Содержание

Государственные финансы и частные финансы 2020

Аналитики новостей часто обсуждают сектор частного и государственного финансирования. Несмотря на то, что большинство людей имеют общее представление о том, что означают два термина, важно гораздо более глубокое понимание того, что они влекут за собой, и их различия.

Государственный сектор состоит из всех государственных организаций, всех агентств и государственных учреждений. С другой стороны, частный сектор относится ко всем частным компаниям, компаниям, партнерствам и некоммерческим корпорациям. В этой статье мы подробно обсудим значение и различия как частных, так и государственных финансов.

Что такое государственные финансы?

Государственные финансы - это финансовый сектор, который занимается распределением ресурсов для удовлетворения установленных бюджетов для государственных учреждений. Эта отрасль экономики отвечает за изучение смысла и последствий финансовой политики, осуществляемой правительством. В этом секторе рассматриваются последствия и результаты применения налогообложения и расходов всех экономических агентов и общей экономики.

Ричард Масгрейв, известный профессор экономики, считает, что государственные финансы представляют собой комплекс проблем, которые сосредоточены вокруг процессов доходов и расходов правительства. Государственные финансы имеют несколько филиалов; государственные доходы, государственные расходы, государственный долг, бюджетную политику и фискальную политику.

Что такое частные финансы?

Частные финансы можно разделить на две категории: личные финансы и финансирование бизнеса. Личные финансы связаны с процессом оптимизации финансов таких лиц, как люди, семьи и отдельные потребители. Отличным примером является индивидуальное финансирование своего автомобиля по ипотеке. Личные финансы включают финансовое планирование на самом низком индивидуальном уровне. Он включает сберегательные счета, страховые полисы, потребительские кредиты, инвестиции на фондовом рынке, пенсионные планы и кредитные карты.

Бизнес-финансы включает в себя процесс оптимизации финансов бизнес-организациями. Это предполагает приобретение активов и надлежащее распределение средств таким образом, чтобы максимизировать достижение поставленных целей. Предприятиям могут потребоваться финансы на любом из трех уровней; короткий, средний или долгосрочный.

Различия между государственными и частными финансами

1. Корректировка доходов и расходов в государственных и частных финансах

Финансы как категория финансового права, их функции - Финансовое право

Страница 1 из 2

Определение финансов

Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства.

Отдельный человек может говорить о своих финансах: тог­да под финансами понимаются его личные денежные средства, на­ходящиеся непосредственно при нем, денежные отношения с бан­ком, предоставившим ему кредит, его налоговые платежи в бюджет и т.д.

Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, госу­дарственных, кооперативных и частных, о финансах муниципаль­ных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денеж­ное хозяйство».

Финансы – это всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников. Итак, финансы включают безвозмездное перераспределение средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации денежных ресурсов с последующим их использованием в целях увеличения доходов, кредитные отношения, страховая деятельность, купля-продажа финансовых инструментов.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и воз­никающие на его основе посредством оборота денег финансовые от­ношения, в результате которых образуются различные фонды денеж­ных средств как государственные, так и негосударственные (част­ные). Таким образом, финансы страны включают в себя и экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

В этом определении содержится три элемента:

  1. денежное хозяйство;
  2. финансовые отношения;
  3. фонды денежных средств.

Прежде всего, финансы страны (

денежные средства страны, финансовые ресурсы) выражают стоимость имеющихся в стране товаров и участвуют в обороте денег в наличной и безна­личной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех дру­гих товаров и всеобщим орудием обмена.

Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хо­зяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например, от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налого­плательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджет­ных и т.д.

Применительно к денежным средствам государства, муници­пальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необхо­димость формирования их в определенные фонды, каждый из ко­торых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обо­роны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рацио­нальный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны1.

В состав финансов страны включаются денежные средства бюд­жетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денеж­ные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых плате­жей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны включают:

1)  государственные (публичные) финансы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

2)  частные (негосударственные) финансы.

Государственными (публичными) централизованными финанса­ми являются денежные средства, которыми непосредственно распо­ряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджет­ных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Эти денежные средства исполь­зуются для удовлетворения общих нужд соответствующих террито­риальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественно­го порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты;
  4. внебюджетные фонды;
  5. фонды, образуемые посредством государственного и муни­ципального кредита.

В свою очередь государственные централизованные финансы (бюд­жеты) подразделяются на:

  • общие бюджеты;
  • бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

Государственные (публичные) де­централизованные финансы - это финансы государственных и муници­пальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муници­пальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный харак­тер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются за­конам рынка, что приближает их финансы к финансам других (част­ных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципаль­ные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Казна — это часть государственного и муниципального имуще­ства (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют сред­ства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и обществен­ным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государ­ственных и муниципальных финансов, состояние и динамика кото­рых в основном определяется решениями государственных и мест­ных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образова­ние, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), част­ные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отно­шения. Именно эти отношения составляют основу финансовой дея­тельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государ­ства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

 

Публичные финансы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с 5-го англ. изд. [1989]. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с. — ISBN 978-5-9900421-3-1. — Библиотека журнала «Бюджет».
(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

49 Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы. Финансовая система Республики Беларусь.

Финансы – доход, платёж. Отражают экономические отношения между различными субъектами хозяйствования по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в процессе создания, распределения и перераспределения национального продукта.

Функции финансов :

• распределительная

• регулирующая

• контрольная

Финансовая система – совокупность финансовых отношений, форм, способов и методов организации, совокупность финансовых институтов(министерство финансов РБ, министерство налогов, НБРБ), совокупность финансовых рынков(денежный рынок, рынок ценных бумаг, кредитный рынок).

Структура финансовой системы :

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ

• Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

• Финансы домашних хозяйств

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ

• Государственные финансы

• Муниципальные финансы

Государственные финансы – сфера экономических отношений, связанная с образованием централизованных фондов денежных средств, необходимы государству для осуществления его функций. Структура : гос.бюджет, гос.бюджетные и небюджетные фонды, гос.кредит,гос.фонды страхования

Частные финансы

– система экономических отношений, связанных с формированием, распределением, использованием фондов денежных средств с целью обеспечения процесса производства благ и получения прибыли. Источники : уставный фонд, прибыль, амортизационные отчисления, кредиты, продажа акций

Финансовая система РБ. Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Состав финансовом системы Республики Беларусь характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования

50 Понятие налоговой системы и её элементов. Налогооблажение: сущность и принципы. Налоги и сборы. Виды и функции налогов.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. В настоящее время можно выделить следующие принципы налогообложения: Принцип равномерности — требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения. Принцип определенности — требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику. Принцип удобства — предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода. Принцип экономности — предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными. Принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода; однократность обложения одного и того же объекта за определенный период; стабильность налоговой системы в течение длительного времени; оптимальность налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

Финансы. Функции, сущность и признаки финансов. Государственные, децентрализованные, местный финансы. Органы управления финансами

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Последние новости:

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Тема 2. Публичные и частные финансы. Публично-финансовая деятельность государства

Понятие финансов – денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием денежных накоплений (фондов денежных средств) у субъектов хозяйствования и публично-территориальных образований.

Из этого общего понятия финансов нам нужно выделить публичные финансы (частные нас не интересуют).

Если мы попытаемся найти признаки, которые позволяют разграничить частные и публичные финансы, то мы можем выделить по крайней мере три признака.

Публичные финансы

Частные финансы

Цель:

обеспечение публичного интереса

Обеспечение частного интереса (какими бы большими эти частные финансы не были)

Форма:

публичные фонды денежных средств. Мы говорим о бюджете РФ, бюджете субъекта РФ и бюджете муниципальных образований. Но есть и еще некоторые публичные фонды – Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС.

Средства организаций и физических лиц

Субъект управления:

уполномоченный орган (тот орган, в компетенцию которого входит управление публичными финансами). Применительно к бюджетам, речь идет, прежде всего, о высшем органе исполнительной власти (РФ или субъекта РФ), местной администрации. Но на самом деле компетенция правительства закреплена за конкретными министерствами, службами, агентствами или другими органами. Поэтому в смысле бюджетных правоотношений для нас становится важным главный распорядитель бюджетных средств, которым как раз и является министерство, агентство или служба.

Организации и физические лица

Только совокупность признаков позволяет отграничить публичные и частные финансы. Пример: есть небольшая симпатичная компания «Норильский никель», у которой есть финансы. Она является налогоплательщиком, платит налог на прибыль за счет своих частных финансов.  частные финансы трансформируются через налоговые правоотношения в публичные финансы. Точно так же мы все либо потенциальные, либо реальные налогоплательщики, и наши частные финансы тоже становятся публичными. Затем эти публичные финансы возвращаются к нам, но уже в другом качестве (в виде соцпособий и т. д.)

Признаки публичных финансов

Первые три – в таблице.

4. Состав публичных финансов (в отношении частных финансов состав определить невозможно в силу их разнообразия):

  1. Средства бюджетов бюджетной системы РФ (дальше будет говориться – «в состав входят в бюджеты», но так просто удобнее и неправильно. В состав публичных финансов мы включаем средства бюджетов). бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

  2. Средства государственных внебюджетных фондов ПС; ФСС; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМСы)

  3. Обособленные денежные средства, имеющие режим публичной собственности (пример: госкорпорации. Олимпстрой – он получает средства из бюджета в целях обеспечения публичных интересов, эти средства обособлены на счете госкорпорации, имеют специальный правовой режим, сохраняют целевой характер. Дискуссионный вопрос – средства Олимпстроя остаются в публичной собственности или они перешли в собственность госкорпорации? С точки зрения бюджетных правоотношений мы исходим из того, что госкорпорация – это один из возможных примеров, когда возникает основание говорить о публичных финансах в силу того, что мы находим все три признака: уполномоченные органы (см. закон), публичный интерес и если не форма фонда, то специальный правовой режим, который позволяет говорить об обособлении).

Продолжая тему об иных обособленных денежных средствах, можно посмотреть и подумать, о каких еще денежных средствах мы можем говорить как о публичных финансах

  1. Денежные средства казенных учреждений. Казенные учреждения – это прежде всего все государственные органы (вот Конституционный Суд РФ – это обычное казенное учреждение). Это обособленные денежные средства – они выделены казенным учреждениям и отражены на лицевом счете. Они сохраняют свою публичность, потому что обеспечивают публичный интерес (они не могут быть потрачены ни на что иное, кроме как содержание КС РФ, обеспечение исполнения его функций), Есть уполномоченный орган, который ими управляет (председатель Конституционного суда) и, наконец, они имеют специальную форму – режим лицевого счета.

  2. Денежные средства бюджетных учреждений. (например, СПБГУ. Денежные средства, которые университет получает из федерального бюджета направлены на обеспечение публичного интереса, потому что это государственное образовательное учреждение и не важно – учится студент за свой счет или за счет бюджета; у этих средств, которые получает университет, есть специальный режим и они отражаются в особом порядке; есть уполномоченный орган( в данном случае это уполномоченное лицо - ректор), который отвечает за то, чтобы эти средства были использованы исключительно в рамках уставной деятельности университета.)

  3. Денежные средства автономных учреждений.

  4. Денежные средства унитарных предприятий. Имущество унитарных предприятий находится в собственности публичного субъекта (публичной собственности), в т. ч. денежные средства, у него нет собственности на денежные средства, которыми оно оперирует. Публичный интерес сохраняется – унитарные предприятия создаются в целях реализации публичного интереса в тех сферах, в которых неэффективны рыночные механизмы либо по каким-то другим причинам. При этом мы понимаем, что унитарные предприятия – это коммерческие организации, которые существуют с целью извлечения прибыли, но извлечения прибыли, которая увеличивает публичную собственность, т. е. унитарное предприятие работает на публичный интерес.

  5. Денежные средства ЦБ РФ. Еще более сомнительная категория. Можем ли мы сказать, что денежные средства ЦБ – это его частные финансы. Нет, не можем (даже в страшном сне сложно представить). Но если открыть закон о ЦБ, то увидим, что ЦБ - это даже не государственный орган. С точки зрения Финансового права – это экономическая служба, которая предусмотрена в ст. 71 Конституции. И в этом смысле данная служба также обеспечивает публичный интерес и, соответственно, средства, которыми оперирует ЦБ, являются публичными финансами. Хотя говорить здесь о какой-либо специальной форме не получается, потому что режим средств ЦБ ничем не отличается от режима, который существует у денежных средств любой другой компании, потому что это самофинансируемая организация.

  6. Денежные средства государственных корпораций. Еще более сложная конструкция с точки зрения отнесения к публичным или частным финансам. При всем том, что лектор обосновывает то, что денежные средства госкорпораций – это публичные финансы, но в законе черным по белому написано, что имущество находится в собственности госкорпорации.

  7. Денежные средства акционерных обществ со 100% участием РФ (?). понятно, что это АО, они подчиняются закону «Об АО», ГК РФ (нормы бюджетного права - только в силу прямого указания закона), но если РФ имеет в них 100% участие, то возникает вопрос – какой интерес обслуживают эти средства. Очевидно, что публичный.

Казна

Казна бывает государственная и негосударственная (муниципальная).

Статья 214 ГК РФ (говорит о государственной казне, а именно о казне РФ и субъекта РФ):

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Статья 215 (говорит о муниципальной казне)

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Нужно сопоставить понятия «публичные финансы» и «казна». Если вернуться к публичным финансам, то в их состав бесспорно включаются средства бюджетов и средства внебюджетных фондов.. В состав казны ГК включает средства бюджетов и иное имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями. финансы – это то имущество, которое является денежными средствами. Поэтому если у нас возникает иное имущество, незакрепленное за гос.предприятиями и учреждениями, то это имущество входит в казну, но не входит в состав публичных финансов. Средства внебюджетных фондов в казну не входят, это означает, что по обязательствам РФ обратить взыскание на средства, например, Пенсионного фонда, невозможно, потому что обращение взыскания идет только на казну.

Иное государственное имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями – это прежде всего недвижимость, которая по каким-то причинам не закреплена ни за унитарным предприятием, ни за учреждением. Другой пример: в пользу публично-правового образования присуждается имущество, но пока оно будет принято на баланс какого-то учреждения проходит время и это время, когда оно находится в казне.

Почему законодатель в ГК дает определение казны, причем оно появилось еще в 1994 году в первой части. Потому что тем самым законодатель определяет пределы ответственности публичного субъекта в гражданском обороте. Публичный субъект отвечает только средствами казны

Казна возобновляема – каждый год утверждается бюджет на следующий год

Соотношение понятий публичных финансов и казны.

Соотношение публичных и частных финансов

Понятия публичных и частных финансов исключают друг друга, но при этом имеют подчинение общему для них родовому понятию финансов. Следовательно, они находятся в отношении соподчинения. Иное есть ошибочно или противоречит законам логики.

Для подтверждения сформулированного тезиса прежде всего необходимо определить понятия публичных и частных финансов.

В доктрине финансового права финансы не отождествляются с финансовыми ресурсами, денежными средствами; они воплощают в себе отношения по поводу аккумулирования, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Подобное понимание предопределено тем, что право как регулятор общественных отношений не может непосредственно воздействовать на деньги как объект гражданских прав, однако может регулировать общественные отношения, возникающие по поводу вовлечения денежной массы в гражданском обороте.

Финансы (по крайней мере, в рамках экономической системы отдельно взятого государства) распадаются на публичные (в РФ: государственные и муниципальные) и частные, между которыми «существует фундаментальное различие, разводящее их по разные стороны правовой системы»[1].

Каковы данные различия?

Во-первых, публичные финансы регулируются нормами отраслей публичного права, частные финансы регулируются правом частным.

Во-вторых, состояние частных финансов зависит от сложившейся ситуации на рынке, подчинено его законам, в то время как состояние публичных финансов главным образом зависит от результативности действий органов публичной власти в этом направлении, оставаясь связанным с рыночными детерминантами.

В-третьих, публичные финансы аккумулируются посредством государственного принуждения. Частные финансы мобилизуются иными инструментами, отличными от принуждения, а потому риск дефолта обязательств физических и юридических лиц, как правило, выше аналогичного риска публично-правовых образований.

В-четвертых, частные финансы ориентированы преимущественно на получение прибыли. Получение прибыли не является целью публичных финансов, выступающих «средства[ми] осуществления так называемого общего интереса»[2]. Если в результате использования публичных финансов образуется профицит, то он не может выступать показателем эффективности использования публичных финансовых ресурсов. Денежный излишек должен быть использован для удовлетворения социально-полезных потребностей населения путем увеличения государственных расходов или уменьшения доходов, например, посредством уменьшения налогового бремени. Дефицит денежных средств, напротив, характерен в большей степени для публичных финансов, поскольку государство способно найти источники его покрытия. Гражданин или организация не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность на основе хронического займа.

В-пятых, планирование частных финансов опосредовано доходом от использования денежных ресурсов. Планирование публичных финансов опосредствуется расходами: сперва составляется круг статей расходов для удовлетворения наиболее важных или иных потребностей населения, затем анализируются существующие источники доходов, их адаптация, при их нехватке государство рассматривает источники финансирования дефицита бюджета.

Несмотря на наличие существенных различий, будучи объединенными одним родовым понятием, частные и публичные финансы не лишены общих черт. Так, финансы в материальном аспекте имеют преимущественно денежную форму. В обеих сферах возникают схожие проблемы: ограниченность расходов, организация контроля[3].

Кроме того, при принятии решений в сфере публичных финансов нельзя не учитывать как частные, так и публичные интересы, поскольку частный капитал оказывает влияние на государственную финансовую политику.  Так, замирание деловой активности влечет сокращение налоговой базы, что, в свою очередь, уменьшает публичные доходы. В связи с этим грамотная финансовая политика должна учитывать интересы государства и частного предпринимательства[4].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод, что понятия публичных и частных финансов находятся в отношении соподчинения.  Взаимоисключаемость понятий предопределена фундаментальными различиями: целеполаганием, регулируемостью различными отраслями права, степенью корреляции между состоянием финансов и ситуацией на рынке, возможностью использования принуждения при аккумулировании финансовых ресурсов.

[1]Козырин А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. С. 3 (здесь и далее страницы приведены по: http://www.kozyrin.ru/userfiles/documents/frag26.pdf)
[2] Там же. С. 4.
[3] См.: там же. С. 3.
[4] См.: там же. С. 7.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *