Что такое «деофшоризация»? » Новости Швейцарии

В силу известных причин термин “деофшоризация / “деоффшоризация” в настоящее время особенно популярен. Одновременно остаётся непонятным, что следует понимать под данным термином.

Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т.п. играют популистскую роль в политическом процессе. Однако, что будет означать на практике данная борьба? Идёт ли речь о запрете или ограничении открывать счета или владеть недвижимостью за рубежом? На каких субъектов будет распространяться пресловутая деофшоризация? Каковы будут санкции? Ясно одно: ответов не просто меньше имеющихся вопросов, ответов практически нет.

В отличии от США и ЕС, которые ведут крестовый поход в поисках недополученных налоговых поступлений в свой бюджет, в России под знамёнами модного слова «деофшоризация», прежде всего, прячется попытка заставить коммерческие трансакции вернуться в российскую юрисдикцию. Целесообразность такой политики, однако, вызывает ряд сомнений, ведь для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление

структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Текущая ситуация в России и других странах СНГ самым негативным образом сказывается на предсказуемости ведения бизнеса на международном уровне. В тоже время, неоспоримым остаётся факт, что использование иностранных юрисдикций при осуществлении международных транзакций неизбежно.

Не стоит исключать, что использование иностранных юрисдикций может преследовать незаконные цели. Однако для таких случаев существуют международно-признанные механизмы (например, проведение расследования собственными силами, запрос о налоговой помощи в иностранное государство, сотрудничество в рамках международных организаций). Иными словами, для противодействия незаконным бизнес-схемам есть целый арсенал уже имеющихся средств. Поэтому обращение к административному принуждению выглядит безосновательным.

Вместе с тем, в большинстве случаев при использовании иностранных юрисдикций речь идёт о легальных операциях, осуществляемых для наилучшей организации бизнеса в условиях постоянной конкуренции. В этом случае, в пользу выбора иностранной юрисдикции говорят реальные проблемы российской правовой системы. Ни для кого не секрет, что российское законодательство и судебная система не могут предложить условия, в достаточной степени способные удовлетворить потребности бизнеса. Для многих один лишь факт отсутствия беспристрастного правосудия является достаточным основанием для выбора в пользу иностранной юрисдикции.

Однако между иностранными юрисдикциями существуют различия, порой, существенные. Именно на данное различие стоит ориентироваться при разработке концепции деофшоризации. Иными словами, во-первых, деофшоризация не должна быть направлена против всех иностранных юрисдикций,

во-вторых, меры по деофшоризации следует применять только против так называемых «серых» юрисдикций, которые не поддерживают на надлежащем уровне стандарты прозрачности при проведении транзакций.

Часто читаемое по теме: «Новости мировых финансов»

Неизбежность иностранных юрисдикций
Представьте себе ситуацию, что в каком-либо небольшом городе одно предприятие занимается производством молока. Данному предприятию сопутствует успех в масштабах своего города, и генеральный директор предприятия в один прекрасный день решает экспортировать на имеющейся грузовой машине молоко в региональный центр, в который ведут две дороги: одна объездная – длинная и ухабистая, другая – короткая и асфальтированная. Какую дорогу выбрали бы Вы, окажись на месте данного фермера? Ответ более чем очевиден.

Выбор данного примера неслучаен. Длинная и ухабистая дорога – это российские правопорядок и судебная система (аналогично – правопорядки и судебные системы других стран СНГ), которые по многим важным показателям уступают передовым иностранным юрисдикциям – коротким и асфальтированным дорогам.

деофшоризацияГрафика: www.business-swiss.ch

Если заявленная деофшоризация будет направлена против всех иностранных юрисдикций, в контексте нашего примера это будет означать, что руководству предприятия придется каждый раз отправлять молоко по длинному и некомфортному маршруту. Как это повлияет на бизнес? Очев&

Деоффшоризация Википедия

Деофшоризация (англ. de-offshorization, от слова offshoring) — система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах. Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий.

См. также Мировая борьба с офшорами

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»[ | ]

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить [средства] где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»[1].

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»

[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый екс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода; либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и/или распоряжаться данным доходом. При определении конечного бенефициара организации принимается во внимание фактическое право на владение, пользование и распоряжение доходом, а не его формальное закрепление. Конечным бенефициаром не признается физическое или юридическое лицо, такое как агент, доверительный управляющий или иное уполномоченное лицо, действующее от своего имени, но за счет других заинтересованных сторон

[источник не указан 730 дней].

Деофшоризация Википедия

Деофшоризация (англ. de-offshorization, от слова offshoring) — система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах. Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий.

См. также Мировая борьба с офшорами

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»[ | ]

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить [средства] где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»

[1].

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый екс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода; либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и/или распоряжаться данным доходом. При определении конечного бенефициара организации принимается во внимание фактическое право на владение, пользование и распоряжение доходом, а не его формальное закрепление. Конечным бенефициаром не признается физическое или юридическое лицо, такое как агент, доверительный управляющий или иное уполномоченное лицо, действующее от своего имени, но за счет других заинтересованных сторон

[источник не указан 730 дней].

Деофшоризация: новая реальность, новые задачи — EY

24 ноября 2014 года был подписан закон, направленный на деофшоризацию российской экономики. Реформа касается любого российского бизнеса, использующего зарубежные холдинговые, торговые и казначейские компании, сделок российского бизнеса, традиционно структурируемых через зарубежные юрисдикции. И, что не менее важно, всех физических лиц — налоговых резидентов России, инвестирующих через иностранные компании, в том числе из офшорных стран.

Введение закона требует принципиального пересмотра иностранных корпоративных структур российского бизнеса, решения новых задач по сбору и раскрытию информации и подготовке новой отчетности, внедрения компаниями новых бизнес-процессов и дополнительных контрольных процедур, направленных на управление новыми налоговыми рисками.

Услуги в области реструктуризации

  • Инвентаризация иностранной части существующей холдинговой, финансовой, лицензионной, торговой структуры, а также структуры управления иностранными активами группы с точки зрения положений Закона. Оценка налоговых рисков в количественном выражении
  • Проработка иностранных либо российских структур, альтернативных двухуровневым структурам владения, финансирования и лицензирования
  • Разработка вариантов упрощения иностранных корпоративных структур и консолидации активов на уровне компаний, имеющих достаточную степень присутствия, проработка пошаговых планов и их осуществление. Ликвидация, исключение из структуры «лишних» иностранных компаний
  • Разработка и содействие во внедрении решений в отношении существующей системы управления, бизнес-процессов и документооборота между российскими и иностранными компаниями группы
  • Проработка персональных холдинговых механизмов, иностранных структур без образования юридического лица. В общем виде речь идет о фондах, трастах и т.д.
  • Анализ налоговых последствий для бенефициаров бизнеса (российских налоговых резидентов) при проведении реструктуризации.

Мы будем рады оказать вам содействие в отношении выполнения указанных выше задач, подготовить рекомендации по снижению уровня применимых рисков, провести анализ возможных решений, разработать детальные планы перехода, обеспечить юридическое сопровождение, осуществить получение налоговых и иных регуляторных согласований, а также реализовать иные необходимые решения и организовать мероприятия, которые повысят эффективность.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Услуги по подготовке новой отчетности

Основные направления решения новых задач – разработка соответствующих бизнес-процессов, их (частичная) автоматизация, привлечение провайдеров для выполнения части данных процессов.

Наши услуги определяются с учетом ваших потребностей и могут включать широкий спектр вопросов – от методологической поддержки до полного аутсорсинга. При этом услуги будут оказываться с применением автоматизированного решения EY.

Организация «комплаенс-офиса»:

  • Разработка групповой политики для текущего контроля за соблюдением нового законодательства
  • Разработка регламента взаимодействия «комплаенс-офиса» с бизнес-подразделениями
  • Регулярная независимая проверка соблюдения требований нового законодательства

Аутсорсинг для контролирующих компаний:

  • Подготовка уведомлений об участии в иностранной организации
  • Подготовка уведомлений о КИК, включая анализ оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения, в том числе:
    • Расчет эффективной ставки налога
    • Расчет доли пассивных доходов
    • Расчет прибыли (убытка) КИК на базе локальной аудированной финансовой отчетности или первичных документов.

Аутсорсинг для контролируемых компаний:

  • Подготовка финансовой и налоговой отчетности по локальным стандартам.

Координация:

  • Координация процесса получения необходимых данных от иностранных компаний
  • Помощь в мониторинге информации о сборе данных и подготовке локальной отчетности, а также отчетности по КИК с помощью специальных автоматизированных решений.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Услуги для частных клиентов

Планирование переезда в другую страну, включая:

  • Анализ и планирование налоговых последствий в связи с изменением персонального налогового статуса в РФ
  • Сравнительный анализ иностранных юрисдикций по налоговым, юридическим, миграционным и прочим факторам для выбора альтернативной юрисдикции для проживания (с учетом льготных режимов налогообложения: перечисления в Великобритании, пАушальное налогообложение в Швейцарии и т.д.)
  • Cопровождение при получении вида на жительства или гражданства в выбранной юрисдикции
  • Планирование переезда: помощь в реструктуризации активов и доходов до переезда с минимальным изменением налоговой нагрузки, где это возможно
  • Анализ структуры владения активами через взаимозависимых лиц (включая родственников)
  • Анализ вариантов по переводу существующих активов в РФ / в прямое владение фактического бенефициара
  • Анализ рисков валютного законодательства в отношении операций с использованием иностранных счетов
  • Подготовка отчетности: уведомлений и отчетов по КИК, уведомлений и отчетов по валютному законодательству, налоговых деклараций и уведомлений
  • Поддержка при выплате дивидендов: подготовка документов, работа с директорами, подготовка налоговой отчетности.
  • Анализ ПХМ (трастов, фондов, и т.д.) на предмет удовлетворения требованиям законодательства и возможные рекомендации по модификации структур

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

EY — Деофшоризация — EY

В мае 2016 года Федеральная налоговая служба России подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

Международный обмен налоговой информацией

Данное соглашение вводит особый механизм, по которому налоговые органы будут получать от банков и других финансовых учреждений информацию о счетах нерезидентов и передавать ее налоговым органам страны, в которой лицо является резидентом.

Помимо общей информации о владельце счета (имя, дата и место рождения, ИНН), финансовые институты должны будут раскрывать налоговым органам следующее:

  • номер счета
  • баланс счета
  • общая сумма процентного дохода, дивидендов и валовый доход от реализации (погашения) финансовых активов или валовый доход, выплачиваемый финансовым институтом (в зависимости от типа счета).

При этом раскрытию подлежат данные не только о счетах физических лиц, но также о счетах компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются российские резиденты (так называемые контролирующие лица).

Соглашение было подписано представителями более 80 стран, включая основные развитые страны, а также многие низконалоговые юрисдикции (такие как Панама, Бермуды, Гернси, БВО). Автоматический обмен информацией НАЧАЛСЯ в 2017 году, а первый транш данных в Россию придет уже в сентябре 2018 года от большинства юрисдикций.

Указанное соглашение является мощным инструментом налоговых органов, который дополняется множеством других (к ним относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; соглашения об обмене налоговой информацией в рамках ОЭСР; взаимодействие в рамках международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег; конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам).

Таким образом, повышается степень детализации запрашиваемой и предоставляемой налоговыми органами информации, ужесточаются механизмы налогового администрирования как на международном уровне, так и в России, в особенности относительно зарубежных активов.

Международный обмен налоговой информацией развивается колоссальными темпами, и уже в ближайшее время практически не останется данных, недоступных для налоговых органов РФ.

Первая волна компании доказала свою состоятельность. Не упустите возможность воспользоваться вторым шансом. Более подробная информация представлена на нашем сайте.

30 января 2018 года в Государственной думе ФС РФ был утвержден пакет из трех законопроектов, призванных продлить начатую в июле 2015 года программу амнистии капиталов вплоть до 1 марта 2019 года.

Амнистия 3.0

Тезисно об основном:

  • Начался «второй этап декларирования», в рамках которого физическое лицо будет вправе представить специальную декларацию в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
  • Физическое лицо вправе представить декларацию в любой налоговый орган по своему выбору.
  • Участникам второго этапа декларирования предоставляется такой же объем гарантий, как и участникам первого этапа, включая освобождение от ответственности за налоговые и валютные правонарушения.
  • Гарантии предоставляются в общем случае в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, а по валютным правонарушениям ‒ вплоть до даты подачи декларации (с исключениями).
  • Участники имеют возможность указать в декларации не только открытые на дату представления декларации иностранные счета (вклады), но также и сведения по старым закрытым счетам / вкладам.
  • Поздние уведомления о КИК и уведомления об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.

Контролирующие лица уже в 2017 году начали соблюдать правила отчетности и налогообложения доходов КИК, что в свою очередь требует большой подготовительной работы от администраторов, налоговых консультантов и самих бенефициаров .

Концепция контролируемых иностранных компаний

В рамках пакета законов по деофшоризации были введены понятия контролируемых иностранных компаний / структур (КИК) и контролирующих лиц. Концепция КИК внесла принципиальные изменения в налогообложение физических лиц и их зарубежных компаний в России, среди которых можно выделить следующее:

  • Введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний / структур путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ.
  • Установлена возможность признания иностранной организации налоговым резидентом РФ по месту ее фактического управления.
  • Введено правило фактического получателя дохода, ограничивающее применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Законодательство содержит комплексные и многоступенчатые правила определения статуса контролирующего лица иностранной организации и структуры.

При ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее нераспределенная прибыль не учитывается при налогообложении физического лица, уведомления за 2017 год не подаются (при этом 2016 год остается в КИК контуре).

Как и в прошлом году, если за 2017 год физическое лицо признано контролирующим в отношении иностранной компании / структуры, то ему необходимо быть готовым к следующим шагам:

  • Уведомление об участии в КИК – подавалось до 20 марта 2018 года.
  • Финансовая отчетность компании – составляется к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Аудиторское заключение в отношении определенных видов КИК – должно быть готово к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Декларация по налогу на доходы физических лиц – представляется до 30 апреля 2018 года.
  • Налог на прибыль КИК облагается по ставке 13% на уровне бенефициаров-физических лиц – срок уплаты до 15 июля 2018 года.

До 1 марта 2019 года налоговые резиденты РФ могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций и структур.

Безналоговая ликвидация иностранных организаций и структур (БНЛ) – продление

При соблюдении определенных условий доходы в виде денежных средств, имущества, полученного физическим лицом при ликвидации иностранной организации / структуры, не будут подлежать налогообложению в России.

Необходимыми условиями БНЛ являются (1) завершение процедуры ликвидации иностранной организации или структуры до 1 марта 2019 года, (2) представление налоговой декларации и заявления с указанием стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации / структуры.

В итоге бенефициары могут не только провести реорганизацию владения на льготных условиях, но и расчистить историю в преддверии автоматического обмена налоговой информацией.

Впоследствии при продаже полученного имущества декларант вправе уменьшить сумму своих доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества. Схожая льгота введена и при осуществлении имущественных прав.

Таким образом, до марта 2019 года законодатель дает возможность физическим лицам-бенефициарам реорганизовать текущую структуру владения зарубежными активами без налоговых последствий для физического лица в России, а в случае принятия решения о ликвидации структуры (или какой-то ее части) сформировать расходную базу по полученному в результате ликвидации имуществу на уровне физического лица-бенефициара. Впоследствии это должно снизить его налоговое бремя при продаже данного имущества.

Передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу (изменения в статьи 39 и 41 Налогового кодекса) — не доход для последнего.

Номинальное владение

Продлена льгота по передаче имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу. Как и ранее, такая передача не будет признаваться реализацией для номинального владельца, и доходом для фактического владельца – получателя имущества в случае, если данное имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в рамках второй волны амнистии.

Из нововведений: НК РФ был дополнен положениями, предусматривающими вычет расходов при реализации ценных бумаг / имущества / имущественных прав, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца (с учетом требования по раскрытию информации в специальной декларации). Теперь, по аналогии с льготой по БНЛ, в качестве расходов можно учесть документально подтвержденную стоимость активов по данным учета номинала на дату их передачи (но не выше рыночной стоимости). При этом временных ограничений по такой льготе не предусмотрено.

Согласно последним изменениям все граждане Российской Федерации признаются валютными резидентами. При этом было введено понятие «специального резидента», к которому не будет применяться общий запрет на совершение любых валютных операций, а также требования к представлению уведомлений и отчетов в случае пребывания за пределами РФ такого резидента более 183 дней в году.

Риски, связанные с выявлением валютных нарушений, становятся особенно актуальными для физических лиц ввиду стремительного развития международного обмена налоговой информацией.

Валютное законодательство

Российские граждане, а также иностранные граждане, которые имеют вид на жительство в России, признаются валютными резидентами (за редким исключением).

Статус валютного резидента накладывает на физическое лицо ряд обязанностей и ограничений относительно счетов в банках за рубежом. В частности, они должны:

  • уведомлять российские налоговые органы об открытии / закрытии / изменении реквизитов счетов в банках за рубежом в течение одного месяца с момента каждого такого события;
  • ежегодно ( до 1 июня) подавать в налоговую инспекцию отчет о движении средств по всем счетам в банках за рубежом;
  • осуществлять по счетам только те операции, которые прямо разрешены валютным законодательством.

деофшоризация

Формальное отсутствие контроля над иностранной компанией не спасет владельцев офшоров от внимания со стороны российских налоговых органов. Об этом в ходе конференции РБК «Деофшоризация и налоговая амнистия» сообщила партнер адвокатского бюро Forward Legal Ольга Карпова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). В соответствии с последними поправками в НК срок подачи уведомления о контроле над такими компаниями перенесен на 15 июня (ранее было 1 апреля).

«Надо сообщать налоговым органам о своем участии в иностранном лице или не надо? – задала Ольга Карпова риторический вопрос. — В НК РФ описан формальный подход к определению контролируемости, который зависит от доли акционерного капитала, де-юре принадлежащей лицу. Это формальный подход. Именно в расчете на него российские бизнесмены сейчас пытаются «дробить» свои иностранные компании.

Но я могу утверждать, что ФНС все активнее использует и так называемый фактический подход, который позволяет выявить контролирующее лицо вне зависимости от того, числится оно акционером иностранной компании или нет».

«Почему мы полагаем, что несмотря на «юность» закона о КИК, практика фактического подхода уже есть? – продолжила Карпова. — Дело в том, что еще в 2012 году законодатель пытался ввести в Гражданский кодекс норму о фактически контролирующих лицах. Тогда насущно встал вопрос, как привлекать к субсидиарной ответственности лиц, которые довели до банкротства некие свои контролируемые компании. В ГК изменения до сих пор так и не вошли, зато в 2014 году они дословно вошли в Налоговый кодекс. То есть закон новый, но идеи в нем заложены уже довольно старые.

И есть судебная практика. К примеру, дело «Макси Групп»: в рамках расследования злонамеренного банкротства факт контроля над иными, юридически никак не связанными компаниями был установлен из переписки руководства с аудиторами, из найденных документов о зарплате сотрудникам тех компаний, из того факта, что сотрудниками разных компаний числились одни и те же люди. Наконец, банковские операции разных, «не связанных» компаний проводились из одного и того же «Банк-клиента».

В другом случае ФНС направила запрос коллегам в Нидерланды, и директор тамошней компании признался, что является «номиналом» и назвал бенефициара».

«Все эти расследования, конечно, проводились в рамках расследования уже возбужденных дел, — заметила представитель Forward Legal. — Но методика действий накапливается, и источником информации могут стать проверки других контролирующих инстанций – к примеру, ФАС.

Любой фактический контроль над иностранной компанией оставляет следы — в вашей личной документации, в вашей переписке, в документации компании, переписке с сотрудниками. Поводом для «вычисления» контролирующего лица может стать, к примеру, сохранение места в совете директоров за одним из замов генерального директора при смене акционеров (российских на иностранного), тем более если этот зам получает дивидендов больше, чем все остальные члены совета директоров, вместе взятые. Исходя из мировой практики, подозрения налоговиков вызывают стабильные отношения между единственным поставщиком и единственным покупателем,  если они принадлежат к разным юрисдикциям, фактическое исполнение функций генерального директора лицом, формально им не являющимся, участие этого лица в переговорах от имени компании, оплата расходов одной компании за счет другой».  

«Если вы решите не подавать уведомление о КИК, позаботьтесь о том, чтобы скрыть «улики», — резюмировала Ольга Карпова. — Не храните в офисе документы и печати КИК, не ведите ее бухучет, заведите для КИК отдельные сервера. Исключите из сделок back-to-back займы. Внимательно относитесь к переписке, будьте уверены в кандидатуре номинального директора. И готовьтесь к тому, что даже в этих условиях скрыть КИК вам будет сложно».  

В чём смысл деофшоризации?

В последнее время процесс «деофшоризации» стал неотъемлемой тенденцией в политике практически любого развитого государства, взявшего курс на возвращение денежных потоков из иностранных юрисдикций. Можно полагать, что деофшоризация — это понижение офшорного присутствия в российском бизнесе, а именно: 1) уменьшение количества офшоров, использующихся российским бизнесом; 2) уменьшение в количественном и стоимостном выражении денежных потоков, проходящих из страны и в неё через офшоры.
Для реализации курса деофшоризации потребуется разработать комплекс мер, создающих условия, при которых российский бизнес будет вынужден снизить до минимальных пределов использование офшорных институтов и в большей степени перейти в российскую юрисдикцию.

В Указе № 596 от 7 мая 2012 «О долгосрочной государственной экономической политике» Президент В.В. Путин декларировал обеспечить реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». При этом он акцентировал внимание на двух направлениях деофшоризации экономики страны.

«Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений», — подчеркнул он.

Было определено несколько направлений работы по улучшению привлекательности российской экономики для инвестиций: 1) исправление недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) исключение из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счётов при помощи заказных уголовных дел; 3) повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д.

Важность поставленной Президентом России задачи деофшоризации экономики бесспорна. По данным Росстата, на конец марта 2013 г. объём накопленных иностранных инвестиций (без банков) в экономике России составил 364,6 млрд. долл. Из них всего на три офшорные зоны (Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 178,4 млрд. долларов (49%).

Говоря о целях, преследуемых деофшоризацией, важно отметить следующие:

  • перемещение под юрисдикцию России экономических операций, осуществляемых в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем;
  • обеспечение исполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных отраслях экономики;
  • недопущение «нечестной налоговой конкуренции» со стороны офшоров и вовлечения офшорных институтов для сокращения налогов на доходы, создаваемые в России; 
  • формирование барьеров в сфере отмывания незаконно полученных доходов, прежде всего, коррупционного характера.
  • Представляется, что деофшоризация, как некий процесс возвращения бизнеса из офшоров под российскую юрисдикцию, возможна под воздействием двух факторов.

Первый фактор — снижение привлекательности иностранных государств (не только офшоров) путём устранения «нечестной налоговой конкуренции» и сокращения возможностей для обхода бизнес-группами, с использованием офшорных институтов, норм законодательства и других регулятивных правил в странах-донорах.

Второй фактор — повышение привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. 
Министерство финансов РФ выбрало средний по жёсткости вариант деофшоризации экономики и представило соответствующий законопроект для обсуждения. Среди главных новаций, которые предполагается ввести, выделяют установление понятия налогового резидентства для юридических лиц с целью определения их налоговых обязательств в рамках законодательства РФ, если бизнес преимущественно управляется из России, независимо от места формальной регистрации.

Другое нововведение относится к так называемым контролируемым иностранным компаниям. Смысл предлагаемых новелл в том, что физические и юридические лица, владеющие прямо или косвенно иностранной компанией, обязаны сообщить об этом в налоговые органы и при определённых обстоятельствах заплатить налог с доходов данной иностранной компании в российский бюджет. Однако, ещё непонятно, компании из каких юрисдикций подпадут под действие указанных норм. Министерство финансов планирует создать соответствующий «чёрный список» стран с льготным режимом налогообложения, и если контролируемые иностранные компании будут зарегистрированы в данных странах, то российский владелец такой компании должен будет заплатить налог с доходов, заработанных им в России.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *