Что включает понятие достойный уровень жизни

Во-первых, люди хотят нормально есть, пить и жить в красивом и уютном доме или квартире.

Во-вторых, человек испытывает потребность в любви, в саморазвитии, в познании, в признании заслуг со стороны общества. Хочет иметь семью, растить детей, водить их в хорошие детские сады, давать им качественное образование.

Удовлетворение всех этих потребностей и означает, что человек имеет достойный уровень жизни.

Стоимость жизни в каждой стране основывается на расходах, связанных с общегосударственными затратами, а также с усредненными потребностями каждого человека.

Чем холоднее климат в стране, тем больше денег приходится тратить на обогрев жилья, разведение скота, выращивание овощей и фруктов. Из-за этого стоимость коммунальных расходов и продуктов выше, чем в стране с более мягким и теплым климатом.

Также влияет на качество жизни человека уровень доходов государства. Например, чем больше государство продает другим странам нефти, газа, и другой продукции, тем больше может тратить денег на зарплаты, социальные программы, дотации. Конечно, если оно при этом разумно расходует бюджетные средства, а не разворовывает их.

Материальный уровень населения растет, и люди начинают больше тратить денег как на базовые потребности, так и на развлечения. А чем больше они готовы платить за достойный уровень жизни, тем выше становится качество строительства жилья, товаров и услуг. При этом производитель увеличивает затраты на их выпуск, а следовательно, поднимает отпускные цены.

В зависимости от уровня доходов и расходов государства, климатических и других факторов, цена достойного уровня жизни для человека в каждой стране разная.

Так, в Америке уровень дохода на одного среднестатистического американца должен быть не меньше 4–5 тысяч долларов в месяц, чтобы человек мог вести достойный образ жизни.

В Норвегии хороший уровень жизни имеют люди, получающие не менее 5–6 тысяч евро в месяц.

А в Арабских Эмиратах каждый мальчик при рождении получает на банковский счет по 1 млн долларов. Настолько высокий уровень доходов в этих странах за счет продажи нефти.

В то же время в Таиланде или в Венгрии достойный уровень жизни человек может получить за значительно меньшее количество денег.

Квартиру, состоящую из 2–3 комнат, с отдельной гостиной и кухней, с несколькими санузлами, можно арендовать за 300–500 долларов в месяц, а цена продажи такого жилья колеблется в пределах 30–50 тысяч долларов.

Затраты на полноценное питание составят порядка 300–400 долларов в месяц на человека. Цены на остальные продукты и услуги тоже относительно невысокие.

Поэтому и стоимость достойного уровня жизни в таких странах может колебаться в пределах 1–1,5 тысячи долларов на человека.

Достойная жизнь в рамках Конституции РФ

Не трудно догадаться, что этим документом была новая Конституция РФ, давайте для начала разберемся в терминах, что есть что.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства.
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Проще говоря, государство это общественная организация, которую данное общество наделило властью над собой на своей территории для достижения определенных целей, описанных в Конституции этого государства. Для обычного человека могут быть не понятны юридические, экономические и политические системы функционирования государства, описанные в Конституции, но цель создания и существования государства должна быть понятна каждому гражданину.

Я сейчас не хочу обсуждать причины и последствия развала союза, это отдельная тема для обсуждений, я лишь хочу заострить внимание на одной важной статье современной Конституции, в которой описывается цель существования государства и комментарий юристов к ней, в котором они проводят сравнение текущей цели с прошлой.

Текст Ст. 7 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Комментарий к Ст. 7 Конституции Российской Федерации
Достойная жизнь - это публичная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле — это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. При этом социальное государство существенно отличается от государства социалистического, особенностью которого было участие в тотальном распределении всех материальных благ в обществе. Постулат коммунистического общества «от каждого по способностям, каждому — по потребностям» разбился о низкую производительность труда, порожденную системой всеобщей уравниловки, присущей социалистическому государству. Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой этого является свобода экономической деятельности (см. комментарий к ст. 8), предпринимательская деятельность (см. комментарий к ст. 34), свобода различных видов творческой деятельности (см. комментарий к ст. 44 Конституции России) и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном, экономически развитом демократическом обществе.

Источник: http://konstrf.ru/7

Законодательно закрепить понятие «достойный уровень жизни»

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). «Достойная жизнь» как правовая категория находится в основе всей системы социального обеспечения, формирует основные цели, задачи, принципы социальной защиты в государстве. Обеспечение достойного уровня жизни - это прямая конституционная обязанность социального государства. Как государство определяет «достойный уровень жизни»? Никак. Определение данного понятия не упоминается ни в одном нормативно-правовом акте в Российской Федерации. Вместо этого фактическим мерилом достойной жизни в РФ выступает «прожиточный минимум» - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Статья 25 (часть 1) Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) (отвергнутая Российской Федерацией) гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Как видно «прожиточный минимум» провозглашённый во Всеобщей декларации прав человека, это более широкое понятие, поскольку подразумевает именно право человека. В Российской Федерации размер «прожиточного минимума» едва хватает либо на оплату услуг ЖКХ, либо на приобретение минимального набора продуктов, чтобы не умереть от голода, т. е. расчитан на отработавшую свой ресурс рабочую скотину. Таким образом, установлением выплат пенсий и др. в размере «прожиточного минимума», государством попирается само право на человеческое существование, Конституционные права граждан Российской Федерации, нормы морали и нравственности, унижается человеческое достоинство.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.01.2016 г. №1-П подчеркнул: «Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (часть 1 статьи 21).


Практический результат

Реализация конституционных прав человека и гражданина Российской Федерации.
Повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
Снятие социальной напряжённости в обществе.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА «ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» — ВУЗРУ

Помогу с учебой. Узнай стоимость написания твоей работы. Это бесплатно.

Пенькова Алла Сергеевна
Penkova Alla Sergeevna
студент 2 курса,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Россия, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
Кобылинская Светлана Викторовна
Научный руководитель
к.ю.н., доцент кафедры земельного, трудового и экологического права,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Россия, г. Краснодар
УДК 342
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА «ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO «A DECENT STANDARD OF LIVING»

Аннотация: в статье рассматривается проблема применения конституционного права на «достойный уровень жизни» на практике. Дан анализ роли государства в обеспечении достойной жизни человека. Предложено внесение изменений законодательства для полного понимания и реального воспроизводства достойного уровня жизни.
Аnnotation: the article discusses the problem of application of the constitutional right to «a decent standard of living» in practice. The analysis of the role of the state in providing a decent life. Proposed changes of legislation for a full understanding and real reproduction of a decent standard of living.
Ключевые слова: Конституция РФ, законодательство, достойный уровень жизни, потребительская корзина, прожиточный минимум.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, legislation, a decent standard of living, consumer basket, subsistence minimum.
Мы часто слышим такое понятие как «достойный уровень жизни», но каждый человек его воспринимает по-разному. В первую очередь, это обусловлено тем, что правовое положение каждого человека различно. Но такие разногласия не должны возникать. Это приводит к проблемам и противоречиям как в теории, так и в правоприменительной деятельности. Конституция РФ в статье 7 признаёт и гарантирует право человека на достойную жизнь, его обеспечение и реализацию [1]. Ориентация на достойный уровень жизни гражданина выступает и как важнейшая конституционная цель развития государства, и как один из основных принципов социального государства. Данное понятие воспринимается больше как морально-нравственная категория, а не нормативно-правовая.

Право на достойный уровень жизни соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так Всеобщая декларация прав человека в статье 25 провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2]. Данная Декларация является системным актом, который и находит своё отражение во всех Конституциях и иных правовых актах всех государств мира. Теперь мы понимаем, откуда такое закрепление в Конституции РФ о достойном уровне жизни. Но тем не менее по мимо законодательного закрепления, необходимо ещё и чёткое понимание данного положения. Что же понимает законодатель под «достойным уровнем жизни и возможно ли это обеспечить?
Большинство граждан связывают достойный уровень жизни человека с материальными благами. Так, например, С. Липатова считает, что «под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества». Достойная жизнь, по мнению ученого, «это возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации, т. е. иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др.» [3, C.70].
Несомненно, для того, чтобы жить полноценной жизнью, необходим материальный достаток, однако не следует подменять достойную жизнь человека высоким уровнем его жизни. У человека всегда потребности шире, чем предусматривает прожиточный минимум. А ведь государство не в силах обеспечить всем высокий материальный достаток. «Для того, чтобы сделать жизнь достойной, недостаточно иметь лишь высокий жизненный уровень, необходимо также учитывать и критерий качества жизни. Категория качества жизни представляет собой систему форм и способов человеческого бытия. Это параметр общего благополучия человека, который является более широким, чем материальная обеспеченность и определяется отнюдь не уровнем доходов» [4, C. 130].
Сама категория «достойный уровень жизни» подробно не рассматривается не в одном нормативном правовом акте Российской Федерации. В России закреплён минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения» [5]. Возможно законодатель и определяет достойный уровень жизни на основании минимального размера оплаты труда. По нашему мнению, это наиболее верный подход. Это позволяет и государству реализовать достойную жизнь, и граждане будут придерживаться пределов достойного уровня жизни, а не исходить из своих желаний и фантазий. Но при таком понимании слово «достойный» не совсем уместно, так как под ним подразумевается нечто «заслуживающее, стоящее чего-либо».
В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ» установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в России, а также его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов [6]. В данном законе прожиточный минимум определяется как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Проанализировав потребительскую корзину нашей страны, можно прийти к выводу о том, что она должна включать в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности [7, C. 60]. То есть, потребительская корзина в России состоит только из питания, товаров ухода за жильем и гигиеной, услуг по обеспечению лекарственными средствами, одежды, обуви, товаров культурно-бытового назначения, предметов первой необходимости. В то время как потребительская корзина других развитых стран намного шире. Так, например, США потребительская корзина включает 300 различных наименований товаров и услуг, во Франции – 300, в Англии – 350 и в Германии – 475.
Нецелесообразно приравнивать потребительскую корзину к достойному уровня жизни. Однако, в средствах массовой информации такое явления можно наблюдать. Потребности человека много шире того, что предусматривает прожиточный минимум. И речь идет даже не столько о физических потребностях, сколько о духовных. Для удовлетворения духовных потребностей также нужны средства, а в наше время даже большие, чем на физические. Они не отражены в прожиточном минимуме, но составляют существенную характеристику уровня жизни.
Проанализировав данную проблему, мы приходим к следующему выводу: в России современное законодательство под достойным уровнем жизни устанавливает уровень прожиточного минимума. При этом прожиточный минимум не учитывает затрат на духовные потребности человека. Такие как образование, здравоохранение, отдых и другое. Следовательно, реализовать достойный уровень жизни при таком законодательном закреплении практически невозможно. Предлагается внести изменения в законодательство по поводу формулировки «достойный уровень жизни». Необходимо заменить словосочетание «достойный уровень жизни» на «приемлемый уровень жизни».
Библиографический список:
1. Конституция РФ (в ред. от 21.07.2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2017).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2017).
3. Липатова С. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. — М., 2006, № 99. — С. 70-80.
4. Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь как юридическая категория // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — №4. – 2009. – С. 129-133.
5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2017).
6. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2017).
7. Филиппова Э.М. Принцип «Ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2014. — №1 (том 14). – С. 59-63.

Помогу с учебой. Узнай стоимость написания твоей работы. Это бесплатно.

К вопросу о достойном уровне жизни (правовой аспект)

Библиографическое описание:

Инжеватов А. К. К вопросу о достойном уровне жизни (правовой аспект) // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/110/27475/ (дата обращения: 19.03.2020).



В статье анализируется понятие «достойный уровень жизни», «достойная жизнь» и его реализация в современной России, выявляются основные факторы способствующие его осуществлению, происходит сравнение международного и российского законодательства и дается наиболее приемлемая на наш взгляд формулировка «достойной жизни» и «достойный уровень жизни».

Ключевые слова: «Достойный уровень жизни», «достойная жизнь», прожиточный минимум, потребительская корзина.

На современном этапе, не взирая на сложившуюся экономическую ситуацию, Россия переживает большие изменения в правовой системе государства. В большинстве своем данные изменения нацелены на установление более четких, социально-экономически актуальных правовых норм, и в сравнение с «90-ми», наше государство сделало немалый шаг в сторону создания действительно правового, демократического и социального государства. Но в тоже время остается много и нерешенных проблем. Одной из них является построение политики, «которая направлена создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Тогда, если же достижение достойного уровня жизни является социальной обязанностью государства, то возникает логичный вопрос: как государство определяет «достойную жизнь»?

Данная проблема не нова, впервые о ней заговорили еще в XIX веке, тогда же В.С.Соловьев вводит такое понятие, как «Достойное существование». На наш взгляд он выбрал несколько не точное определение, так как понятия существования и жизнь не являются тождественными. Существование связано с функционированием, как биологического вида, протеканием жизненных процессов в организме для поддержания его в состоянии активности. Жизнь же является более объемлющим понятием, которое включает в себя и существование как вида, и осознания себя как личности, то есть совокупность как физических, так духовных и психологических качеств и черт, данные различия имеют принципиальное значение в последующем анализе.

По мнению И.Н.Николаенко право на достойную жизнь представляет собой синтез, результат осуществления социально-экономических и культурных прав человека [1]. Тем самым он показывает первоочередную роль государства в осуществлении и реализации данных прав. В. А. Иваненко же, в свою очередь, говорит о том, что достойный уровень жизни и свободное развитие человека призваны обеспечить социальные права человека [2].

В большинстве своем «Достойную жизнь» неотделимо привязывают с материальной обеспеченностью и достатком. К примеру, С. Липатова считает, что под «достойной жизнью» прежде всего, подразумевается материальная обеспеченность на уровне стандартов развития современного общества. Достойная жизнь, по мнению ученого, «это возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации, т.е. иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др». [3]. Но даже, исходя из данного определения, на нынешнем этапе государство не справляется со своими обязательствами.

Изучая законодательство РФ иногда можно увидеть равнозначность проводимую законодателем между понятиями «достойная жизнь» и прожиточный минимум. В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ» сказано, что «прожиточный минимум-это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы», потребительская корзина же — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания» [4] то есть фактически потребительская корзина-это набор продуктов, обеспечивающих существование человека как трудоспособной единицы. На данный момент в России потребительская корзина состоит из 83 наименований товаров и услуг, в то время, как в США она включает в себя около 300 наименований, во Франции более 500 [5]. Таким образом, мы видим, что не о какой тождественности между прожиточным минимумом и достойным уровнем жизни нельзя говорить [6].

Но проблема заключается не только в материальном достатке граждан. Влияние фактора экологии на здоровье и жизнь людей даже не подлежит обсуждению. Так Стокгольмская декларация (1972) провозглашает право человека на свободу, равенство, и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь (Принцип 1), а также Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992) закрепляет право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1). Принятие и признание данных принципов на конституционном уровне является одним из требований современности, но на данный момент, несмотря на закрепления этого права в статье 42 Конституции РФ, механизмы его реализации далеки до совершенства.

Как один из основополагающих факторов достойной жизни необходимо рассматривать и психологическое состояние человека, осознание себя как личности и стремление к гармоничному саморазвитию. Сложность реализации данного фактора заключается в том, что лишь при реализации материальной и экологической сторон человек может чувствовать себя психологически и морально полноценным. Понятие «рай в шалаше» в современных реалиях является ничем иным как утопией.

Таким образом проанализировав национальное и зарубежное законодательство мы пришли к выводу о недостаточно эффективной социально-экономической политики российского государства в сфере обеспечения «достойной жизни», отсутствию исчерпывающих определений, позволяющих в полной мере реализовывать данное право В то же время следует учитывать то, что если государство осознает свою обязанность лишь только как заботу об обеспечении человека духовными и материальными благами это приводит к иждивенчеству, что, в свою очередь, негативно влияет как на государство, так и на самого человека.

На наш взгляд наиболее верным определением «Достойной жизни» было бы: «Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, право на здоровую окружающую среду и условия благоприятствующие его духовному, физическому и нравственному развитию».

Литература:

  1. Николенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование. дисс....к.ю.н. М.,2008 // www.dissercat.com. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-pravovoe-gosudarstvo-i-pravo-chelovekana-dostoinoe-sushchestvovanie (дата обращения: 11.03.2016).
  2. Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты.. — СПб.:, 2003. — 404 с.
  3. C.Липатова. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное её завершение/Право и жизнь. // Независимый правовой журнал. — М.,2006.. — №99.. — С. 70.
  4. Федеральный закон "О прожиточном минимуме"№134-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=138624 (дата обращения: 11.03.2016)
  5. Kobylinskaya S. V. The social welfare for Crimean citizens / S. V. Kobylinskaya //Всборнике: The First International Conference on Eurasian scientific development. — Vienna, 2014. — С. 469–471
  6. Кобылинская С. В. К вопросу о минимальном размере оплаты труда / С.В. Кобылинская, А.Х. Шишев // Science Time. — 2015. — № 10 (22). — С. 156–160.

Основные термины (генерируются автоматически): право человека, достойную жизнь, потребительская корзина, «достойная жизнь», уровень жизни», «достойный уровень жизни», права человека, прожиточный минимум, Конституционное право человека, «достойной жизни», материальная обеспеченность, свободное развитие человека, культурных прав человека, достойной жизнью человека, России потребительская корзина, социальные права человека, обеспечении человека духовными, психологическое состояние человека, сохранения здоровья человека, существование человека.

Глава 1 Что значит «жить достойно»?

Мы уже отметили, что для каждого человека уровень жизни, который он мог бы назвать достойным, воспринимается по-разному. Это обусловлено характером человека, его воспитанием, а также уже сложившимся уровнем жизни, ставшим для него привычным. Некоторые люди пользуются распространенными стереотипами о достойной жизни, чтобы ориентироваться, сколько им еще осталось до вершины.

Но мы с вами знаем, что на вершине может и не оказаться того удовлетворения, на которое рассчитывал человек. Удовлетворение приносит только четкое определение уровня достойной жизни. И это должен определить для себя сам человек, ведь советы «знатоков жизни» и примеры достижений успешных и богатых ведут на ту ступеньку, которая намечена кем-то другим. И у этого другого человека были свои собственные размышления о том, каким должен быть именно его уровень жизни, чтобы можно было назвать ее достойной.

Так что же такое достойная жизнь и как для себя определить этот уровень? Давайте начнем с определения. До[стойно] означает «до того, как остановиться». А значит:

Достойная жизнь – это тот уровень, который нас полностью удовлетворяет и мы можем успокоиться, наслаждаясь жизнью. Мы можем быть полностью удовлетворенными.

Если оглядеться вокруг себя на улице, мы увидим множество людей, которые куда-то спешат, погруженные в свои мысли. Эти люди, скорее всего, не удовлетворены своей жизнью, им постоянно что-то нужно делать, они пока недостойно живут. Это заявление может кого-то шокировать, ведь в обществе мы пользуемся стереотипными определениями достоинств. То есть человек достойно живет, если ничего недостойного не совершает. Но здесь и кроется парадокс: а что такого достойного он совершает?

В контексте нашей темы можно задать этот вопрос иначе, точнее: что делает человек для того, чтобы выйти на достойный уровень жизни? То есть как минимум необходимо определиться с тем уровнем, на который мы будем нацелены в своих действиях. Легко ожидать конкретной прибыли, если мы знаем положенную в банк сумму и обещанные проценты. Но наша жизнь проходит в быстро меняющемся мире, насыщенном разными событиями, которые меняют не только ход истории, но и наше отношение к привычным вещам. Таким, как семья, секс, деньги, здоровье, уровень интеллекта и даже размер женской груди. Ведь когда-то в Англии пышногрудые барышни считались негламурными.

Достоинства, определявшие уровень признания в обществе, тоже претерпевали изменения. Были времена, когда в России все решали не деньги, а связи в бюрократическом аппарате, а за деньги ничего толкового купить было нельзя. В народе ценились образованность и трудолюбие, если я не романтизирую те времена, конечно. Времена изменились, и теперь быть бедным хуже, чем глупым. В некотором смысле эти два понятия даже слепились и воспринимаются в одном смысле: если ты беден, значит, ты глуп.

Современные романтики считают, что понятия честь и совесть в наши дни утратили свое значение, а деньги недостойно занимают место в умах людей. Но я уверен, что человечество находится на этапе пересмотра некоторых ценностей, сложившихся на протяжении веков. Например, в развивающихся странах деньги приобретают все большую ценность как цель в жизни. А в богатых странах, которые столетиями грабили свои колонии и лишали миллионы людей жизни, начали ценить человеческую жизнь и свободу.

Некоторые нации решили, что быть особенными мало, нужно быть еще и богатыми, другие же поняли, что человечность – хорошее дополнение к богатству. В этом котле мнений трудно разобраться и выбрать что-то конкретное безошибочно. Но у нас есть великолепная модель Матриц Жизни, которая поможет нам разложить все по полочкам и определиться с тем, какую жизнь можно считать достойной каждому из нас.

То, что для каждого человека достойный уровень жизни будет выглядеть по-своему, у меня не вызывает сомнения. Ведь изначально мы имеем свой индивидуальный набор энергий в своих матрицах. И наши матрицы обусловливают тот уникальный путь, который нам необходимо пройти, чтобы достичь удовлетворяющего нас уровня жизни. Если мы будем понимать, почему мы хотим того, к чему стремимся, то нам легче будет выбирать средства достижения. Ведь если желаниями человека управляет зависть или лень, то результаты, скорее всего, будут неудовлетворительными.

Постараюсь объяснить. Любое негативное чувство в большей степени рождено подсознательными процессами, которые скрыты в глубине нашей души, нашего сознания. И контролировать свои действия в полной мере сознательно мы не можем. Поэтому и оценить результат нам обычно бывает сложно. Лень, зависть, злоба, месть и т. д. – все это примеры негативных чувств, порождаемых подсознательными процессами. И это, конечно, не приближает нас к достойной жизни. Разбираться со своими желаниями и чувствами мы будем также на основе модели Матриц Жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава 1. Что значит «жить достойно»?. «Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни»

 

О природе возникновения наших желаний

Матрицы Жизни – это объективные условия возникновения и реализации наших желаний. Наш характер и наше окружение формируются в зависимости от того, сколько энергии в каждой из четырех наших матриц. Жизненные цели и препятствия на пути также зависят от того, какая матрица доминирует в каждом из нас. В любой матрице мы находим как позитивные качества, так и негативные: как приятные и полезные, так вредные и неприятные. Ни одна из Матриц Жизни не может быть проигнорирована: недостаток энергии сразу же скажется на нашем самочувствии, отношениях, уровне жизни.

В конкретной жизненной ситуации мы можем наблюдать проявления энергии определенной матрицы через поведение человека, его манеру говорить, одеваться и даже по его походке. Все эти же проявления расскажут нам и о желаниях человека. Но со стороны нам виднее, что творится на душе другого человека, а вот себя понять гораздо труднее. Для этого нужно посмотреть на себя со стороны, что позволяет сделать самодиагностика по модели Матриц Жизни. Если вы знакомы с описаниями характеров на основе этой модели, вы уже можете примерно выявить доминанту и отнести себя к конкретной матрице.

Думаю, что не будет лишним еще раз напомнить о том, что мы приобретаем вместе с энергиями четырех Матриц Жизни. Рассматривать мы их будем, помня о том, что наши желания также можно сформулировать этими же словами. Если нам не хватает энергии в первой матрице, мы не можем расслабиться и успокоиться, то подсознательно мы будем стремиться к этому. И не всегда способ достижения желаемого состояния оправдывает себя. То есть можно попытаться сбросить напряжение, выпив лишнего из-за того, что мы уже давно и сильно хотим расслабиться. А с помощью силы воли у нас это уже не получается сделать. Но давайте обо всем по порядку.

I матрица: Матрица Блаженства и Покоя позволяет нам обретать следующие качества и иметь соответствующие желания:

• Покой – достаточное количество энергии позволяет нам быть спокойными, недостаток же рождает в нас желание достичь состояния покоя. Чем сильнее беспокойство, тем меньше у нас возможности осознанно выбирать методы расслабления. Пьянство, наркомания и даже желание стать богатым иногда имеют под собой недостаток энергии первой матрицы, который человек старается компенсировать. То есть рассуждения строятся примерно так: стану богатым, успокоюсь, и жизнь наладится.

• Безмятежность сродни покою, но в нашем случае она указывает еще и на отсутствие раздробленности сознания. Проще говоря, это когда в человеке нет внутренней раздерганности и конфликтов. Кстати, «мятежные души», то есть люди с большим набором внутренних конфликтов, часто становятся пациентами психиатров. Своими психическими отклонениями человек и обязан дефициту энергии первой матрицы. Состояние тревожности, которое преследует иного человека всю жизнь, в клиниках лечат отупляющими препаратами, выключая определенную часть мозга. Медицине было бы полезно научиться генерировать в человеке исцеляющую энергию именно первой матрицы. Многие пациенты были бы возвращены к нормальной жизни. К счастью, для нормальных людей у нас есть способы подзарядки своей первой матрицы энергией.

• Благополучие – это получение благ, что возможно при достаточном количестве энергии первой матрицы. Если мы длительное время лишены такой возможности, у нас возникает устойчивое желание эти блага получить. Те люди, которые себя уже не контролируют, готовы пойти на все, чтобы желаемые блага обрести. И вроде бы мирная первая матрица, а вернее, ее возможности, толкает иногда человека на преступление. В более мягком варианте мы стремимся получить для себя блага, уповая на случай, Бога, удачу или премию от начальства.

• Подарки можно было бы отнести к благополучию, но эта потребность не столь глобальна. Мы можем радоваться и самым незначительным знакам внимания к себе. Даже цветок получить в подарок, как говорится, не стыдно – «мелочь, а приятно». Достаточное количество энергии первой матрицы позволяет нам получать подарки часто, даже каждый день. Подарки всегда желаемы именно оттого, что добавляют нашей первой матрице энергии, и это особенно приятно, когда мы испытываем ее дефицит. И мы с трепетом всегда ждем праздников, чтобы получить что-нибудь в подарок, если наши будни недостаточно насыщены первоматричными состояниями.

• Удачливость и везение также относятся к первой матрице, и их нехватка может удручать наше сознание. Когда человеку, что называется, «не везет по жизни», он выглядит напряженным и настороженным. Такое ощущение, что жизнь загоняет его в угол и он оттуда смотрит испуганным взглядом. И действительно, может показаться, что мир как будто специально не дает человеку шансов на удачу. Однако причина все в том же недостатке энергии первой матрицы. Такие люди постоянно проверяют себя, играя в лотерею, рулетку или на бирже. Им очень хочется выиграть в азартных играх, и это желание рождено потребностью в соответствующей энергии. Им следовало бы знать, что есть более эффективные и безопасные методы накопления энергии первой матрицы.

• Благосклонность окружающих необходима нам, чтобы чувствовать себя уютно в обществе. Эту потребность в нас воспитывают еще с детства, прививая нам склонность к поведению, одобряемому взрослыми. Если мы источаем энергию первой матрицы в достаточном объеме вокруг себя, мы это одобрение получаем. Недостаток такой энергии толкает нас на действия, которые были бы одобрены окружающими и мы получили бы свою порцию желаемой энергии.

• Чувственность часто приравнивают к сексуальности, и в какой-то мере это справедливо. Однако среди людей есть мнение, что секс может состояться и без чувств к сексуальному партнеру.

Чувственность подразумевает переживание эмоции своего партнера как своей собственной (в психологии – эмпатия). Такую восприимчивость обеспечивает достаточное количество энергии первой матрицы. Если же такой энергии человеку не хватает в собственном потенциале, он ищет ее у других, на стороне. И часто желание сексуальной близости обусловлено желанием подзарядиться энергией первой матрицы. Но сам факт близости не гарантирует подзарядки в достаточной степени, поэтому много взрослых людей ведут неразборчивую сексуальную жизнь.

• Расслабленность, плавность, текучесть, мягкость и податливость можно отнести в одну категорию, и все эти состояния питаются энергией первой матрицы и питают ею нас. Резкость в движениях, мыслях и поступках говорит о том, что человек испытывает дефицит энергии первой матрицы. Это может мешать взаимодействию с окружающими и портить отношения с ними. Иногда человек неосознанно становится медлительным, меланхоличным и ленивым, чтобы удержать в своей первой матрице энергию. Желание «плыть по течению», «быть здесь и сейчас», «поддаться обстоятельствам» вызвано недостатком такой энергии и потребностью восполнить ее дефицит.

II матрица: Матрица Терпения и Накопления позволяет нам обретать следующие качества и иметь соответствующие желания:

• Терпеливость дает нам возможность не торопиться с реакциями и выводами. Мы даем себе время подумать и выбрать действия, адекватные для конкретной ситуации. Но если человеку не хватает энергии второй матрицы, он часто проявляет нетерпение, хотя подсознательно стремится к ситуации, где нужно проявить именно терпение. Если свое желание потерпеть человек уже не контролирует, он может довести себя до мазохизма, что мы рассматриваем как отклонение от нормы. В рамках приличия терпеть, например, боль можно при массаже, в бане, купаясь в проруби и т. д. Все эти процедуры добавят энергии второй матрицы.

• Накопление ресурсов как материальных, так и духовных возможно при наличии необходимого объема энергии второй матрицы. Чтобы восполнить недостаток энергии, человек занимается накопительством. Желание иметь много вещей, денег или знаний обусловлено тем, что человек хочет пополнить свой энергопотенциал. Нет ничего предосудительного в таких методах, но не нужно и чрезмерно увлекаться накопительством, иначе это может превратиться в страсть.

• Умение ждать – это способность получать то, что дает нам жизнь. Во второй матрице получить – значит дождаться. Не взять, не найти, не забрать – никаких активных действий, просто ждать. Недостаток энергии второй матрицы не позволяет людям дожидаться своей очереди за счастьем, но они постоянно попадают «нечаянно» в очереди. Стояние в очередях прибавляет энергии и прорабатывает вторую матрицу. Иногда мы даже осознанно позволяем себе ждать, например, следующего поезда в метро, чтобы в вагонах было поменьше народу. И в этом проявляется практическая польза умения ждать.

• Устойчивость моральная и эмоциональная – очень ценное качество. Часто жизненные принципы второматричных людей кажутся приземленными, но они просто не витают в облаках. Романтический настрой – это не их конек, зато практичность их мышления помогает им быть устойчивыми в трудных жизненных ситуациях. Недостаток энергии в этой матрице вызывает желание поскандалить с кем-нибудь, спровоцировать конфликт. Это не гарантирует, что при этом сам человек останется непоколебимым эмоционально, но шанс потренировать устойчивость все же есть. Хотя есть и другие, более приличные способы тренировки эмоциональной и стрессовой устойчивости.

 Порядочность, надежность и скромность можно отнести к одной категории. Все эти качества поддерживаются энергией второй матрицы. Мы не только хотим видеть вокруг себя порядочных людей, мы и сами хотим быть такими, но это может не получаться из-за дефицита энергии во второй матрице. Накапливать эту энергию нам помогают моральные общественные нормы, которые регулируют поведение людей и настраивают правильным образом их мысли. И даже если человек просто мнит себя порядочным, иногда он все же проявляется таким образом. Ведь скрытое желание соответствовать идеалу есть у каждого из нас. И поэтому оценку своей личности как скромного и порядочного человека мы считаем комплиментом.

 Работоспособность – очень полезное качество, если оно не превращает человека в работоголика. Мы в достаточной степени работоспособны, если у нас хватает на это соответствующей энергии. Это качество ценится у работодателей и приносит в любой сфере хорошие плоды. Недостаток же энергии второй матрицы не позволяет даже устроиться на работу, не то что удержаться там. Желание иметь стабильную работу происходит не только из потребности в самообеспечении, но еще из необходимости пополнить свой потенциал второматричной энергией.

• Бережливость в позитивном смысле помогает не тратить лишних денег и сил на жизнедеятельность. Ведь и на самом деле можно получать удовольствие от жизни без многомиллионных вложений. Но только если на это нам хватает нашей второй матрицы. Недостаток энергии в этой матрице не позволяет человеку быть скромнее в своих затратах, даже если он тратит больше, чем зарабатывает. Есть способы без особого труда выудить некоторую сумму у своего ближнего. Но желание все-таки быть бережливее за неимением лучшего способа заставляет человека чрезмерно экономить, становясь абсурдно жадным. Это когда человек экономит на проезде в транспорте, но, попавшись, платит штраф во много раз больше.

III матрица: Матрица Борьбы и Воплощения позволяет нам обретать следующие качества и иметь соответствующие желания:

• Способность противостоять тому, что не устраивает в жизни, – яркая отличительная черта третьей матрицы. Эта способность проявляется при наличии достаточного объема энергии в данной матрице. Потребность в этой энергии провоцирует человека на то, чтобы искать противостояния даже там, где его быть не должно: в отношениях, на работе и т. д. И о таких людях говорят, что они умеют наживать себе врагов. Но это все из-за желания проявить упорство, чтобы почувствовать свою третью матрицу.

• Целеустремленность позволяет нам двигаться к своей цели, стремиться к ее воплощению. И привлекательным моментом здесь является скорость, ведь именно она характеризует стремительность. Наметив цель, мы устремляемся к ней, и чем быстрее наше продвижение, тем больше удовольствия мы получаем от этого процесса. Даже незначительные и повседневные цели могут задать нам довольно быстрый ритм жизни, что часто походит уже на суету. Не удовлетворяющий нас объем энергии третьей матрицы рождает в нас желание куда-то устремиться, чтобы почувствовать скорость. И некоторые люди всегда куда-то опаздывают, в основном на работу, поэтому постоянно спешат, особенно в больших городах. И мы хотим скорости, когда нам ее не хватает, что опасно, например, для водителей.

• Целенаправленность – это движение по направлению к цели. Некоторым людям трудно удержаться от соблазна свернуть в сторону, забыть о своих обещаниях и обязательствах. Например, некоторые студенты забывают о том, зачем они поступили в университет, и прогуливают занятия, игнорируют задания. Но это из-за недостатка энергии третьей матрицы, именно она позволяет держать направление прямо к цели. Но как мы уже отмечали, недостаток энергии рождает соответствующие желания, в данном случае иметь направленное движение к цели.

• Принципиальность – это чисто третьематричная черта. Иметь принципы может любой человек, если у него достаточно энергии данной матрицы. Принципиальность – это не просто позиция. Это особое состояние готовности отстаивать свои принципы, бороться за них. О человеке беспринципном говорят, что он «скользкий тип», что означает его постоянную миграцию между различными точками зрения. Но это, как мы знаем, из-за недостатка энергии третьей матрицы. Такому человеку на самом деле трудно жить среди людей. Ведь приходится подстраиваться под чужое мнение и позицию постоянно, а это очень изнурительное занятие. Однако это не значит, что человек не хочет иметь принципы. Такое желание естественно при недостатке данной энергии.

 Настойчивость помогает нам «брать города» и «пробивать стены» как в буквальном, так и переносном смысле. И мы бываем настойчивы, когда нам это необходимо для реализации своих планов. Для этого нам нужно иметь достаточно энергии третьей матрицы. Недостаток же энергии порождает желание настаивать на своем, даже в мелочах. Это по идее должно прибавить энергии, и поэтому люди стараются быть настойчивыми при каждом удобном случае. Это иногда создает неудобства в общении с ними, кажется, что они любят спорить по любому поводу. Но так они поступают от желания пополнить свою третью матрицу энергией.

 Предприимчивость позволяет достигать намеченных целей быстрее и эффективнее. Много людей хотят быть предпринимателями, ведь это пробуждает в нас энергию третьей матрицы. Предпринимать – значит совершать некоторые действия с целью получения приемлемого результата. Недостаток данной энергии делает человека пассивным, но в то же время пробуждает желание активной деятельности, предпринимательства.

 Лидерство в характере и поведении человека возможно при наличии достаточного объема энергии третьей матрицы. Лидер, как сильная личность, транслирует вовне уверенность в собственной правоте и зачастую не готов идти на компромиссы.

Особенно когда речь идет о цели, на которую направлено его внимание. Для этого, конечно, необходимо иметь внушительный объем соответствующей энергии. При дефиците же энергии человек неспособен быть лидером, но в то же время в нем присутствует такое желание. И можно иногда наблюдать, как человек пытается «быть командиром» даже там, где у него нет на это полномочий. Особенно тяжко приходится семье, в которой кто-то из членов начинает тренировать свои лидерские качества.

 Точность означает не только пунктуальность, когда мы вовремя исполняем обещанное, не опаздываем на встречу. Ее можно отнести и к способности ума формулировать свои мысли. Ведь чем точнее будет понимание, чего мы хотим, тем яснее для нас будет, получили мы это в итоге или нет. То есть, как говорится, «попали мы в точку» или нет. Понятно, что для этого необходима энергия третьей матрицы. При недостатке же такой энергии нам приходится тренировать точность, и мы уточняем планы, согласовываем свои действия, проверяем себя в этом смысле. И желание иметь подтверждение своей точности здесь не праздное, просто нам хочется того, чего нам не хватает.

 Амбициозность мы рассматриваем как положительное качество, ведь она позволяет насыщать третью матрицу энергией. Хотя для того, чтобы быть амбициозным, нам и нужна такая энергия. При ее дефиците человек может выбрать вариант насыщения в виде проявления своих амбиций, но это не всегда получается гармонично и красиво на практике. Правильно реализовывать свои амбиции без пострадавших среди окружающих людей. Нехватка энергии третьей матрицы провоцирует человека на любые действия, какие только возможны с имеющейся в наличии энергией. И только для того, чтобы проявить свои амбиции, увидеть их отражение в реакциях окружающих людей. Мы не всегда бываем рады, когда человек вдруг начинает доказывать нам свое превосходство в чем-то. Такое поведение говорит о незрелости ума или дефиците энергии третьей матрицы, который и пытается компенсировать такой человек.

IV матрица: Матрица Победы и Успеха позволяет нам обретать следующие качества и иметь соответствующие желания:

• Успешность и результативность – очень приятные качества, которые обеспечиваются энергией четвертой матрицы. Мы становимся по-настоящему успешными, когда перестаем зависеть от обстоятельств. Конечно, для этого нам нужно многого добиться и достичь ощутимых результатов в жизни, что при дефиците данной энергии невозможно. Недостаток энергии четвертой матрицы пробуждает в человеке жажду к успеху, когда хочется иметь результат во что бы то ни стало, любой ценой. Не стоит «перегибать палку» в стремлении к результативности и идти на компромисс с совестью и моралью. Ведь даже небольшие результаты в любой деятельности насыщают нас энергией четвертой матрицы и приближают к успеху. Нужно просто делать все правильно.

• Жизнерадостность и удовлетворенность жизнью делают человека очень привлекательным. От него исходит такая мощная энергия, как от самого Солнца, ведь радоваться жизни у людей обычно не принято из-за груза повседневных проблем. А если человек удовлетворен жизнью и рад ей, то, значит, ему легко живется, и он либо очень богат и успешен, либо знает какой-то секрет легкости бытия. Конечно, такой человек должен обладать невероятной силой души, иметь достаточный для этого энергетический потенциал.

Человек же, который испытывает дефицит такой энергии, очень хочет найти радость в жизни, и он ищет ее. Находить радость жизни даже в мелочах можно, имея совсем немного данной энергии. И правильнее не замахиваться сразу на большие жизненные проекты, а постепенно развивать способность к удовлетворению жизнью. И каждое утро может быть просто добрым.

• Широта мысли и мудрость – истинно четырехматричные качества, которых людям порой очень не хватает. Мыслить широко и мудро нам позволяет опыт, извлеченный из происходящих событий в нашей жизни. Нельзя назвать мудрым человека, который постоянно совершает ошибки на жизненном пути и, что называется, «наступает на одни и те же грабли». Это происходит от недостатка мудрости, которую питает энергия четвертой матрицы. Но у каждого человека есть желание найти мудрость в себе и проявить ее, поэтому люди с легкостью дают другим жизненные советы, пытаясь помочь. Не всегда у нас получается дать мудрый совет, а тем более донести свою мысль до другого человека. Однако даже маленькая помощь своему близкому добавляет нам данной энергии и расширяет наш собственный опыт.

• Дальновидность и предусмотрительность также очень ценные качества, которые помогают нам не делать опрометчивых поступков и предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Как говорится, далеко, но видно. То, что человек пытается быть «предсказателем» своей судьбы, загадывая жизнь на годы вперед, не означает его четырехматричность. Желание знать свое будущее естественно для людей, но это от опасения и подозрения, что события могут повернуть в неблагоприятную сторону.

Однако нет никакой гарантии, что предсказанное или запланированное будущее уже не сможет быть другим. При достаточном объеме энергии четвертой матрицы мы можем угадывать тенденции развития интересующей нас ситуации и предпринимать соответствующие действия. И это позволяет нам заранее подготовиться к возможным неприятностям, которые так и не произойдут с нами. Это в самом деле по-четырехматричному.

 Победное мышление и позитивный настрой позволяют нам испытывать возвышенные эмоции и находиться на пике переживаний, то есть быть эйфоричными. Эйфория в хорошем смысле окрыляет нас и дает проявиться нашему потенциалу в полную силу. Быть позитивным очень выгодно, потому что такой настрой позволяет не погружаться в себя, а быть адекватным происходящему. Причем позитивная картина мира дает возможность видеть самое лучшее вокруг себя. В том числе и то, что помогает в реализации своих планов.

Победное мышление не оставляет шансов на провал в наших делах, и мы находимся в ресурсном состоянии, что дает нам необходимый объем энергии и всегда приносит успех. Недостаток энергии четвертой матрицы рождает в нас желание быть позитивными и эйфоричными. Это может не всегда быть уместным, и иногда вместо эйфории люди демонстрируют напыщенность.

Правильная тренировка позитивного мышления дает свои положительные результаты, и мы можем насыщать свою четвертую матрицу энергией.

Это и другие полезные качества мы будем развивать с вами специальными техниками в практической части книги.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *