Финансово-кредитная система Польши — Рефераты бесплатно — база рефератов, курсовых, шпаргалок и словарей

Рефераты бесплатно — база рефератов, курсовых, шпаргалок и словарей

Toggle navigation

  • Дипломы
    • Архитектура и строительство
    • Гуманитарные науки
      • Безопасность жизнедеятельности
      • Иностранные языки
      • История
      • Исторические личности
      • Искусство и культура
      • Культурология
      • Литература русская
      • Музыка
      • Педагогика
      • Политология
      • Психология
      • Религия и мифология
      • Социология
      • Туризм
      • Журналистика
    • Естественные науки
      • Астрономия
      • Биология
      • Геология
      • География
      • Математика
      • Естествознание
    • Технические науки
      • Авиация и космонавтика
      • Металлургия
      • Транспорт
      • Технология
    • Кулинария
    • Косметология
    • Медицина
    • Управление
      • Делопроизводство
      • Логистика
      • Менеджмент
      • Организация и нормирование труда
      • Организация производства
      • Планирование на предприятии
      • Стратегия бизнеса
      • Теория организации
      • Товароведение
    • Экономика
      • Анализ хозяйственной деятельности
      • Бухгалтерский учёт и аудит
      • Банковское дело
      • Внешнеэкономическая деятельность
      • Государственное регулирование
      • Государственный бюджет
      • Деньги и кредит
      • Инвестиции
      • Инновации и экономика инноваций
      • Коммерческая деятельность
      • Маркетинг
      • Микроэкономика и макроэкономика
      • Малый бизнес и совместное предпринимательство
      • Налогообложение
      • Предпринимательство
      • Рынок ценных бумаг
    • Юриспруденция
      • Административное право
      • Гражданское право и процесс
      • Государство и право
      • Криминалистика
      • Международное право
      • Международные отношения
      • Право
      • Право и процесс
      • Трудовое право
      • Уголовное право и процесс
    • Страхование
    • Рекламная деятельность
  • Диссертации
    • Архитектура и строительство
    • Гуманитарные науки
      • История
      • Литература русская
      • Психология
      • Педагогика
      • Религия и мифология
      • Туризм
    • Естественные науки
      • Биология
      • Естествознание
    • Технические науки
      • Технология
    • Кулинария
    • Управление
      • Менеджмент
      • Планирование на предприятии
    • Экономика
      • Деньги и кредит
      • Инновации и экономика инноваций
      • Маркетинг
      • Микроэкономика и макроэкономика
      • Налогообложение
    • Юриспруденция
      • Криминалистика
      • Право
  • Конспекты
    • Архитектура и строительство
    • Гуманитарные науки
      • Безопасность жизнедеятельности
      • История
      • Иностранные языки
      • Искусство и культура
      • Культурология
      • Литература зарубежная
      • Логика
      • Музыка
      • Психология
      • Педагогика
      • Политология
      • Религия и мифология
    • Естественные науки
      • Биология
      • Геология
      • География
      • Математика
      • Естествознание
    • Технические науки
      • Авиация и космонавтика
      • Стандартизация
      • Транспорт
      • Технология
    • Экономика
      • Бухгалтерский учёт и аудит
      • Банковское дело
      • Внешнеэкономическая деятельность
      • Деньги и кредит
      • Инвестиции
      • Коммерческая деятельность
      • Маркетинг
      • Микроэкономика и макроэкономика
      • Предпринимательство
      • Рынок ценных бумаг
    • Медицина и физкультура
      • Медицина
    • Управление
      • Логистика
      • Менеджмент
      • Организация производства
      • Планирование на предприятии
      • Теория организации
      • Товароведение
    • Статистика
    • Юриспруденция
      • Административное право
      • Государство и право
      • Гражданское право и процесс
      • Криминалистика
      • Международное право
      • Право
  • Контрольные
    • Архитектура и строительство
    • Гуманитарные науки
      • Безопасность жизнедеятельности
      • История
      • Иностранные языки
      • Искусство и культура
      • Культурология
      • Литература русская
      • Логика
      • Музыка
      • Педагогика
      • Психология
      • Политология
      • Религия и мифология
      • Социология
      • Туризм
      • Журналистика
    • Естественные науки
      • Астрономия
      • Биология
      • География
      • Геология
      • Математика
      • Естествознание
      • Физика
    • Кулинария
    • Медицина
    • Косметология
    • Управление
      • Делопроизводство
      • Логистика
      • Менеджмент
      • Организация производства
      • Планирование на предприятии
      • Стратегия бизнеса
      • Теория организации
      • Теория рисков и риск-менеджмент
      • Товароведение
    • Информатика и радиоэлектроника
    • Технические науки
      • Авиация и космонавтика
      • Металлургия
      • Стандартизация
      • Транспорт
      • Технология
    • Экономика
      • Анализ хозяйственной деятельности
      • Банковское дело
      • Бухгалтерский учёт и аудит
      • Внешнеэкономическая деятельность
      • Государственное регулирование
      • Деньги и кредит
      • Инвестиции
      • Инновации и экономика инноваций
      • Коммерческая деятельность
      • Маркетинг
      • Микроэкономика и макроэкономика

Финансовая система Польши

Финансовая система Польши

Аналіз фінансової системи Польші

Студентки Кокоріної Катерини Олександрівни

Спеціальність: МЕВ, курс 4, 1 група

 

Одеса-2014

Финансовая система Польши

Бурному росту экономики Польши в последние годы в значительной степени способствовало большое развитие финансового рынка страны. Финансовый рынок в свою очередь разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций, а рынок капитала охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации.

Важным показателем состояния денежного рынка в стране является коэффициент монетизации, который отражает обслуживаемую деньгами долю товарного оборота страны. Он выражается через отношение денежной массы М2 к ВВП страны, где M2– это показатель, включающий по методике МВФ наличные деньги, вклады до востребования, срочные и сберегательные банковские счета, а также наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке. Поэтому соотношение М2/ВВП даёт представление о степени обеспеченности экономики деньгами.

В Польше коэффициент монетизации в первом квартале 2013 года составил 129%, а во втором квартале вырос до 132%. Таким образом, можно отметить, что денег в польской экономике вполне достаточно, чтобы обеспечить ими существующий товарный оборот. Денежная масса растет быстрее, чем ВВП, что свидетельствует о замедлении скорости обращения денег. При этом рост показателя свидетельствует об укреплении доверия к национальной экономической политике и повышении уровня сбережений в национальной финансовой системе. Отношение М1 к ВВП во втором квартале 2013 г. составило 57%, что в 2 раза меньше отношение М2 к ВВП в этом же квартале. Это говорит о том, что значительная доля денежных операций в Польше осуществляется в безналичной форме, а банковская система достаточно развита.

Что касается годовых процентных ставок в Польше, то ставка денежного рынка в первом квартале 2013 г. составила 3,84%, а в третьем квартала снизилась до 2,54%. Депозитные ставки в национальной валюте, злотых, составляют 3,93%,а в иностранной валюте (евро) – 0,31%. Кредитные же ставки в национальной валюте достигают 10%, а в иностранной – 2,79%. Главным фактором, определяющим размер депозитных и кредитных ставок является стоимость денег на рынке. В Польше дешевле деньги в банковской системе, поэтому и ставки по кредитам и депозитам значительно ниже, чем в Украине.

Фондовый рынок в Польше – один из самых быстрорастущих, а Биржа ценных бумаг, расположенная в Варшаве, является одной из самых динамично развивающихся бирж в мире. Основным показателем изменения цен определённой группы ценных бумаг является фондовый индекс. В сравнении с базисом 100 в 2005 году, фондовый индекс в Польше в 2013 году составил 162,8, что свидетельствует о развитии рынка ценных бумаг.



Индекс потребительских цен (CPI) – статистический показатель, который показывает динамику стоимости фиксированного набора услуг и товаров за определенный период времени. Является основным показателем текущего уровня инфляции. В Польше, по сравнению с базисом 100 в 2005 году, этот индекс достиг 125,0 в 2013 году. CPI, как правило, анализируется вместе с индексом промышленных цен (PPI), который определяет изменения уровня цен на корзину товаров, произведенных в промышленности. В 2013 году, с базисом 100 в 2005 году, он составил 124,4. Показатель PPI обычно является опережающим по сравнению с CPI, так как потребительские цены изменяются с опозданием по отношению к оптовым ценам реализации продукции.

Сальдо текущего счета Польши в платежном балансе является отрицательным, что говорит о низкой конкурентоспособности страны на мировом рынке и ее неспособности инвестировать в другие страны. Сальдо счета по текущим операциям в 2011 и 2012 годах составило –25,770 млн. долл. США и –18,263 млн. долл. США по сравнению с –17,621 млн. в 2009 году. Сложившийся дефицит счета текущих операций вызван превышением отрицательного сальдо первичных доходов и баланса товаров (особенно в 2011 г.) над положительным сальдо по вторичным доходам и услугам.

Сальдо счета движения капитала за весь анализируемый период было положительным и имело тенденцию к повышению с 7 млн.долл. в 2009 г. до 10 млн. в 2012 г. Сальдо финансового счета за 2012 год сложилось отрицательным в размере -22,574 млн. долларов (за 2011 год отрицательное сальдо финансового счета составляло -31,954, а в 2010 -44,006 млн. долларов), то есть наблюдалась тенденция к сокращению. Таким образом, по итогам 2012 года экономика Польши явилась ”чистым заемщиком“ финансовых ресурсов по отношению к остальному миру (рост внешних обязательств сопровождался снижением иностранных активов).

Прямые инвестиции из Польши за период 2009-2012 годов уменьшились с 5,928 до 1,388 млн. долл. США, то есть в 4 раза. Инвестиции в страну сократились еще больше: с 14,388 до 6,701 млн. долл. США. В динамике портфельных инвестиций дела обстоят иначе: по сравнению с 2009 годом в 2012 польские портфельные инвестиции уменьшились на 564 млн. долл. США и составили 436 млн. долл. США, в то время как в 2011 году наблюдался показатель в -869,7 млн. долл. США. В иностранных портфельных инвестициях наблюдался значительный рост в 2010 году: с 16 до 26 млн. долл. США, после чего наблюдалось снижение до 20 млн. долл. В 2012 г. Прочие инвестиции из Польши в 2012 году составили 1,965 млн. долл. США, в то время как их приток составил 3,959 млн. долл. США.

Резервные активы – международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Официальные резервы Польши в период с 2009 по 2012 гг. уменьшились, что говорит о снижении ликвидности страны. Наибольшего показателя они достигли в 2010 г. (15,1 млн. долл.), т.к. ЦБ закупил много иностранной валюты и финансовый счет значительно превысил текущий. Затем можно наблюдать сокращение резервов страны до 6.1 млрд. дол. в 2011 г. и дальнейшее их увеличение в 2012 г.,когда резервы вернулись к отметке 11,3 млрд. дол.

 

 

Целью построения регрессионной модели является выявление факторов, влияющих на изменение денежной массы М2, которая была выбран, как зависимая переменная. Для построения модели были выбраны такие независимые переменные, которые непосредственно влияют на изменение М2 : внешний долг Польши, процентная ставка и индекс потребительских цен. В модели использовались данные с 2000 по 2012 год.

После проведения анализа в SPSS были получены следующие данные:

Коэффициент детерминации показывает объяснение зависимого параметра выбранными переменными. Скорректированный коэффициент детерминации в данном случае R^2 = 0,983, то есть на 98% выбранные факторы объясняют зависимую переменную. При этом F = 235,535.

 

Коэффициентыa
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Знч.
B Стд. Ошибка Бета
(Константа) 118,917 31,301   3,799 ,004
Extrnal debt ,001 ,000 ,961 17,766 ,000
Interest rate -1,787 2,864 -,036 -,624 ,248
CPI 9,118 8,093 ,056 1,127 ,007
a. Зависимая переменная: М2  

 

Для данной модели наибольшее влияние на зависимую переменную оказывает внешний долг, а наименьшее влияние – процентная ставка, так как ее коэффициент больше 0. Зависимость объема денежной массы от объема внешнего долга и индекса потребительских цен является прямой, а от уровня процентной ставки - обратной. Полученная модель имеет вид:

М2 = 0, 961 ED - 0,036 IR + 0,056 CPI

На основании составленной модели можно сделать такие выводы:

1. Если, при прочих равных условиях, внешний долг Польши увеличится на 1 стандартное отклонение, то величина объема денежной массы увеличится на 0,961 станд. отклонение

2. Если, при прочих равных условиях, ПИИ из Швейцарии в Украину ровень процентной стаки в стране увеличится на 1 стандартное отклонение, то величина денежной массы уменьшится на 0,036 станд. отклонение

3. Если, при прочих равных условиях, индекс потребительских цен в Польше увеличится на 1 стандартное отклонение, то величина денежной массы увеличится на 0,056 станд. Отклонения.

 


Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1300 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su - 2015-2020 год. (0.01 сек.)

ФИНАНСЫ ПОЛЬШИ, Государственные финансы страны, их структура

161 Государственные финансы страны, их структура

Государственные финансы. Польши - это совокупность государственных доходов и государственных расходов (расходов бюджетов разного уровня), которые регулируются законом. Польши"О государственных финансах"

Государственные доходы в. Польше включают:

1) государственные налоги, к которым причисляются налоги и другие денежные платежи, уплата которых в пользу государства регулируется отдельными законами;

2) другие доходы, к которым относятся:

- собрание;

- доходы от имущества, в том числе от найма и аренды, а также других соглашений подобного характера, дивиденды от внесенного капитала;

- доходы от продажи вещей и прав, а также от предоставления услуг единицами, о которых говорится в статье 5 ч 1;

- доходы от продажи прав, не представляют поступлений в понимании ч 1 п 4

- наследства, список с и подарки в денежной форме;

- другие доходы, полученные на основании отдельных положений, если только они собираются органами, которые финансируются из государственных доходов, единицами, подчиняются этим органам или находящихся под их внезапного лядом, о чем идет речь в статье 5 п1.

Государственные средства могут назначаться на:

1) государственные расходы;

2) расходы государственного бюджета и бюджетов единиц местного самоуправления

Государственные расходы - это:

1) погашение полученных займов и кредитов;

2) выкуп ценных бумаг и других финансовых операциях;

3) предоставленные займы

К сектору государственных финансов относятся:

1) органы государственной власти и подчиненные им организации;

2) государственные юридические лица и другие организационные единицы, которые не занесены в. Общий судебного реестра и деятельность которых финансируется из государственных средств полностью или частично, за исключением:

- государственных предприятий;

- государственных банков;

- торговых обществ

Сектор государственных финансов подразделяется на:

1) правительственный сектор;

2) сектор самоуправления, который охватывает единицы местного самоуправления и их органы, а также подчиненные этим органам организационные единицы

Государственные финансы охватывают процессы, связанные с накоплением государственных средств и их распределением, в частности:

1) сбор и накопление доходов;

2) расходования государственных средств;

3) финансирование дефицита;

4) принятие обязательств с привлечением государственных средств;

5) управление государственными средствами;

6) управление государственным долгом

Государственный долг в. Польше охватывает обязательства сектора государственных финансов из следующих категорий:

1) эмитированных ценных бумаг, являются денежными гарантиями;

2) полученных кредитов и займов;

3) принятых депозитов;

4) взимание обязательств: а) бюджетных единиц;

б) на основе законов и судебных решений, выданных поручительств и гарантий и т.д.

Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов, а также поступлений и расходов:

1) органов государственной власти, контроля и охраны права;

2) судов и трибуналов;

3) правительственной администрации

Бюджет государства принимается в форме закона о бюджете на период календарного года -"бюджетного года"(с 1 января по 31 декабря). В бюджет государства также относятся средства, происходящих из иностранных источников, которые не подлежат возврату, и финансируемые из них расходыних видатки.

Закон о бюджете содержит также:

1) сравнение поступлений и расходов бюджетных учреждений, вспомогательных хозяйств бюджетных единиц и специальных фондов;

2) планы поступлений и расходов государственных целевых фондов;

3) сравнение дотаций для государственных агентств и фондов. Закон о бюджете может содержать планы поступлений и расходов:

1) единиц, о которых говорится в п. 4 подп 1;

2) других единиц правительственного сектора. Доходами государственного бюджета являются:

1) налоги и сборы, в соответствии с положениями не представляют доходов единиц местного самоуправления, целевых фондов или других субъектов сектора государственных финансов, пошлины;

2) взносы из прибыли государственных предприятий и единоличных союзов государственной казны, дивиденды;

3) взносы из прибыли. Национального банка. Польши;

4) взносы суфицитив (профицитов) оборотных средств государственных бюджетных учреждений, а также частей прибыли вспомогательных хозяйств государственных единиц;

5) доходы, получаемые государственными единицами, если специальные положения не требуют иного;

6) доходы от аренды и аренды, а также от других сделок подобного характера имущественных составляющих государственную казну, если специальные положения не требуют иного;

7) взносы от поручительств и гарантий, предоставленных государственной казной;

8) проценты на средства на государственных банковских счетах бюджетных единиц, если специальные положения не требуют иного;

9) проценты на срочные вклады, начисленные на средства, накопленные на центральном текущем счете бюджета государства;

10) проценты на выделенные из бюджета государства внутригосударственные и внешние займы;

11) штрафы, санкции и другие денежные наказания, если только на основании специальных положений они не представляют доходов других единиц государственного сектора;

12) наследства, список с и подарки в денежной форме в пользу государственной казны;

13) другие государственные доходы

Расходы бюджета государства назначаются на:

1) реализацию задач, выполняемых органами государственной власти, контроля и охраны права, а также правительственной администрацией, судами и трибуналами;

2) общие субвенции для единиц местного самоуправления;

3) целевые дотации на задание правительственной администрации, а также другие задачи, порученные единицам местного самоуправления в соответствии с положениями;

4) дополнительное финансирование собственных задач единиц местного самоуправления;

5) дотации на определенные законами задачи;

6) совместное финансирование программ, реализованных из средств, происходящих из иностранных источников и не подлежат возврату

С расходов бюджета государства выделяются расходы, источником финансирования которых являются средства, происходящих из иностранных источников и не подлежат возврату

Разница между доходами и расходами бюджета государства составляет соответственно суфицит (профицит) бюджета государства или дефицит бюджета государства

Дефицит бюджета государства может быть покрыт поступлениями от:

1) продажи казначейских ценных бумаг на рынке страны и за рубежом;

2) кредитов, полученных в отечественных и зарубежных банках;

3) займов;

4) средств, полученных от приватизации имущества государственной казны;

5) суфициту бюджета государства за прошедшие годы

Из бюджета государства в пределах, определенных законом о бюджете, могут выделяться такие займы:

1) для единиц местного самоуправления в рамках определенных процедур;

2), возникающие из международных соглашений;

3), возникающие из других, чем закон о бюджете, законов

Займы, выделенные из бюджета государства, облагаются процентами, размер процентов определяется соглашением

В бюджете государства создается общий резерв, который не может превышать 0,2% расходов бюджета

В бюджете государства могут создаваться целевые резервы:

1) на расходы, подробный разделение которых на статьи бюджетной классификации не может быть выполнен в процессе разработки бюджета;

2) на расходы, источником финансирования которых выступают средства, происходящих из иностранных источников, среди них такие, которые не подлежат возврату;

3) если другие законы того требуют. Расходы бюджета государства подразделяются на:

1) текущие расходы;

2) расходы на обслуживание долга казначейства;

3) имущественные расходы. Текущие расходы включают:

1) общие субвенции для единиц местного самоуправления;

2) дотации;

3) заработную плату и начисления на нее;

4) другие услуги для физических лиц;

5) закупку товаров и услуг;

6) другие расходы, связанные с функционированием бюджетных единиц или реализацией их уставных задач

Расходы на обслуживание долга казначейства охватывают, в частности, расходы бюджета государства на выплату процентов и дисконта от казначейских ценных бумаг, выплату процентов за взятые кредиты и п займа, а также выплат, связанных с предоставленными государственной казной поручительств и гарантиям.

Имущественные расходы включают:

1) расходы на закупку и владение акциями, а также взносы в торговых союзов;

2) инвестиционные расходы государственных бюджетных единиц, а также целевые дотации на финансирование или дофинансирование средств на реализацию инвестиций

уровень ВВП, НДС и самый Важный показатель

Любому мигранту, собирающемуся в данную страну, важно знать, какова социально-экономическая ситуация здесь.

Это поможет разобраться в местной системе налогообложения, включая важный для предпринимателей возврат НДС, а также заранее оценить реальный уровень жизни тут по объективным экономическим факторам. В данной статье мы разберемся с основными параметрами, которые имеет экономика Польши, и которые важны, в том числе, для мигранта.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

Экономика Польши

Экономика Польши

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Наиболее значительными периодами роста ВВВ именно в Польше стали 1995-1998 годы, когда рост составлял до 7% и выше. После 1998 темп развития ВВП несколько замедлился в связи с российским кризисом, и уже в 2003-2008 опять ВВП Польши вышел на уровень 5% и выше ежегодно.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.

Структура экономики Польши

Структура экономики Польши

Структура экономики Польши

Экономика выбранной страны имеет целый ряд интересных особенностей, которые как раз и провоцируют в ней повышенный рост ВВП. К таковым необходимо отнести:

  • Сниженную долю в общей массе сектора услуг.
  • Большой процент сектора реального, что обеспечивает стабильный рост и уровень ВВП именно для данного региона.
  • Упор на промышленность и ремонт механизмов. Данные отрасли составляют в среднем 24,7%, 18,8% соответственно.
  • Низкий уровень долга частных хозяйств перед государством.

Банковская система страны достаточно консервативна, имеет достаточно малый процент в общем ВВП. Сердцевиной же экономической системы по праву можно посчитать средний, а также малый бизнес, который даже в кризисные периоды в достаточно консервативном польском обществе остаётся на плаву.

Все это как раз и привело к тому, что при стагнации общей европейской банковской системы именно Польше удалось ВВП удержать и даже иметь стабильный рост. В настоящее время здесь экономика по отраслям полностью практически сформирована. Сейчас же и государство, и различные частные предприниматели заинтересованы в стабильном развитии системы. Они повышают конкурентный уровень товаров и услуг, и прогнозировано уже в ближайшие годы выйдут на лучшие места торговли мировой.

Внешняя торговля Польши

Внешняя торговля Польши

Внешняя торговля Польши

В отличие от иных государств Евросоюза, экспорт и импорт в экономике страны не имеет значительного веса, потому и ситуация на международном рынке на нее влияет достаточно слабо, по крайней мере, по сравнению с другими экономическими системами ЕС.

Сейчас же внешнеторговый баланс именно этой страны сальдо имеет отрицательное, хотя динамика его положительна, и с 2013 года тут также отмечается вполне серьезный рост, за счет того, что экспорт и импорт возросли.

Если говорить о тех основных партнерах, под которые заточена экономика страны в текущее время, то к таковым отнести стоит страны ЕС (здесь заключены долгосрочные договора во многих отраслях), а также США, Норвегию и Россию.

Кроме того, в последние годы немалую долю во внешнеэкономических отношениях именно данного государства азиатские страны. Налажены сегодня торговые отношения с Китаем, а также Кореей.

Импорт Польши

Импорт Польши

Импорт Польши

В настоящее время импорт Польши делает данное государство 22-й страной в мире по данному экономическому показателю. В последние годы данный показатель имел достаточно серьезный рост, который составил 8,2%. Наиболее значительную часть импорт имеет в поставках нефти, а также автомобильных запчастей. Оба направления имеют импорт на уровне до 5%.

Также импорт Польши включает в свою структуру продукцию пищевой промышленности, машиностроения, товары легкой промышленности. Кроме того, в последние годы очень весомым стал импорт не только сырья, но и технологий, а также рабочей силы именно в данное государство. Это позволяет привлекать сюда важнейшие ресурсы для различных отраслей, что также обеспечивает государству весьма стабильный рост.

Кроме того, через эту страну проводится импорт из стран Восточной Европы в ЕС. В частности, именно через данную территорию проводится импорт газа и различных продуктов горной промышленности.

Также именно через эту территорию в Европу заходит практически вся сырьевая база. Для экономики данного государства такой импорт является значительным источником национального дохода. И, вполне вероятно, что уже в ближайшее время, используя именно такой импорт, экономика страны сможет увеличить темпы собственного роста.

Экспорт Польши

Экспорт Польши

Экспорт Польши

Экспорт Польши составляет не более 40% общего валового продукта страны. Однако же, несмотря на это экспорт в самой Польше выстроен достаточно хорошо. В настоящее время по данному параметру государство занимает 27 место в мире, а также 25- е в части наиболее крупных государств-импортеров.

Наиболее значительные позиции в мире имеет экспорт Польши в частях продукции горной промышленности (в основном угля, но также имеется экспорт и меди, стали), химической промышленности, занимающей в таком секторе как экспорт вторую позицию, машиностроения, а также картона. Также страна обеспечивает на достаточно хорошем уровне экспорт сельхоз продукции. В основном это фрукты и овощи, а также практически вся продукция животноводства, в том числе, крупный рогатый скот.

Также Польша обеспечивает экспорт таких товаров как бытовая техника, одежда и обувь. Однако же данные виды продукции идут именно на экспорт в основном в страны Восточной Европы, так как по уровню качества несколько уступают той продукции, которая котируется в Евросоюзе.

Если же говорить о тех отраслях, в которых экономика получила отрицательное сальдо по параметру экспорт, то к ним нужно отнести торговлю керамическими изделиями. Иные отрасли внешней торговли развиты в этой стране слабо. Однако возможно, что с развитием отдельных отраслей польского хозяйства, данная ситуация сможет в сжатые сроки измениться, и здесь экспорт также получит достаточно высокий удельный вес в общей структуре торговли уровня международного.

Социальные индикаторы Польши

Социальные индикаторы Польши

Социальные индикаторы Польши

Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Столь высокие показатели социальные, имеющиеся в данном государстве ныне, во многом — заслуга местных властей. Так здесь в настоящее время эффективны все нормы защиты прав человека, в том числе, для иностранцев. Государство контролирует импорт, экспорт, возврат НДС и все имеющиеся налоги.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Система налогообложения в Польше

Система налогообложения в ПольшеСистема налогообложения в Польше

Налогообложение в этой стране предусматривает выплату двух типов налогов: косвенные (среди которых НДС, налог с азартных игр и, разумеется, акциз), а также прямые (подоходный, на недвижимость или транспорт и другие). Существуют следующие особенности выплаты таких налогов:

  • Подоходный для всех трудоустроенных в Польше резидентов, нерезидентов. Ставка его зависит от уровня дохода. Если человек получает за год до 85528 злотых, заплатить нужно всего 18%. Если выше, нужно заплатить 32% и 14839,02 злотых. Для частных же предпринимателей налоги составят 19% всего.
  • CIT – подоходный для предприятий. Составляет, как и для частников, 19%. Альтернативой его может быть тоннажный налог на продукцию, который также выплачивается ежемесячно.
  • На дарение или же наследство. Сумма определяется в порядке частном с учетом и стоимости передаваемого объекта, также и степени родства.
  • Налоги на выигрыш.
  • НДС. Именно такой налог в Польше может иметь различные ставки, применимые для тех или иных видов продукции. Это 23% — стандартная ставка НДС, 8%, 5%, 3% — НДС для некоторых изданий и продуктов питания, 0% — экспортные товары: принтеры, сканеры и другие виды товаров. Освобождены от уплаты НДС заведения медицинские, социальные и некоторые финансовые службы.

Также в Польше действуют сельскохозяйственный, лесной, от гражданско-правовых действий (в основном сделки продажи) налоги. Их ставки, а также периодичность оплаты определяется с учетом конкретного вида деятельности предпринимателя.

Согласно польским правилам, налоги, в том числе, и подоходный, и НДС, выплачиваются по месту регистрации согласно установленным срокам подачи декларации. Часть платежей является ежемесячной (как НДС), часть выплачивается разово, а некоторые налоги нужно выплачивать раз в квартал. Сельскохозяйственные налоги выплачиваются в четырех частях: до 15.03, до 15.05, до 15.09, до 15.11. И так ежегодно.

Должны ли платить налоги в Польше иностранцы?

Должны ли платить налоги в Польше иностранцы

Должны ли платить налоги в Польше иностранцы

Иностранцы в Польше также не освобождаются от налогообложения и обязаны вносить регулярные платежи, если официально работают или ведут бизнес в этой стране. Для того, однако, чтобы такие платежи совершать, мигрантам предварительно необходимо получать налоговый номер индивидуальный PESEL, по которому в дальнейшем вас и поставят на учет.

Принципы налогообложения для нерезидентов, к слову, совершенно не отличаются от правил оплаты налогов гражданами данной страны.

Всю необходимую информацию и о налоговых ставках, и о правилах подачи отчетности, и о возможности возврата НДС, можно в польских государственных учреждениях. Они предоставляют консультации независимо от того, являетесь вы резидентом Польши либо же нет, и помогут вам избежать ошибок при подаче декларации и, конечно, штрафов.

Банковский сектор Польши - Бизнес в Польше - Польша онлайн

Невзирая на то, что Польша принадлежит к странам Евросоюза, в политическом плане страна ощущает себя самостоятельным большим государством. В этом ее отличие практически от всех стран Центральной и Восточной Европы. Это ощущение независимости не всегда встречает положительный отклик в мире, однако оно полностью разделяется польской элитой. Данный факт многое объясняет как в политической, так и в экономической жизни страны.

Начало 90-х – принятие своевременных мер для сохранения промышленности страны

Сейчас сложно представить, что совсем недавно, каких-то 20 лет назад, «челноки» из Польши везли на бывшее постсоветское пространство китайский ширпотреб. Отсюда они увозили посуду, бытовую технику и другие предметы, пользующиеся спросом на родине. Заработав, таким образом, первоначальный капитал, поляки стали усердно развивать частный бизнес. В этом им помогло государство, которое сделало ставку на приватизацию и мелкий частный бизнес.

Вместе с тем, правительством были приняты своевременные меры для сохранения крупных промышленных предприятий. Прямое правительственное субсидирование, привлечение на сверхльготных условиях иностранных капиталов и некоторые другие способы позволили поддержать и сохранить предприятия угольной и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, текстильной промышленности.

В результате таких дальновидных действий Польша оказалась единственной страной, которая в годы мирового кризиса 2008 – 2009 годов не только не избежала спада ВВП, но и продемонстрировала его рост. С тех пор и по настоящий день, экономика Польши успешно балансирует между интересами крупного промышленного и мелкого частного бизнеса.

Реструктуризация и приватизация банковского сектора Польши

Февраль 1989 года это дата начала перестройки кредитно-финансовой системы Польши в интересах рыночной экономики. Из Национального банка страны выделились региональные банки. Они взяли на себя функции, характерные для коммерческих учреждений – непосредственное обслуживание экономических субъектов. Национальный банк занимался денежно-кредитным регулированием экономики, кредитованием коммерческих банков и эмиссией кредитных денег. То есть, на Национальный банк были возложены функции исключительно центрального банка. Таким образом, в Польше сформировалась двухступенчатая банковская система.

Приватизация польских банков, по мнению международных экспертов, была наиболее успешной в регионе. Она состояла из двух этапов. Вначале приватизируемые банки финансово оздоравливались, происходила их реструктуризация и повышение ликвидности кредитных портфелей. И только затем осуществлялся следующий этап – непосредственная смена собственника.

В настоящее время в своем большинстве банковские учреждения являются акционерными обществами, частными и иностранными компаниями. Как следствие этого, значительно увеличился спектр услуг, предоставляемых банками и многообразие кредитно-финансовых организаций.

Стратегия Польши в вопросах иностранного инвестирования

Польша очень внимательно относится к выбору тех стран, откуда идут иностранные инвестиции. Она спокойно относится к инвестициям банков из небольших стран, в то же время бдительно воспринимает попытки играть доминирующую роль в своем банковском секторе стран – лидеров региона. В частности, польское правительство всеми силами старалось избежать господствования банков экономического лидера региона – Германии. И это ему удалось.

Первое место заняли итальянские банки – именно им принадлежит наибольшая доля в совокупных банковских активах страны. В 2011 году Италия имела 12, 4% всех активов. На втором месте, заметно отставая, расположилась Германия – 10, 4%. Третье место с 8, 6% активов заняли нидерландские банки.

Доля иностранных банков, особенно европейских, в польской банковской системе довольно высока. Она является основным и единственным риском польского банковского сектора. Весьма примечателен тот факт, что, несмотря на довольно сложную ситуацию, европейские банки не спешат выводить активы в кризис. Это говорит о перспективе польского рынка и его хорошем потенциале.

Банковский сектор Польши – стабильность и потенциал

Польша стала единственной страной Евросоюза, которой удалось преодолеть прошлый финансовый кризис, миновав экономическую рецессию. Несмотря на непростую нынешнюю ситуацию в Европе, страна по-прежнему играет роль мотора экономического роста в Восточной Европе. Однако Яцек Ростовски - глава Минфина Польши - предупреждает, что в случае серьезных проблем в зоне евро, замедление экономического развития страны не избежать.

За первое полугодие 2012 года рост ВВП составил 3,2%. Аналитики Минэкономики Польши констатируют, что основной фактор подъема это внутренний спрос. Объем прямых иностранных инвестиций по итогам 2011 года увеличился на 70% и составил 15, 1 млрд. долл.

Согласно прогнозам Raiffeisen Research, среднегодовой рост кредитования в стране за период 2012-2016 годов ожидается на уровне 14, 6%. Это означает, что в польском банковском секторе объемы кредитов достигнут 170 млрд. евро. Если сравнить эти показатели с текущим объемом кредитования в ЦВЕ – 1 195 млрд. евро, становится понятно, что банковский сектор Польши имеет огромный потенциал.

Плюсы польской банковской системы

Рассматривая другие положительные моменты польской банковой системы, стоит отметить высокую обеспеченность кредитов депозитами. Отношение депозитов к кредитам составляет примерно 90%. Банки продолжают активно привлекать депозиты населения. Можно ожидать, что в ближайшее время это отношение сравняется, либо превысит единицу.

Сравнительно небольшое количество банков – 705 – тоже можно отнести к плюсам банковского сектора Польши, как и отсутствие доминирования одним или несколькими банками. 15% активов принадлежат самому крупному банку – PKO BP. Государство владеет 60% акций банка. Концентрация активов невысока: пять крупнейших банков владеют 45% всех активов, десяти – около 60%. В десятку крупнейших банков входит один государственный, два частных и 7 банков, где преобладающий капитал – иностранный.

Польша явилась приверженцем достаточно традиционной модели банковского бизнеса. Банки не делали инвестиций в сложные финансовые инструменты, в результате чего кризис на страну не подействовал. В настоящее время польская банковская система благополучно и стабильно развивается.

Польша: большие амбиции и жизнь взаймы

На фоне растущей активности Польши в Восточной Европе и её претензиях на роль регионального лидера "Междуморья" уместно посмотреть, каковы экономические основы данной активности и насколько прочна её база. Что позволяет говорить о перспективах такой политики, направленной против России.

Польша в регионе Восточной Европы является наиболее крупным государством по экономике, территории и населению. Однако есть основания полагать, что экономика Польши не даёт ей возможности претендовать на самостоятельные лидерские позиции в регионе Восточной Европы.

Справка

ВВП — 470 млрд долл. США. Численность населения — 37,95 млн чел., площадь — 312,7 тыс. кв. м.

Польша исторически стремится к утверждению своих лидерских позиций в Восточной Европе и реализации национальных амбиций при поддержке «сильных мира сего» (США). Последние возлагают на Варшаву задачи по курированию и координации действий союзников по отношению к их восточным соседям, в первую очередь Украине и Республике Беларусь.

При этом Польша зачастую используется в качестве демонстрационной площадки результатов преобразования постсоветской страны в действительно «европейское» государство.
Как известно, лидерские устремления невозможно реализовать без стабильного экономического базиса. Для понимания реальных позиций Республики Польша обратимся к краткому освещению динамики её основных финансово-экономических и социальных трендов.

Согласно данным Всемирного банка, в период с 2000 по 2008 год наблюдался постоянный экспонентный рост ВВП Польши, валовой внутренний продукт вырос с 171,886 до 533,816 млрд долл. США (310% роста, 25-я страна по величине ВВП в мире). После мирового кризиса 2008 года экономика ВВП показывала разнонаправленную динамику и на момент начала 2017 года снизилась до 469,509 млрд долл. США (или на 12%).

Однако высокие темпы роста польской экономики во многом связаны с поддержкой со стороны Евросоюза, США и международных финансовых структур (Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) и не связаны с «дикорастущим экономическим чудом».

В структуре ВВП основная доля принадлежит сфере услуг, промышленности, сельскому хозяйству (в 2016 году 64%, 33%, 2-3% соответственно). В период с 2000 года наблюдался постоянный рост доли сферы услуг и снижение промышленной составляющей.

Сфера услуг в первую очередь представлена транспортными, банковскими, страховыми услугами, торговлей и иными видами деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что промышленность играет важную роль в обеспечении занятости населения, в развитии национальной науки и техники и в формировании совокупной добавленной стоимости.

В настоящее время промышленность Польши представлена такими направлениями, как машиностроение (автомобилестроение, с/х механизация, ж/д транспорт и подвижной состав), авиастроение, двигателестроение, судостроение, военно-промышленные компании, а также хорошей нефте-химической отраслью (переработка нефти и производство азотных соединений).

Следует понимать, что польская промышленность — это активы, созданные в период после Второй мировой войны во время вхождения Республики Польши в Организацию Варшавского договора, т. е. за счёт и благодаря усилиям СССР и Союзных республик.
В настоящее время большинство промпредприятий выкуплено американскими и европейскими корпорациями (Sikorsky Aircraft Corporation, AgustaWestland, Airbus Defence and Space, FIAT, General Motors) или обанкрочено.

В части внешнеторговых операций видно, что с 1990-х годов наблюдался постоянный рост. Экспорт товаров возрос за счёт открытия границ и ликвидации таможенных пошлин с ЕС и США. Одновременно происходило увеличение импорта товаров и услуг (График № 4).

Вместе с тем в течение длительного периода времени (с 2000 года) сальдо внешней торговли было отрицательным (до минус 38, 2 млрд долл. США), положительное сальдо стало только с 2015 года — 2,6 млрд долл. США, 4,375 млрд долл. США в 2016 году (График № 5).

При этом в Польше имеет место высокий уровень дефицита госбюджета. По состоянию на сентябрь 2017 года он составлял минус 54,4% (доходная статья бюджета — 4 884,40 млн евро к 8 4649,90 млн евро).

Для компенсации дефицитов торгового баланса и госбюджета необходимы постоянные заимствования либо на внешнем, либо на внутреннем (у населения или юридических лиц) финансовых рынках.

Как результат — внешний долг Польши по состоянию на октябрь 2017 года составляет 363 658,00 млн евро, или по текущему курсу – 428 752,8 млн долл. США (т. е. около 100% от ВВП). В расчёте на одного трудоспособного жителя Польши внешний долг достигает 12,8 тыс. долл. США. Для покрытия такого долга каждый поляк должен работать три года за зарплату в 1 тысячу злотых (280-300 долларов) или же 8 месяцев бесплатно.

Проценты по внешним займам уплачиваются с налогов поляков, что во многом обуславливает высокий уровень дефицита бюджета (т. е. налогов и сборов не хватает).

При этом уровень налогообложения в Польше достаточно высокий (см. таблицу ниже).

Ставка корпоративного налога 19,00 %

Ставка подоходного налога 32,00 %

Налог с продаж 23,00 %

Ставка социального страхования 36,12 %

Ставка соцстрахования для компаний 22,41 %

Ставка соцстрахования для работников 13,71 %

Кроме того, следует учитывать значительный уровень т. н. инфляционного налога или высокий уровень инфляции за последние 10 лет, которая составила около 90%. Это означает, что цены за этот период выросли почти в 1,9 раза. В это же время рост средней зарплаты составил около 75%, и это при постоянном увеличении производительности труда (выработки). Другими словами, труд простого поляка сильно недооценён, и это в его собственной стране.

При этом поляки для компенсации высокого уровня внешнего долга и экономически необоснованных оборонных программ должны работать дольше. Возраст выхода мужчин на пенсию — 65,5 лет, женщин — 60,5 лет.

Если рассматривать Польшу как единое домохозяйство, то оно не зарабатывает достаточно собственных денежных средств (которые покрывали бы её текущие расходы), а «живёт» в долг. И при этом фискальные поступления (от населения и юр. лиц) не компенсируют покрытие текущих расходов на государственные программы, амбициозные планы, выплату текущего долга, что заставляет правительство «чрезмерно напрягать» своё население и втягивать страну в ещё большую кредитную кабалу от стран Запада.
Здесь к месту будет наша статья по оборонным бюджетам и реальным устремлениям корпораций. Как видим, значительные военные ассигнования Польши сильным бременем переносятся на простых граждан и национальные субъекты хозяйствования. При этом западные корпорации рассматривают Польшу и её население исключительно в качестве донора своего высокого уровня жизни.

Уровень безработицы снижался за последние несколько лет и по состоянию на сентябрь колеблется на уровне 7%. Вместе с тем по уровню безработицы среди молодёжи данный показатель превышает 13,7-14,4% (что вынуждает молодое поколение Польши искать «лучшую долю» за пределами своей страны).

Согласно данным главного управления статистики Польши, на начало 2017 года за пределами РП находилось 2515 тыс. поляков, что на 118 тыс. больше (4,7%) по сравнению с концом 2015 года.

Большая часть пребывает в Европе — 2214 тыс. человек, из них 2096 тыс. — в странах ЕС. Основная доля эмигрантов приходится на Великобританию (788 тыс. человек), ФРГ (687 тыс.), Нидерланды (116 тыс.), Ирландию (112 тыс.).

Одновременно наблюдается низкий уровень рождаемости — 212-е место в мире (1,33 рождения на каждую женщину) и постоянное старение польского населения. По прогнозам главного управления статистики Польши, до 2050 года население Польши при текущих демографических процессах снизится с 37,95 до 33,9 млн человек.

Как видим, экономика Польши не настолько самостоятельна и имеет существенные социально-экономические проблемы. Её текущее развитие обеспечено за счёт финансовой поддержки ЕС и США.
В настоящее время Польша пытается демонстрировать активную позицию помощника Украины, т. н. «старшего брата», который оказывает поддержку в сложной ситуации, претендуя, в свою очередь, на роль лидера.

Но в большинстве случаев это связано со стремлением польских правящих элит «сесть» на «распил» финансовой помощи, которая выделяется США и другими странами Запада на поддержку режима на Украине.

Из вышеприведённой оценки видно, что Польша ввиду отсутствия экономико-финансовых свобод вряд ли способна выступать самостоятельным политическим игроком и лидером в Восточной Европе. Польша выступает в роли лишь одной из фигур в большой игре Запада. Печально лишь то, что данные политические заигрывания руководства страны и полное отсутствие их суверенности в действиях тяжёлым социально-экономическим бременем ложится на простого поляка и его следующие поколения.

Польская валюта: какие деньги в Польше?

Польская валюта злотый

Основной денежной единицей Польши является злотый. Один злотый равен 16 рублям и делится на 100 грошей. В настоящее время в Польше используются купюры номиналом 10, 20, 50, 100, 200 и 500 злотых, а также более мелкие разменные монеты.

История польской валюты

Появление злотого и реформы Станислава Понятовского

В эпоху Средневековья в Польше были распространены:

  • Краковский грош — мелкая серебряная монета;
  • Копа — чешская монета, равная 60 краковским грошам;
  • Польская марка, за которую давали 210 грамм серебра;
  • Краковская гривна, сменившая польскую марку в XIV веке.

Позже все эти монеты были вытеснены злотым.

Изначально «злотым» называли все золотые иностранные монеты, в первую очередь, дукаты, имевшие широкое хождение на территории Польского королевства. Название «злотый» сохранилось за польской валютой даже после того, как государство начало чеканить не золотые, а серебряные монеты.

Официальной денежной единицей злотый стал в 1528 году, после соответствующей финансовой реформы. При чеканке монеты государство столкнулось с серьёзной проблемой: в Речи Посполитой не было достаточного количества серебра, чтобы обеспечить фактическую стоимость новых денег. При этом польские короли и сейм упорно старались противостоять инфляции, искусственно завышая стоимость злотого, несмотря на то, что содержание драгоценного металла в монете падало с каждым годом.

На протяжении нескольких веков официально объявленная стоимость злотого равнялась 30 серебряным грошам, но фактически к XVIII веку одна монета не могла стоить больше 12 грошей.

Дальнейшее усугубление ситуации могло привести к полному краху польской экономической системы. Однако к власти наконец пришёл человек, осознавший необходимость перемен. В 1766 году по инициативе короля Станислава Понятовского была проведена денежная реформа. По итогам этой реформы Речь Посполитая перешла на кёльнскую стопу, содержавшую 233 грамма серебра и делившуюся на 80 злотых.

Злотый после разделов Речи Посполитой

В конце XVIII века произошло три раздела Речи Посполитой, в ходе которых это государство прекратило своё существование. В той части Польши, которая отошла Пруссии, злотый был вытеснен маркой. А на тех землях, которые после переделов оказались русской территорией, злотый имел хождение наравне с рублём. Петербург не стал ликвидировать польскую валюту, поскольку в ряде случаев она оказывалась удобнее и надёжнее русского рубля. Злотый оставался официальной денежной единицей на территории Царства Польского, но с некоторыми оговорками. Во-первых, на каждой монете должен был присутствовать российский герб или портрет Александра I. Во-вторых, российское правительство установило низкую стоимость злотого: за один злотый давали всего 15 серебряных копеек.

В 1828 году Польскому банку разрешили печатать бумажные деньги. Ассигнации не были чем-то новым для поляков. В конце XVIII века во время восстания Тадеуша Костюшко Варшавский монетный двор уже занимался выпуском бумажных купюр, но после победы над повстанцами все свежеотпечатанные деньги были уничтожены.

Буквально через три года в Польше произошло новое восстание за независимость, во время которого начался выпуск польских денег без изображения символов Российской империи. Как и в прошлый раз, после подавления восстания эти денежные знаки были уничтожены. С той поры злотый стал постепенно вытесняться рублём. К 1856 году хождение на территории Польши имел исключительно рубль.

Денежная система независимой Польши

После Первой Мировой войны польские власти изъяли из оборота всю иностранную валюту, чтобы заменить её польскими деньгами. Сначала была создана такая денежная единица как польская марка, но вскоре её вытеснил всё тот же злотый, привязанный к курсу доллара. В 1925 году из-за многочисленных долговых обязательств польского правительства, страна пережила инфляцию.

Исправить положение попробовал председатель Совета Министров Польши — Юзеф Пилсудский. На какое-то время ему удалось стабилизировать курс польской валюты, но экономический кризис вошёл в новую стадию и вызвал очередную инфляцию.

В 1939 году, когда Польша была оккупирована немецкими войсками, начался выпуск новых «оккупационных» денег с нацистской символикой. К тому моменту серебро уже перестало использоваться для чеканки монет, и новые злотые были железными и цинковыми.

В 1945 году Польша стала социалистической. Здесь стали выпускать новые деньги с соответствующей символикой. На протяжении всей советской эпохи польские деньги постепенно обесценивались. Поэтому в период с 1950 года и до начала 1990-х в стране было проведено несколько реформ, основной целью которых было введение в оборот новых купюр большего номинала.

Наиболее серьёзный кризис финансовой системы Польша пережила в момент падения советского режима. Но уже к 1995 году национальная валюта стабилизировалась. Все дальнейшие реформы были направлены уже исключительно на уменьшение номинала купюр.

Злотый или евро?

Несмотря на то, что государство входит в еврозону, вопрос о том, какие деньги должны иметь хождение в Польше, до сих пор не решён.

С одной стороны, Польша ещё не выполнила необходимого для перехода на евро условия: в течение двух лет поддерживать низкий уровень инфляции и избегать большого бюджетного дефицита. С другой стороны, переходить на новые деньги не торопятся и сами поляки. Согласно опросам, 75% населения считает, что национальной валютой должен оставаться злотый, а введение евро станет причиной финансовой нестабильности. Этого же мнения придерживаются действующий президент Польши — Анджей Дуда и большинство депутатов сейма.

К настоящему моменту обсуждение вопроса о переходе на евро отложено на 10-20 лет. Вице-премьер Матеуш Моравецкий мотивирует это решение тем, что переход на евро будет безопасен для Польши только в том случае, если стране удастся нарастить свою экономическую и производительную мощь.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *