Содержание

Рипида — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2014; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2014; проверки требуют 3 правки. Рипида, XIX век, Псковский музей

Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.

Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях говорится, что два диакона должны держать их с обеих сторон престола.

По одной рипиде синхронно носят два иподиакона при архиерейском входе и в крестном ходе, ими осеняют воздвизаемое и читаемое на богослужении Евангелие, как и дискос с потиром на великом входе за литургией, а также — гроб почившего архиерея, мощи, иконы и другие церковные святыни в важных случаях.

Значение слова «рипида» в 6 словарях

существительное

Значение слова рипида

Все словариАрхитектурный словарьПравославие. Словарь-справочникПравославный энциклопедический словарьСловарь церковных терминовПравославная энциклопедияЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

Архитектурный словарь

рипида

Серебряный или золоченый диск либо прямоугольник с ажурным изображением серафима в лучах сияния, закрепленный на длинном вертикальном шесте и выносимый протодьяконом во время архиерейского богослужения (в частности, при крестном ходе).

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

рипида

(греч. «опахало», «веер»)

лучистый круг из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима, укрепленный на длинном древке. Употребляется только при архиерейском богослужении и служит символом покровительства ангельских Сил. Рипиды употреблялись при совершении Таинства Евхаристии с самых древних времен. Первоначально они изготавливались из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и имели практическое назначение: ими отгоняли летающих насекомых от Святых Даров.

Православный энциклопедический словарь

рипида

(греч. — веер, небольшое опахало) — принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга — изображение лика шестикрылого серафима.

Словарь церковных терминов

рипида

(греч. опахало) — опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы.

Православная энциклопедия

рипида

опахало, на котором изображен серафим. Символизирует ангельские силы. Рипиду используют при архиерейском богослужении. На Ближнем Востоке во время литургии с ее помощью от Святых даров отгоняли летающих насекомых.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

рипида

(ριπίδιον — веер, небольшое опахало) — принадлежность богослужения в православной церкви. В древности делалась из тонких кож, полотна, павлиньих перьев и т. п. Назначение ее — отгонять летающих насекомых от св. даров. На Востоке она была особенно употребительна (упоминается уже в «Апостольских Постановлениях»). Нынешний вид Р. — серебряный или золоченый круг, водруженный на длинной рукоятке; внутри круга — изображение лика шестикрылого серафима. В настоящее время Р. употребляются только при архиерейском служении: они носятся иподиаконами при великом выходе, при изнесении архиереем креста из алтаря и вообще при крестных ходах, в которых участвует архиерей, при освящении церквей архиереем (в московском Успенском соборе, сверх того, в великую субботу). Посвящаемый в диаконы становится с Р. у престола, где, после слов: «победную песнь», производит Р. легкое движение над святыми дарами. Древнерусские формы Р. вообще и в частности рипид новгородских XII в. можно видеть в издании Прохорова: «Христианские древности» (1862—1867).

Н. Б—в.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову рипида

Синонимы к слову рипида

  • опахавший
  • опахало
  • опаханный
  • опахать

Рипиды — это… Что такое Рипиды?

  • РИПИДЫ — (греч., rhipix, idos опахало). Металлическое изображение херувима, насаженное на длинном древке, которым дьякон осеняет св. дары во время архиерейской литургии; в прежние времена, имели назначение отгонять мух и других насекомых от св. даров и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РИПИДЫ — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация …   Русская история

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • Рипида — Рипида, XIX век, Псковский музей …   Википедия

  • ЗАРЗМА — Мон рь Зарзма Мон рь Зарзма[груз. ზარზმა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон рь (сер. 3 я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛЬЕВЫ — московские жалованные мастера серебряного дела, работавшие в Москве в XVII в. Василий, сын патриаршего жалованного мастера Иванова Василия; служил при Патриаршем дворе с 1627 по 1635 г. По заказам для Патриарха Филарета Никитича в нояб. 1628 г.… …   Православная энциклопедия

  • ДИАКОН — [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… …   Православная энциклопедия

  • Иподиакон — или поддьякон церковнослужитель в првсл. црк., служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, поднося ему рукоумывало и совершая некоторые другие службы. На нем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Опахала — см. Веер; (церк.) см. Рипиды …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СПАСО-ВИФАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Московская еп., в окрестностях Св. Троицкой Сергиевой лавры. Устроен в продолжение 1783 87 митр. Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний в честь Преображения Господня, а нижний в воспоминание Воскрешения… …   Русская история

  • Утварь архиерейской службы в Православии ✟

    Утварь архиерейской службы

    При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники — дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

    Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим.

    Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей.

    На литургии после облачения и входа в алтарь при пении «Приидите, поклонимся,» архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием — в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой — дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света — Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мира. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу — свету мира.

    Дикирии и трикирии были введены в церковное употребление, вероятно, не ранее IV-V вв.

    Рипиды (греч. опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.

    Ко времени Софрония, патриарха Иерусалимского (1641 г.), в церковном сознании рипиды уже являлись образами херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви. Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других — серафимов. Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых серафимов, которые, по его мнению, призваны «не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте.» По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

    Окончательный вид, который приобрела рипидах — это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима. Круг укреплен на длинном древке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских сил в тайну спасения, в таинство Евхаристии, участие небесных чинов в богослужении. Подобно тому, как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над ковчегом Завета были устроены образы двух херувимов из золота, а в других местах множество образов этих же ангельских чинов.

    Поскольку диакон изображает собою ангела, служащего Богу, при посвящении в диакона новопоставленному дается в руки рипида, которой он по обретении чина начинает неспешно осенять крестообразными движениями Святые Дары по возгласе: «Поюще, вопиюще…»

    Рипидами ос

    РИПИДЫ — это… Что такое РИПИДЫ?

  • Рипиды — Рипида, XIX й век, Псковский музей Рипида, рипиды (греч. ριπιδιον опахало, веер) в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. Рипиды употреблялись при совершении… …   Википедия

  • РИПИДЫ — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация …   Русская история

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • Рипида — Рипида, XIX век, Псковский музей …   Википедия

  • ЗАРЗМА — Мон рь Зарзма Мон рь Зарзма[груз. ზარზმა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон рь (сер. 3 я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛЬЕВЫ — московские жалованные мастера серебряного дела, работавшие в Москве в XVII в. Василий, сын патриаршего жалованного мастера Иванова Василия; служил при Патриаршем дворе с 1627 по 1635 г. По заказам для Патриарха Филарета Никитича в нояб. 1628 г.… …   Православная энциклопедия

  • ДИАКОН — [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… …   Православная энциклопедия

  • Иподиакон — или поддьякон церковнослужитель в првсл. црк., служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, поднося ему рукоумывало и совершая некоторые другие службы. На нем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Опахала — см. Веер; (церк.) см. Рипиды …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СПАСО-ВИФАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Московская еп., в окрестностях Св. Троицкой Сергиевой лавры. Устроен в продолжение 1783 87 митр. Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний в честь Преображения Господня, а нижний в воспоминание Воскрешения… …   Русская история

  • рипида — Викисловарь

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Семантические свойства
        • 1.3.1 Значение
        • 1.3.2 Синонимы
        • 1.3.3 Антонимы
        • 1.3.4 Гиперонимы
        • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.4 Родственные слова
      • 1.5 Этимология
      • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
      • 1.7 Перевод
      • 1.8 Анаграммы
      • 1.9 Библиография
    В Викиданных есть лексема рипида (L158465).

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. рипи́да рипи́ды
    Р. рипи́ды рипи́д
    Д. рипи́де рипи́дам
    В. рипи́ду рипи́ды
    Тв. рипи́дой
    рипи́дою
    рипи́дами
    Пр. рипи́де рипи́дах

    ри-пи́-да

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -рипид-; окончание: .

    Произношение[править]

    • МФА: [rʲɪˈpʲidə]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. церк. богослужебная утварь в православной церкви в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Анаграммы[править]

    • диапир

    Библиография[править]

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Чем иподиакон отличается от дьякона и зачем ему рипида?

    В Церкви много терминологии, разобраться в которой непросто. Для этого мы придумали проект «Очень странные церковные слова», где будем максимально коротко объяснять значение специфических терминов. Кстати, свои «странные слова» можно предлагать в комментариях — будем использовать их в следующих выпусках.

    01

    Октоих

    Богослужебная книга, в которой содержатся изменяемые молитвы и песнопения — так же, как в книгах Минея и Триоди. Благодаря им регент и уставщик могут составить схему богослужения. Неподготовленные люди иногда на слух воспринимают Октоих как три разных слова: «А кто их?»

    02

    Парастас

    Может показаться что это имя, но нет — это заупокойная служба, которая совершается во время всенощного бдения перед особыми днями поминовения усопших — родительскими субботами. Более привычная заупокойная служба, панихида, — это сокращенный парастас.

    03

    Иподиакон

    В отличие от архи-, прото-, иеро- и просто диакона, иподиакон не является священнослужителем, он – церковнослужитель. То есть у него нет дара благодати Священства, он не участвует в совершении таинств, а только помогает во время богослужения. Отсюда приставка «ипо», что в переводе с греческого означает «под» или «внизу». В современной практике иподиаконы — помощники епископа (архиерея) на архиерейской службе. В отличие от обычных алтарников, носят подрясники и крестообразно надеваемые орари.

    Подробнее о церковной иерархии читайте здесь.

    04

    Рипида

    Атрибут архиерейской службы (когда богослужение возглавляет епископ, архиепископ, митрополит или Патриарх). Представляет собой металлический или деревянные круг, ромб или звезду с изображением шестокрылого ангела — серафима. Во время богослужений иподиаконы держат рипиды над Евангелием, священными сосудами со Святыми Дарами, иконами или другими священными предметами. Раньше на Ближнем Востоке подобными опахалами отгоняли насекомых от священных сосудов, а сегодня они символически изображают ангельские силы.

    05

    Киворий

    Есть два значения:
    1) Навес в виде купола с несколькими колоннами над престолом в алтаре, символизирует гроб Господень. Также может стоять над амвоном, крещальной купелью, ракой с мощами, особо чтимыми иконами или освящёнными источниками. В Древнем Риме такие сооружения ставили над могилами, чтобы уберечь их от непогоды.
    2) Иногда киворием называют дарохранительницу — специальный сосуд в виде храма, в котором хранятся на престоле Святые Дары.




    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *