Инвестиционный режим упущенных возможностей / / Независимая газета

Матрица привлечения средств в разработку недр в России не работает

Рис. 1. Варианты повышения инвестиционной привлекательности российского недропользования.

Россия – огромная страна. И в силу огромности своей территории располагающая гигантскими запасами природных, в том числе энергетических, ресурсов. Поэтому, несмотря на все разговоры о необходимости отказаться от их использования (увы, именно так многие понимают тезис о необходимости «слезть с нефтяной иглы») и немедленно переходить на неэнергетический путь развития (несостоятельные попытки противопоставить опирающееся на инновации и повышение эффективности во всех сферах хозяйствования экономическое развитие страны – и развитие ее энергетического комплекса), на мой взгляд, перед Россией стояла, стоит и будет стоять задача эффективной монетизации своих энергетических ресурсов. Поэтому задача формирования благоприятного инвестиционного климата в энергетическом комплексе страны была и остается актуальной с самого начала постсоветской российской государственности.

Юбилеи декабря

Декабрь истекшего 2018 года – юбилейный месяц для двух групп событий, имевших прямое отношение к попыткам построения привлекательного для отечественных и иностранных производственных компаний инвестиционного климата в России, в первую очередь в ключевой для моей страны – в рамках ее глобального конкурентного долгосрочного позиционирования – энергетической сфере. К обеим группам событий я имел непосредственное отношение и поэтому считаю, что несу за них и их дальнейшую судьбу, хотя бы отчасти, персональную ответственность. Поэтому не могу обойти их своим вниманием.

Полагаю, что эти декабрьские даты могут быть охарактеризованы как юбилеи упущенных возможностей для эффективного формирования инвестклимата страны, благоприятного для отечественных и иностранных инвесторов и их прямых производственных инвестиций. То есть возможностей для моей страны обеспечивать более высокие темпы экономического развития за счет привлечения относительно дешевых и длинных денег с международного рынка капитала. Причем речь идет не о привлечении спекулятивного капитала (в биржевые операции с валютой и иными быстро торгуемыми активами), который быстро приходит на рынок и столь же быстро выводится с этого рынка при переменах изменчивой конъюнктуры, а именно – о прямых производственных инвестициях, когда компании намерены вкладываться всерьез и надолго. И для этого им нужны прозрачные и понятные условия вложений для адекватной оценки рисков и приемлемые гарантии возврата вложенных средств.

Итак, первая дата – 17 декабря. Именно в этот день в 1991 году более полусотни государств подписали политическую декларацию – Европейскую энергетическую хартию (ЕЭХ), а спустя ровно три года, 17 декабря 1994 года, 51 страна, включая Россию, а также ЕС и Евратом, подписали подготовленный на основе ЕЭХ юридически обязывающий Договор к энергетической хартии (ДЭХ) – первый в истории многосторонний международно-правовой документ о защите и стимулировании инвестиций и торговли в энергетической сфере, включая вопросы повышения энергоэффективности и механизмы разрешения споров, причем как между государствами, так и между инвесторами и принимающими странами. И 17 декабря 2018 года в Брюсселе состоялась приуроченная именно к этой дате торжественная конференция, посвященная 20-летию вступления ДЭХ в силу.

Вторая дата – 24 декабря 1993 года. В этот день президент РФ подписал указ № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», которым фактически было начато планомерное формирование в моей стране системной множественности инвестиционных режимов недропользования, за существование которой как инструмента, обеспечивающего более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов в недропользовании России, я выступал и продолжаю выступать. Этот указ был подготовлен автором на основе положения статьи 12 закона «О недрах» 1992 года, которая закрепляла различные условия и формы договорных отношений недропользования, в том числе на условиях СРП, концессии, контрактов на предоставление услуг с риском и без риска. 

Сверху и снизу

Две указанные группы документов запускали механизм формирования благоприятного для долгосрочных производственных капиталовложений инвестиционного климата в энергетическом комплексе России, причем сразу с двух направлений – сверху (извне) и снизу (изнутри).

Путь сверху – это формирование с активным участием России новых многосторонних инструментов международного права, чтобы таким образом минимизировать издержки долгого и непрямолинейного, методом проб и ошибок, пути построения благоприятного инвестиционного климата в стране, только что перешедшей из одной общественно-экономической формации в другую и не демонстрировавшей в то время единства между исполнительной и законодательной властью. Доминирование международного права над внутренним законодательством было заложено в российской правовой системе и давало, таким образом, возможность спрямить траекторию внутреннего законотворческого процесса и учиться тем самым на чужих ошибках, а не на своих. Это был путь ДЭХ.

Путь снизу – это развитие собственно национального российского законодательства в инвестиционно-благоприятном направлении, в частности, для создания эффективных инструментов в системе взаимоотношений «суверен (принимающее государство – собственник недр) – агент (отечественная и/или иностранная компания-недропользователь)», обеспечивающих приток в российские недропользовательские проекты дешевых длинных денег с международного финансового рынка. Как известно, капиталовложения во все крупные нефтегазовые инвестиционные проекты осуществляются на принципах «проектного финансирования» за счет привлечения 60–80% от их объема в виде заемных средств – для распределения и минимизации рисков. На начальном этапе путь снизу – это создание «анклавов стабильности» вокруг особо капиталоемких инвестиционных проектов с объективно повышенными рисками. А такими являются все недропользовательские проекты по сравнению с проектами в других отраслях. Это был путь СРП. 

Однако в моей стране оба эти пути (участие России в ДЭХ и применение СРП в России) характеризовались схожей траекторией развития: «взлет – падение». Почему? Об этом речь далее в этой статье (про путь СРП) и в продолжении статьи в следующем номере «НГ-энергии» (про путь ДЭХ).

На мой взгляд, России, огромной стране с большим количеством природных зон и зон нефтегазонакопления, недостаточно иметь один стандартный инвестиционный режим освоения недр, чтобы обеспечить максимально эффективную их экономическую разработку. Отсюда возможны два подхода к формированию в такой большой стране, как Россия, инвестиционного режима недропользования:

1. Путь, по которому идем сегодня: формирование стандартного, унифицированного инвестрежима, единого для всех недропользователей. В таком случае учет индивидуальных особенностей каждого проекта может производиться в ручном или полуручном режиме введением индивидуальных или систематических изъятий из действующего налогового режима для инвестора. Они даруются ему на некоторый срок и, возможно, с какими-то обременениями, уполномоченными государственными органами для преодоления компанией-недропользователем порога рентабельности. Такой подход означает работу в правовом поле, очерченном нормами публичного (административного) права. Унифицированный режим недропользования предполагает формирование государством в одностороннем порядке системы налогообложения пользователей недр, которая – по определению – не будет (не может) обеспечивать оптимальное распределение ресурсной ренты (разницы между издержками и ценой), то есть такое, в моем понимании, что давало бы инвестору возможность компенсировать все свои затраты с учетом всех обоснованно предвиденных рисков, возможно – с некоторой дифференцированной премией, а государству – получить все остальное.

2. Путь, по которому вознамерились пойти и даже пошли в 1990-е годы, но потом с него свернули в начале 2000-х: формирование своего рода матрицы инвестиционных режимов недропользования, включающей унифицированные и индивидуализированные, где инвестору предоставляется возможность выбора наиболее подходящего для него, с его – инвестора – точки зрения, режима освоения недр в данном конкретном месте и времени, с учетом всех существующих здесь и сейчас коммерческих и некоммерческих рисков. Оптимизация распределения ресурсной ренты в случае индивидуализированного инвестрежима предпринимается не в рамках односторонних решений государства (и выдаваемых им индивидуальных льгот), а в рамках состязательного переговорного процесса сторон (принимающее государство – собственник недр и потенциальный инвестор-недропользователь). Следовательно, такой режим перемещается в зону гражданского права, и сосуществование разных инвестрежимов в рамках их матрицы означает сосуществование зоны публичного и гражданского права, с одной стороны, и зоны унифицированного налогового режима и индивидуализированного распределения ресурсной ренты – с другой.

Таким образом, в рамках матрицы возможностей различные инвестиционные режимы должны конкурировать между собой за инвестора, которому должна быть предоставлена возможность выбора предпочтительного для него инвестиционного режима освоения конкретного проекта в рамках приемлемой для государства совокупности инвестиционных режимов. 

Матрица четырех режимов

По мнению автора, который являлся идеологом применения режима СРП в России и в 1993–1997 годах – руководителем группы разработчиков законодательства о СРП, в России могли бы сосуществовать четыре разных инвестиционных режима недропользования, построенных на различном сочетании гражданского или публичного правового режима, с одной стороны, и унифицированного или индивидуализированного налогового режима – с другой (рис. 1).

К ним относятся:

1. Обычный (стандартный) лицензионный режим, установленный в 1992-м законом «О недрах» (публичное право плюс унифицированный, то есть единый для всех субъектов предпринимательской деятельности, налоговый режим). Фактически эту нишу занимает – и могла бы продолжать ее занимать – сегодняшняя (самая простая, самая прозрачная, самая удобная для фискальных органов) разновидность лицензионного режима, использующая в налоговой части (с 01.01.02) НДПИ с плоской шкалой. Этот режим повсеместно применяется сегодня в России за исключением трех проектов СРП.

2. СРП (гражданское право плюс индивидуализированный налоговый режим). На основании положений указа 2285 был подготовлен и в декабре 1995 года принят закон «О СРП», который, однако, был существенно утяжелен, особенно на стадии работы согласительной комиссии Госдумы и Совета Федерации. Тем не менее даже при таком утяжеленном его варианте нефтегазовые компании были готовы разрабатывать на условиях СРП около 250 участков недр в стране. А иностранные компании были готовы работать в России только на условиях СРП. Однако действующая сегодня редакция закона «О СРП» с учетом изменений в процедуре реализации СРП, внесенных при принятии в 2003 году главы 26 Налогового кодекса, убивает широкомасштабное практическое применение режима СРП в России. Таким образом, режим СРП продолжает существовать в российском законодательстве, хотя и в неприменимом на практике виде. Три проекта СРП («Сахалин – 1 и 2» и «Харьяга»), которые реализуются в России, были заключены до принятия закона о СРП в силу, и их индивидуальные условия защищены специально предусмотренной в данном законе оговоркой. Однако закон о СРП можно очистить от запретительных наслоений. Но для этого за основу для дальнейшей доработки следует взять ту редакцию, которая существовала в принятом Государственной думой в первом чтении в июне 1995 года проекте закона «О СРП», и отталкиваться уже от нее.

3. Лицензионный режим с изъятиями или дифференцированный лицензионный режим (публичное право плюс частично индивидуализированный налоговый режим). Изъятия из унифицированного налогового режима могут быть в форме его дифференциации или в виде введения особого налогового режима, вплоть до нулевого налогообложения, для отдельных категорий объектов, например для малодебитных скважин. По пути частичной дифференциации лицензионного режима идет с 2006 года российское недропользовательское законодательство. Введение в 2018 году режима НДД (налог на дополнительный доход) отражает этот подход;

4. Концессионный режим (гражданское право плюс унифицированный налоговый режим). Важной особенностью такого прочтения концессионного режима является то, что для каждого объекта недропользования, который будет осваиваться на условиях концессии, должен быть зафиксирован – причем на весь срок жизни проекта (как и в СРП режим распределения ресурсной ренты) – налоговый режим, существовавший на дату заключения (вступления в силу) концессионного соглашения между государством и инвестором. Законопроект о недропользовательских концессиях, внесенный в Госдуму в одном пакете с законом «О СРП», не прошел в 1995 году первого чтения. Принятый же в 2005 году закон «О концессионных соглашениях» не распространяется на отношения недропользования, и само упоминание о возможности применения концессионных соглашений в этой сфере было удалено из соответствующей статьи закона «О недрах» после 1995 года.

В итоге, по мнению автора, потенциальному инвестору было бы предложено своего рода меню инвестиционных режимов на разный вкус. А «вкус» – это различное отношение разных категорий инвесторов к оценке инвестиционных рисков: какие-то компании являются более консервативными в своей инвестиционной стратегии, какие-то готовы работать при более высоких рисках. Наличие меню предоставляет им более широкий спектр возможностей для выбора такого режима освоения конкретного месторождения, при котором сближение интересов государства и инвестора будет максимальным, то есть будет учтена и специфика проекта с учетом всех его рисков, и специфика инвестора.

Рис. 2. Эффект применения НДПИ с плоской шкалой.
Плюсы СРП

Механизм СРП создает «анклавы стабильности» вокруг отдельных недропользовательских проектов. Во-первых, он обеспечивает стабильность налоговых и иных существенных условий в системе договорных отношений между государством – собственником недр и компанией-недропользователем на весь срок реализации инвестиционного проекта. Во-вторых, за счет индивидуализированной системы налогообложения (заменяемой механизмом раздела продукции со скользящей шкалой в зависимости от текущих экономических результатов) достигается оптимальное распределение ресурсной ренты в рамках каждого проекта за счет состязательного переговорного процесса. Инвестор-недропользователь в итоге имеет возможность гарантированно покрыть издержки и получить приемлемую прибыль с учетом обоснованных им рисков, а принимающее государство – собственник недр – все остальное.

Поэтому механизм СРП позволяет обходиться без широко распространенной ныне системы индивидуальных льгот (даруемых в одностороннем порядке от имени государства отдельным компаниям, территориям, проектам) в рамках общего (унифицированного) налогового режима, который является фискально ориентированным и потому изначально запретительным как минимум для новых проектов. 

Экономико-правовой механизм СРП обеспечивает оптимальное распределение горной ренты между государством (собственником недр) и инвестором при освоении месторождений минерально-сырьевых ресурсов. Причем СРП теоретически позволяет производить точную динамическую балансировку пропорций распределения горной ренты в случае каждого конкретного месторождения за счет переговорногоо механизма определения таких пропорций. Этой возможности не дает ни один устанавливаемый государством в одностороннем порядке механизм налогообложения пользователей недр. Иначе говоря, распределение ренты административно-правовым механизмом регулирования априори не может быть оптимальным.

Рис. 3. Эффект применения СРП.
Таким образом, СРП – это не льготный налоговый режим, а иной режим распределения ресурсной ренты, который всегда будет приносить государству больше доходов (эффект кривой Лэффера), чем действующая административно-правовая налоговая система с плоской шкалой (рис. 2): как за счет вовлечения в разработку дорогих в освоении месторождений, так и за счет изъятия части «рентных сверхдоходов» компаний, эксплуатирующих месторождения дешевой нефти (рис. 3).

СРП как инструмент проектного финансирования

Нефтяные компании осуществляют финансирование проектов разработки месторождений не из собственных, а преимущественно из заемных средств. Доля долгового финансирования составляет 60–80%. Таким образом, одним из основных участников реализации СРП (как, впрочем, любого другого крупномасштабного и долгосрочного инвестиционного проекта), даже не будучи непосредственной стороной соглашения между государством – собственником недр и инвестором-недропользователем, выступает финансово-банковский сектор. Его представители весьма консервативны и требуют максимальных гарантий возврата выданных в долг средств.

Поэтому СРП предоставлял уже на стадии ТЭО проекта гарантии получения будущей доли прибыльной нефти, как отходящей по соглашению инвестору-недропользователю, так и государству. Механизм СРП предоставляет предсказуемую и просчитываемую возможность возврата заемного финансирования, обеспечением под привлечение которого мог быть абсолютно ликвидный товар – будущая прибыльная нефть проекта. 

Такой механизм аналогичен широко распространенной на Западе практике «кредитования под запасы» (reserve-based lending/RBL), где базой кредитования – максимальной суммой, которую банк готов предоставить заемщику, – выступает приведенная стоимость доказанных запасов углеводородов (частью которой в случае СРП является будущая прибыльная нефть проекта).

СРП как инструмент госгарантий

Механизм СРП предоставлял возможность создать новый класс государственных гарантий – обеспеченных будущей долей прибыльной нефти государства в рамках проектов СРП, перечни которых Госдума была намерена утверждать (закрепляя тем самым стабильность и предсказуемость условий реализации этих проектов). Поскольку в 1990-е годы стороной СРП от государства выступали федеральные и региональные власти (принцип двух ключей), то механизм СРП давал бы возможность обеспечить надежное и высоколиквидное наполнение государственных гарантий, выставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Именно этим автор, в частности, занимался в период своей работы исполнительным директором Российского банка реконструкции и развития (РБРР), после завершения работы над законом о СРП и вступлением последнего в силу.

Российское законодательство требовало утверждения каждого проекта СРП отдельным федеральным законом. Значит, при формировании бюджета на будущий год достаточно было бы просуммировать по ратифицированным соглашениям объемы госдолей прибыльной нефти на этот год, не подвергая их отдельному обсуждению в рамках процедуры принятия бюджета.

Почему «убили» СРП 

В начале 2000-х годов в российской прессе была развернута широкомасштабная пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию СРП. Один из основных заказчиков и вдохновителей этой акции был тогдашний глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.

Во главе этой борьбы, по словам Сергея Богданчикова, тогдашнего президента компании «Роснефть», «две компании, которым в период дележа нефтяного пирога достались самые продуктивные месторождения. Поэтому у них низкая себестоимость добычи нефти, они обеспечили себе конкурентные преимущества на данном этапе и хотят их сохранить в перспективе на 15–20 лет». 

Логика оппонентов СРП – новых собственников приватизированных (по очень низкой цене в ходе залоговых аукционов) российских компаний была проста: не дать возможности иностранным компаниям участвовать в освоении нефтегазовых ресурсов России напрямую, через СРП, но только через покупку (уже совсем по иной цене) акций своих компаний. Иначе говоря, убрать конкурента. Плюс к тому, применение механизма СРП на высокопродуктивных новых месторождениях давало возможность государству получать большую часть ресурсной ренты, чем это позволял введенный 26-й главой НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с плоской шкалой (рис. 3).

Поэтому в результате влияния в тогдашней Государственной думе (достаточно вспомнить, что руководителем налогового подкомитета в Думе в то время был один из семи отцов-основателей несуществующей сегодня компании ЮКОС) были проведены поправки в статью 26 Налогового кодекса, которыми применение режима СРП на практике в России было сделано фактически невозможным. Хотя как действующая правовая конструкция он до сих пор существует в российском законодательстве. Следует отметить при этом, что в своей заграничной деятельности нефтяные компании России, как правило, стремятся использовать именно СРП как механизм минимизации некоммерческих рисков реализации капиталоемких инвестиционных нефтегазовых проектов.

А почему государство?

Минэкономразвития, назначенное в 2000 году уполномоченным государственным органом по СРП, в лице тогдашнего министра Германа Грефа ужаснулось, какое количество переговорных команд необходимо создать, чтобы проводить эффективные переговоры с потенциальными отечественными и иностранными инвесторами-недропользователями. Собственных грамотных отечественных переговорщиков по СРП в необходимом количестве в стране не было, готовить не стали, нанимать иностранные специализированные фирмы работать на государство не захотели. Оказалось легче угробить идею СРП, в частности, под эгидой якобы «повышенной коррупционности» этого инвестиционного режима недропользования.

Рис. 4. Сравнение эффектов применения НДПИ с плоской шкалой и СРП.
Рисунки предоставлены автором  
Минфин был всегда оппонентом СРП, потому что считал (игнорируя эффект кривой Лэффера), что этот механизм якобы создает «выпадающие доходы» для бюджета. Хотя Минфин относит к категории «выпадающих доходов» в случае СРП доходы, которые являются таковыми только на бумаге, и не учитывает те дополнительные прямые налоговые доходы для государства, которые режим СРП создает по сравнению с национальной налоговой системой (если использовать терминологию, вошедшую в оборот с легкой руки Михаила Ходорковского) за счет расширения базы налогообложения и возможности извлечения дополнительной части ресурсной ренты на высокорентабельных месторождениях (рис. 4). Плюс сложности попроектного налогового администрирования при СРП по сравнению с корпоративным налогообложением в рамках лицензионной системы недропользования. 

Хорошей иллюстрацией утраченных возможностей СРП прошедшего 25-летия является, на мой взгляд, сравнение опыта освоения двух нефтегазовых проектов, находящихся примерно в одинаковых условиях, но осваиваемых в рамках разных режимов недропользования: «Сахалин-2» (СРП) и «Приразломное» (лицензионная система). Первый был выведен на промышленную добычу через три года после вступления СРП в силу, а второй – через 21 год после выдачи на него лицензии недропользователю (тогда только что образованному Росшельфу). Полагаю, комментарии излишни. 

Плюс упущенные возможности по получению мультипликативных эффектов от реализации нереализованных проектов СРП (их потенциальное число достигало 250).

Еще сюжет из сферы бюджетного федерализма. В моем понимании, сильная Россия означает сильные регионы. Которые при этом не кормятся из рук федеральных органов власти трансфертами из Центра (в обмен на лояльность), а имеют возможность самостоятельно зарабатывать. В частности, осваивая средние и мелкие месторождения полезных ископаемых, расположенные в регионах. На возможность предоставления (в рамках системы «двух ключей») самостоятельности регионам в освоении на условиях СРП мелких и средних месторождений, расположенных на их территории, были нацелены поправки в законодательство, подготовленные нашей группой разработчиков законодательства о СРП. К сожалению, впоследствии возобладал иной подход (отказ от принципа «двух ключей» и централизация полномочий и налоговых поступлений у федерального Центра).

Все это и дает мне основание говорить о юбилее СРП как о юбилее упущенных возможностей, а о самом режиме СРП – как об инвестрежиме упущенных возможностей. 

Режим Инвестиций — это… Что такое Режим Инвестиций?


Режим Инвестиций
регулируемое государством соотношение внутренних и иностранных инвестиций. Различают режимы: справедливый и недискриминационный, наибольшего благоприятствования, национальный.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • Режим Валютный
  • Режим Кредитования Общий

Смотреть что такое «Режим Инвестиций» в других словарях:

  • Страхование инвестиций — один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений [1]. Содержание 1 Предпосылки страхования инвестиций …   Википедия

  • Правовой режим — Правовой режим  это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]. Содержание 1 Другие определения …   Википедия

  • Защита Иностранных Инвестиций — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений, оформленный в виде межгосударственных договоров, по которым декларируется благоприятный режим взаимного инвестирования. Словарь бизнес терминов.… …   Словарь бизнес-терминов

  • защита иностранных инвестиций — Комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… …   Справочник технического переводчика

  • ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений; оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… …   Большой экономический словарь

  • ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ Об особой экономической зоне в Калининградской области от 15 ноября 1995 г.… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… …   Энциклопедия инвестора

  • ВТО — это международная финансовая организация ВТО : вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора


5.2. Правовые режимы иностранных инвестиций

Теория и практика международного инвестиционного права режимы иностранных инвестиций делит на абсолютные и относительные. Первые базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации, справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать правила, касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права. Ко вторым относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений. Справедливый и равноправный режим является традиционным общепринятым обычаем в международном праве, тесно связанным с классическим определением так называемого должного прилежания, хотя его значение точно не определено. В официальном комментарии ст. 1 проекта Конвенции о защите иностранной собственности указывается, что «справедливое и равноправное обращение означает минимальный международный стандарт, который составляет часть обычного международного права» *(329). В соответствии с этой точкой зрения данный стандарт охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе принцип недискриминации, обязанность защищать иностранную собственность и международный минимальный стандарт.

Как известно, некоторые развивающиеся государства подвергают сомнению особое правовое положение определенных стандартов международного права и их применимость к иностранным инвестициям. По этой логике значение принципа справедливого и равноправного обращения объясняется относительным недостатком абстрактного содержания.

Принципиальное место в двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений занимает определение их общего правового режима. Это имеет важное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Новым по сравнению с положениями российского законодательства является включение в двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций условий режима, который получил в международно-правовой практике название «режим абсолютного стандарта». Такой режим предполагает общую характеристику предоставляемого иностранным инвестициям режима: «равноправный режим» и «справедливый режим», «режим, обеспечивающий полную и безусловную защиту инвестиций в соответствии с теми стандартами, которые приняты в международном праве».

Конкретной интерпретации «благоприятного и справедливого режима» не существует, хотя некоторые его элементы считаются более или менее общепринятыми. Речь в данном случае идет о недискриминации, некоем минимальном стандарте, обязанности государства-капиталополучателя защищать иностранную собственность.

Применяются иногда и другие аналоги этих понятий. Например, в ст. 10 (1) Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ) предусматривается «справедливый и равноправный режим» и «постоянная максимальная защита и безопасность», которые, кстати, определены на основе формулировок ДСМ и ДИД, заключенных между США и Великобританией. Однако вряд ли эти два термина добавляют что-либо существенное к международному минимальному стандарту. Они не обладают атрибутами жесткой ответственности, которую берут на себя государства в отношении ущерба, понесенного иностранцами в связи с внутренней нестабильностью, а являются скорее определенным выражением надлежащей разумной осторожности государств в отношениях с иностранцами.

Государство-капиталополучатель, согласно той же ст. 10 (1) ДЭХ, «поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам». Данное положение применимо главным образом к предынвестиционной деятельности, хотя возможно его применение и к деятельности послеинвестиционной. Но оно не является одним из элементов международного минимального стандарта, поскольку государства в соответствии с принципом суверенитета свободны, если они этого желают, в поощрении или противодействии иностранным инвестициям *(330).

Концепция, в соответствии с которой нельзя «никоим образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию…», представляется весьма сходной с минимальным международным стандартом. Считается, что эта концепция относится к таким случаям, которые имели место вскоре после иранской революции. В этом случае народ в условиях негласной поддержки, а иногда и поощрения подобных мер в отношении иностранных инвесторов со стороны некоторых государственных структур понес существенный коммерческий урон, который во многих случаях выражался в прямой или «ползучей» экспроприации.

Абсолютное большинство двусторонних договоров содержит термин «справедливый и равноправный режим». «Каждая из Договаривающихся Сторон будет обеспечивать справедливый и равноправный режим капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны и не будет путем принятия неоправданных или дискриминационных мер препятствовать эксплуатации, управлению… капиталовложениями, осуществляемыми этими инвесторами. Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает таким капиталовложениям полную безопасность и защиту», — говорится, например, в Соглашении России с Королевством Нидерландов.

Между прочим, норма «справедливый и равноправный режим» имеет во многом декларативный характер. В ней зафиксирована воля государства поощрять иностранные инвестиции, вести благожелательную политику в отношении зарубежных инвесторов. Более конкретные формулировки двустороннего договора содержатся в последующих статьях, где говорится о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

Об установлении режима наибольшего благоприятствования говорится в двусторонних договорах Российской Федерации с Австрией, Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Канадой, Кореей, Китаем, Нидерландами, Турцией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швейцарией и т.д.

Рассмотрим п. 2 ст. 3 Соглашения с Францией о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, где говорится: «Каждая из Договаривающихся Сторон на своей территории и в своей морской зоне будет применять в отношении инвесторов другой Договаривающейся Стороны в том, что касается их капиталовложений и связанной с ними деятельности, режим, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства» (выделено мною. — И.Ф.).

«Режим, не менее благоприятный, чем в отношении капиталовложений инвесторов третьих государств», устанавливает ст. 3 аналогичного Соглашения с Германией.

В этой же статье зафиксировано, что «без ущерба своего законодательства о совместных предприятиях с участием иностранных инвесторов каждая из Договаривающихся Сторон обязуется не предпринимать дискриминационных мер в отношении совместных предприятий с участием инвесторов другой Договаривающейся Стороны, капиталовложений таких инвесторов, а также деятельности инвесторов, связанной с капиталовложениями».

Двусторонние договоры предусматривают также изъятия, которые допускаются при предоставлении режима наибольшего благоприятствования.

Под принципом наибольшего благоприятствования понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить другому договаривающемуся государству в той или иной указанной в договоре сфере их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Формула «которое он предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» охватывает режим, которым пользуется любое третье государство, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или правоприменительной практике *(331).

Следует особо отметить, что режим наибольшего благоприятствования не может «смешиваться» или отождествляться с режимом недискриминации. Принципы, лежащие в основе этих режимов, имеют разное содержание. Суть принципа недискриминации состоит в праве требования таких условий, какими пользуются все, т.е. общих, одинаковых для всех.

Суть же принципа наибольшего благоприятствования состоит в праве требовать льготных, привилегированных условий. Поэтому режим наибольшего благоприятствования предполагает недискриминационный режим, но не сводится к нему. Принцип недискриминации является общим следствием суверенного равенства государств. Он имеет характер общеобязательной обычно-правовой нормы и потому не нуждается в договорном признании. Что же касается принципа наибольшего благоприятствования, то он, как международно-правовая норма, имеет договорный характер *(332).

Примечательно, что Комиссия международного права ООН относительно недискриминации совершенно ясно указала, что это «общее правило, вытекающее из равенства государств» *(333), «общее правило, вытекающее из суверенного равенства государств» *(334).

Следует особо отметить, что в дополнение к положению о предоставлении режима наибольшего благоприятствования наша страна обязалась предоставлять зарубежным инвесторам и национальный режим.

Принцип национального режима в странах с развитой экономикой является основополагающим по отношению к инвестиционной деятельности. При предоставлении национального режима зарубежным капиталовложениям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами.

Следовательно, национальный режим — это такой режим, при котором права инвесторов на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу, т.е. российским инвесторам). Например, в ст. 5 Соглашения России с Испанией утверждается, что «каждая из Сторон в соответствии с национальным законодательством будет предоставлять в отношении капиталовложений, осуществляемых инвесторами другой Стороны, режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется ее собственным инвесторам».

Аналогичное дополнение содержит и п. 4 ст. 3 Соглашения России с Канадой: «По мере возможности и в соответствии со своим законодательством одна Договаривающаяся Сторона предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны режим, не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам своих собственных инвесторов».

О том, что «настоящее Соглашение не может воспрепятствовать инвесторам воспользоваться более благоприятными положениями», говорится в Договоре с Правительствами Королевства Бельгии и Великого Герцогства Люксембург о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Вышеизложенные дополнения к режиму наибольшего благоприятствования, предоставленному зарубежным инвесторам, свидетельствуют о стремлении создать более благоприятные условия, которые соответствуют национальному режиму как принципу подчинения иностранных инвесторов правилам предпринимательской деятельности, установленным для российских бизнесменов. В п. 1 ст. 3 данного Соглашения оговаривается предоставление режима наибольшего благоприятствования: каждая из сторон предоставляет «режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется капиталовложениям и доходам инвесторов любого третьего государства». В следующем пункте этой же статьи оговариваются условия предоставления «режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется инвесторам любого третьего государства».

Пункт 3 ст. 3 говорит о применении в отношении иностранных инвесторов национального режима, т.е. «равного режима, который предоставляется капиталовложениям и доходам собственных инвесторов». В Соглашении, однако, имеется и оговорка, что такого рода оптимальный режим по договоренности сторон предоставляется «по мере возможности и в соответствии со своим законодательством».

Интересной является формулировка аналогичной статьи в Договоре России с США. Пункт «п» ст. 1 утверждает, что «национальный режим означает режим, который является, по крайней мере, таким же благоприятным, как тот, который предоставляется Стороной компаниям или гражданам третьих государств в аналогичных обстоятельствах».

О «смешанном» режиме идет речь в Соглашении России с Республикой Корея о поощрении и взаимной защите капиталовложений: «Каждая из Договаривающихся Сторон будет предоставлять на своей территории капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны режим, не менее благоприятный, чем она предоставляет капиталовложениям или доходам от капиталовложений своих собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства» (ст. 3).

Международные соглашения о защите инвестиций могут предусматривать возможность изъятий из национального режима в отношениях между инвесторами договаривающихся государств и договаривающимся государством, принимающим инвестиции. Так, например, в Соглашении России с Кореей п. 3 ст. 3 предусмотрено, что «каждая из Договаривающихся Сторон оставляет за собой право устанавливать или сохранять в соответствии со своим действующим законодательством ограниченные изъятия из национального режима, предоставляемые в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи».

Примечательно, что в Соглашениях России с Канадой и Францией при определении режима инвестиций предусматривается прямая отсылка к общим принципам международного права. Например, «каждая из Сторон обязуется обеспечивать на своей территории… капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны в соответствии с принципами международного права справедливый и равноправный режим, исключающий любую несправедливость или дискриминационную меру, которая могла бы помешать управлению, содержанию, пользованию или ликвидации этих капиталовложений» (п. 1 ст. 3 Соглашения с Францией).

Включение условия о предоставлении режима абсолютного стандарта, на взгляд специалистов, означает, что при разрешении тех или иных вопросов в ходе осуществления инвестиционной деятельности не исключается обращение к нормам международного права. Если условие международного соглашения содержит прямую отсылку к нормам и принципам международного права, то толкование таких категорий, как «справедливый и равноправный режим», должно даваться в соответствии с пониманием этих категорий, принятым в международном праве. Отсутствие отсылки к международному праву дает возможность договаривающимся сторонам толковать эти категории в соответствии с национальным законодательством *(335).

Заключая краткий обзор правовых режимов иностранных инвестиций, обратим внимание на положения ДЭХ в этой сфере. Согласно авторитетным исследованиям, главным нормативом, установленным ДЭХ в отношении инвесторов, является национальный режим. Эта, как уже подчеркивалось, весьма традиционная и возрождающаяся сейчас под влиянием ОЭСР концепция конкретно не упоминается в ДЭХ, однако ее можно вывести из обтекаемого определения режима в ст. 10 (3) и предположительно в ст. 10 (1), где говорится о дискриминационных мерах. Стратегия ДЭХ заключалась во включении в Договор «благоприятного» элемента национального режима, т.е. отсутствия дискриминации по сравнению с национальным бизнесом, что уравновешивало бы «негативный» элемент. Другими словами, речь идет о применении стандартов, возможно, невысокого качества к иностранцам путем включения в договоры минимальных международных стандартов *(336).

инвестиционный режим — Перевод на английский — примеры русский

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Делегаты выразили надежду на то, что на международном уровне Рамочные основы помогут создать более последовательный международный инвестиционный режим, благоприятствующий развитию.

At the international level, delegates hoped that the Framework would contribute to a more consistent international investment regime that also promoted development.

Это усложняет систему и вызывает вопросы о том, как интегрировать аспекты устойчивого развития в инвестиционные переговоры и в существующий инвестиционный режим.

That contributed to systemic complexity and growing concerns about how to mainstream a sustainable development dimension into investment negotiations and the current investment regime.

По мнению участников дискуссии, инвестиционный режим Ганы является относительно открытым.

Стремясь привлечь дополнительные инвестиции, многие развивающиеся страны либерализовали свой инвестиционный режим и законодательство в области передачи технологии.

Many developing countries have liberalized their investment regime and technology transfer legislation in order to attract more foreign investment.

[инвестиции: техническое сотрудничество должно помочь странам-получателям улучшать свой инвестиционный режим и привлекать иностранный капитал.

[Investment: the technical cooperation should help recipient countries to improve their investment regime and attract foreign capital.

Он также отметил, что инвестиционный режим принимающих стран имеет очень важное значение для привлечения ПИИ.

He also noted that the investment regime in host countries was very important in attracting FDI.

Международный инвестиционный режим должен в полной мере учитывать национальные соображения и особенности, касающиеся развития.

The international investment regime should fully take into account national considerations and peculiarities that are relevant to development.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в Эфиопии, где инвестиционный режим является сравнительно более открытым по сравнению с режимом передачи технологии.

Similar tendencies are also observed in Ethiopia, where the investment regime is relatively more open than the technology regime with respect to technology transfer.

Совещание рассмотрело системные и принципиальные проблемы, которые международный инвестиционный режим создает для участников переговоров, директивных органов и других заинтересованных сторон в данный момент.

The meeting discussed the systemic and substantial challenges that the international investment regime posed for negotiators, policymakers and other stakeholders today.

Существующий в Нигерии инвестиционный режим предоставляет преференции прямым иностранным инвестициям, создает благоприятные условия для капиталовложений, защищает интересы иностранных инвесторов и при этом осуществляет контроль за качеством предоставляемых услуг.

Nigeria had established an investment regime that recognized the crucial role of foreign direct investment and of creating an environment that protected foreign investors while also ensuring that the country received quality services.

Значительно улучшился инвестиционный режим, который стимулирует ПИИ. Однако в отличие от многих других стран основные усилия в Эфиопии пока направлены на то, чтобы наверстать упущенное.

The investment regime had improved greatly and was conducive to FDI. However, unlike in many other countries, the policy efforts in Ethiopia had so far been of a catch-up nature.

Многие эксперты и делегаты подчеркнули важное значение объединения усилий и обмена опытом и передовой практикой для того, чтобы международный инвестиционный режим в большей степени служил делу устойчивого развития.

Many experts and delegates highlighted the importance of joining forces and sharing experiences and best practices so as to make the international investment regime work better for sustainable development.

Многосторонняя инвестиционная система не существует, но существует международный инвестиционный режим, который состоит из 3500 договоров, заключенных по большей части на двусторонней основе на разных уровнях.

Although no multilateral investment system existed, there was an international investment regime composed of 3,500 largely bilateral treaties at all levels.

Благоприятные условия предполагают, в частности, обеспечение адекватной социально-экономической инфраструктуры, включая, например, хорошую систему транспорта и связи, эффективные и недискриминационные банковские и финансовые учреждения и открытый торговый и инвестиционный режим.

An enabling environment includes the provision of an adequate social and economic infrastructure, including, for example, good transportation and communication facilities, efficient and non-discriminatory banking and financial institutions and an open trading and investment regime.

В этой связи он отмечает, что Нигерия сформировала такой инвестиционный режим, который обеспечивает защиту иностранных инвесторов на основе гарантий стабильности и поощрения и защиты инвестиций при одновременном обеспечении соблюдения экологических стандартов и контроля за выполнением проектов.

In that regard, Nigeria had established an investment regime which protected foreign investors by guaranteeing stability and investment promotion and protection while ensuring respect for environmental standards and monitoring project performance.

Современный инвестиционный режим основан на международных инвестиционных договорах и контрактах, зачастую предусматривающих арбитражное разбирательство исков инвесторов против государства, и число этих документов возрастало в 1990-х годах в геометрической прогрессии.

The modern investment regime is based on international investment treaties and contracts, often coupled with binding investor-State arbitration, all of which increased exponentially in the 1990s.

Как признается, ПИИ являются важным катализатором роста в экономике Лесото. ОИП помог стране изменить инвестиционный режим.

Более либераль-ным стал инвестиционный режим, изменена органи-зационная структура Совета по инвестициям, с тем чтобы на комплексной основе содействовать привле-чению иностранных инвестиций.

The investment regime had been liberalized, and the Board of Investment had been restructured to provide one-window operation to encourage foreign investment.

Свазиленд завершил подготовку проекта кодекса правил, регламентирующих инвестиционный режим.

Открытый торговый и инвестиционный режим; информационная технология; сближение по характеру спроса; усиленная конкуренция

Open trade and FDI regime; information technology; convergence in tastes; heightened competition

Инвестиционный процесс | Что это такое? | Сущность, участники, этапы и стадии инвестиционных процессов

Содержание статьи:
  1. Что такое инвестиционный процесс?
  2. Основные показатели
  3. Структура процесса
  4. Участники
  5. Этапы
  6. Ситуация в России

Инвестиционный процесс это взаимосвязь участников, способов привлечения и размещения инвестиционных средств.

Можно сказать, что это отношения особого, возникающие между субъектами, объединёнными общей целью. Целью выступает увеличение и приумножение инвестиционного капитала, расширение производства, достижение других выгод и благ.

Цели инвестиционного процесса:
  1. анализ проектов, направлений инвестиций, планирование и реализация задач.
  2. сбор и предоставление информации для всех участников процесса.
  3. исследование правового поля и финансовой ситуации.
  4. осуществление проектов, управление ими.

Инвестиционные процессы как самостоятельная структура существовать не способны. Их жизнедеятельность целиком и полностью зависит от наличия определенных факторов. Такими факторами выступают:

  • наличие инвесторов и инвестиционного капитала
  • наличие активов, проектов и других объектов, подходящих для инвестирования
  • сформированная инвестиционная среда
  • технические и юридические возможности для взаимодействия инвесторов и проектов.

Основные показатели

Сделать вывод о том, насколько эффективно идут инвестиционные процессы на предприятии или у отдельно взятого инвестора можно исходя из анализа следующей группы показателей:

  • темп роста капитальных инвестиций
  • коэффициент реализации капитальных вложений
  • размер вложений на один рубль расходов
  • коэффициент инвестиций
  • коэффициент воспроизводства основного капитала.
Сущность инвестиционного процесса заключена в поэтапном приобщении инвестора к объекту его вложений, а также в достижении конечного результата.

Для того, чтобы реализуемые процессы инвестиционной деятельности были эффективными их организацию необходимо проводить, основываясь на следующих принципах:

  • установить максимальный объём вложений, при котором дальнейшее инвестировании нецелесообразно
  • принцип системности
  • учёт дополнительных расходов по мере модернизации предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности
  • принцип мультипликатора
  • поддержание баланса между достаточной доходностью и приемлемым уровнем рискованности вложений.

При реализации инвестиционных процессов возможны:

  • смена формы вложенных средств из активов в инвестиционные расходы
  • увеличение размера вложенных средств путём получения прибыли либо необходимого экономического эффекта.

Структура процесса

Структура инвестиционного процесса для всех видов деятельности будет выглядеть следующим образом:
  • сбор информации и анализ инвестиционной сферы, её правовой составляющей. Исследование инвестиционных рынков и конкуренции на них
  • предоставление необходимой информации для разработки инвестиционной стратегии
  • анализ необходимости в источниках инвестиций и поиск путей их привлечения
  • осуществление выборки приоритетных инвестиционных проектов, их планирование и управление ими. Анализ процесса реализации проектов, ведение по ним отчетности и т.п.

Если составлять структуру процесса инвестирования применительно к наиболее распространённому виду вложений, а именно к финансовому инвестированию, то его вид принимает следующую форму:

  • анализ существующих вариантов и выбор оптимально подходящей инвестиционной политики под цели инвестора
  • анализ и оценка текущей ситуации на рынке ценных бумаг, выбор подходящих ценных бумаг под выбранную стратегию инвестирования
  • формирование портфеля инвестора
  • корректировка количества и вида ценных бумаг, входящих в портфель (когда ситуация на рынке меняется, зачастую требуется изменить наличие тех или иных ценных бумаг дабы не повысить текущие инвестиционные риски)
  • оценка уровня доходности и текущих рисков инвестиционного портфеля.

Участники

Участниками инвестиционного процесса могут выступать физические и юридические лица, которые привлекают средства для вложений, а также все институты, организации, влияющие на его конечный результат.

Основными участниками (субъектами) инвестиционных процессов считаются:
  • заказчики (те, кто реализует проект)
  • инвесторы (те, кто предоставляет средства на реализацию)
  • всевозможные посредники (поставщики, банковские учреждения, страховые организации и т.д.)
  • пользователи объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Этапы и стадии

  1. На первом этапе необходимо определится с целями инвестирования, выбрать направление и способы их реализации и подобрать объекты инвестиций, которые способны реализовать поставленные задачи и цели. Определение объёмов инвестирования, сроков вложения, ответственности и обязанностей обеих сторон, распределение прибыли и т.п.
  2. Второй этап подразумевает осуществление всех необходимых практических действий по воплощению инвестиционного проекта в жизнь. Устранение всех правовых барьеров, заключение необходимых договоров, получение лицензий и выполнение всего, что может понадобиться на данном этапе.
  3. Заключительный этап это контроль и управление ходом инвестиционной деятельности. Соблюдение всех необходимых норм и устранение возникших проблем, мешающих реализации инвестиционной идеи. Результатом данного этапа является компенсирование инвестиционных издержек и получение прибыли.
Основные стадии инвестиционных процессов:

Инвестиционные процессы в России

В России за глобальными инвестиционными проектами ведется контроль. Объем инвестиций не должен превышать 20% по отношению к ВВП в целях сохранения стабильности российского рынка. При этом основным источником экономического роста становятся прямые иностранные инвестиции и зарубежные займы.

Растет вовлеченность частного капитала и падает уровень государственных инвестиций в развитие масштабных проектов. Роль государства остается весомой, поскольку, как участник национального инвестиционного процесса, оно обеспечивает контроль и осуществляет правовое воздействие на инвесторов.

Основными регуляторами инвестиционных процессов в стране являются Центробанк и правительство РФ. Правительство регулирует правовые основы ведения инвестиционной деятельности, предоставляет бюджетные субсидии и кредиты, а регулятор воздействует на экономические условия, определяет процентные ставки, курирует деятельность банков и страховщиков, что в итоге непосредственно влияет на реальный сектор экономики.

понятие, виды, источникиправового регулирования. Правовой режим инвестиций в рф.

Инвестиции — капитал, вложенный в производство, то есть стоимость, возрастающая благодаря своему функционированию в системе, обеспечивающей использование живого труда.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В МЧП различают две формы инвестирования:

Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;

Предпринимательская форма — предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений.

1. Национальное законодательство.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору: зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала.

2. Международные договоры.

Двусторонние и многосторонние.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров. Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Соглашения о налогообложении. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами.

Инвестиционные контракты-соглашения.

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами — реципиентами капитала.

Виды инвестиций — понятие и разновидности

Какие встречаются виды инвестиций? Вы вообще слышали, что существует целая система их классификации? Финансовые эксперты точно знают, что хранение денег в копилке, закопанной под столетним дубом, — это самый неэффективный способ применения денег. Средства должны находиться в постоянном движении. 

Если для человека движение — это жизнь, то для денег — это способ принести выгоду человеку, владеющему ими. Конечно, существует риск потерять свои средства. Инвесторы всегда тщательно выбирают варианты для вкладов. Для этого придется научиться распоряжаться своими капиталами правильно. Вот здесь-то вам и пригодятся знания о разных видах инвестиций.

Понятие и виды инвестиций

Инвестиции с высокой доходностью — мечта любого вкладчика. Чтобы найти такой неисчерпаемый источник стабильного заработка, нужно познакомиться с основами экономики. Знания, умноженные на опыт, помогут научиться правильно ориентироваться в запутанном мире финансов.

Сначала разберемся с понятием «инвестиции». Это деньги, которые вкладываются в покупку ценных бумаг, доли или целого предприятия. Делается это с целью приумножить состояние инвестора и принести ему прибыль. В редких случаях причина — получение контроля над внутренними процессами предприятия и права влиять на них.

Иногда инвестирование приравнивают к спекуляции. Эти понятия абсолютно разные. В спекулятивных проектах средства вкладываются сроком до одного года. Если период больше, то это уже называется инвестированием.

Хотя и из этого правила есть исключения. К примеру, операции на фондовых биржах обычно носят краткосрочный характер, но никто не называет их спекуляциями (за редкими исключениями). Всего существует три вида инвестиций:

  • реальные;
  • финансовые;
  • интеллектуальные.

Это самая распространенная классификация. Существуют и другие способы инвестиционного дифференцирования. К примеру, некоторые эксперты делят их только на две большие категории: портфельные и реальные. В различных источниках можно встретить информацию об иностранных, государственных, производственных, частных, смешанных, контролирующих и неконтролирующих инвестиционных вложениях.

С точки зрения направленности действий выделяют еще несколько типов: начальные, на расширение, реинвестиции, инвестиции на диверсификацию и замену основных фондов. Мы рассмотрим простую классификацию.

Согласно ей выделяют три категории капиталовложений.

Финансовые инвестиции 💲

Этот тип инвестиций считается самым популярным среди вкладчиков. Для получения доходов они используют набор финансовых инструментов, которые доступны для любого инвестора. Характеризуются потенциально высоким уровнем доходности.

В отличие от реальных инвестиций, которые мы будем рассматривать дальше, финансовые не предполагают вложение средств в реальные объекты. Их делят на три подтипа:

  • Валютные. Это обычная покупка опционов и торговля на FOREX.
  • Фондовые. Средства вкладываются в приобретение ценных бумаг.
  • Кредитные. Покупка долговых бумаг (государственных ценных бумаг, облигаций).

Фондовые инвестиции в этом списке занимают первое место по потенциальной доходности. Такие вложения действительно могут в одно прекрасное утро сделать инвестора невероятно богатым. В противовес этому достоинству есть и такой же «сильный» недостаток. Работа с фондовыми биржами подразумевает самые высокие риски потери своих средств, поэтому этот тип инвестирования может так же быстро сделать вкладчика банкротом.

Эксперты рекомендуют в данном случае формировать свой инвестиционный портфель из финансовых вложений разных типов. Если вкладчик добавит в него акции, валюты и облигации, то в случае потери средств на валюте, у него все равно останется «запас» на черный день.

Для тех, кто не любит пить шампанское (и соответственно рисковать) есть облигации, подкрепленные государством. Потенциальная доходность невысокая, но, если тише ехать, то можно добраться дальше более нетерпеливых конкурентов.

При таком варианте инвестирования, вкладчики могут существенно повысить степень своего влияния на определенный сегмент рынка, в котором и «крутятся» его деньги. Перед вложением средств рекомендуется проанализировать интересующий финансовый сектор, оценить перспективы.

Реальные инвестиции

Реальные инвестиции — это средства, которые были вложены в реальные вещи: недвижимость, предприятия, приватизируемые объекты. Именно этот тип инвестирования обладает высокими рисками. Распоряжаться капиталом нужно очень аккуратно, взвесив все «за» и «против».

Очень часто возникают ситуации, когда мнения инвестора и руководства компании, относительно распределения средств, расходились. Это приводило к конфликтам. Перед тем, как вложить средства в предприятие, необходимо получить реальную возможность влиять на его внутренние процессы.

Оптимальный вариант — покупка контрольного пакета акций. Тогда риски будут значительно ниже. В противном случае вы, как инвестор, можете беспомощно наблюдать со стороны, как безграмотные начальники буквально выбрасывают на ветер ваши деньги. Реальные инвестиции делят на два подтипа:

  • Материальные. Вложение средств в расширение предприятия. Покупка квартиры или оборудования для сдачи в аренду. Приобретение антиквариата, цена которого впоследствии возрастет.
  • Нематериальные. Этот тип вложений не приносит доходы сразу. Инвестор оплачивает рекламную кампанию, создание бренда, курсы повышения квалификации сотрудников, исследования рынка, разработку маркетинговой стратегии. Сотрудники принесут ему прибыль впоследствии, когда начнут применять новые навыки в работе.

В отличие от валюты, курс которой может резко упасть или взлететь до небес, объекты, в которые вкладываются реальные инвестиции, редко обесцениваются. Инвестор вложил деньги в покупку нескольких квартир в центре города. Он решил сдавать их и зарабатывать на аренде. Наступила инфляция, а цены на съемное жилье возросли. Этот метод позволяет получить стабильный доход и даже увеличить его.

Если вы открыли счет в банке и регулярно кладете на него определенную сумму, то процентная ставка на вклад не изменится. У вас есть стабильный доход. Он не снижается, но и не возрастает. Конечно, такое очевидное достоинство реального инвестирования балансируется несколькими существенными недостатками:

  • Низкая ликвидность. Встречается в частных случаях, когда инвестор, к примеру, закупил сырье, а оно испортилось.
  • Снижение актуальности. Может произойти, если инвестор вкладывает средства в современное оборудование, которое через некоторое время сменяется другим, еще более высокотехнологичным.

Интеллектуальные инвестиции 💡

Это вложения средств в нематериальные объекты: патенты на изобретения, информационную и лицензионную собственность. Тип инвестирования сопряжен с высокими рисками и такими же высокими перспективами. Здесь большое значение имеет «чутье» инвестора на то, что в будущем станет популярным.

Грамотная оценка возможностей проекта, в который вкладываются деньги — залог успеха для вкладчика. Объекты интеллектуального инвестирования делятся еще на три подтипа:

  • Художественные. К категории относят любой креатив в области искусства.
  • Технические. В эту категорию входят любые процессы совершенствования механизмов и оборудования. Модификация того, что было создано ранее.
  • Технологические. Инновационные технологии, которые не применялись на практике ранее.

Существуют даже особые биржи интеллектуальной собственности, на которых торгуют ip-активами. На них гении продают свои идеи. Это лишний раз доказывает возрастающую актуальность интеллектуального инвестирования.

Заключение

Инвестиции можно разделить еще по двум важным критериям: доходность и риски. Наиболее надежный вариант — смешанные диверсифицированные вклады. В них риски равномерно распределяются между разными финансовыми инструментами, формирующими инвестиционный портфель. Высокие риски одних компенсируются низкими рисками других. Если вкладчик придерживается консервативного подхода к формированию инвестиционного портфеля, то ему больше подойдут государственные акции и облигации.

Реальные инвестиции Загрузка…



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.