республика Конго, Мозамбик, Сомали (до 1977), Эфиопия, Никарагуа. Они именовались «странами социалистической ориентации» . На Западе социалистические страны и вышеперечисленные «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states). К странам, придерживавшимся немарксистских теорий социализма, в СССР также применялся (при условии хороших отношений с СССР) термин «страны социалистической ориентации» , что вызывало недовольство ряда компартий третьего мира, которые предлагали именовать их «странами, идущими по пути социального прогресса» . Среди таких стран Бирма (Мьянма) , Ливия, Сирия, Ирак, Гвинея, Египет (при Насере и раннем Садате) , Бенин, Алжир, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Танзания, Сан-Томе и Принсипи, Замбия, Зимбабве, Сейшельские острова. Такие страны, как Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, Израиль или Тунис, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся на Запад, никогда к странам социалистической ориентации в СССР не причислялись. В настоящее время к социалистическим странам (с марксистской точки зрения) можно отнести лишь КНДР и Кубу. Также, с оговорками, можно считать Венесуэлу и Боливию — «странами социалистической ориентации» В КНР, Вьетнаме и Лаосе у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике преобладает частная собственность на средства произодства. Во всех остальных вышеперечисленных странах, включая «страны социалистической ориентации» , в начале 1990-х годов произошёл переход к капитализму

Северная Корея, кончай двигацца

на данный момент в мире осталось 4 страны с социалистическим строем: Куба, КНР, Вьетнам и КНДР=)

К середине 1980-х годов в СССР было 15 стран: 01. Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА) , 02. Народная Республика Болгария (НРБ) , 03. Венгерская Народная Республика (ВНР) 04. Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) , 05. Германская Демократическая Республика (ГДР) , 06. Китайская Народная Республика (КНР) , 07. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) , 08. Республика Куба 09. Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) , 10. Монгольская Народная Республика (МНР) , 11. Польская Народная Республика (ПНР) , 12. Социалистическая Республика Румыния (СРР) , 13. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) , 14. Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) , 15. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) .

Рейтинг стран по уровню социального развития

Social progress imperativeИндекс социального прогресса (The Social Progress Index) — это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт. Авторы исследования полагают, что понятие социального прогресса стало одним из наиболее важных направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, поэтому показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определённой альтернативы показателям экономического развития, которое является необходимым, но недостаточным условием социального прогресса. Индекс не включает показатели экономического развития стран мира (такие как уровень ВВП и ВНД), а предназначен для оценки общественного благополучия в той или иной стране. Поскольку исследование оценивает достижения в социальной сфере отдельно от экономических индикаторов, это позволяет глубже изучить взаимосвязь между экономическим и социальным развитием.

Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов социального развития даёт информацию для сравнений и содержит подробные профили каждого государства, включая детализацию итогового положения в рейтинге, а также руководство по их ключевым преимуществам и недостаткам. Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наибольшая степень устойчивости) на основе полученных данных. Последняя версия рейтинг стран по уровню социального развития вышла в 2018 году.

Отчеты:  SPI2018.pdf, SPI2017.pdf




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о