Содержание

TaxAlert № 51

Следует отметить, что в указанном деле произошло значительное нагромождение и смешение аргументов и позиций. На более чем 40 страницах судебного решения приведено большое количество доводов, порой не связанных между собой или вовсе противоречащих друг другу. Попробуем выделить основные проблемы, которые породит данное дело в том случае, если выводы суда будут поддержаны вышестоящими инстанциями.

Ключевой проблемой, которая стала отправной точкой всего спора, явился вопрос о природе накопленного купонного дохода (НКД) в составе цены облигации, приобретаемой третьим лицом. Суд со ссылкой на пункт 2 статьи 280 НК РФ, решил, что доход от реализации ценных бумаг определяется исходя из цены реализации, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).По мнению суда, эта норма подтверждает, что цена реализации и НКД – это разные вещи, учитываемые по-разному, они не могут быть частями единой и неделимой категории «доход от операций по реализации» бумаг.

Следует отметить, что в НК РФ нет иных подтверждений правильности такого подхода. Статьей 329 НК РФ изначально был предусмотрен обязательный раздельный учет цены бумаги и НКД по ней, однако с 2003 года такое правило распространяется только на государственные (муниципальные) ценные бумаги.

Отдельное указание на НКД в составе доходов от реализации ценных бумаг и констатация различий их правовой природы позволили суду и инспекции обложить такой доход по правилам налогообложения процентных доходов по долговым обязательствам. В обоснование данного вывода приведена подробная ссылка на единственное дело о покупке векселя с аналогичными выводами (№ А27-20753/2012), которое, к сожалению, тоже не содержит подробного обоснования позиции.

Банк утверждал, что НКД является частью цены облигации, а пункт 2 статьи 280 НК РФ определяет лишь правила расчета дохода от реализации бумаг: он должен включать в себя в том числе и НКД. И само по себе это еще не означает, что НКД в рамках статьи 280 НК РФ имеет иную правовую природу, в отличие от цены облигации (например, ее номинала), и должен рассчитываться и облагаться по правилам процентных доходов (и, очевидно, расходов) в случае продажи бумаг третьим лицам.

Позиция Банка о том, что НКД является частью цены бумаги и в данной ситуации не подлежит учету по отдельным правилам, косвенно подтверждается и статьей 2 Закона о рынке ценных бумаг: обязанным по облигации лицом является только ее эмитент. Кроме того, природа процентов с учетом гражданского законодательства предполагает наличие в их основе долгового обязательства. В данном случае долговое обязательство есть лишь между держателем облигации и ее эмитентом, но не между продавцом и покупателем ценной бумаги. Продажа облигации сродни возмездной уступке права требования по займу, при которой вряд ли возможно выделение в цене договора уступки процентов, подлежащих отдельному налогообложению у цедента.

В комментируемом решении оценены и Комментарии к Модельной конвенции ОЭСР, в частности пункт 20 комментария к статье 11 («Проценты»). В этом пункте прямо указано, что процентами по заемным ценным бумагам признаются выплаты учреждения, выпустившего такие бумаги. Иными словами, процентным является только НКД, выплачиваемый эмитентом (обязанным по ценной бумаге лицом), но не третьим лицом, которое не обязано производить выплату по основному долгу. По непонятной причине суд обвинил налогоплательщика в неполном цитировании Комментариев, однако цитат, опровергающих приведенный вывод, не привел.

Таким образом, было исключено применение в этом деле полное освобождение от выплат доходов от реализации ценных бумаг иностранной организацией российскому покупателю (пункт 2 статьи 309 НК РФ). Дальнейшие аргументы спора рассматривались исходя из принципиальной обязательности обложения спорного дохода в России.

Суд уделил большое внимание тому, что представляют собой еврооблигации. По мнению суда, выпуск облигаций от лица SPV – это «техническое действие», при этом фактически обязанным лицом по данным бумагам остается российский заемщик. Суд назвал роль SPV близкой к посреднической роли «агента или комиссионера» при выпуске долговых ценных бумаг. Иными словами, еврооблигация – это долговое обязательство не иностранного эмитента, а российской компании. На этом основании, по всей вероятности, суд и инспекция отвергли принципиальную применимость подпункта 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ к сделкам с еврооблигациями: в норме речь идет о «долговых обязательствах перед иностранными организациями», а в логике суда, при покупке еврооблигаций долговое обязательство возникает именно по сделке с российской компанией.

При этом удивительно, но в противоречие с этой парадигмой суд отказал и в применении соседнего подпункта 7 той же статьи, в котором говорится об облигациях, выпущенных российскими эмитентами по иностранному праву.

Вряд ли можно поддержать данный аргумент суда – эмитентами облигаций выступают именно иностранные компании, что неоднократно подчеркивал Минфин России в своих разъяснениях. Из этого же исходит и Банк России, отмечая при этом двойственную природу еврооблигаций: расчет рисков по ним должен осуществляться исходя из финансового состояния именно российского заемщика.

Кроме того, этому аргументу суда и инспекции фактически противоречит их следующий довод о том, что подпункт 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ применяется только в одном случае: при «прямой транзитной» выплате процентов российским заемщиком в адрес «своей» SPV для последующего расчета по еврооблигациям.

Однако в обсуждаемой норме такого ограничения нет. Более того, Минфин России в своем Письме от 22.01.2016 № 03-08-05/2353 (возможно, направленном как раз в ответ на запрос Банка) прямо подтвердил отсутствие ограничений в зависимости от того, в чей адрес выплачивается указанный в данном подпункте процентный доход.

Очевидно, что выплата процентного дохода держателю облигации «через SPV» непосредственно должником, либо покупателем этой облигации (если допустить, что компенсация недополученного продавцом НКД в составе цены облигации является процентным доходом) имеет одну и ту же экономическую природу. И там, и там держатель облигации получает процентный доход от источников в России – в таком случае применение различных последствий к одинаковым по своей сути отношениям противоречит принципам равенства и экономического основания налогообложения (статья 3 НК РФ).

С другой стороны, приходится констатировать, что даже в прочтении подпункта 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ Минфином России данная норма вряд ли была изначально предназначена для регулирования сделок с облигациями на вторичном рынке. Скорее, законодатель изначально не допускал обложение выплат НКД в составе цены облигаций тем же правилам, что и процентные доходы, поэтому необходимости в специальном инструменте в статье 310 НК РФ для этой ситуации попросту не было.

Отдельную группу доводов образует аргументация суда, связанная с подтверждением резидентства продавцов еврооблигаций для целей применения СоИДН и подпункта 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ. Во-первых, суд фактически отказался оценивать предоставленные налогоплательщиком доказательства на основании того, что они не были переданы инспекцией до судебного разбирательства. При этом за налогоплательщиком было признано право на предоставление новых доказательств в суд, однако в данномделе последний оценил такие действия как злоупотребление (редкий случай применения на практике пункта 78 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013). Примечательно, что налогоплательщику не помогло и то, что суд признал: непредставление сертификатов было вызвано тем, что Банк не полагал это необходимым в силу того, что спорные выплаты в принципе не облагаются в России. Отметим, что в судебной практике в том числе Президиума ВАС РФ встречается позиция о недопустимости негативных последствий для налогоплательщика, если несовершение им определенных действий вызвано тем, что его правовая позиция не допускала необходимость совершения этих действий и даже противоречила им. Однако в этом деле данная позиция не возымела действие.

Безотносительно вопроса о сертификатах суд предъявил налогоплательщику дополнительное требование, которое стало самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. По мнению суда, Банк обязан был подтвердить фактическое право продавцов облигаций на доход – только в таком случае можно было применять положения статей 310 и 312 НК РФ, статью 11 СоИДН.

С одной стороны, в данном случае суд лишь последовал тенденции, обозначенной в последних делах по теме «конечного бенефициара», приведя в качестве примера ссылки на дела №А40-241361/15 (АО «Банк Интеза») и № А40-116746/2016 (ПАО «МДМ Банк»).

С другой стороны нужно отметить следующее. Требование о подтверждении фактического права на доход появилось в НК РФ с 2015 года. Применение же этой концепции к более ранним периодам в судебной практике до последнего времени было связано исключительно с борьбой с налоговыми злоупотреблениями: концепцииприоритета существа над формой и бенефициарного собственника имеют своей целью установление истинного смысла сделок и «налоговой реконструкции» правильных налоговых последствий подозрительных сделок.

В этом же деле данные концепции фактически впервые применены к «нормальной» бизнес-ситуации, когда обвинений в злоупотреблениях или намеренном безналоговом выводе средств из России налогоплательщику не предъявлено: продавцы еврооблигаций, равно как и эмитенты, никак не связаны с Банком, фактов завышения цены или признаков необоснованной налоговой выгоды не установлено. Тем самым требованию статьи 312 НК РФ о фактическом получателе дохода безотносительно злоупотребления правом по сути придана обратная сила, что недопустимо.

НАУФОР предложила ввести льготы для покупателей российских евробондов

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо министру финансов РФ Антону Силуанову с предложением внести в законодательство ряд изменений, нацеленных на развитие внутреннего рынка корпоративных облигаций, сообщили в ассоциации.

В письме подчеркивается, что «в настоящее время для привлечения долгового капитала от иностранных инвесторов российские компании, как правило, используют зарубежные дочерние общества или специально созданные компании (SPV) и выпускают облигации по иностранному праву», что тормозит развитие внутреннего долгового рынка, сдерживает спрос на российские корпоративные облигации и т. д.

Чтобы оздоровить ситуацию, НАУФОР предлагает внести в законодательство три изменения. Первое – освободить от налогообложения процентный доход иностранных юрлиц по российским корпоративным облигациям и, таким образом, уравнять налоговую нагрузку для российских облигаций, номинированных в иностранной валюте и рублях, и еврооблигаций отечественных компаний. Второе – разрешить проведение валютных операций между российской компанией-эмитентом и российской организацией – поручителем по облигациям, а также компанией, в интересах которой осуществляется облигационный заем. И третья инициатива – исключить налогообложение дохода физлиц, образовавшегося исключительно в связи с изменением курса валют, на обращающиеся корпоративные облигации российских эмитентов.

«Российский рынок евробондов за рубежом приносит доходы в зарубежные бюджеты, российские эмитенты несут дополнительные издержки и лишены возможности предлагать мультивалютные программы, – отмечает президент НАУФОР Алексей Тимофеев. – На размещении облигаций и операциях с ними зарабатывают иностранные индустрия и инфраструктура, а российские инвесторы вынуждены покупать облигации российских же эмитентов за рубежом. Мы хотим это изменить». При этом глава НАУФОР выразил надежду на поддержку со стороны Минфина, ведь «налоговые решения, которые предлагает ассоциация, не вредят, а скорее помогают российскому бюджету и точно способствуют развитию внутреннего долгового рынка».

Но на рынке встретили инициативу НАУФОР неоднозначно. Так, Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс», назвал предложение освободить от налогообложения доход иностранных юрлиц по российским корпоративным облигациям спорным и задался вопросом: «Какой смысл государству облегчать налоговый режим для нерезидентов по облигациям?» По его мнению, еврооблигации выпускаются по иностранному праву и для иностранных инвесторов прежде всего потому, что оно лучше для этого подходит.

Также у представителя «Фридом финанс» вызывает скепсис и идея освободить от налогообложения доходы физлиц по облигациям российских компаний, полученные в связи с изменением курса валют. Александр Баранов, директор департамента риск-менеджмента АО «Ай кью джи управление активами», считает, что в случае реализации предложений НАУФОР «для ряда инвесторов, и в первую очередь для физлиц, будет упрощена работа с еврооблигациями российских компаний и банков». «Изменения позволят развить рынок евробондов внутри российской юрисдикции, повысят ликвидность и емкость нашего фондового рынка», – считает Павел Митрофанов, управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА». Однако Минфин, по его мнению, может негативно отреагировать на эти инициативы, поскольку они затрагивают налоговые доходы бюджета.

что это такое и как на них заработать

Для многих украинцев инвестиции ассоциируются с депозитами, валютой, недвижимостью, а покупка и продажа ценных бумаг вызывает сомнения и опасения. Хотя инвестиции в еврооблигации, к примеру, могут быть гораздо интереснее и выгоднее, чем депозиты. Что такое евробонды, как правильно инвестировать в ценные бумаги, как их купить, расспросило аналитика «Фридом Финанс Украина» Степана Джуса.

1

Что такое еврооблигации и как на них заработать?

Еврооблигации – это долговые ценные бумаги, эмитированные сувереном (государством) или корпоративным эмитентом в иностранной валюте (доллар, евро).

Есть разные сроки погашения, но, как правило, еврооблигации размещаются на длительный срок.

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

К примеру, в июле Украина продала еврооблигации со сроком погашения 12 лет (в 2033 году), а перед этим в январе 2020 года разместила 10-летние еврооблигации на сумму 1,25 млрд евро под 4,375% годовых.

В июне 2019 года Украина разместила 7-летние еврооблигации на 1 млрд евро под 6,75% годовых.

В конце мая Министерство финансов погасило второй выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) под гарантии США на общую сумму более $1 млрд. Выпуск этих ОВГЗ был осуществлен в 2015 году с процентной ставкой 1,847% годовых.

По словам аналитика компании «Фридом Финанс Украина» Степана Джуса, доходность еврооблигаций в среднем варьируется от 3% до 10% в зависимости от эмитента (суверен или корпоративный).

Благодаря еврооблигациям инвесторы могут выбирать, как хеджировать свои валютные риски, связанные с девальвацией валюты или операционной деятельностью (если мы говорим об инвесторах-юрлицах). Ставки доходности намного (в разы) выше, чем депозиты в иностранной валюте.

2

Как купить еврооблигации в Украине?

Еврооблигации можно купить на внешних рынках, если свободные деньги есть на счетах в иностранных банках, осуществить покупку через дистанционные торговые системы или воспользоваться услугами инвестиционных компаний.

Купить еврооблигации в Украине может физическое лицо или юридическое лицо, при этом минимальный лот на каждый евробонд разный: 100 шт. один лот, 200 шт. один лот и т.п.

Поэтому, обращает внимание Степан Джус, нужно учесть, что инвестиции должны составлять не менее $100 – 200 тыс.

Купить евробонды в небольших количествах (даже 1-10 шт.) можно с помощью инвесткомпаний. С ними вы заключаете договор, в котором прописываете комиссию, сроки исполнения, ответственность сторон, счет для зачисления средств и прочее.

3

Какова процедура налогообложения по еврооблигациям?

Налог с физических лиц и военный сбор с физических лиц в случае операций с еврооблигациями с недавнего времени не удерживается.

Налогообложение для юридических лиц происходит согласно условиям учета операций с ценными бумагами по стандартам бухучета и международным стандартам отчетности (в зависимости от вида налогообложения самого юрлица).

4

Какие еврооблигации выбрать?

Все зависит от ваших ожиданий по срокам, ставке доходности, валюте, в которой вы хотели бы совершить покупку.

При выборе евробондов обращайте внимание на следующие критерии:

  1. Доходность инвестиций — чтобы рассчитать потенциальную прибыль, оцените разницу между биржевой и номинальной ставкой актива, годовую процентную ставку и срок выкупа.
  2. Надежность еврооблигаций — наиболее безопасными считаются бонды, выпущенные государством, а также стабильными отраслевыми гигантами. Компании с сомнительной репутацией, низким кредитным рейтингом и сулящие большую прибыль могут иметь большие риски банкротства.
  3. Кредитоспособность эмитента — в качестве подсказок следует использовать оценки рейтинговых агентств, которые анализируют платежеспособность эмитентов ценных бумаг. На кредитоспособность влияет финансовая история, размер активов в соотношении с долговыми обязательствами, обороты.

«Можно инвестировать в долларовые облигации Украины с погашением в 2026 году (XS1303926528) под 4% (цена $1150) и евровые (XS2015264778) под 3% (цена 1067,50 евро) доходности годовых в валюте», — советует Степан Джус.

Также можно обратить внимание на еврооблигации корпоративных эмитентов, например АО «Укрэксимбанка», с доходностью 8% годовых в долларах (цена не фиксированная, а зависит от дюрации).

5

Какие плюсы и минусы инвестиций в еврооблигации?

Среди плюсов инвестиций в еврооблигации Степан Джус выделяет следующие: надежность, ликвидность, низкий процент вероятности дефолта, гарантированные сделки обратного выкупа.

К тому же, по его словам, это хороший валютный хедж при девальвации — доходность растет, а цена при кризисах падает (возможность инвестировать в бумаги при хорошей доходности в валюте).

Минусы инвестиций в еврооблигации: высокая цена входа, большая лотность (для физлиц).

6

Где посмотреть список еврооблигаций, доступных для покупки

У каждой биржи есть свой биржевой список, где зафиксированы все ценные бумаги, доступные к торгам. Там можно посмотреть, какие еврооблигации пользуются популярностью (они более ликвидны). Нужно обращать внимание на тикер бумаг, который начинается с английских букв XS.

Обращайте внимание на номинал и минимальный размер лота.

7

Стоит ли сейчас инвестировать в еврооблигации или нет? Почему?

Если курс валют пойдет вверх, могут усилиться девальвационные процессы. В этот период неопределенности можно рассмотреть возможность захеджировать свои валютные риски. Однако аналитик напоминает, что нужно смотреть на динамику ставок, эмитента и сроки погашения (чем больше срок, тем надежнее).

Напомним, что после ослабления гривны в середине апреля из-за военного обострения на Донбассе национальная валюта продемонстрировала незначительное укрепление. За полный месяц она подорожала с 27,82 до 27,78 по отношению к доллару, однако обесценилась с 32,62 до 33,52 относительно евро.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter Cmd + Enter Ctrl + Enter

Инвестиции в валюте: «АТОН» представляет портфели еврооблигаций

Снижение ставок по депозитам в России сделало еврооблигации привлекательной альтернативной размещению в банке. Но не каждый инвестор может позволить себе их из-за высокого порога входа: минимальный лот по еврооблигациям, как правило, составляет 200 тыс. долларов. Мы нашли решение, как сделать этот финансовый инструмент более доступным, и создали портфели еврооблигаций из наиболее привлекательных бумаг для квалифицированных инвесторов с разными предпочтениями по риску и доходности. Рассказываем подробнее о каждом из них.


Что такое еврооблигации?

Инвестировать в валюте можно разными способами, но надежнее всего – в облигации крупных корпораций и государств. Обычный инструмент накопления – банковский депозит – больше не работает: ставки приблизились к нулю (а по евро и вовсе вышли в отрицательную зону). Еврооблигации – долговые ценные бумаги, которые торгуются на международном фондовом рынке. Это те же облигации, но выпущенные в валюте, которая является для заемщика иностранной. Если российская компания выпускает облигации в рублях – это просто облигации, а если в евро или в долларах, то это уже будут еврооблигации. Приставка «евро-» сохранилась исторически еще со времен постнаполеоновской Франции. Столь крупный лот – 200 тыс. в долларах или евро – позволяет регуляторам защитить неквалифицированных инвесторов рисков этого рынка.

Чем еврооблигации отличаются от вкладов в валюте?

Основные отличия еврооблигаций от валютных депозитов можно свести к трем основным пунктам: риски, доходность, налогообложение.


Помимо этого нужно отметить, что досрочно снять деньги с валютного депозита без потерь не получится, а в случае с еврооблигациями вы сможете получить свои деньги назад без потери накопленного дохода.

Мы собрали четыре портфеля еврооблигаций с разным уровнем риска и доходностью, которые не только дают доступный вход в инструменты, но также обеспечивают баланс риска ставок и кредитного риска. Это хорошая возможность дополнить свой инвестиционный портфель долговыми инструментами с уверенной доходностью в валюте.

Что представляют собой наши портфели?

Это собранные профессионалами инвестиционные продукты суммарным номиналом в 100 тыс. долларов или евро. Каждый портфель состоит из 10 тщательно отобранных бумаг, доля каждой составляет 10% в портфеле. Мы отдали предпочтение надежным эмитентам с минимальным или умеренным кредитным риском.

По факту наши портфели – это не конечный сформированный продукт, а наш прикладной взгляд на то, как будет вести себя рынок в ближайшем будущем и как на этом можно заработать. Мы формируем портфель из ценных бумаг в соответствующей пропорции. Вам остается только подписать сделки онлайн в чате с трейдером в приложении ATON Line.

Портфель «Доходный»

  • Валюта: доллары США
  • Количество выпусков: 10
  • Доходность к погашению (на момент написания статьи): 6,64%
  • Дюрация: 6,92
  • Рейтинг: В+ до ВВ+

В этом портфеле мы расширили кредитный рейтинг эмитентов и позволили умеренный кредитный риск при сохранении широкой диверсификации. Получилась более высокая доходность к погашению. Мы считаем, что реальная доходность портфеля на горизонте до двух лет окажется ещё выше доходности к погашению. Это также известные рынку эмитенты, многие из которых неоднократно встречались в наших рекомендациях.

Портфель «Высокодоходный в евро»

  • Валюта: евро
  • Количество выпусков: 10
  • Доходность к погашению (на момент написания статьи): 4,29%
  • Дюрация: 4,39
  • Рейтинг: от В до ВВВ-

Спрос на еврооблигации в евро, несмотря на медленное восстановление европейской экономики и низкие ставки, остается очень высоким. Мы предлагаем высокодиверсифицированный портфель с умеренным кредитным риском из 10 известных эмитентов. Чтобы сделать его более доходным, мы разбавили его субординированными выпусками преимущественно европейских банков. Банковская отрасль в Европе – исторически очень большая часть экономики. Банковские бумаги исторически занимают очень большую часть в объеме всех долговых выпусков Европы. Наш портфель в евро отражает эту тенденцию.

Портфель «Нефтяной»

  • Валюта: доллар США
  • Количество выпусков: 7
  • Доходность к погашению (на момент написания статьи): 6,46%
  • Дюрация: 9,44
  • Рейтинг: от В+ до ВВВ

Это агрессивная ставка на восстановление нефтяной отрасли с разумным риском. Цены на нефть находятся на высоких уровнях, и мы ожидаем, что они еще будут расти в ближайшем будущем:

  • Предложение нефти не будет значительно расти;
  • Спрос на нефть будет восстанавливаться вслед за открытием стран.

Ожидаемая доходность на горизонте года – 6-8%.

Портфель «Консервативный»

Осенью 2020 года мы также запустили еще один портфель – «Консервативный» - надежное диверсифицированное решение, в котором мы объединили 10 эмитентов инвестиционного, то есть высшей степени надежности уровня, в пропорции, которая делает портфель устойчивым к любым колебаниях рынка. Наша стратегия показала хорошие результаты: с момента запуска портфель вырос на 1,88%, доходность составила 3,78% годовых. Тем не менее мы приняли решение закрыть портфель: наши инвесторы предпочли более рискованные стратегии в еврооблигациях, а нам стало нерентабельно поддерживать эту стратегию при небольших оборотах.

Кому подойдут эти портфели?

Квалифицированным инвесторам, которые хотят вложиться в инструменты долгового рынка без необходимости глубоко погружаться в то, как они устроены, и уделять много времени тому, что с ними происходит, и получить хороший прогнозируемый доход на горизонте до двух лет.

Заменяете ли вы эмитентов в портфелях?

Да, портфели подвержены рыночному риску и бывают нестабильны: мы уже заменили некоторые бумаги без потери устойчивости и доходности. Мы внимательно следим за портфелями и избавляем инвесторов от необходимости постоянно мониторить ситуацию на рынке. О всех готовящихся заменах мы предупреждаем заранее. Если вы не согласны с мнением наших экспертов по той или иной замене, то у вас будет возможность остаться со старыми выпусками.

Какая минимальная инвестиция?

От 100 тыс. долларов или евро – суммарный номинал 10 бумаг в портфелях «Консервативный», «Доходный» и «Высокодоходный». В «Нефтяном» – от $70 тыс., так как в этом портфеле мы предлагаем семь бумаг.

Какой горизонт инвестирования?

Мы считаем, что наши портфели еврооблигаций хорошо себя показывают на горизонте от одного года.

Как купить?

В приложении ATON Line через сервис «Чат с трейдером». Просто напишите о своем желании приобрести купить тот или иной портфель, наши специалисты подготовят бумаги в соответствующей пропорции, исходя из объема средств, которые вы готовы проинвестировать, и исполнят ваше торговое поручение.

Что происходит сейчас на долговом рынке?

В марте 2020 года ФРС резко снизила ставки, и долговые рынки развернулись к росту. Доходности US Treasuries летом достигли минимумов и начали расти на ожиданиях восстановления мировой экономики после вакцинации и увеличения объема заимствований Казначейства для финансирования программы Байдена. В начале 2021 года падение UST ускорилось, вызвав коррекцию на долговых рынках. Ситуация и экономически и политически напоминает пост-кризисный период 2009-2010 годов.

Мы полагаем, что коррекция близка к завершению. Рынки переоценивают ускорение инфляции, мягкая денежно-кредитная политика центральных банков сохранится, и долговые рынки вернутся к периоду продолжительного роста. Поэтому мы считаем, что сейчас хороший момент для инвестирования в еврооблигации.


КАК ИЗМЕНИТСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙ? | Invest Heroes

Инвесторы, привет!

Сегодня обратим внимание на то, какие поправки касательно налогообложения купонов облигаций были приняты во время пандемии.

Посмотрим на:

- то, какие поправки, касательно налогов на купонный доход облигации, утрачивают свою силу;

- то, как они повлияют на доходность бумаг с высоким купоном на примере евробонда RUS-28.

 

ГОСУДАРСТВО ПОПОЛНЯЕТ БЮДЖЕТ


 

31 марта 2020 года Госдума приняла ряд поправок в Налоговый кодекс (ФЗ №102 от 1 апреля 2020 года). Они вступают в силу с 01.01.2021. Часть из этих поправок призваны пополнить бюджет за счет НДФЛ.  Несколько из них касается налога на купонный доход.

Вспомним, купоны каких бумаг сейчас не облагаются налогом.

В действующей редакции НК РФ в соответствии с пунктом 25 статьи 217 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) купонный доход, полученный:

  • по государственным облигациям РФ (например, ОФЗ, еврооблигации Минфина),
  • по облигациям субъектов Российской Федерации, а также выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

!С 2021 года перечисленные налоговые льготы отменяются для всех!

Также утрачивает свою силу поправка касательно налога на купон корпоративных облигаций российских компаний. Купон бумаг, эмитированных после 1 января 2017 года, не облагается налогом, если его размер не превышает ключевую ставку + 5 п.п., но с 1 января 2021 года и с этих облигаций брокер будет удерживать НДФЛ.

Размер НДФЛ – 13 % для налоговых резидентов РФ и 30% для налоговых нерезидентов РФ.

КАК ИЗМЕНИТСЯ ДОХОДНОСТЬ RUSSIA 2028

Данную еврооблигацию многие держат в своем портфеле ради получения высокого купонного дохода.

В связи с этими поправками, евробонд RUS-28 c высоким купоном – 12,75%, становится не таким привлекательным, так как по новым законам с этого купона брокер будет удерживать НДФЛ. Чем выше купон, тем выше налогооблагаемая база.

Размер одного купона составляет $637,5. Следовательно вы заплатите государству $82,9 с каждого купона, начиная с 1 января 2021 года, если вы резидент РФ и $191,25, если вы не являетесь налоговым резидентом РФ.

Размер нового купона для резидентов РФ – $554,625.

Мы сделали расчеты и посмотрели, как изменится доходность RUS-28.

Из расчетов видно, что доходность упадет на 115 б.п.

Подписывайтесь на нашу аналитику и вы будете в курсе в какие перспективные облигации можно вложить свои деньги сегодня.

Отказ от ответственности

Заимствование за границей — PRAVO.UA

В широком понимании рынок капитала — это рынок, на котором можно привлечь финансирование различного вида. В узком — это рынок, включающий в себя рынок акций (производных бумаг) и долговой рынок, для привлечения финансирования на котором существует широкий спектр инструментов. Украинские предприятия и банки в основном используют инструменты долгового рынка, в частности еврооблигации и синдицированное кредитование. Конец 2003 года и начало 2004 года ознаменовались выходами и заявлениями о планах выйти на международный рынок капитала ряда украинских компаний и банков как с выпусками еврооблигаций, так и с привлечением синдицированных кредитов. Однако последние события на международных рынках несколько умерили стремление украинских субъектов, как, впрочем, и других заемщиков, привлечь финансирование на международном рынке капитала путем выпуска еврооблигаций.

Виды финансирования и их особенности

Как указано выше, среди инструментов, используемых на международных рынках капитала, украинские субъекты чаще всего прибегают к синдицированному кредитованию и выпуску еврооблигаций. Если еврооблигации являются классическим инструментом, находящимся в обороте на рынках капитала, синдицированные кредиты — это промежуточное звено между двусторонними кредитами и долговыми бумагами. Тем не менее синдицированные кредиты все же относят к рынкам капитала в связи с их, как правило, стандартизированной формой и относительной свободой передачи участия в них, в отличие от двусторонних кредитов. Сегмент двусторонних кредитов отличается также множеством форм финансирования, охватывающих простые двусторонние кредиты, структурное товарное финансирование, предэкспортное финансирование и другие виды кредитов. Теоретически кредиты по структурному и иному финансированию также могут быть синдицированы. Тем не менее ниже мы остановимся именно на вопросах выпуска еврооблигаций и синдицированного кредитования, не рассматривая структурное финансирование и его особенности.

Выпуск еврооблигаций

Термин «еврооблигации» является широко используемым и, как правило, подразумевает ценные бумаги, выпускаемые в иностранной для эмитента валюте и размещаемые с помощью международного синдиката андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также может являться иностранной. В большей степени отражает юридическую структуру выпуска еврооблигаций украинскими субъектами термин «облигации участия в кредите». Такая структура выпуска вызвана положениями законодательства, ограничивающими возможность украинских заемщиков осуществить непосредственный выпуск еврооблигаций, в частности такими, как часть 2 статьи 13 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года (требование о выражении стоимости облигаций только в национальной валюте Украины), схожее положение части 3 статьи 165 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года, пункта 4 раздела 1 Временного положения о порядке предоставления разрешения на обращение акций или облигаций предприятий украинских эмитентов за пределами Украины, утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 17 октября 1997 года № 36 (требование об осуществлении первого выпуска и размещении облигаций на Украине и его листинге). Таким образом, в свете украинского законодательства выпуск еврооблигаций представляет собой, согласно стандартной схеме, выпуск облигаций иностранным субъектом, средства от размещения которых такой нерезидент предоставляет украинскому заемщику в виде кредита.

Синдицированное кредитование

Синдицированное кредитование характеризуется тем, что кредит предоставляется синдикатом банков. При этом один или два банка (лид-банк, банк-организатор и т.д.) организовывают предоставление кредита синдикатом банков. Кредитная документация по синдицированному кредитованию иностранными кредиторами украинских заемщиков предусматривает, как правило, положения об отдельности (а не солидарности) обязанностей кредиторов перед заемщиком и о том, что у заемщика возникает задолженность перед каждым кредитором отдельно. При этом кредиторы имеют право передавать свои права по кредитной документации другим финансовым учреждениям (иными словами, продавать свое участие), а также предоставлять субучастие в своих правах и обязанностях. С юридической точки зрения, несмотря на то что кредитные средства предоставляются рядом финансовых учреждений, финансирование для украинского заемщика будет осуществляться по одному кредитному договору.

Общие черты и особенности

Вследствие описанного выше для выпуска еврооблигаций и привлечения синдицированного кредита украинскими заемщиками есть один существенный и общий с точки зрения украинского законодательства элемент — это кредитный договор между украинским заемщиком и иностранным кредитором (кредиторами). Соответственно многие вопросы украинского законодательства, возникающие в связи с рассматриваемыми инструментами финансирования, являются идентичными или схожими. Юридические аспекты обоих инструментов, как общие, так и специфические для каждого из них, будут рассмотрены после небольшого сравнения данных инструментов в аспекте их характеристик и привлекательности.

Синдицированные кредиты, привлекаемые украинскими субъектами, характеризуются меньшими суммами, нежели выпуски еврооблигаций, хотя в международной практике объемы финансирования в рамках указанных схем являются сопоставимыми. Возможно, такой подход свидетельствует о пробном характере синдицированного кредитования для украинских субъектов, которые используют его как возможность с меньшими усилиями и затратами заявить о себе на рынках капитала и создать/улучшить кредитную историю, а затем приступить к выпуску еврооблигаций. Это вызвано, например, тем, что требования о раскрытии информации в рамках синдицированного кредита менее строги, нежели при выпуске еврооблигаций, что выражается и в меньших временных, административных и других затратах по подготовке и проведению операции. Поэтому при привлечении небольших сумм выпуск еврооблигаций может считаться нецелесообразным. Следует отметить, что, вероятно, украинским заемщикам можно также начать рассматривать синдицированные кредиты не только как шаг к последующему получению финансирования путем выпуска еврооблигаций, но и как инструмент, составляющий достойную конкуренцию выпуску еврооблигаций. Иными словами, рынок синдицированного кредитования также может предоставлять существенные объемы финансирования, являясь при этом не таким урегулированным сегментом, как рынок еврооблигаций, и обеспечивая менее дорогостоящее с точки зрения накладных затрат финансирование.

Кроме описанного выше, синдицированные кредиты, как правило, характеризуются плавающими ставками, которые могут выражаться как LIBOR (или EURIBOR) плюс согласованная ставка, в то время как еврооблигации украинских заемщиков имеют фиксированную доходность. Как правило, синдицированный кредит является обеспеченным, в отличие от выпуска еврооблигаций, может иметь более короткий срок и разнится также рядом других параметров. Необходимость предоставления обеспечения может осложнить возможность получения синдицированного кредита, поскольку кредиторы будут заинтересованы в наличии у должника высоколиквидных активов, на которые они могут обратить взыскание без особых сложностей.

Некоторые особенности выпуска еврооблигаций

Ввиду особенностей украинского законодательства выпуск еврооблигаций может быть представлен либо в виде выпуска облигаций участия в кредите (LPNs), либо в виде структуры с участием «специально созданного предприятия» (ССП, SPV). Эти схемы имеют практически идентичную структуру. Однако в рамках структуры выпуска облигаций участия в кредите кредитором выступает банк — нерезидент, осуществляющий выпуск еврооблигаций. В рамках структуры ССП таким промежуточным звеном между украинским заемщиком и держателями облигаций выступает ССП, не являющееся банком и созданное специально для осуществления такой операции (или нескольких таких операций). Кроме того, при использовании структуры с ССП выплаты по еврооблигациям могут быть дополнительно гарантированы украинским заемщиком.

При использовании обеих этих схем такие характеристики еврооблигаций, как срок обращения, процент, дата уплаты процентов и др., совпадают с аналогичными характеристиками кредита по кредитному договору. Это вызвано тем, что средства, поступающие заемщику по кредитному договору, привлекаются путем выпуска еврооблигаций, а выплата основной суммы и процентов по облигациям обусловлена поступлением средств от украинского заемщика по кредитному договору.

Кроме выбора между структурами выпуска еврооблигаций, необходимо также рассматривать возможность частного размещения еврооблигаций или выпуска еврооблигаций, имеющих листинг на фондовой бирже. Как правило, выпуски частного размещения адаптируются к требованиям потенциальных инвесторов, в связи с чем подразумевают менее строгие правила о раскрытии информации по сравнению с требованиями фондовых бирж. Таким образом, одной из причин выбора частного размещения может быть сложность для украинского заемщика исполнения требований фондовой биржи.

На сегодня украинские заемщики выпускали облигации по так называемому Положению «S» (Правила, Регулирующие Предложения и Продажи, Осуществленные за пределами Соединенных Штатов без Регистрации согласно Закону [США] о Ценных Бумагах 1933 года). Положение «S» признает принцип территориальности критерием для определения, применяются ли требования о регистрации согласно Закону [США] о Ценных Бумагах 1993 года. В качестве основного правила данное положение устанавливает, что не подлежат требованиям о регистрации, согласно указанному закону, предложения и продажи ценных бумаг, осуществляемые за пределами США. Безусловно, такой выпуск не предполагает участия существенного эшелона инвесторов, каковыми являются инвесторы из США. Для того чтобы выпуск мог быть эффективно размещен среди инвесторов из США, как правило, используется Правило 144 А (Частные Перепродажи Ценных Бумаг Учреждениям). При таком выпуске облигации могут быть перепроданы квалифицированным институциональным инвесторам из США без требования о регистрации согласно Закону [США] о Ценных Бумагах 1993 года.

Хотя в настоящей публикации речь идет о негосударственном рынке капитала, следует все-таки отметить, что Украина осуществила выпуски облигаций внешнего государственного займа 2003 и 2004 годов с применением Положения «S» и Правила 144 А. С точки зрения украинских заемщиков, выпуск по Правилу 144 А может выглядеть нецелесообразным ввиду более высокого уровня расходов (особенно на юристов), а также требований по раскрытию информации. Учитывая сравнительно небольшие объемы выпусков украинскими заемщиками, осуществление выпуска с применением только Положения «S» воспринимается как заемщиками, так и лид-менеджерами достаточным, поскольку европейские и другие неамериканские инвесторы вполне могут освоить такие объемы. Если же украинские заемщики будут рассматривать привлечение более существенных объемов финансирования, тогда можно считать обоснованным анализ варианта осуществления выпуска в том числе и по Правилу 144 А как способа привлечь более широкую аудиторию инвесторов.

Новое в привлечении кредитов от нерезидентов

Как указывалось выше, и при выпуске еврооблигаций, и при синдицированном кредитовании заемщик заключает с иностранным кредитором (кредиторами) кредитный договор. Ранее ограничение по привлечению кредитов только от банков и небанковских финансовых учреждений касалось исключительно банков (абзац 4 пункта 1.2 раздела 1 Положения о порядке регистрации договоров, предусматривающих исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 22 декабря 1999 года № 602 (Положение о регистрации кредитных договоров). С 1 января 2004 года это ограничение распространено на всех субъектов внешнеэкономической деятельности (пункт 1 статьи 388 Хозяйственного кодекса Украины (ХК)). Кроме того, согласно этому же положению ХК, «…условия кредитного договора не могут противоречить законодательству Украины», а в соответствии с пунктом 1 статьи 1054 Гражданского кодекса Украины, «по кредитному договору банк или иное финансовое учреждение (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, установленных договором, а заемщик обязуется возвратить кредит и уплатить проценты». Таким образом, теперь любые украинские заемщики (субъекты внешнеэкономической деятельности) имеют право привлекать кредиты только от нерезидентов, являющихся финансовыми учреждениями.

Данное положение накладывает некоторые ограничения на применение одной из схем выпуска еврооблигаций, а именно — схемы выпуска еврооблигаций с ССП. Стандартная схема с ССП использовалась, как правило, тогда, когда лид-банк не имел своей банковской структуры (или такая структура не могла выполнять подобные операции) в благоприятной налоговой юрисдикции и нуждался в ССП как в средстве структурирования налоговой части операции (в дополнение к другим соображениям коммерческого характера). Теперь ССП должно быть банком или другим финансовым учреждением, что может свести такую схему фактически к схеме LPNs (облигации участия в кредите), в которой кредитором выступает банк. Решить данный вопрос можно либо путем отказа от использования схемы в ССП, либо адаптировав ее к новым правилам.

Адаптация также может быть осуществлена двумя способами. Первый из них — это модификация структуры, что можно осуществить путем включения промежуточного банка между украинским заемщиком и ССП. Таким образом, ССП выпускает облигации, поступления от которых используются как кредитные средства для промежуточного банка, который в свою очередь предоставляет кредит украинскому заемщику. Если же говорить о включении промежуточного банка, то в такой структуре теперь и банк, и ССП должны находиться в благоприятных юрисдикциях. Кроме того, такая схема естественно подразумевает увеличение расходов, которые, несомненно, будут возложены на украинского заемщика.

Второй способ адаптации структуры ССП к новым требованиям основывается на понимании того, что иностранный нерезидент должен считаться финансовым учреждением по законодательству юрисдикции своей регистрации, а не по законодательству Украины (хотя ХК прямо об этом не говорит), а также на том, что в Положении о регистрации кредитных договоров отсутствует требование о предоставлении каких-либо документов в подтверждение того, что кредитор-нерезидент является финансовым учреждением. Таким образом, иностранные кредиторы приспосабливают структуру ССП к новым требованиям законодательства, например, получив юридическое заключение о том, что ССП, согласно законодательству юрисдикции его регистрации, считается финансовым учреждением.

Кроме указанного выше, пункт 2 статьи 388 ХК ввел для украинских субъектов, в уставном фонде которых есть доля государственного имущества, требование о получении согласия Фонда государственного имущества Украины на заключение кредитного договора с иностранными финансовыми учреждениями. Данный пункт, как часто бывает с положениями, касающимися субъектов, имеющих какой-либо государственный элемент, прописан нечетко. Было бы обоснованно указать в данном положении, начиная с какой доли есть необходимость такого согласования. Несомненно, что если в собственности государства осталось, например, 3 % акций акционерного общества, требование о таком согласовании выглядит чрезмерным.

Регистрация

Кредитные договоры между кредиторами-нерезидентами и украинскими заемщиками (кроме банков, имеющих соответствующее письменное разрешение Национального банка Украины, и кредитов, привлекаемых под гарантии Кабинета Министров Украины) подлежат регистрации в Национальном банке Украины (НБУ) согласно Положению о регистрации кредитных договоров. В случае привлечения украинским банком финансирования сроком свыше одного года он должен лишь уведомить НБУ о привлечении финансирования. Указанные процедуры необходимо пройти и при выпуске еврооблигаций, и при синдицированном кредитовании.

Ставка по кредиту, привлекаемому украинским заемщиком, не должна превышать средневзвешенную процентную ставку по кредитам в иностранной валюте украинских банков на внутреннем рынке Украины, которая в настоящее время составляет 11 %.

Как указывалось выше, синдицированные кредиты предполагают возможность передачи прав от одного кредитора другому кредитору либо третьему лицу (новому кредитору). При выпуске еврооблигаций также предусматривается передача прав кредитора доверенному лицу с целью обеспечения его прав, в том числе в пользу держателей облигаций. Поскольку передача прав подлежит регистрации в НБУ либо путем внесения изменений в регистрационное свидетельство, либо путем уведомления в зависимости от вида заемщика, передача прав в рамках синдицированного кредитования и выпуска еврооблигаций должна пройти указанную процедуру. При этом контроль кредитора над таким процессом ограничен, поскольку все изменения, согласно Положению о регистрации кредитных договоров, регистрируются по представлению заемщика.

Оценка комиссий

Факт регистрации кредитного договора освобождает от необходимости получать акт ценовой экспертизы, предусмотренный постановлением Правления НБУ «О перечислении средств в национальной и иностранной валюте в пользу нерезидентов по некоторым операциям» (утверждено 30 декабря 2003 года № 597) в отношении иных, нежели проценты, платежей по кредитному договору (например, различного рода комиссий). Однако следует отметить, что осуществление банком уведомления НБУ о привлечении финансирования, являясь формально отличной от регистрации процедурой, не указано как основание для неприменения требования о получении акта ценовой экспертизы.

Внутренние согласования украинских налоговых органов

Как правило, учредительные документы заемщиков предусматривают специальный порядок заключения договоров на привлечение значительных финансовых ресурсов и их внутрикорпоративного согласования. Что касается предоставления обеспечения возврата синдицированного кредита, может быть также предусмотрен специальный порядок заключения и согласования договоров, заключаемых в качестве обеспечения. Следует отметить, что Закон Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» от 18 ноября 2003 года и Закон Украины «Об ипотеке» от 5 июня 2003 года установили правило, согласно которому в случае, если право распоряжения, соответственно, движимым и недвижимым имуществом поставлено в зависимость от получения согласия третьего лица, такое же согласие необходимо и для его обременения.

Налоговые аспекты

Одним из существенных вопросов структурирования сделки по финансированию (кроме юридических и коммерческих) является благоприятный для нее налоговый режим. Это подразумевает в первую очередь возможность получения кредитором (кредиторами) процентов по кредиту без удержания каких-либо украинских налогов. Особенно актуальным этот вопрос становится при выпуске еврооблигаций, поскольку получение процентов держателями еврооблигаций обуславливается получением соответствующих сумм от украинского заемщика по кредитному договору. Вследствие этого в качестве кредитора по кредитным договорам в рамках выпуска еврооблигаций и в рамках синдицированного кредитования, по возможности, выступает нерезидент, являющийся налоговым резидентом государств, с которыми Украина имеет действующие двусторонние конвенции об избежании двойного налогообложения, предусматривающие либо нулевую, либо сравнительно низкую ставку налога Украины на репатриацию. Вторым элементом такого подхода является включение в кредитные договоры условия, согласно которому украинский заемщик в случае необходимости удержания какого-либо налога обязан увеличить размер выплаты таким образом, чтобы после удержания она соответствовала сумме, которая уплачивалась бы, если бы не требовалось осуществить такое удержание.

Выбор юрисдикции

Что касается выбора юрисдикции, то наиболее популярными в этом аспекте являются Великобритания, поскольку конвенция с ней устанавливает нулевую ставку, а также Германия, поскольку она устанавливает 2 %-ную ставку на репатриацию и не содержит одного из существенных положений, способных поставить под сомнение легитимность применения такой уменьшенной ставки, как описано несколько ниже.

Для того чтобы воспользоваться положениями конвенций об избежании двойного налогообложения, кредитор должен быть налоговым резидентом соответствующих государств и отвечать ряду других требований, установленных конвенциями (например, подлежать налогообложению в отношении процентов в своем государстве). Кроме того, во многих конвенциях установлено требование о том, что кредитор должен быть «фактическим собственником» таких процентов (beneficial owner). Украинское законодательство не содержит данного понятия, не существует также каких-либо публично доступных разъяснений по этому поводу. В связи с этим в рассматриваемых операциях его применение может быть неоднозначным, особенно в отношении выпуска еврооблигаций. В случае выпуска еврооблигаций сама схема публично заявлена как схема, по которой проценты, уплачиваемые украинским заемщиком, служат источником выплаты кредитором процентов по облигациям. Вследствие этого можно ожидать возникновения вопросов со стороны контролирующих органов о статусе кредитора как фактического собственника. Тем не менее практика проведения таких операций показывает, что документы сделки составляются таким образом, чтобы кредитор по праву страны своей регистрации признавался фактическим собственником.

Основанием для того, что Германия иногда рассматривается как более благоприятная юрисдикция, является отсутствие в конвенции об избежании двойного налогообложения между Германией и Украиной положения о том, что правила в отношении льготного налогообложения процентов не применяются, если операция была структурирована с использованием благоприятной юрисдикции, в основном, с целью воспользоваться льготными положениям конвенции в отношении налогообложения процентов (treaty shopping clause). Такое положение содержится в конвенции между Украиной и Великобританией, что делает эту страну в глазах консервативных и осторожных кредиторов менее привлекательной, особенно ввиду отсутствия практики применения данной нормы. Тем не менее существует ряд аргументов, позволяющих снизить риск применения указанного положения конвенции между Украиной и Великобританией.

Увеличение процентов

Что касается увеличения выплат по процентам в связи с удержанием налога на репатриацию, такие положения в кредитных договорах могут рассматриваться как противоречащие законодательству Украины (пункт 18.2 статьи 18 и пункт 16.14 статьи 16 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 года). Кроме того, при перечислении таких увеличенных сумм процентов у компании могут возникнуть сложности, поскольку обслуживающие банки уполномочены осуществлять платежи по кредитным договорам в рамках параметров регистрационных свидетельств.

Приведенные выше положения являются лишь частью вопросов, на которые следует обращать внимание при работе над схемами финансирования и над финансовой документацией как со стороны заемщика, так и со стороны лид-менеджеров.

Изменение соглашений об избежании двойного налогообложения

10 августа 2020 г. Министерство финансов Российской Федерации объявило о проведении переговоров с Республикой Кипр и подписании протокола с целью внесения изменений в Российско-Кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН») в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Подписание и ратификация протокола запланировано на осень текущего года. Вступление в силу СИДН в новой редакции запланировано на 1 января 2021 г.

Протокол о внесении аналогичных изменений был согласован 13 августа 2020 г. с Мальтой. В дальнейшем изменения также запланированы в отношении Люксембурга, Швейцарии и Гонкога. Финансовый регулятор Нидерландов также уведомлен о желании Российской Федерации увеличить применимые ставки налога у источника в Российско-Нидерландском соглашении об избежании двойного налогообложения.

Предпринимаемые меры направлены на борьбу с оттоком капитала и являются вынужденным шагом с учетом санкционного давления на Российскую Федерацию и снижения общей инвестиционной привлекательности страны в этой связи.

Ряд контрмер, принятых регуляторами в Российской Федерации для снижения оттока капитала, в частности, путем создания специальных административных районов на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области не снижают значительные риски для российских и международных инвесторов. На подобные риски ссылаются крупнейшие государственные компании при размещении долговых бумаг за границей. Например, применительно к налоговым рискам ПАО «Газпром» включает развитие законодательства в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов в качестве фактора риска в свой недавний проспект эмиссии Еврооблигаций.

Проспект указывает на то, что «внедрение и дальнейшее развитие <…> правил (концепций) и некоторых других инициатив по борьбе с уклонением от уплаты налогов может наложить дополнительную административную и налоговую нагрузку <…>» с учетом уже существующих законодательных требований, а именно: законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК), а также концепций: (i) признания иностранной компании налоговым резидентом России в случае, если управление такой компанией осуществляется из России, (ii) льготного налогообложения на основании международного договора только иностранных получателей, имеющих «фактическое право на доходы», (iii) недопущения получения компаниями «необоснованной налоговой выгоды» путем предоставления недостоверной отчетной документации.

Настоящий обзор носит исключительно информационный характер, не является исчерпывающим и не должен заменять юридическую консультацию.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.

Уклонение от уплаты налогов через еврооблигации

Одна из самых важных особенностей еврооблигаций заключается в том, что они, в отличие от многих других типов облигаций, не облагаются налогом у источника. Другими словами, когда инвесторы в облигации получают процентные платежи (что является формой дохода), они не облагаются налогом на этот доход. Евробонды являются основным средством ухода от налогов и уклонения от уплаты налогов.

И этот новый британский отчет нагло объясняет, почему предоставляется именно эта лазейка:

Первоначальное обоснование политики состоит в том, чтобы стимулировать рост рынка еврооблигаций Великобритании, поскольку Лондон является одним из центров мирового рынка еврооблигаций.

Другими словами, первоначальное обоснование политики состоит в том, чтобы превратить лондонский Сити в налоговую гавань: место, которое привлекает деньги, помогая другим уклоняться от уплаты налогов. Это довольно необычное признание.

И это огромный рынок: 393 миллиарда британских фунтов (641 миллиард долларов США по текущему обменному курсу.) То есть на 11 месяцев: за 12 месяцев это будет стоить около 700 миллиардов долларов США. Это полный уход от налогов. Исключение распространяется на котируемые еврооблигации, которые на практике, как сообщает Prog Tax, могут означать облигации, выпущенные, например, на фондовых биржах Нормандских островов или Каймановых островов.

Так, например, компания, базирующаяся в Лондоне, может попросить у инвесторов 1 миллиард долларов США и пообещать выплатить эту сумму в течение пяти лет плюс проценты.

Таким образом, американская компания с одной дочерней компанией в Великобритании и другой на Каймановых островах может заставить свою британскую дочернюю компанию выпускать еврооблигации на фондовой бирже Каймановых островов, а также заставить свою дочернюю компанию на Каймановых островах покупать эти еврооблигации.Дочерняя компания на Каймановых островах получает процентный доход, но не платит налог на этот доход, потому что он находится на Каймановых островах! Тем временем британская компания вычитает процентные платежи по еврооблигациям из своего дохода и сокращает налоговые платежи! И из-за этой лазейки, призванной сделать лондонский Сити более привлекательным налоговым убежищем, здесь не применяется удерживаемый налог (который обычно был бы защитой от этих махинаций).

Когда британская компания выплачивает проценты зарубежному кредитору, она обычно должна отправить 20 процентов прямо в HMRC.Исключение позволяло банкам и другим инвесторам получать проценты без вычета, если они ссужали свои деньги путем покупки облигаций через признанную фондовую биржу, такую ​​как Нормандские острова или Каймановы острова. Фактически, правительство сделало HMRC соучастником уклонения от уплаты налогов.

В группах, включающих британские и иностранные зарегистрированные компании, общая структура, они заставят одно из иностранных юридических лиц предоставлять ссуды крупной британской компании в группе, так что ее налоговые обязательства могут быть существенно сокращены за счет компенсации процентов, которые она сейчас выплачивает. в ссуду, которая ему не нужна! Я знаю, это звучит безумно, но именно так это делается.

Это похоже на то, как домовладелец решает проконсультироваться с различными грабителями и ворами о планах повышения безопасности своего жилища. Грабители не думали, что это будет хорошая идея! Давайте рассмотрим ответы, полученные HMRC в этом свете.

Первое возражение против предложенных реформ заключалось в том, что эти изменения увеличат затраты на соблюдение нормативных требований, поскольку предприятия стремились реструктурировать существующие механизмы. То есть взломщикам это будет стоить денег.

Второе возражение носит технический характер, но может быть предоставлен перевод.На языке оригинала он гласит: Положительный эффект казначейства (другими словами, дополнительный налог, который будет взиматься) был подвергнут сомнению респондентами, которые выразили мнение, что освобождение от договора (см. Ниже) часто будет доступно в тех случаях, когда освобождение от налога используется в настоящее время. . Освобождение от договора относится к договорам об избежании двойного налогообложения между парами стран, которые призваны не допустить двойной уплаты налога за одну транзакцию. Или, говоря языком грабителей, даже если вы установите новые замки, мы знаем другой способ взлома.

HMRC описал третье возражение: фирмы будут разрабатывать ценные бумаги, которые имеют те же характеристики снижения налоговых обязательств, что и ссуды, но фактически не ссуды. Другими словами, грабители маскировались под, скажем, приходящих, чтобы снять показания счетчика газа домовладельца, чтобы проникнуть внутрь и уйти с добычей.

Они полностью контролируют плохо работающие компании, так что их акции больше не котируются на фондовой бирже. В результате эти компании избегают часто изнурительной необходимости ежеквартально отчитываться о своих результатах, что, в свою очередь, побуждает руководство действовать тактически, а не стратегически.Вместо этого частные инвестиционные компании приступили к долгосрочным улучшениям, прежде чем в конечном итоге продать свои удержания инвестирующей общественности с существенной прибылью. Именно частные инвестиционные компании настаивают на использовании льгот по котируемым еврооблигациям для уменьшения налоговых расходов, а не компании, которыми они владеют.

Предложение об отмене освобождения от уплаты процентов по еврооблигациям

% PDF-1.7 % 2 0 obj > >> эндобдж 4 0 obj > транслировать 2020-07-29T14: 36: 34 + 02: 002020-07-29T14: 36: 44 + 02: 00Adobe InDesign 15.1 (Windows) 2020-07-29T14: 39: 01 + 02: 00uuid: 38eff121-7acd-4988-aa1f-231c2c73d71fxmp.did: 9765c731-3cf2-9944-8fa6-578bc413e8bexmp.id: d962e143-c5465bc543 1b1e9ec92f0bproof: pdfxmp.iid: c90bd8ff-f77f-d144-829b-555ea88e2283xmp.did: c90bd8ff-f77f-d144-829b-555ea88e2283xmp.diddesign application / pdfxmp.index./index.html InDesign 15.1 (Windows) / 2020-07-29T14: 36: 34 + 02: 00 application / pdf

  • Предложение об отмене освобождения от уплаты процентов по еврооблигациям
  • Библиотека Adobe PDF 15.0 Ложь конечный поток эндобдж 10 0 obj > транслировать HVmk8_1_lhUIeJM ± w] 'q / ffFK% jfyGrgIZ * o 'g2U OPiPvf "NĤywfs / UEX, $ (X {RH ) GT $ 🙁 C \ yNw / DggJE-2! 'Ƕ`yU ~ fr> cZR! & C " ~ Lp ') Sa @ L'T ( qn,; oSoc ": bCYp | i_JM b [h-ŕ * 3 W

    Налогообложение японских еврооблигаций | Обзор международного финансового права

    1 апреля 2010 г. внесена поправка в статью 6 (специальные положения) Закона о специальных мерах в отношении налогообложения Японии (Закон №26 1957 г.). Особые положения устранили временные ограничения на освобождение от подоходного налога с процентов, выплачиваемых за пределами Японии физическим лицам или иностранным корпорациям-нерезидентам в отношении облигаций, выпущенных японскими корпорациями за пределами Японии ( minkan kokugaisai или японские еврооблигации). Соответственно, такие проценты больше не будут подлежать японскому налогообложению (освобождению) до тех пор, пока соблюдаются определенные законодательные требования для освобождения.

    Японские компании в значительной степени полагаются на японские еврооблигации как на эффективный способ привлечения капитала.По сообщениям, совокупная стоимость всех японских еврооблигаций в 2008 году составляла примерно 1,4 триллиона йен (15,2 миллиарда долларов).

    Несмотря на отмену ограничения срока, специальные положения указывают, что освобождение не применяется (1), если японские еврооблигации принадлежат физическому лицу-нерезиденту или иностранной корпорации, которая является лицом с особыми отношениями с эмитентом ( лицо, которое прямо или косвенно контролирует, прямо или косвенно контролируется, или находится под прямым или косвенным общим контролем такого эмитента или специально связанного лица), или (2) если расчет процентов, подлежащих выплате по японским еврооблигациям, на основе (а) суммы прибыли, полученной от бизнеса, или валовой выручки эмитента или специально связанного лица, (б) справедливой стоимости активов эмитента или специально связанного лица, или (c) сумма дивидендов или других выплат, выплаченных эмитентом или специально связанным лицом.

    Большинство японских еврооблигаций хранятся через Euroclear, Clearstream или другие клиринговые системы и относятся к категории «определенных» еврооблигаций. Как правило, для того, чтобы квалифицироваться как «указанные» еврооблигации, соглашение об андеррайтинге, относящееся к выпуску и покупке таких облигаций, должно, среди прочего, предписанного Законом, содержать положение, запрещающее продажу таких облигаций резидентам Японии, местным жителям. корпорации или специально связанные лица, за исключением случаев, специально разрешенных законом.Кроме того, в сертификаты, представляющие японские еврооблигации, а также в проспект или другой документ о размещении, относящийся к эмиссии, должна быть включена легенда о том, что японский налог у источника будет применяться к выплате процентов резидентам Японии, национальным корпорациям или особым связанным лицам. выпуск таких облигаций.

    Необходимо внести некоторые изменения в эти документы и определенные процедуры проверки клиринговых систем, чтобы отразить особые положения.

    Цубаса Кубота

    © 2021 Euromoney Institutional Investor PLC.Чтобы получить помощь, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами.

    Поделиться статьей

    Лондон разрабатывает новый план по освобождению еврооблигаций от налога - POLITICO

    План, который должен быть обнародован на встрече национальных финансовых экспертов в следующую среду (5 мая), предназначен для обеспечения того, чтобы предложение Германии позволить держателям ценных бумаг избежать уплаты 20% налога было водонепроницаемым, поэтому предотвращение миграции рынка еврооблигаций в Нью-Йорк и Цюрих.

    Правительства уже дали понять, что они готовы рассмотреть возможность частичной налоговой льготы для еврооблигаций и возлагают бремя на Великобританию, чтобы найти работоспособное решение.

    Предложение министра финансов Великобритании Гордона Брауна гарантирует, что никакие налоги не будут удерживаться с процентных «купонов», выплачиваемых владельцам облигаций, находящихся в клиринговой системе, такой как Euroclear в Брюсселе или базирующейся в Люксембурге Centrale de Livraison de Valeurs Mobilières (CEDEL).

    Эти клубы, образованные банками и домами ценных бумаг, занимаются урегулированием взаимной задолженности между организациями, а также предоставляют своим членам услуги по бухгалтерскому учету и сбору дивидендов.«Только крупные учреждения будут хранить свои ценные бумаги через клиринговую систему», - сказал источник в отрасли. «Это будет касаться подавляющего большинства облигаций».

    Законопроект исполняющего обязанности комиссара внутреннего рынка Марио Монти направлен на отдельных лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а не на институциональных инвесторов. Предлагаемый закон установит ставку налога в размере 20% для процентов, выплачиваемых отдельному гражданину ЕС учреждением в другом государстве-члене, или правительство может обязать свои банки сообщать службе внутренних доходов нерезидентов о полученных процентах.

    План

    Брауна будет гарантировать, что любые институциональные облигации, не обращающиеся через клиринговые палаты, также будут освобождены от налога, установив порог денежных средств для минимального владения облигациями, выше которого индивидуальные инвесторы будут исключены из сферы его действия.

    Британцы хотят установить этот порог как можно ниже, и их привлекает уровень в 40 000 евро, предложенный организациями лондонского Сити, поскольку он уже установлен в законе 1989 г. как максимум для «публичного предложения».Однако несколько стран-членов настаивают на сумме, близкой к 100 000 евро, что ударит по более мелким розничным инвесторам-резидентам ЕС, которые собирают свои купоны по облигациям в Люксембурге.

    С тех пор, как министры финансов в принципе согласились ввести новый налог на проценты в декабре 1997 года, Браун публично выступил за полное освобождение от евробондов, ссылаясь на заявления Сити о том, что этот налог может стоить до 110 000 лондонских рабочих мест.

    Однако он выразил готовность к компромиссу после того, как в прошлом месяце немецкое президентство выступило с предложением освободить оптовый рынок облигаций, продолжая при этом налогообложение розничного бизнеса.Недавняя неформальная встреча министров финансов ЕС в Дрездене в принципе одобрила эту идею, но попросила Брауна предложить, как это можно сделать, к встрече 25 мая.

    Министр финансов Германии Ханс Эйхель надеется решить проблему еврооблигаций на этой встрече, тем самым устранив ключевое препятствие на пути к соглашению по предложению Монти к декабрьскому саммиту ЕС в Хельсинки. Однако на пути к сделке стоят и другие препятствия. Швеция, Нидерланды и Дания скептически относятся к тому, что основа плана - что банки, специализирующиеся на выплате процентов вкладчикам (`` платежным агентам '') должны удерживать налоги с инвесторов или отправлять детали в налоговую инспекцию своего штата, - может работать эффективно и справедливо. .

    Они считают, что должники или эмитенты облигаций должны сами удерживать налог, и хотят, чтобы была создана система, которая репатриировала налоговые поступления из Люксембурга в их казначейства.

    новых налоговых ставок, применяемых к доходам по облигациям и сукук, займам и секьюритизации Уровня II

    Ставки налога у источника на доход, полученный от еврооблигаций и арендных сертификатов, выпущенных за пределами Турции, по процентным платежам по займам Уровня II и финансированию секьюритизации; а также BITT, применимый к секьюритизации, обеспеченной облигациями с ипотечным покрытием, были изменены Указом Президента.

    Указ Президента № 842 («Постановление ») было опубликовано в «Официальном вестнике» от 21 марта 2019 года под номером 30721.

    Ставки подоходного налога, применимые к выпускам еврооблигаций и арендных сертификатов за пределами Турции

    Турецкое налоговое законодательство предусматривает скользящую шкалу удерживаемого налога на процентные платежи при выпуске еврооблигаций и выплаты доходов по арендным сертификатам (для инвесторов-резидентов и нерезидентов, юридических или физических лиц).Соответственно, до поправок, внесенных Указом, требовался как минимум пятилетний срок погашения, чтобы удерживаемый налог в размере 0% применялся к процентам и доходам, полученным от еврооблигаций и арендных сертификатов, выпущенных турецкими эмитентами за рубежом.

    Постановление теперь позволяет еврооблигациям и лизинговым сертификатам, выпущенным за пределами Турции, применять 0%, если они имеют срок погашения три года или более. Уменьшая срок погашения с пяти до трех лет, Указ направлен на облегчение эмиссии облигаций за рубежом турецкими эмитентами.

    В таблице ниже представлены ставки подоходного налога, применимые к еврооблигациям и арендным сертификатам, выданным за рубежом до и после Указа:

    Срок погашения еврооблигаций или арендного сертификата

    Предыдущая ставка WHT

    Новая ставка WHT

    до 1 года

    10%

    7%

    от 1 до 3 лет

    7%

    3%

    от 3 до 5 лет

    3%

    0%

    более 5 лет

    0%

    Налог у источника выплаты является окончательным налогообложением в Турции для инвесторов-нерезидентов.

    Подоходный налог, применимый к ссудам уровня II и ссудам, полученным в результате секьюритизации

    Ставка подоходного налога, применяемая к выплате процентов:

    и. по кредитам второго уровня, полученным банками; и

    ii. ссуды, полученные в результате операции секьюритизации, которая обеспечена потоком доходов или пулом активов, банками или другими учреждениями;

    снижен с 1% до 0%.

    Налог на банковские и страховые операции, применимый к доходам, полученным от ценных бумаг, обеспеченных активами

    Как было разъяснено в уведомлении клиента GKC Partners 1 от 6 декабря 2018 года, что Совет по рынкам капитала внес поправки в Коммюнике по активам и ипотечным ценным бумагам, чтобы разрешить выпуск ценных бумаг, обеспеченных активами (« ABS »), обеспеченных облигациями с ипотечным покрытием (MCB), выпущенными турецкими банками.За этой поправкой последовала первая эмиссия ABS при поддержке MCB Фондом финансирования активов, основанным Турецким банком развития и инвестиций ( Türkiye Kalkınma ve Yatırım Bankası A.Ş. Varlık Finansmanı Fonu ) в конце ноября 2018 года.

    Постановление вносит изменение в ставку налога на банковские и страховые операции (« BITT »), относящуюся к периодическим доходам, возникающим из этих ABS, выпущенных фондами финансирования активов. Соответственно, ставка BITT, применяемая к периодическим доходам (за исключением доходов, соответствующих сумме ABS, превышающей базовые MCB), возникающих от ABS, приобретенных банками, ранее выпустившими MCB, поддерживающими такую ​​ABS, установлена ​​на уровне 1%.Это особенно актуально в контексте Коммюнике, которое требует от таких банков-эмитентов удерживать 5% ABS, выпущенных фондами финансирования активов.

    Доходы, превышающие сумму базовых MCB, будут по-прежнему подлежать 5% BITT.

    Щелкните здесь, чтобы загрузить PDF-файл на английском языке.

    Щелкните здесь, чтобы загрузить PDF-файл на турецком языке.

    1 White & Case работает с GKC Partners в рамках профессиональной ассоциации по вопросам турецкого законодательства.

    Эта публикация предоставлена ​​для вашего удобства и не является юридической консультацией. Эта публикация защищена авторским правом.
    © 2019 White & Case LLP

    Новый взгляд Министерства финансов на налогообложение еврооблигаций - Комментарий


    30 декабря 2011 года Министерство финансов выпустило Письмо 03-08-13 / 1, в котором изложена точка зрения налоговых органов на концепцию бенефициарного владения и налогообложения процентов по еврооблигациям.

    Более 15 лет власти толковали термин «бенефициарный владелец», который используется во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения, подписанных Россией, в строго юридическом смысле.Таким образом, юридическое лицо исторически считалось бенефициарным владельцем, если оно получало рассматриваемый доход на основании правовых отношений (например, соглашения). Бенефициарное владение является очень важным фактором при оценке применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения и неизменно принимается во внимание при международном налоговом планировании схем еврооблигаций и других финансовых договоренностей.

    Министерство рассмотрело типичную схему листинга еврооблигаций, в которой используется автомобиль специального назначения (SPV).Российские компании уже давно используют SPV для листинга еврооблигаций для выхода на европейские рынки капитала. Основная цель использования SPV - перевод денег от акционеров в российскую компанию через SPV и российский банк. SPV размещает еврооблигации, получает деньги от организаций по всему миру и размещает их в российском банке, который, в свою очередь, предоставляет кредит российской компании. Затем компания выплачивает основную сумму кредита и проценты акционерам через российский банк и SPV.

    Налоговый кодекс предусматривает, что российское юридическое лицо - в данном случае банк - должно удерживать налог с трансграничных платежей, включая платежи в пользу SPV.Однако соглашение об избежании двойного налогообложения с Ирландией позволяет производить платежи за рубежом без удержания налога, если получатель является бенефициарным владельцем. Министерство исторически рассматривало такое SPV, имеющее юридическое соглашение с российским банком, как бенефициарного собственника. На этом основании он освободил SPV от налогообложения в России, а российский банк - от его обязательств по удержанию.

    В новом письме указывается другая позиция. Министерство заявляет, что SPV не может рассматриваться как бенефициарный собственник и что все платежи должны быть удержаны.Его позиция заключается в том, что льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения зависят от места жительства бенефициарного владельца. Однако на практике это определить сложно (а то и невозможно). Более того, термин «бенефициарный собственник» четко не установлен в российском законодательстве, что затрудняет определение того, является ли сторона истинным бенефициарным владельцем - и даже насколько далеко должны зайти поиски бенефициарного собственника. Мнение министерства возлагает слишком большую ответственность на налоговых агентов, требуя от них вскрывать корпоративные структуры и человеческие отношения, чтобы отследить конечного экономического получателя дохода.Однако налоговый агент должен сделать это не только для ответа на вопрос о льготах, но и по другим причинам, например, для определения применяемой ставки налога.

    Письмо поднимало перспективу высоких рисков для инвесторов и значительных потерь для ведущих российских компаний. В результате интенсивных дебатов между представителями бизнеса и властями был достигнут консенсус. Министерство подготовило законопроект о внесении поправок в кодекс, предлагая освободить российских налоговых агентов от налоговых обязательств, а не банков, как в письме.На данный момент это сняло серьезную налоговую проблему для российских компаний и их инвесторов; однако, возможно, это создало скрытый источник давления на будущее. Отсутствие обязанности удержания не означает, что иностранный налогоплательщик (например, SPV) не обязан платить российские налоги с процентов по еврооблигациям, если он не является бенефициарным владельцем. Выявление бенефициарного владения останется такой же большой проблемой для властей, как и для налогоплательщиков.

    За дополнительной информацией по данной теме обращайтесь к Андрею Терещенко или Ивану Зеленину по тел. «Пепеляев Групп» по телефону (+7 495 967 0007), факсу (+7 495 967 0008) или электронной почте ( [электронная почта защищена ] или [адрес электронной почты защищен]).

    Новые аспекты налогообложения операций с еврооблигациями в России

    В августе 2016 года Минфин России выпустил дополнительные разъяснения по налогообложению операций с еврооблигациями.

    Ранее, с 2011 по 2015 год, российские налоговые органы предъявляли налоговые претензии по операциям банков с еврооблигациями, особенно если эти облигации были приобретены у нерезидентов России. Налоговые органы посчитали накопленную купонную доходность равной процентной ставке по кредиту. Таким образом, применяя по аналогии правила соглашений об избежании двойного налогообложения (СДН), налоговые органы потребовали раскрытия информации о конечных бенефициарах накопленной купонной доходности от банков.Банки, отказывающиеся раскрывать бенефициаров, считались фактическими получателями дохода и облагались подоходным налогом в размере 20% от накопленного купонного дохода. Два крупных российских банка - Газпромбанк и Ханты-Мансийский банк Открытие - пострадали от решений налоговых органов. Впоследствии суды поддержали позицию налоговых органов.

    Ситуация с обоими банками была примерно одинаковой: российский банк купил еврооблигации у иностранного брокера. В ходе дополнительной проверки налоговые органы выявили накопленный купонный доход, начисленный по всем облигациям.Фактически, именно продавцы облигаций несли ответственность за уплату налогов с этих сумм; однако, поскольку банки не предоставили информации о резидентстве контрагентов, вместо этого с них были начислены платежи.

    Согласно новым разъяснениям, недавно опубликованным Министерством финансов России, по этой схеме облагается налогом только процентный доход от российских заемщиков. В обоих случаях, упомянутых выше, заемщиками были иностранные SPV, то есть облигации были выпущены иностранными эмитентами.Следовательно, такая купонная доходность не облагается налогом в России. То же правило применяется к накопленной купонной доходности, возникающей при приобретении еврооблигаций у иностранных компаний на вторичных рынках.

    В принципе, иностранные ценные бумаги не должны облагаться налогом в России. В соответствии с поправками, внесенными в Налоговый кодекс в 2012 году, российские компании были освобождены от налогов в связи с выпусками иностранных еврооблигаций, осуществленными через SPV. Однако российские налоговые органы часто приходили к выводу, что SPV не следует рассматривать как отдельные юридические лица, рассматривая их вместо этого как компании-посредники, скрывающие эмиссию облигаций российского заемщика.Налоговые органы раньше предлагали, что, поскольку за SPV стоят российские компании, процентный доход должен облагаться налогом, как и для российских налогоплательщиков. Основная проблема в том, что в Налоговом кодексе нет прямого определения термина «источник средств». С одной стороны, накопленный купонный доход в этом случае оказался за пределами России. С другой стороны, он оплачивается российским банком. Это отсутствие формального определения все еще существует, и его еще предстоит исправить.

    Кроме того, до сих пор неясно, применяются ли общие правила DTA для налогообложения процентов по займам также и к накопленной купонной доходности.Российские суды склонны придерживаться мнения, что накопленный купонный доход представляет собой проценты по еврооблигациям; следовательно, в соответствии с указаниями ОЭСР, конечный бенефициар должен быть раскрыт. Если лицо, формально получающее проценты, не является фактическим владельцем прибыли, то на это лицо не распространяются какие-либо льготы и преференции, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения. К таким выводам суды пришли в делах с участием довольно крупного МДМ-банка и компании «Капитал». Позиция судов не идеальна с точки зрения логики; поскольку формально проценты начисляются только в отношении долга эмитента перед держателем облигации, эмитент не принимает никакого участия в перепродаже облигаций на вторичном рынке.




    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *