Тест по географии на тему «Природные ресурсы» (10 Класс)

Зачет по теме «Природные ресурсы» (10 класс)

Вариант 1

1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным запасам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай Россия; в) Австралия , ЮАР, Индия.

4. В первую тройку по запасам нефти входят:

а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия , Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия Ирак, ОАЭ; в) Россия, ОАЭ. США.

6. В структуре мирового земельного фонда лидируют:

а) пашни; б) пастбища и луга ; в) леса.

7. Более половины земельного фонда распахано:

а) в Индии; б) в США; в) в Китае;. г) в Канаде.

8. Самая высока обеспеченность пахотными землями (на душу населения):

а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте .

9. В первую тройку стран наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия; в) Китай, Индия . Россия.

10. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:

а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия; в) Перу, Боливия, Канада.

11. Мир в целом лучше всего обеспечен:

а) углем; б) нефтью; в) газом.

12. Запасы нефти и природного газа сосредоточены на побережье:

а) Бенгальского залива; б) залива Ла-Плата; в) Бискайского залива; г) Мексиканского залива.

13. Примером рационального природопользования является:

а) рекультивация угольных терриконов; б) разработка полезных ископаемых открытым способом; в) строительство каскада ГЭС; г) захоронение токсичных отходов в густонаселенных районах.

14. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?

а) засоление почв; б) распространение ветровой эрозии; в) образование глеевого горизонта в почве; г) образование глубоких оврагов.

15. Территория, какой страны может уменьшиться в результате глобального потепления климата на Земле?

а) Монголии; б) Казахстана; в) Венгрии; г) Голландии.

16. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?

А) солнечная энергия; б) нефть; в) лес; г) энергия ветра.

17. Чем объяснить большую степень загрязненности вод черного моря в сравнении с загрязненностью вод Берингова моря? Укажите не менее двух причин.

18. Установите соответствие:

Страна Столица

1. Польша а) Каракас

2. Венесуэла б) Джакарта

3. Китай в) Пхеньян

4. Индонезия г) Оттава

5. Словакия д) Каир

6. Канада е) Братислава

Зачет по теме «Природные ресурсы» (10класс)

Вариант 2

1. К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) биологические; б) земельные; в) энергия приливов и отливов.

2. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами входят:

а) Австралия;. б) Китай, в) Аргентина; г) Индия.

3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) экваториального пояса; б) тропического пояса: в) арктического пояса.

4. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:

а) увеличивается площадь лесов; б) уменьшается площадь пашни; в) увеличивается площадь пашни; г) не изменяется структура земельного фонда планеты.

5. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

а) США, Египет; б) Россия , Китай; в) Канада , Финляндия.

6. Главным потребителем пресной воды является :

а) промышленность; б) сельское хозяйство;. в) транспорт; г) коммунально-бытовое хозяйство.

7. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

А) Китай, Россия, США; б) Конго, Египет , Мали; в) ФРГ, Бразилия, Великобритания.

8. В наибольшей мере отдыхающих туристов привлекают страны:

А) Италия, Испания . Франция; б) Турция Кипр, Греция; в) Канада , Россия , Египет.

9) К морям наиболее загрязненным отходами относятся:

А) Средиземное, Северное; б) Красное, Тасманово; в) Карское, Охотское.

10. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:

А) выбросы углекислого газа; б) выбросы фреонов; в) радиоактивное загрязнение.

11. «Медный пояс» мира расположен в регионе:

А) Андские страны; б) Центральная Африка; в) Юго-Восточная Азия.

12. Примером нерационального природопользования является:

А) рекультивация земель; б) проведение снегозадержания на полях; в) использование оборотного водоснабжения в промышленности; г) осушение болт в верховьях рек.

13. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является:

А) глобальное потепление климата; б) хозяйственная деятельность человека; в) снижение почвенного плодородия; г) уничтожение озонового слоя атмосферы.

14. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает:

А) сооружение высоких труб на ТЭС; б) перевод транспорта на газ; в) использование вторичного сырья, г) перевод ТЭС с газа на уголь.

15. Какая из перечисленных стран обладает наибольшими разведанными запасами угля?

А) Мексика; б) Аргентина; в) ЮАР; г) Египет.

16. Какая из перечисленных отраслей хозяйства в наибольшей степени загрязняет атмосферу?

а) легкая промышленность;. б) Лесная промышленность; в) автомобильный транспорт;

г) атомная электроэнергетика.

17Почему природа в зоне тундр изменена человеком меньше , чем природа зоны степей? Укажите не менее двух причин.

18. Установите соответствие:

Страна Столица

  1. Венгрия а) Бухарест

  2. Молдавия б) Багдад

  3. Чили в) Кишинев

  4. Ирак г) Канберра

  5. Австралия д) Сантьяго

  6. Алжир е) Касабланка

Тест по географии (10 класс) по теме: тест по теме «Ресурсообеспеченность» 10 класс

Ресурсообеспеченность

1. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется …………………………..

2. К горючим полезным ископаемым относятся: лес, нефть, уголь, газ.

3.Какие из указанных стран входят в первую 10 стран по запасам нефти:

ОАЭ

Китай

Саудовская Аравия

Россия

4. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти:

Зарубежная Азия

Африка

Европа

Северная Америка

5.Самые крупные запасы нефти имеет страна:

Иран

Саудовская Аравия

США

Россия

6. Первое место в мире по запасам газа занимает:

США

Россия

Ирак

ОАЭ

7.Мир в целом лучше всего обеспечен: углем, нефтью, газом.

8.В первую 3 стран по запасам угля входят:

Австралия, Индия, ФРГ

США, ЮАР, Украина

США, КИТАЙ, Россия

9. «Медный пояс» мира расположен в регионе:

 «Андские страны»

Центральная Африка

Юго-Восточная Азия

10. Какие 3 страны из названных специализируются на добыче бокситов:

А. США

Б. Австралия

Б. Болгария

Г.Гвинея

Д. Ямайка

11. Установите соответствие между каждым из видов полезных ископаемых и страной, которая специализируется на их добыче:

Полезное ископаемое

страна

  1. Оловянные руды

А. Марокко

  1. Медные руды

Б. Замбия

  1. Фосфориты

В. Малайзия

Г. Пакистан

12. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пресной водой. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности:

страна

ресурсы, км³

численность населения, млн.чел

а

Китай

2800

1261,1

б

Индонезия

2530

212,1

в

США

2480

281,6

13.  Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран  лесными ресурсам. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности:

страна

размеры лесной площади, млн.га

численность населения, млн.чел

а

Россия

774

145,0

б

Бразилия

566

170,1

в

Канада

247

31,1

14. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым:

А. солнечная энергия

Б. нефть

В. лес

Г. энергия ветра

15. Какие факторы способствовали превращения ЮАР в одного из крупнейших в мире экспортеров каменного угля? Один из факторов – наличие крупных запасов угля. Укажите еще не менее 2 факторов.

16. Почему  Бразилия является одним из крупнейших в мире  производителей алюминия. Укажите не менее 2 причин.

17. Крупным импортером минерального сырья сегодня являются не только относительно бедные сырьем страны Западной Европы и Япония, но и США – одна из крупнейших горнодобывающих стран мира. Чем это объяснить? Укажите 2 причины.

Контрольная работа по теме «Природные ресурсы». 10 класс, 1 вариант

Контрольная работа по теме «Природные ресурсы». 10 класс

ВАРИАНТ 1.

I.

1.Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай, Россия; в) Австралия, ЮАР, Индия.

4. В первую тройку стран по запасам нефти входят:

а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия.

6. Мир в целом лучше всего обеспечен:

а) углём; б) нефтью; в) газом.

7. В структуре мирового земельного фонда лидируют:

а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса.

8. Более половины площади земельного фонда распахано:

а) в Индии, б) в США, в) в Китае.

9. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (на душу населения):

а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте.

10. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия; в) Китай, Индия, Россия.

11. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:

а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия; в) Перу, Боливия, Ка­нада.

12. Главными потребителями пресной воды является:

а) промышленность; б) с/х; в) транспорт; г) коммунально-бытовое хозяйство.

13. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США; б) ФРГ, Бразилия, Великобритания; б) Конго, Египет, Мали.

14. К морям, наиболее загрязнённым отходами относятся:

а) Красное, Тасманово; б) Средиземное, Северное; в) Карское, Охотское.

15. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:

а) Канада, Россия, Египет; б) Италия, Испания, Франция; в) Турция, Кипр, Гре­ция.

II.

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

3. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?

4. Какие существуют главные пути решения природоохранных проблем ?

5*. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии Пензенской области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных, 2) рекреа­ционно-оздоровительных, 3) рекреационно-спортивных, 4) рекреационно-позна­вательных территорий.

Контрольная работа по теме «География мировых природных ресурсов.Загрязнение и охрана окружающей среды»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улейская средняя общеобразовательная школа»

Контрольная работа по теме

«География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды»

Составила: Хунданова Марина Ефимовна,

учитель географии I кв. категории

Унгин, 2015 г.

Теоретические вопросы

1. В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»

2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

3. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?

4. Каких два пояса образуют лесные ресурсы?

5. Какими ресурсами обладает Мировой океан?

6. Акватории каких морей по Вернадскому относятся к сгущению жизни?

7. На какие типы подразделяются рекреационные ресурсы по характеру использования?

Контрольный тест

1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется

1) природные ресурсы; 2) ресурсообеспеченность; 3) географическая среда

2. К горючим полезным ископаемым относятся:1) лес; 2) нефть; 3) уголь; 4) газ

3. Какие из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:

1) ОАЭ; 2) Китай; 3) Саудовская Аравия; 4) Канада

4. Какой регион имеет крупные запасы нефти?

1) Зарубежная Азия; 2) Африка; 3) Европа; 4) Северная Америка

5. Самые крупные запасы нефти имеет страна:

1) Иран; 2) Саудовская Аравия; 3) США; 4) Россия

6. Первое место по запасам газа занимает:

1) США; 2) Россия; 3) Ирак; 4) ОАЭ

7. Мир в целом лучше всего обеспечен:

1) углем; 2) нефтью; 3) газом

8. В первую тройку стран по запасам угля входят:

1) Австралия, Индия, ФРГ; 2) США, ЮАР, Украина; 3) США, Китай, Россия

9. «Медный пояс» мира расположен в регионе:

1) Андские страны; 2) Центральная Африка; 3) Юго-Восточная Азия

10. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят

1) Россия, Канада, Бразилия; 2) Конго, США, Австралия; 3) Перу, Боливия, Канада

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана

Цели: формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умение работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы.

Оборудование: карта природных ресурсов, атласы, таблицы, учебник, дополнительная литература.

Тип урока: урок-конференция.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учитель проводит тестирование

1. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется… (ресурсообеспеченность).

2. К горючим полезным ископаемым относятся:

а) лес; б) нефть; в) уголь; г) газ.

3. Какие из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:

а) ОАЭ; б) Китай; в) Саудовская Аравия; г) Канада.

4. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти?

а) Зарубежная Азия; б) Африка; в) Европа; г) Северная Америка.

5. Самые крупные запасы нефти имеет страна:

а) Иран; б) Саудовская Аравия; в) США; г) Россия.

6. Первое место по запасам газа занимает:

а) США; б) Россия; в) Ирак; г) ОАЭ.

7. Мир в целом лучше всего обеспечен:

а) углем; б) нефтью; в) газом.

8. В первую тройку стран по запасам угля входят:

а) Австралия, Индия, ФРГ; б) США, ЮАР, Украина; в) США, Китай, Россия.

9. «Медный пояс» мира расположен в регионе:

а) Андские страны; б) Центральная Африка; в) Юго-Восточная Азия.

10. Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:

а) США; б) Австралия; в) Япония; г) Китай.

II. Анализ практической работы № 2

Учитель показывает правильно выполненные работы, указывает на ошибки.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с другими видами природных ресурсов. Давайте послушаем сообщения о водных, биологических, рекреационных, ресурсах Мирового океана, космических ресурсах. По мере выступлений вы будете составлять план-конспект в тетрадях и работать с картами и статистическими материалами. Затем докладчик задаст вам вопросы по теме своего выступления.

1. Водные ресурсы.

Водные ресурсы — это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды «законсервированы» в ледниках Антарктиды, Гренландии, Арктики, а также в подземных водах. Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала. Вод рек не хватало бы для жизни людей, но благодаря тому, что продолжительность условного влагооборота в реках составляет в среднем 16 суток, то есть в течение года объем воды в них возобновляется 23 раза, то водные ресурсы рек больше.

Распределены ресурсы рек неравномерно. Обратимся к рис. 8 блока 3 учебника.

Задания:

1. Определите среднемировой показатель обеспеченности ресурсами полного речного стока. (Он составляет 7,0 тыс. м3 в год на душу населения.)

2. Определите обеспеченность ресурсами полного речного стока по странам и регионам. (Страны мира обеспечены речной водой неравномерно. Наиболее обеспечены страны расположенные в умеренном и экваториальном поясах. В первую десятку стран имеющих наибольшую обеспеченность входят: Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Венесуэла, Бразилия, Россия. Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.)

Страны Азии обеспечивают водой реки — Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ — Енисей и Лена, в Африке — Конго и Замбези.

На протяжении XX века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды. Куда расходуется большая часть воды? 70% воды потребляет сельское хозяйство, 20% — промышленность, 10% — коммунальное хозяйство.

В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвозвратные потери воды составляют более S от общего ее потребления. Самые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения (7000 м3 на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.

В Росси структура водопотребления следующая: 56% идет на производство, 21 % — на хозяйственно-питьевые нужды, 17% — на орошение и сельскохозяйственные нужды.

Один из способов обеспечения населения пресной водой — опреснение соленых вод. Два тысячелетия назад люди научились получать пресную воду из соленой методом дистилляции. Первые установки по опреснению морских вод появились в начале XX века, для чего использовались солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине XX века стали применять атомные опреснительные установки. Больше всего их используют страны тропического климата: Тунис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах

Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды — опресненная морская вода.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перспективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледниках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое потребление воды.

Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространяются до 35 градуса южной широты, это примерно широта города Буэнос-Айреса. От ледников Гренландии ежегодно откалывается около 15 тыс. айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют около 12 тыс. ледяных гор. В среднем антарктические айсберги живут 10-13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километров плавают многие десятилетия.

В XX веке появилась и была реализована идея транспортировки айсбергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части — форма корабельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м транспортируют 5-6 океанских буксиров. Скорость буксировки составляет около 1852 м в час(одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски — блоки толщиной по 40 м. При таянии они по плавающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.

Для транспортировки айсбергов используют холодные течения. Айсберги представляют собой международное достояние, поэтому при использовании их должно быть разработано международное право.

Необходимо учитывать и экологические последствия транспортировки айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. Айсберг средних размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3-4 градуса и оказать негативное влияние на экосистемы суши и моря. Из-за огромной осадки ледяной горы, ее нельзя будет подвести к берегу ближе, чем на 20-40 км.

Вопросы докладчика:

1. Почему водная проблема становится все более острой?

2. Как можно решить проблему обеспечения водой засушливых стран мира?

3. Какова структура расходования пресной воды?

4. Какова география водных ресурсов планеты?

2. Биологические ресурсы (Лесные ресурсы).

В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес — необходим для фотосинтеза, для поставки в атмосферу кислорода, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодородия почв и чистоты вод. Лес — место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие атмосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека.

Для количественной оценки лесных ресурсов мира используются следующие показатели: лесная площадь, лесистость, то есть доля лесной площади во всей территории, и запаса древесины. Лидирующее место в мире по всем «лесным» показателям занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка и Африка. Зарубежная Азия, имея высокие общие показатели, имеет самую низкую обеспеченность лесными ресурсами в расчете на душу населения. Менее богатые лесными ресурсами регионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.

Лесные ресурсы распределены по поясам. Выделяют два лесных пояса: северный и южный. Площадь северного лесного пояса включает в себя леса умеренных широт. Эти леса состоят на 67% из хвойных пород деревьев и на 33% из лиственных пород. Самые большие лесные площади находятся в России, Канаде, США. Леса северного пояса имеют небогатый видовой состав и мед ленный прирост древесины. Южный лесной пояс имеет более разнообразный древостой: на 1 га леса можно встретить более 100 различных видов деревьев. Средний запас древесины в южном поясе превышает такой запас в северном поясе в десятки раз, поэтому общий запас древесины южного пояса больше.

Самые большие запасы древесины в странах с наибольшей площадью.

Задание: Используя рис. 9 блока 3, определите страны, имеющие самую большую обеспеченность лесными ресурсами, и страны, имеющие самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами. (Наибольшую обеспеченность лесными ресурсами имеют: Гвиана, Суринам, Габон, Конго, Австралия, Канада, Боливия, Россия, Папуа-Новая Гвинея. Наименее обеспечены лесными ресурсами: Афганистан, Сомали, Ливия, ФРГ, Великобритания, Индия, ЮАР.)

В десятку стран, имеющих самые большие площади лесов, входят: Россия, Бразилия, Канада, США, Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу и Венесуэла. Самую высокую лесистость имеют: в северном лесном поясе — Финляндия и Швеция; в южном поясе — Суринам и Гайана в Латинской Америке, Габон и Демократическая Республика Конго в Африке.

Россия — самая богатая лесами страна. Общий запас древесины в лесах России составляет 82 млрд. м3, что превышает запасы любого региона мира, кроме Латинской Америки.

Главной проблемой лесов является их исчезновение, которое называют обезлесением. Причиной этого процесса является антропогенное вмешательство на протяжении многих тысячелетий. Сначала леса были сведены в Передней Азии, Индии, Восточном Китае, а затем в Средиземноморье. Главные причины сведения лесов прежние: увеличение площади земель под сельскохозяйственные угодья, а также под промышленное и транспортное строительство. Постоянно растет потребность в деловой древесине. Леса гибнут в результате пожаров, кислотных дождей. В настоящее время особенно страдают леса южного пояса. В развитых странах, благодаря мерам по рациональному использованию лесных ресурсов, положение сравнительно благополучное. Здесь площади лесов не только не сокращаются, но и возрастают. В странах северного лесного пояса проводится контроль за естественным возобновлением лесов, а также искусственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса за последние десятилетия снизилась на 20-30%.

Первые десять стран по объему сведения лесов:


Страна

Сведение лесов тыс. км2

Бразилия

25,5

Индонезия

10,8

Боливия

5.8

Мексика

5,1

Венесуэла

5,0

Малайзия

4,0

Мьянма

3,9

Судан

3,5

Таиланд

3,3

Парагвай

3,3

Каковы главные причины, которые приводят к сведению лесов?

1 причина — расчистка земель для городских, транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. Подсечно-огневым земледелием в тропических лесах и саваннах занято 20 млн. семей. Этот вид земледелия является причиной сведения 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии и 35% лесов Латинской Америки.

2 причина — использование древесины в качестве топлива. 70% населения развивающихся стран для приготовления пищи и обогрева жилища используют дрова. Подъем цен на нефть вызвал усиление использования древесины в качестве топлива.

3 причина — возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США, Японию для производства бумаги и целлюлозы.

Развивающиеся страны вынуждены пойти на это, чтобы улучшить свой платежный баланс, отягощенный долгами странам Севера. На открытии в 1991 году 9-ого лесного форума, президент Франции Франсуа Миттеран сказал: «Какое мы имеем право упрекать население тропических районов, например, за то, что они способствуют разрушению лесов, когда они вынуждены это делать, чтобы просто выжить».

Как спасти леса планеты?

1) Создать в южном поясе лесные плантации, предназначенные для выращивания высокопродуктивных и быстрорастущих пород деревьев, например, эвкалиптов.

2) Рациональное лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов.

3) Защита лесов от лесных пожаров.

Вопросы докладчика:

1. Каково значение лесов планеты?

2. Как распределены лесные ресурсы на Земле?

3. В чем различие северного и южного лесных поясов?

4. Каковы причины обезлесения территорий?

5. Каковы пути сохранения лесов планеты?

3. Рекреационные ресурсы.

Рекреация — восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности.

Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.

Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:

1) Природно-рекреационные ресурсы.

2) Антропогенно-рекреационные ресурсы.

К природно-рекреационным ресурсам относят благоприятные климатические условия: постоянство погоды, длительность безморозного периода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кемпингов, лыжных баз и т. д.

Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. Их принято подразделять на памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важными объектами общечеловеческого значения являются объекты всемирного природного и культурного наследия человечества. К таким объектам относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.

В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и др. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Турции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и др.

Вопросы докладчика:

1. Что такое рекреационные ресурсы?

2. На какие типы делятся рекреационные ресурсы?

3. Приведите примеры рекреационных ресурсов.

4. Назовите примеры стран, пользующихся наибольшей популярностью среди туристов и отдыхающих мира.

5. Какие страны наиболее популярны среди российских туристов и отдыхающих?

6. Что такое объекты Всемирного природного и культурного наследия?

7. Объясните выражение: «Европа продает свои камни».

4. Климатические ресурсы.

Климатические ресурсы — это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра.

Солнечная энергия — самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает современное мировое потребление энергии.

Часть солнечной радиации отражается атмосферой Земли. Только небольшая часть солнечной радиации может быть использована практически. Наиболее благоприятные условия для использования солнечной радиации существуют в развивающихся странах, которые расположены в аридном поясе: в Израиле, в Японии, в Австралии, в некоторых штатах США.

Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно только 1,5%. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей — Северного, Балтийского, арктических морей.

Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматические ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельскохозяйственных культур — это свет, воздух, тепло, влага и питательные вещества.

Свет — это солнечная радиация, которая делится на рассеянную, прямую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиации, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учитывается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светового дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.

Воздух неисчерпаем. У поверхности Земли он состоит из смеси газов: 78% азота, 21% кислорода и небольшого количества смеси других газов (углекислого, аргона и др.).

В XX веке содержание кислорода в целом уменьшалось, так как часть его шла на сжигание органического топлива. Так, например, легковой автомобиль на каждые 100 км пробега расходует годовой кислородный «паек» человека, а все автомобили забирают кислорода столько, сколько его хватило бы для 5 млрд человек в течение года.

За один трансатлантический перелет реактивный лайнер сжигает 35 т кислорода.

В настоящее время потребляется столько кислорода сколько хватило бы для дыхания 50 млрд человек. За последние 50 лет количество кислорода в атмосфере уменьшилось на 0,02%. По подсчетам ученых при ежегодном увеличении потери кислорода на 1%, 2/3 его запаса могут быть исчерпаны за 700 лет.

Тепло — важнейший показатель, который определяет рост и развитие сельскохозяйственных культур. Запасы тепла определяются суммой температур, которые растение получает за период вегетации — суммой активных температур.

Для холодоустойчивых растений эту сумму подсчитывают, начиная со средних температур выше +5 °С, для культур более теплолюбивых — начиная с +10 °С, для субтропических культур — с +15 °С.

Влага — это необходимое условие для жизни растений и животных. Количество необходимой влаги определяют с помощью гидротермического коэффициента — соотношение осадков и суммы активных температур. Этот показатель дает представление о влагообеспеченности территории. По степени влагообеспеченности территорий их делят на: очень сухую, засушливую, испытывающую недостаток влаги, с равенством прихода и расхода влаги, обладающую достаточным количеством влаги и ее избытком.

Территория России находится в пределах трех климатических поясов — холодного, прохладного и умеренного. Основную часть ее занимают земли, которые имеют низкую и пониженную продуктивность. Ареалы с высокой продуктивностью в пределах нашей страны отсутствуют.

Вопросы докладчика:

1. Почему используется практически только небольшая часть солнечной энергии, поступающей на Землю?

2. Какие страны имеют наиболее благоприятные условия для использования солнечной энергии?

3. Какие причины могут привести к исчерпанию воздуха на Земле?

4. Почему Россия часто имеет неустойчивые урожаи сельскохозяйственных культур?

5. В каких целях используются агроклиматические ресурсы?

Учащиеся в течение урока делают краткие записи, которые затем они могут использовать для подготовки к зачету. Учитель может проверить записи и поставить выборочно оценки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание

1. Текст учебника на с. 32-37. По желанию — дополнительный текст с. 47-50.

2. № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

3. Ответить на вопросы, с. 48-49.

4. Повторить ключевые понятия темы.

Тестовая работа по географии

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ВОДНЫЕ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Мирового океана».

  1. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется ——.

  2. К горючим полезным ископаемым относятся: а) лес, б) нефть, в) уголь г) газ.

  3. Из указанных стран входят в первую десятку стран по запасам нефти:

А) ОАЭ, б) Китай, в) Саудовская Аравия, г) Канада.

4.Этот регион имеет самые крупные запасы нефти:

А) Зарубежная Азия, б) Африка, в) Европа, г) Северная Америка.

5. Самые крупные запасы нефти имеет страна:

А) Иран, б) Саудовская Аравия, в) США, г) Россия.

6.Первое место по запасам газа занимает:

А) США, б) Россия, в) Ирак, г) ОАЭ.

7. Мир в целом лучше всего обеспечен:

А) углём, б) нефтью, в) газом.

8. В первую тройку стран по запасам угля входят:

А) Австралия, Индия, ФРГ, б) США, ЮАР, Украина, в) США ,Китай, Россия.

9. Медный пояс мира расположен в регионе:

А) Андские страны, б) Центральная Африка, в) Юго-Восточная Азия.

10.Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:

А) США, б) Австралия, в) Япония, Г) Китай.

ВОПРОСЫ СО СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ.

1.В чём различие понятий « окружающая среда», «географическая среда», «природа».

2.Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

3.Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

4.Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?

5.Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

6.Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

7.Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

8.Приведите примеры нерационального природопользования.

9.Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества. Учитывая, что население планеты постоянно растёт?

10. Какой путь освоения ресурсов был в России в 20 веке? Почему?

11. В чём вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

12.Что значит термин « парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?

13. Объясните термин « мусорная цивилизация».

14.Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

15.Докажите. что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

16.Как обеспечить чистой водой население Земли?

17.Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

18.Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?

19.Какие виды загрязнения существуют?

20.Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?

21.Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?

22. Какова роль России в загрязнении вод Мирового океана?

23.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

24.В чём заключается роль Мирового океана в развитии биосферы Земли?

25.Каково экономическое значение Мирового океана?

26.Проанализируйте реальные возможности использования энергии вод Мирового океана?

27.Оцените возможности развития гелиоэнергетики в Сахаре, если на большей части её территории количество солнечных дней в году достигает 300.

28.На какие альтернативные источники обильной и чистой энергии следует надеяться человечеству в 21 столетии и почему?

29.Раскройте смысл понятий «охранять « и «беречь « природу.

30. Чем обусловлено появление концепции устойчивого развития и каковы её цели и содержание?

Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов»

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Цели:

1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

4. дать понятие «ресурсообеспеченность»;

5. сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;

6. фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира;

7. развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Оборудование: карта «Политическая карта мира», «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I.                    Изучение нового материала

Преподаватель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсоо- беспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

II.                 Практическая работа

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414

ФРГ

106

250

424

Индия

78

330

236

Украина

47

75

626

Великобритания

45

50

900

Казахстан

34

70

485

 

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Страна

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.

Страна

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550

 

Иран

22,9

45

 

Нидерланды

1,9

70

 

ОАЭ

5,8

40

 

Саудовская Аравия

5,4

45

 

США

4,7

540

 

Венесуэла

4,1

30

 

Алжир

3,7

65

 

Канада

2,2

170

 

Норвегия

2,0

45

 

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и табли­цы № 1 (блок 2).

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом

140 млрд.т

3450 млн.т.

40,5

Уголь ( мир в целом

1100 млрд.т

4626 млн. т.

238

Газ ( мир в целом)

150 трлн. м.к.

220 млрд. м.к.

681

Газ( Зарубежная Европа)

5,6 трлн.м.к.

270 млрд. м.к.

20

Газ ( Зарубежная Азия)

59,0 трлн. м.к.

330 млрд.т.

178,8

Нефть ( Зарубежная Европа)

2,5 млрд.т.

330 млн.т.

7,6

Нефть ( Зарубежная Азия)

98,0 млрд.т

1370 млн.т.

71

Нефть (СНГ)

9,0 млрд.т.

350 млн.т.

26

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Ресурсообеспеченность стран и регионов рудами

Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?

Страна

Запасы железной руды  ( в млрд.т)

Добыча ( в млн.т на 2000 г)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

153

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

16

500

Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Кана­де, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.

Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.

Учитель: Бокситы — полезное ископаемое, которое является основ­ным алюминиевым сырьем, состоящим из гидроокислов алюминия. Глав­ные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибе — кая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.

Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения на­ходятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место — Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.

Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).

Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).

Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32). Ответьте на вопросы:

1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)

2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатывае­мые земли — пашни)

3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабаты­ваемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)

4.Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)

5.Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?(Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)

6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засо­ление, заболачивание, опустынивание.)

7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно умень­шается?(Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, зас­тройки — жилой, промышленной, транспортной.)

8.Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обес­печенности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)

9.   Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обес­печенность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие боль­шую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным кли­матом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)

III.      Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2.  Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3.   Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

4.  Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5.   Где на земле находятся рудные пояса?

6.  Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7.  Где находятся «медные пояса»?

8.  В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земель­ного фонда?

9.  Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

10.  Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

III.               Домашнее задание

1.                   Прочитать текст учебника.

2.                   Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3.                   Подготовить сообщение на одну из тем:

1.                   Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2.                   Биологические ресурсы планеты.

3.                   Ресурсы мирового океана.

4.                   Рекреационные ресурсы.

5.                   Климатические и космические ресурсы.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о