Содержание

Статья 14 / КонсультантПлюс

Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

На должность Председателя Банка России может быть назначен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

Открыть полный текст документа

НЕПРАВДА: Российский рубль – это лишь долговое обязательство перед США

Проверка фейков в рамках партнерства с Facebook

В сети распространяют изображение с утверждениями, что «Билет Банка России» – это лишь вексель, то есть это долговое обязательство перед Соединенными Штатами Америки, и Банк России – это частная структура, зарегистрированная в штате Колорадо США.

 

Впрочем, это неправда.

Центральный банк Российской Федерации зарегистрирован в Российской Федерации

Как юридическое лицо Банк России был зарегистрирован 2 декабря 1990 в городе Москва (по ИНН 7702235133), а с 2003 года имеет присвоенный основной государственный регистрационный номер (ОГРН № 1037700013020). Это можно проверить на сайте Единого государственного реестра юридических лиц РФ. Банк России является публично-правовым институтом, а не частной структурой, и имеет статус центрального банка РФ.

Статус, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими федеральными законами РФ. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Также, к основным функциям Банка России входит проведение единой государственной кредитно-денежной политики. В частности, Банк России обладает монопольным правом на выпуск (эмиссию) наличных («Билет Банка России») и организацию денежного обращения в стране.

Российский рубль и его банкноты – это российское средство платежа, а не долговое обязательство перед США

Российский рубль, банкнотами которого являются «Билеты Банка России», является официальной денежной единицей Российской Федерации и не являются долговым обязательствам (векселем) перед Соединенными Штатами Америки.

Разница между векселями и банкнотами рубля заключается в том, что банкноты и монета Банка России выпускаются центральным банком, обеспечиваются его активами (например, золотовалютными резервами) и действуют в качестве общей валюты или денежной единицы страны. В то время, как вексель — это один из видов кредитных денег — то есть денег, которые не выпускаются центральным банком, а возникают в процессе предоставления коммерческих и банковских кредитов.

Центральный банк РФ: частная или государственная лавочка?: dzhi_ai — LiveJournal

Последнее время в русскоязычном интернете стало бытовать мнение, что Центральный банк Российской Федерации — это частная лавочка, по аналогии с (как теперь уже всем известно)  частной лавочкой – Центральным банком США, именуемым Федеральная резервная система США, представляющая из себя консорциум из 12 банков, находящихся в частной собственности.

Для уяснения для себя так это или не так в действительности я провёл собственное независимое исследование, результаты которого далее излагаю ниже.

История ЦБ РФ скажу честно, меня увлекла. Действительно, что такое есть этот ЦБ РФ? Кто его учредил? Какова его организационно-правовая форма? Куда идёт прибыль ЦБ? Из чего она образовывается?

Чтобы ответить на эти, казалось бы, простые вопросы у меня ушло не мало человеко-часов копания в Интернете, в законодательстве России и СССР и комментариев учёных юристов к нему.

Меня интересовал в данном случае не финансовый аспект, а юридический (правовой) аспект, без которого невозможно перейти к изучению прочих аспектов, не разобравшись сначала в форме этого явления.

По итогам проведённого анализа я независимо и беспристрастно пришёл к следующим выводам, которые далее излагаю в форме тезисов:

1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции – данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму – но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел» допущенный законодателем)

3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) – данное положение намекает, что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения.

4. Свои функции Банк России «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.» (ст.1 Федерального закона). Это краеугольный камень всего законодательства о ЦБ РФ!

Забавно, что законодатель нигде не называет ЦБ напрямую федеральным органом государственной власти, что является феноменальным фактом! Мы можем только по контексту догадываться, что вероятнее всего ЦБ таки является федеральным органом государственной власти, раз законодатель употребил выражение «от других». Всем юристам известно, что всякая государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Если кого-то именуют федеральным органом власти – это означает, что он ПО ЛЮБОМУ подпадает под одну из вышеуказанных трёх ветвей власти. Но как мы видим из закона  ЦБ независим от всех органов власти любого уровня! То есть ни административно, ни функционально не подчиняется ни Правительству РФ (как высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства) – от всех этих федеральных органов государственной власти ЦБ де-юре независим!

А теперь главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино: если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви государственной власти относится ЦБ РФ???

Парадоксально, но исходя из буквального толкования закона – правильным ответом будет: ЦБ не относится ни к одной из известных ветвей государственной власти, по сути, образуя собою самостоятельную ветвь государственной власти – финансовую власть, де-юре не существующую в юриспруденции ни в теории, ни в практике.

5. Отталкиваясь от терминологии рунета, ответственно заявляю, что ЦБ таки является государственной лавочкой!

Аргументация:

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим!

Данное положение Конституции РФ даёт повод считать, что если Банк России не относится к числу органов, осуществляющих в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.

Однако всякий юрист в данном случае обязан применять метод не буквального толкования закона, а метод систематического толкования закона, т.е. толковать указанную норму в совокупности с другими нормами Конституции, относящимися по смыслу к этому вопросу. Применяя указанный метод, мы получаем следующее.

В п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В связи с тем, что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации (то есть – государства), согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод:

Центральный банк РФ — это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

6. ЦБ РФ учредило государство в лице своего другого органа государственной власти – правительства!

А теперь второй главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино!

Какое государство и какое правительство имели прямое юридическое отношение к учреждению современного нам Центрального банка РФ (Банка России)???

Думаете Российская Федерация и времена Ельцина? Или думаете Государственный банк Российской империи и времена Александра II? А вот и не угадали вовсе!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо нарисовать Генеалогию Центрального банка РФ! И идти от конца ветки к корню дерева.

Современный нам ЦБ РФ никто не учреждал. Он возник в результате цепочки правопреемствований в результате реорганизаций в форме преобразований либо просто переименований банков-предшественников! На Википедии есть фраза: «Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г.» — это ошибка. В действительности п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. дословно звучит так:

«2. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР.»

Как мы с Вами видим ни о каком учреждении речь в постановлении не идёт. В нём лишь идёт речь об очередном правопреемстве.

Итак отцом Центрального банка РФ был – Центральный банк РСФСР (отец), который в свою очередь возник из Государственного банк РСФСР (дед), который в свою очередь возник из Российского республиканского банка Госбанка СССР (прадед), который в свою очередь возник из Государственного банка СССР (прапрадед), который в свою очередь возник из Государственного банка РСФСР (прапрапрадед), который НАКОНЕЦ-ТО БЫЛ РЕАЛЬНО УЧРЕЖДЁН Советом Народных Комиссаров РСФСР в октябре 1921 года, который, как известно, в то время совмещал в себе функции исполнительного и законодательного органа государственной власти, поэтому он же в лице своего органа ВЦИК 13 октября 1921 года отдельным декретом утвердил Положение о Государственном банке РСФСР

Принято

4-й сессией

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

13 октября 1921 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.

Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов.

X. Распределение прибыли

Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.

Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.

XI. Изменение Положения

Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

 

Далее родословная нашего родного Центрального банка РФ в юридическом смысле, строго говоря, пресекается! Так как глаголет наша любимая Википедия:

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчётов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%A4

То есть с 20.01.1920 г. по 12.10.1921 г. – то есть почти полтора года в России несуществовало НИКАКОГО центрального банка вообще, да и вообще, судя по всему, каких-либо банков, так как все они были сначала национализированы, а затем их активы переданы на баланс Народного банка РСФСР, который 19 января 1920 года был благополучно упразднён.

Таким образом, правильный ответ на вопрос интеллектуального казино гласит: современный нам Центральный банк Российской Федерации в лице своего прямого законного предка — Государственного банка РСФСР (прапрапрадеда) был учреждён государством — РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ в лице высшего исполнительного и законодательного органа государственной власти – СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ в октябре 1921 года!

Что также доказывает – государственный (а не частный!) характер «лавочки» под текущим названием — Центральный банк РФ (Банк России).

7. ЦБ действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Банк России — единственный орган государственной власти, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Федерального закона о ЦБ РФ предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

8. Из чего складывается прибыль ЦБ.

Феноменальным для меня открытием стало, что эмиссия Банком России денег (то есть печатанье рублёвых банкнот) не является доходом ЦБ РФ (как изначально считал я, и как считали многие мои собеседники по данной теме), а является для него – расходами!!!

Согласно ст.11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона банковских операций и сделок (предоставление кредитов, купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке, купля-продажа валюты, драгоценных металлов и др. валютных ценностей, открытие счетов и т.п.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона (эмиссия наличных денег, управление ЗВР, валютное регулирование и валютный контроль, консалтинговые услуги правительству и Минфину, составление платёжного баланса России и т.п.)

Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят!

Таким образом, ЦБ печатает деньги (рубли) под казначейские векселя либо федеральные облигации абсолютно бесплатно для федерального бюджета! Мало того, он оплачивает услуги по печатанью денег (краска, бумага, электричество, труд печатников и т.п.) из собственных доходов ЦБ, полученных им на комиссионной основе от вышеперечисленных банковских операций и сделок.

При этом Банк России предоставляет в Государственную думу ежегодно свой баланс и отчёт о прибылях и убытках, который Госдума рассматривает до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение. Годовой отчет Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

9. Порядок распределения прибыли ЦБ.

Согласно статье 26 Федерального закона. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Конечно, остаётся вопрос, что это за резервы и что это за фонды?

Предполагаю, что это что-то вроде резервного фонда (для покрытия убытков или поддержания стабильности валютного курса рубля), различных фондов на содержание и пенсионное обеспечение работников ЦБ и т.п. Обо всех этих фондах и резервах прекрасно известно аудиторам Счётной палаты РФ, которые периодически проводят его аудит, что также делает ЦБ в определённой степени подконтрольным Правительству органом.

10. ЦБ является 100% собственником всех золотовалютных резервов России, всех доходов и расходов федерального бюджета в момент, когда они находятся на счетах ЦБ и собственником всего прочего имущества, находящегося на балансе ЦБ, за исключением имущества, переданного ему на хранение и находящегося в собственности третьих лиц.

Однако при анализе законодательства о ЦБ, данный казалось бы ужас для обывателя, превращается в обыкновенную страшилку и не более, т.к. в действительности в этом нет ничего страшного. Вся вышеуказанная собственность ЦБ является – федеральной собственностью. Просто в силу независимого статуса ЦБ от других федеральных органов государственной власти – государство делегировало свои права собственника в отношении данных ценностей – в пользу ЦБ. То есть, по сути, выписала ЦБ, как своему компетентному органу в данном вопросе, Генеральную доверенность на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным федеральным имуществом по своему усмотрению.

То есть государство – Россия, в лице свого законодательного органа – могло бы делегировать данные права собственности, например, такому своему органу как Правительство РФ. Но так как государство Россия понимает, что Правительство РФ ничего не смыслит в денежной политике и по сравнению со специалистами Центрального банка РФ является полным лузером в вопросах эффективного управления ЗВР и курсом рубля, а, кроме того, по примеру всех прочих правительств на планете запросто может подорвать стабильность национальной валюты, поддавшись на различные политические популистские сиюминутные выгоды, — государство Россия, посчитало, что разумно бы было бы делегировать данные стратегические функции независимому от Правительства РФ и других властей – органу государственной власти, для чего и учредило Банк России.

11. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства (ст.2 Федерального закона о ЦБ.)

Данная статья, признаюсь, меня изрядно позабавила, хотя в действительности она является краеугольным камнем в законодательстве о ЦБ и тот кто эту идею придумал был весьма мудрым человеком. Сразу в голову пришла аналогия о том, что государство Россия учредило ЦБ, по сути, в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), где как известно учредитель не отвечает по обязательствам Общества (читай — долгам), а Общество не отвечает по обязательствам (долгам) учредителя. :)))

Но по справедливости, это конечно не так. Я для себя толкую эту норму не по праву (с правовым толкованием здесь предельно ясно), а «по понятиям», то есть примерно так:

Россия: — Значит так, ЦБ. Расклад такой. Я тебя породила, я тебя и отожму при случае как в 20 году прошлого века, если будешь наглеть. Поэтому веди себя порядочно. Понял?

ЦБ: — Понял, мама.

Россия: — Ты будишь рулить всеми моими деньгами, золото-валютными резервами и драгоценными камешками по своему усмотрению и за свою комиссию.

ЦБ: Круто, мама! Я тебя люблю!

Россия: — Но есть у меня три условия. Первое — ты будешь рулить ими на свой страх и риск. Это означает, что когда тебя на внешних открытых рынках разведут как лоха всякие там Соросы и прочие акулы финансового рынка — не плачься — будь добр закрыть образовавшуюся дыру в бюджете из своей собственной прибыли. Второе — когда ты крупно попадёшь на деньги — будь добр — избавь меня от своих кредиторов, разбирайся с ними сам как хочешь. Третье — моя доля в твоём бизнесе — 50%.

ЦБ: Понял мамка! Согласен. Но у меня есть тоже одно условие. Когда твоё другое чадо неопределённого пола — Правительство РФ — крупно попадёт на бабки перед внешними кредиторами, пожалуйста, избавь меня от его кредиторов также.

Россия: Да будет так, сынок… Эй, думский дьяк! Пиши: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.»

РЕЗЮМЕ:

По итогам проведённого личного анализа я пришёл к следующему выводу:

— ЦБ есть учреждённая государством сугубо «государственная лавочка», действующая в форме юридического лица неопределённой организационно-правовой формы, не входящая ни в одну из известных ветвей государственной власти и де-юре независимая от них, но подотчётная законодательному органу — Федеральному собранию, действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования, выполняющая от лица государства функции  собственника ЗВР России и всех денег федерального бюджета, имеющая прибыль от операций с ними в виде своей комиссии и отдающая 50% от суммарной своей годовой прибыли в доходы федерального бюджета.

P.S. Извините, что написал «много букофф», но по данному весьма неизученному и весьма мифологизированному в российском Интернете вопросу – просто невозможно написать только одно резюме, не приведя соответствующие подробные доказательства и логику анализа. Иначе миф о частной собственности ЦБ РФ будет ещё долго кочевать по Интернету и рождать неимоверные глупости и домыслы в головах его пользователей, в т.ч. по вине самих сотрудников ЦБ РФ, которые вместо того, чтобы разъяснить народу слухи о себе – спрятались в свои раковины – в результате чего простые граждане типа меня должны за этих «какраков» выискивать и перелопачивать горы информации, чтобы отделить наконец-то зёрна от плевел в этом весьма интересном для всякого независимого исследователя вопросе.

Глава Банка России прогнозирует рост инфляции до 7% в сентябре » Регуляторы

Инфляция в России может достигнуть пиковых значений в сентябре, а затем начнет снижаться из-за эффектов базы и повышения ключевой ставки, считает глава Банка России. Рост цен в августе вырос до 6,7%, максимума с августа 2016 года, сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью РБК.

«По нашей оценке, мы находимся на пиковых значениях годовой инфляции, а в четвертом квартале ожидаем снижения инфляции. В сентябре возможно еще некоторое повышение годовых показателей. Но прежде всего это связано с эффектом базы, потому что в сентябре прошлого года у нас было пусть небольшое, но снижение цен на 0,1%», — сказала глава Центробанка.

Набиуллина не исключила, что в сентябре «инфляция будет где-то в районе 7%». «Будем надеяться, что это действительно пиковые значения», — сказала она. Рост цен будет замедляться, так как эффект разовых факторов будет влиять на него все меньше, а эффект от ужесточения ДКП — все больше, считает глава ЦБ.

Инфляция ускоряется с осени 2020 года, когда она превысила таргет ЦБ в 4%. В июне рост цен увеличился с 6 до 6,5%, а к августу достиг 6,7% год к году, приблизившись к максимумам пятилетней давности. Банк России, реагируя на ускорение инфляции, в течение 2021 года повысил ставку с 4,25 до 6,75% и сообщил, что цикл ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) на этом не закончен.

Набиуллина отметила, что Банк России повышает ключевую ставку, так как видит риск значительного и продолжительного отклонения инфляции от цели, при этом ждет ее возвращения к 4% во второй половине следующего года.

«Решения мы принимаем исходя из того, какой инфляция будет в будущем, потому что на прошлое повлиять невозможно. Но текущая инфляция тоже важна: она во многом определяет инфляционные ожидания, а они — будущую инфляцию. И, конечно, решения по ставке — это не просто реакция на возросшие цифры — мы видим риски того, что инфляция может значительно и продолжительное время отклоняться от цели, в том числе, из-за роста инфляционных ожиданий», — сказала Набиуллина.

Она отметила, что больших рисков «перелета» инфляции вниз регулятор не видит, но все равно действует аккуратно. По оценке ЦБ, проинфляционные риски в настоящее время превалируют.

По материалам РБК

ОБНОВЛЕНИЕ 1 — Инфляция в России подскакивает до 5-летнего максимума по мере приближения заседания центрального банка

* Годовая инфляция ускоряется до 6,68% — министерство экономики

* Предвыборные расходы в России увеличивают инфляцию

* Центральный банк соблюдает ставки 10 сентября (Добавлена ​​оценка годовой инфляции министерством экономики, комментарий аналитика)

МОСКВА, 25 августа (Рейтер) — В России зафиксирована предельная недельная инфляция, которая привела к пятилетнему максимуму, что оказывает давление на центральный банк, который резко повысили ставки в прошлом месяце для борьбы с упорно растущими потребительскими ценами.

Инфляция находится в поле зрения как центрального банка, так и рынка, поскольку Россия пытается обуздать рост цен, который подрывает доходы, уже подорванные кризисом COVID-19 и слабым рублем.

Индекс потребительских цен в России вырос на 0,01% за неделю до 23 августа после снижения в такой же степени на предыдущей неделе, сообщила Федеральная служба статистики Росстата.

В годовом исчислении инфляция ускорилась до 6,68% по состоянию на 23 августа, самого высокого значения с августа 2016 года, по сравнению с примерно 6.5% неделей ранее, показали данные Минэкономики.

Потребительская инфляция может вырасти в ближайшее время после того, как президент Владимир Путин в прошлые выходные, за месяц до сентябрьских парламентских выборов, объявил о единовременных социальных выплатах пенсионерам и солдатам.

«Похоже, что ускорение инфляции до 7% станет платой за предвыборный популизм», — заявил экономист ЦентроКредитБанка Евгений Суворов в своем Telegram-канале MMI.

«У центрального банка нет другого выбора, кроме как снова поднять ставки», — сказал Суворов на канале MMI, которым ранее руководил Кирилл Тремасов, ныне глава департамента денежно-кредитной политики Центрального банка.

По данным Росстата, в этом году индекс потребительских цен вырос на 4,58% по сравнению с 2,95% за тот же период 2020 года.

ВТБ Капитал заявил, что решил повысить прогноз инфляции на конец года до 6,1% с 5,9% после данных среды.

Центральный банк, который планирует годовую инфляцию на уровне 4%, проведет следующее заседание по установлению ставок 10 сентября, на котором он может выбрать повышение ставок уже в пятый раз в этом году.

Более высокие ставки делают банковские депозиты более привлекательными, а кредитование — более дорогим, что должно поддерживать рубль и сдерживать инфляцию, но отрицательно сказывается на росте.(Отчет Андрея Остроуха; дополнительный отчет Елены Фабричной и Дарьи Корсунской; редактирование Кирстен Донован и Ника Макфи)

Мировая экономика может столкнуться с крахом 2008 года, Центральный банк России предупреждает

Мировая экономика может быть менее чем в 18 месяцев от финансового кризиса того же масштаба, что и мировой экономический кризис 2008-2009 годов, предупредил Центральный банк России.

В своем суровом прогнозе банк указал на «серьезные дисбалансы» в мировой экономике, растущий и неприемлемый уровень долга как в государственном, так и в частном секторе, а также на устойчивые инфляционные риски во всем мире.

«В первом квартале 2023 года в мировой экономике может начаться крупномасштабный финансовый кризис, сопоставимый с кризисом 2008-2009 годов, с длительным периодом неопределенности и затяжным восстановлением», — говорится в отчете банка. Четверг.

Сценарий был представлен как один из так называемых «альтернативных» прогнозов развития мировой экономики в течение следующих трех лет. В его «базовом» сценарии, который рассматривается как наиболее вероятный, крупномасштабной рецессии удается избежать, поскольку инфляция в предстоящем году замедлится.

Тем не менее, тот факт, что банк рассмотрел возможность глобального финансового кризиса и опубликовал исследование о том, как он повлияет на Россию, является признаком того, что губернатор Эльвира Набиуллина видит в этом серьезную возможность.

Набиуллина в течение нескольких месяцев утверждала, что нынешний всплеск инфляции вряд ли будет временным — позиция расходится с мнением могущественного Федерального резерва США.

Центральный банк пошел дальше и предупредил, что мировая экономика не готова к ситуации, при которой инфляция не снизится, как ожидалось.Это заставит основные центральные банки быстро скорректировать свою сверхслабую денежно-кредитную политику и сдержать примерно 25 триллионов долларов, которые были закачаны в экономику через беспрецедентные программы покупки активов.

Критики такого количественного смягчения, включая многих российских политиков, говорят, что программа создала опасные пузыри активов по всей экономике.

Быстрый износ

«Финансовые рынки ожидают лишь умеренной нормализации денежно-кредитной политики в развитых странах, и каждый следующий шаг по повышению ставок будет вызывать все большее беспокойство у инвесторов», — предупредил банк.

«По мере того, как страны отходят от политики адаптации, условия в мировой финансовой системе будут резко и быстро ухудшаться… В результате 2023 год может начаться с массовой продажи рискованных активов и обострения долговых проблем», — добавили в нем.

Аналитики банка

обеспокоены взрывом неприемлемого долга во время пандемии коронавируса, из-за которой государственные и корпоративные займы достигли рекордного уровня. В частности, он видит риски в «накоплении долгов у государств и компаний со слабой финансовой стабильностью.”

В отчете также говорится, что более бедные страны были спасены только от худших последствий их тяжелого долгового бремени благодаря глобальному характеру пандемии и развертыванию крупномасштабных программ поддержки международными организациями, такими как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Согласно прогнозам, в такой ситуации рост мировой экономики сократится до 1,1%. Экономисты обычно считают глобальный ежегодный рост ВВП менее 3% мировой рецессией.Российская экономика сократится на 2% — это немного лучше, чем 3% -ный убыток от ВВП, зафиксированный в прошлом году.

Россия уже значительно повысила процентные ставки в этом году в ответ на растущую инфляцию, которая летом достигла пятилетнего максимума.

Банк прогнозирует рост российской экономики, которая, по его словам, уже вернулась к докоронавирусному уровню, в этом году примерно на 4%.

Наша система управления

Устав и этический кодекс

В UniCredit мы постоянно поощряем всех наших сотрудников, внешних партнеров и деловых партнеров к достижению бизнес-целей в соответствии с законом и принципами прозрачности, информированного управления и деловой этики.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Акционеры

UniCredit — публичная компания, доля акций в свободном обращении которой составляет 100%. Нет контролирующих акционеров или акционерных соглашений. Собрание акционеров обеспечивает открытый диалог между акционерами и менеджментом, необходимый для успеха листинговой компании.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Корпоративные органы

В UniCredit мы приняли «традиционную» систему управления и контроля на уровне Группы.Эта модель управления позволяет эффективно управлять бизнесом, обеспечивая при этом эффективный контроль.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Наши системы управления

В UniCredit система внутреннего контроля на уровне группы состоит из набора правил, процедур и организационных структур с несколькими целями: обеспечение реализации корпоративной стратегии, достижение эффективных и результативных корпоративных процессов, защита стоимости корпоративных активов, обеспечение надежность и целостность бухгалтерских и управленческих данных и обеспечение соответствия операций всем существующим правилам и положениям.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Менеджмент

В UniCredit EMC — это управленческий комитет на уровне Группы, обеспечивающий эффективное управление, координацию и контроль бизнеса Группы, а также эффективное согласование холдинговой компании с различными бизнесами и географическими регионами.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Вознаграждение

В UniCredit наш подход к вознаграждению со временем был консолидирован в рамках корпоративного управления, чтобы соответствовать последним национальным и международным нормативным требованиям.Наш подход тесно связан с эффективностью и осведомленностью рынка, согласован со стратегией и интересами акционеров.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


Внутренние операции

Совет директоров UniCredit утвердил Процедуру внутренних сделок («Процедуру») на уровне Группы, касающуюся обязанностей по отчетности и ограничений, связанных с определенными операциями с акциями UniCredit и / или долговыми инструментами, а также с другими финансовыми инструментами, связанными с «Соответствующими Лица »UniCredit и лица, тесно связанные с ними.

Подробнее на сайте UniCredit Group →


PDF — РОССИЙСКИЕ БАНКИ И СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

% PDF-1.6 % 3 0 obj > эндобдж 85 0 объект > поток application / pdf

  • newmanr
  • PDF — РОССИЙСКИЕ БАНКИ И СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ — рабочий документ
  • 2001-12-18T15: 35: 53ZNumber 19a.doc — Microsoft Word2010-04-01T12: 13: 32 + 01: 002010-04-01T12: 13: 32 + 01: 00Acrobat PDFWriter 4.0 для Windows NTuuid: 2ddbfb35-a807-45cc-a8cd-093e20e80f37uuid: 6415116f-d5d3-4591-a270-da07a7329905 конечный поток эндобдж 84 0 объект > эндобдж 5 0 obj > эндобдж 43 0 объект > эндобдж 62 0 объект > эндобдж 81 0 объект > эндобдж 80 0 объект > / ProcSet 2 0 R >> / Тип / Страница >> эндобдж 82 0 объект > поток HWr8 ^ lxy’I> IEjJ 2egfT «qӧOLR3)! W _;% gL | d8 & 4» | Kȳ ސ? M [-ζh598, MQw + `Z $ R @ BxJO i; VD, 9J ‘& w (c? Sd «EYv4ÜnIsCU ֵ & 3 ȸ [Tԭ ڵ pYo99’ ‘_’ * xMp62yfEw,

    Россия принимает закон об усилении контрольных полномочий Центрального банка

    16 декабря 2020 года Государственная Дума приняла в третьем чтении закон *, уточняющий полномочия Банка России и усиливающий его контроль над организациями финансового рынка, в том числе страховщиками.

    В целом, эти положения помогут регулирующему органу более точно и быстро реагировать на ситуации, угрожающие правам потребителей финансовых услуг.

    В следующей статье описаны основные положения этого законопроекта.

    Предупреждение действий, угрожающих страхователям и стабильности страхового рынка

    В соответствии с Законом «Об организации страховой деятельности» в задачи страхового надзора входит защита прав потребителей страховых услуг и предотвращение опасного финансового положения страховых организаций.Это представляет собой широкую формулировку полномочий Банка России.

    Законопроект определяет эти задачи. В результате Банк России получил право анализировать деятельность страховых организаций для выявления ситуаций, угрожающих потребителям страховых услуг или стабильности страхового рынка. В случае выявления таких действий Банк России вправе принять меры — от запрета определенных операций до приостановления действия лицензий. Кроме того, при необходимости Банк России может принять меры по предотвращению банкротства страховых организаций.

    Согласно пояснительной записке к законопроекту, уточнены полномочия Банка России для своевременного и эффективного реагирования на любую ситуацию на финансовом рынке.

    Основные направления развития финансового рынка

    Совет директоров Банка России ранее выработал основные направления развития финансового рынка. Однако законопроект расширяет компетенцию Национального финансового совета, который является коллегиальным органом Банка России, в который входят представители Федерального собрания, президента и правительства.Национальный финансовый совет сейчас рассмотрит основные направления развития финансового рынка и даст соответствующие рекомендации.

    При этом Банк России будет ежегодно направлять в Государственную Думу проект основных направлений развития финансового рынка вместо прежней практики — раз в три года.

    Контроль размера вознаграждения операторов платежных систем

    Банк России (в лице Совета директоров) вправе определять предельный размер вознаграждения за осуществление переводов по картам, устанавливаемый операторами платежных систем к оплате кредитными организациями.

    Непрерывность финансовых услуг

    Для обеспечения непрерывности оказания финансовых услуг Банк России наделен новыми полномочиями: он получает право устанавливать обязательные требования к надежности как для кредитных, так и для некредитных финансовых организаций.

    Эти требования в законопроекте не указаны. Мы ожидаем, что они будут более подробно изложены в нормативных актах Банка России.

    Если у вас есть какие-либо вопросы по этому eAlert, не стесняйтесь обращаться к специалистам CMS Russia Леонид Зубарев и Дарье Лукояновой или к вашему постоянному контактному лицу в CMS Russia.

    * На русском языке

    Европейский Союз и Российская Федерация: проблемы построения рынка

    Речь Томмазо Падоа-Скиоппа, члена Управляющего совета и Исполнительного совета Европейского центрального банка, на конференции «Россия в глобальной политике», Москва, 28 сентября 2004 г.

    Мне очень приятно быть с вами сегодня. Прежде всего позвольте мне выразить сердечную благодарность Федору Лукьянову за то, что он пригласил меня выступить сегодня в этом престижном зале, собрав столь уважаемую аудиторию.

    Почти год назад Евросистема, то есть Европейский центральный банк и национальные центральные банки еврозоны, и Банк России начали масштабное сотрудничество в области банковского надзора. Финансируемый Европейским союзом в рамках программы TACIS, ЕЦБ, девять центральных банков еврозоны и три надзорных органа ЕС в настоящее время делятся с Банком России своим опытом в продвижении и поддержании стабильной финансовой системы. Обе стороны этого сотрудничества хорошо понимают, что конечной целью их проекта является улучшение функционирования рыночной экономики.

    На этом фоне я хотел бы вместе с вами исследовать проблемы построения рынка в более общем контексте. Создание рынка действительно находится в центре экономических дебатов не только в России, но и в ЕС. ЕС начал свои усилия по построению рынка почти пятьдесят лет назад и сейчас находится в процессе создания единого рынка, охватывающего 25 национальных экономик. Россия начала строить рынок гораздо позже, и ее усилия в основном относятся к внутренним условиям, а финансовые рынки являются лишь одним, хотя и важным примером.Хотя и ЕС, и Россия находятся на разных стадиях развития, они являются странами с переходной экономикой. И перед обоими стоит еще одна задача, помимо создания единого рынка в пределах своих границ. Это задача связать смежные рынки России и ЕС посредством соответствующего набора соглашений о сотрудничестве в соответствии с установленными международными стандартами.

    При обсуждении опыта построения рынка иногда сталкиваются с жалобами на то, что прогресс был слишком медленным.Например, высказываются опасения по поводу того, что воспринимается как отход России от пути реформ в пользу слишком сильного влияния государства на экономическое развитие. В то же время, позвольте мне процитировать недавнюю статью в «Global Affairs», ЕС иногда изображают как «чрезмерно забюрократизированную организацию, утратившую свой динамизм». Наконец, некоторые наблюдатели выразили разочарование по поводу достижений, достигнутых в экономических отношениях между ЕС и Россией после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

    Эти утверждения не могут быть полностью ошибочными. Однако они каким-то образом отражают неявное предположение о том, что построение рынка — простая задача. Я считаю, что это предположение неверно. Рынок — это не технология, которую можно легко приобрести или передать, и это не просто закон. Это социальный заказ, отражающий культуру общества не меньше, чем состояние законодательства и организации производства и распределения. Вот почему построение рынка сложно и по своей сути требует времени.Действительно, более чем тридцатилетний опыт построения рынка в Европе свидетельствует о том, что это действительно так. И все же, несмотря на проблемы, с которыми он сталкивается в настоящее время, европейский опыт также показывает, что — вопреки всему — могут быть достигнуты цели, которые на более ранней стадии процесса считались иллюзорными. Таким образом, я глубоко убежден, что трудности или даже неудачи не должны побуждать меня к обходному пути, поскольку этот обходной путь почти неизбежно ведет в тупик.

    Создание внутренних рынков — Принципы

    Около пятнадцати лет назад Россия и ЕС реализовали беспрецедентные рыночные строительные проекты.ЕС решил создать единый внутренний рынок. Россия начала преобразовывать экономику, которая более семидесяти лет работала на принципах централизованного планирования, в экономику, которая следует правилам рынка. Похоже, что широко разделяемая оценка обоих проектов сводится к следующему: многое было достигнуто, многое еще предстоит сделать. Почему на создание рынка уходит так много времени и почему это так сложно? Конечно, политические ограничения играют важную роль, поскольку — по определению — любые изменения в обществе неизбежно связаны с политическим процессом.Несомненно, создание рынков представляет собой такое фундаментальное изменение, что политические препятствия затрудняют реализацию проекта почти на каждом этапе процесса, поскольку всегда есть группы и коалиции, заинтересованные в сохранении статус-кво. Чтобы противостоять этому, необходимо сильное гражданское общество, в котором различные и противоположные интересы участвуют в открытом публичном дискурсе по экономическим вопросам в соответствующих формах СМИ. С политической точки зрения это означает смелость предпринимать шаги, которые могут быть непопулярными в краткосрочной перспективе, но служат долгосрочной цели, а также делегировать реализацию надежным учреждениям, свободным от коррупции.С экономической точки зрения это наиболее актуально с точки зрения интересов потребителей, которыми обычно пренебрегают в пользу укоренившихся интересов производителей в сохранении своей традиционной ренты.

    В то же время, однако, мы должны признать, что построение рынка сложно по своей сути, и не только из-за его оппонентов. Как история развитых рыночных экономик, так и экономическая теория указывают на то, что знаменитая «невидимая рука» Адама Смита производит чудо увеличения «богатства наций» только тогда, когда спонтанные действия людей, преследующих свои интересы, направляются и оформляются Правилом. закона.Более того, рынки не всегда идеальны. Финансовые рынки являются ярким примером, поскольку они подвержены нестабильности и кризисам, которые потенциально влияют на благосостояние многих граждан. Несовершенство и сбои рынка, хотя часто и связаны с вмешательством государства, в первую очередь вызваны внешними факторами и неполной информацией, что приводит к ситуациям, когда действия отдельных лиц, максимизирующие свои собственные выгоды, могут быть в ущерб другим. Экономисты называют это поведением «морального риска». Например, у недостаточно капитализированных банков есть стимул к рискованным инвестициям, поскольку вкладчики, а не владельцы, понесут большую часть убытков в случае банкротства.Банковский надзор направлен на противодействие этому моральному риску за счет минимальных требований к капиталу и предоставления банкам стимулов для разумного инвестирования средств.

    То, что рынки могут не работать или могут работать не так эффективно, как предполагает метафора «невидимая рука», подразумевает, что рыночная экономика нуждается в правовой и институциональной основе и других формах действий правительства. Конечно, в рыночной экономике существует множество различных рынков. Местный продуктовый рынок гораздо менее уязвим для риска несовершенства, связанного с производительностью и потерями благосостояния, чем национальные или международные финансовые рынки.Таким образом, любая нормативно-правовая база и любое государственное вмешательство должны признавать это многообразие и разнообразие и адаптироваться к специфике секторов, товаров и услуг. В общем, они всегда должны иметь в виду две цели. Во-первых, они должны учитывать риски, связанные с несовершенством и провалами рынка. Во-вторых, они должны допускать как можно больше спонтанных действий лиц, создающих, поддерживающих и организующих экономическую деятельность. Это означает, что нормативно-правовая база должна учитывать, что у рыночной экономики есть политика и рыночная сторона, и что они должны находиться в гармоничных отношениях.

    Правовая и институциональная база — важная часть процесса построения рынка. С экономической точки зрения институциональная структура — это средство снижения транзакционных издержек и облегчения обмена, предоставляя участникам рынка уверенность в надежном обеспечении исполнения контрактов третьей стороной. Когда рынки организованы без такой структуры, не только эффективность намного ниже, как показывает опыт неформальных секторов во многих странах, но и жадность и преследование собственных интересов часто перерастают в экономический беспорядок, недоверие и уклончивость.Бесспорно, что рыночная экономика нуждается в верховенстве закона или, в более общем смысле, в прочном наборе государственных механизмов для эффективного функционирования.

    При нормальных обстоятельствах, и под этим я подразумеваю, когда рыночная экономика находится на упорядоченном курсе, политические и рыночные стороны движутся вместе и сбалансированно. Особенность переходного периода не только в России, но и в нашем опыте ЕС заключается в том, что для достижения этого упорядоченного курса потребовалась очень сложная смена режима.Что касается правил и положений, то не было универсально приемлемой и хорошо проверенной схемы такого перехода, поскольку разработка правил и положений эффективна только в том случае, если она отражает особенности экономической и социальной структуры соответствующих стран. Вот почему создание единого рынка в Европе было такой огромной задачей. Пришлось переписать почти все национальное законодательство по экономическим вопросам. Это, в свою очередь, было возможно только за счет ограничения суверенитета государств-членов в управлении экономикой.Действительно, создание единого европейского рынка стало возможным только в результате перехода от единогласия к принятию решений большинством голосов в экономических вопросах, введенного так называемым Единым европейским законом 1986 года.

    Хотя принятие новых законов само по себе является проблемой, еще труднее создать надлежащие учреждения , отвечающие за внедрение и обеспечение соблюдения этих правил, мониторинг их соблюдения и наказание за нарушения. Это потому, что требуемая передача мощности больше.Действительно, по определению учреждения созданы для того, чтобы действовать по своему усмотрению при выполнении своих задач. В большинстве случаев законы и постановления нуждаются в толковании. Кто-то должен решить действовать в случае несоблюдения правил.

    Доверие является ключевым условием для правильного функционирования учреждений. Для центрального банкира это почти само собой разумеющееся, поскольку в современной экономике стоимость денег составляет номинально, исходя из доверия. Однако любой другой институт, работающий в рыночной экономике, также нуждается в авторитете для эффективной работы, включая местные администрации, отвечающие за регистрацию и лицензирование новых предприятий.

    Создание и поддержание доверия к государственному учреждению — сложная задача, имеющая несколько аспектов. Один из них — это сама правовая база, поскольку она должна обеспечивать учреждение необходимыми и подходящими средствами для достижения целей, для которых оно было создано. Другой аспект связан с прозрачностью и подотчетностью учреждения, его коммуникациями, функциями и структурами. В конечном итоге степень доверия зависит от времени, поскольку именно послужной список влияет на рейтинг данного учреждения участниками рынка и обществом в целом.Бюрократизм, непрозрачность и коррупция — основные причины, по которым институты, необходимые для построения эффективных рынков, иногда препятствуют самому процессу, для поддержки которого они были созданы.

    В заключение, построение рынка — это не по своей сути простая, но по своей сути трудная задача. Это сложно, потому что это не вопрос политики и экономики, государства и рынков, государственного и частного. Участники рынка действительно приветствуют «правила игры», поскольку они делают обмен товарами и услугами более эффективным, безопасным и надежным.Качество государственного сектора, его законы, правила и положения, а также политика институтов, реализующих и обеспечивающих их соблюдение, являются жизненно важным компонентом хорошо функционирующей рыночной экономики. Научные исследования факторов, определяющих рост и развитие, подтверждают решающее значение качества правовой и институциональной базы.

    Сложность построения рынка, конечно же, присутствует и на глобальном уровне. Фактически, на этом уровне установление гармоничных отношений между рынком и политической стороной экономики является наиболее сложной задачей.В то же время необходимость в согласованном наборе глобальных стандартов и правил даже больше, чем в случае внутренних рынков, поскольку можно предположить, что информация среди участников рынка даже более неполная, чем среди агентов на внутреннем рынке. Таким образом, различия в деловой культуре и привычках, а также различные внутренние правовые и институциональные рамки создают дополнительные препятствия для обмена товарами и услугами. Даже после того, как все формальные препятствия, например, таможенные пошлины, отменены, в экономической деятельности все еще можно наблюдать «домашний уклон», поскольку информационная асимметрия имеет тенденцию расти с географической удаленностью.

    С годами глобализированный обмен товарами и услугами рос очень быстро, несмотря на все еще неадекватную политику. Выраженная как доля в мировом ВВП, международная торговля выросла с примерно 30 процентов в 1990 году до более чем 42 процентов в 2003 году. Аналогичные тенденции можно наблюдать в отношении международных рынков капитала и движения факторов, таких как прямые иностранные инвестиции и миграция. Хотя правовая и институциональная основа для международных сделок гораздо менее развита, чем в любой национальной системе, и все еще не отвечает потребностям прочно основанной мировой рыночной экономики, с годами она росла в положительной манере.В области торговли Всемирная торговая организация устанавливает правовые основы международной торговли. В области финансов сотрудничество осуществляется на более неформальной основе с отраслевыми комитетами, такими как Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) или Комитет по платежным и расчетным системам (CPSS), устанавливая стандарты, принятые во всем мире. и контролируется Международным валютным фондом. ОЭСР устанавливает принципы корпоративного управления, а принципы бухгалтерского учета устанавливаются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета.Форум финансовой стабильности курирует и координирует работу в области финансовой стабильности. Независимо от их формы, стандарты, правила и положения, принятые на этих форумах, оказывают значительное влияние на международный профиль страны, поскольку членство и фактическое соблюдение требований являются ключевыми элементами для получения полномасштабного доступа к глобализированной экономике в соответствующих областях построения международного рынка. . Я искренне верю, что России будет полезно полностью соответствовать этим международным стандартам.

    При этом мы также должны осознавать, что процесс установления международных стандартов занимает больше времени и менее амбициозен, чем построение рынка во внутренней экономике или между тесно интегрированными экономиками, такими как Содружество Независимых Государств или Европейский Союз. Поскольку в мире около 180 независимых стран, это почти очевидно. Именно поэтому региональные подходы к интеграции и сотрудничеству являются многообещающим вариантом для получения некоторых выгод от международной торговли, финансов и инвестиций, не дожидаясь полного прогресса в создании международных институтов в более отдаленном будущем.Действительно, географическая близость часто идет рука об руку с тесными взаимными интересами и общим политическим и культурным наследием, что находит отражение в более схожих институтах и ​​нормах, способствуя необходимому процессу сближения нормативных актов. Более того, доля выгод, которые можно получить от сотрудничества, сравнительно велика. На примере торговли мы видим, что наиболее успешная модель для объяснения интеграции строится на двух переменных: экономическом размере, измеряемом валовым внутренним продуктом, и географической близости торговых партнеров.Аналогичные наблюдения можно сделать в отношении интернационализации производства и финансов. Таким образом, договоренности о сотрудничестве между соседними странами, которые не только соответствуют, но даже способствуют интеграции в мировую экономику, вероятно, будут иметь большее влияние на производительность и благосостояние региона, чем аналогичные договоренности со странами, расположенными на географической удаленности.

    Россия на протяжении многих лет является стратегически важным партнером ЕС. Это пятый по величине торговый партнер ЕС, на долю которого приходится примерно 5 процентов от общего объема торговли ЕС.И наоборот, более 50 процентов его общей торговли приходится на расширенный ЕС. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик. Россия — крупный поставщик энергоносителей. Около 70% всего российского экспорта в ЕС связано с энергетикой. Напротив, на ЕС приходится около 50% всего экспорта энергоносителей из России. Напротив, экспорт ЕС в Россию более диверсифицирован. Машинное оборудование, самая важная товарная категория, составляет немногим более 20% экспорта ЕС в Россию, за которым следует электронное оборудование с 12%.Любая другая категория продуктов имеет однозначный уровень.

    Финансовые связи также хорошо налажены, поскольку на ЕС приходится большая часть совокупных накопленных иностранных инвестиций в России. Ссуды, являющиеся основным источником притока иностранного капитала в Российскую Федерацию, в основном предоставляются европейскими банками. Банки, представляющие отчеты BIS, владеют почти 90% непогашенной банковской задолженности Федерации. Напротив, прямые иностранные инвестиции компаний ЕС все еще остаются низкими, но растут, в основном в розничной торговле, банковской сфере и автомобильной промышленности.Это указывает на то, что европейские компании все больше воспринимают Россию как крупный рынок товаров и услуг ЕС, который становится все более привлекательным благодаря сильному росту последних пяти лет.

    Европа и Россия — два экономических пространства, связанных историей и географией. Много связей существует в сфере образования и культуры. Сегодня отношения между ЕС и Россией основаны на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которое, среди прочего, относится к цели укрепления торговых и экономических связей, предусматривая в конечном итоге создание зоны свободной торговли между ЕС и Россией.Обе стороны согласны с тем, что между Россией и ЕС должны быть установлены связи, выходящие за рамки международно согласованных стандартов и форм сотрудничества. С момента подписания соглашения прошло более десяти лет, и я сожалею, что прогресс был меньше, чем предполагалось изначально.

    На этом фоне позвольте мне обрисовать некоторые принципы, которые, на мой взгляд, необходимы для достижения прогресса, а именно дальновидность, устойчивость, а также реализм.

    Видение необходимо для того, чтобы определять направление и гарантировать, что отношения между партнерами не будут подорваны случайными «микроконфликтными ситуациями», как недавно их назвал президент Путин.Цель создания Общего европейского экономического пространства между Россией и ЕС, охватывающего почти 600 миллионов человек, представляет собой такое видение. Достижение этой цели потребует регулятивного сближения между ЕС и Россией, в некоторых аспектах аналогичного конвергенции, которая была необходима для создания единого рынка ЕС, создания условий для стимулирования торговли и инвестиций между нашими экономическими сферами.

    Необходима устойчивость, чтобы делать промежуточные шаги в направлении общей цели, когда это возможно.Соглашение между ЕС и Россией о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию стало таким промежуточным шагом как в отношении вступления России в ВТО, так и в отношении проекта «Общее пространство». Это связано с тем, что в конечном итоге вступление в ВТО закрепит Россию в мировой торговой системе, обеспечивая прозрачность и предсказуемость, снижение тарифов и усиление глобальной интеграции.

    Реализм необходим для принятия компромиссов в областях сотрудничества и интеграции, где — на текущем этапе интеграционного процесса — интересы слишком разнообразны, чтобы любое соглашение было возможным.Опять же, переговоры ЕС и России в рамках ВТО, где вопросы, связанные с рыночной реформой и ценообразованием в российском энергетическом секторе, представляют собой серьезное препятствие, служат полезным примером для этого. В конце концов, было найдено компромиссное решение: цены на российские энергоносители для промышленных потребителей были увеличены вдвое в период с настоящего момента до 2010 года.

    Я убежден, что, когда эти принципы применяются к цели Расширенной Европы без разделительных линий, общее европейское экономическое пространство может быть создано на благо всех вовлеченных сторон.

    Позвольте мне наконец перейти к денежному аспекту построения рынка. Деньги являются неотъемлемой частью любой рыночной экономики, поскольку это инструмент, который люди соглашаются использовать для облегчения обмена товарами. Деньги позволяют совершать сделки на основе того, что экономисты называют «простым совпадением желаний». Действительно, разногласия по поводу надлежащего средства обмена приводят к серьезным потерям эффективности в транзакциях, сокращению выпуска и занятости. Периоды высокой инфляции, а также финансовые кризисы и кризисы валютных курсов служат убедительным свидетельством этого.

    Ключевым вкладом любого центрального банка в построение рынка является обеспечение стабильных платежных средств, стабильной валюты. Конечно, не только денежно-кредитная политика центрального банка влияет на денежно-кредитную стабильность. Прочные государственные финансы и прочный финансовый сектор также имеют решающее значение. Вот почему так много внимания уделялось политике стабилизации, когда страны с централизованно планируемой экономикой начали процесс построения рынка. Приватизация, либерализация цен и улучшение управления имели решающее значение, но их положительный эффект можно было ощутить только в условиях денежно-кредитной стабильности.Та же самая логика применима в Западной Европе, где интенсивные дебаты о структуре валютного союза были четко сосредоточены на мандате ЕЦБ, поддержании стабильности цен и независимости, предоставленной ЕЦБ.

    За последние пятнадцать лет как в России, так и в ЕС наблюдается значительный прогресс в области денежно-кредитной стабильности. В России инфляция упала примерно со 100% до почти однозначного уровня, обменный курс оставался в основном стабильным, процентные ставки упали до самого низкого уровня с начала переходного периода, а государственный бюджет имел профицит.В Европейском союзе денежно-кредитная напряженность, высокая инфляция в некоторых странах, валютные кризисы и макроэкономические дисбалансы были скорректированы в ходе перехода к евро и не воспроизводились с момента его появления. Действительно, зона евро стала зоной стабильности с низкими темпами инфляции и низкими уровнями долгосрочных процентных ставок. Стабильность цен является ключом к обеспечению того, чтобы деньги повышали эффективность внутренних рынков.

    Когда дело доходит до построения рынка между разными странами, обменный курс представляет собой ключевой денежный элемент.Здесь мы сталкиваемся с хорошо известной компромиссной ситуацией. С одной стороны, стабильность обменного курса положительно влияет на торговые отношения между валютными зонами, предполагая, что следует избегать колебаний обменного курса. С другой стороны, фиксированный обменный курс может несовместиться с достижением стабильности внутренних цен. В самом деле, это был опыт поздней Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов, который в конечном итоге привел к ее краху в 1973 году и введению плавающих обменных курсов в основных странах с рыночной экономикой того времени.

    Евро — это плавающая валюта. Это хорошо обосновано, учитывая, что еврозона — довольно закрытая экономика. Кроме того, торговля в зоне евро является диверсифицированной: на Соединенные Штаты, наиболее важный торговый партнер зоны евро, приходится менее 15 процентов от общего объема торговли товарами. Наконец, отсутствуют условия, указывающие на необходимость проведения денежно-кредитной политики, ориентированной на обменный курс. Внешний долг резидентов еврозоны в основном номинирован в евро, и резиденты еврозоны практически не хранят наличную иностранную валюту или депозиты в иностранной валюте в банках еврозоны.

    В случае России анализ приводит к другому результату. Действительно, на протяжении большей части постсоветского периода Россия проводила политику обменного курса, в которой якорной валютой был доллар ЕС. Для этого были веские причины. Самым важным, конечно же, является тот факт, что природные ресурсы, которыми торгуют на мировых рынках, где указаны цены и платежи выставляются в счетах в долларах США, являются основной статьей экспорта России. Более того, финансовые связи России с мировой экономикой в ​​основном основаны на долларах США.Большая часть международного долга России номинирована в долларах США, иностранные банкноты и депозиты в иностранной валюте в основном хранятся в долларах США.

    Между торговыми и финансовыми связями России, однако, существует явное несоответствие валют. Поскольку географическая структура торговли имеет европейский уклон, то есть евро, конкурентоспособность российской экономики в определенной степени зависит от колебаний обменного курса евро к доллару США. Если предположить, что связи между ЕС и Россией будут укрепляться в ближайшей и среднесрочной перспективе, это валютное несоответствие может еще больше усилиться.

    С учетом этого Банк России скорректировал свою курсовую политику за последние два года. Сейчас он уделяет больше внимания реальному эффективному обменному курсу рубля, который также отражает изменения обменного курса евро к доллару США. Более того, в валютных резервах России происходило постепенное увеличение активов, выраженных в евро.

    Как вы знаете, неоднократно звучали призывы к дальнейшей диверсификации валют для выставления счетов и расчетов в торговле между ЕС и Россией в пользу евро.Это включает в себя торговлю энергоносителями, поскольку она представляет собой основной экспортный товар России в ЕС. На этом фоне неудивительно, что возможность выставления счетов на экспорт энергоносителей из России в Европу в евро занимала видное место в дебатах по валютно-финансовым аспектам отношений между ЕС и Россией.

    Я прекрасно понимаю, что выставление счетов за энергию в евро вызовет сложные вопросы. Функционирование стандартизированных глобальных рынков, таких как рынок энергии, в решающей степени связано с выбором валюты.Действительно, экономический анализ показывает, что из-за сетевых внешних факторов, связанных с использованием только одной валюты, частичное переключение может сделать рынки менее прозрачными, менее ликвидными и менее эффективными. С другой стороны, с учетом того, что более 50% всей торговли России осуществляется с ЕС, может оказаться все более неоптимальным подвергать относительную конкурентоспособность России по сравнению с ее основным торговым партнером колебаниями обменного курса евро к доллару США. Это тем более актуально, учитывая доминирующую роль природных ресурсов в структуре экспорта России и стремление властей диверсифицировать структуры экспорта и производства.В любом случае выбор валюты для выставления счетов и расчетов — это вопрос, который решается в частных контрактах. Власть может и не должна в это вмешиваться.

    Денежно-кредитные аспекты отношений между ЕС и Россией будут зависеть от прогресса в других областях этого долгосрочного процесса. В этой связи хочу подчеркнуть, что Банк России и Евросистема вступили в диалог по всему комплексу вопросов центрального банка. В конце мая этого года мы встретились на первом совместном семинаре высокого уровня Евросистемы и Банка России в Хельсинки, на котором мы обсудили денежно-кредитную и курсовую политику, торговые и финансовые связи между нашими рынками и изменения в наших национальных банковских секторах.Вместе с нашим сотрудничеством в области банковского надзора в рамках ТАСИС этот диалог на высоком уровне отражает нашу убежденность в том, что с учетом решающей роли центральных банков эффективное сотрудничество между нашими учреждениями необходимо для решения денежно-кредитных проблем развивающихся региональных и глобальных рынков. .

    В то же время следует иметь в виду, что денежные аспекты представляют собой важный, но не единственный аспект процесса построения рынка. Прогресс необходим в создании множества различных рынков, от энергетических до финансовых, от трудовых до международной торговли.Только путем проведения реформ и соответствующих рыночных структур можно уменьшить опасения по поводу утраченного импульса реформ, недостаточной диверсификации или отсутствия динамизма.

    Строительство рынка сложно и, следовательно, требует времени. Но, учитывая огромный потенциал в повышении уровня жизни и создании богатства для наших граждан, ЕС и Россия могут многое выиграть, если это время потрачено с пользой. Это относится к нашим усилиям внутри страны, на региональном и международном уровнях.

    Большое спасибо.

    КОНТАКТ

    Европейский центральный банк

    Управление общих коммуникаций

    Воспроизведение разрешено при условии указания источника.

    Контакты для СМИ

    Хакерских атак на центральный банк России обошлись в 2 миллиарда рублей

    Хакеры в 2016 году украли 2 миллиарда рублей, что эквивалентно 31 миллиону долларов США, со счетов, которые банки ведут в центральном банке России.

    Банк России подтвердил кибератаки и размер убытков CNNMoney в пятницу.

    Хакеры пытались украсть 5 миллиардов рублей, но центральному банку удалось остановить их и перенаправить средства, по словам руководителя службы безопасности центрального банка Артема Сычева.

    «Нам повезло вернуть часть денег», — сказал представитель центрального банка.

    Хакеры атаковали коммерческие банки, но они также украли деньги у своих клиентов, сообщил центральный банк.

    Центральный банк не сказал, когда произошли киберхейсты, но сказал, что они имели место в 2016 году. Они также не сообщили, как хакеры перемещали средства. Но пока что эта атака имеет некоторое сходство с недавней серией ограблений, нацеленных на мировую финансовую систему.

    В январе 2015 года хакеры завладели кодами эквадорского банка для использования SWIFT, всемирной межбанковской коммуникационной сети, предназначенной для расчетов по транзакциям. Они использовали учетные данные Banco del Austro, чтобы украсть деньги, которые банк хранил в Wells Fargo.

    В октябре хакеры использовали ту же технику, чтобы проникнуть в банк на Филиппинах.

    Два месяца спустя хакеры попытались отправить мошеннический запрос в коммерческий банк во Вьетнаме. Их остановили.

    В феврале этого года компьютерные хакеры украли 101 миллион долларов из центрального банка Бангладеш, также получив доступ к SWIFT. Тогда грабители сделали пять переводов со счета Bangladesh Bank в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Хакеры пытались украсть 951 миллион долларов, но ФРС их отключила до завершения кражи.

    Исследователи из компании Symantec, занимающейся кибербезопасностью, пришли к выводу, что глобальная банковская система постоянно подвергалась атакам со стороны сложной группы, получившей название «Lazarus», которая была связана с Северной Кореей.

    Но кто на этот раз атаковал российские банки, непонятно.

    Ранее в пятницу правительство России заявило, что сорвало попытку подорвать доверие общества к своей финансовой системе.

    Главное правоохранительное ведомство России, ФСБ, заявило, что хакеры планировали использовать набор компьютерных серверов в Нидерландах для атаки на российские банки.Обычно хакеры используют такую ​​инфраструктуру для запуска атаки типа «отказ в обслуживании», которая нарушает работу веб-сайтов и бизнес-операций, наводняя цель данными.

    ФСБ сообщило, что хакеры также планировали распространять фейковые новости о российских банках, рассылать массовые текстовые сообщения и публиковать в социальных сетях статьи, ставящие под сомнение их финансовую стабильность и лицензии на деятельность.

    Примечание редактора. Эта статья была обновлена, чтобы уточнить, что потери, указанные в результате кибератак на Центральный банк России, относятся к 2016 году, а не к одной атаке.

    CNNMoney (Нью-Йорк) Впервые опубликовано 2 декабря 2016 г .




    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *