Содержание

основные понятия и определения. История возникновения налогов.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 Налоговая система — совокупность предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно — технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 — 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 — 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д. В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело — добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты) Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.) Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации. Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» — для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов — за счет косвенных налогов). Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило — понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ «. Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль — подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича) Эпоха Петра I (1672-1725) Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать. В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.) В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль — отчисления от казенной питейной продажи) В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль. На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые(-подушная подать и оброк) и косвенные(акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне. В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение :: SYL.ru

Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что такое налог в Древнем Египте и кто его платил.

что такое налог в древнем египте

Зарождение налоговой системы

Страна пирамид славится тем, что к смерти фараоны начинали готовиться едва ли не с рождения, поэтому возводили шикарные гробницы-усыпальницы. Необходимо было заручиться поддержкой бессмертных богов, поэтому каждый царь стремился построить как можно больше роскошных храмов, украшенных огромными скульптурами и изысканными фресками. Наконец, расширение границ царства требовало ведения постоянных войн, а на содержание войска нужны были определенные средства. Все эти факторы и стали первопричиной зарождения налоговой системы.

Рассмотрим, что такое налог в Древнем Египте. Это сбор (как в натуральном, так и в денежном выражении) определенной части дохода населения, идущий в государственную казну. Полученные средства использовались для укрепления власти фараона и для решения важнейших государственных и религиозных вопросов.

сбор налогов в древнем египте

История формирования

Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.

Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.

Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.

налоги в древнем египте 5 класс

Основные плательщики

Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.

Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.

значение слова налог в древнем египте

Освобожденные от уплат

Значение слова «налог» в Древнем Египте было рассмотрено ранее. А кто же был освобожден от уплаты дани в казну?

  • Фараон.
  • Чиновники и приближенные царя.
  • Воины. Каждому государству была нужна мощная армия, вот почему воины освобождались от налоговых выплат.
  • Писцы. Образованные секретари и учетчики также не облагались налогами и сборами.
  • Жрецы. Каста служителей богов пользовалась всеобщим почетом, поэтому о каких-либо выплатах в казну речь не шла.
  • Судьи также не были обязаны платить подати.

Что такое налог в Древнем Египте с учетом этих данных? Это подати, которые платил в казну узко ограниченный круг жителей страны пирамид. Очень многие категории и классы были освобождены от его уплаты.

кто платил налоги в древнем египте

Виды налогов

Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:

  • Самый основной – часть собранного урожая зерна, которая для хранения отправлялась в государственные склады, расположенные в крупнейших городах государства.
  • Подати платили также хлебом, пивом, продукцией животноводства: жиром и кожей забитого скота, свиней.
  • Денежная форма. Если на ранних этапах развития Древнего Египта монеты и бумажные деньги еще не использовались, то позднее они получили широкое распространение.

Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:

  • налог на скот;
  • на ввоз и вывоз товаров;
  • на мосты;
  • на плотины.

Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.

налог в древнем египте определение

Профессия сборщика податей

Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:

  • Вести сбор податей после сезона урожая.
  • Пороть и пытать тех земледельцев, которые не смогли в должном количестве уплатить дань. Пытки при этом были довольно жестокими: несчастных били хлыстами, бросали в рвы, топили.

Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.

Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.

Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.

сборщик налогов в древнем египте

Ведение налогового учета

Древний Египет обладал письменностью, которая представляла собой сложную иероглифическую систему, на обучение нередко уходили целые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профессия писца была по праву почитаемой и уважаемой. Благодаря сохранившимся до наших дней папирусным свиткам мы можем узнать, что такое налог в Древнем Египте, в какой форме он выражался и кто выступал основными плательщиками. Известны следующие факты:

  • В основном налоги исчислялись зерном. То есть часть полученного урожая земледельцы должны были сдавать в казну, что ставило их в затруднительное положение, особенно в неурожайные годы.
  • Налоги, по приказу фараона, фиксировались царской печатью с изображением могучего бога Гора.
  • Нередко зерно и прочие товары, принятые в качестве налога, расходовались бездарно. Их помещали в гробницы почивших именитых особ, чтобы облегчить им жизнь в потустороннем царстве. Поэтому драгоценные продукты питания попросту гнили. Однако подробные реестры этих даров помогли ученым разобраться, чем еще, помимо зерна, крестьяне выплачивали подати.
  • Учет налогов велся на территории Верхнего и Нижнего Египта, продолжился после их объединения в единое царство.

Строжайший учет поступления налогов в казну вели писцы. И горе тем, кто отказывался или не имел возможности платить.

кто собирал налоги в древнем египте

Разновидности учета

Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:

  • Указание размера земельного надела, нормы налогообложения, общей суммы сбора. При этом записывались три числа, красным цветом. Чем больше была площадь земельного участка, тем большим налогом он облагался.
  • Указание формы собственности (доля или часть), общей площади, налогооблагаемой площади, нормы обложения. Первые две цифры записывались черным, третья – красным.
  • Третий тип до конца не расшифрован, состоит из двух чисел, каждое из которых записано черным. Первое, как полагают египтологи, – площадь надела, второе – невозделанная ее часть, не облагаемая налогом.

В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:

  • Чем больше площадь земельного участка, тем большая норма налогообложения для него устанавливалась.
  • Если часть надела не обрабатывалась, то и пошлина за нее не взималась.
  • Земля относилась к различным категориям в зависимости от плодородия, степени орошения, и налог зависел от этих показателей. Однако земли из одного фонда могли быть переведены в другой.
  • Устанавливалась конкретная норма в единицах измерения – мерах, поэтому земледельцы могли понимать, сколько зерна им предстоит отдать в казну.

Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.

учет налогов в Древнем Египте

Особенности сбора налогов

Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:

  • Система хозяйственного контроля имела многоуровневый характер.
  • После сбора зерна часть его отдавалась в казну в качестве налога, остаток возвращался землепашцу. Потом зерно перевозилось в царские и храмовые склады.
  • На каждом этапе осуществлялся строгий контроль и учет.
  • Невыполнение нормы также фиксировалось.
  • Каждый два года проводилась обязательная перепись скота, однако о том, был ли учтен приплод, данные не сохранились. Животных клеймили, делили на виды, возрастные группы и составляли сводные списки.
  • Использовалась и опись всего имущества крестьян.

Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.

Древний Египет: налоги

Значение налогов

Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.

Достоинства и недостатки налоговой системы

Плюсы

Минусы

Налоговая система помогала формировать государственный резерв

Налоговое бремя нередко становилось для земледельцев непосильной ношей, многие из них разорялись

Способствовала развитию торговли, благодаря которой в Египет попадали товары из других стран, ценности и древесина

Те, кто был не в состоянии оплачивать подати, подвергались пыткам и избиению

На собранные средства содержалась армия, способствующая укреплению мощи государства и его целостности

Самые обеспеченные классы освобождались от уплаты взносов в казну, хотя фактически могли бы способствовать ее пополнению

Подати помогали оплачивать строительство памятников архитектуры, многие из которых дошли до наших дней

Нередко полученные продукты использовались нерационально

Как видно из таблицы, сбор налогов в Древнем Египте имел как положительные, так и отрицательные стороны. При этом нельзя не отметить, что их введение стало важнейшим шагом к укреплению государственности.

Итак, подведем краткий итог всему вышесказанному. Налоги в Египте сыграли важнейшую роль в формировании и развитии государства, способствовали укреплению власти фараонов, успешным военным походам и масштабному строительству, однако при этом разоряли земледельцев.

Налогообложение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Налогообложе́ние — изъятие имущества, основанное на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Добровольность и возмездность налогообложения[править | править код]

Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием. Вассал платит дань своему патрону, отчасти вынуждено, но всегда возмездно: взамен патрон обязуется не нарушать определенные права вассала и даже защищать их. Вассал часто выбирает патрона и, сознательно (то есть добровольно), соглашается на уплату дани (налога). Применительно к современному государству, налогообложение является, по существу, системой таких взаимоотношений между субъектом и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций в отношении такого субъекта. Иначе говоря, налогообложение, по своей высшей сути является предметом договора между государством и его субъектами. Властная подчиненность, при этом, играет второстепенную роль, поскольку субъект вправе выбрать патрона (в виде государства) и, таким образом, вручить ему соответствующие властные полномочия над собой.

В разные времена в разных странах существовали различные системы налогообложения.

Прямой налог — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2015; проверки требуют 8 правок.
Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Прямо́й нало́г — налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества.

Применительно к прямому налогу юридические (налогообременитель) и фактические налогоплательщики (налоговый агент) совпадают.

Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества.

Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать.

Прямые налоги делятся на:

К числу прямых налогов относятся:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчёт его суммы.

Прямые налоги — налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль — налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций — облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и тому подобное) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и тому подобное) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

приблизительная таблица

Налоги древности. За что платили наши предки?

История налогов насчитывает сотни тысяч лет. За это время в налоговой сфере регулярно происходили интересные события. Какие? Давайте посмотрим!

Налоги известны еще давным-давно, еще с того времени, как начала зарождаться цивилизация. Кстати, вы когда-нибудь думали о том, какими были самые первые налоги? Они, кстати, не имели форму денежных подношений, а являлись… жертвоприношением! Да-да, многие ученые сходятся во мнении, что именно жертвоприношение было первым видом налогов.

В виде обязательных платежей, к которым мы с вами привыкли, налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства, а только потом – принудительно взимаемые суммы. Причем в один из периодов истории денежные средства фактически силой отбирались у граждан. Но это было задолго до появления цивилизованного общества.

Последующие налоги имели натуральную форму. Произвел что-то или вырастил – будь добр поделиться с государством. Причем взимались эти первые налоги с так называемых «базовых» ценностей Древнего мира: скот, земля, зерно, масло, овощи и фрукты и т.д. В то время еще не было каких-то специальных лиц, которые занимались сбором налогов, этим занималась непосредственно власть.

В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели. А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.

Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя). Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло. Его можно было приобрести только у властей, и нельзя было никаким образом перерабатывать, перепродавать. Кстати, периодически проводились проверки домов и излишки масла изымались. Не съел вовремя – ну извини!

А вот в Древнем Риме уже появились первые процентные ставки: 10 % от доходов, полученных за пользование земельным участком, нужно было отдать государству. Были установлены и другие процентные ставки (для первых косвенных налогов): например, 4 % от продажи рабов. Кстати, иметь в то время обширные плантации или виноградники было просто невыгодно: налоги взимались пропорционально с количества деревьев. Т.е. чем больше имеешь, тем больше платишь. Принцип справедливой уплаты налога стал зарождаться уже в то время.

В общем, налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. Немного позже в Риме появится ряд очень странных налогов, например:

  • налог на доход от продажи фиников;
  • сбор на венок, символизирующий честь и хвалу правителю;
  • налог на огурцы и вино;
  • налог на мыло;
  • налог за владение рыбой и другие.

Ну что мы все о Риме, да о Риме, пора вспомнить и налоги Древней Руси. Уже в 10 веке здесь появилась более-менее стройная налоговая система. Небезызвестная княгиня Ольга устанавливает указы и уроки, в которых регламентирует когда, на что и сколько нужно платить государству. Кстати, именно в Древней Руси впервые появились единицы налогообложения – дым, плуг и т.д. Интересно, что налоги взимались как деньгами, так и в натуральном виде – медом, рыбой, хлебом… В общем всем, что было ценно на Руси в то время. Кто собирал налоги? Князь, чиновники, да и сами налогоплательщики могли отвезти налоги. Каких-то определенных правил на этот счет установлено не было. Кстати, именно от этих двух способов в последствие появились названия сборов – «повоз» (то есть когда налоги сами отвозились людьми) и «полюдье» (от слова «по людям» — князь и чиновники сами отправлялись за налогами).

Чуть позже на Руси появились первые косвенные налоги. Например, нужно было платить налог, если человек решил организовать рынок или иметь склад. За преступления, в частности, убийство, взималась судебная «вира» — тоже разновидность налога.

Интересным было налогообложения во времена Золотой Орды. Как всем известно, Русь платила Орде регулярную дань. И если по началу «представители» завоевателей сами собирали дань, то потом им это показалось слишком трудным, и они перепоручили это князьям. Естественно, платить налоги Орде и своему собственному государству было невозможно, поэтому казна Руси стала пополняться не налогами, а пошлинами – за торговлю, ввоз товаров и т.д.

Иван Грозный ввел свои налоговые нововведения. Именно при нем появились первые целевые налоги (то есть когда собирали деньги на что-то конкретное) – налог на армию, на выкуп пленных.

Интересно отношение к налогообложению в истории Англии. В Новое время в Англии некоторые экономисты придерживались позиции, что налоги, как раз – символ свободы гражданина, а никак не его рабства. И платить налоги граждане, видимо, должны были с огромным удовольствием и гордостью.

В старой Англии, кстати, тоже имели место очень странные налоги. Один из них – налог на окна. Просуществовал он довольно-таки долго: с 1696 по 1851 год. Чем больше окон было в доме, тем большую сумму приходилось платить жителям. Именно по этой причине многие жители забивали окна досками – у них просто не было денег оплачивать такую роскошь. Даже сегодня можно увидеть несколько старых домов с забитыми окнами, они остались еще с тех времен.

В 19-20 веках отличился Тибет. Каждый новый налог просто поражал своей «странностью». Чего стоят, хотя бы, налоги за воробьев! Власти города решили, что эти милые птички мешаю, и велели каждому принести 6 убитых воробьев. Кто принес – тот молодец. Еще и вознаграждение получил! А кто нет – будь добр заплатить налог. Причем не очень маленький. Конечно же, жители не спешили браться за рогатки и отправляться на охоту за воробьями, поэтому стала активно развиваться подпольная торговля убитыми птичками.

Кстати, в некоторых странах исторически сложилась традиция поощрять некоторых налогоплательщиков. Например, в Индонезии есть практика своеобразного поощрения лиц, заплативших в году самый высокий подоходный налог. Из всех налогоплательщиков выбирают 200 «счастливчиков» и торжественно награждают их почетными грамотами. Все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Во-первых, грамоты вручает сам президент, что само по себе достаточно почетно. Во-вторых, впоследствии добросовестные налогоплательщики получают послабления, а в-третьих, это своего рода реклама.

Мир (в том числе и мир налогов) полон странного и необычного. Интересные налоги были всегда: в древности, в средние века и Новое время… И что самое удивительное – продолжают появляться!

Налог — это… Что такое Налог?

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[1] Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства[источник не указан 920 дней][3].

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[2].

Доктринальные определения налога

Витте, Сергей Юльевич: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».

К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».

Б. Г. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»[4].

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2].

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y)[2]. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода[2]. То есть,

или
, где:
[2]
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[5]. (См. Прогрессивное налогообложение).
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[6]. (См. Регрессивное налогообложение).
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая нагрузка, налоговое бремя

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах-членах.

Налоги как доля ВВП в странах ОЭСР, в процентах, 2007[7]
Страна Полный налог Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. Социальные взносы и пенсии Налоги на имущество и т. п. Налоги на товары и услуги Прочие налоги
Канада Канада 33,3 16,6 4,8 3,3 7,9 0,7
Мексика Мексика 18,0 5,0 2,8 0,3 9,5 0,4
Соединённые Штаты Америки США 28,3 13,9 6,6 3,1 4,7 0,0
Австралия Австралия 30,8 18,2 2,7 8,2 1,5
Япония Япония 28,3 10,3 10,3 2,5 5,1 0,1
Республика Корея Южная Корея 26,5 8,4 5,5 3,4 8,3 0,9
Новая Зеландия Новая Зеландия 35,7 22,5 1,9 11,3 0,0
Австрия Австрия 42,3 12,7 14,2 0,6 11,7 3,1
Бельгия 43,9 16,5 13,6 2,3 11,0 0,1
Чехия Чешская республика 37,4 9,4 16,2 0,4 11,1 0,3
Дания Дания 48,7 29,0 1,0 1,9 16,3 0,1
Финляндия Финляндия 43,0 16,9 11,9 1,1 12,9 0,2
Франция Франция 43,5 10,4 16,1 3,5 10,7 2,8
Германия Германия 36,2 11,3 13,2 0,9 10,6 0,2
Греция Греция 32,0 7,5 11,7 1,4 11,4 0,0
Венгрия Венгрия 39,5 10,0 12,9 0,8 14,9 0,9
Исландия Исландия 40,9 18,5 3,1 2,5 16,5 0,3
Ирландия Ирландия 30,8 12,1 4,7 2,5 11,1 0,4
Италия Италия 43,5 14,7 13,0 2,1 11,0 2,7
Люксембург Люксембург 36,5 12,8 10,2 3,6 9,9 0,0
Нидерланды Нидерланды 37,5 10,9 13,6 1,2 11,2 0,6
Норвегия Норвегия 43,6 21,0 9,1 1,1 12,4 0,0
Польша Польша 34,9 8,0 12,0 1,2 13,3 0,4
Португалия Португалия 36,4 9,4 11,7 1,4 13,7 0,2
Словакия Словакия 29,4 5,8 11,7 0,4 11,3 0,2
Испания Испания 37,2 12,4 12,1 3,0 9,5 0,2
Швеция Швеция 48,3 18,7 12,6 1,2 12,9 2,9
Швейцария Швейцария 28,9 13,2 6,7 2,4 6,5 0,1
Турция Турция 23,7 5,6 5,1 0,9 11,3 0,9
Великобритания Великобритания 36,1 14,3 6,6 4,5 10,5 0,2

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 1314 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [2]).


Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62 %. Из них: 13 % — подоходный налог, 30 % — социальный налог (изменения 2012 года), 15 % — доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18 % / (100 % + 18 %) = 15,25 %). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[источник не указан 920 дней].

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. (Источник: Табала, Д. Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С. А. Пелих, Д. Ч. Табала // Финансы. — 2004. № 11. — С. 73-76.)

Влияние налогов на экономику

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[8].

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[8]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[8].

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[8]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[8]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[8].

Упоминания о налогах в искусстве

В советском мультипликационном фильме Чиполлино принц Лимон сообщил о том, что после введения налога на воздух, жители этого сказочного города стали меньше дышать. Поэтому он приказывает ввести ещё налог на осадки. Налоговая ставка равняется: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, дождь с громом и молнией — 300 лир, град — 400 лир.

См. также

Ссылки

Примечания

Налоговые реформы в истории России :: SYL.ru

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов – важнейшего источника доходной части госбюджета – стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

суть налоговой реформы

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее – древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье – князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз – плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

налоговые реформы

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее – даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Она ввела определенную сумму дани – урок.
  • Были установлены конкретные места сбора – погосты.

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

налоговая реформа княгини ольги

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна – это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная — давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт — купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз — оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая — пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес — особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

первая налоговая реформа

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее – русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.
проведение налоговой реформы

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

налоговые реформы в россии

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи – единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

налоговая реформа ивана грозного

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

реформы в налоговой системе

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».
какова суть налоговой реформы петра 1

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

суть налоговой реформы петра 1

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение – позволили казне пополниться, а Петру – воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о