Федеральный закон О внесении изменений в отдельные законодатльные акты РФ Печать

Проект №495510-4 во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности

(О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности)

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 "О милиции" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360; № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1666; №49, ст. 5905: 2000, №46, ст. 4537; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, №2, ст. 167; №27, ст. 2700; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; 2004, № 30, ст. 3087; 2005, № 13, ст. 1078; № 19, ст. 1752; 2006, № 31, ст. 3420, 3452; № 52, ст. 5498; 2007, № 41, ст. 4845) следующие изменения:

1) в пункте 19 статьи 10 слова "согласовывать уставы служб безопасности в организациях" заменить словами "выдавать удостоверение частного охранника и личную карточку охранника";

2) часть первую статьи 11 дополнить пунктом 37 следующего содержания:

"37) принимать меры по аннулированию удостоверения частного охранника.".

Статья 2

Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 167; 2005, № 24, ст. 2313; 2006, № 30, ст. 3294; 2007, № 3 1, ст. 4011) следующие изменения:

1)в статье 1:

а) в части первой слова "физическим и юридическим лицам предприятиями" заменить словами "физическим и юридическим лицам организациями и индивидуальными предпринимателями";

б) в части третьей слово "дознания" заменить словами ", которым такое право предоставлено";

в) дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица и граждане, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ней в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. ";

2) в статье 2 слово "РСФСР" заменить словами "Российской Федерации";

3) в статье 3:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг";

б) в части третьей:

пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

4) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;"

5) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

в) части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

"Организациям, осуществляющим частную охранную деятельность,

предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в раскрытии и предупреждении правонарушений, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.";

4) часть первую статьи 4 изложить в следующей редакции:

"Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности (далее - частная детективная деятельность) и выполняющий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона.";

5) в статье 5:3

а) в части второй слова "а также средств оперативной радио- и телефонной связи" заменить словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации";

б) часть третью изложить в следующей редакции:

"В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.";

6) в статье 6:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам";

б) часть первую изложить в следующей редакции:

"Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий.";

в) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности и следующие документы:"

в абзаце пятом слова "специальной подготовки" заменить словами "профессиональной подготовки";

в абзаце шестом слова "специальных средствах, средствах связи и иных" исключить;

г) часть третью дополнить словами ", а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы";

д) в части четвертой:

в абзаце первом слова "не выдается" заменить словами "не предоставляется";

дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8) гражданам, в отношении которых но результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение, утвержденное руководителем органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности), о невозможности доступа этих лиц к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угроз общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) гражданам, не прошедшим обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.";

е) часть шестую изложить в следующей редакции:

"Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.";

ж) дополнить частями седьмой - десятой следующего содержания:

"Органы внутренних дел в области лицензирования частной детективной деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

з) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

6) обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензии либо о приостановлении ее действия;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

На частных детективов распространяется установленный настоящим Законом для лицензирования частной охранной деятельности порядок приостановления действия и аннулирования лицензий, оформления и переоформления документа, подтверждающего ее наличие.

К отношениям, связанным с лицензированием и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

Грубыми нарушениями осуществления частной детективной деятельности считаются:

1) совершение лицензиатом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

2) оказание лицензиатом сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств;

3) оказание лицензиатом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона либо оказываемых без заключения договора, предусмотренного статьей 9 настоящего Закона;

4) необеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа при проведении ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения технических средств и служебной документации.";

7) в части первой статьи 7:

а) пункт 1 после слова "готовящихся" дополнить словом ", совершаемых";

б) пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;";

в) дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

"10) использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

11) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.";

8) статью 8 признать утратившей силу;

9) в статье 9:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг";

б) части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"Частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их выполнения, стоимость услуг или порядок ее определения.

Договор и Акт о выполненных работах подлежат хранению в течение пяти лет.";

в) части третью - пятую признать утратившими силу;

10)в статье 11:

а) в части первой слово "предприятиям" заменить словом "организациям", дополнить словами "и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей частная охранная организация обязана уведомить органы внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

в) в части третьей слово "предприятия" в соответствующем падеже заменить словом "организации" в соответствующем падеже, после слов "вооруженной охраны имущества" дополнить словами "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации";

г) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.";

д) часть пятую признать утратившей силу;

11)в статье 11':

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим

Законом. Частный охранник в соответствии с полученной

квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.";

б) часть вторую дополнить пунктами 7-11 следующего содержания:

"7) не прошедшие профессиональную подготовку для работы в качестве охранника;

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение, утвержденное руководителем органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) о невозможности допуска этих лиц к осуществлению частной охранной деятельности, в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угроз общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, с утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;


10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

11) не прошедшие обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";

в) дополнить частями третьей - пятой следующего содержания:

"Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет и может

продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в статье 152 настоящего Закона.

Удостоверение частного охранника аннулируется в случаях:

1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к ответственности за административные правонарушения против порядка управления, административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, а также за административные правонарушения посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.";

12) дополнить статьями ll II6 следующего содержания:

"Статья II2. Лицензирование частной охранной деятельности

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет. В лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

Органы внутренних дел в области лицензирования частной охранной деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензии либо о приостановлении ее действия;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Статья 113. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить в соответствующий орган внутренних дел:

1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2) документы, предусмотренные положением о лицензировании по каждому виду охранных услуг;

3) документ. подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению также прилагаются:

1) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Порядок и условия представления документов в органы внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании.

Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Органы внутренних дел обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Статья II4. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый вид (новые виды) охранных услуг, не указанный в предоставленной лицензии;

3) реорганизации юридического лица;

4) изменения наименования охранной организации и места ее нахождения.

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый вид (новые виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы, предусмотренные положением о лицензировании по данному виду услуг.

В случае реорганизации юридического лица и (или) изменения наименования охранной организации и (или) места ее нахождения лицензиат в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения места нахождения обязан подать в орган внутренних дел, выдавший лицензию, соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации и (или) изменением ее наименования, а также изменением места нахождения охранной организации лицензиат в порядке, установленном положением о лицензировании, обязан уведомить об указанных обстоятельствах орган внутренних дел, выдавший лицензию.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Статья И5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

Органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в части восьмой настоящей статьи.

При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии либо о приостановлении ее действия на срок до шести месяцев.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Приостановление действия лицензии является крайней мерой, применению которой, как правило, должны предшествовать письменные предупреждения с перечнем недостатков.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа внутренних дел в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлеюю за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае не устранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

Одновременно с подачей заявления в суд орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется руководителю федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителям, руководителям подразделения данного федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами лицензирования частной охранной деятельности, а также руководителю органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации (лицу, исполняющему его обязанности).

Решение о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Грубыми нарушениями осуществления частной охранной деятельности считаются:

1) нарушение в охранной организации правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:

повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях;

выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешения на хранение и ношение служебного оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной охранной организации;

2) нарушение в охранной организации правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

3) оказание лицензиатом услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание лицензиатом услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг;

4) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего закона;

5) необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации.

Статья И6. Ведение реестров лицензий

Ведение реестров лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставление сведений из них осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.":

13) в статье 12:

а) наименование изложить в следующей редакции:


"Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности";

б) части первую - третью изложить в следующей редакции:

"Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Работником частной охранной организации не может быть учредитель и (или) участник, руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъекгового и пропускного режимов.";

в) в части четвертой слово "предприятиями" заменить словом "организациями", дополнить словами ", при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения (пользования) имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации";

г) дополнить частями седьмой-девятой следующего содержания:

"Если на момент начала оказания услуг по охране объекта и (или) имущества, имеется действующий договор на охрану того же объекта и(или) имущества с другой организацией, то оказание таких охранных услуг может быть начато по согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В согласовании может быть отказано в случае, если по мотивированному заключению, утвержденному руководителем органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности), взятие объекта под охрану создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан.

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Осуществление работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде, должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительной службы и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при осуществлении различных видов охранных услуг определяется Правительством Российской Федерации.

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.";

14) раздел IV признать утратившим силу;

15) дополнить разделом IV' следующего содержания:


"Раздел IV1 ТРЕБОВАНИЯ К ЧАСТНЫМ ОХРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВОВ И РАБОТНИКОВ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 151. Требования к частным охранным организациям

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частных охранных организаций, оказывающих (намеренных оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и предусмотренные пунктом 3 части третьей статьи 3 настоящего Закона, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица и граждане, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Отчуждение долей (вкладов) учредителем и (или) иным участником частной охранной организации, повлекшее появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности

должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Филиалы частной охранной организации могут создаваться только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором частная охранная организация зарегистрированна.

Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:

1) общественные объединения;

2) физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи;

3) пэаждане, состоящие на государственной службе либо занимающие выборную оплачиваемую должность в общественных объединениях;

4) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей и (или) участников которых имеются указанные лица;

5) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица и граждане, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Участниками частной охранной организации могут оставаться лица, их учредившие, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранно-сыскной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации. Лицам, назначенным на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника и высшего профессионального образования при условии прохождения повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций.

Руководитель частной охранной организации не вправе занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, а также выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Статья 152. Требования к образовательным учреждениям,

осуществляющим профессиональную подготовку частных детективов, охранников и руководителей охранных организаций

Профессиональная подготовка и повышение квалификации частных детективов осуществляются в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка и повышение квалификации частных охранников осуществляются в образовательных учреждениях дополнительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Повышение квалификации руководителей частных охранных организаций осуществляются на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального, высшего профессионального, среднего профессионального образования.

Учредителями негосударственных образовательных учреждений,

осуществляющих подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций, не могут являться:

1) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей и (или) участников которых имеются указанные лица;

2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица и граждане, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Указанные образовательные учреждения должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке. Порядок проведения соответствующих стрельб определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Статья 153. Профессиональная подготовка частных детективов, частных

охранников и руководителей частных охранных организаций

Требования к минимуму содержания профессиональных образовательных программ подготовки и повышения квалификации частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.";

16) в статье 16:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения, а также виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным оружием определяется с учетом его потребности, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников. ";

б) в абзаце первом части второй слова "либо частный детектив при применении специальных средств" исключить;

в) часть третью изложить в следующей редакции:

"Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.";

г) в части четвертой слова "частным детективом или" исключить;

17) в статье 17:

а) в части первой слова "детективную и" исключить;

б) в абзаце первом части второй слова "детективы и" исключить;

в) в части третьей слова "детективу (охраннику)" заменить словом "охраннику", слова "детектива (охранника)" заменить словом "охранника";

18) в наименовании раздела VI слово ", ответственность" исключить;

19) часть вторую статьи 19 изложить в следующей редакции:

"Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и входит в состав ее затрат.";

20) в статье 20:

а) в части первой слова "Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти";

б) в части второй слова "частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности" заменить словами "частных детективов, охранных организаций, образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций, по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";

в) дополнить частями четвертой-десятой следующего содержания:

"Должностные лица органов внутренних дел имеют право проверять процесс

осуществления подготовки частных охранников и руководителей охранных организаций, предусмотренной частью шестой статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии".

В целях проверки выполнения лицензиатом обязательных требований и условий орган внутренних дел в пределах своей компетенции проводит плановые и внеплановые проверки. Проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органа внутренних дел.

Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года, а ее продолжительность не должна превышать один месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информации о нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций, создающих угрозу здоровью и жизни граждан;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

По результатам проверки осуществляющим ее должностным лицом составляется акт по установленной форме, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением органами внутренних дел проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.";

21) раздел VIII изложить в следующей редакции:

"Раздел VIII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ ЧАСТНОЙ

ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной

детективной и охранной деятельности

Нарушение частными детективами, частными охранными организациями и их

работниками установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 3

Пункт 6 части второй статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3049; 2005, №49, ст. 5128; 2007, №31, ст.4011) изложить в следующей редакции:

"6. О предоставлении или об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче гражданину (продлении срока действия,

аннулировании) удостоверения частного охранника.".

Статья 4

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954; 2003, №50, ст. 4848) следующие изменения:

1) в статье 137:

а) абзац второй части первой дополнить словами ", либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет";

б) абзац второй части второй дополнить словами ", либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет";

2)в статье 138:

а) абзац второй части второй дополнить словами ",либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет";

б) абзац первый части третьей изложить в следующей редакции:

"3. Незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,-"; 3) статью 203 изложить в следующей редакции:

"Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, либо совершенные с использованием оружия или специальных средств, иповлекшие тяжкие последствия,-

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. ".

Статья 5 Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ

"Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681: 1998, №31, ст. 3834; 2002, № 26, ст. 2516; 2003, № 2, ст. 167; 2007, № 1, ст. 21; № 32, ст. 4121; 2008, № 10, ст. 900) следующие изменения:

1) первое предложение части четвертой статьи 4 дополнить словами ", огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского по следообразованию на гильзе";

2) статью 11 дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся

вопросы внутренних дел, имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патроны к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам на основании законодательных актов Российской Федерации."; 3)в статье 12:

а) наименование после слов "приобретение оружия" дополнить словами "и временное пользование оружием";

б) часть первую дополнить предложением следующего содержания: "Частные охранные организации имеют право приобретать служебные пистолеты и револьверы под патрон травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением длинноствольного гладкоствольного оружия, а таюке получать в органахвнутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";

в) в части третьей слова "и служб безопасности организаций" исключить;

4) статью 19 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"В соответствии с настоящим Федеральным законом органы внутренних дел вправе выдавать во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами оружие и патроны к нему на основании договоров за плату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок внесения платы за временное пользование оружием юридическими лицами и ее размер, а также порядок возмещения федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, расходов, связанных с приобретением, транспортировкой, хранением указанного оружия и патронов к нему, ремонтом и техническим обслуживанием оружия, определяются Правительством Российской Федерации.".

Статья 6

Пункт 2 статьи! Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 785; 2008, № 18, ст. 1941) после слова "страховой" дополнить словами ", частной охранной".

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3806; 2001. № 11, ст. 1002; 2002, №30, ст. 3032, 3033; 2003, №27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1687; №27, ст.2711; 2006, №31, ст. 3420; 2007, № 24, ст. 2832; 2008, № 19, ст. 2094) следующие изменения:

1) часть первую статьи 9 дополнить пунктами "м" и "н" следующего содержания:

"м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника.";

2) в абзаце седьмом части первой статьи 11 слова "пунктах "г", "д" и "е" части первой" заменить словами "пунктах "г", "д", "е", "м" и "и" части первой".

Статья 8

Пункт 1 статьи 333" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2004; №45, ст. 4377; 2005, №30, ст. 3117; №52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; №27, ст. 2881; №43, ст. 4412; 2007, № 1, ст.7; № 31, ст. 4013; №46, ст. 5553) дополнить подпунктом 87 следующего содержания:

"87) за следующие действия, совершаемые уполномоченными органами при выдаче удостоверения частного охранника:

выдача удостоверения (дубликата удостоверения)частного охранника - 600 рублей;

переоформление удостоверения частного охранника в связи с продлением срока его действия - 200 рублей;

внесение в удостоверение частного охранника изменений в связи с изменением места жительства или иных данных, указываемых в удостоверении, - 100 рублей.".

Статья 9

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №33, ст. 3430; 2002, №11,

ст. 1020; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 30, ст. 3748, 3749, 3750; № 45, ст. 5427; № 46, ст. 5554; № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1944) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 1 дополнить абзацами следующего содержания:

2) "частная охранная деятельность;

частная детективная (сыскная) деятельность.";

3) подпункты 79 и 80 пункта 1 статьи 17 признать утратившими силу.

Статья 10

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. №33, ст. 3436; 2002, №44, ст. 4297: 2003, №2, ст. 169; 2005. №27, ст. 2719; 2006, № 1, ст. 17; 2007, № 1, ст. 29) следующие изменения:

1) дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:

2) "государственного контроля за осуществлением частной детективной и охранной

деятельности;";

2) абзацы десятый - восемнадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым - девятнадцатым.

Статья 11

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089) следующие изменения:

1) в статье 20.16: а) части 1 и 2 изложить в следующей редакции:

" 1. Незаконное осуществление охранной деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Незаконное осуществление сыскной деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на гражданина от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.";

б) в части 3:

абзац первый дополнить словами "либо с нарушением установленных законом требований";

в абзаце втором слова "от двух тысяч до трех тысяч рублей" заменить словами "от четырех тысяч до пяти тысяч рублей";

в) в абзаце втором части 4 слова "от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей" заменить словами "от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей", слова "детективных или" исключить, слова "от двух тысяч до трех тысяч рублей" заменить словами "от трех тысяч до пяти тысяч рублей";

2) в абзаце втором статьи 20.24 слова "до двух тысяч рублей" заменить словами "от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей", слова "детекгивных или" исключить, слова "от одной тысячи до двух тысяч рублей" заменить словами "от одной тысячи до пяти тысяч рублей".

Статья 12

Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

"14) ограничение или приостановление осуществления частной детективной и (или) охранной деятельности.".

Статья 13

Признать утратившими силу:

1) абзацы пятый - восьмой, двадцать первый и двадцать второй статьи 4 Федерального закона от 10 января 2003 года № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167);

2) абзацы восемьдесят первый и восемьдесят второй подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года JV" 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 27, ст. 2719)."

Статья 14

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением пункта 11 статьи 2 и статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 года.

3. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 года.

4. Действие лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, выданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. В случае отказа частной охранной организацией от права собственности на принадлежащее ей служебное оружие с его безвозмездной передачей в федеральную государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел), она имеет право на получение того же оружия во временное (бессрочное) пользование, если не имеется иных оснований для запрещения или ограничения оборота переданного служебного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае плата за временное пользование указанным служебным оружием не взимается.

Президент Российской Федерации