Памятка по формулировке СМАРТ цели

Памятка по формулировке целей и задач урока.

 

 

Педагогический дизайн

 формулировка заданий

 инструкций

Способы постановки целей в образовании .

 

 

 

 

Таксономия Блума

 цели урока для развития разных уровней мышления

 

 

SMART

 проекты

 бизнес-планы

 программы

 

 

 

 

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

 

 Виды целей и их особенности.

 

Оперативные цели

Реализуются на каждом уроке

Тактические цели

Реализуются при изучении каждой темы

Промежуточные цели

Обеспечивают целостное изучение учебного материала

Стратегические цели

Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года

Фундаментальные цели

Определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения

 

Классификация целей по различным основаниям .

По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные

По приоритету: главные (первостепенные),  вспомогательные (второстепенные)

По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие

По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие

 

Критерии  SMART:

 

S  – Specific.

Конкретныецели.

Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable.

Измеримые цели.

Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable.

Достижимые цели.

Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы .

R – Relevant.

Ориентированные на результат.

Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited.

Цели, соотносимые с конкретным сроком.

Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

 

Цели на языке «наблюдаемых действий» .

Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить .

 

Неопределенные, расплывчатые фразы

Внешне выраженные,  «наблюдаемые» действия

Изучить

Назвать

Узнать

Выбрать

Открывать для себя

Описать

Воспринимать

Перечислить

Понимать

Соотносить

Быть знакомым

Написать

Развивать  усидчивость и внимание

Дать определение

Ценить

Проиллюстрировать

Развивать патриотизм

Определить

Почувствовать

Объяснить

Понять

Классифицировать

 

 

Конкретна, детальна.

Достижима, измеряема.

Ориентирована на результат.

Ориентирована по времени.

Первоначальная цель .

Отредактированная цель .

Ученики будут знать даты важных событий в истории

Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной войны

Ученики будут знать диких и домашних животных

Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными

Ученики будут знать понятия

 

Ученики смогут классифицировать понятия…..по параметрам…..

Ученики будут знать, как использовать полезные разговорные выражения

Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора

Ученики будут знать лучший способ решения задачи

Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше

 

Примеры учебных целей :

Учащиеся должны иметь представление о…

Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

Учащиеся должны уметь выявлять закономерности….

Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

Учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

Учащиеся должны владеть компетенцией…

Раскрыть сущность и владение…

Раскрыть основные особенности и главные итоги…

Формировать глубокую убежденность в…

 

Примеры познавательной цели.

 Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая.

 

Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах,  используя такие-то времена и такую-то структуру” или “Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных».

Формировать (совершенствовать, развивать) навыки МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

Для учащихся:

 «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена”.

 “К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).

Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию  навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.

Совершенствовать лексические навыки по теме «   ».

Первично закрепить буквы алфавита А, В, С,  познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.

— Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
— Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
— Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
— Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями

 

Развивающий компонент цели.

Развивающий компонент цели можно формулировать так:создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Примеры :

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

 

Примеры воспитательных целей.

Прописывая воспитательные цели, можно использовать следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

 

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии »

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе…»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии…»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 

 

Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока. 
К концу урока ученики смогут:


Обобщить…
Классифицировать…
Выделить…
Привести пример…
Использовать…
Применить…
Установить связь…
Определить…
Сконструировать…
Выбрать…
Сопоставить…
Связать…
Показывать связь между…
Объяснить связь между…
Подсчитать…

Найти…
Спроектировать…
Озаглавить…
Оспорить заголовок…
Сократить…
Расширить…
Распространить…
Уменьшить…
Отсортировать…
Создать…
Подтвердить…
Подтвердить свою мысль о…
Объяснить свою мысль о…

Сравнить…
Противопоставить…

Поддержать мысль…
Оценить…
Рассмотреть…
Сконструировать…
Прийти к заключению…
Презентовать…
Выяснить…
Вынести суждение о…
Установить…
Проанализировать…
Присоединить…
Сформировать…
Прокомментировать…
Запомнить…
Вспомнить…
Задать вопрос о…
Выбрать вопрос, который…

Избегайте таких слов, как

обсудить, завершить, заполнить, описать,послушать, закончить или собрать.

