Генрих Сапгир «Четыре конверта»: evse7 — LiveJournal

Вот конверт
Большой и жёлтый.
Как же нас, конверт,
Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле —
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улёгся на карниз.

Тут на стул Алёнка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!

Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
«Осень! Осень!»

«Пожелтело всё вокруг»,-
Пишет пёстрый Бурундук.

Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
«Есть орехи и грибы».

Пишут Утки с озера:
«Ночью подморозило.
Ох, озябли
Наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.

Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Всё собранье
Передать вам
«До свиданья».

Пишет Михаил Иваныч:
«Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь-дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:
«Листопад.
На пеньке — семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатёнка у меня.
На постели —
Лист резной…
Ждите весточки — весной».

Ящерица написала:
«Бегать по лесу устала.
Кто в берлогу,
Кто — в нору.
Я же прячусь
Под кору».

И ещё два Ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Вот и зимушка-зима!
А из леса
Нет письма.
Что ж не пишут нам зимой
Ведь известен
Адрес мой.

Вьётся вьюга,
Крутит, вертит…
В форточку
Влетел конвертик —
Белый,
Яркий,
С красной
Маркой!

— Ну-ка, Лена, посмотри,
Что за вести там внутри?
— Это пишут
Снегири!

Вот что пишут Снегири нам:
«Тихо в мире снегирином.
Снег сверкает по равнинам
В свете розовой зари…
Прогуляться в лес на лыжах
Приглашают Снегири».

А Синица — вёрткий хвостик
Приписала:
«Ждите в гости.
Завтра буду у кормушки
Я
И две мои подружки».

Пишет рыжая лиса:
«Стали белыми леса».

— А от Зайцев нет письма?

— Есть,
И длинное весьма.
Пишут,
Что на той неделе
Шубки белые
Надели.
Что вся жизнь их
На бегу,
Что ночуют
На снегу
И что ночи
Очень
Долги…

— Ну, а что нам пишут Волки?

— Пишут Волки:
«Пусто в брюхе.
Ходим-бродим,
Всё без толку.
Даже зубы
С голодухи
Положили мы
На полку».

— Ну, а больше писем нет?

— От Сороки нам привет.
Подпись у неё проста:
Чёрточка
И два креста.

Все слова мы прочитали
И вестей уже не ждали.
Но как раз под Новый год
Телеграмму Дятел шлёт.
Сообщает
Наш приятель:
«Ёлку выбрал точка Дятел».

А сегодня на рассвете
Распахнул оконце
Ветер.
Над просторами земли
Говорили
Журавли.
Не они ли
Уронили,
Подарили
Нам с тобой
Этот свёрток
Голубой?

Хоть поверьте,
Хоть проверьте,
Сто один привет в конверте.

От Скворцов,
От Грачей,
От Гусей,
От Журавлей…

Шлют нам Жаворонки трели:
«Тирли-тирли!
Приле-тели!»

А две Ласточки-касатки
Нам прислали две загадки
«Что мы лепим,
А не вьём?
И о чём
Поём
Вдвоём?»

Пишет нам Бобёр прилежный:
«Под кустом
Расцвёл подснежник».

Уверяет нас Налим,
Что вода
Чиста
Над ним.

Рады, рады
Два ерша,
Что погода
Хороша.

Старый Ёж из норки вылез.
Пишет:
«Почки распустились».

Даже Мишка Косолапый
С боку на бок повернулся
И на щепке
Левой лапой
Нацарапал:
«Я проснулся».

Птичья почта нас с Алёной
Принесла конверт зеленый.
Что же там,
В конверте этом?
Что из леса
Пишут летом?

Вот что пишет нам Куница:
«Родила лисят Лисица.
Три лисёнка
Лают звонко!
Называет их отец:
Рыжик,
Хвостик
И Хитрец».

Пишут Пеночки с полянки,
Что у маленькой Зарянки
Появился сын приёмный,
Очень жадный и огромный.
Птичке-маме очень трудно,
Есть он просит поминутно.
Червяков и мух глотает,
По всему предпочитает
Жирных гусениц зелёных
Ненасытный Кукушонок.

Пишет рыбка Колюшка,
Что с детьми ей горюшко.
Что
Весь день
В воде шалят
Сто
Весёлых
Колюшат!

Пишет вся речная рыба:
«Ждём без удочек.
Спасибо».

Пишет Мишка:
«Мёд нашёл
Я в дупле
У диких пчёл.
Сам бы ел
И вам послал,
Но боюсь пчелиных жал».

«Приезжайте!» —
Пишут Зайцы.

Через всю страницу вкось
«Приезжайте!» —
Пишет Лось.
Извещают нас Синицы,
Что сегодня состоится
Замечательный концерт.

Заглянули мы в конверт,
А в конверте — два билета,
Два билета
Прямо в лето.

Все конверты мы с тобой
Сохраним, Алёна,
Жёлтый, Белый, Голубой
И ещё Зелёный.

Метод четырёх конвертов | Блог инвестора

Добрый день. Поговорим сегодня о «методе четырёх конвертов» который позволяет оптимизировать затраты.

Это простой, быстрый и очень эффективный способ создать личный или семейный бюджет и финансовый план без негативных эмоций.

Простейший финансовый план можно построить за $0 и за 5-10 минут. Вы ожидали чего-то сложного? Ничего сложного в этой системе нет — разумеется, кроме контроля за тратами.

Что делать тем, кто до сих пор живёт от зарплаты до зарплаты и постоянно отказывает себе в мечте? Начнём с главного — проблема в голове. Есть множество инструментов финансового планирования, но пока вы не договорились с собой о некотором самоограничении, все это игрушки на месяц-другой.

Несколько важных факторов мешают нам сберегать капитал и затем инвестировать его в желаемое будущее:

  • отдаленность перспективы;
  • неопределённость;
  • отсутствие чётких целей и ценностей.

Накопление и сбережение растянуты во времени. Мы должны ограничить в желаниях себя сегодняшнего, чтобы сделать лучше себе будущему. Но ради чего? И не выиграем ли мы завтра в лотерею, лишив смысла эти тягостные ограничения? Мы предпочитаем жить сегодняшним днем, потому что будущее выглядит далёким и неопределённым.

Спастись от неопределённости помогают цели. Например, вы записываете:

«В 60 лет я выйду на пенсию. К этому времени мои накопления должны поддерживать расходы в 100 тыс. долларов в год».

Теперь у вас есть будущее, ради которого можно отказаться от пятничного вечера в пабе. Финансовые цели могут быть любыми, главное, чтобы они были важны именно для вас. Моя бабушка, например, ведёт строгий учет финансам, чтобы отправлять подарки всем своим многочисленным племянникам и внукам, не ограничивая себя в необходимом.

Свою пенсию она сразу раскладывает на много маленьких кучек — это обязательные статьи расходов. А остаток тратит в течение месяца. Но бабушка знает, что делает, 40 лет проработала финансистом. А как управлять своим бюджетом новичкам в этом деле?

На первом этапе лучше всего использовать максимально простые инструменты. Они не должны отвлекать от реальных целей и отнимать много времени.  Система «4 конверта». Этот простой и универсальный подход можно рекомендовать в качестве первого средства для организации семейного или личного бюджета.


В чём суть «четырёх конвертов»


  1. Отправной точкой планирования является совокупный доход за месяц. Из него выделяются 10% — это долгосрочные сбережения (фонд вашего будущего).
  2. Если есть дополнительная финансовая цель — отпуск, ремонт или крупная покупка — отложите ещё 10% от доходов.
  3. На следующем этапе нужно вычесть все обязательные платежи за текущий месяц (квартплата, платежи по кредитам, страховки и прочее).
  4. То, что осталось, — ваш бюджет на месяц. Его необходимо разделить на четыре конверта, а точнее, на 4,3 — по числу недель. Все расходы на еду, проезд, развлечения и прочее оплачиваются из конверта. Если по истечении недели в конверте остались деньги, вы вправе потратить их на то, что хочется — отправить в финансовый резерв или пустить на развлечения.

Преимущества методики «четыре конверта» в простоте и универсальности:

  • метод работает и офлайн, и онлайн;
  • минимум времени на финансовое планирование и поддержание статистики расходов;
  • психологически просто делать накопления;
  • полная свобода внутри выделенных сумм;
  • можно варьировать методику под себя, добавлять свои цели и статьи расходов.

Лучше всего попробовать этот метод сейчас, потратив на него полчаса. Сейчас вы прикинете все расходы, определите сумму в конверте, наметите цели накоплений, а с первого числа или зарплаты у вас уже будет готовая схема финансового учёта. Если не сделаете сейчас, потом не заметите, как потратите деньги на будущий отпуск. И тогда в следующий раз вы вернётесь к этой теме через пару лет, когда очередной знакомый поедет в Мексику, а вы на дачу.

Четыре первые задачи на ближайшие полчаса:

  1. Зафиксировать, сколько денег у вас есть в этом месяце (то, что уже в наличии + возможные поступления).
  2. Отсчитать 1/10 и сразу отложить.
  3. Вспомнить обязательные траты до конца месяца, отложить на них деньги.
  4. Раскидать оставшиеся суммы по «конвертам» в соответствии с остатком месяца.

И пятая, главная задача — составьте финансовые цели на ближайшее время и долгосрочную перспективу (избавиться от долгов, поправить здоровье, сделать ремонт, накопить на пенсию, дать образование детям, купить загородный дом). Это дело не быстрое, но без этих целей и вашего желания их достичь ни один, даже самый эффективный, инструмент работать не будет.



Четыре конверта — о моей любимой книжке

Апрель 28th, 2012 админ Светлана

Когда я была маленькой (судя по обилию каракулей, книжка «Четыре конверта»

попала мне в руки довольно рано), я просто эту книжку любила — и слушать, и листать. Чудно: странички были разные — и большие, и размером с конверт.

Цитаты из книги следуют за мной всю жизнь: про «озябли наши лапки, наши лапки очень зябки». Про мишку, который на стенке левой лапой нацарапал: «Я проснулся!»

Это была моя любимая книжка. В остальном мой выбор падал исключительно на сказки про прекрасных и премудрых с длинными косами, но «Четыре конверта» были вне конкуренции.

Как взрослый человек, я пытаюсь понять, в чем дело. Откуда такое пристрастие? В чем сила притяжения этой книжки?

Ведь это очень интересно: понять какой-то правильный момент, найденный автором, и может быть даже применить его самому.

И знаете, в чем фокус, на мой взгляд? 

Во-первых,  в этой книжке мне писали письма. Мне, маленькой девочке (Алене, которая доставала конверты то с карниза, то из-под форточки, то получала их по птичьей почте, я особого значения не придавала — пусть тоже читает, не жалко, тем более что она нарисованная). Письма были мне. От зайчиков, от медведя, волков, дятла и даже налима.

Отсюда во-вторых. Эта книжка расширяет горизонт — как внешний (далекие леса), так и внутренний (многообразная жизнь других, отличных от меня). Звери в письмах делились тем, что для них важно. И мы с родителями разбирались в их проблемах. У волков зимой — пусто в брюхе. Рыба написала, что ждет нас без удочек. Значит, она не любит удочки. Кстати, а что такое удочки? Ну и так далее.

Обожаю «Четыре конверта». Благодарю маму и папу. Благодарю Генриха Вениаминовича Сапгира. Благодарю прекрасных художников И.Галанина и О.Макаревского. С их помощью мы, малыши, впитывали многообразие ритмики и слов, вникали в игры цвета и фактуры и сопереживали кому-то еще, кто помнил о нас и писал нам письмо за письмом.

Этот сайт я также сделала из писем. Мои друзья попросили писать письма дочке Веронике, которая училась читать. А я подумала — а может письма с картинками? Так и родился этот сайт. Спасибо всем!

Я подумала: ну не у всех же есть эта книжка (1969 год, тираж 150 000 экз.; может быть был еще тираж, но…).

Я совершенно любительски ее сфотографировала и разместила ниже всю, целиком. Вдруг вам пригодится?
Простите за каракули (пять извиняющихся улыбок).

Обложка

1 разворот


2 разворот


3 разворот


4 разворот


5 разворот


6 разворот


7 разворот


8 разворот


9 разворот


10 разворот


11 разворот


12 разворот


13 разворот


14 разворот


15 разворот


16 разворот


17 разворот


18 разворот


19 разворот


20 разворот


21 разворот


22 разворот


23 разворот


24 разворот


25 разворот


26 разворот


27 разворот


28 разворот


29 разворот


30 разворот


31 разворот


32 разворот


33 разворот


34 разворот


35 разворот


36 разворот

Всем большой привет! Пишите про свои любимые книжки, буду очень рада!

А вот про мои книжки (в смысле, книжки, где я автор):
бумажная «Тишинки и кружинки» >>
электронная «Игровые разминки в стихах» >>
электронная, которую всем готова выслать в подарок «Говорилки» >>

на Ваш сайт.

Копим деньги с нуля: правило 4 конвертов

Нет нужды говорить, что бюджет семьи должен быть правильно организован и упорядочен. Только в этом случае денег будет хватать на насущные нужды, более того их можно будет накапливать для крупных покупок. И не важно, копим деньги с нуля или базовый капитал уже есть, главное – научиться это делать правильно и осознанно.

Правила построения бюджета

В первую очередь организация семейного бюджета требует выполнения нескольких основополагающих правил. Их необходимо не просто знать, но и действовать в строгом соответствии. На первый взгляд это кажется трудновыполнимой задачей, в реальности это требует небольших усилий и желания жить в достатке. Итак, рассмотрим те положения которые дают возможность понять, как быстро копить деньги:

  1. Доходы должны превышать расходы – это основа всего процесса накопления денег. К сожалению, лишь некоторые люди придерживаются этого правила.
  2. Потребности не должны доминировать над возможностями. не стоит подстраивать свою жизнь под рекламные ролики из жизни звезд. Стремится отдохнуть на престижном курорте возможно тога, когда этот отдых не пробьет ощутимую брешь в семейном бюджете. Совершенно нелогично потратить на отпуск сумму, отрабатывать которую придется весь последующий год. Если уж решили отдохнуть, то почитайте где взять на это денег.
  3. Тратить абсолютно весь доход на необоснованные нужды абсолютно недопустимо. в итоге начнут появляться долги, а затем может наступить финансовый крах.

Самой главной задачей на первом этапе осознания того, как выгодно копить деньги, становится организация семейного бюджета. Под этим термином из мира государственного управления, на обывательском уровне подразумевается система учета общего дохода и расходов семьи. Планирование дает возможность определить суммы, которые можно тратить, чтобы сальдо всегда оставалось положительным, а общие накопления росли.

Четыре конверта, обеспечивающие процветание

Есть масса советов и пособий, обучающих как организовать систему накопления денег, при этом не урезая себя ни в чем. Ели вы считаете, что эта задача невыполнима, то это весьма ошибочное и пессимистичное мнение. Воспользовавшись советами, как копить деньги по правилу 4 конвертов, можно достичь эффекта очень быстро.Для того чтобы начать копить денежные средства этим способом, необходимо определить величину среднего дохода всей семьи в месяц. Также у каждой ячейки общества существуют обязательные ежемесячные траты, которые сразу вычитаются из прихода без всяких оговорок:

  • 10% — вложения в различные инвестиционные проекты и депозиты;
  • оплата коммунальных услуг;
  • оплата различных нужды семьи (кружки детей, бензин, выплаты по кредитам).

Оставшаяся сумма и будет объектом работы с четырьмя конвертами. Фактически их получится пять. сумму необходимо разделить на количество дней в месяце, затем разложить по 4 конвертам количество денежных знаков на каждую полную неделю, а остаток уйдет в пятый конверт).

Нельзя забирать деньги из конверта следующей недели. Это правило требует беспрекословного выполнения, иначе весь процесс становится бессмысленным и рушится на глазах вся система сохранности средств. В том же случае если все деньги из конверта не были потрачены, вы можете позволить себе внеплановые развлечения или покупки, возможен вариант внесения этих денег на выгодный депозит или переноса в конверт будущей семидневки.

Элементарные действия, которые позволят сохранить капитал

Система проста и понятна, но в начале процесса требует определенных усилий над собой. Если же вы все-таки начнете копить по правилу 4 конвертов, совсем скоро бюджет станет упорядоченным, а финансовые цели начнут достигаться легко и быстро.

Правило работает как часы. Даже очень обеспеченные люди зачастую организовывают свой быт именно по этому принципу. С течением времени каждый, кто пришел к этой системе, отмечает, что его накопления стали расти быстрее, а уровень бездумных трат значительно снизился, в результате выгодный способ доказывает на практике свою целесообразность.

Баланс между доходами и расходами соблюдать, не используя системы учета очень трудно. Но учет зачастую очень угнетает. Именно поэтому правило 4 конвертов так привлекательно. Человек не должен контролировать каждый батон хлеба, он контролирует только сумму расходов в целом.

Более того, этот выгодный и доступный для кадого вариант организации материального сегмента жизни позволяет увеличить сумму сбережений. В первую очередь, есть обязательный платеж в инвестиции и депозиты, а каждую неделю можно откладывать остаток не потраченных денег из конверта. Замечено, что жизнь по системе становится легкой, и семья чувствует себя защищенной от внезапных поворотов судьбы.

Единожды начав жить по правилу 4 конвертов, человек входит в ритм, его материальное положение стабилизируется, появляется больше возможностей. В этой схеме напрочь отсутствуют недостатки – она проста и понятна всем, а возможности ее безграничны. Проверьте, насколько такой способ станет выгодным для вас, и насколько быстро будут пополняться денежные сбережения с учётом умной экономии.

7 конвертов семейного бюджета — простой метод управления финансами

Здравствуйте, уважаемые подписчики. С вами Артем Биленко. Я – автор этого блога. В прошлой статье мы с вами разбирались «Для чего нужен семейный бюджет и почему так важно его планировать?».

Сегодня мы углубимся в тему и рассмотрим один эффективный метод, позволяющий быстро организовать управление личными финансами. Он называется 7 конвертов семейного бюджета.

Его идея предельно проста: в начале каждого месяца вы сортируете все средства семьи по категориям и направляете их на целевые нужды. Давайте разбираться, как это работает.

P.S. Уважаемые читатели, хочу обратить Ваше внимание на «Центр финансовой культуры» Романа Аргашокова. А также, видео курс «СЕМЕЙНЫЙ И ЛИЧНЫЙ БЮДЖЕТ», который я изучил лично – рекомендую.

Конверт №1. Инвестиции

Для чего. Это неприкосновенный запас, который необходимо использовать для создания пассивного дохода. Например, если в вашем банке процентная ставка по депозиту составит 15%, то имея на счету 100 000 гривен, можно ежемесячно получать 1500 гривен.

Сколько откладывать. 10% от общей суммы.

Конверт №2. Жилье

Для чего. С этих денег вы будете оплачивать аренду, мелкий ремонт, интернет, все коммунальные платежи и прочие расходы, связанные с обслуживанием вашей недвижимости.

В этом же конверте целесообразно считать кредитные выплаты и прочую задолженность.

Сколько откладывать. 20% от общей суммы.

Конверт №3. Хозяйственные расходы

Для чего. В эту категорию попадают продукты питания и быстро заканчивающийся товар: зубная паста, шампунь, моющие средства и прочие бытовые необходимости.

Сколько откладывать. 35% от общей суммы.

Конверт №4. Дополнительные траты

Для чего. Этот конверт выполняет две важные функции.

  1. Во-первых, в нем хранятся резервные средства. Их целесообразно использовать в том случае, если на хозяйственные нужды денег в конверте №3 будет недостаточно.
  2. Во-вторых, с помощью накопленной суммы вы будете регулярно обновлять свой гардероб. Заранее составляйте список сезонной одежды и в нужный момент проводите закупку.

Сколько откладывать. 10% от общей суммы.

Конверт №5. Отпуск

Для чего. Тут и без инструкций все понятно. Копите и отдыхайте в свое удовольствие.

Сколько откладывать. 5% от общей суммы.

Конверт №6. Дети

Для чего. В каком бы возрасте не находился ваш ребенок, на его содержания потребуются средства. Малыша нужно выучить, записать в секцию, отвести к доктору и подарить счастливое детство. Экономия здесь не уместна.

Сколько откладывать. 15% от общей суммы.

Конверт №7. Дорогостоящие покупки

Для чего. Если у вас есть мечта, обязательно узнайте ее стоимость. С этого момента она станет осязаемой целью, на которую можно накопить. Начните действовать методично, и вы удивитесь, насколько быстро желание может стать реальностью.

Сколько откладывать. 5% от общей суммы.

Итоговая таблица

КонвертПредназначениеПримерная доля в бюджете
№1Создает активы, за счет которых вы сможете безбедно жить в будущем10%
№2Оплачивает расходы на жилье20%
№3Обеспечивает семью продуктами и мелкими бытовыми потребностями35%
№4Небольшой резерв, основная часть которого тратится на сезонную одежду 10%
№5Эти средства будет отправлять вас в ежегодный отпуск5%
№6Все накопления идут на потребности вашего ребенка15%
№7Этот мини-бюджет поможет накопить на автомобиль, технику и прочие приятные предметы роскоши 5%

Пример использования конвертов в повседневной жизни

Предположим, месячный бюджет вашей семьи 10 000 гривен. Посмотрите, как он распределится по конвертам.

КонвертСумма в гривнахДоля в бюджете
№1100010%
№22000 20%
№3350035%
№4100010%
№55005%
№6150015%
№75005%

Если вам срочно понадобились дополнительные средства, старайтесь конверты 1, 2, 3 и 6 задействовать в последнюю очередь.

КонвертДоля в бюджете
№110%
№220%
№335%
№615%

В первую очередь берите деньги из 4, 5 и 7.

КонвертДоля в бюджете
№410%
№55%
№75%

Если получилось сэкономить или в текущем месяце вы заработали большие, в первую очередь наполните конверты 1, 4, 5 и 7.

КонвертПричина пополненияРазмер дополнительных вложений
№1Это ваш пассивный доход. Чем быстрее вы его создадите, тем быстрей наступят дни вашей финансовой свободы50%
№4Порадуйте себя полезной обновкой 10%
№5Вы хорошо потрудились и заслуживаете вознаграждения20%
№720%

Теперь разберем пример. Допустим, вы умело распоряжались финансами и много работали. Это позволило скопить 2000 гривен. Распределим их по нашим конвертам.

КонвертСумма в гривнахРазмер дополнительных вложений
№1100050%
№420010%
№540020%
№740020%

Как подготовить конверты для семейного бюджета

Сходите в ближайшее почтовое отделение и купите семь обычных конвертов.

Обклейте лицевую сторону цветным картоном.

Желательно для каждого конверта подобрать свой цвет.

Сделайте наклейку. Укажите на ней номер конверта, категорию и сумму ежемесячных отчислений. Скачать шаблон наклейки можно здесь.

Приклейте наклейки на конверты.

Поздравляю. Вы готовы управлять семейным бюджетом)

Заключение

Друзья, вы познакомились с методом 7 конвертов и уже сегодня можете применить полученные знания на практике. Если эта информация оказалась для вас полезной, подписывайтесь на обновления моего блога, читайте рубрику «Семейный и личный бюджет» и делитесь понравившимся материалом с друзьями.

Перечитать статью

Оценка материала

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Г. Сапгир Четыре конверта

Цели: 

познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Оборудование:

интерактивная доска

учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1;

иллюстрации осени;

музыка для физминутки.

Ход урока.
I.Организационный момент.

Слайд 1

 Речевая разминка. 

Слайд 2.

Чтение с доски стихотворения И. Бунина «Листопад». 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

— Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
— С каким настроением написано это стихотворение.
— С чем сравнивает поэт лес? Почему? Что означает это слово?
Ученик зачитывает толкования из словаря:
«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…».

Слайд 3.


— Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
( Терем, резьба, оконца, стена, вышки.)
— Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
— Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (Чтение стихотворения хором.)
— С каким известным стихотворением его роднит светлое настроение, радостное возбуждение? (А.С. Пушкин «Осень».)
II. Проверка домашнего задания. 
— К. Паустовский очень любил и ценил И. Бунина за его творчество, его талант художника, за его удивительный язык. Но мы знаем, что и сам писатель К. Паустовский обладал даром слова, и читатели с лёгкостью рисуют картины прочитанного, наполненные звуками и запахами. (Дети пересказывают текст.)
— Перечитайте два последних абзаца первой части и последний абзац второй части. Что вы можете сказать о чувствах писателя, определите мелодию повествования. 
(Просветлённая грусть, лёгкое сожаление об ушедшем лете…)
Выполнение задания 3 в тетради на с.23.
— Настя тоже вместе с нами прочитала рассказ Паустовского «Мой дом» и, конечно же, поделилась своими впечатлениями с папой.
III. Чтение авторского текста на с. 181 (учебник).
IV. Работа со стихотворением до чтения. 
— Что же нам предстоит сейчас читать? Каким оно может быть? Почему? 
(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.)

Слайд 4


— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?
— Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?
— Рассмотрите, как написано стихотворение.

Слайд  5

V. Физминутка. 

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

VI. Работа со стихотворением во время чтения.
1. Чтение стихотворения про себя. 
— Подтвердились ли наши предположения? Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года.)
— Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое.)
— В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? 
(Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают…) 
2. Чтение стихотворения вслух по строфам.
1-я строфа.
— Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени.)
— К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа. 
— Что интересного заметили? (В строчках по одному слову.)
— Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт.)
-Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(Шуршание, скользит по крыше, шум ветра.)
— Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный.)
3-я строфа. 
— Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(Интерес, радость, удивление, изумление.)
4-я строфа.
— Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает…)
— О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?

Слайд 6
5-я строфа. 
— Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками.)

Слайд 7

6-я строфа. 
— Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? 
(Маленькие лапки, петляет.)
— Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(Приглашает за лесным урожаем.)
7-я и 8-я строфы. 
— Что значит озябли?
— Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту.)

Слайд 8


— Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе.)
— Как летят утки в тёплые страны? (Косяком.)
— Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра».)

Слайд 9


9-я строфа.
— Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт.)
— Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(Приглашают с собой в тёплые края.)
— Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь. 
Какой? 
— Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?
10-я строфа. 
— О чём решил поведать Ёжик?
— Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил.)
— Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны.)
11-я строфа. 
— Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки.)
— Почему же они спешили? (Река покрылась льдом.)
— Перечислите, кто же были авторами письма. 

Слайд 10


VII. Физминутка для глаз.

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по 
часовой стрелке и против неё.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

VIII. Работа со стихотворением после чтения.
1. Беседа по вопросам.
— Для чего автор написал это стихотворение-игру?
— Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
— О чём может узнать внимательный читатель?
— Какие признаки наступления осени в лесу?
— На письма принято отвечать. Как вы думаете, о чём мог рассказать автор в своём ответном письме? Попробуйте рассказать об осени в огороде, пока прозой.
(Ученики пробуют дать ответ.) 
2. Чтение стихотворения по ролям.
— Организуем игру по этому стихотворению. Я знаю, что когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки и рассказчика. (Чтение по ролям.)
— Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?
Домашнее задание. 

Выразительное чтение стихотворение с.182-183.

По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?

Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др.)




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.