Перспективы создания мировой резервной валюты и международная финансовая политика

Мировой экономический кризис не только показал сильную зависимость мирового хозяйства от экономик отдельных государств, но и поставил под сомнение деятельность таких экономических институтов, как МВФ и Всемирный банк. Одновременно с этим в очередной раз была показана опасность упования на основные резервные валюты. Имеются в виду доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк и СДР (специальные права зависимости). Причем последняя имеет специфические особенности. Это искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ в безналичной форме. Курс СДР публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. Каждая страна имеет свою долю СДР в соответствии со своей долей в МВФ. Но основной резервной валютой является доллар США. По некоторым данным, государства мира примерно 64% своих золотовалютных резервов держат в долларах, около 27% – в евро, на долю британского фунта стерлингов приходится менее 5% активов, на долю японской йены – около 3%, на долю швейцарского франка – примерно 0,5%.

Мировой финансово-экономический кризис показал, что сложившаяся мировая валютная система несовершенна. В настоящий момент мировая экономика функционирует в рамках Ямайской валютной системы, которая ушла от золота, как меры стоимости и точки отсчета валютных курсов. Появилась возможность неконтролируемого выпуска денег, а, значит, их необеспеченности.

Более того, Ямайская валютная система фактически объявила доллар США ведущим международным платежным и резервным средством. Это было связано, в первую очередь с тем, что США имеют огромный по сравнению с другими странами экономический, научно-технический и военный потенциал.

В настоящее время стала очевидной явная нестабильность курса доллара, что свидетельствует о кризисе мировой валютной системы. И не случайно в последнее время идут поиски механизмов, которые могут привести к выходу из этой ситуации. Одним из таких механизмов может стать создание новой мировой наднациональной валюты.

Первый звонок о необходимости мировой наднациональной валюты прозвучал в заявлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в январе 2009 года. А затем он же 11 марта 2009 года, выступая на Втором Астанинском экономическом форуме, предложил ввести единую межгосударственную безналичную расчетно-платежную единицу стран Евразийского экономического сообщества – евраз. Несколько позже заместитель руководителя НИИ финансов Центра изучения развития при Госсовете КНР Чэнь Даофу заявил, что в качестве альтернативы доллару в качестве резервной валюты в перспективе должна стать корзина конкурентоспособных национальных валют. "Переходным механизмом реформы существующей сегодня финансовой системы может стать создание системы, функционирующей на основе нескольких национальных валют, имеющих роль резервной валюты, между которыми бы существовала должная конкуренция", – отметил он.

Его поддержал руководитель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань, предлагая расширить пакет валют, использующихся для расчета новой мировой резервной валюты, включив туда и юань. Он заявил, что существует необходимость создать валюту, не привязанную к отдельным странам и сохраняющую стабильность в долгосрочной перспективе.

Вот что он написал в своей статье: «Ведущие государства Запада и Востока, кроме США, в принципе согласны с этой идеей. Поскольку концепция доллара как мировой валюты себя и практически, и как бы теоретически изжила. Но с другой стороны, все понимают, что технологически реализовать эту идею очень сложно. Во-первых, нет единого все-таки подхода: что такое мировая резервная валюта. Либо это баланс между некоей средней западноевропейской и азиатской валютой. Есть проект создания на основе ведущих валют: евро, юаня, доллара и еще ряда валют – такой универсальной абстрактной единицы, и есть локальные проекты, объединяющие 2 – 3 – 4 страны».

А может ли евро стать наднациональной валютой? Эта денежная единица соответствует требованиям, предъявляемым к наднациональной валюте. Она выступает как самостоятельная валюта выступает на мировом рынке, денежная масса евро в наличном обращении даже больше, чем у доллара. Однако ранее уже отмечалось, что экономика зоны доллара значительно сильнее экономики еврозоны, где имеются свои проблемы.

Затем с призывом создать новую наднациональную резервную валюту выступила Россия. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко сообщил, что РФ предлагает поручить МВФ подготовить исследование о перспективах создания наднациональной резервной валюты. Такой валютой могут стать СДР, которые уже сейчас играют роль резервов для некоторых стран.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Перспективы новой мировой резервной валюты

Завтра российский премьер Медведев отправляется в Швейцарию, где примет участие в ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе. В рамках форума будут рассмотрены вопросы развития мировой экономики, обеспечения макроэкономической стабильности, укрепления энергетической безопасности, а также повышения устойчивости международной валютно-финансовой системы.

Последняя проблема подробно обсуждалась на минувшей неделе в Москве в рамках Гайдаровского форума-2013, где экономисты спорили о будущем глобальных валют; перспективах, региональных резервных валют; регулировании локальных, региональных и глобальных банков; а также пытались понять, нужна ли реформа международных финансовых институтов.

Армен Дарбинян, ректор Российско-армянского университета, бывший премьер-министр и министр экономики Армении считает преждевременным рассмотрение вопроса разрешения международного финансового кризиса через образование новой мировой резервной валюты.

Во-первых, однополярный мир показал свою недееспособность. Единая валюта как отражение некоторого однополярного мира себя изжила. Не надо бояться конкурентоспособности валютных систем, не нужно боятся двух-, а может быть даже трехполюсной мировой валютной системы. Закладывать сегодня однополюсность в мировую валютную систему означает закладывать риски и истреблять возможную соревновательность как источник развития мировой экономики.

Во-вторых, создавать единую валюту сегодня на основе глобальных валют – доллара, евро, может, впоследствии, йены, означает автоматически противопоставлять развитый мир развивающемуся миру. В условиях закрытости китайской валюты, которая обслуживает сегодня вторую мировую экономику, мне кажется, такая постановка была бы скорее конфликтной, нежели способствующей разрешению глобальных мировых проблем. Китайская валюта так же, как и другие национальные валюты, сегодня является мощным источником экономического развития. Валютная политика, которая ведется в том же Китае, является одним из составляющих экономического китайского чуда.

В-третьих, конкурентоспособность мировых валют еще никак не изжила и обязательно себя еще покажет. Сегодня мировые валюты так называемого второго эшелона – британский фунт, швейцарский франк, канадский и австралийский доллары – обеспечивают должный уровень соревновательности. Если мы посмотрим на тенденцию развития последнего время, 3-5 лет в Швейцарии, допустим, во время этого же глобального кризиса, то мы увидим, что швейцарские резервы выросли в 6 раз. Они даже обогнали Россию по резервам. В этом отношении не надо бояться и провозглашенной интервенции нового японского правительства, которое выиграло с тезисом: "Сильная Япония – слабая йена".

В-четвертых, интеграционный потенциал сегодняшних глобальных валют далеко не исчерпан. Вокруг американского доллара будет идти формирование единой валюты новой объединенной экономики США, Канады и Мексики. Реальная подготовка к этому ведется. Вокруг американского доллара и будет дальнейшее развитие ситуации в сторону интеграции мировой экономики на американском континенте. Объединительный потенциал евро далеко не исчерпан. Не надо бояться дефолта. Польша, например, сегодня стоит в очереди на то, чтобы войти в зону евро. В 2013 году это обязательно случится. В разнонаправленности этих сил нужно видеть потенциал развития.

В-пятых, каждая из мировых валют второго резервного уровня является мощным стимулом сама по себя развития национальной экономики. Опять же пример Японии, Швейцарии, пример Китая более позитивен, чем негативен. Развитие экономики Китая за последнее время это скорее позитивный фактор для мировой экономики при всем противоречии с американской экономикой, например.

В-шестых, уровень глобализации в современном мире сильно преувеличен. Недавно были опубликованы данные глобальной компании DHL о том, что степень мировой интеграции составляет всего 20%. При этом брались в расчет такие показатели, как экономические связи, пропускная способность интернета, интенсивность международных телефонных переговоров, численность мигрантов, численность иностранных студентов и тому подобное. 20-процентный уровень мировой интеграции – это совершенно не тот уровень, которого стоит бояться. Более того, мне кажется, что в последнее время мы начинаем больше бояться оценивать возможность самоидентификации в этом глобальном мире и все больше приходим к пониманию того, что культурное и цивилизационное разнообразие есть сила в современном мире, а не его слабость».

В России, по мнению Дарбиняна, есть достаточно позитивных факторов для того, чтобы позитивно думать о ее глобальном будущем. Однако он перечислил и негативные сигналы, которые действиями правительства, надо бы нивелировать: «В числе таких сигналов я бы назвал некое стремление к гигантомании на мировом рынке, а в мировой экономике это не очень поощряется. Сначала было движение сторону превращения «Газпрома» в глобальную мировую компанию, увеличение его рыночной стоимости, доведение ее до триллиона долларов. Цель оказалась неправильной. Сегодня такой же гигантизм наблюдается по развитию «Роснефти». Торможение пенсионной реформы тоже из области отрицательных сигналов. Конечно же, есть у России объективные сложности и одна из самых больших сложностей, объективных проблем – это недостаточность интегрированности в мир, не только в мировую экономику, но и в культуру, в культурное и социальное пространство. Недавно были опубликованы данные Фонда «Общественное мнение». 80% российского населения никогда не было за рубежом, а иностранными языками владеет всего 17% населения. Это, конечно, объективный показатель трудности, с которой Россия будет сталкиваться. И крен в сторону модернизации современного образования в России абсолютно правильный.

Кроме того, в России низкая база внутренних инвесторов. Всего 5 процентов российского населения участвует на внутреннем инвестиционном рынке, что показателем слабости и внутреннего доверия к фондовому рынку, и к его перспективам тоже. Но Россия потрясающая страна по уровню своей притягательности, и мне кажется, что те меры, которые сегодня предпринимаются вкупе с российским широким душевным размахом, дадут свои результаты, и у России в этом отношении есть будущее».

Перспективы создания мировой резервной валюты и международная финансовая политика, Финансы

Пример готовой курсовой работы по предмету: Финансы

Содержание

Введение 3

Глава

1. Теоретические аспекты формирования и применения международной финансовой политики государства 6

1.1 Сущность международной финансовой политики 6

1.2 Механизм международного государственного финансового регулирования 10

1.3 Методы и инструменты международного государственного финансового регулирования 13

Глава

2. Международные финансовые институты и перспективы создания мировой резервной валюты 17

2.1. Международные кредитно-финансовые институты и их деятельность 17

2.2 Роль Российской Федерации в международных валютно-кредитных отношениях 21

2.3. Перспективы создания мировой резервной валюты 27

Заключение 31

Список литературы 33

Выдержка из текста

Актуальность выбранной темы состоит в том, что опыт стран с развитыми рыночными экономиками свидетельствует о том, что современный конкурентный рынок не может нормально функционировать без взаимодействия государства с другими странами во всех сферах, в том числе и в сфере международных финансовых отношений. Государство берет на себя ответственность за правильную организацию денежного обращения, удовлетворение части коллективных потребностей людей, компенсацию, ликвидацию и предупреждение негативных воздействий рынка. Инструментом государства в данном случае выступает международная финансовая политика.

Международные валютно-кредитные отношения играют существенную и весомую роль в экономике каждого государства, предоставляя своим гражданам международные финансовые ресурсы. Международные финансовые ресурсы — мощный источник внешнего финансирования субъектов мирового хозяйства, имеют разные возможности доступа к рыночным финансовых ресурсов. Международная репутация заемщика, его надежность, уровень экономического развития и системные риски, появление новых форм мирохозяйственных связей составляют объективную основу развития разнообразных форм международного кредита. Эти формы классифицируют по главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений. Поэтому изучение деятельности международных финансовых институтов является важным для понимания условий, теодов и необходимости взаимодействия с ними стран, в том числе и России.

Основная часть международных финансовых институтов была сформирована после окончания Второй мировой войны, когда экономика многих мировых стран — участниц войны, была переориентирована с «военных рельсов» — на «мирные», а финансовых средств для этого было недостаточно, когда многие развивающиеся государства приобрели политическую, а затем и экономическую независимость. Дальнейшего развития требовали мирохозяйственные связи, в том числе международные валютно-кредитные и финансовые отношения, причём последние — остро нуждались в контроле со стороны специализированных организаций. Быстрое развитие международных финансовых отношений нуждалось в единой мировой валюте, мировых рынках валют и ценных бумаг. Все названные причины обусловили необходимость формирования международных финансовых структур, каковыми и стали международные финансовые институты.

Таким образом, создание международных финансовых институтов было обусловлено:

  • возникшей необходимостью объединения стремлений всего мирового сообщества с целью стабилизации мировой экономики в целом и международных финансов в частности;
  • возникшей необходимостью регулирования и контроля межгосударственных валютных и кредитно-финансовых отношений;
  • возникшей необходимостью корпоративно решать вопросы, связанные с формированием и согласованием стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Цель курсовой работы: анализ перспектив создания мировой резервной валюты и раскрытие сущности международной финансовой политики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность международной финансовой политики;
  • рассмотреть механизм международного государственного финансового регулирования;
  • рассмотреть методы и инструменты международного государственного финансового регулирования ;
  • рассмотреть международные кредитно-финансовые институты и их деятельность;
  • выявить роль Российской Федерации в международных валютно-кредитных отношениях;
  • проанализировать перспективы создания мировой резервной валюты .

Объект исследования: международные валютно-кредитные отношения.

Предмет исследования: место России в международных валютно-кредитных отношениях.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Вопросами исследования государственного регулирования экономики занималось большое количество авторов, среди которых можно выделить работы Атаманчука Г., Василенко И., Глазунова Н.И., Ершова В. А., Зуба А.Т., Панова М.И., Сурина А., Игнатова В.Г., Бутова В.И., Кузина В. И., Зуева С. Э. и др.

При написании работы использовалась текущая нормативно-правовая база касательно вопросов государственного регулирования экономики и стратегического развития.

При проведении исследования использовались общенаучные методы познания — системный анализ, приемы анализа и синтеза, сочетание методов динамического, сравнительного и факторного анализа. Применение перечисленных методов дало возможность достоверно оценить направления стратегического развития региона и сформулировать выводы и рекомендации по стратегическому развитию региона.

Гипотеза исследования: предполагается, что система международного государственного финансового регулирования экономики в РФ построена недостаточно и нуждается в совершенствовании, что позволит повысить эффективность достижения оставленных целей и основных социально-экономических показателей развития.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2007. — 64 с.

2. Проект Федерального Закона № 143 912−6 «О государственном стратегическом планировании» от 03.10.2012 г.

3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от

1. ноября 2008 г. № 1662-р.

4. «Стратегия социально-экономического развития РФи Байкальского региона на период до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от

2. декабря 2009 г. № 2094-р

Монографии, учебная литература

5. Атаманчук Григорий. Теория государственного управления. — М.: Омега-Л, 2011. — 525 с.

6. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь. — 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.

7. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие. — М.: Финансы и Статистика, 2009. — 208 с.

8. Василенко Ирина. Государственное и муниципальное управление. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. — 431 с.

9. Глазунов Н.И. Система государственного и муниципального управления. — М.: Проспект, 2009. — 630 с.

10. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление. — М.: Гросс-Медиа, 2009. — 256 с.

11. Бутов, В.И. Основы региональной экономики / В.И. Бутов. — 2-е изд., исправ. и доп.- М.: «МарТ», 2010. — 320с.

12. Гранберг, Л. Г. Основы региональной экономики / Л.Г. Гранберг. 3-е изд., перераб.- М.: ЭКСМО, 2010. — 384с.

13. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Кнорус, 2012. - 528 с.

14. Кузин В. И., Зуев С. Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. — М.: Дело, 2010. — 120 с.

15. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. — М.: Экономика, 2013. — 496 с.

16. Латынова Елена. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье. — М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. — 589 с.

17. Мухаев Рашид. Система государственного и муниципального управления. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 575 с.

18. Ларина, Н.И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой / Н.И. Ларина. —  М.: Проспект, 2009. — 320с.

19. Международный финансовый рынок. Под ред. Слепова В.А., Звоновой Е. А, — М.: Магистр, 2011 год. —  543 стр.- ISBN: 978−5-9776−0028−6.

20. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум. — М.: Кнорус, 2011. — 400 с.

21. Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. — М.: КноРус, 2011. — 390 с.

22. Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.

23. Харченко Е.В., Вертакова О.В. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: КноРус, 2011. — 328 с.

Международная финансовая политика Валютно-финансовые противоречия ведущих стран и

Международная финансовая политика. Валютно-финансовые противоречия ведущих стран и перспективы создания мировой резервной валюты. выполнила Международная финансовая политика. Валютно-финансовые противоречия ведущих стран и перспективы создания мировой резервной валюты. выполнила Лариса Чишкова

Международная финансовая политика - совокупностью мероприятий и рекомендаций государства в области международных финансов. Юридически Международная финансовая политика - совокупностью мероприятий и рекомендаций государства в области международных финансов. Юридически она оформляется в нормах и принципах международного финансового права. Международная финансовая политика является частью экономической политики.

Долгосрочная политика - структурные существенные изменения международного финансового механизма: в режиме валютных паритета и Долгосрочная политика - структурные существенные изменения международного финансового механизма: в режиме валютных паритета и курсов; в роли золота в международных отношениях; в наборе резервных (рыночных) валют; в международных расчетных и платежных средствах; в задачах международных и региональных финансовых организаций; Ø в методах сальдования и выравнивания платежных балансов; Ø в пересмотре приоритетов налоговой и кредитной политики. Ø Ø Ø

Текущая политика - ежедневное оперативное регулирование конъюнктуры валютных рынков и рынков капитала, международной инвестиционной Текущая политика - ежедневное оперативное регулирование конъюнктуры валютных рынков и рынков капитала, международной инвестиционной деятельности, налогов. Текущая финансовая политика Валютная политика Дисконтная политика Девальвация и ревальвация национальной валюты Политика валютных ограничений Налоговая политика Диверсификация валютных резервов Кредитная политика

 • • • Дисконтная политика представлена маневрированием учетной ставкой центрального банка. Она позволяет • • • Дисконтная политика представлена маневрированием учетной ставкой центрального банка. Она позволяет регулировать величину денежной массы в обращении путем повышение (понижение) цены кредитных ресурсов, влияет на уровень цен, объем совокупного спроса, поступления из-за границы и отток краткосрочных капиталов, курс национальной валюты. Девальвация является обесцениванием курса национальной валюты в форме снижения ее курса (цены) в отношении иностранных валют, международных расчетных денежных единиц (МРГО), ранее - золота. Ревальвация является повышением курса национальной валюты относительно других валют, и золота. Валютные ограничения - это совокупность мер и правовых норм, направленных на ограничение операций с валютными ценностями. Диверсификация валютных резервов - политика государства, банков, а также транснациональных корпораций, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.

Предпосылками успешной международной финансовой политики являются: - Надлежащий уровень экономических знаний и прогрессивные взгляды Предпосылками успешной международной финансовой политики являются: - Надлежащий уровень экономических знаний и прогрессивные взгляды лиц, принимающих решения по международным финансам и внедряющих их в жизнь; - Оперативный и гибкий механизм разработки, принятия и исполнения финансовой политики; - Стабильный и благоприятный характер международных экономических отношений; - Стабильное и предполагаемое состояние внутренней финансовоэкономической политики.

Международная финансовая система Международные деньги Международные финансовые рынки Международные финансовые институты Международная валютная система Международная финансовая система Международные деньги Международные финансовые рынки Международные финансовые институты Международная валютная система Валютный рынок: (режимы обменных курсов, рынки немедленной поставки; эволюция международной срочные рынки валютной системы) Частные финансовые институты (банковские институты, небанковские институты) Обменный курс (равновесие обменного курса, определение обменного курса) Официальные финансовые институты (национальные финансовые институты, наднациональные финансовые институты) Международные денежные и капитальные рынки

Основные элементы мировой и национальной валютных систем Мировая валютная система Национальная валютная система Резервные Основные элементы мировой и национальной валютных систем Мировая валютная система Национальная валютная система Резервные валюты, международные счетные валютные единицы. Национальная валюта. Условия взаимной конвертируемости валют. Условия конвертируемости национальной валюты. Унифицированный режим валютных паритетов. Паритет национальной валюты. Регламентация режимов валютных курсов. Режим курса национальной валюты Межгосударственной регулирование валютных ограничений. Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль. Межгосударственной регулирование международной валютной ликвидности. Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны Унификация правил использования международных кредитных средств обращения. Регламент использования международных кредитных средств обращения. Унификация основных форм международных расчетов. Регламентация международных расчетов страны Режим мировых валютных рынков и рынков золота. Режим национального валютного рынка и ранка золота. Международные организации, осуществляющие Национальные органы, управляющие и межгосударственное валютное регулирование. регулирующие валютные отношения страны.

Валютно-финансовые противоречия ведущих стран Мировая валютная система - это форма организации и регулирования валютных Валютно-финансовые противоречия ведущих стран Мировая валютная система - это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная межгосударственным соглашением. Характер функционирования и стабильность международной валютной системы зависят от степени соответствия ее структурных принципов структуре всемирного хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении этих условий возникают периодические кризисы мировой валютной системы.

Резервная валюта • общепризнанная в мире национальная валюта, которая накапливается ЦБ иных стран в Резервная валюта • общепризнанная в мире национальная валюта, которая накапливается ЦБ иных стран в валютных резервах. Она выполняет функцию инвестиционного актива, служит способом определения валютного паритета, используется при необходимости как средство проведения валютных интервенций, а также для проведения международных расчётов.

Мировые резервные валюты • Доллар США – основная резервная валюта мира. После кризиса 2009 Мировые резервные валюты • Доллар США – основная резервная валюта мира. После кризиса 2009 г. Значительно сдал позиции, но позиция в качестве основной резервной валюты мира достаточно основательна. • Евро – единая европейская валюта еврозоны, вторая по использованию резервная валюта. • Фунт стерлингов – третья по использованию резервная валюта. • Иена – в течении последнего времени уступила место фунту стерлингов. • Швейцарский франк – стабильная валюта, средство сбережений и инструмент спекуляций.

Международные накопления в иностранных валютных резервах 1995 Доллар 1996 1997 1999 2000 2001 2002 Международные накопления в иностранных валютных резервах 1995 Доллар 1996 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 69, 3 % 70, 9 % 70, 5 % 70, 7 % 66, 5 % 65, 8 % 65, 9 % 66, 4 % 65, 7 % 64, 1 % 62, 1 % 61, 8 % 62, 1 % 17, 9 % 59, 0 % 62, 1 % 65, 2 % 1998 18, 8 % 19, 8 % 24, 2 % 25, 3 % 24, 9 % 24, 3 % 25, 2 % 26, 3 % 26, 4 % 27, 6 % 26, 0 % 25, 0 % Евро Немецкая 15, 8 % 14, 7 % 14, 5 % марка 13, 8 % Фунт стерлинго 2, 1 % в 2, 7 % 2, 6 % 2, 7 % 2, 9 % 2, 8 % 2, 7 % 2, 9 % 2, 6 % 3, 3 % 3, 6 % 4, 2 % 4, 7 % 4, 0 % 4, 3 % 3, 9 % Японская 6, 8 % иена 6, 7 % 5, 8 % 6, 2 % 6, 4 % 6, 3 % 5, 2 % 4, 5 % 4, 1 % 3, 9 % 3, 7 % 3, 2 % 2, 9 % 3, 1 % 2, 9 % 3, 7 % Французс 2, 4 % кий франк 1, 8 % 1, 4 % 1, 6 % Швейцарс 0, 3 % кий франк 0, 2 % 0, 4 % 0, 3 % 0, 2 % 0, 3 % 0, 4 % 0, 2 % 0, 1 % 0, 1 % 6, 1 % 1, 6 % 1, 4 % 1, 2 % 1, 4 % 1, 9 % 1, 8 % 1, 9 % 1, 5 % 1, 8 % 2, 2 % 3, 1 % 4, 4 % 5, 1 % Прочие 13, 6 % 11, 7 % 10, 2 %

Современная международная политика и финансовый процесс

Публикуем главу 7.2 фундаментальной коллективной монографии Центра «Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение» (под ред. С. С. Сулакшина, 2012), посвященную исследованию контрфакторов, противодействующих переходу к справедливой системе мировых финансов.


Фактор внешнеполитической мощи страны находится в прямой зависимости от ее экономического потенциала. Экономически развитое государство может позволить себе внешнюю экспансию с целью расширения своей территории, сферы влияния, увеличения политического веса в международных делах. Именно экономическое могущество Великобритании превратило ее не только в «фабрику мира», но и в великую военно-морскую державу, обладавшую потенциалом для защиты своих интересов в любой точке земного шара. Соединенные Штаты Америки, в XIX в. являвшиеся второстепенной страной в мировой экономике и международных отношениях, в начале XX в. перехватили у Великобритании титул первой экономики мира.

США особенно поднялись после Первой мировой войны. Благодаря военным поставкам в воюющие друг с другом страны Европы промышленное производство в Соединенных Штатах увеличилось в 2,6 раза, а объем внешней торговли — в 2 раза. США превратились в крупнейшего мирового кредитора. Но главное состояло в том, что большая часть золотых резервов стран, вовлеченных в Первую мировую войну, перекочевала в подвалы казначейства Соединенных Штатов в виде оплаты за военные поставки.

Все это создало предпосылки для превращения американского доллара в мировую резервную валюту, однако до завершения этого процесса было далеко: в конгрессе усилились позиции изоляционистов, считавших, что укрепившиеся экономически США не должны вмешиваться в международные дела, а должны сконцентрироваться на построении «американской мечты» в западном полушарии. Такое положение дел закрепила разразившаяся в 1929 г. Великая депрессия, которая заставила Вашингтон на некоторый период отказаться от экспансионистской внешней политики.

Все поменялось после Второй мировой войны. Доктрина Трумэна 1947 г. положила конец американскому изоляционизму. В качестве важнейшего инструмента осуществления своей внешней политики США начали активно использовать финансовые рычаги. К 1945 г. американский ВВП превосходил ВВП всех стран Европы и СССР, вместе взятых. Бόльшая часть мирового золотого запаса оказалась в Форт-Ноксе.

Бреттон-Вудские соглашения 1944 г. закрепили доллар в качестве единственной мировой валюты — эквивалента золота. Свои огромные финансовые ресурсы Вашингтон сразу пустил на создание проамериканского военно-политического блока в Европе. В 1948—1951 гг. в рамках «плана Маршалла» США безвозмездно ссудили западноевропейским государствам порядка 17 миллиардов долларов — огромную по тем временам сумму. Помощь предоставлялась на конкретных условиях — экономических (страны — участницы «плана Маршалла» обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств) и, что принципиально, политических (удаление коммунистов из состава правительств). СССР, который также подал заявку на участие в «плане Маршалла», но не шел на принятие американских условий, помощи не получил.

Именно здесь в общем виде возникла та схема использования Соединенными Штатами финансово-экономического рычага для достижения своих политических целей, которая впоследствии (иногда в более скрытой форме) будет применяться во всех уголках мира. Финансовые вливания и открытие американского рынка для азиатских производителей сыграли ключевую роль в том, что называют японским и корейским экономическим чудом. Это обеспечило США также и военно-политическое доминирование в регионе. Созданные в Бреттон-Вудсе международные финансовые институты — МВФ и Всемирный банк — стали инструментами обеспечения латентного контроля США над мировыми финансами. Именно благодаря им, а также сумев превратить доллар в мировую резервную валюту и сделав в начале 1980-х гг. ставку на ускоренное развитие финансового сектора, Соединенные Штаты смогли аккумулировать достаточные для победы в холодной войне ресурсы.

Особенно явно выглядит процесс финансового проникновения в страны и управления ими на этой основе на примере начавшегося с 1991 г. процесса «освоения» территорий, ранее находившихся вне финансово-экономической зоны, подконтрольной США. В «освободившиеся» от «тоталитарного гнета» страны Восточной Европы и бывшего СССР потоком потекли кредиты от МВФ и Всемирного банка, выдававшиеся на условиях максимальной либерализации экономики и ее включения в мировую систему разделения труда с центром в США. Параллельно шел процесс политической интеграции государств Восточного блока в Западный альянс. В результате к 2004 г. большинство государств бывшего социалистического лагеря стали членами НАТО. Многие из них вошли в Евросоюз. Имеющая огромные долги перед МВФ и полностью финансово зависимая от Запада Россия оказалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе.

Исключение составил Китай, который активно проводил первую фазу грандиозного четырехэтапного модернизационного плана, намеченного Дэн Сяопином, взяв курс на активное включение в мировую систему разделения труда в качестве «фабрики», обеспечивающей американский и европейский рынки товарами массового потребления. Необходимым условием успешного экономического развития Поднебесной виделась осторожная внешняя политика, не предполагавшая острой конфронтации с Западом. В «подбрюшье» Соединенных Штатов — странах Латинской Америки — у власти оказались либеральные правительства, взявшие на вооружение рецепты МВФ и Всемирного банка. Казалось, США могут торжествовать. Американский социолог Ф.Фукуяма провозгласил победу мирового капитализма в его либерально-монетаристском варианте во всемирном масштабе. Однако, как часто случалось в прошлом, победные реляции оказались преждевременными.

Бремя единоличной ответственности за судьбы мира оказалось США не под силу. Упадок их политической мощи совпал с первыми раскатами глобального экономического кризиса, и хотя Соединенные Штаты до сих пор остаются главным игроком на всемирной политической и экономической арене, международное сообщество уже активно обсуждает конфигурацию будущей мировой шахматной доски, которая будет непосредственно связана с дальнейшим изменением трендов финансового развития.

Речь здесь идет в первую очередь об изменении роли доллара в мировых финансах. В последнее время ведутся дискуссии на тему возможного перехода к новой резервной валюте. Чаще всего в этой связи называют единую европейскую валюту евро, китайский юань или японскую иену. Этот вопрос тем более актуален, что, как предрекают специалисты, страна — эмитент новой резервной валюты перехватит у США и мировое политическое лидерство. Однако даже при поверхностном анализе выясняется, что ни Евросоюз, ни Япония, ни Китай на данный момент не готовы стать финансовым центром. Часть экономистов отмечают, что определенный отход от доллара к евро, как со стороны частного сектора, так и со стороны денежно-кредитных властей и центральных банков, вызван усилением позиции евро в мировой экономике, что является объективным процессом. Однако есть и другие мнения: что усиление евро — это просто реакция на ослабление доллара.

Возможность использования в качестве резервной валюты иены вызывает сомнения. Дешевая иена, эмиссия которой осуществляется на фоне практически нулевого процента (0,5% годовых), настораживает и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде, поскольку экономика Японии последние 20 лет находится в состоянии кризиса. Кроме того, иена выполняет роль международного платежного средства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но другие регионы, прежде всего Европа и Северная Америка воспринимают иену как резервную валюту только в качестве альтернативы, «тихой гавани» в условиях мирового финансового кризиса (речь идет о так называемом «стихийном» начале валюты)[Можно вспомнить 2009 г., когда российские банки стали открывать счета в иенах в качестве альтернативы паре доллар/евро]. Однако такой рост спроса на иену приводит к росту ее курсовой стоимости и отрицательно сказывается японской экономике, ориентированной на экспорт. В товарных контрактах между США и Японией расчеты ведутся в долларах США, в Европе иена как международное расчетное и платежное средство не применяется.

Использование юаня в качестве резервной валюты также сопряжено с трудностями из-за специфической валютной политики Китая: при официальном курсе, который колеблется в пределах 7 юаней за доллар, реальное соотношение покупательной способности китайских и американских денег составляет около 2 юаней за доллар. Финансируется эта модель с помощью поддержания дефицита бюджета на весьма высоком уровне — более 10%. В свою очередь, дефицит государственного бюджета Китай компенсирует за счет внешних заимствований (они также планово наращиваются примерно на 15% в год), которые страхуются превышением экспорта над импортом. Внешний долг Китай перекрывает накоплением валютных резервов. Искусственно заниженный курс юаня создает барьеры для зарубежного импорта и преференции для китайских экспортеров. Поскольку экономика Китая является регулируемой, не полностью рыночной, то «сознательное» начало национальной валюты, т. е. ее государственное регулирование, преобладает над «стихийным», рыночным, хотя Китай и находится под жестким давлением США, требующих ревальвировать юань. В этих условиях говорить об использовании юаня в качестве резервной валюты пока не приходится.

Аналитики-экономисты достигли определенного консенсуса относительно новой архитектуры мировой валютной системы. Значительная часть экономистов говорит о возможном переходе от моновалютной к поливалютной системе, основанной на ряде международных коллективных валют, на формировании особых региональных валютных зон. Однако политики, принимающие определенные коллективные решения в финансовой сфере, очень осторожно подходят к обсуждению данной проблемы. Большее внимание уделяется проблемам регулятивного характера, без изменения основы финансовых решений — вопрос о переходе к практическому формировании поливалютной системы пока не поднимается ни Советом по финансовой стабильности (СФС)[Учредительное собрание СФС состоялось 26—27 июня 2009 г.], ни МВФ. Совет по финансовой стабильности осуществляет мониторинг выполнения рекомендаций «Группы двадцати» по укреплению прозрачности, подотчетности и целостности финансовых рынков, по их надлежащему регулированию. МВФ формирует рекомендации для стран «Группы двадцати» на базе модели мировой экономики с входными параметрами в виде разработанных странами-участницами прогнозов состояния платежного баланса, курса национальной валюты, инфляции, ВВП и т.д.

Определенный вклад в разработку модели региональной зоны со своей валютой и эмиссионным центром может быть сделан в рамках работы Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан. В перспективе в состав направлений деятельности ЕврАзЭС можно включить вопрос о возможности введения международной валюты для использования ее на рынках государств — членов ЕврАзЭС.

Тем не менее тенденции перехода к поливалютной системе уже наблюдаются, например, в виде бивалютной системы на основе доллара и евро. Существуют новые региональные коллективные валютные проекты, хотя вероятность их реализации в ближайшее время оценивается как низкая: «золотой динар», АКЮ, афро, денежная единица «Южноамериканского проекта» сукре, амеро, рубль.

Как правило, создание новых валютных проектов инициируется странами, которые являются владельцами природных ресурсов, но экономика которых в значительной степени зависима от состояния доллара США как мировой валюты.

«Золотой динар» — малазийский проект 2002—2003 гг., предполагает использования золота как коллективного расчетного средства исламских стран («золото в обмен на энергетические ресурсы»). К этому проекту выразили желание присоединиться 13 государств Азии. На сегодняшний день участниками системы золотого динара являются Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман. Планировалось, что «золотой динар» к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире. В настоящее время Малайзия использует «золотой динар» в расчетах с Брунеем, Ираном, Бангладеш, Йеменом, Мальдивами и некоторыми другими мусульманскими странами. Но попытки использовать «золотой динар» в расчетах стран — членов ОПЕК фактически означают возвращение к золотому стандарту, т. е. денежной системе, при которой деньги могут быть свободно обменены на золото — к системе, которая была отвергнута всем ходом эволюции мировой валютной системы, от Генуэзской конференции до Ямайской. Золото, как любой ликвидный товар, может действовать только на региональном уровне, но именно как ликвидный товар, наряду с нефтью, газом
и т. д.

АКЮ (Asian Currency Unit, Азиатская валютная единица) — проект Синдзо Абэ, премьер-министра Японии в 2006—2007 гг. Азиатский банк развития с 2006 г. ведет подготовку к созданию единой азиатской валюты по образцу ЭКЮ, которая существовала до введения евро. В проекте принимают участие 13 стран: Япония, Китай, Южная Корея и 10 стран АСЕАН — Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Первым этапом стало фиксирование курса АКЮ и привязка к ней общенациональных валют. Планировалось, что такая валюта появится во многих странах Азии уже в 2006 г. Однако пока АКЮ не появилась.

Афро — проект, разрабатываемый в Западной Африке в 2000—2004 гг. Во главе процесса стоял один из основных мировых нефтедобытчиков — Нигерия. Идея введения афро была связана с реорганизацией внешней торговли (прежде всего ресурсами), но данный проект также пока не реализован.

«Южноамериканский проект». В 2004 г. 9 латиноамериканских стран заявили о назревшей необходимости «ввести единую валюту и создать общие для всех стран Латинской Америки монетарную и финансовую системы». В 2009 г. было подписано рамочное соглашение, в соответствии с которым страны Боливарианского альянса народов Америки (ALBA), в который входят Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Содружество Доминики, ввели в обращение условную денежную единицу взаиморасчетов в торговле — сукре — для увеличения товарооборота и снижения зависимости от доллара. Первая транзакция с использованием сукре была совершена между Венесуэлой и Кубой в 2010 г.: за поставку венесуэльской компанией 360 т риса кубинскими импортерами через Банк ALBA переведено 108 тыс. сукре.

Амеро — североамериканская объединенная валюта, которую планировалось ввести на основе новой наднациональной структуры — Североамериканского союза (Канада, США и Мексика). Концепция амеро разрабатывалась с 2006 г. Существовал проект введения амеро с 1 марта 2010 г. для спасения финансово-экономической системы США от финансового коллапса, но на саммите стран Группы Рио в 2010 г. (куда входит Мексика, третий участник проекта «Амеро»), было принято решение о создании союза латиноамериканских и карибских государств (без США и Канады) для содействия региональной экономической интеграции. Таким образом, проект «Амеро» фактически заблокирован Мексикой.

Рубль — предполагает создание системы, базирующейся не только на бивалютной корзине, т. е. на долларе и евро, но в том числе и на основе экспорта нефти за рубли. Данный проект пока на уровне разрабатываемого, но в ходе саммита БРИК в Екатеринбурге была высказана инициатива о возможности использования в международных расчетах стран БРИК национальных валют, в частности российского рубля. Экономическая и правовая основа для реализации этого проекта существует — российская национальная валюта уже достаточно активно используется в международных расчетах во внешней торговле со странами СНГ, Латвией, Вьетнамом, Монголией, Китаем (в приграничной торговле) и при проведении иностранными инвесторами операций на российском финансовом рынке. В 2009 г. доля расчетов со странами ЕврАзЭС с использованием рубля составляла 48%. Как видно, вариант перехода от одно- и бивалютной системы к мультивалютной представляется вполне реальным.

Характерно, что на роль зональных валют претендуют денежные единицы стран, образующих вокруг себя цельные экономически развитые регионы мира. Таким образом, трансформация мировой финансовой системы увязана с переходом от однополярного мира к многополярному. Самостоятельное существование регионов-экономик, имеющих свои резервные валюты, может стать ключевым фактором смены конфигурации геополитической карты мира. Однако эта перспектива сталкивается с труднопреодолимым препятствием.  За десятилетия в мире сформировалась система разделения труда, в центре которой находятся США. Все крупные мировые экономики, имеющие шансы стать эмитентами региональных валют, в большой степени ориентированы на американский рынок. Расчеты за экспортируемые в США товары осуществляются в долларах. Американский же спрос искусственно стимулируется бесконтрольной эмиссией.

Несмотря на то что такая ситуация абсурдна по своей природе и, очевидно, недолговечна, она многих устраивает, так как дает возможность некоторое время «подпитываться» от непомерно разбухшего потребительского спроса крупнейшей мировой экономики. Например, Китай благодаря экспорту товаров широкого потребления в США сумел добиться высоких темпов роста своей экономики.

Современная система долларового доминирования выстроена таким образом, что она, гарантируя сверхприбыли определенной группе лиц, имеющих доступ к печатному станку Соединенных Штатов, в то же время стимулирует экономический рост в экспортирующих странах, а также обеспечивает сверхпотребление внутри США. Паразитарная по своей сути, такая модель, тем не менее, весьма гибка. Но, с другой стороны, ее крах под воздействием внутренних противоречий неизбежно повлечет за собой разрушительные последствия именно потому, что в нее вовлечены все крупнейшие экономики мира.

Самый худший из возможных вариантов дальнейшего развития мировой финансовой системы — если ее бенефициары будут пытаться искусственно сохранить нынешний статус-кво, используя для этого все доступные (в том числе преступные) методы. В любом случае, скорая трансформация долларовой модели мировой экономики очевидна. Это закрепит уже наметившийся процесс смещения мирового центра силы от США. В какую сторону? Очевидно, ответ даст будущее.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Западный альянс, СССР, «третий мир» в борьбе за глобальное доминирование

От идеологии глобального доминирования США никогда не откажутся

Присвоение: конфликт труда и капитала — III

Мировой паразитический центр: исторические воплощения

МВФ: снимая маску



Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Валютно-финансовые противоречия между ведущими странами и создание мировой резервной валюты

На протяжении нескольких десятилетий роль финансового центра в мировой экономике по праву играли США, а американский доллар фактически стал единой мировой валютой – универсальным платежным средством в международном бизнесе, объектом международных инвестиций, общепризнанной базовой валютой при котировке других валют. Уверенность – до недавнего времени - в стабильности американской экономической и финансовой системы позволяла общаться на "языке" доллара не только частным иностранным инвесторам, но и иностранным правительствам. Являясь основной резервной валютой мира, в течение последнего десятилетия американский доллар составлял более 50% от общего объема резервов стран мира, на общую сумму до $1 трлн.

Так почему же именно американский доллар заслужил такое преимущество, а не любая другая валюта мира? Если обратиться к истории, то мы увидим, что ведущую роль на международном валютном рынке доллар получил ещё в конце Второй мировой войны, когда в ходе конференции в американском городе Бреттон-Вудс летом 1944 года страны-союзники обсуждали послевоенное финансовое устройство мира. На тот момент у Соединенных штатов были неоспоримые преимущества перед другими государствами, экономика которых была практически полностью разрушена войной, - Америка обладала 70% всего мирового запаса золота. Для доллара был установлен золотой стандарт - $35 за 1 тройскую унцию (единица измерения массы, равная 31,1034768 граммов), а прочие валюты с тех пор привязаны к нему в определенном соотношении. Национальная денежная единица США получила функцию мировых денег, оттеснив на второй план своего давнего конкурента – Великобританию. Такое доминирующее положение доллара в финансовом мире сохранялось вплоть до начала 1970-х годов, когда доверие к американской валюте как к резервной стало постепенно снижаться – по причине значительного дефицита платежного баланса США. В международном обороте участвовало огромное количество наличных и безналичных долларов США, но при этом добыча золота заметно снизилась и уже не соответствовала объему выпускаемой валюты. В течение нескольких лет Соединенные Штаты боролись с неизбежной девальвацией, но в итоге Америка вынуждена была отказаться от золотого содержания доллара. Его курс с тех пор определяется рыночными показателями, а в качестве дополнительных резервных валют также стали использоваться денежные единицы новых финансовых центров – Западной Европы и Японии. В число мировых валют, на долю которых стал приходиться основной объем операций на международном финансовом рынке, помимо доллара США, вошли немецкая марка, японская иена, швейцарский франк и британский фунт стерлингов.

Ослабление позиций доллара на мировом рынке во многом ускорило появление новой валюты – евро, которая впоследствии стала не только единой для целого ряда европейских стран, но и второй резервной валютой после доллара. Прообразом евро стала безналичная валютная единица – ЭКЮ, которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы. Планы же по введению евро начали обсуждаться мировым экономическим сообществом ещё несколько десятилетий назад, однако наиболее подходящая для этого почва сформировалась лишь к концу XX века. Многие противники европроекта были уверены в том, что введение единой европейской валюты непременно повлечет за собой серьезные экономические срывы и социальные катаклизмы. Кроме того, одним из важнейших вопросов, который возникал ещё в то время, пока евро был только проектом, стал вопрос о том, каким образом будут решаться проблемы расхождения экономического цикла в европейских странах. До появления евро в этих целях прибегали к изменению обменных курсов национальных валют, но введение в действие валютного союза означает отход от национального суверенитета стран-участниц в отношении денежной и курсовой политики. Решение проблем расходящихся циклов экономического развития требует дополнительных издержек, масштаб которых, по мнению большинства экономистов, зависит от нескольких факторов: природы экономических шоков, степени международной мобильности капитала и рабочей силы, гибкости заработной планы и цен. Другой крупной проблемой, вставшей перед странами Еврозоны на первом этапе использования евро, было формирование единой денежно-кредитной политики – как уже говорилось, мировые экономики развиваются неравномерно, у каждой свои темпы и особенности. Учитывая все эти трудности, введение единой европейской валюты, с момента которого прошло уже более 10 лет, до сих пор считается величайшим финансовым экспериментом в истории человечества. К тому же, ни одна из предыдущих попыток создания сколько-нибудь значимого финансового союза не увенчалась успехом.

Интеллектуальным архитектором единой европейской валюты считается лауреат Нобелевской премии в области экономики Роберт Манделл, а своим появлением евро, помимо благодатной экономической "почвы", обязано созданию Европейского союза в 1992 году. Введение новой валюты, которая стала одним из этапов в развитии европейской интеграции, происходило постепенно: сначала в безналичный оборот, а затем были выпушены наличные купюры. Официальная "презентация" единой валюты странам европейского Экономического и валютного союза состоялась в полночь 1 января 1999 года. С этого момента курсы национальных валют стран-участниц жестко зафиксировались по отношению к евро, ставшему полноправной денежной единицей. Три года спустя, с 1 января 2002 года, в течение срока, который каждая страна определила для себя самостоятельно, в обращение были введены банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. На протяжении полугода старые денежные единицы могли обращаться наравне с евро, однако после первого июня 2002 года евро стало единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.

Конечно, путь европейских государств к объединению своих валютных систем был достаточно длительным и весьма непростым. Поскольку не все страны могли выдержать условия, сформулированные для объединения, менялся состав участников. Тем не менее, на сегодняшний день евро удалось стать единой валютой более чем для 320 млн. европейцев, а с учетом территорий неофициального обращения – для полумиллиарда человек. Европейская валюта является официальной денежной единицей в 16 странах Еврозоны (это Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия и Франция) и ещё в 9 государствах, 7 из которых – европейские. Кроме того, переход на евро - это одно из обязательных условий кредитно-денежной политики для стран, которые становятся новыми членами Европейского союза. Для того чтобы понять, каким образом евро удалось стать настолько популярной мировой валютой, а также второй по использованию (после доллара) резервной валютой, нужно отметить основные эффекты от его введения. Так, одно из значительных преимуществ перехода на евро заключается в создании более ликвидных, гибких финансовых рынков на всем европейском континенте – ограничения в доступе на рынок, обусловленные наличием разных валют, исчезают. Возникновение большей конкуренции, большей доступности финансовых продуктов по всему Евросоюзу приводит к снижению издержек по финансовым операциям не только для бизнеса, но и для частных лиц. Кроме того, введение единой валюты позволило устранить комиссии, взимаемые банками за перевод денежных средств из одной валюты в другую, которые ранее взимались и с частных лиц, и с коммерческих организаций. Возможно, экономия от этого при каждой операции не такая большая, но с учетом многих тысяч совершаемых операций, она дает ощутимую прибавку к средствам, вращающимся в европейской экономике.

Ещё один эффект от введения единой европейской валюты состоит в том, что разница в уровнях цен в Еврозоне постепенно выравнивается. Возможность для хозяйствующих субъектов стран-участниц ЕС свободно предлагать свои товары или услуги на всей территории Еврозоны приводит к увеличению конкуренции или, наоборот, консолидации компаний, что, в свою очередь, является сдерживающим фактором для инфляции. Аналогичным образом, прозрачность цен вне зависимости от государственных границ должна помочь рядовым потребителям найти качественный товар или услугу по низкой цене. Однако в реальности положительное влияние единой валюты на уровень цен в Еврозоне подвергается сомнению со стороны самих европейских граждан: так, в течение нескольких лет после введения евро многие из них указывали на значительный рост цен. Например, в Германии стоимость чашки кофе в кафе раньше составляла 2 марки, а после введения евро цена увеличилась на 50 – 100%. В то же время расходы на более крупные покупки, плата за жилье незначительно выросли в процентном отношении за счет округления в большую сторону. Тот факт, что, по представлениям многих людей, цены после введения евро выросли, хотя официальные исследования этого не подтвердили, можно объяснить тем, что цены на товары или услуги, которыми люди пользуются ежедневно, и воспринимаются более остро.

В год введения евро в американском издании Foreign Affairs была опубликована статья директора Института мировой экономики Фреда Бергстена под названием "Доллар и евро". Автор статьи отмечал, что доля новой европейской валюты в мировых финансовых активах имеет шанс возрасти до 20 – 30%, если в экономический и валютный союз ЕС (ЭВС) войдут 8 – 10 стран, и до 25 – 50% - если членами ЭВС станут все страны Евросоюза. Таким образом, в XXI веке в мире будут две основные резервные валюты – доллар и евро. Бергстен оказался прав: в настоящее время евро действительно стала второй по использованию резервной валютой. В 1999 году она частично унаследовала долю в расчетах и резервах от немецкой марки, французского франка и других европейских валют, которые использовались для расчетов и накоплений. С того момента доля евро постоянно увеличивалась, поскольку центробанки европейских государств стремились диверсифицировать свои денежные резервы.

Отметим, что, по аналогии с евро и Еврозоной, в некоторых странах мира уже на протяжении многих лет существуют свои валютные союзы, которые объединяют несколько государств, находящихся в одном регионе, и имеют собственную единую валюту либо планируют ее введение. Так, тринадцать стран азиатского региона (включая стран-участниц АСЕАН) в 2006 году ввели безналичную валютную единицу – АКЮ, которая отражает котировки акций денежных единиц этих стран, и, возможно, однажды превратится в азиатский аналог евро. Представители североамериканского валютного союза, в состав которого входят США, Канада и Мексика, также не исключают возможности в будущем создать собственную денежную единицу – амеро. Североамериканская объединенная валюта могла бы заменить американский и канадский доллары и мексиканский песо. Аналогично евро и амеро, планируемая валюта Африканского союза (состоит из 53 африканских государств) называется афро. Решение о введении единой африканской валюты, планируемое лишь на 2028 год, было принято в Нигерии во время подписания договора о едином экономическом пространстве в Африке. Однако перспективы этого плана до сих пор не вполне понятны, поскольку многие из стран-участниц могут присоединиться и к другим валютным союзам, как, например, Кабо-Верде планирует войти в Еврозону. В качестве ещё одного примера можно привести восточно-карибский доллар – валюту, имеющую хождение в 7 странах, входящих в Организацию Восточно-Карибских государств и на острове Ангилья. Эмиссия местной единой валюты и операции с ней осуществляются через Восточно-Карабский Центральный банк, который обладает исключительным правом выпуска банкнот и монет на территории государств – членов организации.

Конечно, у перечисленных денежных единиц нет шансов выйти за пределы своего региона и получить статус хотя бы одной из мировых резервных валют, а, по мнению многих экспертов, с учетом международной экономической, а также политической обстановки единая мировая валюта – в принципе слишком отдаленная перспектива. "Мы отменяем доллар и договариваемся: Россия, ЕС и Китай – валюта будет называться "еруань". Но это же фантазия. Требуется международная координация против доллара", - считает первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Похожей точки зрения придерживается директор Института экономики РАН Руслан Гринберг: "Резервными становятся национальные валюты не под давлением какой-то военной силы и тому подобного, это результат экономической мощи". Дискуссии о необходимости введения новой резервной валюты и даже о создании единой наднациональной валюты вновь начали вестись в связи с глобальным кризисом 2008 – 2009 годов, одной из причин которого считается несовершенство мировой валютной системы.

Сегодняшний кризис зародился в финансовом центре мировой экономики – США - и постепенно распространился по всем странам. В результате кризиса стоимость доллара заметно снизилось, что отразилось и на золотовалютных резервах. При этом национальные валюты многих стран мира подверглись девальвации, что, по некоторым расчетам, позволяет получить дополнительный доход от экспорта, а также стимулировать внутренний спрос на отечественные товары из-за подорожания импортных. Однако сбережения граждан, хранящиеся в национальной валюте, сокращаются, а компании, бравшие кредиты в долларах, вынуждены выплачивать по долгам больше – из-за укрепления курса американской валюты по отношению к курсу национальной. В этих условиях правительства стран по всему миру стали все чаще задумываться о принципах новой мировой валютной системы, которая позволила бы упростить систему взаиморасчетов и преодолеть негативные эффекты от резкого колебания курсов валют, а также избавиться от жесткой долларовой зависимости. Финансовый кризис выявил ненадежность доллара как резервной валюты, а что касается евро, то она подходит лишь для стран со сходными показателями экономик (то есть для Еврозоны) и не является показателем для других государств. С начала 2009 года представители стран, которых в той или иной степени коснулся кризис, высказывают самые разные идеи по реформированию валютной системы – от введения новой резервной валюты до создания единой наднациональной.

Так, идею создания единой мировой валюты предложил американский миллиардер Джордж Сорос, заявив о необходимости активировать и расширить механизм специальных прав заимствования – СДР (Special Drawing Rights, SDR). Это искусственное платежное средство Международного валютного фонда ещё с 1969 года, в основе которого лежит корзина национальных валют – доллара, евро, иены и фунта стерлингов. СДР имеет только безналичную форму и используется исключительно внутри МВФ, при регулировании платежных балансов, пополнении резервов, а также при расчетах по кредитам МВФ. По мнению Сороса, масштабное применение специальных прав заимствования, прежде всего, позволит странам получить достаточные объемы ликвидности для реализации своих антикризисных программ. А это, в свою очередь, даст возможность государствам эффективнее стимулировать экономики и поддерживать экспортные рынки. В результате мировая экономика получит мощную поддержку, международная торговля станет более активной, и в конечном результате все это приведет к заметному ослаблению глобального кризиса. Активнее всего предложение американского миллиардера поддержала Россия, предложив даже созвать международную конференцию для обсуждения вопроса, который до сих пор считался весьма отдаленной перспективой и связывался со множеством сложностей. "Совершенно очевидно, что нынешняя валютная система не справилась с вызовами. Это хорошо, что мы еще имели некий набор валют: доллар, евро, фунт стерлингов. Но по-хорошему на будущее эта система должна включать в себя и другие региональные резервные валюты. Если мы сможем договориться, то в будущем можно говорить и о создании некоей супервалюты", - заявил Дмитрий Медведев в интервью британской телекомпании ВВС.

В преддверии апрельского саммита "Большой двадцатки" Россия также опубликовала ряд официальных предложений к странам-участницам, среди которых был и пункт "о создании наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Целесообразно рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом "суперрезервной" валютой...", - говорилось в документе. Некоторые представители международного экономического сообщества оценили это предложение как очередную попытку России "убить" доллар как универсальную мировую валюту, к тому же российское руководство не раз заявляло о том, что именно США виноваты в том финансовом беспорядке, от которого теперь страдают все мировые экономики. Америка, в свою очередь, также негативно отнеслись к предложению России: в защиту доллара выступил и министр финансов США Тимоти Гайтнер, и сам Барак Обама. "Я считаю, что доллар остается общепринятой резервной валютой в мире. И так, вероятно, будет и впредь в течение долгого времени", - заявил Гайтнер. А новый президент Соединенных Штатов в конце марта 2009 года сообщил, что доллар уже укрепился, а инвесторы считают американскую валюту самой сильной в мире: "США – страна с сильнейшей экономикой и наиболее стабильной политической системой в мире. Я уверен и в американской экономике, и в долларе". Однако даже в самой Америке далеко не все разделяют такую твердую уверенность в национальной валюте: в начале апреля газета The Daily Telegraph сообщила о том, что некоторые американские города начали печатать собственную валюту, которая на время заменит национальный доллар. Города Итака в штате Нью-Йорк и Пленти в Северной Каролине решили вспомнить методику противостояния кризису, которая была изобретена ещё во время Великой депрессии 1930-х годов. Такая валюта, как правило, не привязана к курсу доллара, и ее использование позволяет поддержать торговлю, поступления в городской бюджет за счет продажи выпущенных банкнот, а также кредитование. В большинстве случаев за одну денежную единицу жители города могут заплатить от 90 до 95 центов, при этом купленная банкнота позволит приобрести столько же товаров и услуг, сколько и на один доллар.

Что же касается предложения России по более широкому использованию специальных прав заимствования, то его поддержали в первую очередь страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), и активнее всего – Китай. По словам председателя китайского Народного банка Чжоу Сяочуань, "целью реформы глобальной финансовой системы должно стать создание международной резервной валюты, которая будет не связана с конкретными государствами и сохранит стабильность в долгосрочной перспективе", что "позволит устранить дефекты существующей системы, где ведущую роль играют имеющие кредитную основу национальные валюты". Вместе с тем, китайские власти полагают, что альтернативой доллару может стать юань, который активно используется при расчетах в Юго-Восточной Азии. Вообще, если сравнить наиболее популярные предложения по реформированию мировой валютной системы, то можно заметить такую тенденцию – в качестве новой резервной валюты многие страны видят свою национальную, либо предлагают создать валюту, аналогичную евро, - для своего региона. Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в феврале 2009 года, выступая на международном экономическом форуме в Астане, предложил ввести единую безналичную расчетно-платежную валюту стран Евразийского экономического общества, в состав которого входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. По мнению президента Казахстана, появление новой валютной системы не должно означать ликвидацию прежней, но при этом новая валюта не будет испытывать на себе зависимости от курса мировых валют. Назарбаев придумал и название для подобной электронно-расчетной единицы – "евраз" (по аналогии с евро) или "евразия". Одновременно с этим проектом Нурсултан Назарбаев предложил создать систему наднациональных валютно-расчетных единиц – "транзитализм", которая стала бы промежуточным шагом на пути к преодолению экономического кризиса. Позже, по мнению Назарбаева, все страны мира непременно перейдут в "акметализм" - стадию, на которой человечество получит доступ к "мировому саморастущему богатству, основанному на бездефектной мировой валюте". Инициатива Назарбаева даже получила поддержку со стороны интеллектуального создателя евро Роберта Манделла: "Я отдаю себе отчет в том, что для неподготовленного слушателя наша идея о создании единой мировой валюты, как одного из направлений выхода из экономического тупика, в котором мы оказались, может выглядеть слишком смелой. Но мои встречи со многими уважаемыми участниками форума, в том числе – лауреатами Нобелевской премии Робертом Манделлом и Эдмундом Фелпсом и другими, показали, что это не является чем-то необычным, эти базовые предложения в целом поддерживаются, и мы размышляем в одной плоскости", - заявил глава Казахстана.

В отличие от самих глав государств, которые с таким энтузиазмом говорят о необходимости введения единой валюты, большинство международных аналитиков, представителей экономического сообщества к этой идее относятся скептически. Так, глава крупнейшей российской кредитной организации – Сбербанка – Герман Греф уверен, что на единую валюту мировые страны могут перейти только "за пределами 2020 года". По его прогнозам, несколько лет уйдет только на то, чтобы крупные межнациональные корпорации и группы стран договорились между собой о создании единой валюты и институтов регулирования финансовых рынков, и если это произойдет в течение 2015 – 2020 годов, то введение единой валюты станет возможным после 2020 года. Нобелевский лауреат в области экономики Джозеф Стиглиц, считает, что хотя новая валютная система теоретически могла бы быть внедрена в течение 12 месяцев, в реальности вряд ли все произойдет настолько быстро. Что касается существования двухвалютной резервной системы, то, по мнению Стиглица, она была бы ещё более нестабильной, поскольку участники рынка переходили бы с евро на доллар и обратно в зависимости от того, какая валюта укрепляется, что только усиливало бы неустойчивость системы. Один из экономистов аналитической компании IHS Global Insight Ян Рэндолф, наряду с американским правительством, считает, что в течение долгого времени никакой другой финансовый инструмент не сможет заменить доллар в качестве резервной валюты. "Потребовалось две мировых войны и десять лет (до и после Второй Мировой войны), чтобы на смену британскому фунту стерлингов пришел американский доллар. Такие изменения требуют много времени и происходят только после каких-то действительно фундаментальных сдвигов в относительном статусе экономических держав за довольно продолжительные периоды", - отмечает он. У специальных прав заимствования МВФ также немного шансов стать международной резервной валютой наряду с долларов, иеной и евро, потому как СДР представлены только как "денежная" валюта, как ликвидное средство, при этом нет номинированных в ней облигаций или акций, которые можно бы было покупать. Поэтому СДР могут быть использованы только в целях обеспечения ликвидности, а не для инвестиций, чего хотят сторонники использования СДР в качестве мировой резервной валюты.

Российские аналитики, неоднократно заявлявшие, что американский доллар свои возможности уже исчерпал, также считают нецелесообразным наделения МВФ правом печатать банкноты и выпускать СДР. Во-первых, такая позиция объясняется тем, что уставной капитал Валютного фонда составляет всего 217 млрд. СДР (порядка $321 млрд.), во-вторых, самым большим количеством голосов в МВФ обладает Америка – 17,5%, и именно она получит основной доход и контроль за эмиссией новой мировой валюты. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владимир Иноземцев говорит, что "для создания новой валюты необходима политическая интеграция всех трех хозяйствующих субъектов – США, ЕС и Японии. Я не верю в реалистичность такого проекта, так как только для евро потребовалась полувековая интеграция, четко прописанные законы и Европейский суд, который мог разрешать любые споры между гражданами, компаниями и странами в пределах ЕС". Но даже если СДР смогут стать чем-то большим, чем просто мультивалютная корзина, это все равно не решит главной экономической проблемы – инфляции, уверен аналитик финансовой группы "Калита-Финанс" Дмитрий Голубовский. Итак, если суммировать все вышесказанное, то ситуация получается достаточно противоречивая: глобальный финансовый кризис поставил все страны мира перед необходимостью создания более надежной, сбалансированной системы международных резервных валют, а также новой наднациональной валюты, - в этом уверены лидеры большинства государств. Кризис показал несостоятельность американского доллара, поэтому многие страны неоднократно заявляли о необходимости "свержения" Соединенных Штатов с пьедестала мирового финансового центра. Однако это все только в теории – когда дело доходит до практики, обнаруживается, что проекты по созданию новой мировой валюты либо просто неосуществимы, либо могут повлечь за собой слишком много негативных последствий. Так что пока создание супервалюты видится в очень отдаленной перспективе - уж точно не раньше 2020 года.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *