Содержание

Правила приема бензовоза на АЗС


Сергей Чернов из Ярославля спрашивает:

Существуют ли какие-то общие правила приема бензовоза или для каждой АЗС это свои собственные нормы? Как определить, что машина принята и разгружена правильно?

Ответ нашего специалиста:

Правила приема бензовоза подчиняются общим положениям о работе с пожароопасными веществами. Каждая АЗС вправе добавлять вспомогательные меры безопасности, однако снижать качество проверки нельзя.

Перед сливом продукта

Нефтяные продукты, поступающие на АЗС, принимают согласно накладной, в которой указаны такие данные:

Прием нефтепродуктов на АЗС

Прием нефтепродуктов на АЗС

  • номер автомобильной цистерны;
  • объем продукции;
  • сорт и наименование – в соответствии с ГОСТом.

Документ выписывается в четырех экземплярах. Водитель обязан сдать на АЗС также сертификат качества нефти, в котором указаны технические условия или ГОСТ, а также качественные показатели. Сертификат должен иметь штамп и подпись ответственного специалиста.

В накладной и отчете смены АЗС записывают температуру нефти в цистерне до ее слива, а также время, когда цистерна налита. Перед получением нефти оператор должен провести ее анализ на предмет содержания воды и механических примесей. Проба, на баночке с которой указаны данные о нефти и аналитике, хранится до следующего заполнения резервуара нефтью. Если емкость опломбирована, проверять воду не нужно.

Если машина не оборудована градуированной таблицей, объем определяют по полноте заполнения. Она должна быть заполнена по планку на горловине. Если данные о наполнении машины нефтью не отличаются в накладной и по результатам проверки, оператор принимает товар и расписывается в накладной. Три экземпляра документа отдаются водителю.

Общая схема контроля бензовоза

Общая схема контроля бензовоза

Слив цистерны

Автомобильная цистерна должна быть заземлена перед началом слива согласно правилам приема бензовоза. Машина ставится по направлению движения автотранспорта и должна иметь свободный проезд на аварийные случаи.

Во время приема материалов нельзя находиться в кабине водителя, двигатель выключен, машина на ручном тормозе. После приема оператор должен убедиться в полном сливе. Во время передачи продукции оператор следит за наполнением резервуара и за тем, чтобы он не переполнился. Передачу нефти немедленно прекращают, если обнаружена утечка.

Что должен знать оператор АЗС

Принимать нефтяные продукты запрещено в таких случаях:

  • неисправная цистерна или сливное устройство;
  • отсутствует или нарушена пломба;
  • неправильно оформленные документы;
  • неполное заполнение цистерны;
  • наличие воды и механических примесей, а также другие несоответствия стандарту качества.

Когда запрещено принимать нефтепродукты на АЗС

Несоблюдение этих правил опасно приемкой некачественных материалов, потенциально опасных как для работников АЗС, так и для потребителей.

По окончании приема представитель администрации предприятия ставит пломбу на задвижке трубопровода. Документ об акте приема подписывается товарным оператором, оператором станции и представителем администрации.

Видео: Учебный фильм Газпромнефть АЗС


Королевы бензоколонки, или Как мы работали на "Газпромнефть"

Корреспонденты TUT.BY примерили на себя работу на автозаправке. За один день удалось побывать оператором третьего разряда, заправщиком и даже заместителем начальника АЗС. Кроме того, мы узнали, какое непростое дело – приемка бензовоза, и даже потрогали деньги одной крупной нефтяной компании.

- Только я очень прошу вас все-таки не создать на АЗС коллапс и не сбить стройную работу! – то ли в шутку, то ли всерьез попросил журналисток начальник управления розничных продаж "Газпромнефть-Белнефтепродукт" Борис Станецкий.

 
Мы пообещали прислушаться.
  

Журналисты называют это "испытано на себе". Топ-менеджеры крупных компаний процесс окунания с головой в непосредственно работу с покупателем именуют мудреным японским словом "гемба". Например, если забить в поисковик слова "гемба" и, например, "Газпромнефть", можно увидеть новости о том, как тот или другой высокий начальник этой компании на один день отправляется работать на АЗС и саморучно заправляет автомобили. Белорусских журналистов первыми на пространстве СНГ позвали сделать то же самое.

 
Инструкцию по технике безопасности проводят не для галочки

Утро 21 февраля. Начальник АЗС № 24 (на МКАД в районе Малиновки)

Михаил Никитин знакомит с правилами техники безопасности на автозаправке. Говорит, что они подразделяются на несколько частей. Первое – это пожарная безопасность. Само собой, на территории АЗС запрещено курить.

 
- Рабочая одежда сотрудников сшита из антистатического материала. В работе должны использоваться инструменты, от которых не может возникнуть искра. Ведра у нас алюминиевые, ключи – обмедненные или медные.
  

Начальник заправки предупреждает о том, что заливать топливо в баки стоит осторожно, не проливая его на автомобили, землю, одежду.

 
Второе, немаловажное, - это правила передвижения по АЗС. Михаил Никитин вспоминает, как на днях один водитель на огромной скорости на их заправке въехал в сугроб.

 
- По нашей территории автомобили должны двигаться со скоростью пять километров в час, однако редко кто такой режим соблюдает. Поэтому следует быть максимально осторожными при движении в зонах, куда может заехать автомобиль.
  

Рассказывает собеседник и о том, как пользоваться большущими огнетушителями, которые стоят возле колонок, раздающих топливо. Каждый из них весит 42 килограмма, но колесики позволяют легко подкатить его к очагу возгорания. Никогда не знаешь, когда будет необходимо использовать средства для тушения пожара.

- Мне когда-то давно пришлось самолично тушить колеса у автомобиля – сбил пламя песком, который находится здесь же, на виду.

 

Оператор: и кассир, и банкир, и приемщик бензовоза

Мы изучаем памятки для оператора АЗС и заправщика. В небольших листочках приведены речевые обороты, которые сотрудники автозаправки обязаны проговаривать. "Здравствуйте, добрый день, что вам угодно, слушаю вас…". Как говорится, нужное подчеркнуть. Оператору стоит повторять за клиентом номер колонки и количество заправленного топлива, произносить вслух сумму принятой наличности и озвучивать отсчитанную сдачу. Нужно интересоваться у клиента и тем, есть ли у него особая "карта лояльности", позволяющая накапливать баллы с каждой покупки, а потом менять их на все, что реализует АЗС, кроме алкоголя и табака. Кстати, всевозможные карточки отлично помогают сделать случайных клиентов постоянными - водитель будет искать на трассе именно заправку, карта клиента которой лежит в кармане. 
 
Журналиста TUT.BY записывают на сорок минут оператором АЗС 3 разряда, в стажеры к Наталье Рябовой. Одновременно работают два оператора. Они продают клиентам бензин, стеклоомыватели и прочие товары автомобильного (и не очень) толка. На компьютерах операторов – программа, которая позволяет проводить покупки по разным платежным системам. Многих водителей приходится рассчитывать по "Берлио" – электронной платежной системе, которой особенно активно пользуются дальнобойщики. Оплачивая бензин по "Берлио", водитель протягивает оператору не карточку, а особый брелок.

Другой водитель прямо при нас покупает два стеклоомывателя исключительно на накопленные баллы. Да и вообще буквально у каждого третьего на руках - бонусная карта.
 

Оператору нужно уметь вести расчеты в валюте, которую водители протягивают нередко. А еще же и подлинность каждой купюры нужно проверить.

 

Операторы работают, кажется, намного быстрей, чем кассиры в обычном магазине. Многим водителям даже не успевают проговаривать стандартные фразы – мужикам, которые заезжают на заправку на пару минут, некогда болтать. Подбежал к оператору, бросил на стол купюру и убежал. Такие суровые экземпляры не редки. Хорошо хоть, что номер колонки и бензина при этом называть не забывают…

 
Кроме обязанностей у кассы, оператор должен уметь принимать топливо из бензовоза (а процедура эта очень кропотливая, требующая внимания, – о ней подробнее мы расскажем ниже).

 

Одновременно с остальными обязанностями оператор – охранник. Он должен следить, чтобы посетители нет-нет, да и не прихватили доверчиво выставленный порой даже на улице товар. Такое, говорят, случается. Положено высчитывать украденное из зарплаты недосмотревших, однако руководители "Газпромнефть-Белнефтепродукта" в конце концов рассказали журналистам, что есть особая графа "списание на забывчивость клиента", к которой и относят порой исчезновение некоторых товаров. Опыт работы охранников на АЗС в Беларуси есть – у того же "Газпромнефть-Белнефтепродукта" они есть в штате на заправках в Гродно.

 

Режим работы операторов на АЗС – 12 часов. Однако иногда они соглашаются поработать и все 24. Правда, потом трое суток – отсыпные и выходные. Говорят, не хватает сотрудников. Однако сложно представить, как операторы выдерживают столько часов в таком режиме. Например, в 11 утра машин заправлялось вроде бы и немного, однако поток водителей у касс не заканчивался. Горячие часы здесь приходятся на завершение рабочего дня и на сутки перед очередным подорожанием топлива.

 
На наше замечание, высказанное уже после эксперимента в офисе предприятия, ответили, что режим работы у операторов и правда не очень простой. Однако "они же за это и зарабатывают хорошо". Сориентировать же нас по величине заработной платы на заправках "Газпромнефть-Белнефтепродукт" отказались.

 
Как замначальника АЗС печет пирожки

Вторая должность, опробованная нами на "Газпромнефть-Белнефтепродукте" - заместитель начальника АЗС. В круг обязанностей Натальи Батурчик входит приемка и выкладка товара, руководство операторами и даже… свежая выпечка. На автозаправках водители сегодня могут купить горячий кофе с горячей булочкой.

 

Вместе с Натальей Батурчик мы пробуем приготовить выпечку. Конечно, с тестом никто не возится – будущая выпечка хранится в замороженном виде. Печка делает настоящее чудо – за 20 минут мы получаем целый поднос ароматных круассанов, сырных булочек и штруделей со шпинатом и сыром "Фета". По словам Натальи, если определенный товар не пользуется особым спросом у водителей, то его изымают из продажи и пробуют, как пойдет новый. Так, автомобилисты уже "не одобрили" на этой АЗС сливочные булочки. 

Премудрости приемки бензовоза

Работу замначальника АЗС приходится прервать на половине, потому что приехал бензовоз. Обычно принимать его идет оператор, но сегодня с премудростями приемки бензовоза познакомит начальник станции.

 
Привезли 92-й бензин и дизельное топливо. На соответствующие колонки вешают таблички о том, что идет слив топлива. Одновременно и сливать топливо, и заправлять машины – нельзя. Начальник станции перво-наперво должен убедиться, что у водителя присутствуют все накладные. А потом – в том, что параметры привезенного топлива (плотность и температура) соответствуют тем, что указаны в накладной.

 

"Приемщик" поднимается на бочку бензовоза и проверяет, чтобы горловины были опломбированы. В руках у него при этом ничего не должно быть – инструменты, необходимые для забора привезенной жидкости на мини-экспертизу, подаются потом водителем бензовоза. Такие меры нужны для того, чтобы человек, полезший на бочки, мог держаться за поручни и стоять устойчивее.

 
- Никакой воды ни в бензовозах, которые к нам приезжают, ни в наших резервуарах с топливом нет, - утверждает Михаил Никитин. – Были времена, когда водители бензовозов, если нужно топливо, ухитрялись отливать себе канистрочку, а чтобы объем совпадал, выливать туда канистру воды. Такого сейчас, по крайней мере на наших заправках, нет. Конечно, если люди знают, что условия приемки топлива выдержаны строгие, то на эту АЗС они уже плохое топливо не повезут.
  

При нас начальник заправки покрывает метрошток особой водочувствительной мазью, которая должна розоветь, если в топливе есть примесь воды. Он опускает метрошток сначала в бочки бензовоза, а потом и в резервуары на АЗС. Мазь не розовеет. Совпадают с нормативными и показатели по плотности.
  

По словам сотрудников, резервуары в наше время очень хорошо защищены, так что, по сути, кадры в фильмах, где одна спичка взрывает всю заправку, во многом надуманы. Но пословицу о том, что береженого бог бережет, никто не отменял. Меры предосторожности применяются при приемке топлива очень серьезные. Например, до того как начать сливать бензин и дизтопливо, обязательно закрывается задвижка трубы ливневой канализации - чтобы в случае чего опасные вещества не попали в городской ливневый сток. И одновременно открывается задвижка в аварийный резервуар - чтобы в аварийной ситуации бензин и дизтопливо стекали именно туда.
 


Во время приемки и работник АЗС, и водитель бензовоза должны быть предельно внимательными.

- Был случай на одной заправке (не нашей, правда) несколько лет назад, когда водитель забыл закрыть крышку одну важную, в итоге 400 литров АИ-80 вылилось на землю. Ну что, водитель заплатил, - рассказывает начальник АЗС.

 

Пистолет в бак? Что вы, я сам

К сожалению, группе, в которой была журналист TUT.BY, вволю позаправлять машины не удалось - как раз когда выпало наше время, начался слив топлива. Те же, чья очередь наступала раньше, подержать в руках заправочные пистолеты успели.

Очень немногие водители позволяли оказать себе услугу и помочь с заправкой. Как рассказал заправщик Дмитрий Лубневский, чаще всего люди уверены, что это - платная услуга. Белорусы думают, что заправщик ждет от них либо оплаты, либо чаевых, что вовсе не так.

- Подходишь, хочешь открыть бак, а в ответ: "Нет-нет, я сам!". А уж в то, что мы и стекла моем бесплатно, им совсем сложно поверить.



По правилам, заправщик обязан подойти к автомобилю в течение 12 секунд. На практике выходит намного быстрее. Дмитрий - первокурсник БНТУ, учится по специальности "автосервис". На вопрос, что именно нравится в этой работе, отвечает - общение. 

Учет топлива на АЗС

Отпуск топлива, отслеживание его расхода и остатков на крупных сетевых АЗС уже давно отслеживается специализированными автоматизированными программно-аппаратными системами. Однако, на некоторых маленьких частных станциях, которые пока не могут использовать сверхсовременное оборудование, учет топлива все еще ведется вручную. Для этого используются специализированные инструкции и регламенты.

Особенности процесса

Все основные аспекты отслеживания движения реализуемой продукции ложатся на плечи самого владельца автозаправочной станции или ответственного смены. В случае ручного ведения статистики, он обязан руководствоваться общей официальной Инструкцией о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на АЗС.

Несмотря на то, что документ содержит полный перечень основных этапов, процесс осложняется одной важной особенностью ведения бизнеса: поставщики топлива на АЗС осуществляют оптовую продажу по весу, то есть в заявке указывается необходимое количество тонн продукции. В то же время розничные покупатели привыкли отсчитывать заливаемый в бак бензин в литрах – по объему. Отсюда возникает сложность, вызванная физическими особенностями среды: при разной температуре и давлении окружающей среды объем топлива меняется, но его масса при этом остается неизменной. Поэтому крайне желательно отслеживать основные показатели одновременно в двух системах расчетов.

Согласно вышеуказанной Инструкции, масса нефтепродуктов высчитывается как произведение его плотности на объем. Метод расчета называется, соответственно, объемно-массовым.

Для его применения необходимо определить количество продукции:

  • в трубопроводах,
  • в резервуарах (для каждого отдельно),
  • суммарно по маркам,
  • количество отпущенного продукта.

Приемка топлива

Основа правильного учета – качественная приемка партии с транспорта поставщика. Она производится на двух основаниях:

  1. Информации о марке, температуре, плотности, объеме и весе, указанной в накладной.
  2. Значениях, полученных при измерениях, произведенных непосредственно во время приемки. Чтобы можно было однозначно определить нехватку, измерения должны производиться при тех же условиях окружающей среды, что и загрузка транспорта на нефтебазе.

Обнаруженные расхождения между исходными и полученными данными фиксируются в актах недостачи. Они составляются в трех экземплярах: один отправляется вместе с водителем к поставщику, а два других остаются на станции – для хранения и прикрепления к отчету при закрытии смены.

Продажа

Продажа бензина на автозаправочной станции может производиться исключительно через ТРК, оборудованные приборами учета. Соответственно, расход запасов продукции каждого вида и марки высчитывается исходя из их показаний по вышеупомянутому объемно-массовому методу.

Проверки при сдаче смены

Основной персонал, ответственный за продажу бензина и ДТ, работает посменно, поэтому в момент сдачи обязанностей обязательно должна осуществляться дополнительная проверка всех основных показателей.

В отчете о проверке сдающим и принимающим фиксируются следующие моменты:

  • показатели приборов,
  • объем, реализованный за смену,
  • масса оставшихся нефтепродуктов в каждом резервуаре,
  • наличие погрешности в приборах для каждого ТРК и ее величина,
  • факт излишков или недостачи каждой марки бензина и ДТ, выявленный при сверке значений ТРК и собственных замеров.

Вышеперечисленные данные накопительно фиксируются в бухгалтерской ведомости. Ее итог подводится при очередной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации

Согласно Инструкции инвентаризация должна производиться 1 раз в месяц, чаще всего, первого числа.

Во время проведения инвентаризации сотрудниками измеряется объем остатков каждой марки бензина. На основании их и данных о плотности и температуре высчитывается масса. Полученные результаты сравниваются с накопительной ведомостью.

Излишки и недостачи фиксируются в специальной счислительной ведомости. Так как недостача свидетельствует об убытках, руководство может принять решение об их компенсации. Она может производиться двумя способами:

  • При объеме меньшем установленной нормы – убытки распределяются между собственниками.
  • При превышении нормы – взимаются равными долями со всех материально-ответственных лиц.

Важная особенность плотности нефтепродуктов

При ручном учете движения обычно используется так называемая средняя плотность топлива. Ее значение обычно рассчитывается на определенный период (например, на сезон) и изменяется после его окончания и проведения инвентаризации.

Средняя плотность – не что иное, как среднее арифметическое от измерений, полученных в результате всех проверок, включая ежедневную сдачу и приемку смены. Так как объем горючего зависит от температуры, полученное усредненное значение с помощью таблиц соответствий приводят к температуре +20 градусов.

Фактически все расчеты, произведенные на основании усредненной плотности, не являются достаточно верными для ведения бухгалтерии, так как расхождения с истинными значениями влияют на расчетное количество продукции, которое всегда будет расходиться с реальным. Таким образом, усредненную плотность можно рассчитывать исключительно для быстрого получения ориентировочных цифр.

Автоматизация

Ручные измерения достаточно сложны и неспособны дать высокой точности, поэтому современные АЗС используют автоматизированные программно-аппаратные средства.

На рынке доступно сразу несколько решений универсальных систем. За исключением разницы в интерфейсе и ряде незначительных дополнительных функций, все они предлагают следующие возможности:

  • отслеживание всех основных этапов: от поставок до реализации,
  • получение точных данных об остатках,
  • автоматизированное построение графиков наличия и расхода,
  • получение информации о количестве проданных товаров и предоставленных услуг,
  • изменение цен по времени,
  • получение актуальных показателей с ТРК,
  • отслеживание суммы в кассовом аппарате,
  • экспорт в 1С и аналоги,
  • автоматическое формирование отчетных документов,
  • ведение приходной и расходной документации.

Оснащение автозаправочной станции подобным оборудованием позволяет существенно упростить процесс учета и повысить точность получаемых данных. Кроме того, все современные системы предоставляют возможность дистанционного доступа к статистике работы, что позволяет объединить разрозненные точки продаж одного бренда в современную централизованную сеть с удобным контролем всех аспектов ее работы из офиса.

Именно поэтому крупные игроки рынка давно отошли от ручных проверок и пользуются исключительно автоматизированными решениями, позволяющими осуществлять контроль не только работы АЗС, но и нефтебаз и складов нефтепродуктов, а также транспорта, на котором они доставляются.

"Извините, идет прием топлива". Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты.

priem topliva 00    Нередко, приезжая на АЗС, сталкиваешься с табличкой "Извините, идет слив топлива". Бывает, что АЗС не работает полностью, бывает, только некоторые ТРК (топливораздаточные краны), тогда прямо на них закрепляются таблички: "Извините, идет прием топлива".

    Понятное дело, никто не ждет, пока его (топливо) откуда-то сольют и куда-то примут, а сразу отправляется на другую автозаправочную станцию.

    А на самом деле, что кроется за этой табличкой, как происходят те самые, невидимые клиентам, слив и прием топлива?

priem topliva 01

    Задавшись такими и другими вопросами и предварительно оговорив время прибытия бензовоза, Татьяна Кудряшова из "Лидской газеты" отправилась на одну из автозаправочных станций "Белоруснефть", обслуживаемых ОАО "Лиданефтепродукт", – в Цыборы.

    Компьютер знает, хватает ли топлива на АЗС

    До того, как нефтепродукты приехали, с процессами их контроля и приемки корреспондента теоретически ознакомили начальник цеха АЗС ОАО "Лиданефтепродукт" Юрий Рымко, начальник производственно-технического отдела предприятия Виталий Гурьян, мастер, отвечающий за работу этой АЗС, Тадеуш Табола.

    Перед тем как отправить бензовоз на определенную АЗС, существуют предварительные мероприятия. Во-первых, график, который формируется диспетчерской службой, исходя из информации об остатках. Чтобы работа была бесперебойной, в резервуарах должен находиться трехдневный запас. Диспетчер с помощью компьютера видит на расстоянии, сколько и чего не хватает на конкретной АЗС, после отправляется электронная накладная, а количество и время еще раз согласовываются с оператором АЗС, который, кстати, тоже видит на экране компьютера, в каком резервуаре сколько определенного вида топлива.

    Сегодня мы будем заполнять два резервуара: с АИ-92 и дизельным топливом. Вот и бензовоз.

    ЧП не будет

    Водителя бензовоза Дмитрия Граховского встречаем за стойкой оператора. Он отдает накладные на бумажном носителе, которые дублируют электронные. Оператор сверяет: все точно, как в аптеке. Далее возвращаемся к бензовозу. Он может стоять только там, где стоит, – на специальной площадке. Где-то там и резервуары.

    Первым делом оператор (кстати, он должен быть в спецодежде определенного образца и даже иметь каску) проверяет, поставил ли водитель под колеса противооткатные упоры. Есть. Второе правило – пломба на ящике. В порядке. Ящик, за дверцей которого находятся большущие краны, открывается, и начинает действовать третье правило – заземление. Проще говоря, проволока цепляется за металлическую часть крана и соединяется со специальным столбиком на площадке. Это одна из необходимых мер предосторожности.

priem topliva 01

    Есть и другие. Например, до начала приема топлива обязательно надо открыть кран аварийного резервуара. Зачем? Казалось бы, незачем. Ведь требуемое количество топлива уже несколько раз перепроверено до грамма. В резервуар из бензовоза его попадет ровно столько, сколько заказано. Все подсчитала автоматика. Но мало ли что. В общем, кран аварийного резервуара открывается на непредвиденный случай перелива топлива. Если такое вдруг произойдет, то нефтепродукты не разольются по территории, а попадут в аварийное отверстие. Но даже если и хлынет бензиновый поток, все равно реки не получится, так как и на самой площадке, под бензовозом, зарешеченные аварийные отверстия, куда и попадет топливо.

    Можно ли "развести" топливо?

    Поговорим о "разбавлении" бензина. В обязанности оператора, принимающего топливо, входит и такая проверка. Вот тут Александру и требуется каска, так как придется залезать вверх, на цистерну. Люки там тоже опломбированы. В руках у Александра специальная штука, типа автомобильного щупа для проверки уровня масла. Выглядит как полутораметровая (примерно) металлическая линейка с делениями. Перед тем как опустить ее в люк, на кончик ее наносится специальная смазка-индикатор. Это для того, чтобы узнать, присутствуют ли в цистерне вода и другие непредусмотренные вещества. Если да, то смазка должна приобрести малиновый цвет. Нет, цвет остался прежним. Чтобы все-таки продемонстрировать, что индикатор в порядке, на него капают водой, цвет смазки мгновенно меняется.

priem topliva 01

    Почему так долго?

    Прием топлива происходит долго. Казалось бы, нацепил рукава – и вперед. Очень много степеней контроля. Впрочем, всё для нас же, клиентов.

    Оттуда же, из цистерны, оператор берет пробу для проверки качества, плотности, температуры. Все эти параметры определяются специальным прибором, похожим на обыкновенный градусник. Называется – ареометр. Для каждого вида топлива свой прибор. Затем проверенные пробы в запечатанном виде хранятся в специальном шкафчике до полной реализации данной партии нефтепродуктов.

    Далее водитель и оператор закрепляют рукава, идущие от бензовоза к кранам резервуаров, проверяется надежность и дается команда на слив. Наконец!

    Потом все происходит в обратном порядке: отсоединить рукава, закрыть кран аварийного резервуара, смотать проволоку заземления и так далее. Все по правилам. Они расписаны четко и очень подробно в документе, который называется "Порядок учета нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске на АЗС "Белоруснефть".

priem topliva 01

"Извините, идет прием топлива". Как журналист принимал на АЗС нефтепродукты.

priem topliva 00    Нередко, приезжая на АЗС, сталкиваешься с табличкой "Извините, идет слив топлива". Бывает, что АЗС не работает полностью, бывает, только некоторые ТРК (топливораздаточные краны), тогда прямо на них закрепляются таблички: "Извините, идет прием топлива".

    Понятное дело, никто не ждет, пока его (топливо) откуда-то сольют и куда-то примут, а сразу отправляется на другую автозаправочную станцию.

    А на самом деле, что кроется за этой табличкой, как происходят те самые, невидимые клиентам, слив и прием топлива?

priem topliva 01

    Задавшись такими и другими вопросами и предварительно оговорив время прибытия бензовоза, Татьяна Кудряшова из "Лидской газеты" отправилась на одну из автозаправочных станций "Белоруснефть", обслуживаемых ОАО "Лиданефтепродукт", – в Цыборы.

    Компьютер знает, хватает ли топлива на АЗС

    До того, как нефтепродукты приехали, с процессами их контроля и приемки корреспондента теоретически ознакомили начальник цеха АЗС ОАО "Лиданефтепродукт" Юрий Рымко, начальник производственно-технического отдела предприятия Виталий Гурьян, мастер, отвечающий за работу этой АЗС, Тадеуш Табола.

    Перед тем как отправить бензовоз на определенную АЗС, существуют предварительные мероприятия. Во-первых, график, который формируется диспетчерской службой, исходя из информации об остатках. Чтобы работа была бесперебойной, в резервуарах должен находиться трехдневный запас. Диспетчер с помощью компьютера видит на расстоянии, сколько и чего не хватает на конкретной АЗС, после отправляется электронная накладная, а количество и время еще раз согласовываются с оператором АЗС, который, кстати, тоже видит на экране компьютера, в каком резервуаре сколько определенного вида топлива.

    Сегодня мы будем заполнять два резервуара: с АИ-92 и дизельным топливом. Вот и бензовоз.

    ЧП не будет

    Водителя бензовоза Дмитрия Граховского встречаем за стойкой оператора. Он отдает накладные на бумажном носителе, которые дублируют электронные. Оператор сверяет: все точно, как в аптеке. Далее возвращаемся к бензовозу. Он может стоять только там, где стоит, – на специальной площадке. Где-то там и резервуары.

    Первым делом оператор (кстати, он должен быть в спецодежде определенного образца и даже иметь каску) проверяет, поставил ли водитель под колеса противооткатные упоры. Есть. Второе правило – пломба на ящике. В порядке. Ящик, за дверцей которого находятся большущие краны, открывается, и начинает действовать третье правило – заземление. Проще говоря, проволока цепляется за металлическую часть крана и соединяется со специальным столбиком на площадке. Это одна из необходимых мер предосторожности.

priem topliva 01

    Есть и другие. Например, до начала приема топлива обязательно надо открыть кран аварийного резервуара. Зачем? Казалось бы, незачем. Ведь требуемое количество топлива уже несколько раз перепроверено до грамма. В резервуар из бензовоза его попадет ровно столько, сколько заказано. Все подсчитала автоматика. Но мало ли что. В общем, кран аварийного резервуара открывается на непредвиденный случай перелива топлива. Если такое вдруг произойдет, то нефтепродукты не разольются по территории, а попадут в аварийное отверстие. Но даже если и хлынет бензиновый поток, все равно реки не получится, так как и на самой площадке, под бензовозом, зарешеченные аварийные отверстия, куда и попадет топливо.

    Можно ли "развести" топливо?

    Поговорим о "разбавлении" бензина. В обязанности оператора, принимающего топливо, входит и такая проверка. Вот тут Александру и требуется каска, так как придется залезать вверх, на цистерну. Люки там тоже опломбированы. В руках у Александра специальная штука, типа автомобильного щупа для проверки уровня масла. Выглядит как полутораметровая (примерно) металлическая линейка с делениями. Перед тем как опустить ее в люк, на кончик ее наносится специальная смазка-индикатор. Это для того, чтобы узнать, присутствуют ли в цистерне вода и другие непредусмотренные вещества. Если да, то смазка должна приобрести малиновый цвет. Нет, цвет остался прежним. Чтобы все-таки продемонстрировать, что индикатор в порядке, на него капают водой, цвет смазки мгновенно меняется.

priem topliva 01

    Почему так долго?

    Прием топлива происходит долго. Казалось бы, нацепил рукава – и вперед. Очень много степеней контроля. Впрочем, всё для нас же, клиентов.

    Оттуда же, из цистерны, оператор берет пробу для проверки качества, плотности, температуры. Все эти параметры определяются специальным прибором, похожим на обыкновенный градусник. Называется – ареометр. Для каждого вида топлива свой прибор. Затем проверенные пробы в запечатанном виде хранятся в специальном шкафчике до полной реализации данной партии нефтепродуктов.

    Далее водитель и оператор закрепляют рукава, идущие от бензовоза к кранам резервуаров, проверяется надежность и дается команда на слив. Наконец!

    Потом все происходит в обратном порядке: отсоединить рукава, закрыть кран аварийного резервуара, смотать проволоку заземления и так далее. Все по правилам. Они расписаны четко и очень подробно в документе, который называется "Порядок учета нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске на АЗС "Белоруснефть".

priem topliva 01

Как воруют топливо с бензовоза.

Наши клиенты обращаются к нам с запросами по контролю расхода топлива для бензовозов. В этой статье мы хотим рассказать о стандартных случаях воровства топлива при приемке топлива с бензовозов, тем самым обманывается владелец (получатель) топлива.

Существует несколько способов приёма топлива:

Первый, когда всё контролирует специальный человек, который ездит с бензовозом, сам делает замеры и сам за всё отвечает - в этом случае, никому ничего не перепадёт.

Второй вариант, когда все делают заправщики под чутким руководством начальства. Тут уже возможны варианты.

Третий способ, это когда бензовоз приезжает сам, заправщики сами всё сливают и делают замеры, а начальство только иногда присутствует. Этот вариант открывает невиданные просторы для различного рода махинаций с топливом. Рассмотрим более детально этот вариант.

Итак, звонит начальство и говорит, что сегодня будет бензовоз, который привезёт топлива. Приемщик в первую очередь замеряет текущий уровень топлива в приемных ёмкостях. Если он знал о бензовозе заранее, то он можете нагло слить из ёмкости пару канистр топлива и ждать прихода бензовоза. При замере остатков (до приема) приемщик просто добавляете к замеру недостающее количество литров равное объему украденного топлива, а второй замер (после приёма топлива) делает правильно. В результате недостача образуется якобы у водителя бензовоза.

Следующий момент - уровень топлива в бензовозе. Он должен быть не ниже определённой планки прикрученной к стенке горловины верхнего люка. Эта планка на самом деле легко передвигается в верх и вниз с помощью отвёртки, но это уже заработок водителя бензовоза. Если водитель замешкался и привёз топливо значительно ниже планки, то можно либо приемщик сообщает начальству и не принимает бензовоз, либо закрывает на это глаза и вешает эт недостачу на предприятие. Но естественно так не делается не договорившись предварительно с водителем бензовоза (он сливает по пути топливо и делится деньгами с приемщиком, который принимает бензовоз с недостачей).

Следующий этап, это действия после слива топлива из бензовоза.
Если бензовоз без продувки, а ёмкости не вкопаны а стоят на земле (выше уровня земли), то нужно сливать оставшееся топливо из шлангов в металлические вёдра, и вручную переливать в ёмкость. Самый простой и естественный способ, это оставить бензин в ведре и продать знакомому таксисту, либо слить попозже в канистру и так же в последствии продать.
Способ как прост, так и опасен тем, что после приёма бензовоза начальство пройдясь по территории найдет ведра. Естественно, все отставленные вёдра прекрасно видит водитель бензовоза, но если приемщик закрываете глаза на его дела, то он естественно ничего не заметит.
Во-вторых, нужно залезть на бензовоз и убедиться что в секции пусто и нет луж топлива. Естественно, если приемщик договорился с водителем, то можно немного и оставить, а он потом с вами расплатится.
В-третьих, нужно проследить что бы водитель спустил всё топливо из системы. Дело в том, что в трубах под бензовозом остаётся до 30-ти литров топлива! После слива топлива, водитель может просто собрать свои шланги и уехать, увозя с собой эти самые 30 литров, которые он сольёт чуть позже.
В-четвёртых, после того как всё сделали и отпустили бензовоз, нужно сделать замеры топлива в ёмкостях. Фактическое количество принятого топлива рассчитывается очень просто. От количества после бензовоза отнимаем количество топлива перед ним. Если заправщик производил какие либо махинации описанные ранее, то ему нужно подкорректировать замер.

Если бензовоз сливает топливо для нескольких клиентов сразу (поочередно), тогда с закрытыми глазами можно уверенно утверждать что будет недостача топлива, в каких объёмах будет недостача зависит от жадности приемщиков и водителя бензовоза. Мы знаем примеры когда во время слива одного полного бензовоза на двух предприятиях недостача составляла от 100л. на одну тонну слитого топлива. Как утверждают "сторожилы" - это вполне нормальная цифра, к ней все привыкли и она всех устраивает. За счет кого компенсируется эта сумма недостачи остается только догадываться, но при любых обстоятельствах - продавец никогда не несет эти затраты.

Если продолжить далее процесс кражи топлива, а это во время раздачи. То эта цифра в сто литров уже кажется и не такой большой, ведь во время хранения топливо испаряется, происходит утряска и т.д. А все эти затраты несет предприятие, что в конечном итоге сказывается на себестоимости продукции и доходности самого предприятия.

Напрашивается вопрос - как же быть? что делать чтобы избежать такого?

Компания Прок предлагает решение по контролю за приемкой/раздачей топлива с бензовозов - проточные расходомеры для бензовозов с овальными шестернями серии OGM. Это недорогие, доступные любому предприятию расходомеры способны обеспечить учет расхода топлива в широком диапазоне измерения. Погрешность расходомеров для бензовозов составляет 0,5%. Данные расходомеры предназначены для внутрихозяйственного ведения учета. С применением этих расходомеров топлива предприятие сможет решить проблему кражи топлива недобросовестными сотрудниками, и защитит себя от махинаций со стороны водителей бензовозов.

Также расходомеры топлива серии OGM обеспечивают учет раздачи топлива с бензовозов, цистерн, мини АЗС - это обеспечивает контроль за расходом, и правильностью выдачи/списания топлива для транспорта предприятий.

Еще одним из решений, по контролю за раздачей топлива на предприятии, которые представляет компания Прок является Топливозаправочный пистолет со встроенным счетчиком. Это конструктивно удобное и практическое оборудование позволяет с максимальной точностью (без остатка топлива в топливных рукавах) контролировать объём заправленного топлива. Доступная цена, высокая точность измерения, надежность и легкость в эксплуатации - делает это решение самым практичным.

Специалисты компании Прок - представляют максимум решений по контролю приемки/раздачи топлива с бензовозов, цистерн, бочек, мини АЗС.

Как правильно принять бензовоз на азс

Автомобилистам и работникам АСЗ посвящается

Приём бензовоза или куда деваются литры?

В этот раз я расскажу как заправщики обманывают начальников АЗС при приёме бензовоза. Итак, данное действо является хорошо поставленной комедией, в которой участвуют три стороны: заправщики, водитель бензовоза и начальство АЗС. Существует несколько способов приёма топлива. Первый, когда всё контролирует специальный человек, который ездит с бензовозом, сам делает замеры и сам за всё отвечает.

В этом случае, никому ничего не перепадёт. Второй вариант, когда все делают заправщики под чутким руководством начальства. Тут уже возможны варианты. И третий способ, это когда бензовоз приезжает сам, заправщики сами всё сливают и делают замеры, а начальство только иногда присутствует. Этот вариант открывает невиданные просторы для различного рода махинаций с топливом. На нашей заправке всё обстоит именно таким образом. С третьего варианта и начнём.

Итак, вам звонит начальство и говорит, что сегодня будет бензовоз, который привезёт несколько видов топлива. После обеда он приезжает и вы начинаете процедуру приёма. Во-первых, нужно замерить текущий уровень топлива в ёмкостях на АЗС. Если вы знали о бензовозе (например, вычислили по малому остатку бензина или слышали от начальства на прошлой смене), то с утра вы можете нагло слить из ёмкости пару канистр топлива и работать с недостачей до прихода бензовоза. При замере остатков вы просто добавляете к замеру недостающее количество мм равное обьему украденного топлива, а второй замер (после приёма топлива) делаете правильно. В результате недостача образуется у водителя бензовоза.
Во-вторых, залазим на бензовоз и смотрим уровень топлива. Он должен быть не ниже определённой планки прикрученной к стенке горловины верхнего люка. Эта планка на самом деле легко передвигается в верх и вниз с помощью отвёртки, но это уже заработок водителя бензовоза. Если он замешкался и привёз топливо значительно ниже планки, то можно либо позвонить начальству и не принимать бензовоз, либо закрыть на это глаза и повесить недостачу на следующую смену подкорректировав замеры при приёме и на следующий день при пересменке. Но естественно так не делается не договорившись предварительно с водителем бензовоза (он сливает по пути топливо и делется с вами деньгами, а вы принимаете бензовоз с уровнем ниже планки).

В-третьих, меряем плотность и температуру. Чем холодней бензин, тем он плотнее и его становится меньше в бензовозе. Пример. На нефтебазе залили бензин по уровень при температуре 10 градусов тепла. Пока он к вам доехал, он остыл на 2 градуса и его плотность увеличилась (он сжался от холода). В результате в секции бензовоза бензина стало меньше на 20 литров и поверхность бензина естественно не достаёт до планки на несколько сантиметров. Идея в том, что бы искусственно занизить температуру и плотность что бы обосновать меньшее количество бензина чем должно было бы быть. Таким способом можно корректировать количество топлива в бензовозе (при сговоре с водителем, уменьшая температуру), а так же покрывать будущие недостачи, когда топливо крадётся после приёма (завышая температуру).
После вышеперечисленного вы подключаете вместе с водителем шланги и начинаете слив топлива из бензовоза к вам в ёмкости.

35 Comments

re> искусственно занизить температуру и плотность
имеется в виду, что температура в отчёт пишется с меньшим значением, хотя на самом деле она выше.

В один из дней, примерно через день после приема, плотность упала примерно на 15 уд., а взлив ос




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *