Содержание

Урок 6. Работа с информацией

Урок 6. Работа с информацией Актуальность правильной работы с информацией сегодня неоспорима. Если прошлое столетие было эпохой промышленности, то в 21 веке наиболее ценным ресурсом без каких-либо сомнений является информация.

В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.

Всякий человек, заинтересованный в достижении успеха в обучении, на работе и в жизни вообще, просто обязан научиться находить, собирать, анализировать, исследовать и хранить информацию, а также делать на ее основе правильные выводы.

Информация огромнейшими объемами обрушивается на нас буквально ежедневно. И если мы не будем в состоянии распределять данные, определять, какие из них полезны и ценны, а какие можно отбросить за ненужностью, мы рискуем в них утонуть и запутаться.

Информационное поле – это та среда, в которой сейчас мы находимся постоянно, однако далеко не все, что мы узнаем, видим и слышим, может быть для нас важным и имеющим значение. Данные нужно оценивать критически, проверяя на актуальность, достоверность, правдивость.

Чересчур большие объемы поступающих сведений становятся причиной поверхностного восприятия, а это в свою очередь приводит к клиповому мышлению, являющемуся, кстати говоря, одной из характеристик поколения современности.

Клиповое мышление представляет собой такое явление, когда человек улавливает и усваивает лишь небольшие и поверхностные отрывки информации. В итоге память засоряется огромным количеством самых разных, но, по сути, совершенно бесполезных сведений.

Чтобы избежать этой коварной ловушки, нужно также научиться правильно взаимодействовать с данными, а это требует не только умения отсеивать нужное и ненужное, но и освоения различных методов работы с информацией.

Обо всем, что мы только что перечислили, мы с вами и поговорим ниже. После прохождения урока ваши знания о развитии и применении критического мышления станут намного обширнее, что, несомненно, пригодится на практике в каждодневной жизни.

Для начала же стоит коротко поговорить о том, для каких целей вообще применятся информация.

Содержание:

Для чего нужна информация

Цели применения информации могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.

Стратегическая информация

Стратегическая информация применяется при долгосрочном планировании и решении задач глобального масштаба, а также в бизнесе, к примеру, в поиске путей развития компаний и организаций. Даже в тех случаях, когда при первом ознакомлении с этим типом данных они никак не связаны с деятельностью напрямую, они могут играть решающую роль судьбе человека или организации, инициировавшей поиск.

Стратегические сведения могут затрагивать экономические тенденции регионов, политические события, изменения в мировой экономике, инновационные методы производства, современные технологии, игроков рынка, конкурентов, партнеров, клиентов и т.д.

Структура базы стратегической информации применительно, например, к бизнесу, может выглядеть следующим образом:

  • Изучение сферы применения какого-то продукта
  • Внешние факторы (такие как наличие сырья, экология, стоимость товаров и услуг)
  • Развитие бизнеса в различных регионах и за рубежом

Говоря проще, стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути постановки целей и в общих чертах указать направление движения.

Тактическая информация

Если стратегическая информация служит для определения направления развития, то тактическая будет отвечать на вопрос, каким именно образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она способствует повышению эффективности планирования, помогает определять препятствия на пути, расширять масштабы деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и т.п.

Если вернуться к нашему примеру с бизнесом, то структура базы тактической информации будет выглядеть так:

  • Продукт (исследование предложений конкурентов, снятие с производства устаревшей продукции, вывод на рынок новых разработок, изучение соответствия нового продукта правовым нормам государства)
  • Повышение объемов производства (прогнозирование роста спроса на предлагаемый товар или услугу, определение предполагаемых затрат и доходов, анализ поведения конкурентов)
  • Выход на новые территории (исследование социально-культурной, политической и экономической обстановки в других регионах)
  • Изучение факторов, имеющих значение для развития компании (рассматриваются вопросы лицензирования и патентирования, категории востребованного продукта, территории, занятые конкурентами)

Тактическая информация носит более практический характер и позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или подробный план действий по решению наиболее приоритетных задач.

Оперативная информация

Оперативная информация состоит из сведений, которые могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы. В бизнесе это может быть срочный поиск нового поставщика или заказчика, урегулирование форс-мажорных обстоятельств, устранение угроз, способных привести к исчезновению компании. В работе это могут быть изменения в структуре организации, повышение должности, объединение нескольких отделов. В обычной жизни это может быть поиск той самой работы при внезапном сокращении, выбор специальности при поступлении в институт и т.д. Оперативная информация необходима для разрешения любых подобных ситуаций.

Базы оперативной информации включают все, что может быть быстро применимо в сложных условиях. Точность и достоверность фактов играет здесь ключевую роль, т.к. вопросы, на разрешение которых они влияют, могут иметь судьбоносное значение для всей деятельности человека, группы людей или организации.

Несмотря на то, что мы привели в качестве основного примера бизнес, не стоит полагать, что стратегические, тактические и оперативные цели применения информации касаются только этой сферы. С подобным успехом аналогичные цели можно ставить при планировании обучения, разработке пошагового руководства по выходу из сложной финансовой ситуации, разрешении срочных проблем в любой сфере жизни. Главное в этом вопросе – определить, какая информация будет стратегической, какая – тактической, а какая – оперативной.

Таким образом, понять, в чем суть применения информации, достаточно просто: она служит для пополнения своего багажа знаний (базы данных) новыми сведениями, которые могут теоретически или практически пригодиться в жизни. Но мы с вами ведем речь о развитии критического мышления, а это значит, что информацию нужно научиться правильно искать, и этот вопрос имеет в контексте нашей беседы основополагающее значение.

Теоретические основы поиска информации

Одна из особенностей информации в эпоху современности состоит в том, что намного чаще она сама находит человека, даже если он ее не ищет. Но знать основы информационного поиска все же нужно.

В первую очередь следует вспомнить, что информация может различаться по способу восприятия (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая), по форме представления (графическая, звуковая, текстовая и числовая) и по назначению (массовая, личная и специальная).

Такое различие обуславливает и многообразие источников информации. Среди основных источников можно выделить:

  • Средства массовой информации (радио, телевидение, газеты)
  • Интернет
  • Узкопрофильные источники (научные трактаты, фундаментальные труды, методические пособия, учебники и другая специализированная литература)
  • Живые источники (друзья, коллеги, специалисты и другие люди, которые могут предоставить какие-то сведения)

Чтобы поиск информации проходил наиболее продуктивно, рекомендуется использовать в работе сразу несколько источников информации, и желательно, чтобы они были разных типов. Но основное значение имеет все же их достоверность. К примеру, самыми объективными и правдивыми считаются данные из научной литературы, энциклопедий и словарей. Если же с какими-то материалами вы сталкиваетесь впервые, нужно проводить анализ источников информации.

Получить дополнительные знания о поиске информации и выборе источников вы можете, перейдя по этой ссылке. Мы же, учитывая наличие на нашем сайте соответствующего материала, рассчитываем на ваш серьезный подход к делу, и, дабы не тратить времени, перейдем к следующему вопросу.

Практические основы поиска информации

Информация, если найти ее определение в энциклопедии или Википедии, представляет собой сведения по какому-либо вопросу. О том, зачем человеку могут потребоваться сведения, говорить, наверное, не нужно – это просто жизненная необходимость. Располагая нужной информацией, мы получаем возможность принимать решения, делать выводы, давать оценку происходящему и реагировать на него. Но сам факт того, что у нас есть информация, еще вовсе не означает, что все это мы сможем сделать правильно, критически и объективно.

Информация обладает рядом качественных характеристик:

  • Достоверность-недостоверность
  • Объективность-субъективность
  • Актуальность-неактуальность
  • Полнота-неполнота
  • Полезность-бесполезность

Подходя к работе с данными безграмотно, мы рискуем не только никуда не продвинуться на своем пути и не узнать ничего дельного, но и составить неверные выводы, совершить неправильные поступки и ошибиться. Поэтому работа с информацией предполагает серьезный и критический подход.

Правильный подход к работе с информацией означает, что:

  • Нужно составить приблизительный список источников, где может находиться искомая информация (книги, учебники, интернет-сайты, карты, фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы, статистика и т.д.)
  • Нужно грамотно и грамматически верно сформулировать запрос (очень важно четко понимать, что конкретно вы хотите найти)
  • Нужно использовать уже имеющуюся информацию, которая может помочь в поиске недостающей (например, при поиске данных в периодике может помочь знание дат выпуска изданий, при поиске стихотворения в интернете может помочь даже пара слов из какой-то строчки и т.д.)

Как только вы обозначите область поиска, можно приступать к практическим действиям. Основой этих действий служат методы работы с информацией:

  • Мозговой штурм
  • Фильтрация
  • Анализ
  • Повторный анализ
  • Выводы и формулировка

Рассмотрим методы работы с информацией подробнее.

1

Мозговой штурм

Первым этапом здесь станет своеобразный мозговой штурм: вы просто находите информацию по теме, никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Ваша задача – собрать материал для работы, т.е. любые сведения на исследуемую тему.

2

Фильтрация

Следует понимать, что случаи, когда полезным оказывается весь объем найденных данных, – большая редкость. Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы или раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе вы должны отобрать полезные вам сведения. Лучше всего сразу бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не касается актуальной для вас темы. Далее следует третий этап.

3

Анализ

Как только вы отсеете все ненужное, вам останется проанализировать нужное и определить его объективность и достоверность (не забывайте учитывать и достоверность источников). Критически оценить информацию можно только через факты и логику – ни о каких ощущениях и «здравом смысле» не может быть и речи. Подтвердить же факты и свидетельства вы сможете лишь с помощью собственного исследования.

Исследование проводится с учетом следующих правил:

  • Проверять все, что только можно проверить, и не доверять ничему, что не подкреплено фактами, установленными эмпирическим путем
  • Принимать во внимание любые источники информации, где есть хотя бы некоторые сведения по интересующему вопросу
  • Если один источник ссылается на другие, в обязательном порядке проверять их
  • Всегда искать более одного взгляда на проблему, в особенности, когда она касается каких-то предположений, гипотез и теорий
  • Учитывать любую информацию, не опровергнутую доподлинно (при этом, если достоверность не подтверждена полностью, эта информация становится второстепенной)

После всех описанных манипуляций с источниками в распоряжении появляется определенный массив информации, где содержатся самые разнородные сведения. Из них уже можно составить общую картину происходящего, но делать окончательный вывод еще рано. До этого нужно еще раз проанализировать все новые данные.

4

Повторный анализ

Делая окончательный анализ, нужно вернуться к основной теме и целям поиска, чтобы посмотреть на полученные сведения именно под этим углом. Очень важно получить ответы на основные вопросы:

  • Что теперь я могу уверенно сказать?
  • Что можно предположить?
  • Есть ли логические нестыковки или пробелы?

Если на какой-то из вопросов ответить однозначно не получается, сбор данных следует осуществить повторно. Может получиться так, что вы сделаете выводы, совершенно противоположные тем, к которым вы склонялись в начале, или найдете новый смысловой слой по выбранное проблеме, способный изменить или углубить ваше понимание.

5

Еще немного об анализе информации

Самое главное в процессе анализа данных и, пожалуй, первое, что вы должны сделать – это определиться с тем, что для вас будет действительно полезной информацией, а что окажется лишь информационным шумом. В этом вам помогут ответы на такие вопросы:

  • Будет ли эта информация полезной?
  • Для чего я смогу применить эту информацию?

Как видите – критическое мышление во всей красе. И если по какой-то причине ответить на эти вопросы вы не можете, значит, сведения, с которыми вы столкнулись, вам не нужны. Полезная информация всегда связана с действиями. Поэтому данные, которые нельзя нигде применить, можно считать бесполезными.

Кроме того, при анализе информации нужно учитывать два базовых критерия оценки – это правдивость и надежность сведений. Определить их можно, изучив первоисточник, а также сравнив его с другими первоисточниками. Получаемые вами данные должны соответствовать особенностям эпохи и быть актуальными, иначе их можно смело отбросить как устаревшие.

Чтобы оценить информацию вам было проще, очень полезно изначально определять подходящие темы, по которым вы будете искать данные. Четко обозначенные темы способствуют более легкому восприятию, разделению и обобщению полученных сведений. Смежные темы тоже можно изучать, чтобы исключить дублирование подразделов и путаницы в создаваемой системе.

О других принципах отбора информации вы также можете узнать из статьи, указанной нами выше, в одноименном разделе. Помните, что анализ данных – это краеугольный камень всего информационного поиска, и если они соответствуют заявленным требованиям, их можно смело брать в оборот.

Когда нужная информация будет найдена, настанет время переходить к следующей стадии – обработке, заключающейся в составлении выводов и грамотной формулировке.

6

Выводы и формулировка

Выводы проистекают из анализа. Анализ, конечно, отвечает на поставленные в начале поиска вопросы, но выводы являются сферой деятельности личного ума и творческой составляющей. Основываясь на проанализированной информации, следует сделать умозаключения. Нередко это позволяет даже выдвинуть собственные гипотезы и версии.

Теперь нужно придать своим мыслям удобоваримую форму, выстроив их в текст. Можно делать это письменно, а можно мысленно и устно. Последнее, кстати, прекрасно упорядочивает мышление, делая его более стройным и лаконичным, и способствует более глубокому пониманию новой информации.

На этом поиск и обработка информации заканчиваются, и вы можете использовать ее для решения актуального для вас вопроса. В бизнесе этот навык позволяет «прощупать почву» на новом рынке, в работе помогает реализовывать проекты, в обучении служит прекрасным инструментом для написания курсовых и научных работ, дипломов и диссертаций, в обычной жизни способствует разрешению конфликтов и выходу их сложных ситуаций.

Это лишь несколько примеров, показывающих всю широту области применения навыка критической обработки информации. Применена же информация может быть как единовременно, так и многократно. Информация, нужная нам сейчас лишь постольку-поскольку, чаще всего через какое-то время отбрасывается за ненадобностью. Но важные сведения, имеющие для человека большое значение, сохраняются, чтобы к ним был обеспечен постоянный доступ. Поэтому необходимо уметь правильно хранить их.

Хранение информации

Невзирая на то, что сегодня всеобщее распространение получил интернет, а информацию все чаще хранят на портативных высокотехнологичных носителях (флешках, внешних жестких дисках и других хранилищах) и в виртуальном пространстве (Google.Docs, Яндекс.Диск, Облако@mail и т.п.), многие учреждения (государственные, коммерческие, юридические) и специалисты предпочитают хранить важные сведения в форме бумажных документов. Исходя из этого, нижеизложенные советы будут применимы как к электронным, так и к бумажным носителям.

Наиболее удобным способом работы с данными станет размещение документации так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный доступ к ним. Для этого рекомендуется создать три рабочих области, и каждая из них будет соответствовать частоте ваших запросов – тому, насколько часто вы к ней обращаетесь.

1

Первая область

К первой области нужно отнести те сведения, которые требуются вам каждый день, и которые могут пригодиться в любой момент. Независимо от того, в бумажной или электронной форме они представлены, находиться они должны на вашем рабочем столе (рабочем столе компьютера).

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Касаемо конкретно ПК, не следует хранить файлы важных данных на самом рабочем столе, т.к. все, что на нем находится, относится к операционной системе, а она, как правило, устанавливается на системный диск C. Если вдруг «винда слетела» или на компьютере произошел какой-то сбой, систему придется переустанавливать, а это значит, что все данные с диска C будут стерты. Чтобы предостеречь себя от потери важных документов, нужно либо создавать резервные копии и переносить их на диск D или съемный носитель, либо просто хранить на диске D, а на рабочем столе создавать ярлыки. Здесь же заметим, что не стоит хранить данные на обычных компакт-дисках, т.к., во-первых, они уже почти неактуальны, а во-вторых, при многократном использовании и долговременном хранении они перестают читаться устройствами воспроизведения и становятся совершенно непригодными к использованию.

2

Вторая область

Ко второй области относится информация, необходимая время от времени, но не каждый день. Например, в рабочем кабинете или просто дома для хранения таких данных могут подойти ящики рабочего стола или специальные полочки для папок и бумаг. Если речь об электронных документах, то они могут храниться на диске D или на съемном накопителе.

3

Третья область

И третья область – это архивная зона. В ней хранятся сведения, использовавшиеся вами ранее и способные пригодиться в перспективе. Иногда нужно что-то перепроверить или освежить в памяти, и документы в архиве хранятся как раз для этого. На компьютере этим документам соответствует раздел «Архив», а в рабочем кабинете или дома – отдельные полки, стеллажи, ящики, коробки.

Кстати, говоря об электронных носителях, важно заметить, что сохранять свои файлы и документы нужно в распространенных расширениях (например, документ MS Word лучше сохранить с расширением «doc», а не «docx»), чтобы при необходимости они могли быть открыты любыми версиями и аналогами программ.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Не будет лишним заметить, что для хранения информации второго (время от времени) и третьего (архив) порядка сейчас очень удобно использовать облачные сервисы, о которых мы упоминали в начале этого раздела. При желании можно обратиться и к платным сервисам хранения данных, где сведения будут защищены более надежно: Microsoft OneDrive, Dropbox, Amazon Web Services, iCloud Drive (плата на этих сервисах взимается, если вы планируете хранить более 5-10 Гб данных). Ощутимое преимущества такого способа хранения состоит в том, что получить доступ к данным вы можете из любой точки мира, где имеется доступ в Сеть. Однако слепо доверять этим сервисам опять же не стоит, ведь в случае серьезного сбоя в работе или мощной хакерской атаки информация может быть безвозвратно утеряна или доступна третьим лицам. Помните, что осторожность всегда полезна, а золотым правилом хранения данных является наличие одного оригинала и двух копий на разных носителя и в разных местах.

4

Корзина

Не менее важно, помимо прочего, и то, что работа с информацией включает в себя не только ее сбор, обработку и хранение, но также и утилизацию. Поэтому есть еще и четвертая область (она может быть как реальной, так и виртуальной) – это корзина (мусорное ведро). Если данные устаревают и становятся неактуальными, если вы уверены в том, что вам больше не придется к ним обращаться, без всяких сожалений выбрасывайте их. Во-первых, вы освободите львиную долю места, а во вторых избавите себя от перспективы тратить время на разбор завалов, состоящих из кип бумаг или десятков и сотен самых разношерстных файлов. На этом разговор о работе с информацией можно считать законченным.

5

Заключение

Грамотная работа с информацией является одним из важных элементов критического мышления. Научившись правильному поиску, фильтрации, анализу, обработке и хранению данных вы существенно облегчите себе жизнь. Отныне вы не будете тратить бесконечные часы на блуждание в информационных потемках, а все собранные вами данные будут иметь исключительную практическую пользу для вас.

Итак, наш курс по развитию критического мышления подошел к концу. Теперь в вашем распоряжении все необходимые знания. Мы желаем вам успехов на пути освоения навыка мыслить критически, и уверены, что успех не заставит себя долго ждать.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Урок 6. Работа с информациейКирилл Ногалес

Профессии, связанные с информационными технологиями

Профессии, связанные с информационными технологиями

Вообще-то мир – это не что иное, как совокупность и взаимодействие потоков информации. Если раньше утверждение, что тот, кто владеет актуальной информацией, тот и владеет миром, воспринималось скептически из-за необходимости обработки огромного массива данных, то с появлением компьютерных технологий – это уже не кажется такой уж и недостижимой целью, во всяком случае, в той или иной отдельной сфере деятельности или отрасли.

И если взять одну какую-либо отрасль и попытаться разобраться, каким образом она управляется, и какая роль в этом принадлежит информационным технологиям, то сразу всплывают воспоминания последствий сбоя работы компьютеров на немецкой железной дороге или серверная перезагрузка системы управления энергетикой Нью-Йорка.

Ни один офис теперь невозможно представить без наличия компьютерного оборудования, а также без систем защиты информации. А значит и без таких специалистов, как системных администраторов, а то и программистов и веб-дизайнеров, если даже сфера деятельности компании далека от разработки компьютерных программ или приложений к мобильным устройствам.

За последние пару-тройку десятков лет профессии, связанные с компьютерными технологиями постепенно вытесняют традиционные профессии. Вернее, так сказать, что очень сильно добавились «кибернетические» знания в традиционных профессиях.

Взять хотя бы того же инженера, то и он теперь должен обладать навыками программиста, так как компьютерные программы, так или иначе, являются частью систем управления и их необходимо как отлаживать, так и устранять их сбои. А значит, нужны специалисты, как обладающие айтишными знаниями, так и способные применять их на деле.

Поэтому специальности, связанные с «Информационными системами» в тех или иных отраслях становятся все более востребованными на рынке, а значит наиболее популярными среди молодежи по очень простой причине, что, овладев той или иной «кибернетической» профессией молодые люди обеспечивают себя:

  1. Во-первых, высокооплачиваемой.
  2. Во-вторых, интересной.
  3. И, в-третьих, перспективной профессией на будущее, если все время обновлять свои знания и повышать квалификацию.

Что касается последнего, то стремительное развитие новых компьютерных технологий с одной стороны ведет появлению все новых и новых «кибернетических» профессий, а с другой – ведет к повышению конкуренции на рынке труда. Поэтому, если не повышать свою квалификацию в «компьютерной» профессии, то со временем можно оказаться не у дел.

Профессии, связанные с новыми технологиями

Так или иначе, все новые, скажем так, профессии будущего, (просим извинить за тавтологию!) будут связаны с информационными технологиями или с применением устройств на основе искусственного интеллекта.

Уже вполне очевидно, что профессии как продавцов и шоферов, так и юристов с журналистами, как и прочие традиционные профессии, в ближайшие пару-тройку десятков лет, постепенно станут невостребованными. Потому что проиграют конкуренцию с умными компьютерами, или с техникой, которая обладает интеллектуальными способностями.

Вот ТОП-5 списка востребованных профессий будущего:

  1. Инженер робототехник. Будущее инженерии – это как создание, так и обслуживание роботов.
  2. Пищевой инженер-технолог. Решение проблемы голода – это миссия человечества в будущем.
  3. Архитектор виртуальной реальности. Станет типичной профессией будущего в сфере ай-ти.
  4. Специалист по беспилотным системам. При этом в сфере разработки и управления беспилотным транспортом появится масса новых профессий, начиная от проектирования динамической диспетчеризации и, заканчивая специалистами-аналитиками обработки данных, полученных как с воздушных и наземных беспилотников, так и с космических и подводных дронов.
  5. Специалист превентивной медицины. Будущее медицины – это предупреждение болезней, а не их лечение. Эти специалисты будут как медиками, так и айтишниками, иначе говоря, сетевыми врачами дистанционного контроля состояния здоровья пациентов с умением производить анализ медицинской информации и на ее основе алгоритмизировать восстановительные процессы в организмах.

Профессии, связанные с IT-технологиями: список

Профессии, связанные с айти технологиями разделяют по таким группам специальностей:

  1. Одни занимаются непосредственно с «железяками» или с начинкой компьютеров:
  2. инженеры компьютерного оборудования;
  3. техники компьютерных сетей;
  4. тестировщики и наладчики вычислительного оборудования.     
  1. Вторые имеют дело с программами или с софтом:
  2. разработчики ПО;
  3. тестировщики программ;
  4. специалисты управления обмена документов – это так называемые 1С-специалисты, а также специалисты SAP;
  5. веб-дизайнеры;
  6. SEO-специалисты и многие другие «айтишные» профессии.
  7. Третьи – это профессии контроля корректной работы компьютерных, как систем, так и сетей:
  8. разработчики регламентов «оцифровки», например, алгоритмов работы бизнеса;
  9. специалисты систем безопасности;
  10. специалисты по отслеживанию корректной работы вычислительных систем.

Молодым людям, которые желают посвятить себя «айтишной» стезе, следует иметь в виду, что профессии информационных технологий – это наиболее перспективные в отношении высокой степени доходности, потому, как зарплата в этой сфере эквивалентная 1 тыс. американских денег – это доход выпускника учебного заведения. Как правило, уже через год-два, уровень доходов, продвинутых айтишников достигает в среднем до 3 тыс. американских банкнот.                                 

                        

 

Новые профессии и специальности, связанные с Интернетом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Профессия — специалист по информационной безопасности

Кто такой «безопасник»? Что должен уметь специалист по информационной безопасности?
Кому и зачем стоит пойти в специалисты по компьютерной безопасности?

Понятие «информационная безопасность» стало актуальным с развитием интернета. Виртуальный мир стал во многом похож на реальный: уже сейчас люди общаются в интернете, читают книги, смотрят фильмы, покупают товары и даже совершают преступления. А если есть киберпреступники, значит, должны быть и специалисты, которые занимаются безопасностью объектов в сети. Это специалисты по информационной безопасности.

Почему стоит уделять внимание защите информации?
Представьте, что хакер знает все данные кредитной карты. С помощью этой информации он сможет украсть деньги с карты, не отходя от своего домашнего компьютера. Теперь представьте, что хакеру удалось взломать систему безопасности целого банка. В этом случае размер кражи вырастает в сотни раз. Киберпреступники ради финансовой выгоды могут вывести из строя социальные сети, интернет-сервисы, автоматизированные системы в коммерческих и государственных структурах. Пользователи не смогут зайти на сайт, а владелец сайта будет нести финансовые и репутационные потери, пока сайт не заработает снова. Хакеры могут выкрасть ценную информацию: личные фотографии известного человека, засекреченные военные документы, чертежи от уникальных изобретений. Становится ясно, что ни одна организация или отдельный человек не защищены от кражи важной для них информации, поэтому IT-компании и крупные организации уделяют большое внимание ее защите.


Специалист по информационной или компьютерной безопасности – это сотрудник компании, который обеспечивает конфиденциальность данных компании и отдельных пользователей, занимается укреплением безопасности информационных систем, предотвращает утечки информации.

Чем специалист по информационной безопасности занимается на работе?
✎ Настраивает многоуровневую систему защиты информации (логины и пароли, идентификацию по номерам телефона, по отпечатку пальца, по сетчатке глаза и др.)
✎ Исследует составные части системы (сайта, сервиса, автоматизированной системы в компании) на наличие уязвимостей
✎ Устраняет выявленные поломки и уязвимости
✎ Устраняет последствия взломов, если они произошли
✎ Разрабатывает и внедряет новые регламенты по обеспечению защиты информации
✎ Проводит работу с пользователями системы, чтобы объяснить важность и виды защитных мер
✎ Ведет документацию
✎ Готовит отчеты по состоянию IT-систем
✎ Взаимодействует с партнерами и поставщиками оборудования в сфере обеспечения безопасности

Специалист по компьютерной безопасности работает в команде программистов, системных администраторов, тестировщиков и других IT-специалистов. По мнению самих безопасников, они охраняют тыл и прикрывают спины других отделов, которые занимаются развитием IT-инфраструктуры.

Какие универсальные компетенции нужны безопаснику в работе?
✔ Аналитический склад ума
✔ Умение видеть и решать проблему
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Умение работать под давлением
✔ Методичность
✔ Любознательность
✔ Постоянное саморазвитие
✔ Обучаемость
✔ Умение работать в команде
✔ Умение принимать решения
✔ Внимательность к деталям

Должность специалиста по информационной безопасности предполагает высокие риски и постоянный стресс. Они несут основную ответственность в случае нарушения системы безопасности. Из-за того, что технологии взлома и методы работы злоумышленников постоянно меняются, специалисту по информационной безопасности приходится заниматься постоянным самообразованием, следить за новостями в своей области и за новинками в программных и аппаратных средствах защиты, читать техническую литературу на английском языке.
И хотя безопасники – это, в первую очередь, высококлассные технические специалисты, им необходимо развитие коммуникативных навыков. Им приходится много работать с другими сотрудниками организации, чтобы повышать корпоративную культуру в области защиты данных.

Средняя заработная плата
Должность специалиста по информационной безопасность оплачивается относительно высоко в связи с высоким уровнем ответственности:
50 000 – 150 000 в месяц

Где учиться
Чтобы стать специалистом по информационной безопасности, необходимо разбираться как в hard, так и в soft, то есть, уметь работать с комплектующими и с программами. Поэтому начинать свое образование следует еще в школе, тренируясь собирать и разбирать компьютер, устанавливать новые программы и работать паяльником.
Получить образование по направлению «Информационная безопасность» (10.00.00) можно как в колледжах, так и в вузах. Колледжи готовят специалистов по техническому обслуживанию систем безопасности. А в вузах — более квалифицированных инженеров, системных архитекторов, аналитиков информационной безопасности

Вузы:
• Академия Федеральной службы безопасности РФ (АФСБ)
• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
• Московский Авиационный Институт (МАИ)
• Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
• Московский городской педагогический университет
• Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
• Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
• Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)
• Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
• Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МИФИ)
• Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (МИЭТ)
• Московский университет МВД РФ имени В. Я. Кикотя (МосУ МВД)
• Московский политехнический университет (Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»)
• Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА)
• Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)
• Московский физико-технический институт (университет) (МФТИ)
• Московский энергетический институт (технический университет) (МЭИ)
• Российский государственный гуманитарный университет (РГСУ)
• Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ)
• Технологический университет
• Финансовый университет при Правительстве РФ

Колледжи:
• Западный комплекс непрерывного образования (бывший ПК № 42)
• Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 (КАИТ № 20)
• Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (КГТТ № 41)
• Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже (КДПИ им. Карла Фаберже)
• Колледж космического машиностроения и технологий ТУ (ККМТ ТУ)
• Колледж Международного универститета природы, общества и человека «Дубна» (Колледж МУ ПОЧ «Дубна»)
• Колледж предпринимательства № 11 (КП № 11)
• Колледж связи № 54 (КС № 54)
• Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова (бывший Строительный техникум № 30)
• Московский государственный образовательный комплекс (бывший МГТТиП)
• Образовательный комплекс сферы услуг (ОКСУ)
• Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского союза И. Ф. Павлова (ПК № 8)
• Политехнический техникум № 2 (ПТ № 2)

Где работать
Специалист по информационной безопасности востребован:
✔ В крупных организациях
✔ Банках
✔ IT-компаниях
Например, Kaspersky Lab, Центробанк РФ, КРОК, ФСБ РФ

Иногда для работы в сфере информационной безопасности требуется специальная форма допуска к государственной тайне, что накладывает определенные ограничение на сотрудника, в том числе невыезд за границу.

Востребованность
Востребованность специалистов по информационной безопасности на рынке труда сегодня крайне высока. Это связано с тем, что почти каждая компания сталкивается проблемой компьютерных угроз.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.



Умение работать с информацией

Увеличение и усложнение информационного пространства

В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. С каждым днем она все ощутимее приобретает характеристики полноценного товара: ее покупают как ресурс для своей работы и продают как готовый продукт. Это происходит по нескольким причинам. Прежде всего усложняется деловая среда. Основными факторами здесь можно назвать следующие.

Увеличение средних размеров компаний и, как следствие, увеличение внутрикорпоративного документооборота. Обычному менеджеру или специалисту в единицу рабочего времени приходится пропускать через себя все большее количество документов, требующих совершения каких-то действий или принятия решения. Для этого необходимо воспринять всю необходимую информацию, содержащуюся в получаемых документах. Справиться с таким увеличением информационного потока можно лишь путем интенсификации работы, что чревато перегрузкой нервной системы, или освоения более производительных информационных технологий.

Увеличение количества, объема и сложности законов, иных нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов во всех областях жизни. Нравится нам это или нет, но во всем мире множество людей занимается именно тем, что создает новую информацию, которую впоследствии приходится как-то использовать. Одними из таких творцов являются парламентарии и служащие прочих государственных институтов, озабоченные регулированием нашей жизни во всех ее проявлениях. И чем разнообразнее она становится, тем больше новых норм требуется для ее регулирования.

Развитие международного разделения труда и сотрудничества в создании наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Все дальше в прошлое уходят те времена, когда самые совершенные агрегаты производили в пределах одного предприятия. В настоящее время почти все высокотехнологичные изделия состоят из узлов и деталей, выпускаемых в разных уголках земного шара. Для того чтобы их можно было использовать в различных устройствах, производимых по всему миру, технические параметры каждой детали должны быть унифицированы и детально описаны, что порождает новые горы бумажной документации.

Глобализация торговли, заставляющая продавцов действовать на огромном и сверхсложном мировом рынке. Если раньше для продажи плодов своего труда ремесленнику или крестьянину достаточно было съездить на ближайший рынок и встретиться с потенциальным покупателем, то теперь маркетинговым службам предприятий приходится собирать информацию о состоянии всего мирового рынка, учитывать огромное количество факторов, способных повлиять на соотношение спроса и предложения по данной продукции.

Кроме этого, повсеместно меняются как продукты, так и технологии их изготовления. Это приводит к тому, что резко увеличивается число контактов с поставщиками оборудования, лицензионных технологий и компонентов, необходимых для создания продукта. В этой ситуации умение работать с информацией, необходимой для выполнения деловых задач, становится очень важным фактором карьерного успеха.

Информационное разнообразие

Для того чтобы хоть как-то справиться с информационным потоком, его стоит разделить на отдельные «ручейки» по каким-либо признакам. Предлагаем такую классификацию:

  • Информация о среде, которая дает понимание того, что следует делать, чтобы товар был востребован на рынке. Условно этот аспект работы с информацией можно назвать маркетингом собственной деятельности, отвечающим на ключевой вопрос: «ЧТО следует делать?»
  • Правовые и профессиональные нормы, задающие ограничения в работе. Их соблюдение необходимо для сертификации готового продукта труда, обязательно для работы на современном цивилизованном рынке. Ключевой вопрос данного аспекта: «Что и как МОЖНО делать?»
  • Описание технологии работы. В современном мире все чаще люди используют в своей работе технологии, которые придуманы не ими. Технология как товар представляет собой информацию, содержащую детальное описание каждой производственной операции. Ключевой вопрос: «КАК делать?»
  • Исходные данные для работы, заготовки для создания информационного продукта. Этот аспект имеет значение для тех видов деятельности, которые связаны с созданием нового информационного продукта. Ключевой вопрос: «Из ЧЕГО делать?»

Отдельные функции в работе с информацией

Умение работать с информацией как профессиональный навык включает в себя несколько функций, а именно:

  • Поиск необходимой информации:
    • создание собственного каталога источников информации. Если вы когда-то уже искали нужную для работы информацию и достигли положительного результата, то логично сохранять в памяти источник, который и в дальнейшем может пригодиться. Если со временем удастся узнать еще и о других интересных источниках, то у вас постепенно накопится профессиональный капитал в виде каталога источников полезной информации;
    • освоение поисковых систем. Наиболее распространенными на данный момент являются соответствующие интернет-программы, каталоги библиотек и иных информационных структурированных массивов;
    • использование библиографии книг. Вся деловая, научная и значительная часть популярной литературы содержит в себе списки книг и иных официальных источников информации, с которыми работали авторы при написании трудов. В данном случае мы принимаем плоды чужого труда, связанного с поиском и систематизацией источников информации по строго определенной теме;
    • работу с обзорными изданиями. В условиях безразмерности информационного пространства многие люди стали специализироваться на создании своеобразных путеводителей по нему. Они пишут книги, в которых очень кратко излагают суть и содержание большого количества прочитанных трудов и публикаций на определенную тему;
    • работу со ссылками. Очень продуктивным часто оказывается поиск, построенный на доверии к избранным авторам. В этом случае, найдя массив весьма качественной информации, вы внимательно прорабатываете все использованные автором (или авторами) источники информации, на которые он ссылается в тексте как на заслуживающие вашего внимания. Таким образом, удается не утонуть в информационном болоте из-за большого количества воды, которой обычно разбавлены ценные сведения. В этом случае избранные вами авторы оказываются спасительными «кочками», а их ссылки — расходящимися «тропинками» среди информационной топи.
  • Переработку полученной информации:
    • фильтрацию (или сортировку), в которой можно выделить две операции: формирование образа нужной информации и отбрасывание в сторону всего лишнего;
    • систематизацию. Среди отобранной информации всегда полезно навести какой-то порядок, установив логические или иные связи между ее элементами, чтобы в дальнейшем можно было эффективно работать.
  • Работу с обратной связью. Нередко профессиональные неудачи обусловлены тем, что специалист рассматривает предмет своей деятельности как неизменный объект. В этом случае он составляет план работы без учета того, что его действия могут вызвать какую-либо ответную реакцию у предмета труда или окружающей среды. Помимо этого, процесс изменения предмета труда в ходе работы может пойти совсем не так, как это предполагалось. Если в дальнейшем человек будет совершать действия в плановом режиме без учета новой информации, поступившей от предмета труда или из внешней среды, то рабочий процесс может выйти из-под его контроля, и в результате он получит совсем не тот продукт, который ожидал. Умение оперативно реагировать на информацию о текущем состоянии предмета труда и окружающей среды, результатах совершенных действий, внося изменения в свою деятельность, является профессиональным навыком работы с обратной связью. Данный информационный механизм лежит в основе одной из важнейших деловых функций — контроле над процессом труда.
  • Представление готового продукта в профессиональной и общественной среде. Мало создать хороший товар — его еще необходимо удачно продать. Для того чтобы товар купили за хорошую цену, нужно дать потенциальным покупателям как можно больше положительной информации о нем. Этот аспект работы аналогичен такому виду деятельности, как паблик рилейшнз (PR, связи с общественностью). В данном случае используют:
    • ньюсмейкинг, или создание новостей. Вы снабжаете журналистов информацией, которая им интересна как ресурс для создания новостного материала, а вам полезна тем, что в репортаже вы (ваша работа) будете представлены в выгодном свете;
    • публикации. Подобный вариант сотрудничества решает ту же задачу, что и ньюсмейкинг, но другими средствами. Здесь вы даете журналистам материал, не обладающий скоропортящимся качеством новости, но уже готовый к публикации;
    • самиздат. Современные средства связи и множительной техники позволяют оперативно и с незначительными затратами создать информационный продукт в виде различных брошюр или проспектов, разослать (или раздать) его людям или организациям, представляющим для вас интерес.
  • Интернет. Благодаря возможностям и принципам действия поисковых программ в Интернете довольно эффективным средством распространения информации о вас и вашей работе может оказаться размещение соответствующих материалов в Сети. Можно предложить их редакторам различных сайтов подходящей для вас тематики и (или) разместить на своем персональном сайте.

Работа в условиях недостатка информации

В настоящее время одной из главных проблем является то, что поиск и переработка необходимой для работы информации часто оказываются слишком долгими и дорогими занятиями. Из-за этого нередко приходится действовать в условиях дефицита информации. Это также требует выработки особых профессиональных навыков. Рассмотрим их подробнее.

Условно можно выделить три вида информационного дефицита: не хватает информации о среде, технологиях, не доступна информация как исходное сырье. Существует три пути решения задачи:

В первом случае могут помочь такие способы, как:

  • моделирование, если понятны основные закономерности существования и развития среды. Не обязательно собирать фактологические данные — достаточно просчитать развитие ситуации с помощью формул;
  • эвристические правила, позволяющие находить пути, ведущие к успеху, в слишком сложной среде, когда просчитать все варианты просто невозможно. На использовании таких правил, например, построено мастерство корифеев в шахматах и иных логических играх;
  • ситуативное поведение, когда человек, доверяющий своей способности эффективно действовать в экстремальной плохо прогнозируемой обстановке, руководствуется принципом: «Главное — в драку ввязаться, а там посмотрим!».

В ситуации недостатка информации о технологиях работы можно опереться на собственный творческий потенциал, изобретя велосипед, а можно вычислить чужую технологию по второстепенным данным. Например, именно так в XIX веке Д. И. Менделеев вывел формулу бездымного пороха, изобретенного немцами, использовав разведданные о поставках сырья на производящий его химзавод. В обоих случаях полезно знать азы методологии (науки о технологиях и законах их развития).

Что касается нехватки информации как сырья для работы, то здесь лучше всего на нее (информацию) смотреть, как на товар. Информационные данные являются продуктом работы других людей или организаций. Если к ним нет свободного доступа в информационном пространстве, то это может означать одно из двух. Либо собственники информации готовы ее предоставить небезвозмездно, то есть за деньги или на определенных условиях сотрудничества. Например, если пользователь базы данных обязуется сообщить о себе или своей работе необходимые сведения (своеобразный информационный бартер). Либо же собственник информации не хочет ее распространения ни при каких условиях, стремясь использовать свое монопольное положение в конкурентной борьбе. В первом случае надо готовиться к покупке или взаимовыгодному обмену информацией. Второй же вариант ситуации не оставляет другого выхода, кроме как попытаться создать требуемый информационный продукт самостоятельно.

Сергей Гладышев
По материалам

«Работа & зарплата»

>




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о