Содержание

ЕВРО | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ЕВРО (EURO) единая валюта стран Европейского Союза. В 1996 введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. С 1999 стала единственной безналичной валютой, а с 2002 полностью заменила национальные валюты 12 стран, вошедших в еврозону (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция).

Символ ЕВРО (EURO) - единой валюты стран Европейского Союза

Цель введения евро.

В современном мировом хозяйстве наиболее остро конкурируют три экономических региональных центра – Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (страны ЕС) и Дальний Восток (Япония, КНР, ряд «новых индустриальных стран»). Мощным инструментом консолидации каждого из этих регионов и одновременно конкурентной борьбы с другими центрами являются международные валюты

.

Североамериканский центр – это зона абсолютного доминирования доллара, который одновременно претендует на роль основной общемировой валюты. Чтобы противодействовать «долларизации» мирового хозяйства, конкуренты США стремятся расширить использование в международных расчетах собственных денег – западноевропейских валют, японской иены (см. табл.). Самым сильным конкурентом доллару в начале 21 века стала евровалюта – евро.

Таблица. Использование отдельных валют во внешнеторговых расчетах

Таблица. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВАЛЮТ ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РАСЧЕТАХ (в %)

Валюты 1980 1992
Доллар США 56 48
Основные валюты ЕС 31 34
Японская иена 2 4
Источник: Моисеев В. Евро и доллар. – Вопросы экономики. 1999, № 1. С. 53.

Основные преимущества валютного союза стран ЕС связаны с тем, что участники внешнеэкономических операций снижают трансакционные издержки; избавляются от курсовых рисков; ослабляют зависимость своих экономик от доллара.

Первое преимущество единой валюты связано с тем, что участники внешнеэкономических операций испытывают трудности из-за разных масштабов цен, в силу чего достаточно трудно сопоставлять цены на однородные товары в разных странах. Эффективным способом снижения этих трансакционных издержек служит жесткая фиксация курсов разных валют по отношению друг к другу, а в идеале – переход на универсальные денежные единицы.

Другое преимущество общей для всех стран ЕС валюты связано с тем, что она призвана ликвидировать риски изменения курсов валют. Тем самым снижаются расходы на банковские операции и на страхование от рисков, связанных с изменением валютных курсов, что облегчает планирование торговли и инвестирования. Ликвидация трудностей международных расчетов дает мощный импульс развитию подлинно единого международного рынка.

Еще одной причиной создания еврозоны является желание сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала. Дело в том, что для долгосрочных инвестиций привлекательными являются страны и регионы с наиболее стабильной валютой. Многие экономисты считают, что по мере усиления евро доллар будет терять свою привлекательность, и мир испытает глобальную дедолларизацию. Единая европейская валюта призвана стать стабилизирующим фактором в мировой валютной системе и заслуживающей доверия альтернативой доллару в международной торговле.

Этапы создания валютного союза.

Появление евровалюты стало завершением сорокалетних усилий стран ЕС по сближению их национальных финансовых систем.

Впервые мысль о необходимости проведения единой финансовой политики в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была выдвинута еще в 1960-е. Именно тогда возникла идея создания «валютной змеи» – системы согласования курсов валют европейских государств. Суть этой системы, которую ввели в 1972, заключалась в синхронизации колебаний некоторых европейских валют относительно валют других стран, в то время как их взаимные колебания минимизировались.

«Валютная змея» стала первым шагом на пути стран ЕЭС к полной унификации их валютных систем. Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества еще в 1972 поставили себе цель создать валютный союз к 1980. Однако мировой экономический кризис 1973–1975 помешал этим планам. Даже система «валютной змеи» начала разваливаться: Франция дважды выходила из этой системы и возвращалась обратно, а Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного «плавания» валют в связи с неустойчивостью их экономического положения.

Следующим шагом на пути к валютному союзу стало создание в 1979 Европейской валютной системы (ЕВС). В рамках ЕВС обменные курсы валют фиксировались с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, входящие в систему МОК, обязывались удерживать колебания курсов своих национальных валют в узких пределах. Изначально для сильных валют (немецкая марка или французский франк) пределы допускаемых колебаний составляли 2,25% выше или ниже определенного курса, а для некоторых более слабых валют (испанская песета или английский фунт стерлингов) – 6%. Когда колебания стоимости одной из этих валют приближались к пороговой отметке, то центральные банки стран ЕС начинали усиленно скупать валюту, оказавшуюся под угрозой девальвации, и продавать ту, которая пользовалась в тот момент наибольшим спросом. В этот период был впервые введен и прообраз евро – единая расчетная валюта, ЭКЮ (ECU – European Currency Unit), которая, однако, не пользовалась особой популярностью.

Основной причиной слабости ЕВС оказались слишком глубокие различия в экономическом положении и политике стран, вошедших в единую систему. Однако, по общему признанию, несмотря на все трудности, МОК все же удалось достичь своей главной цели – создать в Европе зону валютной стабильности.

Следующий решительный шаг на пути к созданию единой валюты был сделан на Ганноверской встрече ЕС в верхах в июне 1988, когда группа представителей центральных европейских банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора подготовила специальный план создания валютного союза. «План Делора» содержал развернутую программу трехэтапного перехода стран ЕС к единой валюте. Маастрихтский договор (1991) определил временные рамки осуществления этого плана.

На первом этапе (1 июля 1990 – 31 декабря 1993) осуществили либерализацию движения капиталов внутри ЕС и унификацию экономических стандартов. Все страны-члены ЕС присоединились к МОК, устанавливавшему коридор колебания курсов.

Главным содержанием второго этапа (1 января 1994 – 31 декабря 1998) стало создание новых институтов для функционирования евровалюты. Была разработана юридическая база для деятельности Европейской системы центральных банков, а также учрежден Европейский валютный институт для руководства проектом создания единой валюты и наблюдения за экономическими процессами в странах-членах ЕС.

Третий этап (1 января 1999 – 30 июня 2002) стал решающим. Европейский валютный институт преобразовали в Европейский центральный банк, в функции которого вошло руководство валютной политикой стран-участниц проекта. Это сделало, наконец, возможным учреждение евро как общей для всех стран ЕС учетной единицы и средства межбанковских расчетов. Установление фиксированных курсов валют стран-участниц по отношению к евро явилось подготовительным шагом к введению в обращение в 2002 единых европейских банкнот и монет.

«План Делора» был полностью выполнен. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 Маастрихтского договора о Европейском Союзе, в котором четко фиксировались правила создания единой валюты, страны Западной Европы сделали последний шаг к созданию экономического и валютного союза, а также к введению единой валюты.

При обсуждении названия новой наднациональной денежной единицы было принято решение отказаться от наименования ЭКЮ: по мнению ФРГ, это звучало слишком по-французски. Название «евромарка» также отклонили, поскольку этот вариант вызвал возмущение уже у Франции. В декабре 1995 в Мадриде Европейский Совет утвердил название «евро», в котором прослеживается связь с первой буквой слова «Европа». Греческая буква «ипсилон» послужила основой для графического символа новой валюты. Дизайн новых европейских монет предусматривает наличие у них лицевой стандартной «европейской» стороны и оборотной «национальной» стороны: так было выполнено пожелание стран – членов ЕС сохранить национальные различия в дизайне новой денежной единицы.

Рис 1. Образцы евробанкнот

Первоначально в еврозону вошли, применяя евро наряду со старыми национальными валютами, 11 западноевропейских государств: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Великобритания, Швеция и Дания, будучи членами ЕС, решили в еврозону не входить, возражая против ущемления своего экономического суверенитета. Греция приняла евро с 1 января 2001, когда смогла достичь требуемых для вхождения в еврозону экономических показателей. С 1 марта 2002 наличный и безналичный евро полностью заменил национальные валюты двенадцати стран ЕС. Единственными самостоятельными валютами Западной Европы остался английский фунт стерлингов и валюты скандинавских стран (кроме Финляндии).

Обеспечение стабильности евро.

Для обеспечения наибольшей устойчивости новой единой европейской валюты к участникам валютного союза предъявляются жесткие требования.

Высокий уровень инфляции и большие государственные долги стран, желающих войти в союз, могут дестабилизировать курс новой валюты. Поэтому каждый претендент на членство в валютном союзе должен следовать жесткой дисциплине, подразумевающей прежде всего ограничение размеров бюджетного дефицита, инфляции, процентных ставок, а также размеров государственного долга.

Для регулирования наднациональных валютных отношений необходимы и наднациональные финансовые организации. В 1994 во Франкфурте-на-Майне был открыт Европейский валютный институт, на основе которого в 1998 создали Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Правовой статус ЕЦБ предусматривает его независимость от решений национальных правительств. Основными задачами ЕЦБ являются обеспечение стабильности евро и обменных курсов национальных валют стран-участниц, определение и проведение соответствующей денежной политики, распоряжение официальными валютными резервами стран-членов, содействие эффективному функционированию платежных систем.

С 1 января 1999 национальные эмиссионные банки передали ЕЦБ свои полномочия по регулированию денежной системы (при этом президенты всех национальных банков стран-участниц вошли в состав Совета ЕЦБ). В соответствии с полученными полномочиями Банк осуществляет полный контроль над эмиссионной деятельностью в ЕС и имеет право выдавать разрешение на выпуск банкнот и монет, а также вводить в действие необходимые инструменты денежно-кредитного регулирования (управление валютными резервами и проведение интервенций, регулирование процентных ставок и уровня ликвидности путем рефинансирования, депозитных операций и операций на открытом рынке).

ЕЦБ имеет право давать соответствующие указания национальным центральным банкам, которые становятся неотъемлемыми звеньями единой финансовой системы и полностью лишаются возможностей инфляционного финансирования задолженностей, манипулирования в национальных интересах процентными ставками и обменными курсами. Создание Системы европейских центральных банков в 1998 означало также перевод их счетов в евро и проведение всех трансакций только в этой валюте.

Механизм образования курса самого евро был таким. С января 1999 курсы валют всех стран-членов валютного союза по отношению к ЭКЮ были жестко зафиксированы, обменные курсы национальных валют также были установлены по взаимной договоренности и без права изменений. Затем был осуществлен перевод ЭКЮ в евро по курсу один к одному. Центральные национальные банки сняли с себя ответственность за денежную политику и базовую процентную ставку и возложили её на Европейский центральный банк.

См. также БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ; МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА; БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ (БМП).

Проблемы развития еврозоны.

На развитие новой валюты влияют как тормозящие, так и сопутствующие факторы. Среди препятствий на пути развития еврозоны следует отметить следующие обстоятельства.

Рис 1. Образцы евробанкнот

Конкуренция со стороны доллара.

Соревнование евро и доллара, выражающееся в соотношении их обменных курсов, проходило с переменным успехом (см. Таб. 2). После введения евро его начальный курс (1,17 долл.) оказался, как позже признали, умышленно завышен. Поскольку темпы роста экономики стран Западной Европы были существенно ниже, чем в США, то в 1999–2001 произошло сильное обесценение евро по отношению к доллару (до 0,83). Однако после того как в американской экономике усилились кризисные явления, евровалюта начала брать реванш. Уже во второй половине 2003 евро вернулся к первоначальному курсу и продолжала устойчиво расти. В конце 2004 – начале 2005 стоимость евро в долларах колебалась на уровне 1,30–1,35. Курс евро мог бы вырасти еще сильнее, но европейские финансисты его искусственно придерживали, поскольку быстрое обесценение доллара может повредить самой Западной Европе.

Исход соревнования евро и доллара зависит от результата глобальной экономической конкуренции между Западной Европой и Северной Америкой. Уже сейчас евро стал второй мировой валютой после доллара. Все большее число экспертов предсказывают, что экономика США в ближайшие годы будет постепенно слабеть, что приведет к продолжению «отступления» доллара перед евро и иеной. Однако вряд ли это завершится превращением евро в монопольную мировую валюту (как доллар в 1950–1970-е). Наиболее вероятен сценарий формирования «многополярного» международного валютнового порядка.

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА ДОЛЛАР/ЕВРО В 1999–2003

Трудности адаптации денежно-кредитной политики в зоне евро к ухудшающимся условиям развития мирового хозяйства в целом.

В начале 21 века мировое хозяйство после предшествующего подъема вошло в циклическую фазу ухудшения экономической конъюнктуры. Евровалютная система помогает странам ЕС смягчать кризисные процессы, но не может их полностью преодолеть. Ситуация кризиса повышает неустойчивость любых валютных отношений, в том числе и в еврозоне. Впрочем, первое пятилетие истории евровалюты показало, что страны ЕС переносят трудности лучше своих геоэкономических конкурентов.

Отрицательное отношение общественного мнения стран ЕС к усилению наднациональных организаций (в том числе и к ЕЦБ), ущемляющих их национальный суверенитет.

Региональная интеграция в Западной Европе есть проявление более общей тенденции к глобализации. Однако быстрая интернационализация хозяйственной деятельности приводит к тому, что значительная часть избирателей не доверяет «евробюрократам», это заставляет правительства стран-участниц ЕС часто отдавать предпочтение прямому межгосударственному сотрудничеству, а не расширению роли наднациональных институтов.

Неравенство структурно-экономических и финансовых условий в странах-участницах западноевропейской интеграции.

Среди стран ЕС выделяется «ядро» наиболее экономически развитых стран (Германия, Франция, Великобритания) и «периферия» менее развитых (Испания, Португалия, Греция). В Европе «разных скоростей» трудно проводить единую экономическую политику, в том числе и в валютно-финансовой сфере.

Высокие издержки введения новой валюты для национальных экономик.

Хотя от перехода на новую валюту ожидают в перспективе больших выгод, на первых порах это всегда ведет к заметным расходам. Так, пересчет старых цен в новые вызывал в странах ЕС всплеск инфляции, поскольку при переходе на евро цены округлялись в сторону повышения. Особенно это затронуло расценки на мелкие товары – заметно подорожали автосервис, такси, гостиницы, напитки и закуски в барах. Однако эти негативные процессы оказались кратковременными и не оказали сильного влияния на Западную Европу.

На популярность евро влияют также и другие факторы, способствующие, напротив, укреплению новой валюты.

Растущая популярность евро связана с более сильным влиянием других факторов, способствующих, напротив, укреплению новой валюты. Рост антиамериканских настроений в мире, в результате чего находят политическую поддержку любые экономические меры, объективно направленные на ослабление гегемонии США.

Так, еще в 2000 на использование евро в международных расчетах перешел Ирак, чтобы тем самым «наказать Вашингтон». Стремясь умерить господство доллара в мировой экономике, на расчеты в евро перешли также Иран, Китай, многие африканские государства. Если страны ОПЕК, многие из которых рассматривают США как противника, начнут продавать нефть только за евро, то такая замена нефтедолларов на нефтеевро может стать решающим фактором в конкуренции двух валют. Важную роль в этом процессе может сыграть Россия – второй в мире крупнейший нефтеэкспортер. Еще в октябре 2003 президент В.Путин публично заявил, что он не исключает перехода с доллара на евро при расчетах за российскую нефть.

Стремление стран Восточной Европы как можно быстрее «вернуться в Европу».

Чтобы продемонстрировать свою лояльность по отношению к ЕС, постсоциалистические страны Восточной Европы сразу после введения евро стали самым широким образом использовать ее как одну из основных валют. Например, Центральный банк Чехии сразу же объявил, что конвертирует в евро две трети своих валютных резервов. Впрочем, поскольку для вхождения в еврозону национальная экономика стран-претендентов должна отличаться высокой стабильностью, расширение евро на восток представляется достаточно долгим процессом.

Заинтересованность всех активных участников международных экономических отношений в диверсификации своих валютных активов (по принципу «нельзя класть все яйца в одну корзину»).

Использование доллара как валюты-монополиста привело к тому, что экономика многих стран мира попадала в зависимость от развития экономики США. Для снижения потерь от возможных колебаний курса доллара многие страны начали использовать евро как альтернативную валюту. Например, в 2002, когда евро начал уверенно расти, его доля в валютных резервах Центрального банка России выросла с 10% в начале года до 20% в конце, а доля доллара упала с 90% до 75%. О степени диверсификации на мировом рынке ценных бумаг говорят следующие данные за 2003: 44% составляли долларовые ценные бумаги, 29% – ценные бумаги в евро, 13% – ценные бумаги в иенах.

Можно констатировать, что, несмотря на все трудности развития, евро в начале 21 в. уже стал не только сильной региональной валютой, но и второй по значению мировой валютой.

Россия и евро.

Изначально экономика постсоветской России сильно тяготела к американскому доллару. Доллар США на российском валютном рынке 1990-х находился практически вне конкуренции, именно в этой валюте хранили свои сбережения большинство россиян. Однако объем торговли между Россией и Европейским союзом (примерно 35–40% внешнеторгового оборота России) многократно превышает товарооборот между Россией и США (5–7%). Поэтому «долларизация» российской экономики отражала не столько реальную взаимосвязь экономик России и США, сколько авторитет доллара как «рекордсмена» на валютном рынке.

Переход Европы на единую валюту позволяет снизить зависимость экономики России от США и укрепить ее связи с ЕС.

Создание Европейского валютного союза расширило возможности России для внешнеторговых операций на европейском рынке. Благодаря унификации платежной системы в рамках валютного союза, российским компаниям стало выгоднее вести расчеты в евро. Кроме того, рост конкурентности и «прозрачности» сделок на европейском рынке создал российским банкам и корпорациям более благоприятные условия для операций с европейскими ценными бумагами и расширило выбор этих бумаг. Укрепление евро по отношению к доллару привело к тому, что российским бизнесменам становится выгоднее заключать контракты со странами ЕС не в привычной американской валюте, а в новой европейской.

Поскольку большинство рядовых россиян держали свои сбережения в долларах, то замена национальных валют стран ЕС на единую евровалюту прошла для них незамеченной. Их интерес к евро стал заметным только в 2002–2003, когда на фоне стабильного и даже снижающегося курса доллара курс евро демонстрировал довольно сильный рост. Россияне начали делать диверсифицированные сбережения, накапливая одновременно и рубли, и доллары, и евро. Частичная замена доллара евровалютой объективно ведет к повышению устойчивости сбережений российских домохозяйств, которые становятся менее зависимыми от возможных негативных событий в США. Впрочем, за пределами столичных мегаполисов использование евро для личных сбережений россиян даже в 2005 оставалось небольшим.

Переход Европы на новую валюту создал для России и некоторые временные трудности.

Одна из основных проблем – это необходимость пересчета в евро размера всех российских активов и пассивов в Европе (внешнего долга, контрактных обязательств, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). Помимо того, что это очень трудоемкая работа, особые затруднения вызывает необходимость пересчета российского внешнего долга. Хотя международный правовой механизм решения таких вопросов отсутствовал, России удалось договориться с Западной Европой об их решении.

Опыт ЕВС может оказаться крайне полезным для планирования экономической и валютной интеграции в рамках СНГ. На постсоветском пространстве сложилась ситуация, близкая в некоторых отношениях к западноевропейской: налицо сильная производственная интеграция, развитие которой тормозится отсутствием единой валюты и политической сплоченности. ЕВС стал эффективным инструментом создания «Соединенных Штатов Европы», дав сильный импульс интеграции стран ЕС, причем не только экономической, но и политической. Странам СНГ такой сплоченности остро не хватает. Поэтому для постсоветских государств (и России в том числе) опыт ЕВС может быть тем эталоном, на который будет равняться СНГ.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Европейский механизм валютных курсов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

     Зона евро      Страны, принадлежащие к ERM II      Другие страны ЕС      Страны вовне ЕС, использующие евро в качестве своей валюты

Механизм валютных курсов (МВК, англ. European Exchange Rate Mechanism, ERM) — Европейский механизм регулирования валютных курсов.

Введенный Европейским Сообществом в марте 1979 г. как часть Европейской Валютной Системы (EMS) с целью сокращения курсовых колебаний валют стран — членов Европейский Союз.

Механизм стабилизации национальных валют был необходим в процессе создания экономически валютного союза и для введения общей валюты — евро.

Механизм ERM базируется на жёсткой взаимосвязи обменных курсов валют государств ЕС. Допускаются только т. н. «Нормальные колебания». Амплитуда колебаний со временем менялась. До введения евро валютные курсы были связаны с ЭКЮ (ECU, «корзинного валютой», курс которой определял средневзвешенный корзину валют отдельных государств — членов ЕС).

«Европейскую валютную змею» (максимально допустимую амплитуду курсовых колебаний относительно центрального курса) устанавливали для всех валют. На первом этапе она не могла превышать 2,25 %. Только Италия имела возможность расширения амплитуды до +/- 6 %. Любые сверхурочные курсовые колебания нивелировались государственными интервенциями.

Участие Ирландии в системе ERM вызвало прекращение привязки ирландского фунта к фунту стерлингов. Нарушение паритета было вызвано внезапной ревальвацией фунта стерлингов. В тот период Великобритания (в отличие от Ирландии) не участвовала в ERM. Поэтому внезапный рост стоимости британской валюты не мог не вызвать рост стоимости ирландского фунта более 2,25%, что не соответствовало принципам ERM.

Великобритания присоединилась к ERM 1990 года, но уже 1992-го должна была выйти из этой системы после того, как фунт стерлингов был подвергнут значительным курсовым колебаниям вследствие больших спекулятивных трансакций (на фунте стерлингов спекулировал, в частности, Джордж Сорос). Падение курса фунта стерлингов 16 сентября 1992 года вошло в историю как «черная среда». Последствия тех событий заставили Великобританию пересмотреть свои подходы к монетарной политике. Импульс, полученный 16 сентября, вызвал укрепление экономики, а сам тот день со переименовали в «белую среду».

Расширение амплитуды курсовых колебаний[править | править код]

1993 года амплитуду курсовых колебаний расширили до 15 % в связи с большими спекулятивными транзакциями, жертвой которых стал французский франк и другие валюты.

31 декабря 1998 года курсы валют стран — будущих членов так называемой «зоны евро» в отношении ЭКЮ были заморожены. Саму ЭКЮ заменили новой валютой — евро (при сохранении паритета 1 EUR = 1 ECU).

1999 года систему ERM заменила ERM II.

К числу валют — участников системы 1999 года добавились греческая драхма и датская крона (впрочем, уже 2001 года Греция приняла в качестве своей валюты евро).

Максимально допустимое отклонение курсов валют в ERM II составляет +/- 15 % по отношению к центральному курсу евро (но Центральный банк Дании ограничил «валютную змею» в первоначальных 2,25 %).

С расширением Европейского Союза 1 мая 2004  г., Центральные банки новых членов были обязаны присоединиться к ERM II. Валюты отдельных страны должны были сделать это в разное время — в соответствии с двусторонними соглашениями.

Эстонская крона, литовский лит и словенский толар присоединились к ERM II уже 28 июня 2004  г. Кипрский фунт, латвийский лат и мальтийская лира — 2 мая 2005 г. Словацкая крона — 28 октября 2005 г. Валюты трёх крупнейших государств среди новых членов — польский злотый, чешская крона и венгерский форинт должны присоединиться к ERM II в течение ближайших лет.

Условием присоединения стран к зоне евро является удержание в течение двух лет подряд своей валюты в системе ERM, а также соблюдение других 4 требований валютной конвергенции (максимальный бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВНП, размер государственного долга — 60 % ВВП; долгосрочные ставки по кредитах — 2 % от среднего уровня этого показателя по трём странам ЕС с самыми ценам, инфляция — 1,5 % от среднего уровня этого показателя по трём странам ЕС с самыми ценам).

Допустимые курсовые колебания отдельных валют[править | править код]

Валюта Код Центральный курс Амплитуда колебаний
кипрский фунт CYP 0,585 274 15 %
датская крона DKK 7,460 38   2.25 %
эстонская крона EEK 15,646 6     15 %
литовский лит LTL 3,452 80   15 %
латвийский лат LVL 0,702 804 15 %
мальтийская лира MTL 0,429 300 15 %
словацкая крона SKK 38,455 0 15 %

Европейская Валютная Система Зона евро

Евро-4 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2018; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2018; проверки требуют 12 правок. На рисунке показаны ограничения накладываемые разными версиями стандарта Евро-х на дизельные автомобили. На рисунке показаны ограничения, накладываемые разными версиями стандарта Евро-х на бензиновые автомобили. До введения стандарта Евро-5 выбросы сажи не учитывались.

Евро-4 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Введён в Евросоюзе в 2005 в качестве замены предыдущему стандарту, Евро 3. В 2009 году заменён на новый стандарт — Евро-5.

Сертификат Евро-4 — официальный документ, выдаваемый аккредитованными органами по сертификации, а также центрами сертификации в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Сертификаты соответствия класса Евро, в том числе и сертификат Евро-4, относятся к экологическим стандартам. Они применяются для подтверждения качества автомобилей определенным техническим нормам; в частности, сертификат Евро-4 подтверждает соответствие автомобиля или любого другого транспортного средства европейским экологическим стандартам[1]. Основной показатель — уровень выброса в атмосферу вредных веществ (углекислый газ, оксиды азота и углеводороды, и др.).

В России в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ 12 октября 2005 года Правительством Российской Федерации был утверждён специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на Территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»[2]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2012 г. N 2 переход на новый стандарт был перенесён[3]. С 1-го января 2013 года все производимые и ввозимые на территорию России автомобили должны соответствовать классу Евро-4, однако возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31 декабря 2012 года[4][5].

На топливо первоначально планировалось ввести стандарт Евро-4 с 1 января 2010 года, но сроки были перенесены сначала на 2012 год[6], затем на 2014 год[7]. Таким образом, до 31 декабря 2012 года действовал стандарт Евро-2, а с 1-го января 2013 все производимое топливо обязали иметь экологический стандарт не ниже Евро-3[8][9]. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 1 января 2016 года, в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.

Переоборудование на Евро-4[править | править код]

Переоборудование на Евро-4 — процедура доработки колёсных транспортных средств, самоходных машин или маломерных судов под экологический стандарт Евро-4. Осуществляется путём установки специальных каталитических нейтрализаторов либо фильтров технологической очистки (магнитной, ультразвуковой и пр.), что позволяет снизить расход топлива и значительно (более 50 %) понизить вредные выбросы. Такие эффекты достигаются за счет изменения качества топлива и ряда его физических показателей.[каких?]

В Казахстане экологический стандарт Евро-4 введён Постановлением Правительства РК № 97 от 6 февраля 2013 года для ввозимых автомобилей с 1 июля 2013 года и для производимых — с 1 января 2014 года. Топливо, соответствующее классу Евро-3, должно появиться в стране с 1 января 2014 года на всех заправках, а экологическому классу Евро-4 — с 1 января 2016[10].

На Украине экологический стандарт Евро-4 действовал с 1 января 2014 года по 1 января 2016 года. При введении данного норматива произошли уменьшения различных коэффициентов.

Греческая драхма — Википедия

Драхма  (рус.)

Δραχμή  (греч.)
Drachma  (англ.)
Drachme  (фр.)

5 драхм 1876 года 5 драхм 1912 года
5 драхм 1876 года 5 драхм 1912 года
Коды и символы
Коды ISO 4217 GRD (300)
Символы ₯ • Dr • Δρχ
Территория обращения
Страна-эмитент 5 драхм 1912 года Греция
Производные и параллельные единицы
Дробные Лепта (1100)
Монеты и банкноты
Монеты 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 драхм
Банкноты 100, 200, 500, 1000, 5000, 10 000 драхм
История
Введена 1833 год
Валюта-предшественник Греческий феникс
Начало изъятия 2002 год
Валюта-преемник Евро
Эмиссия и производство монет и банкнот
Эмиссионный центр (регулятор) Банк Греции
www.bankofgreece.gr
Курсы и соотношения
1833 1 феникс = 1 GRD
01.01.2002 1 EUR = 340,75 GRD
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Драхма.

Дра́хма (греч. Δραχμή) — денежная единица в древнегреческих полисах, позднее в эллинистических государствах (см. древнегреческая драхма) и, наконец, в современной Греции.

Первая драхма[править | править код]

После получения независимости в Греции была введена собственная денежная единица, получившая название «греческий феникс» и равная 100 лептам. 1 феникс был равен 1/6 турецкого куруша (пиастра) или 1 французскому франку.

В качестве денежной единицы современного греческого государства серебряная драхма была введена в обращение королевским указом 8 февраля 1833 года, в период правления короля Оттона, по номиналу 1 феникс = 1 драхма. До этого, в 1828 году, драхму, в качестве национальной валюты, пытался установить Иоанис Каподистрия.

В 1801—1819 годах Ионическая республика имела собственную валюту — ионийская газета, а в 1819—1863 годах её сменил ионийский обол, который после вхождения островов в состав Греции обменивался по курсу 20 оболов = 1 драхма. Позднее, в 1876—1914 годах, Ионийский банк печатал собственные банкноты (первая ионийская драхма), которые были приравнены к греческой драхме.

В 1868 году Греция вступила в Латинский монетный союз, став пятым участником данного объединения наряду с Францией, Италией, Бельгией и Швейцарией. Монетная система Греции была унифицирована с монетными системами стран-участниц по принципу соотношения серебра к золоту, из расчёта 15,5:1. Монеты в 1, 2, 5 и 10 лепт чеканились из меди (при этом на монете 5 лепт был дополнительно указан параллельный номинал в 1 обол, а на 10 лептах — в 2 обола), 20 и 50 лепт, 1, 2 и 5 драхм — из серебра, 5, 10 и 20 драхм — из золота.

С конца 1870-х гг. монеты номиналом 1 и 2 лепты больше не чеканились. В 1894 году были введены медно-никелевые монеты в 5, 10 и 20 лепт.

На о. Крит, который формально был отдельным государством в 1898—1913 годах, обращалась собственная критская драхма, приравненная к греческой. На мелких монетах изображалась корона, а на крупных — портрет короля Греции.

Серебряные и золотые монеты фактически вышли из обращения в ходе 1-й мировой войны. В 1912—1922 годах монеты вообще не чеканились. 1 апреля 1922 года власти республики провели принудительный обмен банкнот; часть банкнот была обменяна на банкноты с надпечаткой, другая часть — в принудительном порядке — на облигации военного займа.

В 1926 году Греческая республика выпустила монеты с новым дизайном, номиналом от 20 лепт и выше; при этом серебряными были только монеты в 10 и 20 драхм. После восстановления монархии в 1936 году «республиканский» дизайн монет не менялся, были лишь выпущены памятные необоротные золотые и серебряные монеты в 20, 50 и 100 драхм в честь восстановления монархии. В 1940 году были выпущены банкноты номиналом от 50 лепт и выше, тогда как монеты фактически исчезли из обращения.

В период итало-немецкой оккупации (1941—1944) Греция перенесла гиперинфляцию. На Ионийских островах итальянские оккупационные власти выпускали собственные банкноты («вторая ионийская драхма»), которые после ухода итальянцев в 1943 году также были заменены на быстро обесценивавшиеся банкноты греческой драхмы.

Вторая и третья драхма[править | править код]

Новая драхма была введена 11 ноября 1944 года. 1 новая драхма обменивалась на 50 миллиардов старых. Но инфляция продолжалась, и 1 мая 1954 произошёл новый обмен, 1 более новая драхма в обмен на 1000 старых.

Новые монеты чеканились номиналом в 5, 10, 20 лепт (алюминий), 50, 1, 2, 5, 10 драхм (медно-никелевый сплав), 20 драхм (серебро). Банкноты печатались на Банкнотной Типографии Банка Греции (IETA), основанной в 1938 году, но приступившей к полноценной работе только в 1947 году.[1]

В период режима полковников монеты в 50 лепт, 1 и 2 драхмы стали чеканиться из латуни (что сохранилось и при республике). 20 драхм вместо серебра стали чеканиться из медно-никелевого сплава.

В период республики лепты исчезли из оборота, размер монет в 1 и 2 драхмы уменьшился, они стали чеканиться из меди. В оборот вошли латунные монеты в 20, алюминиево-бронзовые в 50 и 100 драхм.

С 1980 года множественное число номинала на монетах указывается по правилам димотики (drachmes) вместо прежней кафаревусы (drachmai).

После введения евро[править | править код]

1 января 2002 года драхма была заменена на евро. Официальный курс составлял 340,75 драхм за евро.

3 апреля 2015 года Правительство Греции подготовило план по национализации банковской системы и введению драхмы, как параллельной с евро валюты. Этот план будет реализован, если Греция не сможет договориться с Европой о программе финансовой поддержки. В этом случае у правительства не будет денег на исполнение социальных обязательств[2].

У каждого из значений слово «драхма» есть свой собственный символ (все они включены в стандарт Unicode):

В 1868 году была начата чеканка монет по нормам Латинского монетного союза:

  • 1, 2, 5 и 10 лепт были изготовлены из меди,
  • 20 и 50 лепт, 1, 2, 5 драхм — из серебра,
  • 5, 10, 20, 50, 100 драхм — из золота[3].

В 1893 году 20 лепт, а в 1994 году 10 лепт стали медно-никелевыми. В 1879 году был прекращён выпуск монет достоинством в 1 и 2 лепты. В 1910 и 1911 годах 1 и 2 драхмы были выпущены в обновлённом дизайне с сохранением веса и пробы серебра. После установления Второй Республики с 1926 года выпускалась новая серия, в которой монеты от 20 лепт по 5 драхм стали медно-никелевыми, а серебряными стали 10 и 20 драхм.

После плебисцита 1935 года и восстановления монархии в 1954 году вновь был изменён вид монет, в обращение были выпущены монеты номиналом в 5, 10, 20 лепт, отчеканенные из алюминия, 50 лепт, 1, 2, 5, 10 драхм из медно-никелевого сплава. В 1960 году в обращение была выпущена серебряная монета в 20 драхм[4].

После референдума 1973 года Греция вновь провозглашена республикой, и в том же году была начата чеканка новых монет.

В обращении перед переходом страны на евро были:

  • 1 драхма (€0,0029)
  • 2 драхмы (€0,0059)
  • 5 драхм (€0,0147)
  • 10 драхм (€0,0293)
  • 20 драхм (€0,0587)
  • 50 драхм (€0,147)
  • 100 драхм (€0,293)
Серия монет 1982—2000 годов Символ драхмы
1drachma1990bk.jpg1drachma1990fr.jpg 1 драхма
Художник: Монетный двор:
Номинал: 1 драхма Металл: Медь Тираж: Качество:
Выпущена: 1976, 1988, 1990, 1992—1994, 1998, 2000 Диаметр: 18 мм Вес:
2drachma1992bk.jpg2drachma1992fr.jpg 2 драхмы
Художник: Монетный двор:
Номинал: 2 драхмы Металл: Медь Тираж: Качество:
Выпущена: 1988, 1990, 1992—1994, 1998, 2000 Диаметр:21 мм Вес:
5 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 5 драхм Металл: Медь-никель Тираж: Качество:
Выпущена: 1982, 1984, 1986, 1988, 1990, 1992—1994, 1998—2000 Диаметр: 22,5 мм Вес:
10 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 10 драхм Металл: Медь-никель Тираж: Качество:
Выпущена: 1982, 1984, 1986, 1988, 1990, 1992—1994, 1998—2000, 2002 Диаметр: 26 мм Вес: Рыночная цена:
20 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 20 драхм Металл: Медно-никелевый сплав Тираж: Качество:
Выпущена: 1982, 1984, 1986, 1988 Диаметр: Вес: 11,00

20drachma1990bk.jpg20drachma1990fr.jpg

20 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 20 драхм Металл: Медь-алюминий-никель Тираж: Качество:
Выпущена: 1990, 1992—1994, 1998, 2000 Диаметр: 24,5 мм Вес:
50 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 50 драхм Металл: Медь-алюминий-никель Тираж: Качество:
Выпущена: 1986, 1988, 1990, 1992—1994, 1998, 2000 Диаметр: 27,5 мм Вес:
100 drachmas coin.jpg 100 драхм
Художник: Монетный двор:
Номинал: 100 драхм Металл: Медь-алюминий-никель Тираж: Качество:
Выпущена: 1990, 1992—1994, 1998, 2000 Диаметр: 29,5 мм Вес:

Евро-5 — Википедия

На рисунке показаны ограничения, накладываемые разными версиями стандарта Евро-х на дизельные автомобили. На рисунке показаны ограничения, накладываемые разными версиями стандарта Евро-х на бензиновые автомобили. До введения стандарта Евро-5 выбросы сажи не учитывались.

Евро-5 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Стандарт обязателен для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008 года. Для легковых автомобилей — с 1 сентября 2009.

В России стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 1 января 2016 года.

Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,8 г/км и NOy — до 0,06 г/км.

Технический регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта не ниже Евро-2 до 31 декабря 2012 года, Евро-3 — до 31 декабря 2014 года, Евро-4 — до 30 июня 2016 года, Евро-5 — с 1 июля 2016 года.

Введение экологического стандарта Евро-5 в России[править | править код]

В соответствии с Техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» экологический класс Евро-5 вводится с 1 января 2016 года. С этого времени, все автомобили, попадающие на территорию России, должны соответствовать данному экологическому стандарту. Это касается как транспортных средств, производимых на отечественных заводах, так и всего транспорта, ввозимого на территорию страны из-за границы: и нового, и подержанного; и для личных целей, и для коммерческого использования.

Позднее Правительство приняло решение продлить на полгода — до 1 июля 2016 года — сроки оборота бензина класса 4 («Евро-4»), при этом в Москве сроки не сдвигались.

Соответствие автомобилей стандарту Евро-5[править | править код]

Пробег автомобиля, в течение которого должны поддерживаться установленные требования по экологии, увеличен до 160 тыс. км (80 тыс. км в Евро-4). Существенно увеличены так называемые «коэффициенты ухудшения». Для автомобилей с двигателями с искровым зажиганием они составляют: CO — 1,5; ТНС — 1,3; Nox, 1,6 (вместо значения 1,2 для всех компонентов Евро-4). Это означает, что при сертификационных испытаниях автомобилей должен быть обеспечен значительно больший запас по отношению к установленным предельным значениям выбросов, чем это требовалось ранее, за исключением случаев переоборудования двигателей под экологический стандарт Евро-5 в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 49, 83. Таким образом, соответствие автомобиля экологическому классу Евро-5 может определяться не только по году выпуска, но и также по некоторым техническим особенностям, например пробег, наличие систем снижения вредных выбросов или переоборудование двигателя под стандарт Евро-5.

Правилами ЕЭК ООН № 83-06 установлены предельные значения, при которых выбросы автомобиля могут соответствовать экологическому классу Евро-5 (за исключением случаев переоборудования). Так, практически все Европейские производители снизили вредные выбросы до предельных значений соответствия нормам Евро 5 с 1 сентября 2009 года. Ведущие производители, такие как General Motors с конца 2008 года, Mopar и Ford с середины 2009 года. Такие концерны, как Ауди и Мерседес-Бенц удовлетворили требованиям новых правил также с середины 2009 года. Таким образом, условно, реальное действие экологического стандарта Евро-5 в странах Евросоюза и США установилось в 2009 году. Следовательно, соответствие ввозимых автомобилей экологическому классу Евро-5 в России устанавливается на автомобили Европейского производства после 1 сентября 2009 года, производства США — с 1 января 2009 года.

Переоборудование под Евро-5, сертификат и таможня[править | править код]

Учитывая, что базы данных по экологии будут полностью обновлены, получение сертификата и проведение соответствующего переоборудования будет необходимо на все ввозимые автомобили. Документы о переоборудовании двигателя необходимо будет предоставить на все автомобили старше 2009 года выпуска или несоответствующие нормам Евро-5 по другим причинам. Правила № 83-06, вступившие в силу с 9 декабря 2010 года, содержат требования Евро-5 и распространяются на автомобили категорий М1, М2, N1, N2 с контрольной массой до 2610 кг (Правила № 83-05 — на автомобили с максимальной массой до 3500 кг).

Процедуры определения потребления энергии и выбросов СО (для АТС категорий М1, N1) регламентируются Правилами № 101 ЕЭК ООН. В случае переоборудования автомобилей под экологический стандарт Евро-5 собственник транспортного средства предоставляет в таможенный орган Протокол сертификационных испытаний и Сертификат соответствия техническому регламенту. Согласно совместному приказу ФТС России и ГИБДД, все сертификаты, выданные на автомобили старше 2010 года выпуска иначе, чем на основании документов о переоборудовании двигателя, будут аннулированы в установленном порядке.

В 2014 году в рамках ГДЗЭ создана и начнёт работу специализированная группа по разработке процедур испытаний коммерческих ТС и автобусов с гибридными силовыми установками по определению выбросов вредных веществ и потребления энергии. При определении концепции метода испытаний рассматривались два основных подхода: испытание комплектного транспортного средства на стенде с беговыми барабанами, по аналогии с методикой испытаний легковых гибридных автомобилей по Правилам ЕЭК ООН № 83 и № 101, и испытания двигателя внутреннего сгорания на моторном стенде в сочетании с моделированием гибридной силовой установки, так называемый метод HILS.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *