Содержание

Статья: Налогообложение в различных странах: история возникновения и развития

«Аудиторские ведомости», 2010, N 7
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ:
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Исследуются исторические корни налогообложения в различных странах — от Древнего мира до XX в. Проанализированы пути трансформации различных систем налогообложения, показаны их характерные особенности.
Зарождение аналогов современной налоговой системы произошло достаточно давно. Потребность в формировании публичных фондов существовала уже в первобытном мире, когда эти нужды покрывались путем различного рода безвозмездных изъятий, часть из которых вполне может быть названа прототипами налогов. История налогообложения значительно старше истории самого государства. Следует согласиться, что различные формы регулярных сборов, податей, даней и других платежей, имеющих налоговую природу, возникли задолго до появления государства в классическом его понимании [1, с. 6]. В этом смысле государство «пришло» на хорошо подготовленную почву. Перераспределительные механизмы в целях обеспечения публичных нужд появились намного ранее государства и во многом подготовили возникновение последнего, заранее создав (в прямом и переносном смысле) «питательную среду» для существования государственной бюрократии [2].

Становление хозяйственных систем Древнего мира и Средних веков отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Действительно, при несложном государственном устройстве, слабом развитии общественных потребностей и удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями подданных налоги или вовсе не были нужны, или имели очень скромное значение в государственном хозяйстве [3, с. 235]. На этом этапе налоги и механизмы их взимания существуют в зачаточном состоянии [3].
Согласно некоторым источникам одно из первых упоминаний о налогах относится к временам Древнего Египта, где обязанностью главного сановника, осуществлявшего центральное управление в период Нового царства (XVI — XII вв. до н.э.), помимо прочего было внесение быков в податные списки. Введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором податей ведали жрецы храмов [4, с. 32].
Однако существуют свидетельства более ранних налоговых установлений. Так, в одной из работ признанного китаеведа Н.Я. Бичурина (1777 — 1853 гг.) говорится: «В 2280 — 2270 гг. до н.э. князь Юй выравнивал земли для посева хлебов и облагал сии земли налогами, сообразно качествам почвы и местным произведениям. После чего он сделал новое разделение империи на девять округов, а округи разделил на уезды. В самой средине государства отмежевал четвероугольный участок земли, имевший 1000 ли в поперечнике. Касательно налогов постановил, чтобы на первой сотне ли от центральной точки во все стороны представляли подать целиком, т.е. снопами с соломою и колосьями; на второй сотне представляли срезки, т.е. колосья без соломы; на третьей сотне вносили солому и исправляли повинность в доставке хлеба; на четвертой сотне взносили просо, на пятой — пшено, то есть ободранное просо» [5, с. 145].
Во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии основы налогообложения были закреплены в законах Ману в виде рекомендаций правителю по сбору доходов: «царь должен получать малыми долями дань со своего царства» [6, с. 49]. В пользу государства взимались 2% скота и золота, 12,5% зерна, масла и меда. Порядок налогообложения различался с учетом кастовой принадлежности — брамины, например, были освобождены от всех повинностей. Этой привилегией пользовались также жители приграничных и низкоурожайных местностей.
В IV в. до н.э. в централизованной Китайской империи впервые был издан письменный закон, вводивший налог на землю. Он уплачивался зерном, для его взимания действовала перепись населения. Отметим, что ставка этого налога увеличивалась и в течение нескольких десятилетий достигла уровня 2/3 урожая. Это вынуждало подданных укрываться в горах и болотах, иногда целыми общинами во главе с советом старейшин. Там они были недосягаемы для чиновников и не могли быть занесены в список тяглых [7, с. 203].
В целом налоги древности существовали в виде бессистемных платежей («поборы вместо сборов»), они взимались по мере необходимости и носили преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.
В Римской империи и Афинах в мирное время налоги не взимались, и их введение обусловливалось подготовкой к войне. Обложение налогом осуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). Введение в VII — VI вв. до н.э. в Древней Греции налога в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов позволило собирать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение городских укреплений, строительство храмов, водопроводов, дорог, организацию праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время в Афинах считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов, однако это компенсировалось добровольными пожертвованиями состоятельных афинян, взносами членов Афинского морского союза, а также введением Советом или Народным собранием города чрезвычайных налоговых отчислений на крупные публичные расходы.
Более подробного рассмотрения заслуживает налоговая система Древнего Рима, ибо она является одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии с их достатком на основании клятвенного заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет специально избранными чиновниками-цензорами.
В IV — III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые колонии. Это требовало изменения налоговой системы. Наряду с общегосударственными налогами вводились местные. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния жителей. Примечательно, что римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение провинций определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания.
Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, на Сицилии, когда она в 227 г. до н.э. стала провинцией Рима. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла контролировать. Результатом стали коррупция, злоупотребление полномочиями, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). Кардинальная налоговая реформа привела к введению первого всеобщего налога (так называемый трибут). Для контроля за его сбором во всех провинциях были созданы финансовые учреждения. Значительно сужались услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержащий данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния.
Главным источником доходов римских провинций служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно: налог с оборота (обычно по ставке 1%), налог с оборота при торговле рабами (по ставке 4%) и налог на освобождение рабов (по ставке 5% их стоимости). В 6 г. н.э. император Август ввел налог на наследство по ставке 5%. Он взимался лишь с граждан Рима. Налог носил целевой характер — полученные средства направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных солдат.
Государственные финансовые органы напрямую налоги с граждан не взимали. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска. Уже в Римской империи налоги не только выполняли фискальную функцию, они служили также дополнительным стимулятором развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Интересно, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы к их установлению сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современных государств, то обращает на себя внимание схожесть целого ряда платежей. Всего же, по подсчетам исследователя Ульриха Вилькена (1862 — 1944 гг.), в Риме взималось 213 разных статей налогов (см. Энциклопедия налогов//http://tax-nalog.km.ru/view/).
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. Заметим, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами: эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 — 79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос, не совестно ли ему взимать этот налог.
Ряд хозяйственных традиций Древнего Рима перешел к Византии. В ранневизантийскую эпоху (до VII в. включительно) существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов (освобождавший от воинской повинности), пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 — 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов. Византия была одним из первых государств, где начал взиматься «налог на роскошь»: этот налог уплачивался собственниками зданий, которые превышали установленные размеры. Подданные называли его «налогом на воздух». Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Надо отметить, что такое обилие, тяжесть и единовременный характер сборов отнюдь не привели к финансовому процветанию Византийской империи. Напротив, следствием чрезмерного налогового бремени стали сокращение налоговой базы, а затем и финансовые кризисы, ослабившие мощь государства, которое в 1204 г. было завоевано крестоносцами.
В Китае к XIV в. вследствие обширности земельных владений (по учетным записям — около 8 507 000 цин (цин — 100 му, му — приблизительно 4,6 акра)) существовала развитая система взимания поземельного налога. После создания в 1356 г. Управления пахотными полями (интяньсы) началось составление реестровых списков налогоплательщиков. Наиболее полный реестр был составлен в 1381 г. — так называемый Желтый реестр. Сложно даже представить, насколько огромной и кропотливой была эта работа, если учесть, что население Китая к концу XIV в. составляло 60 млн жителей. В дополнение в 1387 г. провели всеобщий обмер земель и составили подробный земельный кадастр со схемами — чертежами полей. Каждые 10 лет реестр пересматривался. В основу налоговых платежей была положена система «двух налогов» (лян шуй) — летнего и осеннего. Уплачивались они натурой — теми видами продукции, которые выращивались в данной местности, и преимущественно зерном. С каждого му государственной земли полагалось около 5,9 л зерна, с частной — 3,5 л. Однако на практике эти налоговые ставки колебались в зависимости от местных условий, к тому же менялись со временем. К 1430 г. на государственных землях они составляли уже от 10,7 до 107,3 л с каждого му. Кроме налогов крестьяне и не входившие в учено-служилое сословие землевладельцы обязаны были нести, как и в прежние времена, трудовые повинности. Они разделялись на подворные, подушные и дополнительные. Столь заметное усиление налогового бремени, неэффективность взимания налогов с отдаленных от центра земель (когда крестьяне вынуждены были преодолевать сотни километров, чтобы внести положенный сбор, теряя в пути вьючных животных и ослабевая физически) и, как следствие, — массовые недовольства и бегство крестьян с земли — все это привело в конце XV в. к серьезному обострению финансового положения империи и шаткому положению правительства. Однако эти глубокие негативные процессы, хотя и сильно ослабили государство, не стали причиной его распада, а тем более краха, как это произошло в Византии. Можно предположить, это было связано с такими национальными особенностями, как историческая чистота этноса, его консолидированность и культурная закрытость общества.
В Европе вплоть до XVI — XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Указанная тенденция носила характер всеобщий, и нужно отдать должное тому, что отдельные достижения в области налогообложения вошли в историю задолго до этого периода. Например, еще в 1494 г. в Италии была опубликована первая бухгалтерская книга, в которой описывался метод двойной записи, — этот способ финансовой отчетности итальянцы начали использовать за 100 лет до появления книги «Summa de Arithmetica, Geometrica, Proportioni et Proportionalita», автором которой был Фриар Лука Пачиоли. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли верховным правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались откупщики, которые выкупали свое право взимать установленные налоги у государства,

Вопрос: Работник находится на больничном и появился на автотранспортном предприятии в нетрезвом виде. Может ли организация его уволить? Можно ли прекратить с этого дня выплату пособия по временной нетрудоспособности? (‘Аудиторские ведомости’, 2010, n 7)  »

Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

  1. Возникновение и развитие налогообложения.

  2. Развитие налогообложения в России.

  3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

  1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения. 

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

  По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам. 

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV — III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией. 

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. — 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003. 

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI — XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период. Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 — 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. 

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 — 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 — 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

История возникновения налогов

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.
Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме. он состоял из Рима и прилегающих городов. В мирное время затраты на их содержание были минимальными, а вкладывать собственные средства в управление государства было почетно.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить. исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.
Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.
После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.
Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

от Древних времен до XVIII века

(Елинский А. В.) («Финансовое право», 2006, N 5)

ИЗ ИСТОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА

А. В. ЕЛИНСКИЙ

Для того чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до него.

А. И. Герцен (1812 — 1870) «Письма об изучении природы» (1846)

Елинский А. В., адъюнкт ВНИИ МВД России, слушатель Дипломатической академии МИД России.

Налоги в качестве основного источника покрытия общественных затрат исторически присущи государству как публичному образованию, нуждающемуся в постоянном финансовом обеспечении своего функционирования. Есть все основания согласиться с английским исследователем А. Порки, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно, ибо государство есть дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечом — в другой» <*>. ——————————— <*> См.: Porky A. The History of Taxation. London: ABC Press, 1989. P. 3.

По словам другого английского экономиста С. Паркинсона, «налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников» <*>. ——————————— <*> См.: Паркинсон С. Закон и доходы. М.: ПКК «Интерконтакт», 1992. С. 14 — 15.

Действительно, налогообложение возникло и развивалось вместе с государством. На самых ранних этапах становления социальной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Специалистами условно выделяются несколько этапов в историческом развитии налогообложения. Мы будем применять периодизацию, которую предложил профессор И. И. Кучеров <*>. Не претендуя на комплексное изучение всей истории налогообложения, мы рассмотрим лишь основное содержание начальных трех периодов — от первых упоминаний о налогах до конца XVIII в. ——————————— <*> См.: Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.

Первоначальный период, включающий становление хозяйственных систем Древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Действительно, как отмечает профессор С. И. Иловайский, при несложном государственном устройстве, при слабом развитии общественных потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями подданных налоги или вовсе не были нужны или имели очень скромное значение в государственном хозяйстве <*>. ——————————— <*> См.: Иловайский С. И. Учебник финансового права. Одесса, 1904 // http://www. allpravo. ru/library/doc4396p0/instrum4397/print4417.html.

На этом этапе налоги и механизмы их взимания существуют в зачаточном состоянии. Согласно некоторым источникам <*> одно из первых упоминаний о налогах относится к временам Древнего Египта, где обязанностью главного сановника, осуществлявшего центральное управление в период Нового царства (XVI — XII вв. до н. э.), помимо всего прочего, было внесение быков в податные списки. Введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором податей ведали жрецы храмов. ——————————— <*> См.: Егер О. Древний мир // Всемирная история. Т. I. СПб.: Спец. лит., 1997. С. 32.

Однако существуют свидетельства более ранних налоговых установлений. Так, в одной из работ признанного китаеведа Н. Я. Бичурина (1777 — 1853) говорится: «В 2280 — 2270 гг. до н. э. князь Юй выравнивал земли для посева хлебов и облагал сии земли налогами, сообразно качествам почвы и местным произведениям. После чего он сделал новое разделение империи на девять округов, а округи разделил на уезды. В самой средине государства отмежевал четвероугольный участок земли, имевший 1000 ли в поперечнике. Касательно налогов постановил, чтобы на первой сотне ли от центральной точки во все стороны представляли подать целиком, то есть снопами с соломою и колосьями; на второй сотне представляли срезки, то есть колосья без соломы; на третьей сотне вносили солому и исправляли повинность в доставке хлеба; на четвертой сотне взносили просо, на пятой — пшено, то есть ободранное просо» <*>. ——————————— <*> См.: Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайской империи (в двух частях). М.: Восточный дом, 2002. С. 145.

Во второй половине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии основы налогообложения были закреплены в Законах Ману в виде рекомендаций правителю по сбору доходов: «царь должен получать малыми долями дань со своего царства» <*>. В пользу государства взимались: 2% скота и золота, 12,5% зерна, масла и меда. Порядок налогообложения различался с учетом кастовой принадлежности — брамины, например, обладали иммунитетом от всех повинностей. Этой привилегией пользовались также жители приграничных и низкоурожайных местностей. ——————————— <*> См.: Тарасов П. И. Очерк науки финансового права. Введение. Общая часть. Особенная часть. Ярославль, 1883. С. 34.

В IV вв. до н. э. в централизованной Китайской империи впервые издается письменный закон, вводивший налог на землю. Он уплачивался зерном, для его взимания действовала перепись населения. Нужно отметить, что ставка этого налога увеличивалась и в течение нескольких десятилетий достигла уровня 2/3 урожая. Это вынуждало подданных укрываться в горах и болотах, иногда целыми общинами во главе с советом старейшин. Там они были недосягаемы для чиновников и не могли быть занесены в список тяглых <*>. ——————————— <*> См.: Зиновьева Е. М. «Центр» и «места» в политической культуре традиционного Китая // Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР / Отв. ред. М. Л. Титаренко, Л. С. Переломов. М.: Наука, 1994. С. 203.

В целом налоги древности существовали в виде бессистемных платежей («поборы вместо сборов»), они взимались по мере необходимости и носили преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налоги не взимались, и их введение обусловливалось подготовкой к войне. Обложение налогом осуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). Введение в VII — VI вв. до н. э. в Древней Греции налога в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов позволило собирать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение городских укреплений, строительство храмов, водопроводов, дорог, организацию праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время в Афинах считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов, однако это компенсировалось добровольными пожертвованиями состоятельных афинян (т. н. литургии), взносами членов Афинского морского союза, а также введением Советом или Народным собранием города чрезвычайных налоговых отчислений на крупные публичные расходы. Более подробного рассмотрения заслуживает налоговая система Древнего Рима, ибо она является одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании клятвенного заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет специально избранными чиновниками-цензорами. В IV — III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые колонии. Это требовало изменения налоговой системы. Наряду с общегосударственными налогами вводились местные. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния жителей. Примечательно, что римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение провинций определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла контролировать. Результатом стали коррупция, злоупотребление полномочиями, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Кардинальная налоговая реформа привела к введению первого всеобщего налога (т. н. трибут). Для контроля за его сбором во всех провинциях были созданы финансовые учреждения. Значительно сужались услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния. Главным источником доходов римских провинций служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно: налог с оборота (обычно по ставке 1%), налог с оборота при торговле рабами (по ставке 4%) и налог на освобождение рабов (по ставке 5% от их стоимости). В 6 г. н. э. император Август ввел налог на наследство по ставке 5%. Он взимался лишь с граждан Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Государственные финансовые органы напрямую налоги с граждан не взимали. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы к их установлению сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современных государств, обращает на себя внимание схожесть целого ряда платежей (см. таблицу). Всего же, по подсчетам исследователя Ульриха Вилькена (1862 — 1944), в Риме взималось 213 разных статей налогов <*>. ——————————— <*> См.: Энциклопедия налогов // http://tax-nalog. km. ru/view/.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. Интересно отметить, что известный афоризм: «деньги не пахнут» также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 — 79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос, не совестно ли ему взимать этот налог. Ряд хозяйственных традиций Древнего Рима перешел к Византии. В ранневизантийскую эпоху (до VII в. включительно) существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов (освобождавший от воинской повинности), пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 — 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Интересно, что Византия была одним из первых государств, где начал взиматься «налог на роскошь»: этот налог уплачивался собственниками зданий, которые превышали установленные размеры. Подданные называли его «налогом на воздух». Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Надо отметить, что такое обилие, тяжесть и единовременный характер сборов отнюдь не привели к финансовому процветанию Византийской империи. Напротив, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а затем и финансовые кризисы, ослабившие мощь государства, которое в 1204 г. было завоевано крестоносцами. В Китае к XIV в. вследствие обширности земельных владений (по учетным записям — около 8507000 цин <*>) существовала развитая система взимания поземельного налога. После создания в 1356 г. Управления пахотными полями (интяньсы) началось составление реестровых списков налогоплательщиков. Наиболее полный реестр был составлен в 1381 г. — так называемый Желтый реестр <**>. В дополнение в 1387 г. провели всеобщий обмер земель и составили подробный земельный кадастр со схемами — чертежами полей. Каждые 10 лет реестр пересматривался. В основу налоговых платежей была положена система «двух налогов» (лян шуй) — летнего и осеннего. Уплачивались они натурой — теми видами продукции, которые выращивались в данной местности, и преимущественно зерном. С каждого му государственной земли полагалось около 5,9 л зерна, с частной — 3,5 л. Однако на практике эти налоговые ставки колебались в зависимости от местных условий, к тому же менялись со временем. К 1430 г. на государственных землях они составляли уже от 10,7 до 107,3 л с каждого му. Кроме налогов крестьяне и не входившие в учено-служилое сословие землевладельцы обязаны были нести, как и в прежние времена, трудовые повинности. Они разделялись на подворные, подушные и дополнительные. Нужно сказать, что столь заметное усиление налогового бремени, неэффективность взимания налогов с отдаленных от центра земель (когда крестьяне вынуждены были преодолевать сотни километров, чтобы внести положенный сбор, теряя в пути вьючных животных и ослабевая физически) и как следствие — массовые недовольства и бегство крестьян с земли — все это привело в конце XV в. к серьезному обострению финансового положения империи и шаткому положению правительства. Однако эти глубокие негативные процессы, столь сильно ослабившие государство, не стали причиной его распада, а тем более краха, как это произошло в Византии. Можно предположить, это было связано с такими национальными особенностями, как историческая чистота этноса, его консолидированность и культурная закрытость общества. ——————————— <*> Цин — 100 му, му — приблизительно 4,6 а. <**> Сложно даже представить, насколько огромной и кропотливой была эта работа, если учесть, что население поднебесной к концу XIV в. составляло 60 млн. жителей.

В Европе вплоть до XVI — XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали <*>. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли верховным правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались откупщики, которые выкупали свое право взимать установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, получив документальное подтверждение своих полномочий и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа <**>. ——————————— <*> Указанная тенденция носила характер всеобщий, и нужно отдать должное тому, что отдельные достижения в области налогообложения вошли в историю задолго до этого периода. Так, например, еще в 1494 г. в Италии была опубликована первая бухгалтерская книга, где описывался метод двойной записи, — этот способ финансовой отчетности итальянцы начали использовать за сто лет до появления книги «Summa de Arithmetica, Geometrica, Proportioni et Proportionalita», автором которой был Фриар Лука Пачиоли. <**> См.: Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1997 (http://www. cnfp. ru/hist_nal. html).

Однако развитие европейских государств, расширение и детализация их внутренних и внешних функций настоятельно требовали замены временных налогов и института откупщиков единой эффективной системой налогообложения. В конце XVII в. наступает второй период развития налогообложения. В это время налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль в то время играли акцизы (взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров), подушный и подоходный налоги. Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии еще в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» (ст. 12) было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе как по общему совету королевства нашего» <*>. Полномочие представительных органов власти утверждать все государственные расходы и доходы окончательно закреплено в Билле о правах в 1689 г. ——————————— <*> См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост. Е. В. Поликарпова, под ред. З. М. Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. С. 98.

Древний Рим (IV в. до н. э. — VI в н. э.) Современные развитые государства

дорожная пошлина налог на пользователей автодорог

налог на наследство налог на имущество, переходящее в порядке наследования

налог на вино, на пшеницу, на огурцы, акцизы на отдельные группы на мыло товаров

пошлины ввозные и вывозные, портовые таможенные пошлины сборы при отгрузке и разгрузке

налог на торговый оборот НДС

сбор на воздвижение статуй налог на рекламу

квартирный налог налог на имущество

сборы с банщиков, работорговцев, лицензионные сборы за право проституток, портных, парикмахеров, осуществления определенного ремесленников (всего более 20 вида деятельности наименований профессий)

сбор на содержание бань, сбор на целевые налоги на содержание содержание надзора за рынком, жилищного фонда, объектов сбор на содержание и ремонт каналов, жизнеобеспечения и социально — сбор на содержание речной стражи культурной сферы

В Германии, дольше других европейских стран остававшейся феодально-раздробленной, налоги, как прямые, так и косвенные, составляли доход территорий, но не государства. Германские земли преподносили императору лишь добровольные дары. Однако в редких случаях эти платежи носили обязательный характер, например для выкупа государя из плена, при посвящении в рыцари его сына или выдаче замуж его дочери. Финансирование военных расходов также не имело принудительного характера. Первую половину XVII в. и Тридцатилетнюю войну можно считать началом новой эпохи в германском финансовом хозяйстве. Постоянные войска, окрепнувший абсолютизм и полицейский строй большинства германских государств — все это усиливало потребность в денежных средствах. Между тем доходы, которые получались немецкими государями из разных источников, растаяли вследствие произошедшей в XVI в. инфляции. На налоги же продолжали смотреть как на чрезвычайный источник государственных доходов. И хотя право сословий соглашаться на уплату субсидий стало в абсолютной монархии не более чем формальностью, в обществе не укоренилось сознание податной обязанности, за налогами сохраняется их прежнее название — bede (от bitte — «просьба», «прошение», «ходатайство»), и их приходится испрашивать от сословий. Более того, немецкое steuer (налог), которое для некоторых имеет воинствующее звучание и, во всяком случае, не звучит как «просьба», происходит от средневекового stiura, что означает «поддержка», «столп», «опора» <*>. Таким образом, общественное понимание характера и сущности налогообложения нашло свое закономерное выражение и в семантической материи этого времени. С целью избежать финансовых потерь от таких общественных настроений германские государи вводят обложение предметов потребления, так что в XVII — XVIII вв. акцизы и сборы с доменов играют очень заметную роль в финансовом хозяйстве германских государств. ——————————— <*> Занимательно, что сходно обозначался налог, взимавшийся в средневековой Франции — aide, что соответствует понятию «помощь», но в XVIII в. по мере роста понимания сущности налогообложения как принудительной юридической обязанности aide постепенно был вытеснен понятием impot, что означает «принудительный платеж».

В других европейских государствах основу налогообложения составляли подушные подати, недостатком которых было то, что они практически не учитывали налоговой способности населения. В «Трактате о налогах и сборах» (1662 г.) Уильям Петти применительно к Ирландии писал: «Подушный налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан. Некоторые богатые люди платили налог по самым низким ставкам… Этот налог заставлял некоторых людей уплачивать 10 фунтов стерлингов в качестве докторов медицины или юридических наук, хотя они не имели никакого дохода от своей профессии и не заботились о практике, некоторые лица должны платить в соответствии со своим имуществом, которое оценивалось теми, кто не имел о нем никакого представления…» <*>. ——————————— <*> См.: Петти В. Трактат о налогах и сборах, 1662 г., «Verbum sapienti» («Слово мудрым»), 1664 г.; «Разное о деньгах», 1682. М.: Ось, 1997. С. 54. Примечательно, как пишет исследователь Гленн Фишер, что столетие спустя схожие проблемы возникли после введения поимущественного налогообложения в США (после революции 1774 г.). Так, у населения Штатов вызывали недовольство не только высокие ставки налога, но и «отсутствие у местных властей способности аккуратно оценивать землю» (см.: Fisher G. The worst tax? A history of the property tax in America. Lawrence Univ. press of Kansas, 1996. X, P. 245).

Схожая ситуация существовала в это время и в восточных странах. В Китае, например, в период последней династии Цин фискальный произвол местных властей достиг такого уровня, что в 1665 г. императором был издан указ, разрешающий обжаловать в суд чрезмерное обложение <*>. ——————————— <*> См.: Shao-kwan Chen A. M. The system of taxation in China in the Tsing Dynasty, 1644 — 1911. N. Y., 1914. P. 53.

Лишь спустя столетие в отдельных странах стали возникать налоговые системы, в целом соответствующие современному представлению о них. В это время начинают формулироваться и основные принципы налогообложения, в том числе принцип единства податной системы. К примеру, в ст. XVIII Акта воссоединения с Шотландией 1707 г. определено, что действующие законы, регулирующие торговлю, пошлины и акцизы в этой стране, после территориального соединения должны быть приведены в соответствие с английскими. Во Франции после окончательной централизации государства в середине XV в. вводятся «настоящий правильный налог на лиц» (taille personelle) и налог с имуществ (taille reille). Затем в течение последующих двух веков устанавливаются все новые и новые прямые и косвенные налоги. И к XVII в. Франция обладала уже массой самых разнообразных налогов. Темной стороной этой системы налогообложения были злоупотребления при их взимании, неравномерное распределение как по разным местностям, так и между отдельными плательщиками. Наиболее состоятельные и платежеспособные сословия — аристократия и духовенство — налогов не платили, поэтому тяжесть податного бремени лежала главным образом на низших сословиях, из них подавляющей частью было сельское население. В большом ходу была отдача налогов на откуп. Откупщики выжимали из народа все, что могли, отчуждая от мелких и средних собственников даже самое необходимое — то, что составляло налоговую базу. Следствием стало то, что в 80-х гг. XVIII в. французские финансы окончательно запутались и пришли в состояние кризиса. Это и явилось побудительным мотивом революции 1789 г. Революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом режиме, но постепенно эти налоги были восстановлены, только в измененном виде, и распространились на всех граждан без каких-либо изъятий и привилегий. В первые годы Республики был установлен прямой реальный налог на земли и личный доход. Затем налогообложение распространилось на промышленность и торговлю. В частности, были введены промысловый налог (взимаемый в виде платы за патент), личный налог на недвижимость. Последний включал: подушный налог в размере трехдневного заработка, превышающий необлагаемый минимум; налог на роскошь, учитывающий количество прислуги и число лошадей; налог на квартиру в расчете 1/300 дохода; налог на доходы с недвижимости (исчислялся на основе платы за помещение по ставке 1 су с ливра). Кроме того, взимался налог на количество дверей и окон, который современники расценивали как наиболее несправедливый. В 1791 г. полномочие по утверждению бюджета и введению новых налогов было передано парламенту. На этом третий период развития налогообложения завершается. Наступление XIX столетия ознаменует следующий этап в истории взимания и уплаты налогов — в направлении формирования международных отношений в налоговой сфере. Подводя итоги краткому очерку налоговой истории зарубежных стран, можно сформулировать вывод. Основное предназначение налогообложения — пополнение государственной казны, и в этом смысле начало своего развития оно может вести с момента появления в человеческом обществе первых публичных политических и финансовых структур. Развиваясь на протяжении многих столетий, налогообложение в случае эффективной и справедливой его организации способствовало укреплению и процветанию государства, при неумелом и узкокорыстном его использовании вызывало финансовые кризисы и (или) радикальные общественно-политические трансформации.

——————————————————————

1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в зарубежных странах. История возникновения и развития научных представлений о налогах

Похожие главы из других работ:

Анализ функционирования системы местных налогов

1.2 История возникновения и развития местных налогов в РФ

налог финансовый экономический В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирования налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами…

Единый социальный налог: порядок исчисления, контроль за его уплатой, оптимизация налоговых платежей в ООО «Гражданремстрой»

1.1 История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы

Единый социальный налог {ЕСН) — это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее четыре отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд…

История возникновения и развития научных представлений о налогах

1.2 История возникновения и развития налогов и налогообложения в России

После объединения Древнерусского государства (конец 9 века) основным источником дохода казны была дань — прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относятся к эпохе князя Олега (до 912 года)…

Налог как экономическая и правовая категория

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения

Налог как экономическая и правовая категория

1.2 История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными…

Налог как экономическая и правовая категория

1.3 История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений…

Налог как экономическая и правовая категория

1.4 История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения…

Налоговая система зарубежных стран

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Эффективная ставка налогов выражает отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает…

Налоговая система России

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Эффективная ставка налогов выражает отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает…

Налоговое планирование (по материалам ОАО «Протон»)

1.1 История возникновения и развития НДС в России и зарубежных странах

НДС имеет древнюю историю, рисунки его сбора, датированные примерно 2000 годом до н.э., можно найти на стенах древних египетских гробниц. В настоящее время этот налог, как правило, устанавливается на местном или региональном уровне…

Налоговый учёт и отчетность

1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов

Общая характеристика налога на доходы физических лиц

1.1 История возникновения и развития подоходного налогообложения

Подоходный налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру…

Основные перспективы развития налогообложения прибыли в РФ

1. История возникновения и развития налогообложения прибыли в России

Роль налогов в государственном регулировании международно-экономических отношений

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.

Частные компании, со своей стороны, стали все более активно обращаться к внешним источникам финансирования. При этом, учитывая, что проценты, выплачиваемые по внешним кредитам и ссудам, вычитаются в качестве деловых издержек и…

Роль налогов в государственном регулировании международно-экономических отношений

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.

Частные компании, со своей стороны, стали все более активно обращаться к внешним источникам финансирования. При этом, учитывая, что проценты, выплачиваемые по внешним кредитам и ссудам, вычитаются в качестве деловых издержек и…

Список стран ОЭСР по уровню налогообложения физических лиц — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Страны — члены ОЭСР выделены цветом: темно-синим (основатели) и синим (вступившие позже)

Список стран ОЭСР по уровню налогообложения физических лиц — список, в котором страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития расположены в соответствии с суммарным уровнем отчислений физических лиц по отношению к их суммарному доходу. За доход работника (физического лица) принимается средний доход, принятый в данной стране.

  Подоходный налог или налог на доход физического лица.

  Отчисления работника на социальное страхование: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование по безработице и др. Список может различаться в зависимости от страны.

  Отчисления работодателя на социальное страхование работника: пенсионное страхование, медицинское страхование и др. в зависимости от страны.

Список стран по уровню налогообложения в процентах от дохода[1]
одного

10 %

20 %

30 %

40 %

50 %

Бельгия

20,8

10,9

22,3

54,0
Германия

15,9

17,3

16,2

49,4
Венгрия

11,7

14,4

22,2

48,2
Франция

10,8

10,5

26,8

48,1
Италия

16,4

7,2

24,2

47,8
Австрия

10,8

13,9

22,4

47,1
Финляндия

17,9

7,1

18,7

43,8
Чехия

9,4

8,2

25,4

43,0
Швеция

13,6

5,3

23,9

42,8
Словения

9,8

19,0

13,9

42,7
Латвия

15,0

8,5

19,1

42,6
Португалия

13,4

8,9

19,2

41,5
Словакия

7,5

10,2

23,8

41,5
Греция

7,7

12,6

19,9

40,2
Испания

11,6

4,9

23,0

39,5
Эстония

12,5

1,2

25,3

38,9
Люксембург

16,2

11,4

10,8

38,4
Турция

10,4

12,8

14,9

38,1
Нидерланды

15,2

12,2

10,1

37,5
Дания

35,9

0,8

36,8
Норвегия

17,5

7,3

11,5

36,2
среднее ОЭСР

13,4

8,2

14,4

36
Польша

6,1

15,3

14,4

35,8
Исландия

26,9

0,3

6,8

34,0
Япония

6,8

12,5

13,1

32,4
США

16,9

7,1

7,7

31,7
Канада

13,8

6,8

10,8

31,4
Великобритания

12,6

8,4

9,7

30,8
Австралия

23,0

5,6

28,6
Ирландия

13,8

3,6

9,7

27,1
Южная Корея

5,2

7,6

9,4

22,2
Израиль

9,4

7,5

5,3

22,1
Швейцария

10,0

5,9

5,9

21,8
Мексика

8,5

1,2

10,4

20,1
Новая Зеландия

17,9

17,9
Чили

7,0

7,0
Список стран по уровню налогообложения в % от дохода[1]
семейной пары (один работает) с двумя детьми

10%

20%

30%

40%

Франция

5,8

10,5

26,8

 40,0
Финляндия

17,8

7,1

18,7

 39,2
Бельгия

11,8

10,9

22,3

 38,6
Италия

11,2

7,2

24,2

 38,6
Греция

8,1

12,6

19,9

 38,3
Швеция

13,6

5,3

23,9

 38,0
Австрия

9,1

13,9

22,4

 36,5
Турция

8,7

12,8

14,9

 36,4
Германия

0,7

17,1

16,2

 34,0
Испания

5,9

4,9

23,0

 33,8
Венгрия

4,6

14,4

22,2

 33,7
Нидерланды

14,8

10,8

10,1

 32,2
Латвия

7,3

8,5

19,1

 31,7
Норвегия

16,5

7,3

11,5

 31,6
Польша

1,2

15,3

14,4

 30,8
Словакия

-1,1

10,2

23,8

 28,9
Португалия

3,4

8,9

19,2

 28,2
Эстония

8,2

1,2

25,3

 28,1
Чехия

-3,1

8,2

25,4

 27,2
Япония

5,6

12,5

13,1

 27,1
среднее ОЭСР

8,8

8,2

14,4

 26,6
Дания

32,0

0,8

 26,1
Великобритания

12,1

8,4

9,7

 25,8
Исландия

20,0

0,3

6,8

 23,9
Словения

2,6

19,0

13,9

 23,9
США

6,0

7,1

7,7

 20,8
Мексика

8,5

1,2

10,4

 20,1
Южная Корея

3,0

7,6

9,4

 20,0
Израиль

9,4

7,5

5,3

 19,4
Австралия

23,0

5,6

 18,1
Люксембург

5,8

11,4

10,8

 16,1
Канада

9,5

6,8

10,8

 11,9
Швейцария

4,0

5,9

5,9

 9,1
Ирландия

6,1

3,6

9,7

 8,3
Чили

7,0

 7,0
Новая Зеландия

17,9

 6,2

Примечание:
Для некоторых стран нарушен масштаб изображения диаграмм. Например подоходный налог в Дании составляет 32,0 % и отчисления работодателя на социальное страхование работника 0,8 %, что в сумме даёт 32,8 %. Но с учётом выплаты пособия на детей и других отчислений, здесь не рассматриваемых, реальный уровень налогообложения сокращается до 26,1 %.
Кроме того формально изображены подоходные налоги в Словакии (-1,1 %) и Чехии (-3,1 %).

История налогообложения

Зарождение налогообложения

Ни одно государство не может нормально существовать и функционировать без налогообложения. Тесная взаимосвязь налогообложения с государством придает особую специфичность в изучении истории налогообложения. Для того, чтобы понять специфику изучения налогообложения необходимо дать определение данному понятию

Определение 1

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Точно сказать, когда и где зародилось налогообложеие никто не может. Он возникал постепенно и достаточно долго. Известны эпохи, когда его еще не существовало, но ученые не могут определить, тот момент времени, когда он начал существовать.

Еще со времен первобытного строя, когда человечество жило родовыми общинами существовало разделение туда. Люди занимались охотой, рыболовством, делились добычей с собратьями по племени. Время от времени у них появлялся избыточный продукт, которое в последствии привел к появлению обмена. На границах общин соседи обменивались дарами природы: ценные раковины, шкуры, дерево. Общины росли и менялись, но обмен так и остался одним из способов укрепления связей между ближайшими общинами. Внутри общин обмен происходил чаще и развивался сильнее — это явление повлияло в последствии на специализацию хозяйственной деятельности. В дальнейшем в общинах стали образовываться старейшины, которые забирали заработанный процент на развитие общин.

Шло время, появлялись государства. Развивались торговые отношения. Обмен становился более интенсивным. Очень сильное влияние на развитие торговли влияло географическое положение. Примером может послужить древнее государство Месопотамии, которое находилось на пересечении рек Тигра и Евфрата. Они служили транспортными магистралями, которые позволили вывозить товар за пределы государства. В результате этого в стране стали появляться привозные товары. Рост торговли способствовал развитию ремесел и городов. С ростом городом стали появляться признаки бюрократии, которую необходимо было поддерживать. В связи с этим стало появляться достаточно много налогов и обременений. Роль налоговых чиновников тогда исполняли писцы.

Поначалу налогообложение обременяло только «неблагородных». В их обязанность входила функция обеспечения доходами правителей страны. К современному механизму налогообложения свободного гражданина пришло не сразу. Достаточно долго человечество искало ответа на вопрос по какому принципу взимать налоги, с каких категорий. Если рассматривать историю Римской империи то можно удивиться за что, порой там взимали налоги, например:

  • Налог на наследство;
  • Налог за сбор и размен денег;
  • Налог на владение рабами;
  • Налог на вино;
  • Налог на пшеницу и огурцы.

И это только небольшой перечень всех на первый взгляд несуразных налогов. Развиваясь, система налогообложения была настолько сложной и тяжелой, что породила массовую коррупцию. Было проще заплатить чиновнику взятку, чтобы они не замечали уплаченных налогов.

Налогообложение — мировой опыт

После распада феодальной системы основным налогооблагаемым объектом стала земля. Вначале налог собирали в зависимости от площади земельного участка, позже стали собирать за доход, полученный с этой земли. В 1668 году налогообложение Голландии дошло до невероятных размеров. Налогами обложили практически все, в том числе воздух и вода. Налог с воздуха платили владельцы ветряных мельниц.

Налоговое обременение постоянно вызывало недовольство со стороны населения. Так 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили. Британский власти закрыли порт, что в свою очередь послужило сигналом к восстанию североамериканских колонистов.

Множество подобных событий привело экономистов к мыcли, что необходимо менять систему налогообложения. В итоге главным источником налогообложения стали доходы с организаций и граждан.

Замечание 1

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии, так как появилась необходимость в деньгах для войны с Наполеоном. Данный налог приживался достаточно тяжело. Это неудивительно, так как любые изменения в налоговой системе встречают активные сопротивления.

Развитие налогообложения в России

Налогообложение в России началось в конце IX века. Первой системой сборов являлась дань. В дальнейшем Иван III реформировал систему налогообложения. Были введены прямые налоги(подушный) и косвенный (пошлины и акцизы). Во время царствования Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. Был создан специальный орган-Счетная палата. Особую роль в развитии системы налогообложения внес Петр I. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие. Царствование Николая II ознаменовало собой прямые налоги. Большое значение придавалось оброку крестьян с земли (аналог земельного налога). Появились новые налоги: налог с акционерных обществ, сбор с прибыли и т.д. После октябрьской революции началась эпоха новых налогов.

Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения, были введены акцизы на спирт, вино, введён подоходный налог.

Замечание 2

Современная налоговая сисмтема начала свою деятельность с 1991 года.

На сегодняшний момент граждане уплачивают такие налоги, как:

  • НДФЛ-налог на доходы физических лиц;
  • траспортный налог;
  • имущественный налог;
  • земельный.



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о