Содержание

Что такое Центробанк России и какие функции он выполняет? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

13 июля 1990 года после принятия декларации о независимости Российской Федерации на базе существовавшего ранее Российского республиканского банка СССР был основан Центральный банк Российской Федерации. АиФ.ru рассказывает, какие функции сегодня выполняет регулятор.

Что такое Центробанк?

Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны. Центробанк России является главным банком страны, а также денежно-кредитным институтом Российской Федерации.

Центробанк — независимый от исполнительной власти орган, использующий инструменты денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. При этом регулятор играет роль обязательного резерва для коммерческих банков и других учреждений.

Какие функции выполняет ЦБ?

Основные функции Центробанка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
  • эмиссия банкнот и монет;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • проведение валютной политики;
  • правление золотовалютными резервами.

Осуществляя свои функции, Центробанк России обязан:

  • предоставлять различным коммерческим организациям ссуды;
  • контролировать деятельность кредитных организаций;
  • выдавать и отзывать лицензии на осуществление банковских операций.

История создания

Центральный Банк Российской Федерации был учреждён 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка СССР.

2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят закон о Центробанке РСФСР, согласно которому ЦБ Российской Федерации являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых государств (СНГ) и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центробанк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в своё полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднён. Все его активы, а также имущество на территории РСФСР были переданы российскому ЦБ. Несколько месяцев спустя банк стал называться Банком России.

С 24 июня 2013 года президентом ЦБ является Эльвира Набиуллина.

Сегодняшняя деятельность ЦБ

11 декабря 2013 года Банк России утвердил графическое обозначение рубля (символ рубля) в виде прописной буквы «Р» кириллического алфавита, дополненной в нижней части горизонтальной чертой. Утверждение символа рубля является одной из функций Банка России, согласно статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Подробней о том, как теперь выглядит символ рубля, читайте >>

Центробанк продолжает отзывать лицензии у кредитных организаций. В начале 2014 года в чёрном списке на отзыв лицензии у Центробанка фигурировало 136 банковских учреждений. Во втором полугодии минувшего года закрытие банков коснулось более полумиллиона клиентов (и частных, и корпоративных). Кроме того, впервые была отозвана лицензия у банка, входящего в первую сотню страны.

Подробней о том, за что банк могут лишить лицензии, читайте >>

Ввиду введения санкций США против России из-за событий в Крыму и на Украине Visa и Mastercard блокировали операции по картам четырёх российских банков, в связи с чем ЦБ вернулся к идее создания национальной платёжной системы.

Подробней о национальной платёжной системе читайте >>

Что такое «Центральный банк» и для чего он нужен?

Непосредственно, главная задача Центробанка – выпуск денежных средств государственного значения, а именно российского рубля. Помимо вышеуказанной задачи, главный банк выполняет другие, ключевые банковские операции:

  • Защиту государственного рубля, и дальнейшую сохранность в статусе «нацвалюта»;
  • Полную управленческую функцию Российской кредитной системы;
  • Утверждает или отбирает лицензии банковского направления;
  • Регулирует кредитные организации, анализируя их деятельность собственными правилами;
  • Руководит микрофинансовым менеджментом;
  • Регулирует страховые компании.

Датой «рождения» ЦБ России, следует считать окончание периода реконструкции Российского республиканского банка Государственного банка СССР, а именно 13.07.1990 год. Указ Совета Федерации РСФСР представлял утверждение, новой организации, усовершенствованной давно известной банковской структуры. Следует отметить, что первоначальное названия звучало как: Государственный банк РСФС. Новообразовавшийся орган уверенно можно считать архетипом Центробанка РФ. Устав Государственного банка РСФСР был утверждён в 1991 года. Пункты данного устава подразумевали финансовую ответственность перед Верховным советом. Уверенная работа данного банка, повлекла за собой государственное признание в кредитно-денежном и валютном направлении. Он стал единственным органом, который полностью отвечал за эмиссию и курс рубля.

Ориентировочно в упомянутое время, под непосредственным руководством  Государственного банка РСФСР происходит коммерциализация бюрократических специальных банков. Результатом данного происшествия является длинный список всех финансовых учреждений частного владения. Последствием вышеуказанных реформ, следует считать  процедуру аннуляции всего имущества и сбережений России, в декабре 1991 года. Руководителем, которого, стал Государственный банк. Через год, официальное название было изменено на Центральный Банк.

Центральный Банк  является конструкцией независимого статуса, которая выполняет государственные планы

Если говорить иными словами, а именно формально, то: Центробанк – это юридическое лицо, которое отличается нечётким организационно-правовым статусом. Точнее, организационная форма, обладает уникальной структурой, несравнимой ни с одной, среди указанных вариантов гражданского кодекса. С точки зрения юридического анализа – это «правовой пробел», осознано утверждённый, законодательными органами. Из этого, следует, что ЦБ РФ – является не акционерным обществом,  так как перечень существующих акционеров данного банка мнимый. Тогда как, Центробанк имеет все права стать владельцем акций других организаций. Например, в данный момент 52,3 процента ценных бумаг Сбербанка находятся в распоряжении ЦБ. Данное банковское учреждение, обходит три существующие ветки государственной власти, но при этом, предоставляет отчётность Федеральному собранию. Суверенитет Центробанка представляет собой основополагающий характер, действий выполнимых данной организацией. Законно-утверждающий характер важности ЦБ РФ, прописан в статье 75, Российской Конституции. Данный факт – это гарант, правильного функционирования всего государства.

На пространствах российского интернета, встречаются многочисленные коспирологические, зачастую вымышленные, теории. По смыслу которых, обычным гражданам предоставляют шокирующую правду о частном владении ЦБ РФ. Для рассмотрения возьмём одну из наиболее популярных версий. Так, рассказывает об истинном владельце – США, а именно их Федеральной Резервной системе. Приверженцы таких мнений, подкрепляют свои доводы отсутствием сведений про уставный фонд  Центрального Банка Российской Фелерации. Данный факт подтверждается дефицитом информации на запросы реестра налоговых служб России. В тоже время, экономисты государственного уровня, и опытные банкиры, полностью опровергают данные теории, путём уверенного упора на Конституцию, где говориться под подконтрольность Верховному совету РФ. Поэтому, малейших оснований для находки правды в лживых теориях – не существует.

Индивидуальность работы Центрального Банка

ЦБ Российской федерации представляет собой огромное формирование, в состав которого, входят больше 40 подконтрольных организаций. Численность рабочего персонала, по данным января месяца за 2017 год, превышает 53 тыс. ЦБ РФ является доверенным лицом России, управления золотовалютным имуществом (ЗВР), и денежными средствами всего бюджета. В результате чего, не нуждается в государственном финансировании. Комиссия от каждой операции с вышеуказанным имуществом, и есть непосредственная прибыль Центрального Банка.  

Напомнив, что главная обязанность ЦБ – эмиссия наличных средств. Но доходы, которые получены в результате данной функции, не начисляются. Результат, упомянутой операции – это выпуск рублёвых купюр государственных ценных бумаг денежного обязательства, или государственный ссудный капитал за собственные деньги. Однако, печать новых денег является весьма затратным процессом:

  • Стоимость бумаги;
  • Стоимость краски;
  • Стоимость электричества;
  • Заработная плата печатников.

И, плюс ко всему, Центробанк ежегодно отдаёт определённый процент  от сумы государству. Следует отметить, что за последние 4 года, данная комиссия увеличилась.

Вплоть до октября 2014 года, процент прибыли составлял ½, после одновременного указа президента, он остановился на цифре 75%. 2015 год увенчался 15 %-ной обязанностью передачи денежных средств под руководство Внешэкономбанка. Цель – стабилизация экономического государственного положения. Осенью того же года, новый закон предусматривал 90 %-ный перевод госбюджету Центральным Банком РФ.

Главный банк всякий  год представляет отчёт Государственной Думе про свои доходы, убытки, и состояние общего количества денежных средств. В утверждённые сроки (а именно до следующего 1 июля) Совет должен проанализировать полученную информацию, и вынести соответствующие коррективы или решения. Помимо отчёта главному Государственному управленческому органу, Центральный Банк России, обязан до 15 июля, предоставить собственные данные, на осмотр российским гражданам.

В чем заключается распоряжение Центробанком всеми золотовалютными резервами

Распоряжение всеми золотовалютными запасами – обусловленное решение российского правительства, которое подкреплено многолетним опытом сотрудничества.  В любом случаем, данные резервы принадлежат федеральным учреждениям, подтверждение чему, гласно доступно в большом количестве официальных документов. Для избегания затруднений, государство предоставило распоряжение этим видом имущества, ЦБ Российского пространства, имеющий огромный опыт в этом деле. Таким образом,  ЦБ – правая рука Государственной Думы для руководства золотовалютными запасами.

Такое решение, вполне реально могло бы быть перенесённым на правительство Российской Федерации. Но, так же следует реально понимать, что кроме данной операции, правительство охватывает достаточно большой объем заданий. Плюс к этому, минимальный опыт знаний этого дела, сказался бы на конечном результате. А Центральный Банк  имеет высококвалифицированных работников финансового направления. Условно предположить можно, что современные политические ситуации и нестабильный денежный курс, может затруднить правильность решения политиков в стабилизации нацвалюты, а не финансовых профессионалов. Таким образом, решение передать данную функцию, государственному органу, рядом стоящему, но более квалифицированному – является правильным.   С другой стороны – передача обязательств Центробанком в руки политических представителей, представляет серьёзную юридическую угрозу на международном рынке.

Современная Велибритания, Соединённые Штаты Америки и ещё несколько стран с юрисдикцией Старого Мира, имущество одноименных центральных банков, защищено от принудительных операций. Зачастую, это итоги судебных решений и разбирательств. Такая мера сохранности, ставит более значимым ещё одно обстоятельство, которое утверждено в нормативных актах Российской федерации: Государство не берёт на себя ответственность за действия Центрального Банка, а Банк не отвечает за решения государственных управленческих органов. В противном случае, данное судебное право будет недействительное.

Кто является владельцем и руководителем ЦБ  Российской Федерации

Положение руководителя Главного банка России имеет особое значение от самого начала существования данного учреждения. Должность, которая является крайне ответственной, соответственно с  периодами, была занята несколько раз. Председателями Первенствующего Банка были:

  • Георгий Матюхин, 1990-1992 год;
  • Виктор Геращенко, 1992-1994 г, 1998-2002 г;
  • Сергей Дубинин, 1995-1998 г;
  • Сергей Игнатьев, 2003-2013 г.
  • Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, начиная с 2013 года, руководит на данный момент.

Стоит отметить, что большое влияние на весь объём работы Центробанка, оказывают представители Совета директоров этого же учреждения. Кроме них, свой вклад в деятельность осуществляют и  коллегиальные органы — так называемый Национальный финансовый совет (НФС). Они непосредственно обладают широким перечнем полномочий.

Национальный финансовый совет составляют 12 человек. Из которых:

  • Два предоставляет Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
  • Три являются выходцами из Госдумы;
  • Три представителя Президента РФ;
  • Три – федеральные правители;
  • Ещё один – нынешний руководитель Центрального Банка.

Основные обязанности данного финансового органа утверждены на страницах Федерального Закона. Их обязанности состоят:

  • Анализ отчётных данных ЦБ;
  • Санкционирование прибыльных и расходных показателей на следующий год;
  • Констатирование документов подтверждающих дополнительные расходы;
  • Возможности модернизации системы;
  • Определение передовых функций государственного денежного управления;
  • Предоставление и рассмотрение новых кадров для аудитора.

Совет директоров Центрального Банка России состоит из 15 членов, в том числе и руководителя. Каждый участник представляет собой  деятеля постоянной систематической основы. Являются участниками отбора претендентов на должность членов Совета, вместе с Президентом, Госдумой и Председателем ЦБ.

Данный Совет тесно сотрудничает с Национальным финансовым советом, который был рассматриваемый ранее. Данный симбиоз выполняет целый перечень необходимых вопросов в границах имеющихся функций Центрального Банка:

  • Повышение-понижение существующих ставок;
  • Обновление дизайна купюр и денежного потока;
  • Стабилизация ограничений открытого рынка;
  • Установка резервов финансовых организаций;
  • Компенсации депозиторам и дальнейшее страхование физических клиентов.

Совет директоров, так же упорядочивает функционирование внутри аппарата:

  • Определяет размер зарплаты собственных работников;
  • Согласование общего строя Центрального Банка;
  • Занимаются рассмотрением и утверждением лиц на руководящие  должности и т.д.

Сайт Центрального банка: http://cbr.ru

Post Views: 597

Бесплатные консультации от автора блога:

  • Помощь в сложных финансовых ситуациях
  • Помощь в рефинансировании
  • Составление личного финансового плана
  • Помощь с ипотекой
  • Выход из закредитованности
  • Подбор автокредита
  • Подбор карты или вклада
Задать вопрос

Вы можете нам помочь:

Специальные проекты:


Вступайте в клуб финансово грамотных!

Elena Kazakevich

Здравствуйте, я Елена — автор этого блога и в целом проекта «про-бабло.рф». Я бывший сотрудник банка, кто как не я, знает все тонкости банковской сферы? Финансовая грамотность — неотъемлемая часть обеспеченной жизни. Кредиты, ипотека, инвестиции, личные финансы… Я помогу с этим разобраться. Подпишись на блог, чтобы не пропускать важную информацию!

Похожие статьи

ЦБ РФ и его влияние на экономику и банковский сектор

ЦБ РФ – главный банк Российской Федерации, существующий обособленно и имеющий огромное влияние на государство. Это банковское учреждение первого уровня в финансовой системе страны. ЦБ РФ выполняет функции главного и единственного денежно-кредитного, эмиссионного, экономического регулятора, разрабатывая и проводя в координации с Правительством Российской Федерации денежную политику.

ЦБ России

Центральный Банк – не просто «центр» экономики России и «банк как таковой», но особый публично-правовой институт, координирующий и регулирующий деятельность всей финансовой системы. Конституция РФ в статье 75 указывает, что основная функция ЦБ – обеспечение устойчивого положения и защиты нацвалюты — российского рубля. Согласно главному закону страны Центробанк обладает исключительным правом эмиссии рублевой массы.

У Центробанка нет хозяина: он не подчиняется федеральной власти и властным органам на местах, но подотчетен Госдуме. Таким образом, государство – не владелец Центрального Банка, он представляет собой самостоятельную негосударственную организацию. Управление осуществляется Национальным банковским советом, далее в иерархии присутствует Совет директоров под главенством Председателя ЦБ. В период написания данной статьи полномочия Председателя Банка России принадлежат Эльвире Набиуллиной. Уставный капитал Центрального Банка, оцениваемый в 3 млрд. р., как и прочее его имущество, пребывают в федеральном владении. Центробанк является юридическим лицом, чей правовой статус обозначен Конституцией и Федеральным законом, органы управления расположены в Москве, официальный сайт учреждения: http://cbr.ru/. ЦБ РФ может самостоятельно издавать нормативно-правовые распоряжения и акты, которые касаются функционирования банковского сектора и регистрируются в законном порядке.

У специалистов банковской сферы и просто интересующихся людей часто возникают вопросы:

  • кто учредители банка;
  • кому принадлежит контрольный пакет;
  • частный это банк или государственный;
  • какова форма собственности;
  • кому он подотчетен.

Ответить на эти вопросы, кроме последнего (см. выше), может быть непросто. Анализ статей законов и нормативных актов, уставов госбанков советского и постсоветского периодов указывает, что современный ЦБ РФ – правопреемник основанного в 1921 году Государственного банка РСФСР, учредителем которого была молодая советская республика. С 1921 главный национальный банк претерпел несколько преобразований, окончившихся созданием Госбанка СССР, чьи функции в 1990 году унаследовал Центробанк.

Можно сделать вывод, что банк это государственный, но, фактически, форма собственности не определена, как и собственник, учреждение представляет собой отдельную структуру в правовом и экономическом поле РФ.

Нет для него и понятия «контрольного пакета акций», поскольку Центральный Банк – это не акционерное общество.

Структура и органы управления

В ЦБ РФ реализована вертикальная система управления. Она состоит из элементов:

  1. Центрального аппарата ЦБ, в чьем составе есть несколько департаментов, отделов и управлений, пресс-служба, а также собственный научно-исследовательский институт, технический, учебный и вычислительный центры, редакция издания «Деньги и кредит».
  2. Территориальных подразделений, исполняющих функции Банка России на местах.
  3. Структурных подразделений – департаментов, ответственных за политику Центробанка в различных сферах деятельности.
  4. Рассчетно-кассовых центров.

Вертикаль управления Центрального аппарата выглядит следующим образом (сверху вниз):

  1. Председатель Банка России – руководитель организации, который, фактически, управляет ею.
  2. Первые заместители.
  3. Заместители.
  4. Руководители департаментов.

От ЦА управленческая структура распространяется на различные управления, департаменты, подведомственные учреждения, нацбанки, РКЦ и территориальные отделения.

Структура и органы управления ЦБ

Функции и деятельность

В ведении Центрального Банка находятся:

  • эмиссия денег;
  • контроль за функционированием кредитно-финансовых учреждений России;
  • защита национальной валюты РФ;
  • установление курса зарубежной валюты на текущую дату, диапазонов процентных ставок;
  • управление золотым запасом;
  • организация платежей и расчетов в государстве.

Кроме того, ЦБ – это «банк банков», первичный кредитор прочих кредитных учреждений, организующий, помимо прочего, их рефинансирование. ЦБ – главный расчетно-кассовый центр страны.

Денежная эмиссия

Это одна их основных функций организации. Центральный Банк – монопольный эмитент национальной валюты, как по закону, так и исторически. Помимо запуска в оборот денежной массы, Центробанк создает резервы и определяет порядок обращения денег на территории государства.

Выпуск в оборот денег сегодня реализуется методом кредитования бюджета и банков коммерческого сектора, приобретения ценных валютных бумаг. Обеспечиваются деньги государственными облигациями.

Функционал «Банка банков»

Ключевые клиенты Центрального Банка – кредитно-финансовые организации, а не предприятия или население. Коммерческие учреждения хранят в Центробанке часть средств в форме резервов и могут получать финансирование от него в виде кредитов.

Также Центробанк контролирует и регулирует работу банковских учреждений страны, служит для финансовой системы информационным и исследовательским центром. К полномочиям относится право регистрации и выдачи лицензий банкирам на ведение деятельности и отзыв таковых в установленных случаях (например, невыполнение предписания ЦБ).

Банк правительства РФ

Итак, ЦБ работает для правительства:

  • размещает и погашает госдолг;
  • осуществляет кассовое исполнение госбюджета;
  • ведет правительственные счета;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие наличных;
  • обеспечивает переводы при международных валютных расчетах.

ЦБ кредитует государство на возмещение трат и восполнение бюджетного дефицита, кредитование выполняется госзаймами, удостоверяемыми долговыми обязательствами.

Денежно-кредитное регулирование

Как уже упоминалось, ЦБ – финансовый регулятор страны. Он реализует систему мер организации и поддержки безопасной, стабильной работы банков, должен нейтрализовывать факторы дестабилизации в данной сфере.

Цели регуляторно-надзорной функции – сделать банковскую сферу РФ стабильной, защитить интересы кредиторов, корпоративных, институциональных и частных вкладчиков, снизать уровень безработицы, удерживать инфляцию, спрогнозировать инфляционную ситуацию.

Резервами Центрального Банка компенсируются вклады физических лиц, не подпадающие под возврат из средств АСВ.

Реализация валютной политики

ЦБ регулирует золотые и валютные национальные резервы, формирует структуру и занимается оптимальным размещением таковых. Резервы могут размещаться в государственных ценных бумагах и зарубежных депозитах. Также он отвечает за взаимоотношения с МВФ.

Организация расчетно-платежной экосистемы

В эту функцию Центрального Банка входит:

  • осуществление денежно-кредитной, учетной политики страны;
  • обеспечение стабильности и надежности финансовой системы;
  • поддержание эффективности платежной системы РФ.

ЦБ должен обеспечивать минимизацию рисков для финансовой системы, включая расчеты и платежи. Он выступает в роли посредника для расчетов между банками.

Роль Банка России в экономическом развитии страны

Как свидетельствует изложенное выше, Центробанк – экономический мегарегулятор, оказывающий влияние не только на сферу финансов и банкинга, но и государство в целом. Он определяет и реализует все основные параметры кредитно-денежной политики государства. Монополия на эмиссию денег делает его единственным источником денежной массы. Центробанк ограничивает ставку рефинансирования и максимальные ставки по кредитам, обеспечивая игрокам рынка доступ к максимально комфортным в сложившейся ситуации условиям кредитования.

Задача ЦБ №1 – поддержание и защита государственной валюты, а также общей экономической стабильности. От его действий (или бездействия) будет зависеть курс рубля к доллару, евро, прочим валютам и состояние «здоровья» российской экономики. Для достижения этой глобальной задачи ЦБ проводит ряд мер, таких, например, как надзорно-контрольные мероприятия в отношении кредитно-финансовых институтов. Учреждения, не прошедшие такую проверку, исключаются из экономики страны.

ЦБ принимает меры по ограничению и удержанию инфляции, что прямо сказывается на благосостоянии и уровне жизни граждан. Также он обладает собственным аналитическим инструментарием, позволяющим прогнозировать дальнейшее развитие событий в мире экономики и строить политику действий согласно этому прогнозу.

Наконец, ЦБ является важным элементом вертикали власти. На текущий момент одной из основных задач руководство ЦБ считает минимизацию последствий воздействия глобального кризиса и наложенных на РФ санкций на экономику страны и благосостояние ее граждан.

Читайте также

Кому и зачем нужен “Центральный Банк”?

В настоящий момент в мире насчитывается порядка полусотни так называемых центральных банков. В подавляющем большинстве случаев, они имеют статус государственных и выполняют функции правительственных ведомств или же самостоятельных органов исполнительной (финансовой) власти. Кроме того, благодаря многолетним и кропотливым стараниям пропаганды сегодня почти ни у кого уже не вызывает и капли сомнения тот “бесспорный” факт, что институт центрального банка есть ни что иное как главный гарант национальной финансовой системы. В законодательствах большинства стран первоочередными целями центральных банков являются обеспечение денежного обращения, развитие банковского сектора и обеспечение устойчивости государственной валюты. Отсюда за общее место принято полагать, что единственное учреждение, которое по-настоящему заботит состояние дел в экономике страны, и, прежде всего, в таком важнейшем производстве, как национальное валютное дело – это и есть Центральный Банк. Так ли это на самом деле? Как бы не так.
Дело в том, что любая организационная структура, будь то первобытнообщинное племя охотников-собирателей или венец капиталистического способа производства — коммерческий банк, не возникает к жизни и не приобретает социально-значимые черты вне контекста общественного развития. Проще говоря, всякая организация обусловлена общественной потребностью в ней. Центральные банки в том виде, в котором они начали создаваться финансовыми технологами в конце 19-ого и окончательно оформились к концу 20 века, не имеют черт, присущих большинству общественных институтов, возникших и развивающихся органически и сообразно с неписаными законами, объективно действующими в человеческом обществе. Принимая во внимание вышесказанное, интересы малой кучки людей никак не могут рассматриваться в качестве интересов всего общества. Но в случае с центральными банками, во главу угла ставятся интересы именно этой “кучки”.

Считается, что центральный банк – суть важнейший и неотъемлемый составной элемент единого государственного механизма, представляющий структурную единицу исполнительной ветви государственной власти. В действительности же любой центральный банк – самодостаточная и автономная единица, ассоциируемая с государством только лишь в территориально-пространственном отношении. Так, несмотря на законодательно закрепленный принцип, согласно которому все денежные средства, которыми оперируют центральные банки составляют исключительно государственную собственность, на деле ни один из них не обходится без участия международного капитала. Капитала одной и той же группы человек, действующей на рынке национальных валют с середины позапрошлого века. Доля такого участия в разные временные промежутки и при различной политической конъюнктуре может быть разной, но не было случая, когда она опускалась ниже пятидесяти процентов, иначе бы это означало потерю контроля международного синдиката банкиров над миром, или какой-либо его частью.

Первые ласточки.

Идея организовать частное кредитное предприятие, способное навязывать свою собственную финансовую и законодательную волю целому государству, пришла в голову американским банкирам ещё в далеком позапрошлом веке, когда для целей предвыборных компаний политикам потребовались многомиллионные субсидирования. Тогда же была оформлена и сама концепция “центрального банка”, которую использовали много позже – в веке 20-ом и продолжают использовать в Новейшее Время, когда у международных банкиров появляется возможность основать очередной центральный банк в каком-нибудь из вновь “освободившихся” государств.

Создание первого в мире частного “центрального банка” так называемого классического образца связано с именем американского банкира Джона Моргана. В 1906 году этот человек добровольно обанкротил и закрыл шесть принадлежавших ему банков. Сделал он это с одной только целью – посеять панику в рядах обывателей-вкладчиков. Видя и предчувствуя неладное, вкладчики в массовом порядке сломя голову бросились требовать у банков возврата своих накоплений. Банки, в свою очередь, потребовали возврата у своих должников – предприятий и предпринимателей. За несколько месяцев длинная вереница исковых требований, судебных разбирательств и банкротств, привела к полнейшей гибели всей банковской системы, создававшейся по крупицам более ста лет. После этого, принявшие траурный вид главы банкирских домов Моргана, Рокфеллера и Ротшильда обратились с призывом к Правительству США о проведении расследования данной ситуации. Правительство образовало комиссию по расследованию, во главе которой встал Нельсон Олдрейк, впоследствии постоянный член и участник рокфеллерского бизнеса. В 1908 году, комиссия вынесла решение о необходимости создания центрального банка – Федерального Резерва, как гаранта стабильности и процветания американской экономики. Через пять лет “Акт Федерального Резерва” был подписан президентом Вудро Вильсоном.

Следующий шаг к мировой “централизации” был предпринят банкирами в середине сороковых. Вторая Мировая Война, развязанная с подачи финансовых магнатов (Рокфеллеры и Варбурги финансировали Войну начиная с пивного бунта Гитлера вплоть до бомбёжки Берлина весной 1945), подошла к своему финалу совсем не с теми результатами, на которые рассчитывали банкиры. Экономика значительного количества европейских государств оказалась на грани развала, сотни стратегических объектов (крупнейшие промышленные комбинаты, банкирские дома, арсеналы и т.д.) были уничтожены, вчерашние деловые партнёры превратились в заклятых врагов, а военные доходы в силу ряда обстоятельств военного времени, просто растворились в воздухе. Поэтому, послевоенные годы для банкиров явились временем закручивания гаек. Первым делом в Нюрнберге прошёл помпезный судебный процесс, на котором в качестве обвиняемых, в первую очередь, предстали все те, кто по каким-либо причинам нарушил порядок ведения войны, скреплённый негласной договорённостью финансовых магнатов задолго до её начала. И это хорошо понимал американский обвинитель Дейл Макниллан, сказав через год после Нюрнберга: “Процесса вообще бы не состоялось, возьмись мы судить фашистских головорезов, а не проворовавшихся эсэсовских чиновников и кредитных мошенников”. Второе, что предстояло решить банкирам – упразднение разрозненности в делах между различными кредитными группами и финансовыми союзами. Так, с целью тотального и трансграничного контроля над международным банковским сектором и финансовыми рынками, в оборот были введены GAAP – международные (на самом деле американские) стандарты финансовой отчётности, придуманные группой Рокфеллер –Морган — Варбург ещё в 1913 году, когда банкирами разрабатывался план нападения на Европу в первый раз.

Таким образом, о необходимости существования центральных банков к середине 20 века заговорили уже на уровне государственных постов в большинстве стран мира. И если в Северной Америке любые попытки создать очередной центральный банк встречали резкий отпор со стороны прокуратуры и общественности в лице профсоюзов и свободной прессы, то в других странах процесс “банковской централизации” происходил на удивление мирно и бесшумно.

Концепция “Центрального Банка”.

Итак, что же представляет из себя эта концепция и сам феномен “центрального банка”? Для того чтобы в этом разобраться, пойдём по — порядку. Прежде всего, следует поставить в различные плоскости так называемые “государственные банки”, создаваемые финансовыми министерствами, целиком им подотчётные и являющиеся государственной собственностью и современные “центральные банки”, которые наделены самостоятельными законодательными полномочиями, властно-распорядительными полномочиями и не отвечают своим имуществом по обязательствам государства. Концепция, созданная международными банкирами касается последних кредитных учреждений. Далее. Помимо всех прочих возложенных на центральные банки, а если быть более точным – ими монополизированных функций, особое внимание стоит уделить следующим трём – эмиссия денежных средств, кредитование (перекредитование) коммерческих банков, то есть рефинансирование и, конечно же, борьба с инфляцией — главным здесь следует считать определение официального уровня инфляции. С последнего и начнём.

Борьба с инфляцией, устойчивость национальной валюты и всё такое.

Есть такая работа – с инфляцией бороться. О ней много говорится и пишется. Однако на деле такая “борьба” ограничивается составлением бессмысленных прогнозов и определением инфляционного уровня. А теперь скажите – случалось ли вам когда-нибудь наблюдать, чтобы прогнозы центрального банка оправдались? Ну, хотя бы чуть-чуть? Ну, хотя бы самую малость? Никогда этого не было и не будет. Прогнозы банка не сбываются, а официально заявленный им инфляционный процент всегда либо значительно отстаёт (в большинстве случаев), либо представляется завышенным по сравнению с реально существующим. Но дело, тем не менее, делается. Общество и государство получают реальную инфляцию на уровне, установленном центральным банком. Получается, что тот государственный (общественный, коммерческий) институт, который призван устранить (предотвратить) негативные последствия естественной инфляции, а именно это и предполагает законодательно закреплённое требование обеспечения устойчивости национальной валюты, сам же и является искусственной причиной инфляции. Инфляции на легализованном уровне.

Тогда зачем же нужны все эти прогнозы, курсы и проценты? Всё очень просто. В действительности, никакой инфляции на деле бы не было (разумеется, не было бы в таких размерах, как есть она на сегодняшний день), если бы центральные банки не научились получать из всего этого выгоду. Чтобы разобраться в этом, перейдём к следующему пункту “концепции”.

Ставка рефинансирования.

“Авторитетное” мнение “экспертов” центральных банков относительно будущего развития темпов инфляции практического значения не имеет. Зато оно имеет первостепенное значение при определении величины ставки рефинансирования, планируемой центральными банками с оглядкой именно на инфляцию. В действительности и ставка рефинансирования, устанавливаемая центральными банками, – это совсем не то, что про неё привыкли читать из газет и слышать от чиновников. Ставка центрального банка — это всего лишь на всего обыкновенный ростовщический процент, который взимается ростовщиками со всех подряд – и с правительства, и с банков, и с иностранцев и даже с граждан своей страны за временное пользование чужим капиталом – капиталом банка-ростовщика. Ростовщичество, как известно, может производиться на базе чего угодно. На уровне центрального банка такой исходной базой и главным объектом спекуляции выступают сами денежные знаки. Деньги, будь то рубли, доллары, мексиканские песо, юани, или евро не только не способны ответить за свою покупательную способность, но и не в состоянии сказать за номинальную стоимость, ими идентифицированную и на них же зафиксированную. Таким образом, деньги – это всего лишь на всего обыкновенная бумага, имеющая ценность постольку, поскольку ценность имеет конкретное количество этой бумаги в наличном и безналичном обращении.

Эмиссия денежных средств.

Бесконтрольный выпуск в государственных масштабах своих собственных денег и самовольное установление произвольной ставки ссудного процента за обладание этими деньгами – давняя и самая вожделенная затея устроителей и полновластных владельцев международных банковских систем. “Дайте мне управлять деньгами государства, и мне нет дела до того, кто создает его законы — ни до него, ни до его законов”, сказал в начале 19 века Майер Амшель Ротшильд, предвидя появление уже через какую-нибудь сотню лет федеральных резервов и целого ряда центральных банков по всему миру, фактически находящихся в частной собственности. Единоличное право на осуществление данного вида деятельности и обусловили то положение, которое позволило банкирам контролировать не только финансовую, но во многих отношениях даже и государственную власть в странах. Фактически же центральные банки теперь являются единоличными и полновластными кредиторами государственных правительств, граждан и коммерческих организаций.

Формула “Центральный банк печатает деньги = Государство печатает деньги” далека от действительности настолько, насколько и всякая другая сомнительная формула авторства последователей Адама Смита и прочих схоластов со сбившейся логикой и проплаченными кафедрами за парламентскими и министерскими постами. Любой государственный аппарат представляет собой совокупность наделённых властными полномочиями органов, которые в свою очередь представлены конкретными людьми. Нет никакого метафизического государства, есть конкретные люди. Точно также, как и нет центрального банка, а есть группа банкиров самовольно, без чьего бы то ни было ведома наделённая правом печатать деньги, принимать и издавать законы, не неся при этом ответственности за явные промахи в работе и тщательно спланированные акции.

Два притопа, три прихлопа.

Что же получается? А получается следующее. Раздувая миф о необходимости борьбы с инфляцией, центральные банки дают обществу и государству отчёт о том, сколько именно процентов денежной массы этой самой инфляцией поглощается за год. Этот процент и служит базой для определения ссудной ставки центрального банка, с учётом которой последний кредитует своих заёмщиков. Кредитует деньгами, которые сам же и выпускает.

Сделать из жизни и добросовестного труда человека полезные ограниченному кругу лиц фикции, а само понятие жизни подменить понятием безнадёжной кредитной истории – суть главная цель центральных банков, которой последние задались ещё на стадии закулисных сговоров и незавершённых проектов. Расписываясь за выдаваемую в кассе своего предприятия заработную плату, человек одновременно расписывается в кредитном договоре и получает на руки не только и не столько реальные деньги, сколько ссудный процент и, как результат, долговое рабство. Пожизненное долговое рабство. Пожизненное потому, что завтра этот обманутый человек, снова придёт в кассу и снова подпишется под своей финансовой несостоятельностью. Зарабатывая деньги, человек становится только беднее. С каждой зарплатой и премиальной выплатой. Переработка, расширение зоны обслуживания, совмещение, замещение, увеличение объёмов и сверхурочный труд – суть лишь несколько способов из целого ряда сделать человека экономически несостоятельного субъекта. Так экономический нонсенс был возведён в ранг объективно действующей закономерности. Это и есть тот самый важный закон экономической теории, который почему-то забыли прописать в учебниках. Нарочно забыли там прописать.

Другой закон заключается в том, что экономически независимый человек банкирам не нужен, так как всякая независимость представляет собой прямую угрозу тоталитарному контролю. Поэтому вторая, и не менее значимая задача банкиров – не дать заёмщикам возможности сохранения денежной массы. Существует два основных способа её решения. Первый — заставить население страны бездумно тратить деньги, второй — просто-напросто отнять их у него. Благо для этого человечеством был изобретён целый арсенал подходящих средств. Крематории, сталеплавильные печи, ракетные шахты и атомные реакторы всегда имели большой успех, когда использовались не по своему прямому назначению. С этой позиции деньги теряют всякую способность выступать в качестве средства накопления богатства и приобретают совершенно новое качество – качество инструмента разорения населения.

Для усиления эффекта центральные банки склонны время от времени проводить экономические обвалы и провоцировать продолжительные финансовые кризисы в тех странах, на территории которых осуществляют функции “гарантов стабильной экономики”. Классическим тому примером служит акт об инкассации Федерального Резерва США 1920 года, когда искуственно сократив выпуск долларов, Резерв потребовал от кредитчиков немедленной инкассации, что привело к закрытию более четырёхсот банков.

Что в перспективе.

Одним из неотъемлемых атрибутов независимости государства наряду с территорией, верховной властью, языком, армией, культурой и экономикой является национальная валюта этого государства. Отсюда следует, что если государство не владеет собственной валютой, то, соответственно, оно не может владеть ни школами, ни вооружением, ни больницами, ни промышленностью, ни безопасностью своих граждан. Поэтому, международному банковскому синдикату сильная и устойчивая денежная система государства совершенно ни к чему. Для выгоды мировых банкиров важен лишь сам факт существования денег. А для этого вполне достаточно иметь две-три мировых валюты, манипулировать которыми куда легче, чем, скажем, целой сотней. И уже сейчас все условия для этого созданы.

В марте 2005 года правительство США в нарушение всех федеральных законов о государственной безопасности, внешней миграции и легализации преступных доходов, заключило триединое соглашение с Канадой и Мексикой, по которому эти страны образовали свободную конфедерацию с безвизовым режимом и единым экономическим пространством. Конфедерации дали название Североамериканского Союза. По аналогии с Европейским Союзом, образованным летом 1997 года в результате подписания Амстердамского договора. Конечный смысл Североамериканского Союза – не создание торгового сообщества на базе единого экономического пространства, а отказ государств-членов от собственной самостоятельности в пользу финансовых магнатов. В немалой степени этому должна послужить новая валюта — амеро, чей выпуск будет осуществляться американским банковским конгломератом.

Подобный исход событий грозит и Азии. Словом, перспективы не самые радужные, но правде всегда необходимо смотреть в лицо.

Динамику и общий курс становления и развития такого феномена, как центральный банк, подтверждающие всё сказанное выше, без труда можно рассмотреть на самом типичном и близком к Российской Федерации примере – Банке России, учреждённом распоряжением Верховного Совета РСФСР в июле 1990 года. О нём-то мы и поговорим в следующем материале.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о