Это описание действий или задач. это не цели обучения, они подходят при планировании задач. Это не цели обучения,они подходят для планирования урока, но не для определения цели. 
Избегайте таких слов, как  осознать, пережить, практиковать, узнать о…, понять

Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Более того, эти слова не помогут вам в определении знаний, усвоенных учащимися в ходе обучения. эти слова идеально подходят для оценивания целей и практики, но ваша задача состоит в определении результатов обучения, которая покажет прогресс на пути к целям  и опыту.

 

«карта желаний» и методика SMART — Яндекс Учитель

Рассказывает Ксения Вотякова, специалист по психологическому сопровождению в Яндекс.Учебнике

Начало учебного года — самое подходящее время, чтобы подумать, каких целей детям хотелось бы достичь к его завершению. Если поставить себе цели на старте работы, легче добиться желаемого. 

Можно провести занятие на целеполагание с помощью двух методик: «карты желаний» и техники SMART. 

Рисуем «Карту желаний»

Раздайте детям конверты и чистые листы бумаги.

Прочитайте задание:

«Нарисуйте себя в центре листа. Вы можете изобразить себя как угодно: автопортрет, образ, символ или ваше имя». 

Затем нарисуйте или напишите ответы на три вопроса: 

  • Что бы вам хотелось уметь в конце этого учебного года? Например, научиться красиво писать, отжиматься 10 раз или максимально прокачать героя в любимой компьютерной игре.
  • Чем бы вы хотели обладать? Например, новый телефон, золотая медаль в соревнованиях по лыжам или пара волнистых попугайчиков. 
  • Что бы вы хотели сделать? Например, съездить на экскурсию в Эрмитаж, закончить год без троек, выиграть олимпиаду.

После того как задание выполнено, каждый ученик запечатывает лист в конверт и подписывает его. В конце учебного года у вас будет хороший повод подвести итоги и поразмышлять с учениками над результатами. Дети с большим интересом вскрывают конверты весной, и в большинстве случаев, хотя бы одна из целей-желаний обычно осуществляется.

Ребята могут писать учебные и личные цели. Разделение ответов условно, вопросы нужны для того, чтобы подтолкнуть к рефлексии и размышлениям. В этом задании важна полная свобода мысли и конфиденциальность, чтобы все участники понимали, что после того как лист запечатан в конверт, никто не увидит содержание.

Формулируем SMART-цели

SMART — это мнемоническая аббревиатура на английском языке, в которой зашифрована концепция постановки целей и рабочих задач. В бизнесе ее используют для управления проектами. В аббревиатуре пять слов: specific, measurable, attainable, relevant и time-bound. В переводе на русский это значит, что правильно сформулированная цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной (слово relevant иногда также переводят как «значимой») и ограниченной по времени.

Попросите ребенка написать две-три самые важные цели, которые ему важно достичь в течение учебного года. Можно сконцентрироваться на одной. Если кому-то этого будет мало, можно обсудить две-три.

Будьте осторожны с использованием слова «хочу» при постановке вопроса, чтобы разговор шел не об абстрактных желаниях, а о целях, к которым ребенок стремится и готов приложить реальные усилия, чтобы их достичь. 

Ребенку надо помочь сделать свою цель более конкретной и реалистичной. Для этого ученику надо задать следующие вопросы и объяснить, как написать ответы на них:

  1. Цель сформулирована утвердительно? Например: «Я буду учиться на 4 и 5», вместо «не быть двоечником».
  2. Как цель относится ко мне, находится под моим контролем? —«Я постараюсь убедить маму купить собаку» вместо «Мама купит мне собаку».
  3. Что конкретно должно произойти? Как я узнаю, что достиг своей цели? Что я буду видеть, слышать и чувствовать в результате ее достижения? —«Я получу медаль за призовое место в соревнованиях, повешу еена стену, буду гордиться, а родители будут мной очень довольны».
  4. Могу ли я придумать показатель для измерения результата? —«Пробежать 5 километров за 30 минут, познакомиться не меньше чем с тремя новыми людьми, заниматься робототехникой не менее трех часов в неделю».
  5. Цель не слишком глобальна? Если цель очень «большая», надо выделить отдельные компоненты и работать с ними. —«Чтобы поступить в математический класс, нужно уделять больше времени занятиям математикой, позаниматься с репетитором по русскому языку, начать ходить на кружок занимательной математики и составить расписание участия в олимпиадах».
  6. Какие ресурсы мне нужны для достижения цели? Я ими располагаю? —«Мне нужны хорошие лыжи, чтобы хорошо выступить. Они дорого стоят, я могу попросить родителей подарить их мне на Новый год».
  7. Как я буду знать, что двигаюсь к нужной цели? Составьте план и список промежуточных задач, если это возможно. —«С помощью приложения я буду следить за временем, проведенным за игрой на компьютере,и стремиться, чтобы оно постепенно уменьшилось до 1 часа в день».
  8. Какие препятствия могут встретиться на пути к цели? Что я могу сделать, чтобы предотвратить или преодолеть их? —«Могу получить травму, большая конкуренция. Буду тренироваться максимально аккуратно и следить за успехами ключевых противников».
  9. Какие первые шаги я могу сделать для реализации цели? Где и когда я сделаю эти шаги? —«Сегодня хорошо подготовлюсь к уроку, завтра подниму руку и отвечу на уроке. Завтра вечером серьезно поговорю с мамой о щенке».

Хорошо сделанное задание позволяет перейти от формулировки не просто «Я хочу хорошо учиться» к конкретной, достижимой, привязанной ко времени цели — «за третью четверть в моем дневнике будут стоять по математике 5 и 4, по русскому языку не будет 2».

Можно рассматривать описанные задания как два этапа работы или использовать первый вариант для занятий в младших классах, а второй — для работы в 3—4 классе.

Главное — дать каждому ребенку возможность побыть наедине со своими желаниями, попробовать подобрать для них слова. А затем, совместно со взрослыми — не только учителями, но и родителями, правильно сформулировать цели и продумать реалистичный план их достижения.

Постановка smart -целей урока

Тема коучинга: «Постановка smart -целей урока»

Цель: участники коучинга будут  ставить SMART – цели  урока для того, чтобы ученик стал активным субъектом  собственной учебной деятельности  т.е.  поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность.


Задачи: 
1. понимание необходимости «умных» целей 
2. составление SMART цели; 
3. размышление о роли «умной» цели на уроке. 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексия вслух «По кругу»

Подходы к проведению сессии:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Продукты деятельности учителей: постеры «Что такое цель?» (А4), разработанное целеполагание конкретного типа урока


I. Этап побуждения: 

1.Вводная часть.

1.Психологический настрой в кругу «Зеркало»

2.Распределение учителей по группам (по параллелям классов)

3. Просмотр позитивного видео 
-О чем данное видео?

4.Целеполагание

-Сформулируйте тему нашего коучинга. 
-Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока.

Этап целеполагания — основополагающий на уроке, так позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

4. «Мозговой штурм»

по вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна?   

Учителя составляют кластер и презентуют его.    

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

  • соотносимы с типом и содержанием урока

  • личностно ориентированы

воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.


II. Этап осмысления: 

1.Ознакомление с дополнительным материалом , приложение № 1
• S = Конкретными 
• M = Измеримыми 
• A = Достижимыми 
• R = Реалистичными 
• T = Ограниченными во времени 

2. Работа в группах: 


Задание 1. -Задайте вопроспо изученной теме другой группе

Задание 2. Каждой группе, используя вспомогательную таблицу (Приложение 2,3) разработать цели предлагаемого урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока.

  1. Подведение итогов. Слово коуча. Вывод.

Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:

Цель обучения и его результаты:

«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:

— Какие знания необходимы ученикам?

— Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?

— Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?

Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.

Результаты должны быть:

— ориентированы на личность ученика:

— выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;

— согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

III. Этап рефлексии: 

1. Индивидуальное задание: 
Мини-анкета (Приложение №4)

2. Рефлексия вслух по кругу:

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Приложение 2

Как формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

— учащиеся должны иметь представление о …

— учащиеся должны иметь общие понятия о …

— учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

— учащиеся должны понимать содержание…

— учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

— учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

— учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

— учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

— учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

— учащиеся должны знать…

— учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

— учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

— учащиеся должны знать…

— учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

— учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

— учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

— учащиеся должны воспроизводить по образцу…

— учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

— учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

— учащиеся должны владеть компетенцией…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 3

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 3

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 4

Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

2. Насколько мне это было необходимо 3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

2. Насколько мне это было необходимо 3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

2. Насколько мне это было необходимо 3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

Приложение 1

«Модель достижения целей — SMART»

Постановка целей по SMART

Один из самых действенных методов формирования мотивации — грамотно организованное целеполагание. Постановка целей по методу SMART поможет Вам поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели. Все без исключения эффективные системы менеджмента интегрируют в процесс управления человеческими ресурсами организации систему целеполагания. Очень часто именно методика SMART среди прочих альтернатив оказывается наиболее востребованной.

Вначале немного истории SMART:

в 1960 году Доктор Эдвин Лок начал исследование вопросов целеполагания. Он предположил, что обозначенная перед началом работы цель провоцирует рост мотивации человека на её достижение. Также он отметил, что человек показывает ещё большую продуктивность, если постоянно получает обратную связь по своей работе. В 1990 году Лок и доктор Гарри Лэвем опубликовали работу “Теория целеполагания и продуктивности”. Работа касалась в частности необходимости ставить сложные, значительные для человека и конкретные цели. Из этой работы постепенно выкристаллизовалась теория целеполагания SMART.

Что такое цели SMART? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.

S (specific) —   конкретная. Необходимо ответить на вопросы   Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где:      определить местоположение. Когда: установить временные рамки.

Убедитесь, что поставленные Вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников

M (measurable) – измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” — если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять. Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные     критерии для измерения прогресса. Например: “ Сегодня на уроке , чтобы получить 5, нужно … (4, 3,2) ”.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы  должны быть уверены, что она достижима. Поставленные цели должны быть выполнимы именно на этом уроке, именно с этими детьми.

R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

T (time-based) – определенная во времени.

Приложение 1

КОУЧИНГ «Модель достижения целей — SMART»

Постановка целей по SMART

Один из самых действенных методов формирования мотивации — грамотно организованное целеполагание. Постановка целей по методу SMART поможет Вам поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели. Все без исключения эффективные системы менеджмента интегрируют в процесс управления человеческими ресурсами организации систему целеполагания. Очень часто именно методика SMART среди прочих альтернатив оказывается наиболее востребованной.

Вначале немного истории SMART:

в 1960 году Доктор Эдвин Лок начал исследование вопросов целеполагания. Он предположил, что обозначенная перед началом работы цель провоцирует рост мотивации человека на её достижение. Также он отметил, что человек показывает ещё большую продуктивность, если постоянно получает обратную связь по своей работе. В 1990 году Лок и доктор Гарри Лэвем опубликовали работу “Теория целеполагания и продуктивности”. Работа касалась в частности необходимости ставить сложные, значительные для человека и конкретные цели. Из этой работы постепенно выкристаллизовалась теория целеполагания SMART.

Что такое цели SMART? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.

S (specific) —   конкретная. Необходимо ответить на вопросы   Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где:      определить местоположение. Когда: установить временные рамки. Убедитесь, что поставленные вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников.

M (measurable) – измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” — если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять . Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные     критерии для измерения прогресса, критерии оценок.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы  должны быть уверены, что она достижима именно на этом уроке и именно с данными детьми.

R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

T (time-based) – определенная во времени.

Постановка SMART-целей для изучения английского языка

SMART — это аббревиатура, а также слово английского языка, обозначающее «умный».
Правильная «умная» цель должна удовлетворять пяти обязательным критериям:

S (Specific) — цель должна быть конкретной.
Чтобы максимально эффективно справиться со своей задачей, вы должны четко сформулировать, чего именно вы хотите добиться в результате.
Примеры: успешно сдать экзамен по  английскому языку или пройти собеседование на английском языке.

M (Measurable) — результат должен быть измеримым.
Примеры:  сдать экзамен на 80 баллов или выше, получить сертификат с подтверждением уровня Upper Intermediate, пообщаться с 20 людьми на английском языке.

A (Achievable) — цель должна быть достижимой.
Вы должны ставить реальные цели, понимая какие инструменты у вас есть для её достижения и каким временем вы располагаете. Если вы поставите недостижимую цель, например, научиться свободно говорить на английском языке за неделю с нуля, вы быстро поймете, что это невозможно сделать и потеряете мотивацию. Лучше последовательно ставить небольшие, но достижимые цели, двигаясь всё время вперед.

R (Relevant) — цель должна быть актуальной и уместной.
Например, цель «прочитать учебник английского» может ни к чему не привести, если вы не будете запоминать слова и правила, а также выполнять упражнения и работать над ошибками.

T (Time-bound) — цель должна ставиться на определенный срок.
Вы должны четко понимать, когда именно и какой результат вы хотите получить, иначе можно потратить много времени и средств на сам процесс обучения не получая нужного результата.

Приведем несколько примеров, как могут выглядеть ваши SMART-цели, применительно к изучению английского языка:

1.  До 1 января 2019 года подготовиться и успешно сдать международный экзамен IELTS.

2.  Поступить в следующем году в англоязычный ВУЗ в США.

3.  Изучить тему Past Perfect за неделю и успешно пройти тест (на 80 баллов или выше).

4. За 3 месяца прочитать книгу «Hotel» на английском языке и выучить все незнакомые слова.

5. За полгода научиться общаться на простые темы (транспорт, магазин, гостиница, ориентирование, ресторан), которые могут пригодиться во время путешествия в англоязычную страну, попрактиковаться разговаривать на эти темы как минимум с 10 разными носителями языка.

Ставьте SMART-цели и принимайтесь за изучение языка. Делитесь с нами вашими историями успеха. Желаем удачи!

Поделитесь ссылкой:

Примерный образец SMART анализа образовательной организации

01779 – менеджмент в образовании Грачев Д.И.

Экспертиза программы развития Гимназии SMART методом.

Цель: Повышение качества образования через развитие единой образовательной среды Гимназии, включающей информационные ресурсы, современные средства обучения, организационно-экономические и финансовые механизмы, кадровое обеспечение, методическую поддержку педагогов, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

повышение качества образования-одна из главных и основных задач современной школы.

цель сформирована достаточно четко.

M

Measurable(измеримый, значимый, мотивирующий)

Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;

  • общественной экспертизы качества образования;  лицензирования;

  • государственной аккредитации;

  • государственной итоговой аттестации выпускников;

  • мониторинга качества образования.

Вместе с тем, критерии измерения не указаны, единицы измерения и эталон отношения не выявлены.

A

Attainable, Achievable (достижимый, согласованный, ориентированный на конкретные действия)

достижение цели предполагает:

  • развитие единой образовательной среды Гимназии,

  • использование информационных ресурсов,

  • использование современных средств обучения,

  • подключение к процессу организационно-экономических и финансовых механизмов,

  • организация методической поддержки педагогов,

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса.

R

Relevant (Актуальный)

повышение качества образования-одна из основных задач современной школы.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

T

Time-bound (ограниченный во времени, своевременный, отслеживаемый)

Период освоения программы развития организации 2016-2020г.

Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых результатов обучаемых согласно уровней таксономии Б.Блума. Цель работы — показать, что использование современных методов обучения дает принципиально новые возможности в образовательной деятельности.

 

В обстановке быстроизменяющегося мира и роста потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Кредитная технология обучения, используемая в Республике Казахстан, позволяет развивать творческие способности студентов, усиливает практико-ориентированный подход и функции контроля в обучении. Студент получает программу изучаемой дисциплины со всем комплексом вопросов, задач, заданий, тестов для самопроверки и должен самостоятельно реализовать свою потребность в знаниях. Преподаватель выступает лишь как консультант, который помогает студенту найти и реализовать свою образовательную траекторию в подготовленном преподавателем учебном материале.

Первоочередная задача преподавателя — научить студента учиться, самостоятельно находить, изучать, анализировать, уметь ориентироваться в многообразии научного материала, прилагать новые знания к определенным жизненным ситуациям, не потеряться среди быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

Использование SMART-целей в образовании позволяет не только сформулировать ожидаемые результаты обучения, но и детально обозначить средства их контроля и оценки путем поиска ответов на вопросы по каждой цели. Аббревиатура SMART была впервые использована Полом Майером (рисунок 1) и в переводе с английского означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый» [1].

Студентами первого курса специальности «Информатика» при усвоении дисциплины «Программирование» изучается язык Pascal и технологии программирования на нём. Язык Pascal был создан специально для обучения студентов университетов программированию. Поэтому знания по этой дисциплине могут послужить профессиональному овладению программированием, а также основой для изучения других языков.

Рис.1. Аббревиатура SMART

 

Компетенция, которую обучающийся должен приобрести в результате изучения данной дисциплины:

—          уметь разработать алгоритм решения задачи, написать программу для её решения, отладить программу на тестовом примере, обосновать её правильность, получить численные результаты и их интерпретировать.

Составим SMART-цель для приобретения данной компетенции.

1.                  Specific. Студент свободно программирует на языке Pascal на 15 неделе обучения для успешного освоения объектно-ориентированного языка программирования Delphi. (Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?)

2.                  Measurable. Для достижения прогресса в достижении поставленной цели выработаны следующие критерии оценки (таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки

Рейтинг

Критерий

0–49

Полное отсутствие текста программы; не знание структуры программы на языке Pascal.

50–74

Программа составлена в основном правильно, но неполно; есть исходные и искомые величины, определены их типы данных; в программе обнаруживается недостаточно глубокое понимание решения поставленной задачи; компилятор не сообщает об синтаксических ошибках, формируется объектный модуль, отладка программы не дает правильных результатов; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

75–89

Программа синтаксически составлена верно; структура программы грамотно определена; присутствуют комментарии к вычислениям. Отладка программы дает правильные результаты, но есть неточности в организации вывода полученных результатов, не ведущие к существенному искажению содержания.

90–100

Текст программы составлен грамотно и верно; выбран правильно численный метод; компиляция, компоновка и отладка проходят успешно; исполняемый файл дает правильные результаты, ведущие к правильному решению поставленной задачи.

 

3.                  Attainable. Достигнуть поставленной цели возможно за счёт приобретения следующих навыков и умений:

—          разработки и анализа алгоритмов решения типовых задач (сортировки и поиска данных и пр.), исследования их свойств;

—          применения методов и инструментальных средств разработки программ: разработки программ средней сложности на языке Pascal, их тестирования и отладки;

—          самостоятельного решения задач с помощью компьютеров, изучения новых средств разработки программ.

4.                  Relevant. Достижение желаемой цели необходимо для успешного освоения объектно-ориентированного языка Delphi, в котором используется язык ObjectPascal.

5.                  Time-bound. Для своевременного выполнения работ устанавливаются сроки сдачи, разрабатывается график, определяются этапы рубежного и итогового контроля.

Нетрадиционные формы контроля и оценки результатов образования заставляют критически подойти как к постановке целей дисциплины, темы, занятия, так и к контролю знаний студента [2].

Применение разных форм контроля в учебной практике помогают преподавателю четко ставить критерии оценки и ясно видеть конечный результат своей работы. Наиболее известным подходом к определению ожидаемых результатов образования и, следовательно, того «чему» обучаются студенты является таксономия Бенджамина Блума [3]. Существует шесть уровней, отображающих типы мыслительного поведения обучаемых от самого базового до наиболее сложного. Согласно этим уровням обучение должно начинаться на самом низком уровне и далее постепенно переходить на более высокие уровни.

На рисунке 2 приведен пример оценки ожидаемых результатов обучаемых согласно уровней таксономии Б. Блума.

Рис. 2. Применение таксономии Блума

 

Таким образом, постановка SMART-цели любого занятия позволяет преподавателю выстроить «цепочку» логических взаимосвязанных действий, в результате прохождения которых студент достигает этой цели. Получается замкнутый круг, дающий четкое и ясное представление о взаимосвязи материала отдельных тем и всей дисциплины в целом, а система контроля позволит поэтапно отслеживать качество преподаваемого материала. Реализуется деятельностный характер обучения, формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности студента за процесс и результаты своей деятельности.

 

Литература:

 

1.      KOLB: http://www.learningandteaching.info/learning/experience.htm.

2.      Материалы курса «Повышение квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов». Орлеу: Алматы, 2014.

3.      Bloom B. Taxonomy of Educational Objectives: the classification of educational goal. Longman, 1964.

Коучинг на тему:«Постановка smart -целей урока»

Тема коучинга: «Постановка smart -целей урока»

Цель: участники коучинга будут  ставить SMART – цели  урока для того, чтобы ученик стал активным субъектом  собственной учебной деятельности  т.е.  поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность.


Задачи: 
1. понимание необходимости «умных» целей 
2. составление SMART цели; 
3. размышление о роли «умной» цели на уроке. 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексия вслух «По кругу»

Подходы к проведению сессии:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Продукты деятельности учителей: постеры «Что такое цель?» (А4), разработанное целеполагание конкретного типа урока


I. Этап побуждения: 

1.Вводная часть.

1.Психологический настрой в кругу «Зеркало»

2.Распределение учителей по группам (по параллелям классов)

3. Просмотр позитивного видео 
-О чем данное видео?

4.Целеполагание

-Сформулируйте тему нашего коучинга. 
-Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока.

Этап целеполагания — основополагающий на уроке, так позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

4. «Мозговой штурм»

по вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна?   

Учителя составляют кластер и презентуют его.    

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

  • соотносимы с типом и содержанием урока

  • личностно ориентированы

воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.


II. Этап осмысления: 

1.Ознакомление с дополнительным материалом , приложение № 1
• S = Конкретными 
• M = Измеримыми 
• A = Достижимыми 
• R = Реалистичными 
• T = Ограниченными во времени 

2. Работа в группах: 


Задание 1. -Задайте вопроспо изученной теме другой группе

Задание 2. Каждой группе, используя вспомогательную таблицу (Приложение 2,3) разработать цели предлагаемого урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока.

  1. Подведение итогов. Слово коуча. Вывод.

Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:

Цель обучения и его результаты:

«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:

— Какие знания необходимы ученикам?

— Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?

— Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?

Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.

Результаты должны быть:

— ориентированы на личность ученика:

— выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;

— согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

III. Этап рефлексии: 

1. Индивидуальное задание: 
Мини-анкета (Приложение №4)

2. Рефлексия вслух по кругу:

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Как формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

— учащиеся должны иметь представление о …

— учащиеся должны иметь общие понятия о …

— учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

— учащиеся должны понимать содержание…

— учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

— учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

— учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

— учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

— учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

— учащиеся должны знать…

— учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

— учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

— учащиеся должны знать…

— учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

— учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

— учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

— учащиеся должны воспроизводить по образцу…

— учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

— учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

— учащиеся должны владеть компетенцией…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить…,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

«Модель достижения целей — SMART»

Постановка целей по SMART

Один из самых действенных методов формирования мотивации — грамотно организованное целеполагание. Постановка целей по методу SMART поможет Вам поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели. Все без исключения эффективные системы менеджмента интегрируют в процесс управления человеческими ресурсами организации систему целеполагания. Очень часто именно методика SMART среди прочих альтернатив оказывается наиболее востребованной.

Вначале немного истории SMART:

в 1960 году Доктор Эдвин Лок начал исследование вопросов целеполагания. Он предположил, что обозначенная перед началом работы цель провоцирует рост мотивации человека на её достижение. Также он отметил, что человек показывает ещё большую продуктивность, если постоянно получает обратную связь по своей работе. В 1990 году Лок и доктор Гарри Лэвем опубликовали работу “Теория целеполагания и продуктивности”. Работа касалась в частности необходимости ставить сложные, значительные для человека и конкретные цели. Из этой работы постепенно выкристаллизовалась теория целеполагания SMART.

Что такое цели SMART? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.

S (specific) —   конкретная. Необходимо ответить на вопросы   Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где:      определить местоположение. Когда: установить временные рамки.

Убедитесь, что поставленные Вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников

M (measurable) – измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” — если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять. Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные     критерии для измерения прогресса. Например: “ Сегодня на уроке , чтобы получить 5, нужно … (4, 3,2) ”.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы  должны быть уверены, что она достижима. Поставленные цели должны быть выполнимы именно на этом уроке, именно с этими детьми.

R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

T (time-based) – определенная во времени.

Рефлексия коучинг-занятия

    Проведение коучинг-занятия вызвано необходимостью научить учителей постановке smart –целям урока для вовлечения ученика в учебный процесс как активного участника. Для этого надо определить для него понятные, четкие, достижимые, реалистичные цели урока, достигая которые ученик самостоятельно сможет определить уровень своей успешности. 

   Слова великого американского писателя  Марка Твена: «Кто не видит конечной цели,  очень удивляется, придя не туда» — отражают реалии современного урока.

    Работая в группах, учителя составляли постер, что такое цель урока и ее значение, составляли SMART  — цели к урокам, обсуждали, презентовали. Во время обсуждения вопроса: «Надо ли привлекать учащихся к формулировке целей урока?» дискуссия между учителями стала особенно яркой. Однако в процессе исследовательской беседы группы пришли к важности этого этапа урока, т.к. понимание  и принятие учебной цели учениками  дает им  возможность стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность на уроке, формулировать критерии успеха.    Мы считаем, что  занятие прошло  продуктивно, так как об этом свидетельствуют отзывы участников коуч-сессии: «Коучинг мне понравился.  Новое видение урока. Материал полезен», « Активная форма обучения очень понравилась», «Раздаточный материал можно применять на уроках». В отзывах прозвучала  просьба о необходимости проведения второго коучинга по этой теме. При планировании следующего занятия считаем необходимым рассмотреть информацию по таксономии  Блума.

 

КОУЧИНГ «Модель достижения целей — SMART»

Постановка целей по SMART

Один из самых действенных методов формирования мотивации — грамотно организованное целеполагание. Постановка целей по методу SMART поможет Вам поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели. Все без исключения эффективные системы менеджмента интегрируют в процесс управления человеческими ресурсами организации систему целеполагания. Очень часто именно методика SMART среди прочих альтернатив оказывается наиболее востребованной.

Вначале немного истории SMART:

в 1960 году Доктор Эдвин Лок начал исследование вопросов целеполагания. Он предположил, что обозначенная перед началом работы цель провоцирует рост мотивации человека на её достижение. Также он отметил, что человек показывает ещё большую продуктивность, если постоянно получает обратную связь по своей работе. В 1990 году Лок и доктор Гарри Лэвем опубликовали работу “Теория целеполагания и продуктивности”. Работа касалась в частности необходимости ставить сложные, значительные для человека и конкретные цели. Из этой работы постепенно выкристаллизовалась теория целеполагания SMART.

Что такое цели SMART? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.

S (specific) —   конкретная. Необходимо ответить на вопросы   Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где:      определить местоположение. Когда: установить временные рамки. Убедитесь, что поставленные вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников.

M (measurable) – измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” — если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять . Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные     критерии для измерения прогресса, критерии оценок.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы  должны быть уверены, что она достижима именно на этом уроке и именно с данными детьми.

R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

T (time-based) – определенная во времени.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *