Вопрос 2.Доходы и расходы государственного бюджета.

По своей структуре бюджет является балансом доходов и расходов государства.

Доходы госбюджета – поступление денег в бюджет из различных источников.

Основные источники доходов бюджета:

- налоги. За счет налогов формируется около 90% от всех доходов бюджета;

- доходы от государственной собственности – доходы от государственных предприятий, доходы от приватизации государственной собственности, доходы по ценным бумагам компаний, которые принадлежат государству.

- внутренние и внешние займы государства;

- штрафы, пени, различные сборы и др.

В развитых странах доходы бюджета в основном формируются за счет следующих налогов - личный подоходный налог, налог на прибыль, социальные отчисления. В России - в основном за счет нефтегазовых доходов. К ним относятся – НДПИ, таможенные пошлины на нефтегазовое сырье. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете:

2012г. – 50,2%

2013г. – 46,1%

2014г. – 44, 1%

Расходы бюджета – направления и цели бюджетного финансирования. Они показывают, куда идут бюджетные деньги.

Структура расходов бюджета определяется теми экономическими и социальными задачами, которые стоят перед государством. Расходы государства в ХХ в. росли высокими темпами. Эти темпы были выше, чем темпы роста ВВП. Отношение расходов госбюджета к ВВП называется государственной квотой, и она показывает степень участия государства в экономике. Экономисты считают, что существует прямая связь между ростом экономики и государственной квотой.

Основные расходы государства:

- финансирование экономики;

- социальная помощь населению;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на государственное управление;

- выплата процента по государственному долгу;

- внешнеполитические расходы.

В России расходы федерального бюджета в 2014г.:

- социальные расходы – 25,6%

- национальная оборона – 19,1%

- нац. безопасность, правоохранительная деятельность -14,4%

- национальная экономика – 13,1%

- образование – 5% и др.

Если доходы и расходы бюджета совпадают, то государственный бюджет является сбалансированным. Если доходы больше расходов, то возникает профицит бюджета. Если доходы меньше расходов, то возникает дефицит бюджета.

Вопрос 3. Бюджетные дефициты

В современной экономике большинство стран имеют дефицит бюджета. Это характерно и для развитых стран, и для развивающихся.

Существует две главные причины возникновения дефицита бюджета:

- спад экономики. Во время доходов населения и предприятия уменьшаются. Поэтому в бюджет поступает меньше налогов. Следовательно, расходы бюджета начинают превышать его доходы, и тогда возникает дефицит бюджета. Такой бюджетный дефицит называется циклическим. Циклический дефицит - дефицит, возникающий в результате колебаний экономический активности в рамках делового цикла.

- сознательные действия правительства, которое в силу необходимости решило тратить больше, чем имеет доход. Такой бюджетный дефицит называется структурным. Структурный дефицит - дефицит в условиях полной занятости. То есть спада в экономике нет, но правительство увеличивает расходы. И поэтому возникает дефицит бюджета.

Вместе циклический и структурный дефицит составляют фактический дефицит бюджета.

Дефицит бюджета может быть первичным: фактический дефицит минус процентные выплаты по государственному долгу. Он показывает, каким был бы дефицит государственного бюджета, если бы правительство не платило бы % по государственному долгу. То есть не было бы должником. Первичный дефицит характеризует внутреннее состояние экономики. Или вторичным - без вычета процентов по государственному долгу.

Любой бюджетный дефицит требует своего финансирования (покрытия). Мировая практика показывает два главных способа финансирования бюджетного дефицита:

- эмиссионный способ;

- неэмиссионный способ ( долговой).

При эмиссионном способе Министерство Финансов занимает деньги у Центрального Банка. Это делается на основе ценных бумаг. То есть Министерство Финансов продает Центральному Банку ценные бумаги, взамен Центральный Банк увеличивает текущий счет Министерства Финансов. Министерство Финансов начинает тратить эти деньги, в результате увеличивается денежная масса и это называется эффектом монетизации. Эффект монетизации – финансирование дефицита бюджета за счет увеличения денежной массы. Если экономика приближается к полной занятности, то тогда эффект монетизации может вызвать инфляцию.

При неэмиссионном способе государство занимает деньги для покрытия дефицита бюджета не у Центрального Банка, а у физических и юридических лиц. Для этого государство продает свои облигации на рынке ценных бумаг.

В результате государство вступает в конкуренцию с частным сектором, так как, частный сектор тоже желает занять денег. Возникает эффект вытеснения - люди как правило, предпочитают государственные облигации. В итоге частный сектор вытесняется и не получает всего объема инвестиций. Кроме того, на кредитном рынке происходит повышение ставки, что приводит к вытеснению инвестиций.

Таким образом, ни один из этих способов в покрытии дефицита бюджета не является идеальным и может вызвать нежелательные последствия для экономики.

Кроме этих способов государство применяет иногда и другие меры для урегулирования дефицита:

- ужесточение налогообложения - повышение налогов;

- сокращение расходов бюджета. Секвестр бюджета - законодательное урезание расходов бюджета.

Таким образом, дефицит бюджета вызывает негативные последствия в экономике, но в то же время отсутствие дефицита бюджета еще не говорит о здоровье экономики. В некоторых случаях дефицит бюджета нужен для роста экономики.

Исходя из этого, считается, что оптимальный дефицит бюджета составляет 3-5% от ВВП.

В России в начале 90-х был большой дефицит бюджета. Самый большой в 1994 году- 10,3 % от ВВП. С 2000 года существует профицит бюджета. Однако региональные бюджеты сводятся с дефицитом. За 10 месяцев 2014г. – профицит составил 1,4% ВВП. По плану – дефицит 0,5% (0,6%?).

Поскольку дефицит бюджета оказывает разное влияние на экономику, то существуют разные концепции бюджетного дефицита:

- ежегодно сбалансированный бюджет - в этом случае дефицит не допускается. Доходы всегда равны расходам.

+ не возникает отрицательные последствия для дефицита бюджета - при таком подходе государство не может помочь экономике.

- бюджет сбалансированный в ходе экономического цикла – во время спада государство расходует деньги на экономику, и у него образуется дефицит бюджета. Во время подъема государство получает профицит бюджета. Он направляется на покрытие дефицита во время спада. В итоге получается, что за весь экономический цикл бюджет полностью балансируется.

+ можно регулировать экономику без значительной инфляции.

- дефицит и профицит могут не совпадать по величине.

- концепция функциональных финансов - утверждает, что главной целью государства является экономика, а не бюджет. Поэтому можно идти на любой дефицит бюджета, лишь бы экономика развивалась.

+ значительная помощь экономике со стороны государства.

- не всегда государственные расходы помогают экономическому росту, в некоторых случаях они уходят в инфляцию.

В мировой практике применяется чаще 2-ая концепция или 3-я.

Что такое государственный бюджет. Федеральный бюджет России: доходы и расходы

Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени. В бюджете указаны источники поступления доходов и направления расходования денег.

Госбюджет включает в себя финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ etc.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.

Основные статьи доходов госбюджета: налоги и сборы, внутренние и внешние займы, доходы госпредприятий, доходы от продажи государственного имущества, эмиссия денег.

Основные статьи расходов: социальные нужды, оборона и безопасность, развитие инфраструктуры, обслуживание государственного долга.

Источники доходов госбюджета

Расходы госбюджета

  1. Налоги - прямые и косвенные

  2. Государственные займы: внутренние и международные

  3. Доходы от государственного имущества, от приватизации

  4. Эмиссия денег

  1. Социальные нужды

  2. Обороноспособность

  3. Обслуживание госдолга

  4. Развитие инфраструктуры

  5. Содержание аппарата управления

Бюджетный дефицит и бюджетный профицит

Бюджетная политика государства определяет соотношение между доходами и расходами.

  • Если доходы и расходы равны, то у государства сбалансированный бюджет.

  • Если расходы больше доходов, это называется дефицит бюджета.

  • Если доходы больше расходов, то имеет место профицит бюджета.

Меры борьбы с бюджетным дефицитом

Для борьбы с нехваткой денег в бюджете государство может:

  • Урезать государственные расходы. Урезание запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

  • Выпустить государственные ценные бумаги. При этом увеличится государственный долг.

  • Выпустить дополнительную наличность. При этом эмиссия денег приведет к росту инфляции.

Федеральный бюджет России и региональные бюджеты

Россия - федеративное государство, поэтому в бюджетную систему РФ входят бюджеты разных уровней:

  1. Федеральный бюджет

  2. Региональные бюджеты - бюджеты субъектов РФ.

  3. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований.

Федеральный и региональные бюджеты вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (№145-ФЗ).

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный бюджет РФ ежегодно составляет правительство, а затем утверждает Госдума.

Правительство представляет проект бюджета на следующий год на рассмотрение не позднее 1 октября текущего года. Он принимается Думой в виде закона - в трех чтениях. Затем, как и любой федеральный закон, бюджет утверждает Совет Федерации и подписывает президент.

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство РФ. В процессе исполнения бюджет может быть частично пересмотрен. По окончании года правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ. Большая часть этих поступлений - налог на добычу полезных ископаемых, сообщает Федеральная налоговая служба.

Если расходов больше чем доходов ...

Многие из нас встречались с таким моментом как превышение расходов над доходами. Согласитесь, что ситуация не из приятных. Однако всегда есть выход и просто надо предпринять необходимые действия, которые позволят избежать финансовой неурядицы. 

Есть вариант несколько иначе проанализировать следующие аспекты – побочные расходы, переменные расходы и постоянные расходы.

Побочные расходы – это то, что полностью находится под вашим контролем. Сюда входят походы в кино, рестораны, личный тренер, отпуск или одежда. Все, на что вы тратите деньги по собственному усмотрению и способны контролировать, относится к побочным расходам. Эта категория самая непростая для сокращений, но именно здесь можно много сэкономить при желании.

Следующая категория расходов – переменные. Это неизбежные ежемесячные расходы. Но их величина каждый месяц может меняться. К примеру, вам ежемесячно приходится тратить деньги на питание. В этом месяце вы потратите больше, в следующем – меньше, в зависимости оттого, что покупаете. Счета за коммунальные услуги – телефон, газ, электричество, отопление – также приходят регулярно, однако суммы разнятся в зависимости от времени года или частоты использования услуг. Анализ переменных расходов полезно делать раз в один-два года и иногда менять тарифные планы или поставщиков услуг.

Сейчас вы думаете: «Все это мне прекрасно известно». Но задумайтесь - категоричность закрывает разум, преграждая путь новым идеям и возможностям, которые могут изменить вашу жизнь. Услышав что-то знакомое, не отмахивайтесь, а задайте вопрос. «Как я могу применить эту информацию к данной ситуации?» и «Что следует сделать из того, что не делал раньше?»

Большинство успешных людей признают, что своими успехами они обязаны привычке задавать вопросы и не делать скоропостижных выводов. Обратите внимание на вопросы, которые начинаются со слов «как» и «что». А часто люди начинают свои вопросы со слова «почему». «Почему все мои клиенты такие недалекие?», «Почему мне попадаются среди сотрудников одни грубияны?» Вопросы, которые начинаются со слова «почему», – неправильные вопросы. Они порождают вереницу бесполезных ответов, не ведущих ни к каким решениям.

Если вы выясните, ПОЧЕМУ вам попадаются придурковатые клиенты или сотрудники-разгильдяи, это будет лишь ответом на вопрос «почему». Вам все равно придется работать и с первыми, и со вторыми. Если же вы хотите иметь дело с милыми клиентами или коллегами, задавайте себе вопросы «как» или «что». Такие вопросы эффективны тем, что дают ответы, предлагающие конкретные решения. Такие вопросы имеют практическую пользу. Они влекут за собой перемены, несущие высокий доход, удовольствие и все, что вы захотите. Вот и спросите себя: «Что я должен сделать, чтобы … ?» Такие вопросы приведут к решениям, часто правильно поставленный вопрос сразу приводит к ответу.

Наконец, третья категория расходов – постоянные расходы. Это расходы, не меняющиеся из месяца в месяц. К таковым относятся аренда, выплаты по кредиту, страховые платежи. Но даже эти расходы могут время от времени меняться.

А если избавиться от некоторых активов и покрыть все долги? Не получается - вероятно, вам стоит подумать о частной консультации специалиста по финансовому планированию. Там вы получите полезные практические советы, которые могут оказать вам неоценимую помощь, если грамотно ими воспользоваться.

Может быть, нет нужды решать проблему в одиночку. Подключите супругу или супруга. Заручитесь поддержкой друга, обратитесь в организацию, станьте членом группы поддержки. Нет нужды все делать самому. Не позволяйте чувству ложного стыда помешать вам принять помощь со стороны. Большинство людей считают, что обязаны знать и уметь все. Они, так же как и вы, боятся признаться в своем невежестве в некоторых вопросах. Не позволяйте чувству стыда загнать себя в ловушку. Люди, которые нашли в себе силы научиться иначе смотреть на деньги, добились значительных результатов не только благодаря книгам. Они объединяются с единомышленниками в стремлении к поставленным целям и оказывают друг другу моральную поддержку.

формирование, структура, расходы и доходы :: SYL.ru

Бюджет - это понятие, которое существует и в экономических, и в юридических реалиях. От этого его значение может существенно различаться. В статье мы более подробно познакомимся с федеральным бюджетом России. Посмотрим, что это, каковы его доходы и расходы, как составляется проект бюджета и многое другое.

Экономический смысл

Если рассматривать бюджет России, как экономическую категорию, то перед нами предстанет общественная устойчивая связь. Проведем аналогию с финансами. Тогда федеральный бюджет будет общественными отношениями, установленными по поводу формирования и дальнейшего использования госвластью фонда с денежными средствами.

Структура доходов бюджета России будет определяться сразу несколькими факторами:

  • Потребность РФ в финансовых ресурсах.
  • Возможности Российского государства по последующей мобилизации этих ресурсов.
  • Особенности проводимой правительством экономической политики.

Со структурой расходов несколько проще. Она определяется функциями государства.

Экономическая практика представляет бюджет России важнейшим компонентом макроэкономической политики. Именно он обеспечивает как аккумулирование финансов, так и их последующее распределение.

Параметры государственного бюджета будут непосредственно влиять на ряд макроэкономических показателей - объемы производства и инвестиций, уровень занятости, доходы населения страны, валютный курс, процентную ставку и проч.

Тут можно отметить, что государственный бюджет России - это не только экономическая категория, но и достаточно сильный, действенный политический инструмент.

Федеральный бюджет - это фактически финансовый план РФ. А именно - план сбора и дальнейшего использования финансовых ресурсов, которые способны обеспечить собой исполнение государственных функций.

исполнение бюджета россии

Юридический смысл

Если обратиться к юридическому смыслу, то определение понятия уже не будет таким широким. Тут бюджет России - закон. Нормативный акт, который разрабатывается структурой исполнительной власти, чтобы затем быть принятым органами представительной (законодательной) власти.

Надо помнить и о том, что бюджет РФ - это и центральный компонент российской бюджетной системы.

Доходы

Доходы бюджета России разделяются на две большие группы - неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.

Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:

  • Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
  • Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
  • Госпошлины.

Неналоговые доходы годового бюджета России:

  • Прибыль от использования госимущества.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Часть доходов унитарных предприятий.

Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:

  • Прибыль Центробанка РФ.
  • Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
  • Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.

Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.

доходы бюджета россии

Расходы

Теперь рассмотрим расходы бюджета России:

  • Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
  • Функционирование судебной федеральной структуры.
  • Осуществление государственной международной деятельности.
  • Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
  • Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
  • Государственная поддержка транспорта - железнодорожного, морского и воздушного.
  • Поддержка государством атомной энергетики.
  • Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
  • Исследование космического пространства, использование его.
  • Формирование собственности государства.
  • Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
  • Статистический официальный учет.
  • Инвестиционные федеральные программы.

На сегодня выделяются три главные расходные статьи бюджета РФ:

  • 20 % - обслуживание государственного долга страны.
  • 19 % - затраты на национальную оборону.
  • 15,6 % - финансовое содействие бюджетам государства иных уровней.
бюджет россии в рублях

Резервные фонды

Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.

Представим другие важные утверждения:

  • Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
  • Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
  • Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
  • Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер - не более 1 % от всего бюджета страны.
  • Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
  • Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
расходы бюджета россии

Проект бюджета РФ

Структура бюджета России представлена в его проекте, который составляется на каждый финансовый год. Это считается исключительной прерогативой российского Правительства. Работы начинаются уже за 10 месяцев до начала грядущего финансового года.

Основание проекта российского бюджета - это комплекс документов:

  • Бюджетное послание от имени Президента.
  • Прогноз экономического и социального развития страны на грядущий год.
  • Основные векторы как налоговой, так и бюджетной политики на следующий год.
  • Прогноз финансового сводного баланса по всей территории РФ, составленный на очередной год.
  • Планы по развитию государственного сектора экономики.

Следующий этап - непосредственно составление проекта бюджета. Оно происходит в два этапа.

государственный бюджет россии

Первый шаг составления

На первом этапе уже досконально продумывается исполнение бюджета России. На основе прогнозного плана формируются его ключевые характеристики.

Данный этап можно условно разделить на ряд подэтапов:

  1. Разработка Министерством экономики прогнозного плана развития государства, имеющего в себя основные макроэкономические показатели.
  2. Рассмотрение и последующее утверждение правительством России этого плана-прогноза.
  3. Разработка Минфином (на основании вышеупомянутого плана) основных характеристик будущего проекта. На этом подэтапе уже все расходные статьи распределяются по разделам функциональной классификации.
  4. Правительство страны утверждает разработанные характеристики бюджета. Министерство финансов, в свою очередь, должно разослать проектировки федеральным ведомствам и министерствам. Последние на основе представленной информации предварительно распределяют средства по определенным получателям. Минфин также должен уведомить субъекты государства о методиках формирования межбюджетных отношений на следующий финансовый год.
годовой бюджет россии

Второй шаг составления

Бюджет России в рублях должен быть определен на этом этапе составления проекта. Тут уже происходит распределение объемов финансовых средств по функциональной детализированной классификации. Проект также должен соответствовать экономической и ведомственной классификациям. Подэтапы тут выделяются следующие:

  1. Формирование Минфином бюджетных расходов в соответствии с тремя переставленными выше классификациями (функциональной, ведомственной, экономической).
  2. Согласование планируемых бюджетных расходов с иными министерствами и ведомствами государства. Если появились несогласованные вопросы, то их решает уже правительственная межведомственная комиссия.

Как разработка, так и согласование бюджета в РФ на следующий год завершается не позднее 15 июля настоящего года. Одновременно с этим должна завершиться и разработка проектов законов, принятие которых учитывается при планировании бюджета. Это ФЗ о минимальных размерах пенсионных выплат и заработных плат.

Рассмотрение и утверждение

Проект бюджета РФ, составленный правительством РФ, рассматривается и впоследствии утверждается Государственной думой. В эту структуру он должен поступить не позднее 23.59 15 августа настоящего года. Одновременно он предоставляется российскому президенту для ознакомления.

Рассмотрение проекта бюджета в РФ происходит в четыре чтения.

бюджет россии

Первое чтение

При рассмотрении происходит следующее:

  • Обсуждается концепция бюджета.
  • Рассматривается прогноз социально-экономического развития России.
  • Обсуждаются основные направления налоговой и бюджетной политики.
  • Рассматриваются проекты программ внешних заимствований.

Второе чтение

Утверждаются расходы федерального бюджета страны по разделам их функциональной классификации. Это происходит только в пределах общего объема расходов, который утверждается в первом чтении.

Третье чтение

Утверждается объем расходов уже по подразделам функциональной классификации. Также это происходит только в границах общей массы расходов, что была принята ранее.

Четвертое чтение

Происходит голосование за проект бюджета. Внесение поправок не допускается.

Потом проект переходит на рассмотрение Совету Федерации. Он может только принять или отклонить его. Поправки и изменения не допускаются.

Принятие бюджета РФ - многоступенчатая процедура. Сам бюджет - довольно сложная структура, сочетание доходов и расходов государства на очередной финансовый год.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *