Тренинг: что это такое и как его проводить

 trainingТренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей. Если вам интересен онлайн-формат, прочтите статью про организацию вебинара. В онлайн-тренингах все устроено примерно так же, а основная разница связана с большим объемом предлагаемого материала.

Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.

Далее мы будем говорить о том, как организовать свой первый тренинг. Составим инструкцию, которая может пригодиться при подготовке к выступлению. Она не будет включать в себя организационные моменты, связанные с продажей билетов, взаимодействием с организаторами конференции и прочими второстепенными вещами – вы взрослые люди и сможете самостоятельно обо всем договориться. Сэкономленное время мы уделим нюансам, которые не видны с первого взгляда.

Рассмотрите возможность отказаться

В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.


Юмористический ролик про правду на липовых тренингах.

Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:

  • У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях. На тренинге этот опыт будет конкурировать с новыми знаниями, и из-за этого у многих участников будет низкая мотивация к обучению и приобретению дополнительных навыков. Часто такие люди посещают десятки мероприятий, знают всю необходимую теорию, ничего не делают для результата и всегда требуют от вас повышенного внимания. В итоге вы потратите силы и время, а вашими советами никто не воспользуется.
  • Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
  • У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т.д.
  • Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.

Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.

Определите направление тренинга

Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.

Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.

А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля.

Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.

Напишите программу тренинга

Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:

  • Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
  • Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
  • Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
  • Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.

Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:

  • 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
  • 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
  • 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.

Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.

Подкорректируйте составленную программу тренинга

Когда вы заполните все блоки, вы столкнетесь со множеством ограничений. Например, даже в арендованном кафе вам могут запретить демонстрировать приемы самообороны или у вас не получится найти хорошо подготовленных людей, которые смогут сделать качественную подготовку и без вреда для здоровья напасть на участников тренинга. В этом случае программу придется переписывать и адаптировать ее под те ресурсы, которые есть в наличии. Здесь важно подключить творческое мышление, чтобы не превратить интересную задумку в пресный урок.

Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах

Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу. На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных.

Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.

Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!

В чем польза семинаров и тренингов?

Семинары, вебинары, тренинги, мастер-классы, воркшопы и другие форматы проведения обучающих мероприятий сегодня чрезвычайно популярны.

Дипломы об окончании курсов, выполненные как плакетки подарочные из добротного дерева, стекла или металла с красивой гравировкой, украшают кабинеты и офисы. В чем причина популярности экспресс-обучения и есть ли от него польза?

Формат мероприятия

В зависимости от способов проведения и преследуемых целей различают:

  • Семинар – форма занятий, на котором участники пытаются путем обсуждения определенной темы лучше в ней разобраться
  • Вебинар – то же, что и семинар, но происходящий через интернет в режиме он-лайн
  • Тренинг – практическое занятие, на котором закрепляются теоретические знания, происходит обмен опытом и кейсами
  • Мастер-класс – демонстрация мастером собственного опыта, последовательные действия, ведущие к получению результата по принципу «делай, как я»
  • Воркшоп – мероприятие, где участники с разным опытом решают поставленную задачу, обмениваясь и обогащаясь чужими знаниями при этом

Польза обучающих мероприятий

Во-первых, семинары и тренинги предоставляют участникам новые знания, опыт и умения. В век информации любые сведения можно почерпнуть в интернете. Правда, на сбор, анализ, систематизацию, фильтрацию и усвоение информации уйдет уйма времени. На семинарах слушатели получают знания в концентрированном виде. Всю предварительную работу сделали профессионалы. Участники получают знания, которые можно смело применять на практике.

Во-вторых, семинары побуждают к действию. Участники обучающих мероприятий учат не все в комплексе, а выбирают те знания, которых им не хватает в работе, тут же внедряют, подстегиваемые тем, что конкретные лица уже опробовали их и достигли результата.

В-третьих, участники семинаров и тренингов получают результат гораздо быстрее тех, кто пытается докопаться до истины самостоятельно. Информация, за которую заплатил, кажется более ценной, внедряется в жизнь с большим усердием и, как результат, быстрее конвертируется в конкретные достижения.

Знать всего не может никто. Пытаться изучить все самостоятельно, значит стремиться объять необъятное. В век информации необходимо уметь использовать чужие знания, доверять чужому опыту, а не заново изобретать колесо. Тот, кто активно участвует в тренингах и семинарах, как губка впитывает опыт других, не жалеет на это средств, считая их инвестициями в собственный интеллект, имеет неоспоримые преимущества перед остальными.

тренинг — это… Что такое семинар-тренинг?


семинар-тренинг

General subject: training workshop

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • семинар-практикум
  • семинар/практикум по

Смотреть что такое «семинар-тренинг» в других словарях:

  • семинар-тренинг — семинар тренинг, семинара тренинга …   Орфографический словарь-справочник

  • тренинг или семинар — выходной день в рабочий день с элементами креатива (см.). (Словарь бизнес сленга компании Schwarzkopf Россия) …   Словарь бизнес-сленга

  • Мастер-класс — Семинар, тренинг с участием специалиста высокого уровня. В отличие от обыкновенного занятия, предполагает акцент на ознакомление с секретами мастерства …   Смешной cловарь дайвера

  • Федяева, Татьяна Степановна — Татьяна Федяева …   Википедия

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия

  • Академия финансовой полиции — (АФП) …   Википедия

  • Ротаракт клуб — Ротаракт Rotaract …   Википедия

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения …   Профессиональное образование. Словарь

  • КОНФЛИКТ-МЕТОД — – один из методов сопутствующих изменений в концепции вмешательства в конфликты. Предложен Л. Н. Цой в 1997 г. Эффективен в рамках инновационного обучения (инновационный семинар тренинг) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭСТ — эрхардовский семинар тренинг ЭС ЭСТ электрическая станция техн. ЭС Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. Пример использования кафедра ЭС ЭСТ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • MediaNet Международный центр журналистики — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания …   Википедия


Семинар-тренинг для педагогов «Конструктивная коммуникация»

Семинар-тренинг для учителей

«Конструктивная коммуникация».

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия с учащимися, их родителями и другими педагогами, формирование эмпатии, сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.

Оборудование: интерактивная доска, мультфильм, листы А4, А3, фломастеры, карточки «учителя», «ученики», рисунок рюкзака, стикеры.

Ход семинара-тренинга

  1. Упражнение «Сплетни».

Цель: показать, как формируются сплетни и искажается информация в процессе ее передачи.

Шестеро учителей выходят в коридор, седьмому психолог рассказывает какую-либо информацию. Затем учителя по очереди передают друг другу то, что они запомнили.

Психологический смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации. На примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение:

  • Что вызвало искажение сообщения при его передаче от участника к участнику?

  • Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

  • Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки»?

Психолог: Добрый день уважаемые коллеги. Всем нам каждый день приходится взаимодействовать с людьми: учениками, их родителями и, конечно, с коллегами. Наше настроение, а также успехи в профессиональной практике напрямую зависят от того, насколько мы умеем общаться. Поэтому сегодня мы с Вами примем участие в упражнениях, которые научат нас взаимодействовать, сотрудничать и понимать других людей.

  1. Просмотр мультфильма «Точка зрения».

Мораль данного мультфильма такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Поэтому здесь особую актуальность принимает умения человека общаться, правильно воспринимать, понимать другого человека. Соответственно, если человек владеет навыками конструктивного взаимодействия, то это является своеобразной профилактикой благополучных отношений с окружающими.

  1. Упражнение «Учителя и ученики».

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Участники делятся на две группы: «учителя» и «ученики». Рассматривается ситуация подготовки к сдаче ВОУД.

Каждая группа получает задание:

  1. «Учителя» — предположить, что про них думают ученики.

  2. «Ученики» — предположить, что про них думают учителя.

Предположения фиксируются на листе бумаги.

Обсуждение, рефлексия своих чувств. (Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной стороны!).

  1. Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту, не разговаривая друг с другом. Общаться можно только с помощью мимики и жестов. Во второй части упражнения задание усложняется – нужно построиться по дате рождения. После построения для проверки участники поочередно озвучивают свои дни рождения.

Психологический смысл упражнения: содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса — 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать — один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

  1. Правила конструктивного взаимодействия.

Психолог: Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

— Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

— Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

— В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  1. Упражнение «Рисуем вместе».

Цель: развитие эмпатии, умения внимательно и бережно относиться друг к другу.

Участники сидят в кругу, каждый получает лист формата А3. Каждый берет в руки фломастер определенного цвета (желательно, чтобы цвета фломастеров в группе не повторялись). По команде психолога каждый участник понравившимся цветом начинает рисовать на листе то, что он хочет. Остальные участники поступают так же.

Задание: молча нарисовать общий рисунок.

Психологический смысл упражнения: если каждый человек будет бережно относиться к чувствам других людей, несмотря на любые разногласия, то результаты деятельности будут гораздо лучше.

  1. Упражнение «Рюкзак».

Цель: рефлексия.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.

Собирать рюкзачок будем всей группой.

тренинг — это… Что такое семинар-тренинг?


семинар-тренинг
n

1) gener. Trainingsmaßnahme

2) psych. Workshop

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • семинар-практикум
  • семинарист

Смотреть что такое «семинар-тренинг» в других словарях:

  • семинар-тренинг — семинар тренинг, семинара тренинга …   Орфографический словарь-справочник

  • тренинг или семинар — выходной день в рабочий день с элементами креатива (см.). (Словарь бизнес сленга компании Schwarzkopf Россия) …   Словарь бизнес-сленга

  • Мастер-класс — Семинар, тренинг с участием специалиста высокого уровня. В отличие от обыкновенного занятия, предполагает акцент на ознакомление с секретами мастерства …   Смешной cловарь дайвера

  • Федяева, Татьяна Степановна — Татьяна Федяева …   Википедия

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия

  • Академия финансовой полиции — (АФП) …   Википедия

  • Ротаракт клуб — Ротаракт Rotaract …   Википедия

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения …   Профессиональное образование. Словарь

  • КОНФЛИКТ-МЕТОД — – один из методов сопутствующих изменений в концепции вмешательства в конфликты. Предложен Л. Н. Цой в 1997 г. Эффективен в рамках инновационного обучения (инновационный семинар тренинг) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭСТ — эрхардовский семинар тренинг ЭС ЭСТ электрическая станция техн. ЭС Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. Пример использования кафедра ЭС ЭСТ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • MediaNet Международный центр журналистики — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания …   Википедия


семинар — это… Что такое тренинг-семинар?


тренинг-семинар
n

psych. Workshop

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • тренер-ассистент
  • ямайская совка

Смотреть что такое «тренинг-семинар» в других словарях:

  • семинар-тренинг — семинар тренинг, семинара тренинга …   Орфографический словарь-справочник

  • тренинг или семинар — выходной день в рабочий день с элементами креатива (см.). (Словарь бизнес сленга компании Schwarzkopf Россия) …   Словарь бизнес-сленга

  • Таджикский национальный университет — (ТНУ) …   Википедия

  • КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ — – конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы и цели. Для К. м. характерны такие социально психологические явления, как внутригрупповой фаворитизм, кристаллизация… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мастер-класс — Семинар, тренинг с участием специалиста высокого уровня. В отличие от обыкновенного занятия, предполагает акцент на ознакомление с секретами мастерства …   Смешной cловарь дайвера

  • MediaNet Международный центр журналистики — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания …   Википедия

  • MediaNet — Общественный фонд Международный Центр Журналистики MediaNet Тип Некоммерческая неправительственная организация Год основания 27 августа 2004 …   Википедия

  • Интегральная психотерапия — Интегральная психология и психотерапия (ИПП) – это новое научное и практическое направление в психологии и психотерапии, которое интегрирует (суммирует, объединяет) лучшие методы психологической помощи разных времен и народов и в результате… …   Википедия

  • Федяева, Татьяна Степановна — Татьяна Федяева …   Википедия

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия

  • ГОСТ Р 53524-2009: Конгрессная деятельность. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53524 2009: Конгрессная деятельность. Термины и определения оригинал документа: 50 ассамблея: Официальная встреча членов международной организации для решения вопросов текущей, политической, законодательной, финансовой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации





Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о